Богослужебные тексты, посвященные П., отсутствуют. П. упоминается в акафисте Александру Ошевенскому, составленном игум. Никодимом (Кононовым) в 1897 г. (РНБ. СПбДС. АII/345), и в службе Собору Карельских святых (XX в.). В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатали список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в к-ром содержится имя П. Канонизация П. была подтверждена включением его имени в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению Олонецкого архиеп. Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым) (жизнеописание П. на с. 4-5). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т. ч. П., стали поминать в каждом епархиальном храме на отпусте утрени и литургии, в 1910 г. по заказу владыки в С.-Петербурге была написана икона «Собор Олонецких святых». В 1958 г. Финская Православная Церковь установила празднование Собору всех святых, в земле Карельской просиявших (в субботу между 31 окт. и 6 нояб.), в к-рый включено имя П. В 1972 г. РПЦ учредила празднование Собору Карельских святых, оно совершается в тот же день. В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II праздник был перенесен на 21 мая (3 июня н. с.) - в этот день в 2000 г. был освящен восстановленный собор во имя св. кн. Александра Невского в Петрозаводске с юж. приделом в честь Собора Карельских святых. По монастырским описям XVIII в., гробница с мощами П. находилась под ц. Преображения Кенского мон-ря в притворе. В мон-ре хранились ризы П.- «полотнянные, белые, оплечье камчатое, ветхое, наподольник крашенинной, без подкладу», а также его посох - «древяной, черный, з железным копийцем». В 1764 г. мон-рь упразднили, на его месте был создан приход. В пожаре 1800 г. все монастырские постройки и имущество сгорели. Новые каменные храмы были освящены в нач. 40-х гг. XIX в. В 60-х гг. XIX в. «некоторые из благотворителей» просили епархиальное начальство устроить придел во имя П. над его ракой. Однако придел был освящен во имя прп. Антония Сийского по причине «отсутствия сведений о канонизации» П. (Новый Олонецкий патерик. 2013. С. 574). В 30-х гг. XX в. Кенский мон-рь был разорен; монастырских строений на месте бывш. обители не сохранилось. Сведений о вскрытии и переносе мощей П. нет.

http://pravenc.ru/text/2579830.html

В нач. 90-х гг. XVIII в., во время опустошительного пожара в мон-ре, сгорели храмы и часовня. 10 нояб. 1793 г. был освящен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы, погребение святого оказалось внутри церкви. В 1806 г. Баландин устроил над погребением новую раку из красного дерева, к-рая была обложена медными посеребренными «охватами с вычеканкою искусно осьми херувимов» ( Кожевникова. 2009. С. 231). Кроме раки в дар мон-рю он передал неск. икон с изображением К. и свт. Тихона, еп. Амафунтского. В 1820 г. над мощами К. был освящен каменный 3-престольный собор Рождества Пресв. Богородицы (с теплыми приделами во имя прор. Илии и свт. Николая Чудотворца). В 30-х гг. XIX в. рака была обита позолоченным серебром. В сер. XIX в. в день памяти К., 19 мая, в часовню при пещере устраивался торжественный крестный ход. В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатали список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором содержится имя К. Канонизация святого была подтверждена включением его имени в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению Олонецкого архиеп. Аркадия (Фёдорова) . В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым) (жизнеописание К.: С. 42-44). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т. ч. К., стали поминать в каждом епархиальном храме на отпусте утрени и литургии, в 1910 г. по заказу владыки в С.