Впрочем, и при священнослужителях, как держало себя первоначальное общество? «Ужас всем окрестностям наводило». Хлебопашества не было, промышленности не могло быть, жильцы тогдашние здешние не смели никому и никуда и глаз показать, как беглецы преступные. «Они не иначе выезжали и в села, как с ружьями, в великом числе, и по ночам, или украдкою: грабили церкви, грабили дома, иногда увозили к себе мужчин и женщин, если не могли подговорить, кого в виду имели. Чтобы спасти домы от их грабежа, надлежало иногда бить в набат: жилища их слыли у добрых людей станами». Даже Палеостровский монастырь подвергался их неистовствам. Выгорецкие поселенцы в один раз поселились в монастыре, жили в нем с женами и детьми, даже во св. алтаре жили... А после, когда они принуждены были оставить захваченный и ограбленный ими монастырь, собранную ватагу подговорили, убедили запереться в церковь и в подцерковь и сгореть! «Сгорело более 2 тыс. человек! Об этом свидетельствует подлинный судебный акт. В другой раз, когда монастырь приобстроился, выгоречане связали игумена с братиею, посадили у себя в неволю, стреляли в присланную из Олонца команду и протоиерея олонецкого; ранили его, и многих из воинства убили, наконец, не в состоянии, будучи защищаться, крамольники те сами зажгли монастырь и сожгли имущество, церковь , игумена с братиею, и самих себя, выключая немногих, которые успели выбежать и скрыться в свой стан». От здешних тогдашних наездников доставалось и обельным вотчинникам на Челмуже·: и их церковь подверглась грабежу от нечестивцев. При таковых насильствах и грабежах сам Данила отличался удальством! Но не в храме Божием воспоминать столь постыдные для человечества гнусности и неистовства, коими ознаменовали себя первые поселенцы здешние. Для того я несколько коснулся сказания о начале и начальных поступках здешнего общежительства, чтобы вы, мои христолюбивые и миролюбивые слушатели, с большим участием приняли сие мое сердечное приглашение: Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Аввакум. Распря» В Москве прошла презентация книги учёного и писателя Виктора Петрова 10.05.2022 608 Фото: Предоставлены автором Накануне Дня Победы в Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве состоялась презентация новой книги «Аввакум. Распря» нашего известного земляка, поэта, учёного-историка, члена Союза писателей России, бывшего проректора по науке ГГТУ Виктора Михайловича Петрова. Ведущим встречи был сам Предстоятель РПСЦ митрополит Московский и всея Руси Корнилий (почётный гражданин Орехово-Зуева). Во многом уникальную книгу нашего земляка представил известный российский книгоиздатель, историк, коллекционер, патриот России, благотворитель, меценат, строитель и председатель президиума общественного фонда «Возрождение Тобольска», экс-мэр Тобольска Аркадий Григорьевич Елфимов. Редактором издания стал известный поэт, секретарь Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ Виктор Фёдорович Кирюшин. Замечательные иллюстрации к книге создал потомственный художник известный мастер книжной графики Александр Шибанов (среди его предков — меценат Савва Мамонтов и другие представители купеческой династии Мамонтовых). По признанию автора, о подвижнической жизни легендарного старообрядческого протопопа и писателя Аввакума Петрова он думал всю свою сознательную жизнь. Не одно десятилетие, живя и работая в Томске, Орехово-Зуеве, Лобне, Погореловке, Виктор Петров писал об Аввакуме литературные произведения, упоминал в научных трудах. И вот решил создать новый труд, отображающий многоликую и революционную эпоху семнадцатого века. Когда при активном воздействии Запада, его религиозных агентов, были предприняты попытки нарушить духовное равновесие русского народа, внести смуту в православную Церковь, расколоть её и верующих людей. И им это удалось. В результате недальновидной политики Патриарха Никона и его поспешной церковной реформы вчерашние единоверцы поделились на «старообрядцев» и «новообрядцев» («никониан»).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/10/av...

