С первого года работы в Сретенской семинарии я начала потихоньку «перебегать» из «своего» сокольнического храма в Сретенский монастырь, от Иверской иконы к Владимирской. Сретенский храм становился все более родным – наверно, потому, что связан с любимым местом работы, но притягивало и само древнее, святое пространство храма, становившееся «обжитым» и привычным. Как прекрасно, что прямо в центре огромного грязноватого города вдруг возникает белая стена с приветливыми вратами; за волшебным порогом – райский садик отца Аркадия, обещающий мир чистоты, гармонии и порядка. Кто говорит, что русский народ неряшлив? На церковных дворах всегда идеальный порядок. Вот уже десять лет, год за годом юноши переступают порог Сретенской обители, чтобы умудряться здесь в учебе, трудах и на церковных службах. Монастырь и семинария – пятачок надежды на будущее в городе-Молохе. Наталья Трухина , доцент, кандидат исторических наук 17 марта 2009 г. Комментарии Екатерина Владимировна 21 марта 2009, 23:00 Читаешь Ваш рассказ на одном дыхании,очень интересно!Спасибо Вам большое! Федор Федорович 20 марта 2009, 00:00 Огромное спасибо за интересный рассказ, написанный с душой и от всего сердца! Огромное спасибо и помощи Божией в Вашем труде. Иван Фёдоров 19 марта 2009, 14:00 Для меня явилось неожиданностью прочитать воспоминания о семинарии от лица преподавателя языкознания. Александр 19 марта 2009, 13:00 Честно говоря, воспоминания написаны так органично, выдержанно и исчерпывающе, что даже и не знаешь, можно ли еще что-нибудь добавить. Конечно, в Сретенской духовной семинарии преподавательский коллектив подобран не случайно и не формально, объединяет его любовь к своему предмету, учащимся и стенам обители, а также упование на то, что делаешь дело, угодное Богу. Огромное спасибо Вам за этот многолетний труд, посвященный русской духовной школе и те учебные пособия, помогающие лучше воспринимать изучаемый предмет. Денис Рудавин. 18 марта 2009, 18:00 Замечательная, душевная, и в то же время, информативная статья. Спасибо Вам, уважаемая Наталья Трухина. Надеюсь найти ваш учебник по латинскому языку, т.к. сам преподаю классические языки.

http://pravoslavie.ru/29667.html

Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm  Свято-Троицкий кафедральный собор - главный храм Пермской епархии, один из самых больших храмов в Пермском крае. История храма начинается в 1842 году. Строительству предшествовало следующее обстоятельство... В августе 1842 года пермское городское общество по предложению купца 2-й гильдии Егора Ивановича Шавкунова пожелало воздвигнуть на Слудской горе церковь в честь Святой Троицы с двумя приделами. Основные расходы, связанные со строительством, брал на себя Егор Шавкунов. Предполагалось объявить сбор добровольных пожертвований среди городских жителей, а также использовать доходы, получаемые от каменной часовни во имя св. Илии, стоящей на Сенном рынке. Архиепископ Аркадий (Фёдоров) разрешил передать доходы от часовни на строительство храма, так как в новой церкви предполагалось один из приделов освятить во имя пророка Илии. После получения одобрения в Духовной консистории идеи возвести грандиозный храм, губернским архитектором Григорием Павловичем Летучим был предложен проект будущей церкви. Был заготовлен необходимый кирпич, другие стройматериалы, вырыт котлован под фундамент. Строительство храма началось в 1845 году при непосредственном участии уже сына Егора Ивановича, Петра, на средства завещанные его отцом. В 1849 году был освящён один из приделов храма - во имя великомученика Георгия Победоносца. Южный придел освящён 9 (21) июня 1850 года во имя святого пророка Илии. 20 октября (1 ноября) 1857 года освящён главный престол в честь Святой Живоначальной Троицы. До 1917 года церковь имела в штате троих священников и свою церковно-приходскую школу. До закрытия храма, Троицкая церковь была выделена в отдельный приход юго-западной части города, который был одним из самых больших приходов Пермского уезда. В 1920-х гг. у Свято-Троицкой церкви новая власть отобрала принадлежавшие ей здания, деньги и церковные ценности. В 1920-е годы в церкви Живоначальной Троицы происходит пожар, который уничтожил верхний ярус колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02912

