Надеюсь получить это, Боже, Отче, Боже Сыне, Слове, ибо Святым Духом, Троица единодержавная, всякая тварь обновляется своим произволением, своим начинанием и действием – текуще на первое состояние невинности и блаженства; равномощен ибо есть Святой Дух Отцу и Сыну. Но перейдем к 3-му антифону 1 гласа. «О рекших мне: внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце». Это из 3-го Псалма 18 кафизмы. Яко тамо седоша престоли на суде, престоли в дому Давидове, по слову псалма. А по антифону из этого псалма «В дому Давидове страх велик: тамо бо престолом поставленным, судятся вся племена земная и языцы». В первом стихе этого антифона выражена радость о служении Богу во святой его церкви; а во втором стихе выражено трепетное помышление о страшном суде Христовом. Но для кого Христов суд страшен? Конечно, не ля того, у кого дух веселится, и сердце радуется, когда услышит приглашение, зов: «внидем во дворы Господни»; в дом Господень пойдем. Кто с веселием Духа, с радостью сердца слышит зов – идти в Христову церковь к Божественным в ней службам, тот с веселим духа, с радостью сердца примет зов и ангела своей смерти переселиться в небесный дом Господень. А при таких чувствованиях своих внутренних, он с силой непоколебимой надежды поет и воспоет: «Святому Духу честь, поклонение, слава и держава, яко же Отцу достоит, и Сынови подобает приносити: Единица бо есть Троица естеством, но не лицы». Обозрим теперь три антифона 1-го гласа совокупно. В 1-м антифоне молитва в скорбях, во 2-м богомышление, в 3-м благочестие. Или: в 1-м начало предпринятого пути ко спасению, во 2-м само шествие по этому пути, в 3-м достижение конца, цели пути этого. Начинается путь скорбью о грехах и молитвою души, жаждущей спасения, о избавлении от грехов и страстей; продолжается путь поучением в законе Господнем, в творении добрых дел; оканчивается путь переходом от временной жизни к вечной. Чтобы постигнуть больше смысл этих антифонов, чтобы почувствовать больше сладость их, надо знать тон напева, по которому поются они в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Несколько чудес XIX в. описал архим. Никодим (Кононов): он сообщил об исцелении 2 чел. от головной боли и о спасении заблудившихся путешественников ( Никодим (Кононов). 1903. 2). По монастырскому преданию, одним из основателей мон-ря на берегу Важеозера был выкопан колодец, вода из которого обладала целебными свойствами; над колодцем была сооружена часовня во имя вмч. Никиты ( Кожевникова. 2009. С. 236). В литературе встречается утверждение, что в Важеозерском мон-ре при Н. жили ученики Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий Островские. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Имена Н. и Г. включены в нек-рые списки «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 26-26 об., XVIII в.; здесь отмечено отсутствие церковной службы), а также в Четьи-Минеи еп. Гермогена (Константина Добронравина) (РНБ. СПбДС. 25/1, кон. XIX в.: под 8 янв. указана память Г., под 9 февр.- Н. и Г.). В святцах старообрядческого выговского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131, 2-я пол. 10-х гг. XIX в.) под 27 сент. отмечена память Н. и Г., под 27 февр.- Г., под 18 апр.- «обретение мощей» Н. В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатан список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором находились имена Н. и Г. Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым), куда были включены жизнеописания Н. и Г. ( Никодим (Кононов). 1910. С. 5-9). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

Осеняйте, украшайте свои лица всесильным, богокрасным знамением крестным все, приступающие с молитвой к Богу Царю, и будьте благонадежны получить от Него просимое. Сам Спаситель наш сказал: И еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). По русскому наречию: и если о чем попросите Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Из сих слов Спасителя нашего мы видим, что та молитва наша Богу Отцу бывает Богом Отцом принимаема и благоуспешна, которая приносима бывает во имя Спасителя. Но что значит молить Бога Отца во имя Спасителя Иисуса Христа? Это значит просить Бога не от своего лица, не с надеждой на себя, а в лице Христа Иисуса просить с живой верой в заслуги и величие Христа Иисуса и с живым сознанием своей немощи, просить, как бы просил за нас только Христос Иисус, а не мы сами. Как человек грешник может безопасно приступить к Тому, Кто есть огнь