Поучения Аркадия, архиепископа олонецкого и петрозаводского, на пятницу и субботу Страстной седмицы Источник За сообщение этих поучений редакция приносит сердечную благодарность священнику Александроневской церкви в Петрозаводске В. В. Нименскому. О происхождении этих поучений о. Василий в своих воспоминаниях о преосвящ. Аркадии (напеч. в Христ. Чтении за 1888 г.) сообщает следующее: «близ Петрозаводска, в 6 верстах есть деревня Суложгора, куда на последние дни св. седмицы обыкновенно посылался иеромонах для богослужения. Иеромонахи были в большинстве простецы, необразованные, и вот, для того, чтобы их миссия была полезнее, владыка составлял поучения и такие поучения иеромонах прочитывал в назначенное время». Печатаемые поучения принадлежат к этой категории. Экземпляр, нам присланный, писан собственноручно преосв. Аркадием крупным, разборчивым почерком, чтобы простец-проповедник мог легко разобрать и прочитать. Так далеко простиралась заботливость преосвященного не только о слушателях, но и о самих проповедниках. «Христ. Чтен.» 3–4, 1889 г. I. Пред начатием последования святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа Вы, боголюбивые и христолюбивые христиане, пригласили нас в сей вами созданный и любимый храм, на богослужение; пригласили в самые великие и святые дни по тем высоким, божественным воспоминаниям, какие в сии дни совершаются церковью. За такое приглашение ваше – благословение вам от нашего, любящего вас, Архипастыря! Мы, приглашенные вами и посланные к вам Архипастырем, с душевным усердием готовы послужить вечному спасению душ ваших. Нынешний день – великий пяток. В великий пяток совершились и воспоминаются церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные. Что для нас так нужно и так спасительно, как изучать повествования о крестных страданиях Господа нашего? Грешники! Чем спасены мы от осуждения вечного? Страданиями Иисуса Христа, только Его страданиями. Как же не знать, как не изучать нам спасительных для нас страданий, в их точном и полном виде? Св. апостол Павел в своем послании к коринфянам свидетельствовал о себе: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята ( 1Кор.2:2 ). Т. е., я положил, будучи у вас, ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и при том распятого. Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и при том распятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Поучения воспитанницам женской гимназии в начале говения перед исповедью и после причащения святых таин Источник I       Приведутся царю девы в след ея.        Пс.44:15 Видели мы, в минувшем году, таковых, по псаломскому пророчеству, приведенных Царю небесному дев: видим таковых и в нынешнем, – теперь, слушатели благовнимательные! В минувшем году приводимы были Царю девы в веселии и радовании: кажется, и теперь они в таком же неземном состоянии своего духа! благодатные слушатели! В минувшем году девы были не только приведены Царю, но и введены в храм Царев, были даже удостоены бессмертной трапезы Царевой: и теперь приведены и введены в сей храм Царев для того же, т. е., чтобы удостоиться им той же бессмертной трапезы Царевой, сотрапезники святых!!! Царица небесная, предстоящая на небеси Царю, Сыну Своему одесную Его!! И сии девы, как искренние Твои, приведены во след Тебе!!! Вот с каким приветом мы сретаем теперь вас здесь, ученицы-девы!!! Привет этот для некоторых из вас не новый: но всеми вами одинаково должен быть принят за привет церкви: следовательно, как наставление благодатной нашей матери, радующейся о вас… церкви! Церковь есть мать наша, яже нас всех породи в крестительной купели и млеком догматов православных воспита. Также и крепкой пищи тела и крови Христовы нам вкусити дает, и всегда на лоне своем пестует матерски, дóндеже при персех ее сладчайших, яко любезные чада, сном блаженным успем. Вот какое понятие нашей о церкви! Имея такое понятие о матери церкви, кто из вас, дети-девы, в настоящем привете нашем вам не видит себе наставления и наставления такого, какое должно быть вам, приведенным Царю, приведенным во след небесной царицы, и уже введенным в самый храм Царев, и для того единственно введенным, чтобы удостоиться вам бессмертной трапезы Царевой, которой вкусить готова дать вам мать церковь ! В привете нашем вам и наставление! Наставление же должно быть понимаемо и исполняемо. Все ли вы понимаете наставление нашего привета вам? В нашем привете первые три слова: Приведутся Царю девы – суть слова пророка псалмопевца, но они же относятся и к вам девы-ученицы! Первое из них слово: приведутся – должно многое напомнить вам и внушить… Хотя вы теперь и не были ведены кем-либо за руку, но не сами же собой пришли сюда, а точно приведены.