Декоративное убранство Успенской церкви сохранилось не полностью. В настоящее время лишены убранства северная и южная стены церкви и вся трапезная. Наиболее интересным является восточный фасад. Аркатурно-колончатый пояс проходит по всем апсидам «Дивной». Своей нижней частью колонки опираются на верхний полувалик межэтажного пояса, а наверху завершаются двойными килевидными арочками. Каждая колонка украшена двумя дыньками. Своим рисунком пояс напоминает несколько измененную обработку московских храмов XV–XVI веков, а также аркатуру ростовского Успенского собора. Интерьер «Дивной» сохранился плохо: полностью утрачены росписи, отсутствует иконостас. По наблюдениям специалистов и сообщениям источников, самой ранней являлась роспись 1680–1684 годов. В XVIII – начале XX веков она неоднократно поновлялась и переписывалась. Первоначально в церкви был двухярусный иконостас. В середине XIX века его заменили на одноярусный. Денисов В.В. Этот трёхшатровый храм необычен и для Углича, и для всей России. Специалисты связывают его постройку с влиянием на местную архитектуру московского зодчества; в частности, известный искуствовед Игорь Грабарь отмечал: " Успенская церковь поражает запоздалостью своей ранне-московской алтарной обработки, отодвигающей её на много лет назад " . Стройные и белоснежные шатры Дивной церкви в Угличе видны издалека, настолько высоко они вздымаются над кронами больших деревьев. Каждый, кто видит этот храм впервые, может отметить как органичное совершенство композиции его здания, так и целую оригинальность конструкции. Основа её - главная храмовая часть, которую завершают три высоких шатровых главы, совместно образующих некое подобие трезубой монаршей короны. Их устремлённость ввысь придаёт зданию, и без того расположенному на возвышенности, определённую лёгкость и изящество, благо две малые главы храма являются декоративными. Главный же шатёр отделён от внутреннего объёма храма массивным сводом и в прошлом конструктивно вполне мог играть какую-то целевую роль в общем архитектурном ансамбле, предположительно обладая входом внутрь. Малые же шатры, внешне схожие с центральным, глухие по определению, так как базируются на сводах цилиндрической формы, которые, в свою очередь, перекрывают нижние помещения. Примечательно, что малые шатры по боковым фасадам храма несколько смещены относительно более массивного центрального в восточную сторону. Весь основной объём храма, сравнительно небольшой, установлен на высоком подклете, изначально имевшем хозяйственное назначение. Главную же часть всего здания составляет кирпичная трапезная. Это наиболее массивная часть всего ансамбля. Она квадратная в плане, имеет два этажа и сводчатое одностолпное перекрытие. С определённого момента она стала также нести функции покоев для настоятеля Алексеевского монастыря. С восточной стороны здание украшают три апсиды алтарной части, имеющие полукруглую форму.

http://sobory.ru/article/?object=05718

Благовещенский монастырь был упразднен при учреждении штатов в 1764 г. До 1831 г. при церкви существовали кельи игуменьи бывшего монастыря; в этом году они были уничтожены пожаром. Предание говорит, что в кельях этого монастыря некоторое время жила царственная монахиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), бывшая супруга Петра Великого, приезжавшая сюда из Покровского Суздальского монастыря. Престолов в церкви три: главный - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельные: во имя Святителя и Чудотворца Тихона Амафунтского и во имя Святителя и Чудотворца Николая. «Из старинных священных вещей в церкви сохраняются: а) серебряная панагия; б) резной наперсный, в серебряной оправе, крест; в) две звезды, с надписью: «польза, честь и слава», и г) медное, с двуглавым орлом, паникадило,- вклад монахини Елены (Царицы Евдокии Лопухиной). К Благовещенской церкви приписаны: Крестовоздвиженская церковь и кладбищенская Преображенская. Основное сооружение комплекса и наиболее древний из сохранившихся памятников села. К реке обращен главным западным фасадом. К настоящему времени утрачена его кровля и большая часть покрытий глав, обрушена юго-восточная часть свода с одной из глав. В своей основе принадлежит к типу двустолпных пятиглавных храмов с пониженными боковыми приделами, характерными для костромского зодчества 2-й пол. 17 в. Основной объем собора – мощный кубообразный трехсветный четверик с тремя сильно пониженными полукружиями апсид и небольшим притвором у западного фасада. Особенностью композиции являются сдвинутые к востоку столпообразные двусветные четверики первоначальных приделов, апсиды которых поставлены в одну линию с апсидами главного храма. Четырехскатные кровли приделов завершены чешуйчатыми луковичными главками, повторяющими в уменьшенном виде основные и образующими с ними ярусную композицию. Фасады четверика традиционно расчленены лопатками на три прясла с высоко поднятыми арочными и прямоугольными окнами второго света в наличниках с боковыми колонками и килевидными очельями. Одно из окон (в центре западного фасада над главным входом) отмечено висячей гирькой в завершении проема и трехкилевым очельем наличника. Широкий пояс поребрика и небольших нишек, завершавший первоначальный объем, отделяет верхний ярус четверика с восьмигранными окнами (в центре западного фасада и на восточных пряслах боковых стен). Венчает фасады пояс слабо выраженных арок ложных закомар. Цилиндрические барабаны основных и придельных глав обработаны аркатурно-колончатыми поясами с кокошниками в основании. Западные пристройки приделов выполнены в формах позднего классицизма с типичной трехчастной композицией окон на боковых фасадах. Приделы имеют самостоятельные входы с запада.