Самые желания и мысли прийти сюда не собственно ваши. Вспомните – они вложены вам попечительницей вашей. Прежде же ее, без сомнения, было вам говорено и внушаемо неоднократно о спасительной необходимости ходить в храм Божий для приобщения в оном бессмертной трапезы Христовой законоучителем вашим. А благочестивые родители ваши и прежде законоучителя не внушали ли вам о сем, и в собственном смысле за руку не водили ли вас, на своих руках не приносили ли вас во храм – к божественному алтарю для приобщения вас бессмертной и животворящей крови Христовой? Спросите, каждая свою родительницу, что они – матери ваши – делали с вами в сороковой день по рождении вашем? Каждую из вас каждая матерь, если она благочестивая православная христианка, приносила ко храму во еже вцерковлятися. Может быть совершение сего благодатного вцерковления и ныне над другими рождающимися младенцами от православных родителей, благодатью Христовой возбуждаемых и водимых!! После сего, скажите же нам: сами ли вы, без всякого руководительства постороннего, пришли теперь во храм сей, или – приведены? Приведены той же благодатью Божиею, которая управляет вашими благочестивыми родителями, законоучителями и попечительницами!! Так наш долг при сем сказать вам, что вы теперь тому-то особенно радоваться и веселиться должны, что не столько пришли сами, сколько приведены другими и, что всего важнее и утешительнее для вас и для нас приведены в след ея. Повторим привет наш вполне: Приведутся Царю девы в след ея… Слова сии взяты нами для привета вам из 44 псалма. Желалось бы, очень желалось бы, чтобы сей псалом был прочитан вами весь, хотя бы некоторыми только из вас, которые повозрастнее из вас… В псалме сем прославляются: Жених Царь – Иисус Христос и невеста Его царица – церковь , и – еще преблаженная Матерь Господня, Дева Мария… И во след невесты церкви, и во след Царицы Девы Марии, приведены вы, наши девы, как невесты Христовы, Царю!!! Вспомним – кем вы приведены и как? Первоначально – родителями, потом законоучителем и попечительницей… все они вели вас к Царю Христу – по учению, по правилам церкви Христовой, примерами воспитанных и прославляемых ею святых, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Степанида Ивановна, рождение 20 января 1770 † 8 ноября 1805; 1) за тайным советником Модестом Петровичем Бакуниным; 2) за действительным тайным советником бароном Андреем Яковлевичем Бюлером Варвара Ивановна, рождение 15 окт. 1773 † в апреля 1840; за тайным советником Михайлом Михайловичем Бакуниным Василий Петрович, гвардии капитан-поручик; женат на Марие Трифоновне NN Иван Петрович, женат на Анастасье Ивановне Сназиной КОЛЕНО XVI: NN Михайлович † во младенчестве Прасковья Михайловна, рождение 11 января 1777 † 2 января 1844; за сенатором Матвеем Фёдоровичем Толстым Анна Михайловна, рождение 1782 † 5 февраля 1846; за генерал-майором Николаем Захаровичем Хитрово Елисавета Михайловна, рождение 1783 † 2 мая 1839; 1) за флигель-адъютантом графом Фёдором Ивановичем Тизенгаузеном † 2 декабря 1805; 2) за генерал-майором Николаем Фёдоровичем Хитрово Екатерина Михайловна, рождение 26 июля 1787 † 31 декабря 1826; 1) за генерал-майором князем Николаем Даниловичем Кудашевым † 6 октября 1813; 2) за генерал-майором Ильёю Степановичем Сарачинским Дарья Михайловна, рождение 1788 † 1854; за обер-гофмейстером Фёдором Петровичем Опочининым † 1852 Иван Павлович Евдокия Павловна; за полковником Фёдором Николаевичем Глинкою Иван Логинович, действительный статский советник † 11 декабря 1849 Пётр Васильевич Граф Павел Васильевич, генерал от кавалер и всех российских орденов кавалер; рождение 12 июня 1772 † 5 ноября 1843; женат на Екатерине Петровне Неклюдовой, рождение 15 октября 1781 † 5 октября 1832 Николай Васильевич, майор NN Ивановна; за Петром Ивановичем Протасовым КОЛЕНО XVII: Граф Василий Павлович, полковник; рождение 1803; женат на Софие Александровне Рибопьер Граф Аркадий Павлович, сенатор и товарищ министра-статс-секретаря Царства Польского, рождение 1809 Графиня Елисавета Павловна † 18..; за Иваном Андреевичем Михайловым Графиня Мария Павловна; за полковником бароном Леопольдом Фёдоровичем Корфом Графиня София Павловна (Родословная эта, извлечённая из бархатной книги, и в отношении к трём ветвям доведённая до наших дней по бумагам Павла Фёдоровича Карабанова, весьма неполна: в ней недостаёт многих ветвей фамилии Голенищевых-Кутузовых).