поядающий: Ис.64:2 . Так – мы, сознавая себя грешниками, боимся, стыдимся показать свое лицо Богу. Но имея крайнюю нужду просить Его, явиться к Нему с молитвой, прикрываем свое лицо, как от поядающего нас за грехи наши огня, крестным знамением. Крестное знамение сие есть знамение Христа Иисуса, Его страданий и заслуг – образ величия Его: и вот мы, когда с верой и любовью кладем на себя сие крестное знамение, как бы облекаемся во Христа, предстаем Богу Отцу не в своем лице, а в лице Христа Иисуса. Он за нас молящихся просит Отца Бога, и сей Бог Отец, за любовь к Своему Сыну Спасителю нашему, готов все сделать для нас – верующих. Вот что знаменует крестное знамение, изображаемое верующими на себе. Вот для чего св. церковь православная ввела его во всеобщее употребление, заповедуя употреблять его в молитве прежде поклонения… Ибо такое только молитвенное поклонение бывает действенно, успешно. Не оно само по себе, а предшествующее оному крестное знамение дает силу молитве, или – живая вера в Пресвятую Троицу, во имя Господа Христа Иисуса, которое имя привлекает любовь Отца небесного к верующим; впрочем, заметьте при сем, потому привлекает, что в них есть живая вера… (здесь нет листа и потому пропуск). II

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Помимо исследования греко-болгарских разногласий архимандрит Феофан внёс существенный вклад в возобновление работы Русской духовной миссии в Иерусалиме. По просьбе русского посланника в Константинополе А.П. Бутенёва он сначала представил свои замечания о целях и характере возобновляемой миссии в Святом Граде 794 , а затем лично встречался с Иерусалимским Патриархом Кириллом, с которым был знаком ещё по работе на Святой Земле. Целью встречи было решение вопросов устройства в Иерусалиме новой Русской миссии 795 . В Константинополе 17 апреля 1857 г. архимандрит Феофан получил ту церковную награду, о которой в своё время ходатайствовали архимандрит Порфирий (Успенский) и архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Фёдоров) 796 . Это был орден святой Анны второй степени. Ещё одно занятие будущего святителя сближает по своему характеру его служение в Константинополе с пребыванием в затворе. Речь идёт о его письмах к княгине Пелагее Сергеевне Лукомской, благодаря чему впоследствии появилось издание «Писем о христианской жизни» 797 . По мнению архимандрита Порфирия, эти «его благочестивые письма» решили дальнейшую судьбу святителя 798 . По на стоянию читавшего их обер-прокурора графа А.П. Толстого архимандрит Феофан был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Его труды в Константинополе завершились 27 июля 1857 г. Самый краткий-Константинопольский этап имеет немалое значение в многогранном служении святителя Феофана Затворника . Как показывают архивные находки, святитель не упускал из внимания дальнейшее развитие греко-болгарских церковных отношений 799 . Его мнение, а также наблюдения, сделанные им непосредственно в Константинополе, имели вес в Синоде при обсуждении разгоравшегося конфликта. Помимо вклада в изучение болгарского вопроса архимандрит Феофан развил свои взгляды на апологетическую миссию и духовное образование в Русской Церкви, а также приступил к душепопечительству в эпистолярной форме, впоследствии ставшим основным подвигом святителя. Феодосий, митрополит Тамбовский и Рассказовский.Святитель Феофан Затворник и церковные реформы 1860–1870-х гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

С. 93-101; 10. С. 119-132), «Градо-Ирбитская Сретенская церковь» свящ. А. А. Кузовникова (1869. 20. С. 263-270; 23. С. 287-295), «Кунгурский Благовещенский собор» свящ. Н. А. Старицына (1869. 24. С. 297-308). Из опубликованных агиографических материалов значительную часть составляют статьи, посвященные житиям и подвигам свт. Стефана Великопермского и др. Пермских святых, напр. «Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона» прот. Леонида Зубарева (1917. 2/3. С. 32-37; 7/8. С. 124-126; 11. С. 183-188), а также почитанию в Пермском крае прп. Трифона Вятского, напр. «Преп. Трифон на берегах Камы и Чусовой» С. Н. Подосенова (1868. 29. С. 502-510; 30. С. 513-522). Часть исторических и этнографических статей связана с историей миссионерства, напр. «Из истории просвещения св. крещением верхотурских инородцев» (1868. 41. С. 683-690; 42. С. 702-709) и «Крещение чердынских вогуличей» (1868. 43. С. 718-722) К. Покровского, анонимная ст. «Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении)» (1874. 