Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕГОРЬЕВСКИЙ АЛЕКСЕЕВСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Егорьевский храм во имя святителя Алексия, 1998 год. Фото Андрея Агафонова с сайта sobory.ru В 1904 году крестьянин деревни Нечаевская Иван Иванович Акатьев обратился в Рязанскую духовную консисторию с просьбой разрешить построить на принадлежавшей ему земле и на свои средства часовню " в память радостного события - рождения государя-наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича " . В 1905 году епископ Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) благословил строительство часовни в деревне Нечаевской Егорьевского уезда по проекту Рязанского губернского архитектора, и в том же году часовня была построена. Благочинный церквей Первого Егорьевского округа протоиерей Александр Светлов совершил освящение часовни в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Часовня была приписана к Успенскому собору и в ней совершались лишь всенощные бдения и молебны. За несколько лет жителям Нечаевской так понравилась часовня, что они решили пристроить к ней алтарь для совершения литургии. А спустя некоторое время была пристроена и колокольня. Егорьевский храм во имя святителя Алексия, кон. XIX в. Согласно клировой ведомости Успенского собора города Егорьевска за 1914 год, в деревне Нечаевской находился " молитвенный дом с алтарем " , приписанный к городскому Успенскому собору, и окормлялся соборным духовенством. И только после того, как все городские храмы были закрыты, Алексиевская церковь приобрела статус самостоятельного прихода. В 1929 году при упорядочении административно-территориального деления деревня Нечаевская наряду с другими деревнями, слившимися с городом, вошла в состав города Егорьевска. После закрытия в городе Свято-Троицкого Мариинского монастыря , а затем и городских храмов, все оставшиеся в живых монахини перешли в Алексиевский храм. Сюда же монахини принесли древний образ святителя Николая Чудотворца, который с начала образования города находился в Никольской часовне.

http://drevo-info.ru/articles/13677002.h...

Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Археологический раскоп не может совершаться в спешке, но через три дня работы были свернуты. Немедленно восстановить место в прежнем виде потребовала городская администрация. 14 июня 1997 года под звон Троицкого благовеста пласты парковой травы были уложены на прежнее место. Между тем археологи указывали, что земля под захоронением младенца перекопанная. Поиск требовалось продолжить вглубь. Обращала на себя внимание и другая деталь: гранитный бордюр вокруг могилы Колпаковских, открывшийся во время работ, сильно осел именно со стороны «странного» детского склепа. Возможно, в этом месте кем-то делался основательный раскоп. Провалившуюся землю здесь видел в 1937 г. писатель Домбровский. В романе «Факультет ненужных вещей» он упоминает об этом: «Бог знает, что это было: нора, правда тайник или просто земля осела под камнем» 502 . История с поисками в этом месте получила продолжение через семь лет. В 2004 году земля возле могил Базилевских-Колпаковских ковшом легкого экскаватора была вновь поднята. Это не были археологические раскопки. При строительстве в парке нового здания Епархиального управления рабочие наткнулись на старые православные захоронения. Епархия получила разрешение перезахоронить останки возле «губернаторских могил». Раскоп на этот раз был глубоким. Открылась боковая стена подземного склепа Базилевских-Колпаковских. Оказалось, что её кто-то пытался в этом месте пробить, но за первой кирпичной кладкой открылась вторая, и неизвестные отступились. Зато рядом был виден край другого склепа, находившегося именно под найденным в 1997 году младенческим захоронением. Стена его была пробита, свод обвалился. Не тот ли это самый, в котором упокоили епископа Пимена? И на этот раз склеп в спешке закопали. История поиска не окончена. Каков бы ни был результат третьей попытки найти останки святителя, она должна когда-то произойти. Как правило, жилым постройкам суждено пережить тех, кто их строил и тех, кто жил в них. Об особом свойстве старых домов у Бориса Пастернака есть строки: «Они, как призраки, духовны всей тьмой