-Петербурге была написана икона «Собор Олонецких святых». В 1958 г. Финская Православная Церковь установила празднование Собору всех святых, в земле Карельской просиявших (в субботу между 31 окт. и 6 нояб.), в который включено имя К. В 1972 г. РПЦ учредила празднование Собору Карельских святых в тот же день (Соборы Олонецких и Карельских святых не имеют полного совпадения, поскольку границы совр. Петрозаводской и Карельской епархии отличаются от границ Олонецкой епархии в XIX - нач. XX в.). В 2004 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II праздник был перенесен на 21 мая (3 июня по н. с.) - в этот день в 2000 г. был освящен восстановленный собор во имя св. кн. Александра Невского в Петрозаводске, юж. придел - в честь Собора Карельских святых. Имя К. вошло также в Собор Новгородских святых, установленный в 1981 г., и в Собор С.-Петербургских святых, установленный в 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2458675.html

В храме Божием имеем мы училище, в котором преподается утешение и учение не от прелести, не от нечистоты, ни лестию, но точию благовествование Божие ( 1Фес.2:3–8 ). В храме Божием имеем мы судилище, на котором служители Божии, по данной им благодати от Духа Святаго, имже отпустят грехи, отпустятся им, и имже держать, держатся ( Ин.20:23 ). Храм Божий есть святилище, где в освящение наше преподается сокровище, ангелам желаемое, но не даруемое, святейшее тело Христово, божественнейшая кровь Христова: о сем величайшем и спасительнейшем, и необходимейшем для нас таинстве, – так Сам Господь наш, установитель сего таинства, засвидетельствовал: аще не снесте плоти сына человеческаго, ни пиете крове его, живота не имате в себе. Ядый мою плоть, и пияй мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Ядый мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем ( Ин.6:53, 54:56 ). О, возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе! К сему нас побуждает и обязывает история сего места и история сего храма; настоящее положение раскольствующих и настоящее положение православных; падение молитвенниц беглопоповщинских и воздвижение храма Божия... Как истинно и ясно слово Божие: богатии обнищаши и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага! Простри теперь сюда внимательный взор свой поморец московский, уральский и других стран: простри – кумир твой здесь сокрушается; явился здесь храм Божий, как священный памятник победы и спасения, разгоняющий мглу заблуждений... Но ужели никто из живущих здесь отщепенцев, ужели никто и из них не трогается столь благодатным изменением, обновлением сего места? Нет, нет – не заткнешь на всякий раз от колокольного звона ушей твоих, душа, и нежелающая еще слышать его. Нет, нет, не закроешь и глаз твоих для того, чтобы, хотя невольно, не взглянуть на сию возвышенную красоту креста, венчающего божественный храм сей! Молитвы в сем храме будут возносимы к небесному милосердию Отца Всеблагого и о вас, чуждающиеся нас раздорницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3). В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И. Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. ( Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский//Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).

http://pravenc.ru/text/578264.html

Глас святой истины достиг и до Данилова. Пастыри церковные, облеченные в правду, явились и здесь. Призре Господь с высоты Своей и на сие место. Вавилонское сонмище падает; а Сион благодатный св. церкви основывается! Раскол думал разорить храмы Божии и в отдаленности, а теперь видит храмы Божии среди себя! Как это случилось? История сего храма достойна внимания. Сюда переселен из псковской области народ Божий. На этот Божий народ здешние жильцы, верно, смотрели с презрением; а, может быть, видя нужду и бедность сего народа Божия, и посмеивались над ним, гордясь над ним своим богатством, своею властию. Может быть, здешние полагали, что столь бедный переселенец новый пробудет здесь недолго, или пристанет к их согласию по вере. Но сей народ Божий, сей нищий, скажу словами св. царя Давида, воззва и Господь услыша и. Воззва со скорбию о пастыре духовном: и Господь послал его. Воззва с желанием о храме Божием: и Господь, видите, устроил его. Сей нищий воззва, и Господ услыша и, и от всех скорбей его избави и. Чудное дело открылось! Истинно – Божие дело! Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякого блага! Хвалившиеся и хвалящиеся богатством вещественным здешние старожилы потеряли морскую промышленность, лишились многих мнимых домов молитвенных, никаких таинств и дарований благодатных не имеют, даже в книгах не находят святого смысла... Обнищаша, до такой степени обнищаша; а взыскающие Господа, смотрите... взыскающие Господа получили здесь оседлость, под благословением Божиим и под покровительством закона оседлость прочную: имеют хлебопашество, всюду могут показать себя, как верноподанные благочестивейшего Государя, как неложные сыны отечества, как неподозрительные сыны общества, как боголюбезные чада церкви. Великим богатством обладают боящиеся Господа. А что им даровано с сим храмом? Все, что ни принес с неба, из сокровищ нетленных, – все, что ни принес человеческому роду Спаситель наш Господь Иисус Христос : с сим храмом даровано нам, по благодати Божией, все нужное для нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Днесь благодать Св. Духа нас собра. Внимайте, благодатью Св. Духа собранные, – старцы и дети, мужи и жены, внимайте совершаемым при сегодняшних богослужениях воспоминаниям церковным. Богочеловек Искупитель наш, при Своих внутренних страданиях, тужил и скорбел так глубоко, что явился к Нему ангел для укрепления Его ( Лк.22:43 ). Владыка жизни и смерти говорил ученикам Своим: прискорбна есть душа моя до смерти ( Мф.26:38 ). Жены, сопровождавшие Господа на Голгофу, так горько плакали и рыдали, что страждущий Господь утешал их: Дщери Иерусалимские, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших ( Лк.23:28 ). Могла ли Пресвятая Дева Мария оставаться равнодушной и спокойной, когда взирала на невыразимо-ужасные мучения Сына Своего, – пребывать без плача и рыдания?!! В конце теперешнего богослужения вы, мужи и жены, матери и дщери, услышите этот плач и рыдание. Возглас: Благословен Бог наш. VI. По окончании всего вечернего богослужения Вот св. плащаница для поклонения изображенному на ней умершему Господу среди храма – пред вами! Благоговеем пред ней!!! Поплакали ли сколько-нибудь и порыдали ли, когда слышали благосердый плач и рыдание Пресвятой Богородицы?! Вот Ее вопли и рыдание: «Вижу Тя ныне, возлюбленное мое чадо и любимое, на кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем. Ибо ныне моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых. Увы мне, болезную сердцем. Солнце незаходимое, Боже превечный, и Творче всех тварей, Господи, како терпиши страсть на кресте?? Се свет мой сладкий, надежда и живот мой благий, Бог мой угасе на кресте. Распаляюся утробою. Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержащаго вся. Уязвляюся люте утробою. Не изглаголеши ли рабе Твоей слово, Слове Божий? Не ущедриши ли, Владыко, Тебе рождшую? Избавляяй болезни, ныне приими мя с Собою, Сыне мой и Боже, да сниду, Владыко, во ад с Тобою и аз; не остави мене едину». Но кто изъяснит всю скорбь и рыдание Пресвятой Богородицы?? Но слышите последний глас Ее плача: «Воспою милосердие Твое, Человеколюбче, и поклоняюся богатству милости Твоея, Владыко: создание бо Твое хотя спасти, смерть подъял еси: но воскресением Твоим, Спасе, помилуй всех нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Заутра, возлюбленные, соберемся к утренней поранее. Заутра – великая суббота преблагословенная суббота, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен. VII Великая суббота, преблагословенная суббота, уранившие собраться во храм Божий, христолюбивые суложгорцы! В великую субботу православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Сняв с креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева. Имейте понятие о гробе Христовом. Он не похож был на наши нынешние гробы. Гроб Христов была пещера, – была высечена в скале, а не была выкопана в мягкой земле или сложена из камней. Она походила на жилую комнату, была довольно просторна и столько высока, что человек стоя едва мог доставать рукою свод