Берёзово. Церковь Николая Чудотворца (Покрова Пресвятой Богородицы). Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Березово в качестве села упоминается в писцовых книгах в 1628 и 1629 годах, где впервые описывается Никольская церковь. Новая каменная церковь в селе Березовом Спасского уезда строилась поэтапно. В 1705 году стольником Иваном Ивановичем Нарышкиным была возведена настоящая и освящена в 1707 году, а трапезная пристроена надворным советником Иваном Венедиктовичем Фатовым в 1805 году. Зданием церковь была каменная с такой же колокольней, покрыта железом, вся теплая. С разрешения Преосвященного Аркадия (Карпинского) церковь была расширена: каменная арка, отделяющая настоящую церковь от трапезной, была сломана, а престол и придел в трапезной части в честь Покрова Пресвятой Богородицы был упразднен 7 мая 1905 года. По благословению Преосвященнейшего Никодима (Бокова) новоустроенный престол во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был освящен местным благочинным 4 июня 1907 года, а старый ветхий престол был предан сожжению местным священником. Престол в храме был один во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Церкви принадлежали каменная сторожка, кладовая и здание школы. Всего в приходе было две школы: одна - церковно-приходская в с. Березове, а в деревне Никитиной - земская школа. Церковно-приходская школа размещалась в специальном здании, и на ее содержание отпускались средства от Березовского общества. В ней обучалось 90 мальчиков и 45 девочек. Храм был закрыт Постановлением МОИКА 29.7.1936 под клуб, но в 1941 г. был переоборудован под зернохранилище. http://www.ryazeparh.ru/ В писцовых книгах за 1628-1629 годы Берёзово упоминается уже в качестве села с деревянной Никольской церковью, где описывается так: «Село Березово, а в селе на вотчинной земле церковь Николы Чудотворца да апостола Иякова древена клетцки, а церковь и в церкве образы и книги и ризы и все церковное строение вотчиничье, да на вотчинниковой же земле церковные дворы: двор поп Игнатей, двор просвирница Овдотьица, двор пономарь Сенька Степанов, да келья нищаго старца Афонки Прокофьева, а питаетца от церкви Божии, пашни церковные добрые земли из вотчинниковой пашни 12 чети в поле, а в дву потомуж. Да в селе ж двор вотчинников, двор прикащиков, а в нём живёт дворник Лёвка Иванов Засора с сыном с Матюшкою, да крестьянских 9 дворов, да бобыльских 9 дворов, да пустых крестьянских 12 дворов».

http://sobory.ru/article/?object=18291

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Рязанской и Касимовской епархии), в Ряжском р-не Рязанской обл., первоначально жен. Основан как богадельня в кон. XIX в. прав. Софронием Ибердским в 23 верстах от г. Ряжска, в 3 верстах от сельца Щурова Ряжского у. на земле (17 дес.), пожертвованной крестьянином с. Мостье Е. Н. Родиным. 14 окт. 1897 г. указом Рязанского еп. Мелетия (Якимова) заведующей богадельней была назначена благочинная Колычевского Казанского жен. мон-ря Рязанской епархии мон. Ангелина. 13 июля 1904 г. по благословению Рязанского еп. Аркадия (Карпинского) в соответствии с указом Святейшего Синода от 3 марта 1904 г. богадельня была обращена в жен. общину, а указом Святейшего Синода от 7 марта 1907 г.- в жен. мон-рь. В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. в железнодорожной катастрофе по благословению архиеп. Рязанского и Зарайского Феоктиста (Попова) в обители был построен двухэтажный каменный храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Престол на верхнем этаже был освящен во имя св. блгв. кн. Александра Невского, на нижнем - в честь иконы Божией Матери «Знамение» (в воспоминание избавления от опасности 29 апр. 1891 в г. Оцу в Японии цесаревича св. мч. Николая Александровича (см. Николай II Александрович )). Храм был освящен 11 июля 1892 г. прот. из с. Ухолова Гавриилом Кудрявцевым. В 1892 г. при храме были сооружены небольшие постройки для богадельни. В нач. XX в. в мон-ре было 9 корпусов, в т. ч. 3 каменных, баня с прачечной, амбар, деревянный сарай. В одном из кирпичных домов располагалась трапезная с кухней, куда был проведен водопровод. В 100 саженях от храма и жилых построек в 1892 г. было устроено кладбище. В 1907 г. в мон-ре был оборудован скотный двор с каменным домом, каретным сараем и каменной конюшней и др. хозяйственными постройками. В 1909 г. недалеко от скотного двора был сложен новый кирпичный ледник.