перебывавших душ». Таков был Архиерейский дом города Верного. Построенный заново после землетрясения 1887 года, он помнил достойнейших архиереев − преосвященных Неофита (Неводчикова), Григория (Полетаева), Аркадия (Карпинского) и Димитрия (Абашидзе). Последний, кому дом служил убежищем и местом отдохновения, был епископ Семиреченский и Верненский Пимен (Белоликов) . Отсюда дождливым вечером 16 сентября 1918 года он вышел, чтобы никогда уже не вернуться ни в это, ни в иное земное жилище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Став митрополитом Киевским, Феогност уже в стенах Киевской духовной академии благосклонно отмечал Петра Белоликова, поступившего из Новгородской духовной семинарии и прибывшего в Киев одновременно с ним. Высокий, светлолицый, с русыми волнистыми волосами, высоко поднятой головой и ясным взглядом голубых глаз, он принадлежал к узнаваемому племени Белоликовых. В бытность иерарха на новгородской кафедре род Белоликовых активно напоминал о себе повсюду − в консистории, училище, семинарии, алтаре! Владыка читал благочиннические отчеты отца Захарии, экзаменовал его младших сыновей в училище и семинарии, одновременно посвящал в иереи одного за другим старших − Александра, Павла, Ивана. В российских духовных семинариях заметную роль играло учёное монашество. Это были и совсем молодые иеромонахи, занимавшие должности помощников инспектора, и монахи постарше, в скором времени переходившие на ректорские должности. На одном месте они подолгу не задерживались, так как череда перемещений из семинарии в семинарию завершалась архиерейской хиротонией. Новгородская духовная семинария не была исключением. С 1894 года по 1900 год ректорскую должность занимали архимандриты Михаил (Темнорусов), Аркадий (Карпинский), Арсений (Стадницкий) , Димитрий (Сперовский). Гомилетику вёл иеромонах Евдоким (Мещерский), его сменил иеромонах Никон (Бессонов). В должности помощника инспектора некоторое время в ней находился иеромонах Иннокентий (Пустынский) 63 , вернувшийся из Америки. Ему на смену пришёл иеромонах Николай (Орлов). Среди монашествующих наставников встречались незаурядные личности, пробуждавшие духовные силы ребят. В общении с ними углублялось и формировалось их самосознание, расширялся кругозор, формировался стиль поведения и общения. В праздничные дни после окончания торжественного акта, когда в столовой семинарии по-праздничному накрывались столы, семинаристы собирались кружками вокруг любимых преподавателей, затевая с ними беседы и почти в экстатическом восторге, спрятанном за сельской степенностью, слушали их. «Кумиром новгородского юношества той поры» называли преподавателя гомилетики иеромонаха Никона (Бессонова), имевшего кроме богословского высшее инженерное образование. Иеромонах Никон не уставал внушать, что «только при горячей любви к Богу они в состоянии будут пройти нелёгкий пастырский путь, не замечая страданий и скорбей, как мать не чувствует обжогов, спасая из пламени своё дитя» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

122 Из других епархий стали поступать уже в позднейшее время, в особенности во времена преосвященного Аркадия. 123 Из них Стефан Карпинский после двух лет училищной службы поступил в Московскую духовную академию. 125 Из этих учеников известен нам покойный А.Б. Горшков, который был в последствии уважаемым врачом в Богословском заводе, и которого память, как врача и искусного и, главное, очень доброго и доселе там чтится. 127 Семинарское правление, по резолюции преосвященного Иустина, от его имени адресовало жертвователю такую благодарность: Ваше Высокоблагословение, достопочтеннейший отец Иоанн! С искренним удовольствием приемля Ваше благое в пользу здешних учащихся приношение, хочу сим отдать должную справедливость Вашей ревности и усердию споспешествовать нам в деле воспитания юных душ, нам свыше вверенных, – душ, кои некогда подобно Вам должны явиться в деле служения церкви и человечеству, подвижниками добрыми, истинными. Желая поспешествовать возрастанию наших воспитанников, Вы уделяете последнее от ученых сокровищ своих, да они обогатятся ведениями духовными, подаваемыми от Духа разума; дар редкий, примерный и для других хотящих благотворить! Вы показали с сим вместе и то, что умеете воздавать святой церкви должную дань признательности за собственное воспитание в недрах сей общей матери, единственной выну болезнующей чадами своими, дóндеже вообразится в них Христос. Продолжайте питать млеком Вашим духовным младенчествующих в разуме и Бог любви, благости и щедрот воздаст Вам за доброе делание сие воздаянием великим, несравненным, небесным. И аз выну во всякой молитве моей не престану взывать к Самому Богу любви, да исполняет все благие желания и прошения Вашего сердца; потщуся прибыть и до конца дней моих Вам и всем Вашим искренним доброжелателем…. 