Ростов. Митрополичий двор. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Церковь Спаса на Сенях Карта и ближайшие объекты Церковь Спаса Нерукотворного образа (позже - Спаса на сенях) - главный храм Ростовского Архиерейского дома, построенный в 1675 г. по заказу ростовского митрополита Ионы и входящий вместе со зданиями Митрополичих хором и трапезной в комплекс парадных построек Ростовского кремля. Церковь строится за митрополичьими хоромами. В нижнем этаже комплекса располагались хлебня и другие хозяйственные службы, а в верхней - собственно церковь Спаса, большая столовая палата, сени между ними, а также разобранные в 1778 г. отдаточные палаты, примыкавшие к северному фасаду здания. Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы. Ее стройный объем, увенчанный золоченой главой на барабане несколько усложненной формы, господствует над окружающей застройкой. Восьмискатное покрытие, соответствующее крещатому своду храма, явно навеяно зодчеством XVI в. У ростовского Успенского собора взяты наиболее заметные детали убранства: аркатурно-колончатый пояс, фриз из пятиугольных ниш апсид. Причем все они, включая и богатые наличники, сконцентрированы в нижней части храма. Верх же его столь же строг, как и у надвратной церкви Воскресения. Церковь имеет уникальный интерьер, в котором наиболее ярко выражены архитектурные особенности храмов Ростовской митрополии. Стены храма украшает роспись, исполненная в 1675 г. ярославскими мастерами. Церковь Спаса на Сенях (или Церковь Спаса Нерукотворного Образа) — домовая церковь Ростовских митрополитов Ростовского Архиерейского дома, более известного как Ростовский кремль. В первые годы жизни комплекса этот храм являлся самым значимым из всех построек. По замыслу заказчика, — митрополита Ионы, — Церковь Спаса на Сенях была «средоточием внутренней богослужебной жизни Ростовского Архиерейского дома». В храме на западной стене изображена огромная фреска «Страшный суд» — подлинный шедевр средневековой живописи. Сама же Спасская церковь является ценнейшим живописным, архитектурным и символическим свидетельством позднего русского средневековья, чудом сохранившимся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=00590

Юрьев-Польский. Георгиевский собор. Аркатурно-колончатый пояс Мы недооцениваем катастрофических последствий никоновской реформы К сожалению, всё это подверглось ревизии при патриархе Никоне. Я могу ответственно сказать, что мы недооцениваем катастрофических последствий этой реформы. Историки в царское время не могли открыто говорить о том, какие масштабы бедствия были. Фактически после Никона изменилось всё: храмы, архитектура, церковное пение… Знаменный распев был полностью уничтожен, появились партесы, появилась живопись вместо икон. Очень многие вещи в культуре были просто растерты, сметены, максимально уничтожены. Это было уже какое-то новое видение, новый взгляд. И поэтому великая заслуга нашего Отечества в том, что этот период удалось переварить, преодолеть, и уже в XIX веке, в эпоху затишья, постепенно даже живопись становится более строгой и приближенной к иконе. Россия смогла сделать то, что не смог сделать Запад: переварить, даже переплавить этот западный опыт и вернуть его в русло Православия. Кстати, вспомните архитектуру конца XIX века, например Щусева, Марфо-Мариинскую обитель. И не только. Вы посмотрите, какой огромный интерес тогда был к Древней Руси. Это был удивительный момент осмысления древнерусского наследия. Поразительно, что наши соотечественники вернулись к тому, что потерял Запад. Запад уже ушел дальше, Запад пришел к разрушению образа. На выставках современного искусства Запада искусствоведы, конечно, будут рассказывать вам о великих произведениях какого-нибудь Уорхола, за которые платят десятки миллионов долларов, но с точки зрения духовной это не просто пустота – это какое-то отрицательно искусство. А мы смогли вернуться к истокам. Это был общий тренд – осознать и прочувствовать Древнюю Русь. Назову замечательного иконописца Владимира Комаровского, мученика: он прошел лагеря, а потом был расстрелян. Это был величайший исследователь Древней Руси. Назову замечательного реставратора Анисимова, который в 1911 году впервые раскрыл грамотно Владимирскую икону Божией Матери – ведь ее не было видно. Вы понимаете, в послениконовский период икон, как таковых, ведь не было! Древние иконы все были черные. Писали живопись совершенно оторванно от традиций иконописи. И вдруг в 1911 году открывается величайшая икона Древней Руси.