39. С. 387-394; 40. С. 395-403), «Материалы для истории Пермской миссии» прот. А. Луканина (1877. 15, 18, 23-26, 28-33, 35-38; 1878. 6, 11). Множество публикаций посвящено истории раскола в Приуралье и миссионерской работе с местными старообрядцами, напр. «Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии» прот. А. Луканина (1868. 14, 16, 17, 21, 24, 25, 28, 31, 34, 37, 47, 48, 50-52), «Преосвященный Аркадий [Фёдоров] как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви» свящ. И. Словцова (1874. 21-24, 28-32); среди археографических публикаций примечательна заметка о старообрядческой рукописи XIX в. из б-ки Пермской ДС «Рукопись на бересте» П. С. Богословского (1914. 6/7. С. 107-110). В неофиц. отделе печатались также речи и проповеди правящих архиереев, ректоров ДС и местного духовенства, в т. ч. свящ. Ф. Зубарева, прот. А. Луканина, прот. А. Т. Пурикордова, свящ. Н. А. Попова, прот. С. А. Луканина, прот. Г. Остроумова и мн. др., а также многочисленные назидательные и полемические статьи, напр. «Какого рода школу для православного народа представляет современный театр» Кычигина (1899. 6, 7, 9/10-12), «Нечто о гр. Л. Н. Толстом и его учении» А. Высотского (1899. 15/16. С. 381-387), «Христианство как единственная религия мира на земле и благоволения в людях» свящ. В. Г. Морозова (1909. 36. С. 744-754), и школьно-учебные материалы, популярные заметки по медицине, некрологи, библиография и объявления.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Так – правосл. церковь , празднуя каждому из 12-ти апостолов порознь, равно благоговеет и пред всем их собором вместе. Все они суть друзы Божии ( Ин.15:14 ) и егда сядет Сын человеческий на престоле славы Своея, и они все сядут на двоюнадесяте престолу судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). Так – следуя такому уставу св. правосл. церкви и общему примеру св. и богоносных отец ваших, празднуем мы, христиане-слушатели, и настоящий день, подобно вчерашнему дню: что вчера мы цели, то ноем и сегодня: «Апостолов первонрестольници, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати и душам нашик велию милость». Правда – вчера празднование св. апостолам Петру и Павлу было с особенною торжественностию – с торжественностию редкою. Кто из нас помнит, чтобы в этот день празднования было и освящение всех трех престолов в сем храме?! 1 . Даруй Бог , чтобы никто из нас и не дожил до повторения празднования такого. Слышали мы вчера в молитве о сем храме следующие слова: «и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе». Торжественность освящения храма для того вчера и была, чтобы и вчерашний и нынешний праздники навсегда соблюли свое древнее единство: ибо без храма нельзя соблюсти сего единства в праздновании. Пусть нынешнее празднование не то, что вчерашнее, и по малолюдному нашему собранию: но и этот недостаток можем восполнить усердием к св. апостолам: большее усердие может заменить большее число собирающихся: прославляя святых, мы служим Сердцеведцу Боту, а Сердцеведец Бог предпочитает большее усердие малочисленных меньшему усердию многочисленных, между коими бывают и рассеянные, неблагоговейные. Един праведник паче многих грешников; не смущаемся малочисленным собранием нашим нынешним, притекшие в сей храм и дыне, конечно, с усердием ко св. апостолам. А показав, таким образом, большее усердие, чем другие, коих теперь нет здесь или по лености, или но недостатку усердия ко святым, мы, возлюбленнии, выразим наше большее усердие. Следующею церковною, хвалебною, молебною песнию: «Всечестную я преблаженную память вашу творящий ныне, в песнях прилежно вопием к вам: Пресветлая и Богозрачная светила мира, возлюбленнии ученицы Христовы дванадесяте, яко имуще к Нему дерзновение молитися за ны: вам бо дана есть благодать исцелений, и грехов прощения. Прилежно убо Его молите, грехов и напастей избавитися нам, да Единого Человеколюбца, вас прославльшего, прославляем».