131 Решение это было кассировано епархиальной властью. Преосвященный на этом журнале написал такую резолюцию: «Почему же прочие члены не подписали, – должно было объяснить. Ученик Л. не вносить в первый разряд, дабы не было повода другим ученикам к пьянству; а равно и в учительскую должность не определять, по крайней мере, впредь до усмотрения его благонадежности. А об ученике К. справиться, не был ли он замечен бывшим в прошедшем годе ревизором с худой стороны, и если был, то о нем должно сделать иное заключение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому первой мерой к восстановлению нормальной жизни в приходах должно быть полное материальное обеспечение клира. Размер этого обеспечения, сообразно современным условиям жизни, должен равняться до 1500 рублей в год для сельских священников и 2500 руб. в год для священников в городах... При таких условиях ряды духовенства могли бы пополняться лучшими людьми, которые, не будучи давимы нуждою и будучи свободны от занятий по хозяйству, могли бы действительно послужить Церкви» 280 . Епископ Калужский Вениамин (Муратовский), например, считал, что годовой оклад казенного жалованья для сельского священника должен составлять 1200 руб., диакона – 800, псаломщика – 400. В городах, где траты значительнее, соответственно: 1500, 1000 и 500 руб. в год. Преосвященный Тихон (Троицкий-Донебин), архиепископ Иркутский, сообщал, что одной из проблем церковной жизни является частый переход духовенства из прихода в приход, поэтому необходимо уравнять доходность приходов за счет содержания. «В сельских приходах священник получает 1500 руб., диакон – 900 руб. и псаломщик – 600; в городах, где жизнь дороже, священник получает 2000 руб., диакон – 1200 руб. и псаломщик – 800 руб.» 281 По мнению архиепископа Финляндского Сергия (Страгородского) , доход священника на селе должен быть не меньше 1200 руб., диакона – 1000 руб., псаломщика – 800 руб. 282 Епископ Рязанский Аркадий (Карпинский) предлагал установить жалованье священникам в размере 900 руб. при оставлении церковной причтовой земли 283 . Преосвященный Димитрий (Самбикин) , архиепископ Казанский, предлагал 1000 руб. жалованья на причт в селах при оставлении земель, угодий, арендных статей, казенного жалованья 284 . Епископ Псковский Арсений (Стадницкий) не исключал, основываясь на мнении Псковского епархиального съезда, возможности обеспечения от государства «священников – 900 руб. и псаломщиков – 300 руб. в год при условии соблюдения за ними земельных наделов, а в случае отнятия земли (за исключением 4–6 десятин для усадьбы), – чего духовенство очень желает, – для священника – 1200 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие архиереи ограничились указанием на необходимость сделать язык богослужебных книг общедоступным, понятным для народа, не предрешая, будет то обновленный славянский или русский. Таковы отзывы епископов Серафима Полоцкого (Мещерякова, † 1932?), Владимира Екатеринбургского (Соколовского, † 1931), Аркадия Рязанского (Карпинского, † 1913), а также киевского епархиального миссионера Н.