http://pravenc.ru/text/64498.html

Рязань. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благородном пансионе Первой мужской гимназии. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь при гимназическом пансионе устроена в 1868 г. бывшим почетным попечителем гимназии тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым. Настоятелем церкви состоит с 1868 г. законоучитель гимназии протоиерей Иоанн Ефимович Любимов. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…», т. 1. - Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г. Никольская домовая церковь с престолом во имя свт. Николая Чудотворца при Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице устроена была в 1868 году почётным Попечителем гимназии, тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым в доме, который подарил он в 1833 году этой гимназии (ныне здание Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина). Часть средств на устройство церкви пожертвовал купец Александр Васильевич Антонов, он же стал первым ктитором этой церкви. Гимназический храм в здании Благородного пансиона освящён был 4 декабря 1869 года. В причте числился 1 священник, он же был законоучителем гимназии. В 1903 году ктитором А.К. Москвиным церковь была капитально подновлена, стала вместительней и светлее. Устроены были новые резной иконостас и престол. Хоругви, люстры, подсвечники и облачения приобретены новые. Весь храм отделан заново, на что А.К. Москвин затратил из своих средств 20 тысяч рублей. Освящен заново гимназический храм был очень торжественно 4 декабря 1903 года. Чин освящения совершал епископ Аркадий (Карпинский) с многочисленным духовенством. На торжестве освящения Никольской домовой церкви в Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице присутствовали: Попечитель Московского учебного округа П.А. Некрасов, окружной инспектор Р.И. Державин, начальник губернии Н.С. Брянчанинов, также Вице-Губернатор, Губернский и Уездный Предводители дворянства, Городской голова и многие другие представители правительственных учреждений и городских учебных заведений Рязани. Присутствие на освящении Никольского домового храма такого количества высоких гостей объяснялось тем признанным высоким статусом среди учебных заведений Московского учебного округа, который имела старейшая и лучшая в Рязанской губернии Первая мужская гимназия.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Астанайская Основана 04.05.1871 (по др. 02.03.1870 – неверно, это дата синодального определения, а не утверждения Императором). Выделена из Оренбургской епархии. Местопребывание – в г. Верный (с 1921 г. – Алма-Ата). Православный центр в Средней Азии учреждается в Ташкенте, а Верненская (Алма-Атинская) кафедра обращается в викарную Ташкентской и Туркестанской епархии, под именованием Семиреченской и Верненской. Позднее вновь самостоятельная. Именовалась: c 12.11.1871 – Туркестанская и Ташкентская; с 1916 г. – Семиреченская и Верненская; Верненская; с 1921 г. – Алма-Атинская; Апма-Атинская и Казахстанская; с 09(22)11.1990 – Апма-Атинская и Семипалатинская; с 18(31)03.1999 – Астанайская и Апма-Атинская (Определение Св. Синода от 18(31)03.1999: «Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского ... и передать в управление Преосвященному архиепископу Алмаатинскому и Семипалатинскому..., которому определяется титул «Астанайский и Алмаатинский»), Определением Св. Синода от 24.04(07.05)2003 образован Митрополичий округ с включением трех епархий – Астанайской и Алма-Атинской, Уральской и Чимкентской. Викарные кафедры: Фрунзенская, Петропавловская, Актюбинская. 12.11.1871 26.11.1877 31.12.1877 06.08.1883 Александр Кульчицкий 06.08.1883 21.11.1892 Неофит Неводчиков 21.11.1892 18.02.1895 Григорий Полетаев 18.02.1895 19.06.1897 28.06.1897 09.11.1897 09.11.1897 18.12.1902 Аркадий Карпинский 18.12.1902 20.01.1906 20.01.1906 25.06.1912 Димитрий кн. Абашидзе 25.06.1912 16.12.1916 Иннокентий Пустынский 21.01.1917 03.07.1917 08(21)09.1918 28.05(10.06)1919 Софроний Арефьев ранее 01(14)09.1921 04.1922 24.01(06.02)1927 10.1926 04(17)10.1929 08(21)08.1929 21.03(03.04)1930 27.11(10.12)1932 21.08(03.09)1933 04(17)07.1936 04(17)07.1936 06(19)08.1937 23.05(05.06)1945 12(25)10.1955 11.1955 18(31)05.1956 18(31)05.1956 01(14)03.1957 01(14)03.1957 08(21)02.1958 07(20)02.1958 15(28)08.1958 26.11(09.12)1958

