В 1700 г. при строителе Савватии в мон-ре была сооружена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Могила М. находилась между Воскресенским и Никольским храмами. С 1723 г. Высокоезерская пуст. была приписной к Александрову Свирскому мон-рю или «отданной в присмотр» ему, а в 1764 г. была закрыта. О местном почитании М. свидетельствуют посвященные ему тропарь и кондак, включенные в «Летопись Высокоезерской церкви» ( Крупкин. 1914). В XIX в. над могилой святого стоял крест под сенью. По сведениям нач. XX в., в день памяти М. у его могилы собиралось «множество поклонников» из соседних приходов ( Крупкин. 1914). Однако Е. Е. Голубинский включил имя М. в список «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых». Соборное почитание Олонецких святых началось во 2-й пол. XIX в. В 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова) было установлено ежегодное празднование Собору Олонецких святых (2 окт.); в том же году в честь этого праздника освятили пещерную церковь в подклете Святодуховского собора в Петрозаводске. В 1974 г. в Финской Православной Церкви было установлено празднование Собору Всех святых, в земле Карельской просиявших (1 нояб. н. ст.). В РПЦ соборная память Карельских святых праздновалась с 1974 г. в субботу между 31 окт. и 6 нояб. В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование перенесено на 21 мая (в этот день в 2000 был освящен восстановленный кафедральный собор Петрозаводска). Ист.: Крупкин А., свящ. Из истории Высокоезерской пуст., Лодейнопольского у., в связи с житием основателя ее - монаха Макария//Олонецкие ЕВ. 1914. 7. С. 155-159; Минея (МП). Май. 2002. Ч. 3. С. 375. Лит.: ИРИ. 1811. Ч. 3. С. 631; Барсов Е. В. Преподобные обонежские пустынножители: Мат-лы для истории колонизации и культуры Обонежского края//Памятная книжка Олонецкой губ. за 1868-1869 гг. Петрозаводск, 1869. С. 5, 66-67; Ключевский. Древнерусские жития. 1871. С. 345; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Зверинский. Т. 2. С. 111 751); Голубинский. Канонизация святых. 1903. С. 361; Никодим (Кононов), архим. Олонецкие святые, их жизнь и церковное чествование: Агиол. очерки//Олонецкие ЕВ. 1903. 12. С. 431, 432; он же. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. С. 30; Покровский А. А. От редакции «Олонецких епархиальных ведомостей»//Олонецкие ЕВ. 1909. 33. С. 827; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Каган М. Д. Иосиф Титов//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 113; Рыжова Е. А. Мотив выбора места основания мон-ря в рус. агиографии//Изв. Уральского гос. ун-та: Сер.: Гуманит. науки. 2009. 1/2 (63). С. 83; Зеленина Я. Э. Уникальные иконы Собора Карельских святых из Финляндии//Кенозерские чт.-2009: Этнокульт. ландшафт Кенозерья: Сб. мат-лов 4-й Всерос. науч.-практ. конф. Архангельск, 2011. С. 310, 311; Новый Олонецкий патерик. СПб., 2013. С. 7-9, 342, 393, 394, 417, 560.