А. Белогорского (его доклад был представлен в Синод митрополитом Флавианом) и Пермской епархиальной комиссии 39 . Весьма критически оценивал язык существующих богослужебных книг епископ Минский Михаил (Темнорусов, † 1912): Желательно, чтобы богослужения в храме совершались на понятном для богомольца языке. (...) Наши богослужебные книги и отчасти Библия переведены на такой язык, на каком ни один славянин не говорил и не писал. Это язык книжников, часто малосведущих как в славянском, так и в греческом языке. А между тем православному русскому народу приходится слушать богослужение на этом языке, испытывая крайние трудности в понимании Священного Писания и богослужебных молитв и песнопений. Непонимание богослужебного языка самими чтецами и певцами делает их небрежными, читающими и поющими поспешно, неотчетливо, невразумительно. Богомольцы же (...) скучают при богослужении, становятся невнимательными, равнодушными к богослужению – к его глубокому содержанию и высокой поэзии. Посему настоит существенная нужда сделать новый перевод священных и богослужебных книг 40 . Архиепископ Иркутский Тихон (Троицкий, † 1911) предлагал будущему Собору рассмотреть вопрос о переводе всего богослужения с церковнославянского языка на русский, или об изменении в словосложении своем церковнославянского языка в более понятную и близкую к складу русской речи форму. Такой перевод есть настоятельная необходимость. Церковнославянский язык непонятен более чем для половины русских людей 41 . Наиболее решительная и развернутая апология богослужебного употребления русского языка содержалась в докладе О желательной постановке миссионерского дела в соответствии с манифестами 17-го апреля и 17-го октября 1905 года, который был представлен епископом Архангельским Иоанникием:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На этой российской окраине давало о себе знать присутствие так называемых «нерегламентированных людей», осевших в крае в поисках лучшей жизни, но не имевших в крови добрых хозяйственных, трудовых навыков и нравственных и религиозных устоев. Они-то и стали в скором времени главной опорой революционных процессов в Семиречье. Верный был классической провинцией с усиленным элементом обывателя. В день прибытия нового епископа областная газета сообщала о новинках в кинотеатрах: «Миллион долларов», «Поцелуй смерти», мелодрама «Кошки и мышки». После представлений цирка Сосина из-под скамей выгребались горы подсолнечной шелухи... Но даже такому провинциальному городу, каким был Верный, было бы несправедливо давать однозначную оценку. Всеми прославляемый кафедральный собор, по сей день украшающий парк в центре города, не мог вырасти на почве только провинциального прозябания. Жизнь дореволюционного Верного определялась еще одним важным обстоятельством, выдвигавшим город из разряда заурядной русской провинции. Здесь находилась кафедра громадной Туркестанской епархии. Со времени прибытия первого туркестанского епископа Софонии (Сокольского) в 1872 году епископская кафедра просуществовала 45 лет. В Туркестане служили Преосвященные Александр (Кульчицкий), Неофит (Неводчиков), Григорий (Полетаев), Никон (Богоявленский), Аркадий (Карпинский), Паисий (Виноградов), Димитрий (Абашидзе), Иннокентий (Пустынский). Все они в меру своих духовных и физических способностей послужили семиреченской пастве. Преосвященный Пимен (Белоликов) открыл ряд викарных епископов Семиречинских и Верненских (Алма-атинских), и за сохранение Православия в этом крае он не колеблясь, сознательно отдал свою жизнь. После его гибели Семиречье на десять лет лишилось канонического архипастыря и управлялось из Ташкента архиепископом Иннокентием (Пустынским) затем епископом Сергием (Лавровым). В 1923 году духовенство епархии, за малым исключением, перешло в обновленчество. И только в 1927 году Верненскую кафедру, переименованную в том же году в Алма-атинскую, принял не состоявший в обновленческом расколе прямой преемник владыки Пимена епископ Лев (Черепанов)

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

По собственному прошению, Преосвященным Аркадием (Карпинским), епископом Рязанским и Зарайским, он был переведен на штатную диаконскую должность к Покровской церкви села Никиткина Егорьевского уезда. Это было 13 ноября 1904 года. Почти десять лет он прослужил в этом храме, построенном в 1842 году московскими купцами Семеном и Хрисанфом Куровыми. 