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алматы. Собор Казанской иконы Божией Матери в Малой станице. Карта и ближайшие объекты В 1857 г., через пять лет после основания Большой станицы города Верного, состоялось освящение Большестаничной Софийской церкви. Вскоре по решению общественного схода казаков от 25 ноября 1864 г. она была разобрана и перенесена в Малую станицу и переименована в честь Казанской иконы Божьей Матери. Перенос храма на новое место был завершен 13 ноября 1871 г. Землетрясение 1887 г. повредило Казанскую церковь, что повлекло за собой частые ремонты и большие затраты по восстановлению храма. Вследствие этого, в 1897 г. Епархиальное начальство сочло необходимым перестроить здание храма. В 1898 г., по проекту известного русского архитектора Михаила Брусенцова, появился и в 1901 г. был освящен и начал функционировать Казанский Собор в том виде, который он сохраняет и по сей день. Возращение храма верующим произошло 16 декабря 1944 г. в ответ на многочисленные просьбы православных алмаатинцев. Возрожденный Казанский храм приобрел статус кафедрального, главного храма Казахстанской Епархии. В 1998 г. отмечался столетний юбилей храма. На сегодняшний день Свято-Казанский Собор является самым древним из действующих православных храмов г. Алматы и одним из самых старых сохранившихся зданий города. Центральный престол посвящен «Казанской» иконе Божией Матери. Церковь деревянная, крестообразная, восьмиглавая, на каменном цоколе. Внутри и снаружи храм и колокольня оштукатурены. Храм был построен по проекту известного русского архитектора Михаила Брусиловского в 1889-1898 гг. Центральный престол посвящен «Казанской» иконе Божией Матери. Богослужения осуществляются с 1898 года. Освящение совершил Преосвященный Аркадий (Карпинский). В годы гонений от рук безбожников пострадали многие священники храма. В 1919 г. близ северного входа церкви был облит бензином и заживо сожжен священник Парфений Красивский, сопротивлявшийся разграблению храма. Другой священнослужитель (по некоторым данным, брат о. Парфения — о. Василий) был привязан к лошади и растерзан о камни Ташкентского тракта.

http://sobory.ru/article/?object=27146

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ нештатный, общежительный, находился в д. Евлево Егорьевского у. Рязанской губ. (совр. Московская обл.). Вдова унтер-офицера М. Я. Попова по благословению старца Варнавы (Меркулова) Гефсиманского приобрела 12 дес. земли на границе Егорьевского и Рязанского уездов на о-ве Евлевский Корь, окруженном оз. Великим и р. Пра. В 1887 г. Попова построила здесь неск. зданий для жен. общины. Спустя 3 года был закончен двухпрестольный деревянный храм: придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери освящен 1 окт. 1890 г. архим. рязанского Троицкого мон-ря Владимиром по благословению архиеп. Рязанского Феоктиста (Попова) ; второй придел - во имя св. Иоанна Предтечи - освящен 19 окт. 1914 г. настоятелем рязанского Иоанна-Богословского муж. мон-ря архим. Тихоном по благословению еп. Димитрия (Сперовского) . В память спасения имп. Александра III Александровича и августейшей семьи в железнодорожной катастрофе 17 окт. 1888 г. жен. община получила название Александро-Мариинской в честь небесных покровителей царственной четы. Общине принадлежали 12 дес. усадьбы и 124 дес. угодий пахотной, луговой и лесной земли. К 1890 г. в общине проживало 40 сестер. Настоятельницей мон-ря была утверждена основательница Попова, а после ее кончины в 1893 г.- мон. Рафаила. 16 сент. 1899 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря и мон. Рафаила была возведена в сан игумении. При игум. Рафаиле была построена богадельня на 11 чел., расширен деревянный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери, на пожертвования воздвигнут каменный трехпрестольный собор с приделами: главным - в честь Воздвижения Креста Господня; левым - во имя свт. Петра, митр. Московского, и прп. Марии и правым - в честь иконы Божией Матери «Знамение». Собор строился 8 лет, освящен 23 июня 1903 г. по благословению еп. Аркадия (Карпинского) , настоятелем Солотчинского рязанского муж. мон-ря архим. Платоном. В 1911 г. была построена каменная четырехъярусная колокольня. В обители была собрана богатая б-ка, впосл. утерянная. Мон-рь имел подворье в Спас-Клепиках. К 1914 г. в мон-ре проживали 184 насельницы: 28 мантийных монахинь, 117 рясофорных, 39 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64490.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАХНИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, титулярное, учреждено Святейшим Синодом РПЦ 11 мая 1866 г., названо по уездному г. Балахна Нижегородской губ. Местопребыванием Балахнинского архиерея являлся нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь . 17 июля 1866 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан архим. Макарий (Миролюбов) , в авг. следующего года назначенный на Орловскую кафедру. 14 янв. 1868 г. епископом Балахнинским стал Поликарп (Гонорский). Он управлял епархией во время отсутствия правящего архиерея, производил объезд епархии в 1868-1872 гг., занимался делами единоверческих церквей, мон-рей и духовенства, присоединением к Православию старообрядцев, крещением евреев и мусульман. Еп. Поликарп ушел на покой в нояб. 1886 г. 4 янв.- 27 окт. 1887 г. епископом Балахнинским являлся Димитрий (Самбикин) , возглавлявший нижегородское братство Св. Креста и епархиальную археологическую комиссию. 28 февр. 1888 г.- 1 марта 1891 г. Балахнинским викарием был Агафодор (Преображенский) , ставший председателем епархиального училищно-братского совета и почетным председателем братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 90-х гг. XIX в.- нач. ХХ в. епископами Балахнинскими были: Иаков (Пятницкий ; 28 апр. 1891 - янв. 1893); Ювеналий (Половцев ; 28 окт. 1892 - 8 марта 1893); Алексий (Опоцкий ; 10 апр. 1894 - 9 авг. 1896); Аркадий (Карпинский ; 6 окт. 1896 - 8 нояб. 1897), возглавлявший Совет по делам епархиальных уч-щ и отдел имп. ППО; Анастасий (Опоцкий ; 11 июля 1898 - 19 янв. 1901); Нестор (Фомин; 15 апр. 1901 - 3 нояб. 1903); Исидор (Колоколов; 4 нояб. 1903 - 9 нояб. 1906), являвшийся председателем братства Св. Креста. С 10 нояб. 1906 г. епископом Балахнинским был Евфимий (Елиев), с 27 сент. 1909 г.- Геннадий (Туберозов) , с 10 авг. 1914 г.- сщмч. Макарий (Гневушев) . В февр. 1917 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан сщмч. Лаврентий (Князев) , к-рому в трудные революционные годы пришлось управлять Нижегородской епархией, поскольку правящий архиеп.