http://sobory.ru/article/?object=03149

Он поставлен на высокий подклет, помещения которого перекрыты коробовыми сводами; они использовались для братских трапез и приема странников. Верхний этаж, идентичный по планировке нижнему, состоит из обширной трапезной, храма и алтаря. Двусветный четверик с декоративной главкой был вытянут в ширину и перекрыт лотковым сводом. Алтарь 2-частный, с небольшим приделом в левой части. С юга к четверику храма примыкала паперть с крыльцом. Снаружи храм оформлен 3 уплощенными апсидами, разделенными сильно выступающими лопатками. Апсиды напоминают те же архитектурные детали надвратной Благовещенской ц. суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы монастыря (между 1597 и 1605?, 30-е гг. XVII в.?; см.: Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 311-313). Декор, как и в Успенской ц., сочетает типичные формы XVII в. (пояс поребрика, балясин и ширинок) с мотивами, напоминающими архитектуру Покровского мон-ря (аркатурно-колончатый пояс). В кон. XIX в. в храме имелись приделы во имя свт. Митрофана Воронежского (южный) и свт. Николая Чудотворца (северный). Чугреева склонна относить Казанскую ц. к 70-80-м гг. XVII в., «так как она близко связана с ростовским и суздальским кругом памятников конца XVII столетия». В 1656/57 г. была построена и 2 июня 1657 г. архиеп. Суздальским Филаретом освящена небольшая надвратная ц. во имя Всех святых (не сохр.), над к-рой на четвериковом основании возвышалась колокольня с шатром. Каменная ограда (1810-1820) утрачена. Из построек сохранился настоятельский корпус (1806) с нижним каменным и верхним деревянным этажами. Примыкающее к главному фасаду деревянное крыльцо завершено треугольным фронтоном на кронштейнах. В интерьере корпуса сохранились печи с частичной кафельной облицовкой 1-й пол. XIX в. Разрушены каменные здания народного уч-ща (2-я пол. XIX в.), гостиницы для богомольцев и братских келий. Пустыни принадлежали деревянная часовня (за р. Золотоструйкой, у перекрестка дорог из Суздаля и Гавриловского посада в Шую) и деревянный постоялый двор.

http://pravenc.ru/text/199979.html

В 1837 году " в главном храме... возобновлён иконостас и вновь произведена стенная живопись " . И так далее. В итоге фасады собора утеряли многие декоративные элементы (их сняли или заштукатурили), боковые апсиды надстроили вровень с центральной с устроением общей кровли, были прорублены новые окна, а старые заложены. После революции монастырь был закрыт - по всей видимости, в 1922 году, в связи с сопротивлением его настоятеля, епископа Димитрия (Сперовского), изъятию церковных ценностей. Спасо-Преображенский собор некоторое время использовался под зерносклад и уже к началу войны представлял собой печальное зрелище. Во время оккупации в уцелевших зданиях обители разместилась немецкая комендатура. В 1960-е годы начата реставрация архитектурного ансамбля, приуроченного к празднованию 800-летия Старой Руссы. Как можно видеть, все окна нижнего яруса удалось восстановить в формах XV столетия с характерными бровками над ними, образованными двумя декоративными элементами - полуциркульной " полочкой " и рядом поребрика. На южном фасаде одно такое окно было восстановлено и во втором ярусе. Также на южном фасаде собора можно видеть два наличника с так называемыми " разорваннными " фронтонами. Эта форма характерна для новгородской архитектуры конца XVII века, и именно она позволила уточнить датировку очередного ремонта Спасского собора. Такие же наличники, кстати, можно видеть на фасадах церкви Рождества Богородицы на Малице. При реставрации алтарных апсид была выявлена их разноуровневость, стёртая ремонтами XIX века. Оконные проёмы, декор над ними в виде бровок и поясок бегунца в верхних частях апсид " пришли " из XV века. Верхняя часть здания была в первой трети XVII века сложена полностью заново. В декоре барабана отразились вкусы того времени. Приёмы, которые использовал здесь зодчий, просты, но выразительны - двухобломный карниз в верхней части, ниже поясок из двойных полукруглых нишек, затем валик, " катушечный " пояс, бегунец и снова валик. В нижней части видим традиционный аркатурно-колончатый пояс.