http://pravenc.ru/text/2561318.html

В 1999 году Троице-Одигитриева Зосима пустынь вновь стала действующим монастырем. На месте разрушенного храма иконы Божьей Матери Одигитрии установили скромный поминальный крест. На территории монастыря Зосимова пустынь находится освященный колодец, у южной стены храма, на месте, где была келья старца Зосимы. Колодец открыт в октябре 2003 года. Вода подается электрическим насосом. Колодец планировалось освятить во имя преподобного Зосимы. http://svyato.info/moskovskaja-oblast/ «Когда старец Зосима увидел, что помощию Божию и Матери Божией все в обители уже привел в надлежащее устройство, тогда обратился и сам, хотя не в глубокое, но тихое безмолвие, удаляясь от своих учениц на пять дней в неделю». Это было в 1832-1833 годах, незадолго до кончины старца. Впоследствии, в 1910 году настоятельница Зосимовой пустыни игуменья София предприняла строительство часовни на месте отшельничества Преподобного, и одна из монахинь стала нести послушание «заведования часовней и лесом на месте подвигов старца Зосимы». Местные жители почитали и посещали Святой колодец и после ликвидации монастыря. Говорят, туда ходили крестные ходы на праздник Одигитрии. Потерян он был во время строительства Бекасовского сортировочного железнодорожного узла. Многие из местных жителей считали, что колодец погиб при этом строительстве. Но охотники и грибники знали его местонахождение и помогли найти колодец летом 1995 года в лесу совершенно заброшенным. В июле вывел нас к колодцу местный житель Петр Матвеевич Пахомов. Спасибо ему. Ни за что не найти это место без провожатого! Так всё заросло. Все предшествовавшие поиски без провожатого были безрезультатными. От дороги осталась просека, заросшая березками и ёлочками. И трава до пояса. Ничего не понять, а в сырое время – и не пройти. Колодец был цел, но еле заметен среди травы. Верхние венцы сгнили. На глубине метра под водой нащупывались наносы. Вода мутная. Надо чистить колодец, менять верхние венцы и достраивать сруб. По другую сторону бывшей дороги – яма с обломками кирпича по периметру – остатки часовни. Вершина купола лежит рядом: замшела, стала похожей на валун, но видно, что сложена из кирпича. Ах, как тяжело будет восстановить это святое место – не подъехать, и даже не всегда подойти. Новые венцы для сруба начали готовить осенью того же 1995 года члены общества «Реставрос» (работающие на восстанавливаемых храмах и монастырях): Николай Фризин и Николай Смирнов, а также их сокурсники по Московскому архитектурному институту. Чистку колодца проводили летом 1997 года местные жители. На очистке колодца много потрудились жители соседнего поселка Киевский: Николай Васильевич Набокин, Аркадий Михайлович, Тамара Николаевна, Вячеслав Аркадиевич Рысевы и Александр Фёдорович Золотухин. Откликнулся на нашу просьбу и начальник вагонного депо ВЧД-13 Геннадий Иванович Родионов, и в столярной мастерской этого депо было сделано навершие на колодец с дверцами.

http://sobory.ru/article/?object=01858

В документах административного отдела Семёновского уисполкома от 16 марта 1930 года обнаруживаю заявление прихожан церкви иконы Владимирской Божьей Матери с просьбой «зарегистрировать» в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 08.04.1929 года православное религиозное общество верующих под названием «Святицкое». Район деятельности общества распространяется на село Святицы и прилежащие к нему селения Лисино, Филиппово, Шадрино, Сутырь, Паромово, Зуево, Тамбово, Козлово, Большое Оленево и Малое Оленево. Под заявлением 53 подписи прихожан в возрасте от 28 до 80 лет, причём из них неграмотных только семь, единоличников – 10, членов колхоза – 28 человек. Несмотря на то, что провозглашённый декрет об отделении церкви от государства не предполагал преследования за посещение молитвенных зданий и участие в религиозных обрядах, священнослужители одними из первых были лишены избирательных прав, стали изгоями в среде строителей социализма. В списках лишенцев по Семёновскому уезду на 02.01.1926 года обнаруживаю священника Святицкой церви Введенского Василия Алексеевича и всё его семейство: жену Введенскую Анну Николаевну 54 лет, сына Введенского Анатолия Васильевича 18 лет. Здесь же псаломщик Святицкой церкви Пётр Петров. Были обложены индивидуальными твёрдыми заданиями церковный староста Алексей Груздев из села Святицы, члены исполкома Святицкого религиозного общества Василий Игнатьевич Голубев из деревни Паромово, Василий Иванович Пичужкин из села Святицы, Василий Павлович Уткин из деревни Сутырь. Пострадал за веру житель села Святицы псаломщик Иван Степанович Крылов. До революции вёл подпольную работу. За то, что посещал Святицкую церковь, пел на клиросе, был сослан вместе с семьёй в Сибирь, потерял там жену. Вернувшись в родное село, Крылов вместе с детьми нищенствовал. Чтобы спасти голодающих детей, пошёл Иван Степанович опять на церковную службу, в псаломщики. В восстановлении в избирательных правах не помогли ни его жалобы в Семёновский райисполком, ни заступничество Сутырского сельсовета и общего собрания односельчан. 19 мая 1932 года в возрасте 60-ти лет умирает священник Василий Введенский. 14 июня того же года приход в селе Святицы принимает Аркадий Фёдорович Смирнов. Ему 42 года. До этого назначения священнослужительствовал в Арзамасском уезде, в сёлах Художино и Смолино. А через два года в именных списках лишённых избирательных прав по Сутырскому сельсовету обнаруживаю и его самого, и всю его большую семью: жену Агнию Сергеевну 47-лет – лишена «как жена священнослужителя», дочерей – Любовь 18 лет, Мария 16 лет, Евгения 14 лет, Надежда 9 лет, Анна 7 лет – лишены «как дочери священнослужителя».