http://pravenc.ru/text/77422.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ Павлович Рождественский (1863, с. Селец Трубчевского у. Орловской губ.- 19.02.1921, Алма-Ата), сщмч. (пам. 6 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. В 1884 г. окончил Черниговскую ДС, во время учебы работал наблюдателем в астрофизической обсерватории. 14 марта того же года рукоположен во иерея. С 1885 по 1892 г. законоучитель в земской народной школе. В 1894 г. награжден дипломом корреспондента Российской АН за труды в астрофизической обсерватории и наблюдение за изменением климата в России, а также был удостоен бронзовой медали за усердие в переписи населения. За работу на педагогических курсах награжден грамотами от Орловских архипастырей в 1898 и 1899 гг. 18 февр. 1899 г. по просьбе Туркестанского и Ташкентского еп. Аркадия (Карпинского) прибыл в г. Верный (ныне Алма-Ата) Семиреченской обл. 14 авг. того же года назначен штатным членом Туркестанской духовной консистории. Преподавал Закон Божий во второклассном Верненском приходском уч-ще. С 24 авг. 1900 по 2 сент. 1904 г. преподаватель в Троицком церковноприходском уч-ще. В авг. 1902 г. Верненской городской думой назначен попечителем о бедных г. Верного, в том же году награжден серебряной медалью и 2 дек. фиолетовой скуфьей. С 10 окт. 1904 г. заведующий Кучугурской церковноприходской школой и законоучитель Верненской учительской семинарии. До 1911 г. настоятель церкви с. Токмак Пишпекского у. Семиреченской губ., позднее переведен в церковь с. Высокого Чимкентского у. Сырдарьинской губ. Находясь на служении в этом селе, успешно проводил миссионерскую деятельность. Расстрелян вместе с сыном Анатолием в ходе репрессий против духовенства в Казахстане в г. Алма-Ате 19 февр. 1921 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Алма-Атинский обл. архив. Ф. 772. Д. 2-744-335. Ист.: Туркестанские ЕВ. 1911. 9; 1915. 7. Соч.: Божественное откровение как первоисточник древнейшей индийской религии//Туркестанские ЕВ. 1912. 21. С. 526-536; 22. С. 553-557; 23. С. 590-593.