http://sobory.ru/article/?object=06903

Золотниковская пустынь. Золотниковская Успенская пустынь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Успения - бесстолпный трехглавый храм, выполненный в формах древнерусской архитектуры сер. 17 в. с использованием традиций суздальского зодчества. Его трехглавие вызвано, вероятно, ориентацией на храмы Суздаля 16 в. Аркатурно-колончатый пояс в верхней части стен связан с памятниками Верхней Волги. Пространственная композиция кирпичного, покрытого обмазкой и побеленного здания, состоит из крупного двухсветного четверика храма с четырехскатной железной кровлей, увенчанной тремя световыми барабанами, и примыкающих к нему объемов: сильно вынесенной полукруглой алтарной апсиды (первоначально, вероятно, было две апсиды), трапезной и северного придела. Во 2-й пол. 19 века здание подверглось капитальной перестройке. Был пристроен южный придел разобраны внутренние стены трапезной в обоих приделах. Для достижения традиционного пятиглавия над западной частью четверика были дополнительно устроены две декоративные главки (утр.). Большинство проемов заложено, восточное окно апсиды растесано в широкий въезд. Своеобразно сосредоточение декоративного убранства в верхней части фасадов. Стены четверика завершены карнизом и фризом из поребрика и пояса балясин: во фриз вкомпонованы также обрамленные полуваликами пятиугольные киоты. Под фризом по периметру стен, исключая мощные огибающие угловые лопатки, протянут аркатурный пояс. Не имеющие наличников окна - арочные, с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями. Внутри четверик перекрыт оригинальной системой сводов: в восточной части две подпружные арки несут коробовый и полукоробовый своды со световыми отверстиями для центрального и боковых барабанов; в западной части -полулотковый свод. На своде и в верхней части стен храма сохранились фрагменты клеевой живописи. Это интересный пример росписи сер. 19 в., гризайльный декор которое выдержан в стиле классицизма, а в изображении святых заметно влияние древнерусской живописи 17 в. Изысканный колорит построен на сочетании интенсивных ярких и разбеленных светлых тонов.

http://sobory.ru/article/?object=05664

В своем нынешнем виде Георгиевский собор несколько приземист. Но это не создает ощущения массивности, храм невелик и полностью сохраняет размеры первоначальной постройки 1152 года. Современный Георгиевский собор покрыт четырехскатной крышей с большой главкой на широком барабане. Узкие вытянутые оконные проемы говорят о фортификационном характере сооружения. С востока - выдающиеся вперед широкие полукружия апсиды. С севера и юга - перекрытые сводами с килевидными закомарами притворы. С северо-востока к храму примыкает усыпальница юрьевских князей - Троицкий придел. Каменная резьба лучше всего видна на северной и западной стенах собора. Сохранились кентавры, аркатурно-колончатый пояс храма с рельефными фигурами святых. Притворы украшают полуколонны с арками. Пояс также украшен резьбой с растительными мотивами. Сегодня в Георгиевском соборе хранится большая коллекция резных камней, которые не были использованы при реконструкции. Специалисты считают почти утраченным декор портала южного фасада собора. Остатки уникальной резьбы XIII века были практически уничтожены в результате неправильно проведенной летом 2009 года реставрации. Вместо устранения причины «болезни» - засоленности белого камня - реставраторы обошлись косметическими мерами. «Идет интенсивное соляное разрушение камня, все покрыто солью сверху донизу», - отмечала тогда реставратор высшей категории Института реставрации Елена Антонова. Пока еще есть шансы спасти уникальный собор. Но время делает свое дело. На северном фасаде наблюдаются интенсивное отслоение штукатурного слоя, мокрые пятна, множество высолов. В неудовлетворительном состоянии находится одно из полукружий апсиды: разрушена часть штукатурного слоя. На цоколе храма видны биологические отложения, разрушается кирпич. Нуждается в ремонте отмостка. Внутри собора, особенно на опорных столбах, в виде кристаллических выцветов выступают на поверхность соли. Влажность - 70-78%, температура 1-2 град. Такой климат разрушительно действует на роспись, она медленно шелушатся и отпадает. Чугунные половые плиты от влажности и осыпающихся солей ржавеют, камни крошатся, образуются каверны. Кое-где на стенах заметны биологические отложения. Необходимы срочные меры по спасению памятника.