http://sobory.ru/article/?object=15112

В июле 1869 г., после увольнения на покой архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия (Фёдорова) , П. был командирован по Высочайшему повелению в Петрозаводск и Вытегру. 22 июля 1869 г. в Вытегре заложил Сретенский храм. С 15 июля 1869 г. епископ Вологодский и Великоустюжский. Прибыл в Вологду 1 окт.; направил одного из своих сыновей в Вологодское ДУ, другого - в ДС (старший сын, Н. П. Раев , в 1916 г. станет последним обер-прокурором Синода царской России, младший - Владимир - доктором медицины). П. обеспечил общежитиями все духовные училища епархии, строительство которых осуществилось на изысканные им средства (включая собственные взносы). Трехэтажное здание общежития Вологодского ДУ проектировалось при его личном участии. Благодаря распорядительности П. удалось быстро отремонтировать семинарский корпус, сильно поврежденный при пожаре 5 июня 1872 г. Для помощи нуждающимся своекоштным воспитанникам основал при семинарии ссудную кассу, сделал в нее первый взнос. Учредил «учебно-воспитательный женский приют» при вологодском Горне-Успенском жен. мон-ре, в к-ром стали обучаться дочери местного духовенства. Первоначально приют, принявший всего 10 девушек, располагался в кельях настоятельницы. В связи с большим количеством желающих учиться в 1870-1873 гг. в обители при щедрых пожертвованиях П. был построен отдельный учебный корпус. Заботами епископа в епархии активизировались строительство новых и реконструкция старых храмов. Каждое лето П. совершал дальние поездки по епархии. В июле 1871 г. побывал в Троицкой Ульяновой пуст. Устьсысольского у., находившейся в 1200 верстах от Вологды. (Посещение обители архиереем описано: Арсеньев Ф. А. Ульяновский мон-рь у зырян: Троицко-Стефановская новообщежит. обитель. М., 1889. С. 79-83). В 1870-1873 гг. постепенно распространил на всю епархию выборное начало при замещении благочиннических должностей. Первый председатель Вологодского губ. училищного совета (открыт 28 дек. 1869). В 1871 г. благословил закладку Вологодско-Ярославской железной дороги и «положил первую тачку земли», 20 июня 1872 г. совершил благодарственный молебен при ее открытии.

http://pravenc.ru/text/2578737.html

В этой-то беспоповщине появилось и перекрещивание душепагубное. Андрей Денисов думал чрез перекрещивание поступающих в выгорецкое общество крепче утверждать в союзе с оным обществом. Зараза беспоповщины не ограничилась одним здешним местом, одною здешнею страною: она разлилась по всему пространству России... Но не закрыть ли вам глаза от тех мест, где водворяются слепые последователи лукавому Андрею: не заткнуть ли нам уши от слышания всех нелепостей их?... О Божий храм, явившийся здесь храм Божий! Ты привлекал к себе наши очи душевные и телесные, чтобы светом твоего учения были мы сохранены от адской тьмы заблуждений. Ты пленял наш слух, чтобы гласом заповедей приводимы мы были в послушание Христово. О Божии храмы, сокрушители раскола, податели мира и спасения! Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе... в сем храме, который стоит, как памятник победы православия над крамольным лжеучением, алкавшим разорить Божии храмы, престолы Господни – по всей земли русской – сему боголюбезному царству православия! По всей земле русской поклонники беспоповщины есть везде: только не в одном виде и не в одинаковой силе. Беспоповщина еще при Андрее уже разделялась на согласия, как-то: федосеевское, потом филипповское и пр. и пр. Впрочем, в самом нашем Данилове, где Андрей положил свои кости, держатся одной даниловщины. Преемники его здешние заботились не столько о вере, сколько о богатстве. У них вера служила только способом к обеспечению житейскому. Устроив при себе скиты женские, и здесь, и на Лексе, посылая по России с проповедью своей беспоповщины сборщиков подаяний, успели они не только себя материально обеспечить, но и окружить себя роскошью, завели даже обширную морскую торговлю: доныне есть люди, которые лично видали здешних большаков в богатых собольих шубах, при соответствующей этому наряду обстановке. Но при всех гнусностях даниловской беспоповщины, на даниловское общество смотрят издали беспоповщинцы, как на место, достойное особенного уважения... Но всяк сад, ею же не насади Отец небесный, запустеет, – как сказал Сам Господь наш Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Всех же святых отец в царствующий град Москву снидошася, Никон митрополит Новгородский и Великолуцкий, Корнилий митрополит Казанский и Свияжский, Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский, Серапион митрополит Сарский и Подонский, Михаил митрополит Сербский, Маркел архиепископ Вологодский и Великопермский 8 , Серапион архиепископ Суздальский и Тарусский, Мисаил архиепископ Рязанский и Муромский, мнози же архимандриты и игумены из великих обителей и из честных монастырей и из соборных протопопы и священники и диаконы со всеми освященными соборы в царствующий град съехашеся аще ли же которым святителям от них невозможно бысть прийти к тому собору и избрания на уреченное время дальнего ради расстояния или некоей ради надлежащей великой нужды 9 и те прислаша ко братии своей к митрополитам и ко архиепископам и к священному собору грамоты о согласии за своими руками сице пиша да еже аще что сотворит собор по его царского величества указу собравшиеся боголюбивые митрополиты и архиепископы на поставление на превысочайший патриаршеский престол в царствующем граде Москве и всей великой России и они того же держатся по их святительскому совету и хотению и неразлучны своей братии. Егдаже убо кииждо от них святитель к царствующему граду прихождаше и в великую соборную церковь Пречистой Богородицы вхождаху и ко святым местам и живоносной и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога и к святой чудотворной иконе Божьей Матери юже написал святой апостол и евангелист Лука еще при самой Пречистой Богородице живой суще, и к чудотворным ракам святых митрополитов Петра и Ионы и ко всем святым и чудотворным иконам прихождаху и знаменахуся, потомже со тщанием прихождаху ко гробам преж бывших в великой России великого святителя пастыря и учителя своего крайнего святителя великого Иона и государя блаженной памяти святейшего патриарха кир Филарета Никитича Московского и всея Руси и великого господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всея Руси и благословения и прощения от них яко живых суще прошаху; такожде 10 прихождаху и ко гробу великого господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси и зряще его уже под спудом скрывшася а святую божию церковь яко вдовствующую також и иерея и причетников яко во унынии дряхлостью стесняемых жалостью угнетахуся и 11 над гробом великого святителя погребального плача песнь яко долг некий воздающе отцу своему и пастырю за его духовную и неизмеримую ко всем, еже о Христе, любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