http://pravoslavie.ru/90215.html

В зап. притворе расположены хоры. Стены разделены на 3 прясла лопатками с филенками и завершены полукружиями закомар, причем центральные прясла боковых фасадов выделены в качестве ризалитов. Ритму закомар соответствуют полуциркульные оконные проемы барабанов, разделенные аркатурно-колончатым пояском, причем крупномасштабные окна 2-го света находятся в тимпанах закомар. Оконные проемы барабанов оформлены сдвоенными 3/4-ными колонками с муфтами и кубоватыми капителями, углы здания - мощными лопатками с декоративными поясами консолей и поребрика и аналогичными колонками. Такими же колонками декорированы 3 крыльца, имеющие трапециевидные фронтоны. В основании центральной луковичной главы расположен пояс полуциркульных кокошников, малые главы были декоративными. Храм украшен более сдержанно по сравнению с московско-ярославской стилистикой храмов времени царствования имп. Александра III. Церковь Нерукотворного образа Спасителя в совр. дер. Б. Свинорье Новомосковского адм. окр. Москвы (проект 1890; строительство 1892-1895) представляет единственную постройку К., сохранившую не только внешние формы, но и интерьер. Церковь в рус. стиле XVII в. из красного кирпича имеет традиц. 3-частную схему и состоит из расположенных по продольной оси квадратного в плане притвора, над к-рым выстроена колокольня, пониженной, но широкой трапезной и основного объема - 2-светного четверика, увенчанного глухим, широко расставленным, луковичным пятиглавием с примыкающей к нему трапециевидной в плане алтарной апсидой. Бесстолпный основной объем перекрыт глухим 8-дольным сомкнутым сводом. Трапезная с приделами свт. Николая (северный) и Казанской иконы Божией Матери (южный) соединена с колокольней в 3 яруса, к-рую венчает 8-гранный ярус звона и невысокий кирпичный шатер с рядом ложных слухов. В центральный объем ведут 2 крыльца на кувшинообразных столбах с нишами-киотами. Наружный декор здания более наряден, чем в др. постройках К.: на красно-кирпичных стенах контрастно выделяются беленые ряды поребрика и ширинки во фризе, кокошники, дентикулы.

http://pravenc.ru/text/2462081.html

Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Собор Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел. Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон. В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена. К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба. Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.

http://sobory.ru/article/?object=01860

Внешний облик храма, возведенного на Городищенском холме в середине XVII века, весьма сильно отличался от того вида, какой он имеет сейчас. Это был пятиглавый, двухстолпный храм, с трех сторон обнесенный галереей, к четверику которого примыкали два небольших придельных храма: южный — во имя святого пророка Божия Илии и северный — во имя преподобномученицы Феодосии девы, Константинопольской; особенностью обоих придельных храмов являлось отсутствие у них традиционных алтарных полукружий. С запада к храму была пристроена соединенная с ним притвором небольшая шатровая колокольня, типа «восьмерик на четверике». Все семь глав церкви — пять на четверике и две на придельных храмах — имели каменные маковки, облицованные зеленой («муравленной») поливной черепицей. Из пяти глав четверика только у центральной главы были четыре узких щелевидных окна, остальные четыре главы окон не имели. Подножия глав опоясывали ряды килевидных кокошников, с которыми гармонично сочетались завершающие стены храма более крупные закомары-кокошники. Декор храма был сдержан. Три стены четверика украшал аркатурно-колончатый пояс килевидной формы из тонких валиков, как бы в миниатюре продолжающийся и на барабанах глав придельных храмов. Выше его шел декоративный фриз, состоящий из прямоугольных кирпичных нишек с «каплеобразными» углублениями в их донцах. Оконные проемы обрамляли разного типа наличники; особенно примечательный — в виде трехлопастного кокошника — был у южного окна Ильинского придельного храма. Внутри храм, строившийся как усадебная церковь, был очень невелик. В центре четверика находились два мощных четырехгранных столпа, на которые опирались своды. Дверные проемы обрамляли перспективные порталы с килевидными завершениями. Настенная роспись храма не сохранилась, но, вероятнее всего, он первоначально был расписан фресковой живописью. Алтарную часть храма отделяли три — основной в четверике и два небольших в приделах — тябловых иконостаса, украшенных тонкой резьбой и искусной росписью (остатки тяблового иконостаса сохранялись в церкви еще в конце XIX века). Однако таким, каким его построили бояре Морозовы, храм на высоком Городищенском холме простоял относительно недолго. Через три десятка лет Феодосиин придельный храм и примыкающая к нему северная часть церковной галереи подверглись разрушению.