ее. Пещера была новая, еще никто не лежал для беспробудного сна. Любовь и уважение к Иисусу Христу положили Иисуса в этой пещере, как почетного Мертвеца. Она иссечена была из цельного камня: вход в нее, по окончании погребения, завален был большим камнем. Этот огромный камень так плотно закрывал отверстие, что печать, наложенная иудеями, соединяла этот камень с остальной скалой. На востоке нет обыкновения погребать мертвых в гробах (ящиках), как у нас, и относят в могилу на доске или на открытом одре. Богослужение великой субботы есть благоговейное бдение над гробом Господним. Воспоминая в в. субботу все события, относящиеся к погребению Иисуса Христа, церковь на утреннем богослужении этого дня совершает образ погребения Христова. Для сего со сладкопением произносит пред гробом Господа, среди храма, при каждении и держании всеми находящимися во храме горящих светильников, непорочны – стихиры, предваряемые стихами из 118 псалма, разделенные на три статьи. Будьте внимательны, постоянно внимательны к теперешней утрени. Не менее высокое благоговение к непостижимым тайнам спасения мира изображается в утреннем каноне в. субботы. А что после канона и великого славословия? Ах, христолюбцы, христолюбцы! При колокольном погребальном звоне бывает крестное шествие кругом храма со св. плащаницей и сопровождаемое пением: «Святый Боже» и освещаемое многочисленными светильниками, согласно с словами церкви, которая называет гроб Христов светлейшим, яко источник нашего воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Значительную долю публикаций неофиц. части в 1898-1905 гг. составляли миссионерские, посвященные преимущественно старообрядчеству: беседы миссионеров-священников, отчеты о собеседованиях и миссионерских поездках, известия о «состоянии раскола» в приходах и уездах, а также исторические и обзорные статьи, напр. «Раскол в Олонецкой епархии» (1898. 1. С. 11-13; 4. С. 16-20; 6. С. 13-18; 12. С. 19-24) и «Краткое руководство по расколоведению» (1901. 13. С. 403-412; 14. С. 437-443; 15. С. 464-467; 16. С. 488-492) свящ. Константина Плотникова, «Каргопольские «бегуны»: (Краткий исторический очерк)» (1900. 10. С. 371-376; 11. С. 412-420; 12. С. 449-457) и «Очерки по истории раскола в Олонецкой епархии» (1901. 21. С. 645-651) Д. В. Островского, «Амвросий, бывший митрополит Босно-Сараевский» свящ. А. В. Здравомыслова (1905. 6. С. 182-184; 8. С. 246-254; 9. С. 272-281; 10. С. 311-313), «История странничества в Шунгском и окрестных приходах Повенецкого уезда» свящ. Михаила Преображенского (1908. 22. С. 517-520). Были опубликованы сочинения и письма архиеп. Аркадия (Фёдорова) (1898. 7-9; 1899. 3-6, 10, 19, 23; 1900. 4; 1901. 11, 19-23; 1902. 2-4, 10-12, 15, 17, 19; 1903. 3, 21, 23; 1907. 3, 5, 9, 18-20; 1908. 15-18; 1910. 13, 32), исследование иером. Вениамина (Казанского ; впосл. сщмч., митрополит Петроградский) «Преосвященнейший Аркадий, архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола» (1899. 12-24; 1900. 1-3, 5-9, 11-24; 1901. 1-6, 9). После 1906 г. епархиальные миссионеры вступили в борьбу с «панфинско-лютеранской пропагандой» среди карел, что было отражено в статьях «Надвигающаяся опасность» прот. Н. Чукова (1907. 12. С. 309-315), «Воззвание к пастырям карельских приходов Олонецкой епархии» свящ. Д. Островского (1908. 9. С. 191-195). В это же время публикуются переводы на карельский язык отдельных евангельских чтений (1907. 6, 7, 24; 1908. 2, 3, 7, 8, 10), Символа веры и молитвы «Отче наш» (1907. 8. С. 219-220), богослужебных текстов (1908. 10. С. 221-222), проповеди на Сретение Господне (1908. 2. С. 33-35). С 1909 г. значительная часть миссионерских публикаций была посвящена крайним протестантским учениям, напр. «Секта пашковцев, ложно называющая себя евангелическими христианами» В. А. Мельникова (1909. 27. С. 590-593; 28. С. 618-620), «Несколько слов о пропаганде «евангелических христиан» среди православных путем своей печати: (Библиографическая заметка)» архим. Никодима (Кононова) (1909. 30. С. 689-714).