е. приведены вы – во след Ея – церкви Христовой. Но вспомним еще – как была приведена во храм Господень богоотроковица Дева Мария? Праздник в воспоминание сего важного события в церкви кому из вас, думаем, неизвестен? Так, девы-невесты Христовы, и вы приводитесь, приведены и ныне Царю Иисусу Христу и во след Царицы, пренепорочной Девы Марии; и это-то преимущественно должно теперь исполнять ваше сердце веселием и радованием духовным… и вместе с сим должно обязывать и побуждать вас – достойнее приготовить себя к бессмертной трапезе Царевой. Вот какое наставление вам в нынешнем привете нашем вам! Постарайтесь исполнить сие наставление, ибо приведутся Царю девы в след ея только те, кои – по псалмопевцу – искренни ей – искренние ее приведутся Царю – искренние исполнительницы правил и уставов церковных, учения и святых церкви; искренние подражательницы Богоотроковицы Девы Марии. К сему, в утешение и ободрение себе большее, присовокупите, что невеста Христова церковь своим последовательницам искренним, показывая правила и уставы, предлагая учение и примеры, помогает в исполнении и последовании им, помогает и молитвами и преподаванием божественных сил своего Жениха Иисуса Христа, яже к животу и благочестию. Сим правилам и уставам церкви, сему учению и примерам ее последовала Сама Богоотроковица, Пресвятая Дева Мария, Богородица! Будучи приводимы Царю во след такой Царицы Матери, не должны ли вы, по примеру Ее, исполнять все уставы и правила невесты Христовой церкви, вы, девы, воспитанницы? Посему так – приводимые во храм Царев будьте ко всему в нем внимательны и уважительны, ибо все здесь так установлено и действуется, чтобы вас уготовать к тому – да возжелает Царь доброты вашей и сподобит вас бессмертной трапезы Своей. Посему-то, девы-ученицы, наша церковь , между прочим, напр., чтобы самое детское девическое лицо ваше, когда вы, молясь поклоняетесь Царю, показалось Ему угодным, привлекательным – непременно вы должны украшать или прикрывать его особенным убором – правильным знамением на себе честного и животворящего креста. Изобразите сие драгоценное, для ангелов привлекательное и достоуважаемое… Изобразите сие знамение на себе с пониманием знаменуемого оным, с верою в знаменуемое оным, с благоговейной любовью – и возжелает Царь доброты вашей; поклонение ваше будет угодно, приятно Царю; Царь с благоволением примет моление ваше… Без сего же крестного знамения, без осенения оным, как без прикрытия и необходимого украшения им, никакое цветущее и благообразное, привлекательное на телесные очи лицо не может быть приятно Богу – Царю!!! Но не удивляют ли, не изумляют ли кого из вас такие слова мои? Не удивляйтесь, не изумляйтесь: они имеют основание; послушайте. Св. ап. Павел сказал, что без веры невозможно угодити Богу. Веру же он разумеет ту, которая признает своими главнейшими и существеннейшими догматами две тайны христ. благочестия: тайну Пресвятой Троицы и тайну воплощения Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Желалось бы мне побывать и в Кулгале твоем: но как в него переправиться через реку, когда, аще Господь соблаговолит, попасть из Пудожа в Каргополь, или из Каргополя в Пудож?? Но самих себя и все наше предадим в волю Божию. Буди благословение Божие на тебе, на пастве твоей, на семействе твоем! 361. 24-го июля 1858 года 2. Кулгальскому священнику Михаилу Николаевскому. Вами доставленные мне сведения о некоторых местностях Пудожского уезда дают мне надежду получать от Вас таковые же сведения и о других местностях. К этому побуждают меня а) сведения, доставленные напр. янгозерским священником Повенецкого уезда о происхождении Янгозерского погоста, б) историческое обозрение раскола в Ялгубском приходе, доставленное мне воспитанником семинарии Павлом Мишуриным. Из таковых местных о местностях сведений могла бы объясниться наша Олонецкая страна во многих отношениях, т.е. и веры, и церкви, и быта народного. 2 3. 3 свои государевы грамоты во все российские концы ко всем священных 4 престолов наместникам к митрополитам и к архиепископам и епископам и к архимандритам и игуменам возвещая им отца их и пастыря и божественных догмат учителя великого Господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси ко Господу отшествие и что им снитися в царствующий град Москву к Богом насажденной святой соборной апостольской церкви благочестивого ради собора и для избрания великого святителя на превычайший патриаршеский престол, яже в велицей России. Богом духновенные же отцы и митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены кийждо прочетние его царского величества грамоту 5 и услышаша отшествие к Богу крайнего пастыря отца своего и учителя великого Господина святейшего Иосифа патриарха Московского и всея Руси зело сердцы своими поболеша и велие тщание показаша и пути скоро касахуся да поне благочестивого великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси самодержца, повеления слышати сподобятся и у гроба великого святителя прощение получать и должную честь и любовь о Христе вместо погребального плача яко отцу своему и пастырю воздадут – и тако убо преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены от конец всей великой России овии убо от востоку иные же от западных и северных и южных стран кийждо от своей Богом спасаемой паствы в царствующий град Москву 6 един по единому стекошася и яко орлы слетахуся и яко рече Господь наш Иисус Христос в святом своем 7 евангелии идеже бо труп тут соберутся и орлы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