http://sobory.ru/article/?object=00203

I. Успенский собор. В 1475-1479 гг. итал. архит. Аристотелем Фьораванти, приглашенным вел. князем Московским Иоанном III, вместо разрушенного здания был построен существующий ныне Успенский собор. На протяжении неск. столетий он являлся главным кафедральным храмом Московских митрополитов, а затем и патриархов. Здесь проходила интронизация предстоятелей Русской Православной Церкви. В XIV-XVII вв. храм служил местом их захоронения. В стенах собора проводились все церемонии венчания на царство и коронации российских императоров. С 1917 г. и по наст. время он является музеем. Прекратившиеся в годы советской власти богослужения были возобновлены в 1990 г. Архитектурный облик собора определяют как древнерус. черты (пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс), так и приемы построения формы, присущие итал. зодчеству эпохи Возрождения (равномерное распределение вертикальных членений наружных стен, завершенных равновысокими полукруглыми закомарами правильного очертания). Величественный 6-столпный храм, построенный в смешанной технике из кирпича и белого камня, отличается исключительной цельностью объема. Он обладает просторным, прекрасно сбалансированным и хорошо освещенным интерьером «зального» типа с круглыми и прямоугольными опорами, поддерживающими крестовые своды. Три отрока в пещи огненной. Роспись жертвенника Успенского собора. Кон. XV — нач. XVI в. Три отрока в пещи огненной. Роспись жертвенника Успенского собора. Кон. XV — нач. XVI в. Первая известная роспись основной части Успенского собора относится к 1513-1515 гг. Кон. XV - нач. XVI в. датируют стенопись в алтаре и изображения преподобных на каменной алтарной преграде, сев. часть к-рой открыта в нижней зоне иконостаса. Эти росписи были, по-видимому, созданы иконописцем Дионисием и др. мастерами, составлявшими его окружение. В 1642-1643 гг., согласно указу царя Михаила Феодоровича, собор был расписан повторно. Работа была поручена большой группе изографов во главе с царскими мастерами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым. Старые изображения были скопированы, а затем новая роспись была выполнена по этому образцу с сохранением прежней композиции.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Облик храма эпохи Тона воспроизводит ц. во имя апостолов Петра и Павла в Шяуляе (1938), каждый из фасадов к-рой завершен большим килевидным кокошником, этот мотив повторяется в очертаниях крыльца. Примечательны деревянные церкви Успенская в Мажейкяе (1931-1933, архит. В. Копылов из Тяльшяе, получивший образование в Праге), у к-рой «модерновые» кровли криволинейных очертаний с килевидным завершением, и в честь Смоленской иконы Божией Матери в Колайняе (1940). В ней использован тот же наиболее распространенный тип храма, что и в Гегобрасте, но с повышенным центральным объемом. Уникальным образцом функционализма в православном храмостроительстве можно считать ц. во имя свт. Николая Чудотворца в Тяльшяе (1938-1939, архит. Копылов). Кубический выбеленный храм с миниатюрными притвором и алтарным объемом завершен луковичной главкой. Фасады прорезаны парами арочных окон. Крайне скупой декор составляют своеобразной формы кронштейны, замыкающие угловые части и центральные оси фасадов здания. Наиболее значимой храмовой постройкой данного периода можно считать Благовещенский собор в Каунасе (освящен в 1935), выполненный в неорус. стиле (инженер-архитектор Э. А. Фрикас). Храм отличается сложной, но симметричной композицией, мощным цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. К боковым фасадам примыкают более низкие объемы, украшенные с запада и востока луковичными главками на аналогичных барабанах, центральные части их боковых фасадов, прорезанные 3 полуциркульными окнами, венчаются 3 килевидными кокошниками. С востока объем завершают 3 граненые апсиды, оформленные килевидными кокошниками. С запада расположена массивная стена - звонница с 2 главками и 5 килевидными кокошниками, к-рые опираются на 3/4-ные колонки и образуют аркатурно-колончатый пояс. В храм ведут 3 крыльца: западное на кубышках, северо-западное и юго-западное на колонках с муфтами, их венчают килевидные кокошники. В 1947 г. правосл. общине в Клайпеде был отдан лютеранский кладбищенский храм - ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, в виде однонефной базилики с высоким 2-скатным покрытием и со звонницей, которая «русифицирована» благодаря надстроенной золоченой луковичной главке над скатом кровли с арочными окнами на зап.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Придуманный архитектором Константином Тоном русско-византийский стиль, который был взят за основу при работе над проектом Павловского собора, иногда упрекают в излишней холодности и сухости, в недостатке красоты и величия. Действительно, при всей конструктивной ценности спроектированных Тоном зданий, сам стиль не прижился надолго в русской архитектуре и постепенно сошёл на нет после смерти Николая I, который покровительствовал своему любимому архитектору. Благодаря своей счастливой судьбе, пятиглавое каменное здание собора дошло до наших дней практически без изменений. Крестообразное в плане, оно стоит на высоком подклете и снаружи сохраняет кубическую форму. Фасад собора разделён пилястрами на три неравные части - срединная почти вдвое шире боковых. Центральный купол собора - двенадцатигранный с шестью окнами, а боковые купола, два из которых представляют собой звонницы, - восьмигранные с четырьмя открытыми окнами и носят декоративный характер. Кресты для куполов с цепями и позолотой были изготовлены в Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе, а девять колоколов отлиты купцом Стуколкиным на Валдае. Как и многие другие многоярусные колокольни, колокольня Павловского храма имеет арочные оконные проёмы только на некоторых гранях верхнего яруса. На остальных же они заменены на килевидные арки с полуколоннами, выделяющими ребро колокольни. На фасаде храма находятся шесть композиций, состоящих из четырёхуровневых закомар: внешняя - килевидной формы, затем обычный кокошник, аркатурно-колончатый пояс и, наконец, кокошник-поребрик, подчёркивающий горельеф святого, расположенный в центре. Высокие узкие окна обрамляют наличники в виде арок. Помимо окон, выполяющих свои прямые функции, на фасаде находятся и декоративные, которые за отсутствием надобности были закрыты иконами с изображением святых. Красивый перспективный портал главного входа, широко раскрываясь навстречу прихожанам, будто бы приглашает их войти внутрь храма. А большие коринфские колонны добавляют ему красоты и изящества. Над перспективным порталом главного входа в собор привлекает внимание окно-розетка, пришедшее в русскую архитектуру с запада и являющееся характерной деталью псевдоготического стиля. Такие же розетты располагаются на северном и южном фасадах собора.