http://sobory.ru/article/?object=00649

Архитектурные особенности собора сближают его с постройками московских зодчих первой трети XVI века. Возможно, он был возведен столичными мастерами, присланными в Переславль Василием III. Троицкий собор представляет собой традиционный для своего времени небольшой одноглавый крестовокупольный храм, отличающийся изяществом пропорций. Он возвышается на вершине полого холма, и в древности, когда рядом с ним не было других более крупных сооружений, служил одной из архитектурных доминант южной окраины Переславля. Внешний облик собора прост и монументален. Основной объем храма имеет почти кубическую форму. Гладь каждого их фасадов членится на три прясла неширокими лопатками и оживлена профилированными порталами. Толщину кирпичной кладки прорезают узкие, похожие на бойницы, арочные оконные проемы. Легкий, тонко разработанный карниз отделяет килевидные закомары от основания плоскости стен. В востока, не закрывая своими объемами пояс закомар, выступают три невысокие апсиды редкой для древнерусской архитектуры граненой формы, получившее распространение в первой трети XVI века. Вертикальные грани, видимо, должны были придавать апсидным выступам некоторое изящество, чтобы они не выглядели чересчур грузными и приземистыми. Глава собора возвышается на вытянутом вверх световом барабане, украшенном аркатурно-колончатым пояском. Подобный декор несколькими десятилетиями ранее был использован итальянскими зодчими в знаменитых кремлевских соборах и быстро получил распространение в древнерусской архитектуре далеко за пределами Москвы. Сразу после завершения строительства Троицкий собор выглядел более стройным, нарядным и торжественным, чем сейчас. Его древнее позакомарное и восемь килевидных профилированных кокошников, находящихся в основании барабана, сейчас спрятаны под четырехскатной кровлей, появившейся в конце XVII – начале XVIII века. Тогда же шлемовидная глава собора была заменена луковичной, прорублены новые большие окна, а первоначальные заложены. Повторяющиеся килевидные формы порталов, закомар, кокошников создавали впечатление устремленности храма ввысь. Достижению этого художественного эффекта способствовали также высокие и узкие окна.