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Т. 1. С. 288. Примеч.). В описании 1628-1629 гг. зафиксированы вклады, сделанные в Яшезерский мон-рь представителями царского дома, церковными иерархами и др., по-видимому, в то время, когда мон-рем управлял И. В Благовещенской ц. хранились книги, пожертвованные царями Феодором Иоанновичем (Служебник, Цветная Триодь) и Василием Шуйским (Цветная Триодь с записью), царицей-инокиней Марфой (богато украшенное Евангелие, Псалтирь, Часовник), Новгородским митрополитом Исидором (Шестоднев), соловецкими игуменами Иаковом и Иринархом (Апостол, Минеи, Пролог, Шестоднев, Ирмологий), строителем Ионой, возможно это был И. или монах с тем же именем (Служебник, пергаменные Апостол и Пролог). По мнению Е. В. Барсова , царица-инокиня Марфа могла узнать о Благовещенской пуст. во время ссылки в Толвуйский погост (1601-1606). По крайней мере одна рукопись из б-ки Яшезерской обители сохранилась: Часовник 1-й пол. XVI в.- вклад монаха Святогорского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Андрея ( Пигин. 2003. С. 679). В писцовых книгах 1628-1629 гг. отмечено, что насельниками обители в этот период были 3 инока и иером. Иона (в писцовых книгах он не назван строителем, а промежуток в 50 лет между 1-м упоминанием пустыни и составлением писцовых книг не позволяет отождествить этого Иону с И.). При И. в обители были построены церкви в честь Благовещения с приделом свт. Николая Чудотворца и в честь Преображения Господня (2-й храм впервые внесен в писцовые книги 1628-1629 гг.), колокольня, 3 братские кельи и ограда, колесная мельница на ручье. По преданию, зафиксированному в донесении яшезерской хозяйственной комиссии Олонецкому и Петрозаводскому архиеп. Аркадию ( Фёдорову; 1851-1869), И. прокопал канал из Яшезера в оз. Сенное для лучшей рыбной ловли. По делам мон-ря он часто совершал путешествия верхом, для хозяйственных нужд вытачивал из дерева предметы. И. оставил завещание (не сохр.). В описи Яшезерской пуст. 1724 г., хранившейся в Олонецком архиерейском доме, сообщалось о «ветхом» духовном завещании И.

http://pravenc.ru/text/578262.html

Так и мы теперь у вас, добрые суложгорцы, будем читать и петь только об Иисусе Христе, и притом распятом. Услышите вы одних повествований Евангельских двенадцать – и только о страданиях Спасителя. Просить ли нам вас о том, чтобы вы охотно, с любовью послушали сих чтений и пений, сих повествований Евангельских? Нет, не нужно: мы уверены, что при благоговейной любви вашей к страданиям Спасителя, которой любви пример имеете вы у себя всегда в св. великомученике Димитрии селунском, – охотно и с любовью будете слушать все настоящее утреннее богослужение. Прим. 1. Сказав сие и возвратясь царскими вратами во св. олтарь, начинает: Благословен Бог наш. Прим. 2. По окончании всего богослужения сего, паки речь. II Не утомились ли теперешним богослужением, добрые суложгорцы? Не утомились ли? Но слушать о страданиях не так тяжко, как перенесть их. По словам церкви и св. Иоанна Златоустог о, во время страшных и спасительных страданий Господа, каждый член св. плоти Его претерпел бесчестие нас ради: глава – от тернового венца и трости, лицо – от ударов и заплеваний, ланиты – от заушений, уста – от поднесения оцта, смешанного с желчью, уши – от хулений злочестивых, плечи – от биения, десница – от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра, руки и ноги – от гвоздей, ребра – от копья, все тело – от обнажения, бичевания, одеяния хламидой, притворного поклонения и распятия на кресте. Что мы слышали, какое пение после каждого чтения Евангельского? «Слава долготерпению Твоему, Господи!» Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны! А известно ли вам, уставшие и неуставшие слушатели, для чего каждое чтение Евангелия было возвещаемо благовестом, и при каждом чтении предстоящие засвещали светильники? Примите на память, напишите на сердце. Страдания Господа за грехи наши были сколько тяжки, столько же и славны для Господа. Благовест, засвеченные светильники знаменательно указывают на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия, и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий, и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Наконец страстный путь кончен. Иисус возведен на самую Голгофу. Его посадили в пещеру, которая находилась в скале Голгофы. Между тем исполнители казни в это время занимались приготовлением всего того, что нужно было к распятию Иисуса. На самой вершине скалы Голгофской рыли и яму для водружения древа казни – креста. Крестная казнь была самая жестокая и самая позорная. Ее употребляли римляне над злодеями первостепенными, если они были рабского происхождения. А крест, на коем распинали злодеев, был не всегда одинакового вида. Он был иногда трехконечный: состоял из продольного столба или толстой доски и из перекладины, которая укрепляема была на самом верху прямого дерева, для пригвождения к ней рук преступника. Крест другого вида был четвероконечный и состоял из прямого столба и перекладины, которая приделывалась к продольному древу ниже верхнего конца его. Крест такого вида описывает св. мученик Иустин. На четвероконечном кресте распят Господь наш Иисус Христос. И способ распятия был неодинаков. Иногда крест первоначально водружали и укрепляли на земле, а потом на него поднимали преступника и прибивали гвоздями. Иногда, напротив, сначала полагали крест на землю, возлагали на него преступника, прибивали его гвоздями, потом поднимали древо казни вместе с распятым на нем и, наконец, укрепляли оное в яме. Над Иисусом Христом был употреблен последний способ распятия, как утверждают это некоторые св. отцы и учители церковные. Крест готов, нужна была еще надпись по обыкновенному у римлян судебному порядку, как вина распятия. И теперь приготовлена была белая дощечка, на которой красными чернилами начертана была, как говорит Св. Евангелие, вина ( Мф.27:37 ). Пилат надпись эту сделал не на одном языке, а на трех: еврейском, греческом и римском, как более употребительных и понятных между тогдашними обитателями Иудеи. Дощечку с надписью надобно было поставить на кресте поверх главы распятого. Впрочем, сия дщица поставлена была уже по совершении распятия. Итак, во всяком случае, заметим, что крест был уже истинным Крестом Христа Спасителя, хотя дщица с Пилатовой надписью еще не была на нем поставлена. Доселе – о том, что был крест прежде распятия на нем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Небольшая группа творческих работников – писателей, литературоведов, художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Архангельска, была удостоена общения с уникальными книгами из хранилища Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Этой высокой награды приглашенные были одарены за плодотворное многолетнее сотрудничеством с благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», занимающимся обширной просветительской деятельностью посредством создания уникальных книжных изданий. Вот только малое из деятельности фонда, руководимого известным в России издателем, художником-фотографом, почетным членом Российской академии художеств Аркадием Григорьевичем Елфимовым. По его идее, под его художественным и административным руководством изданы монументальные труды – «20 имён Тобольской истории», «Галерея Русской исторической живописи», «Любинский проспект», 4 тома «Северный морской путь», 3 тома «Освобождение», 25 томов историко-литературного альманаха «Тобольск и вся Сибирь», «Евангелие Достоевского», «”Остров Сахалин” А.П. Чехова». Эти и многие другие уникальные общенациональные проекты фонда, исчисляющиеся сегодня сотнями томов, отличаются современными культурно-научными тенденциями книжного искусства. Совместно с РГБ фонд «Возрождение Тобольска» много приумножил духовные богатства России. Трудно определить, что было главной наградой – «Благодарственное письмо» за достижения в области культуры и искусства от РГБ, за подписью президента библиотеки Виктора Васильевича Фёдорова, или общение с книжными святынями Руси-России. Думаю, их надо рассматривать в целостном единстве, как прошлое и настоящее нашей истории. Дизайн именного «Письма» с текстом: «За сохранение и преумножение культурных ценностей России, активное участие в издательских проектах Общественного благотворительного фонда “Возрождение Тобольска”» в укрупненном формате Президентской грамоты – был разработан известным московским художником-дизайнером Иваном Лукьяновым. Получилось самостоятельное произведение искусства эпического звучания. Эпиграф к Письму из 113 Псалма « Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» стал связующей времена подлинностью, позволившей глубже проникнуться смыслами и значениями тех книг, которые награжденным были представлены начальником Отдела рукописей, известным ученым, кандидатом исторических наук Евгенией Эдуардовной Вишневской.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/23/...