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Действующие лица Андрей Евгеньевич Подгорный, учитель гимназии, известный писатель, 32 года. Татьяна Павловна Подгорная, жена его. Сергей Борисович Прокопенко, молодой поэт-народник. Николай Борисович Прокопенко, брат его. Иван Трофимович Резцов, член уездной земской управы. Лидия Валерьяновна Резцова, жена его. Доримедонт Доримедонтович Сниткин, писатель. Яков Иванович Румянцев, Доктор. Григорий Петрович Лазарев, агроном, богатый молодой человек. Аркадий Тимофеевич Ершов, начинающий беллетрист, 26 лет. Любовь Романовна Пружанская, дама лет 40, общественная деятельница. Вассо Суралидзе, по прозвищу Таракан, бывший телеграфист, грузин. Василий Александрович Титов, богатый издатель . Фёдор Фёдорович Мирский, инспектор гимназии, старичок. Дедушка Исидор, странник. Метранпаж, рабочие типографии. Действие первое Просторная, светлая комната, наполовину гостиная, наполовину кабинет. Три двери: левая ведёт наверх, к Подгорному, правая – в столовую и остальные комнаты, средняя – в прихожую. У левой стены большой письменный стол, заваленный бумагами. С правой стороны круглый стол, диван, несколько кресел. На полках много книг, разбросанных в беспорядке. Окна заставлены цветами и тоже завалены книгами. На стенах несколько портретов русских писателей и фотографии с картин новейших художников. На заднем плане – рояль. В общем, во всём чувствуется безалаберщина. Видно, убранством комнат никто не интересуется, и всякий считает себя хозяином. У окна сидит Вассо и в нос напевает грузинскую песню. Татьяна Павловна читает за круглым столом; в руках у неё карандаш. Сергей Прокопенко большими шагами ходит по комнате. В разговоре тон его голоса обыкновенный, как у всех. Но разговор его часто переходит в «речь» – тогда голос делается нестерпимо громким. При этом он встаёт в позу – всегда одну и ту же. Сергей Прокопенко  (останавливается, немного расставив ноги) . Не кажется ли вам, господа, что мы на некоем таинственном корабле носимся по бушующему океану? Плещут и стонут вокруг нас волны, а мы смело и вольно мчимся вперёд, всё вперёд, в какую-то сказочную страну. Свистит ветер, гнутся мачты, а мы, бесстрашные и непобедимые, стремимся к своей заветной цели… И чем нас меньше, господа…

http://azbyka.ru/fiction/intelligenciya/

Слово на собор 12 апостолов сообщение этого слова редакция приносить глубочайшую благодарность Высокопреосвященнейшему Ионафану, архиепископу ярославскому и ростовскому. Все слово писано собственноручно преосвящ. Аркадием. Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учителие, Владыку всех молите , мир вселенный- даровати, к душам нашим велию милость. Тропарь. Что во ев. церкви мы цели вчера, то же поем и ныне. Вчера православная наша церковь праздновала одним первоверховным апостолам – Петру и Павлу: а сегодня прославляет всех 12 апостолов купно, называя самый день сей собором дванадесяти славных и всехвальных апостол. Нынешний день похож на вчерашний. Празднуя одним Петру и Павлу, правос. церковь прославляет их твердыми и Боговещанными проповедателями, верхом апостолов, словесными звездами, просветившими западный мрак: Петра – предначальником апостолов, Павла паче иных потрудившимся: прославляет Петрову твердость и Павлов разум, и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся, в ап. Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в ап. Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего. Вот самые хвалебные песни церковные, которые выражают похвалу первоверховным апостолам. «Дал еси хваление церкви Твоей, Господи, честные апостолы Твоя, в ней же просиявают мысленнии светильницы, Петр же и Павел, яко звезды словесные, вселенную озаряюще: ими же просветил еси западный мрак, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». »Дал еси утверждение церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум, и светлую мудрость, и обоих богогласие истинное, еллинскую прелесть отгонящее, тем же тайноводими от обоих, поем Тя, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». " Дал еси образ обращения согрешающим, оба апостолы Твоя, оваго убо отвергшегося Тебе во время страсти, и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася, и веровавша: и обою собору первостоятельствующих другов Твоих, Иисусе Всесильне, Спасе душ наших». Так – они хваление церкви, утверждение церкви, образ обращения согрешающим!