23 июня 1914 года диакон Илия был переведен на штатное священническое место к Николаевской церкви села Ксенофонтова, Егорьевского уезда, а 19 июля рукоположен во священника Преосвященным Амвросием (Смирновым), епископом Михайловским, викарием Рязанским. В послужном списке иерея Илии Бажанова в клировой ведомости указано, что все это время он состоял заведующим и законоучителем при Кочемарской церковно-приходской школе. Когда до революции 1917 года отец Илия служил в различных приходах и церковно-приходских школах, о Свято-Владимирской церковно-приходской школе с. Карамышева Касимовского уезда, в которой он тогда работал, много говорили и писали. Эта школа была действительно гордостью не только прихода, но и всей епархии. Здесь заботились о детях: учили, давали бесплатные книги, проводили интересные встречи. В 1892 году там была открыта бесплатная столовая на средства неизвестного благотворителя из Москвы. Деньги инкогнито были посланы на имя врача А.О. Афиногенова, который вместе со священником храма и начальником школы занялся открытием столовой для детей. Это благое начинание многих подвигло на хорошие дела. И вот через много-много лет отцу Илие, пришлось служить в селе Карамышево. Здесь он за усердную многолетнюю службу Церкви Христовой удостоен сана протоиерея. Со временем не стало этой прекрасной школы, и начала оскудевать и вера. В 1919 году благочинный Зарайского округа писал: «Благочестие народа, его приверженность к Церкви Божией, молитве и исполнению христианских обязанностей в настоящее революционное время подвергается тяжелому испытанию. Замечается падение веры и нравственности, особенно среди молодого поколения. Отрицательное отношение правительства к Церкви как к культурной силе, изгнание преподавателей Закона Божия, св. икон и молитвы из школ, насаждение во всех деревнях так называемых культурно-просветительных кружков молодежи, распространение в народе богохульных книг и брошюр, – все это деморализующе действует на молодое поколение, вытравливает из него последние остатки отцовской веры, разнуздывает и развращает молодежь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Чурманское село в 220 в. от Екатеринбурга, и в 45 в. от Ирбита, стоит при небольшой речке Чурманке, от которой получило и своё название. Село это находится в ближайшем соседстве с Микшинским (на расстоянии 8 в.), так что свойство почвы, и климатические условия здесь те же самые. Жителей в приходе по церковным документам в 1900 г. считается 1 043 д. м. п. и 1 112 ж. п. Все они государственные крестьяне, занимаются хлебопашеством, принадлежат к великорусскому племени, исповедания православного. В состав прихода, кроме с. Чурманского, входит 6 деревень: Потапова, или Шеболтасова – в 1 в. от села, Тоскуева – в 4 в., Боталова – в 4 в., Мосеева – в 4 в., Дягилева – в 4 в., и Межевая, или Захлыстина – в 7 в. Чурманский приход открыт в 1770 г., до этого же времени с. Чурманское входило в состав Чубаровского прихода. Первая церковь была деревянная, однопрестольная, перевезена из с. Бобровского, освящена во имя Св. Иоанна Богослова 1–го ноября 1770 г. заказчиком Красно-Слободского Духовного Правления, протопопом Львом Карпинским. Церковь эта скоро пришла в ветхость, и 26 сентября 1786 г. была заложена новая, также деревянная, во имя Св. Иоанна Богослова, с приделом Богородицким. Первоначально был устроен придельный храм, освящённый 8 мая 1787 г. Главный же храм был устроен только на следующий год, и освящён 8 марта. Освящение совершал упомянутый выше протопоп Лев Карпинский, по благословению Тобольского Владыки Варлаама. Через сорок пять лет и этот храм пришёл в крайнюю ветхость, и прихожане испросили у Преосвященного Пермского Аркадия благословение устроить на свои средства каменный двухпрестольный храм, существующий и до настоящего времени. Грамотою от 30 сентября 1833 г. поручено было благочинному Николаю Карпинскому новый каменный храм «соборне по чиноположению заложить и велеть строить». Сначала был устроен придельный, Богородицкий, храм в нижнем этаже, и освящён 8 июня 1836 г. Главный храм в верхнем этаже, во имя Св. Иоанна Богослова, был построен и окончательно отделан только спустя 8 лет, и освящён 15 окт. 1844 г. Лет через 19 на средства прихожан была устроена вокруг церкви каменная, с железными решётками, ограда. В приходе имеется 3 деревянных часовни: в д.д. Дягилевой, Боталовой и Межевой. Церкви принадлежат 2 деревянных дома и три корпуса деревянных лавок, сдающихся в аренду. Школ – 2: в с. Чурманском – начальное народное училище (с 1879 г.), и в д. Межевой – школа грамоты (с 1901 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010