http://pravenc.ru/text/178063.html

Топки. Церковь Николая Чудотворца. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты С начала ХХ в. г. Топки по ул. Кузнецкой существовала часовня, которую в 1936 г. переоборудовали под цех маслозавода. На неоднократные просьбы о возврате часовни власти отвечали неизменным отказом и только в 1945 г. разрешили церковной общине и благочинному Борисову приобрести у прихожанина М.М. Круглова небольшое деревянное старое здание по ул. Луначарского-157 и оборудовать там молитвенный дом. 12 ноября 1947 г. была зарегистрирована община РПЦ. На отведенном под строительство месте в 1948 г. соорудили новую церковь из выкупленного в колхозе «Боевой май» сруба. По завершению строительства здание решением суда в июне 1949 г. было конфисковано и приспособлено под клуб. Настоятель прихода Н. Дмитриевский отправляет телеграмму в Москву Сталину с просьбой вернуть здание. В итоге в апреле 1950 г. службы вовсе запретили. В январе 1951 г. бывший церковный староста передал в дар общине принадлежащий ему жилой дом по ул. Луначарского-163, где проводились службы вплоть до постройки современной церкви. В 1963 г. пожарный надзор перед празднованием Пасхи запретил службы, а власти под этим предлогом попытались закрыть молитвенный дом. Однако верующие отстояли храм. Настоятелями храма в разные годы служили: священник Аркадий Карпинский (1961-1965 гг.), священник Ефим Куропатник (1965-68 гг.), священник Александр Сыгунов, священник Владимир Миненков (1968-69 гг.), священник Анатолий Белецкий (1969-1970 гг.), священник Юрий Персианов (1970-72 гг.). В 1972 году настоятелем прихода назначается протоиерей Михаил Прудников, при котором в тайне от властей под видом подсобного помещения началось строительство нового храма, освященного к концу года благочинным протоиереем Алексием Курлютой в сослужении с настоятелем священником Василием Литвиненко и духовенством благочиния. При новом настоятеле священнике Василии Литвиненко в 1973-78 гг. на здании были поставлены купола, стены обшиты снаружи «вагонкой». С 1978 по 1985 гг. настоятелями были священники Владимир Бирюков, Владимир Сеник и Павел Хвойнецкий. При настоятеле протоиерее Владимире Почаеве, служившем в храме в 1985-1990 гг. была построена колокольня, в бывшем молитвенном доме открылась воскресная школа с небольшой библиотекой. С 1990 г. богослужения в храме совершает новый настоятель священник Стефан Лупань в субботние, воскресные и праздничные дни.

http://sobory.ru/article/?object=23151

Чурманское. Церковь Иоанна Богослова. Иоанно-Богословская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:Между 1833 и 1844. Адрес: 623877, Свердловская обл. Байкаловский р-н, с. Чурманское, пер. Советский, 2 Координаты: 57.469821, 63.594373 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Богословская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. Заложена в 1833 г. Нижний храм в честь Богородицы, освящен 8 июля 1836 г. Верхний храм во имя ап. Иоанна Богослова, освящен 15 октября 1844 г. Закрыта в 1930 г., сергиевской ориентации. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Чурманское село в 220 верстах от Екатеринбурга, стоит при небольшой речке Чурманке, от которой и получило свое название. Жителей в приходе по церковным документам за 1900 г. считается 1043 души муж. пола и 1112 жен. пола; все они государственные крестьяне, занимаются хлебопашеством. В состав прихода, кроме села, входит 6 деревень. Чурманский приход открыт в 1770 г., до этого времени село входило в состав Чубаровского прихода. Первая церковь была деревянная, однопрестольная, перевезена из села Бобровского, освящена во имя св. Иоанна Богослова 1 ноября 1770 г. заказчиком Краснослободского духовного правления протопопом Львом Карпинским. Церковь эта скоро пришла в ветхость и 26 сентября 1785 г. была заложена новая, также деревянная, во имя св. Иоанна Богослова с приделом Богородицким. Первоначально был устроен придельный храм, освященный 8 мая 1787 г., главный же храм был устроен только на следующий год и освящен 8 марта. Освящение совершал протопоп Лев Карпинский, по благословению Тобольского владыки Варлаама. Через 45 лет и этот храм пришел в крайнюю ветхость, и прихожане испросили у преосв. Пермского Аркадия благословения устроить на свои средства каменный двухпрестольный храм.

http://sobory.ru/article/?object=12672

  001     002    003    004    005    006    007