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Слово это произнесено преосвященным Аркадием, архиепископом Олонецким и Петрозаводским 28 декабря 1852 г. в петрозаводской кладбищенской Кресто-Воздвиженской церкви на всенощном бдении, совершенном самим преосвященным накануне освящения этой, вновь сооруженной церкви. Так как главным жертвователем при сооружении этой (каменной) церкви был петрозаводский купец Марк П. Пименов, то освящение церкви происходило 29 декабря, в день именин Пименова. «Всенощное бдение 28-го ч.,– пишет очевидец,– началось в 8 часов вечера и кончилось около 2 часов утра. В продолжение всенощного архипастырь четырекратно беседовал с кафедры со своею паствою о Кресте Господнем, так как церковь воздвигнута в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста». Нет сомнения, что таким всенощным торжественным богослужением преосвященный имел в виду отвлечь граждан хоть на одну ночь от обычных ночных святочных увеселений. Слово печатается с автографа, данного преосвященным прот. М. Д. (сообщившему рукопись), в напутствие при вступлении его в миссионерскую должность. I. О треблаженное Древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь! Ночь... и на кладбище! Молимся... и среди могил! Время ли быть молве? Место ли суете? Крест Христов приводит сюда носимых в покой вечный. Крест Христов осеняет сокрытых в могилах здешних. Он блистает, как венец красоты и святыни, на сем храме. В его имя сей храм. На таком месте безмолвия... в такой тишине нощной... о чем нам размышлять и беседовать? У Креста Христова о Кресте Христовом. Здесь его сила и слава. О треблаженне Древо на нем же распяся Христос, Царь и Господь! Посвятим же несколько времени слышанию повествования о Кресте Христовом. Во-первых, вкратце скажу вам историю Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос . Во-вторых, вкратце изложу вам таинство Креста. В-третьих, коснусь несколько наших обязанностей к Животворящему Кресту Христову. Впрочем, теперь же надобно определить понятие о Кресте Иисуса Христа. Знаем и помним, что под именем Креста Иисуса Христа в слове Божием разумеется, во-первых, просто древо крестное, орудие, на котором был распят Господь наш Иисус Христос ; а во-вторых, что и есть главное, самая смерть распятого Иисуса Христа. В настоящем случае будем иметь и то и другое понятие совокупно, т. е. и главное – о самой смерти распятого Иисуса Христа, и второе, простое – об орудии распятия, о древе крестном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Три письма Аркадия, архиепископа Олонецкого, к священнику Михаилу Николаевскому 1 1. О. Михаил Николаевский! При репорте вашем за 24 от 18 июля сего присланное «Обозрение истории г. Пудожа» мною прочитано: благодарю Вас за этот труд. При сем Вы пишите: «и есть ли впредь что могу собрать на счет сего дела, то не премину к дополнению представлять»: надеюсь, что Вы исполните это, и прошу Вас о том. До Вашего обозрения Рогозерская пустынь была для меня совсем неизвестна. Вы заставили меня взглянуть в клировую ведомость сумской церкви: часовня при д. Рогозерской показана, а деревни Рогозерской – нет: правда, в ведомости сказано, что и последние крестьяне отсюда выселились. Мы думаем, что Данило Викулин, давший свое имя выгорецким сумасбродам, произшел из Шунги; а печатные книги производят его из Сумы. Шунгяне гордятся таким своим выходцем; есть, кои себя в родство ему по плоти включают: как у Вас сумяне думают? А Рогозерская пустыня, выставленная Вами, укрывавшая у себя Корнилия инока, кем-нибудь да заведена, была покровительствуема. Впрочем, посмотрите в историю русского раскола (преосв. Мак.) на стр. 250, 251, о Рогозере Вашем на слова: на стр. 255. Даниил Викулин – дьячок Шунгского погоста… Постарайтесь еще собрать сведения: да не расположите ли кого-либо из причтов в соучастники себе? Стыдно нам, что мы, так сказать, самих себя не знаем; что у нас в соседстве гнездится раскол, что соседи-священники о своих приходах, расколом зараженных, нерадят, как будто в их стадах нет волков, и как будто их овцы безопасны от волков, – не видят, как эти волки терзают овец… все мы слепые сонули, наемники-себялюбцы!!! Не хотим книжки приобресть, часа в сутки на пользу своих стад употребить, нежа себя за чаем и кофеем, или за другим чем!! Как на суд Божий явимся!!! Благодарю Господа Бога, Христа Спасителя, что хотя в Вас, о. Михаил Федорович, он указал мне споспешника в старческих трудах моих: и небольшой Ваш труд, за 24 утешил меня в скорби моей при взгляде на пастырей некоторых, которые не стада, а себя самих только пасут!