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Царская грамота: «От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси на Чугуево воеводе нашем Фёдору Володимировичу Пушкину. – Бил нам челом Чугуевский дьякон Павел, а сказал: в нынешнем 160 (1652 г.) поставлен Павел в дьякона в Соборную церковь Преображения Спаса брата его на Одреяново место, а тот брат его, Одреян, поставлен в попы и нам бы его пожаловать велеть брата его двором и всяким угодьем владеть. И как к тебе ся наша грамота придет и Павел во дьякона поставлен в Соборную церковь на брата его место: и ты б брата его Одреяновим двором и землёю и сенными покосы и всякими угодьи велел владеть. Писано на Москве лета 7160 (1632) августа 9». Ясно, что для соборного причта не только отведена была от казны земля, но и выстроены были дома. В Чугуевской переписке сохранилась грамота П. Иосифа, от 16-го октября 1647 г., которою предписывается Чугуевскому Воеводе, в следствие доноса дьякона Соборной Чугуевской церкви, Семёна Иванова, в великом духовном деле на Соборного священника Парфения Аникеева, выслать в Москву, в Судный Патриарший Приказ, как дьякона, так и священника, за поруками. К сожалению, не известно, в чём состояло это духовное дело. По бумагам видно только то, что священник Парфений служил и после того при Чугуевском Соборе. Из Чугуевских протоиереев старых времён Яков Григорьев много потерпел скорбей, по отзыву доброго Полковника Захаржевского «от неправильных доносителей и по слову Божию: хотящие благочестно житии гонимы будут»; Игнатий Полницкий, бывший Протоиереем 1743 – 1758 г.г., окончил дни свои, с именем Иеромонаха Иоанна, в Аркадиевой пустыне. Соборный причт нового штата, относительно числа членов, не превышает древнего. 1857 год. Из " Историко-статистического описания Харьковской епархии " .  Этот город-крепость появился возле удобной переправы через реку Северский Донец благодаря первым поселенцам, бежавшим от католической тирании Речи Посполитой с Правобережной Украины, когда гетман Яцко Острянин вместе с сотниками и рядовыми казаками-черкасами в 1638 году били челом московскому царю Михаилу Фёдоровичу (1596-1645) о выделении им земель древнего Чугуевского городища для службы и вечного поселения. Причём казаки своими силами и без поддержки казны обязывались поставить град и острог на пустовавшем долгие годы том самом городище, что на берегу реки. Не уважить такую просьбу московский правитель не мог, тем более что сам тринадцатью годами ранее обещал казакам защищать их и их веру от польского-литовских гонений, да и государственному бюджету это ничего не стоило, кроме земель Дикого Поля. К тому же лояльные Московии укреплённые пункты помогли бы хоть отчасти закрепить притязания на эти практически ничейные земли в глазах своих оппонентов из числа крымских татар и федерации Люблинской унии.

http://sobory.ru/article/?object=03989

Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новым настоятелем Н. м. братия избрала иером. (впосл. игум.) Сильвестра, и 12 февр. 1871 г. его утвердили в должности. Его преемниками были иеромонахи Азария (1878), Вениамин (1879-1892) и Филарет (90-е гг. XIX в.). 25 июля 1885 г. пожар, начавшийся при сильном ветре, уничтожил почти все строения, за исключением надкладезной часовни вмч. Никиты, риги, надвратного флигеля и обгоревших стен Всехсвятского храма. Удалось спасти антиминс из 1-й церкви, священные сосуды, а также денежные средства (Сгоревшая пустынь//Олонецкие ГВ. 1885. 61. С. 546). Братия была размещена по другим обителям Олонецкой епархии. В пустыни остались только управляющий иером. Вениамин и 3 священнослужителя. Затем Н. м. возглавлял иером. Иоанн, прибывший в Петрозаводск из верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в 60-х гг. XIX в.; по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова) он участвовал в создании иконостаса Свято-Духовского кафедрального собора (не сохр.). Многочисленные вклады на восстановление Н. м. вносил св. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). С помощью судовладельцев и промышленников Олонецкой губ. кронштадтский пастырь почти каждое лето плавал на свою родину - в с. Сура на р. Пинеге. В это время были построены храмы в честь Преображения Господня и во имя св. Иоанна Рильского - небесного покровителя о. Иоанна, игуменский и гостиничный корпуса. На торжестве освящения Преображенского храма, которое совершили 19 июля 1892 г. соборно св. Иоанн и известный петербургский проповедник и духовный писатель прот. Василий Михайловский, присутствовали до 1,5 тыс. паломников ( Георгиевский [М. Д.]. Освящение храма Преображения Господня, в Задне-Никифоровской пуст., о. Иоанном Кронштадтским - 19-го июля//Там же.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