http://sobory.ru/article/?object=00533

занимает участок в форме неправильного квадрата, к-рый с севера и запада ограничен р. Золотоструйкой, а с юга и востока - домами поселян. Он представляет собой нечастый пример монастырского комплекса, созданного за короткий промежуток времени (50-е гг. XVII в.) по единому замыслу. Первая деревянная ц. в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя вмч. Иоанна Сочавского была поставлена в 1-й четв. XVII в., при основателе обители иноке Ионе. Придел во имя вмч. Иоанна Нового Сочавского построен в 1633 г. в память о рождении царевича Иоанна Михайловича (2 июня 1633 - 10 янв. 1639). Каменная соборная Успенская ц., согласно закладной доске, была воздвигнута в 1651 г., при игум. Никоне, и освящена 29 июля того же года. Это бесстолпный 3-главый храм небольших размеров, построенный в традиц. формах позднесредневек. рус. архитектуры сер. XVII в. Двусветный четверик храма увенчан 3 главами на световых барабанах, опирающихся на оригинальную систему сводов. Смещенный к востоку центральный барабан прорезан в поперечном коробовом своде, опирающемся на 2 поперечные арки. Малые барабаны опираются на полукоробовый свод между вост. аркой и вост. стеной храма. Вся зап. зона перекрыта полулотковым сводом. Трехглавие храма, как и мн. особенности его декора, объясняется ориентацией на собор Покровского мон-ря в Суздале (10-е гг. XVI в.). В типичный для XVII в. фриз из поребрика и пояса балясин вставлены 5-угольные киоты. Под фризом протянут аркатурно-колончатый пояс, под ним расположены не имеющие наличников арочные окна с глубокими наружными откосами. Северный и южный входы обрамлены перспективными порталами с килевидными завершениями. По мнению Н. Н. Чугреевой, «характер архитектуры существующего здания не соответствует указанной дате. Структурные особенности памятника - нерасчлененность плоскостей лопатками, завершение стен горизонтальным обрезом под 4-скатную кровлю, конструкция свода в совокупности с декоративными деталями убранства, присущими ростовскому и отчасти суздальскому строительству посл. четв. XVII в., дают основание считать, что церковь заново перестраивалась в конце XVII в.» (см.: http://www.ivanovo. ru/mon).

http://pravenc.ru/text/199979.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010