За «незаконную валютную операцию» ему дали небольшой срок тюремного заключения. Через полгода он вышел, и ГПУ потребовало от него, чтобы он покинул Белёв. «От креста своего не побегу», – твердо ответил он и остался здесь. Относительно следующих пяти лет жизни отца Исаакия в Белёве не сохранилось никаких сведений. Летом 1937 года в Белёве было арестовано и после недолгого «следствия» расстреляно сразу сто человек священнослужителей и верующих. Власти думали, что уничтожили тайный монастырь, – может быть, это недалеко от истины. В декабре – вторая волна арестов: были взяты епископ Никита 640 и с ним девятнадцать человек. В «расстрельном» деле сохранился их перечень. Вот он: «Епископ Никита (Прибытков Николай Григорьевич, 1865 г. р.); архимандрит Исаакий (Иван Николаевич Бобраков, 1865 г.); священник Александр Тимофеев (1870); священник Михаил Преображенский (1873); священник Иван Георгиевский (1884); священник Николай Руднев (1892); монах Вадим (Антонов Георгий Фёдорович, 1892); послушник Григорий Ларин (1886); схимонахиня Августа (Защук Лидия Васильевна, 1871); монахиня Рахиль (Жилина Матрёна Александровна, 1879); монахиня Анфиса (Сысоева Александра Матвеевна, 1868); монахиня Севастиана (Тарасова Мария Гавриловна, 1877); монахиня Аркадия (Просёлкова Агриппина Матвеевна, 1870); монахиня Макария (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна, 1867); послушница Мария Лактионова (1884); послушница Ольга Просёлкова (1870); послушница Христина Пятибратова (1889); Пятибратов Даниил Яковлевич (1884); Субботин Борис Алексеевич, врач (1874); Лесина Аграфена Ивановна (1897)» 641 . Владыке Никите было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря при храме святителя Николая в Казачьей слободе, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего советского строя».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010