Она чувствует себя еще в плену, или, по крайней мере, только на пути к вечной свободе, к небесному отечеству, а потому ее скорби и радости , сетования и надежды – все относятся к одному предмету, именно к тому, чтобы водвориться у Бога, во дворах дома Его, и от Него Одного зависеть, Ему Одному служить и повиноваться. Из таких главных мыслей составлены первые два стиха каждого антифона; третий стих имеет всегда особенное содержание, заключая в себе хвалу Пресвятому Духу, исповедания Его единосущия и равночестия с Богом Отцом и Сыном, или изображение Его животворящего действия на наши души, потому что христианин силен только благодатью Духа Святого, на Нем и почивают его неложные надежды, и потому к Нему обращается он душою и сердцем, после всякого чувства и помышления своего, исповедуя притом правую веру в Него, как Единосущного и Равночестного с Богом Отцом и Сыном». «Сообразно с самим содержанием своим, стихи антифонов кратки, как кратко воздыхание наше, и поются таким напевом, который выражает хотя сильное, но тихое чувствование души, устремляющей очи свои горе, и мирное желание сердца, ищущего любви и блаженства в Господе Боге». Оттого тон антифонов этих в высокой степени умилителен, хотя и разных гласов. Изложив такое предварительное общее понятие об антифонах, рассмотрим, на основании этого же понятия, их в частности. Наши утренние антифоны составлены св. Иоанном Дамаскиным и разделены на восемь гласов. Первого гласа антифон первый. Внегда скорбети ми, услыши моя болезни: Господи, Тебя зову. Это скорбный, молитвенный глас верующей души, заимствованный из 119, или из 1 псалма 18 кафизмы: Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя. Второй стих 1 антифона 1 гласа: пустынным непрестанное божественное желание бывает, мира сущим суетнаго кроме. Это выражение состояния души, жаждущей спасения, сетующей о своей нечистоте. Кто в антифоне называются пустынными? Те, кто есть пребывающие вне суетного мира: отрекшиеся от мира пустынники, и в мире живущие, но не по-мирски, то есть, те, у которых бывает непрестанное божественное желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Что было здесь потом? Вы слышали, что было здешнее место до заселения; слышали, – кто и как заселил его; слышали и то, что сколько ни мятежно и ни страшно было первое здесь общежительство, но еще решительно оно не отделяло себя от церкви. Но вот в этом обществе явился из Повенца Андрей Денисов... Обратим внимание на этого пришельца: он всему здешнему обществу дал направление иное, преобразовал его. Род Андрея Денисова – из князей Мышецких. Он в молодости своей странствовал по России; учился в Киеве, был в Москве; в этой древней столице успел сделать себя известным, приобресть внимание, расположение, покровительство людей важных, кои тогда были напитаны духом мятежничества. Этот-то тайный князь, возвратившись из Москвы с занятыми от тамошних крамольников понятиями о вере, с важными связями, с богатыми вспоможениями и, что особенно важно, с надежными... Этот-то тайный князь дал выгорецкому тогдашнему сборищу людей малограмотных и буйных направление иное, с мыслию в уме политическою. Наездничество и грабительство старался прекратить, а когда священнослужителей, в раскол пустившихся, уже совсем не стало, Андрей решился дать обществу такое уложение, которое имело целию положить вражду между народом и правительством, с устранением не только священства, священно-служебных обрядов, но и, сколько можно было, союзов общественных. – Вот источник, свойство и цель так называемой беспоповщины! Ее измыслил, учредил, направил Андрей Денисов, чтобы ниспровергнуть видимый престол Иисуса Христа, уничтожить союз между мужем и женою. Мысль не молиться Богу за государя была тоже существенною в постановлении Андрея Денисова. Но всего, что замышлял хитрейший мятежник – Денисов, простые не знали и не знают: всей тайны своей крамольнической он никому не открывал, так как нигде не выставлял и своего имени, как будто бы не он был действующее лицо; самое наименование общежительства здешнего предоставил он дьячку Данилу, как человеку духовному. Так от Андрея Денисова произошел раскол действительный – ужасная беспоповщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010