http://pravenc.ru/text/2578347.html

Искупитель наш и на кресте молился. Отец Небесный услышал Его сыновнюю молитву. Из самых повешенных вместе с Иисусом двух разбойников один, услышав молитву Господа, из врага сделался другом Его, ставшим против врагов Господа... и глаголаше Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Си ( Лк.23:39–42 ). Сладостно было Иисусу слышать это от разбойника. Иисус отвечает разбойнику: Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи. В шесть,а по-нашему в двенадцать часов дня, наступила тьма – чудесная, сверхъестественная. Распространился всеобщий ужас. Вся тварь изменяшеся страхом. Враги Господа присмирели и открыли свободный доступ ко Кресту Его. В сие время Матерь Иисуса, сопровождаемая и поддерживаемая женами, вместе с Иоанном, возлюбленным учеником Христовым, подошла ближе к Господу и стала при Кресте Его. Можно ли описать всю лютость скорби и туги сердечной у Сей Царицы всех мучеников? Она все блаженство свое, всю радость свою полагала в Нем – теперь должна лишиться Его... и остаться одна, круглою сиротою. Но не столько сиротство занимало растерзанное печалью сердце Ея, сколько лютость болезней и страданий Сына Ея возлюбленного. Еще несколько минут... и Она увидит одно бездыханное тело Его. В подобные минуты, если бы могло быть что-нибудь сему подобное, кто не пожелает смерти?! Господь видел это... и потому с обычною Своею Божественною любовью, склонив взоры Свои к Матери, а с Нея перенося их на Иоанна, при Кресте стоящего, сказал: жено, се сын Твой... а с Иоанна паки обращая их на Свою Матерь, произнес: се мати твоя ( Ин.19:26–27 ). Это было последнее предсмертное завещание Искупителя нашего. Оно дано не Иоанну только, а всему роду человеческому. Тьма все еще продолжалась, и на Голгофе царствовала тишина. Ни обешенные около Иисуса, ни воины, стрегущие Его, – никто не произносит ни одного слова. Сам Господь, изрекший свое предсмертное завещание, умолк, и Его искренние не смели и, может быть, от тоски сердечной не в состоянии были ни одним словом нарушить этого всеобщего грозного молчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

К 1718 г., при игум. Мелетии (Чайковском), в мон-ре проживали всего 18 иноков (Там же. С. 222). Надзор за ними Киевские митрополиты Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский) перепоручили ведомству Белорусского епископа. В 1759 г. обитель была передана в подчинение еп. Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому) , в 1762 г. переведена в 3-й класс, в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, окончательно вошла в состав Могилёвской епархии. В авг. 1805 г., при настоятеле Феофане (Романовском), мон-рю был дарован статус архимандрии. Во время Отечественной войны 1812 г., при архим. Иустине (Сементовском), мон-рь сильно пострадал. Его наиболее ценное имущество, включая часть серебряной утвари и окладов икон, было расхищено воинами отступающей франц. армии. Нек-рые предметы и реликвии были обнаружены освободившими Оршу казаками атамана М. И. Платова и возвращены в обитель. В 1815-1821 гг. мон-рь возглавлял архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1821-1823 гг.- архим. св. Мелетий (Леонтович ; впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский), в 1823-1824 гг.- архим. Аркадий (Фёдоров ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский). В 1842 г., при архим. Фавстиане, обитель стала заштатной, приписной к оршанскому Покровскому мон-рю. В нее переселились настоятель и братия, а здание самого Покровского мон-ря было передано ДУ. В 60-х гг. XIX в. архим. Агапит (Сахаров) на свои средства открыл школу, позже - одноклассное ДУ. В 1883 г. воссоздана школа иконописи. Архитектурный комплекс Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Архитектурный комплекс О. К. Б. м. состоял из Богоявленского собора, Свято-Духовской ц., колокольни, госпиталя, жилых и хозяйственных построек. С 3 сторон территория обители была огорожена кирпичной стеной (высота - 2,5 м). Планировка мон-ря была регулярной, а его двор имел прямоугольную форму. Пятиглавый деревянный на каменном фундаменте Богоявленский собор (1623-1635), возведенный в стиле виленского барокко, стоял на высоком месте и являлся доминантой архитектурного комплекса.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010