языке на основе араб. шрифта. 16 сент. 1824 г. Оренбургский еп. Амвросий (Морев) встречал в уфимском Смоленском соборе имп. Александра I Павловича . 18 сент. император заложил камень в основание ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Уфу император прибыл после посещения Оренбурга (11-12 сент.) и Илецкой Защиты (ныне г. Соль-Илецк) (13 сент.), где в память об этом событии в 1839 г. была воздвигнута ц. в честь Воскресения Христова. При еп. Амвросии в Уфе построены каменные здания консистории (1824-1825), архиерейского дома (1827) и Оренбургской ДС (1826-1828; здесь же разместилось Уфимское ДУ). В 1826 г. еп. Амвросий благословил открытие в с. Бетьки Мензелинского у. первой в епархии жен. общины (в 1834 переведена в Уфу). В ней был принят устав, составленный прп. Филаретом (Данилевским) , игуменом Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. При еп. Амвросии были освящены главный престол ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1823) и тюремная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (1825) в Уфе, новопостроенный Михаило-Архангельский собор в Белебее (1828), в 1826-1829 гг. сооружены церкви в 8 крепостях Оренбургской линии (Петропавловская, Кизильская, Ильинская, Таналыкская, Уртазымская, Губерлинская, Верхнеозерная и Магнитная). 7 нояб. 1823 г. создано Уфимское попечительство о бедных духовного звания. Оренбургский еп. Аркадий (Фёдоров) обратил особое внимание на утверждение Православия среди уральских казаков, поскольку в 1-й четв. XIX в. более 3/4 казаков, присоединенных ранее к правосл. Церкви, вернулись в старообрядчество. Архиерей добился согласия Синода на строительство в г. Уральске, где имелось 5 единоверческих церквей, первого в регионе правосл. храма. 30 июня 1831 г. состоялось освящение ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, первоначально разместившейся в батальонных казармах. В 1830 г. началось дело о постройке 10 каменных церквей на землях Уральского казачьего войска и в Уральске для противодействия влиянию старообрядческих Иргизских монастырей .

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Привезённую землю мы положили за икону. И обещали передать часть земли Е.Ф. Миллер, которая написала книгу о Елизавете Фёдоровне, и мы пользовались материалами этой книги. Для наших эмигрантов самое ценное – это русская земля. Нас пригласили на Телевидение, была передача о разных конфессиях. И поскольку мы решили говорить о Елизавете Фёдоровне, то взяли эту землю. Достаю пакетик с землёй из-за иконы и чувствую благоухание. Подумала, может, у меня духи когда-то лежали в этом пакетике. Пересыпала землю в тряпичную салфетку. Приезжаем в Останкино. И там – от этой земли благоухание волнами. Приехал отец Георгий Докукин, говорит: «Пахнет миром». Подходит к узелку с землёй Ваня – певчий, который в мороз и зной пел, когда отец Георгий служил молебны возле бассейна на месте Храма Христа Спасителя, – и снова благоухание. И когда мы стали рассказывать о Елизавете Фёдоровне, о том, как её с князьями сбросили в шахту, снова пошло благоухание от земли. Никита Сергеевич, спросил у режиссёра передачи: «Вы свидетельствуете?» Тот ответил, что свидетельствует. Но в эфир этот момент не вышел… Н. Астахов: Сегодня название спектакля изменилось – «Великая княгиня Е.Ф. Романова. Возвращение». И теперь идёт речь о её завещании. Её мощи находятся в Иерусалиме, а она завещала похоронить её в храме своей обители на Ордынке. Мы подняли эту тему, многое дополнили. Изменили костюмы. И важно, что молодёжь медленно входит в репертуар. Молодые мозги, молодая кровь даёт эмоциональное современное понимание. – Какие ещё женские образы Вами воплощены на сцене? Т. Белевич: Мы играли «Чайку» А.П. Чехова, и моя героиня была – Аркадина. На международном фестивале, посвящённом А.П. Чехову, я даже получила Гран-при за эту роль. Мне она нравится. Чехов – очень сильный драматург. И мы его видим как православного автора. И судьба Аркадиной мне интересна, как артистки, и её взаимоотношения с сыном, осознание её поступков. Хар актерные роли – мать в спектакле о Шукшине. С одной стороны, она такая смешная – простая, народная. Но в ней такая материнская любовь, глубина отношений к внукам, детям. Ещё один спектакль – «Ванька не зевай», где у меня даже слов нет, я их сама придумала на ходу. Там я делаю пародию на тёщу, которая вся накрашена, развязна. Для чего? Чтобы вместе со зрителем понять, откуда рождается грех и как он передаётся детям. Это нигде не прописано у Шукшина, это наши с режиссёром добавления.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/18/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010