http://sobory.ru/article/?object=05685

В четверик храма из галерей ведут 3 перспективных портала с килевидными архивольтами. На северном и западном живописные растительные орнаменты, южный до 2010 г. не был расписан. Колонны всех порталов украшены массивными резными бусинами, основание колонн многопрофильное и повторяет декор цокольного яруса интерьера галерей. В железные кованые двери со стороны галерей вмонтированы медные пластины с золотой наводкой, снятые с дверей годуновского собора после его разборки. Во входном проеме зап. портала стоит также решетчатая железная дверь сер. XVII в. Наружные стены четверика разделены плоскими лопатками на 3 прясла, к-рые завершаются вытянутыми в ширину закомарами. Поскольку сев. фасад является главным, он имеет более богатый декор. Так, в аркатурно-колончатый пояс включены оконные проемы и дополнительное (4-е) окно в центральном прясле. Высокие барабаны глав, увенчанные куполами луковичной формы с чешуйчатым покрытием и 8-конечными крестами на массивных яблоках, также украшены аркатурой. До 1911 г. купола были покрыты «белым немецким железом» (впосл. позолочены). Главы всех куполов имеют позолоченные ажурные подзоры с растительным просечным орнаментом. Главный вход в собор устроен с севера и обращен к сев. воротам Старого города И. м. Массивное многоступенчатое крыльцо сдвинуто к зап. углу сев. галереи. Оно увенчано 8-гранным шатром на 4-гранном основании, опирающемся на 4 столба с массивными «кубышками», которые соединены арками с висячими гирьками. Карниз основания шатра украшен цепочкой миниатюрных килевидных кокошников на поребрике сложного профиля. Основания столбов декорированы прямоугольными ширинками. Открытые интерьеры зап. и сев. галерей украшены стенописью сер. XVII в. и 1910-1913 гг. Юж. галерея, отделенная стеной с порталом и железной кованой дверью, разделена на 3 части. Западная служила переходом в теплую ц. Рождества Пресв. Богородицы, примыкавшую к собору с юго-запада. Среднее помещение занимала монастырская ризница, восточное ведет к придельному храму прп.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Пространную редакцию жития и службы святому князю написал архим. Иона (Думин), он же составил собрание сочинений прп. Максима Грека. В XVII в. архим. Викентий переделал редакцию Жития архим. Ионы. Мон. Михаил помимо службы святому Александру Невскому написал службу святому Константину Муромскому и дополнил службу святым Петру и Февронии Муромским. Опись архива Богородице-Рождественского монастыря XVIII в. фиксирует около 170 актов XIV - начала XVII в. Значительная часть документации монастыря утрачена. К 2004 г. сохранилось около 60 подлинных и копийных текстов, большая часть вотчинных документов XVII-XVIII вв. хранится в фонде «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, некоторые источники XVI-XIII вв. в составе фондов других архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В конеце XIX в. это одноглавый 4-столпный 3-апсидный храм с хорами. Длина его составляла около 20,5 м, ширина - 15,2 м, толщина стен - 1,2 м. Фасады, разделенные на 3 прясла сложнопрофилированными пилястрами с полуколоннами, оканчивались закомарами и имели по одному окну в верхнем ярусе, на западном фасаде - еще два небольших окна внизу для освещения внутреннего пространства под хорами. Центральную апсиду освещали три щелевидных окна, боковые апсиды имели по одному окну. По стенам апсид тянулись тонкие полуколонны: четыре на средней апсиде, по две на боковых, вверху проходил аркатурно-колончатый пояс. Колонны пилястр венчались резными капителями с лиственным орнаментом. На уровне хоров храм опоясывал городчатый с поребриком фриз. Три входа в собор были украшены перспективными порталами с гладкими колонками и резным архивольтом. Орнамент капителей этих колонок и обломов архивольта не имеет аналогов в других белокаменных храмах владимиро-суздальского зодчества. Профили порталов по сравнению с другими храмами середины и конца XII в. упрощены и сближаются с суздальским собором в честь Рождества Богородицы XIII в.: последний облом архивольта опирался не на полуколонку с капителью, а на прямоугольный блок с орнаментальной лентой.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Что касается остального убранства собора, то в нем еще нет «сочной» пластики, которая появится в муромской архитектуре в последующее десятилетие. В данном случае, скорее можно говорить о тонком изяществе, лишь дополнившем и подчеркнувшем пышный рисунок резного пояса. Стены четверика делят на три части невысокие лопатки. Северную и западную стену прорезали по три узких вытянутых окна (сейчас некоторые из них заложены). С западной стороны решение в целом такое же, не считая крайнего прясла в северо-западном углу – он нем речь пойдет немного ниже. Окна четверика и трех апсид обрамляют тонкие тяги с полуколонками. Они вписаны в несколько стилизованный «аркатурно-колончатый» пояс, заполняющий прясла стен и украшающий апсиды. Так же украшены и изящные барабаны всех пяти главок. Еще одна интересная особенность – след от разобранной пристройки, примыкавшей к северно-западному углу собора на высоту верхнего пояса кокошников. В некоторых работах, посвященных собору, было высказано предположение, что здесь изначально была возведена первая колокольня монастыря Вероятно, позже ее разобрали за ненадобностью, после того как завершилось возведение надвратной церкви Казанской иконы Божией Матери с колокольней. В ХХ столетии Троицкий собор не избежал участи многих православных храмов и монастырей России. После того, как монастырь закрыли в 1921 году, собор вместе с другими помещениями обители использовался как склады и архив, позже в нем разместилась сапожная мастерская. Только в 1970-х годах монастырь признали памятником архитектуры, а 1980-х здесь началась кропотливая работа по изучению и восстановлению старинной архитектуры. Монашеская жизнь в обители возобновилась с 1991 года. Библиография: Писцовая книга Мурома, составленная Григорием Киреевым в 1624 году. Цит. по: Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 30 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.: 34 Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.: 24