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Закрыть itemscope itemtype="" > По страницам духовных сокровищ В хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки 26.03.2023 365 Время на чтение 3 минуты 7 марта в Доме Пашкова состоялась экскурсия в хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Небольшая группа творческих работников – писателей, литературоведов, художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Архангельска была удостоена общения с уникальными книгами. Этой высокой награды приглашенные были одарены за плодотворное многолетнее сотрудничество с благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». Об этом событии мы публиковали статью Валентины Валентиновны Ефимовской . Сегодня – следующий рассказ. Ленинскую библиотеку (ныне Российскую государственную библиотеку) – этот главный книжный храм России – знает, или хотя бы слышал о ней, каждый сознательный житель нашей огромной страны. Побывать в ней, поработать с книгами, документами или диссертациями доводилось многим. Но вот о посещении отдела рукописей этой легендарной библиотеки не скажешь «довелось». Посчастливилось! Такой подарок сделал в дни Великого Поста председатель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов небольшой группе писателей, художников, учёных, архитекторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Архангельска, получивших благодарственные письма от РГБ за подписью президента библиотеки Виктора Васильевича Фёдорова. Эти письма в виде роскошных свитков были вручены в Большом зале, что и было зафиксировано бесстрастными объективами фотоаппаратов на общей фотографии. Начальник Отдела рукописей Евгения Эдуардовна Вишневская провела экскурсию по залам Дома Пашкова – одного из самых красивых зданий Москвы, что находится напротив Московского Кремля. Большой зал, читальный зал отдела рукописей, зал каталогов. Здесь можно увидеть портрет выдающегося философа-космиста Н.Ф. Фёдорова, работавшего в читальном зале в конце 19 века, написанный Л.О. Пастернаком. Но вот и конечная цель экскурсии – Отдел рукописей, куда надо было подняться по витой чугунной лестнице каслинского литья.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тобольские дары 17.02.2023 382 Время на чтение 3 минуты Десять лет назад одна пробивная американка задумала учредить день дарения книги. Эка невидаль – дарение книги, скажет начитанный русский человек, добавив с уместной иронией: то же мне, Америку открыла. А у них-то там, оказывается, это возводится в разряд события. Потому та американка и добилась своего, благо Организация объединённых наций у неё под боком. И теперь с благословения ООН 14 февраля считается Международным днем дарения книги. В России книги дарили всегда, точнее, наверное, - со времён первопечатника Ивана Фёдорова. Сколько в русской классике сцен, когда ребёнку, школяру, юноше дарят книгу. Книга – лучший подарок! Это утверждение сложилось не ведомо когда и стало нормой. Но в России ведь так всегда – норму не принято возводить в степень. Что там норма, если даже великие изобретения проходят в мировой истории под чужими именами. Электрическую лампу первым предъявил миру русский учёный Павел Яблочков, показав её в 1875 году в Париже. А слава от изобретения досталась американцу Эдиссону, который запатентовал своё изделие в 1879 году. Радио первым в 1895 году продемонстрировал наш Александр Попов, а приоритет изобретения достался итальянцу Маркони, который «застолбил» свою конструкцию через год. А что касается дарения книги, то Благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» занимается этим с начальной поры своего основания, то есть почти тридцать лет. Книгохранилища страны, малые и большие библиотеки - районные, городские, областные, государственные - получили в дар от Тобольского фонда тысячи экземпляров различных изданий, в том числе раритетных, выпущенных штучными экземплярами. Такими дарами может похвастаться и Архангельская областная научная библиотека имени Н.А.Добролюбова. Фонды Добролюбовки, как в Архангельске ласково называют главную библиотеку области, в начале 2019 года пополнились экземплярами 4-томника «Северный морской путь» и другими тематическими выпусками альманаха «Тобольск и вся Сибирь». Сюда, к нам, из Тобольска в Архангельск, прибыл с «книжным обозом» сам глава благотворительного фонда Аркадий Григорьевич Елфимов. Презентация собрала в библиотеке множество народу, особо выделялись студенты Арктического морского института имени капитана В.И. Воронина, старейшего в стране подобного учебного заведения. Внимательно слушали будущие мореходы о деяниях пращуров – первопроходцев Арктики. На этой презентации выступили и мы, архангельские литераторы, которые стали авторами уникального 4-томника «Северный морской путь».

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/18/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010