http://sobory.ru/article/?object=04952

В начале ХХ столетия храм перестал устраивать приход и поблизости в 1902–1905 гг. была построена новая церковь во имя св. Иоанна Лествичника (арх. В.Н. Покровский), посвященная памяти Ив. Ил. Экземплярского, сына архиепископа Варшавского и Привислянского Иеронима. Она строилась по проекту и под наблюдением варшавского епархиального арх. В.Н. Покровского, иконы для иконостаса написал киевский художник А. Мурашко. Архиепископ Иероним скончался через месяц после освящения церкви и был погребен под престолом нижней церкви. Это был первый православный архиерей, умерший и погребенный в Варшаве. Престол нижней церкви во имя святых Илии и Иеронима был освящен в 1906 г. епископом Евлогием (Георгиевским) при сослужении ректора Холмской семинарии архим. Дионисия (Валединского), впоследствии митрополита Варшавского . По своему убранству эта церковь стоит в ряду храмов конца 1890-х – 1900-х гг., соответствующих стилистике московско-ярославского зодчества XVII в., но отличающихся использованием новых облицовочных материалов (кирпич, керамика), отсутствием «коврового заполнения» плоскости стены декором, что позволило, в частности, воспринимать ее тектонику оригинальной композицией, заимствованиями из раннемосковского, псковского и новгородского зодчества (архитекторы А. И. фон Гоген, Г.Д. Гримм, Г.Г. фон Голи, А.Л. Гун). В.Н. Покровский более тяготел к стилистике «московско-ярославского стиля», отличающейся в его проектах некоторой сухостью (здесь – заимствовованный из храма «Спаса-на-Крови» мотив гигантских кокошников, венчающих фасады здания, и отделка крыльца). Однако храм отличают и другие черты: вертикализм объемно-пространственной композиции, следующей, как и некоторые элементы декора (аркатурно-колончатый пояс), скорее древним владимиро-суздальским образцам, сдержанное наружное убранство, применение распространенного в эпоху модерна светлого облицовочного кирпича . События Первой мировой войны и последующих лет трагически отразились на судьбе кладбища и прихода. После эвакуации служба в церквях остановилась, кладбище вплоть до конца 1920-х гг. подвергалось разграблению (пока в 1928 г. инженером Ан. Коваленко не было спроектировано и в 1932 г. установлено железобетонное ограждение). В 1916 г. была задумана и в 1919 г. произошла передача католикам Владимирской церкви. Она вновь стала костелом св. Лаврентия, причем православному приходу св. Иоанна достались лишь три маленьких иконы. С 1919 г. по 1923 г. осуществлялась перестройка церкви по проекту арх. Оскара Сосновского. Она стала памятником событий 1831 г., но уже в польской интерпретации . Власти ограничивали деятельность прихода св. Иоанна, неоднократно пытались уничтожить кладбище – например, разбить на его территории парк Свободы имени генерала Ю. Совинского, погибшего во время мятежа 1831 г. или устроить на его месте Еврейское кладбище.

http://bogoslov.ru/article/4861337

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010