Иван Васильевич Толмачев – протоиерой церкви Зимнего дворца и член Учебного Комитета при Св. Синоде: некоторое время был преподавателем здешней семинарии, с 1858 г. священствовал в Стокгольме, затем перешел в Петербург; скончался 25 марта 1897 года («Церк. Ведомости» 1897 г., 23). Игумен Варлаам (в мире – Василий Чернявский), начал службу в Екатеринославской семинарии, потом был ректором Кишиневской семинарии, с 1875 г. епископ Тотемский (Вологод.еп.), в 1876 г. Выборгский и с 1880 г. минский; скончался 21 мая 1889 года (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.). Дмитрий Васильевич Васильев – протоиерей в Париже, а до Парижа был учителем в Александроневском Дух. училище и в 1858–1860 г. священником церкви при Инженерном замке; последние 4 года был на покое; скончался 2 декабря 1902 года («Церк.Ведомости» 1903 г., 1). Лаврентий Васильевич Гурнов – протоиерей у Покрова в СПб. с 1875 г., а раньше был преподавателем Псковской и здешней семинарий; последние 7 лет был в заштате; скончался 16 августа 1896 года («Церк. Вестник» 1896 г., 34). Иван Платонович Преображенский – протоиерей Князь-Владимирского собора в СПб.; раньше был священником в Константиновском дворце, в Адмиралтейском соборе, в военно-юридич. училище и др.; скончался. Иеромонах Мемнон (Александр Вишневский в мире) – сначала служил в Смоленской, Калужской и Подольской семинариях; с 1883 г. епископ Елизаветградский, с 1891 г. Новомиргородский; 4 ноября 1903 г. был уволен на покой, a 6 ноября, т.е. чрез два дня после увольнения, скончался от угара в бане (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.). Василий Александрович Смирницкий – протоиерей настоятель у Михаила Архангела в Коломне, до этого был диаконом законоучителем в Николаевском сиротском институте; скончался 14 июля 1888 года («Церк. Вестник» 1888 г.. 30). Василий Иванович Аристов – действит. статский советник, секретарь Славянского благотворительного Общества и почетный член его с 1872 г., раньше служил в главном штабе и в Государственном Контроле; известен горячей бескорыстной и многополезной деятельностью по Славянскому Обществу; скончался 9 июля 1903 года («Церк. Вестник» 1903 г., 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

В 1709 г. по благословению Казанского митрополита на средства подполковника Ивана Петровича Обухова и др. помещиков, владевших прилегавшими к Жадовке землями, на роднике была построена новая деревянная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, в которую перенесли обретенную икону. В 1711 г. Обухов начал строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери близ родника. Общину при часовне и строящейся Казанской ц. возглавил настоятель сызранского в честь Вознесения Господня мон-ря игум. Михаил. В докладе митр. Тихона указывалось, что «в Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 году по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле и построена в той пустыне церковь Божия... и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена» ( Скала. 2000. С. 6). В 1713 г. Обухов и др. помещики Л. Т. Аристов, С. П. Ребровский, Ф. Воронцов и В. Зимнинский подали царю Петру I челобитную, текст к-рой пересказан в сохранившемся указе Казанской губернской канцелярии симбирскому обер-коменданту И. Бахметьеву от 16 февр. 1714 г.: «...они де, по обещанию своему под церковь Божию и монастырь и на пропитание церковным служителям и монахом дают из своих дач в тех урочищах по осьмидесят сажень земли... чтоб великий государь пожаловал их, велел меж их поместныя земли со всеми угодьи по заручным их челобитным за тем монастырем справить» ( Гуркин. 2005. С. 46-48). По благословенной грамоте, выданной 15 марта того же года митр. Тихоном игум. Михаилу, в обители была возведена холодная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с теплым сев. приделом во имя свт. Тихона Амафунтского (небесного покровителя Казанского митрополита и основателя К. м. старца Тихона). При этом митр. Тихон распорядился, чтобы алтари церкви «были просторны и светлы, с прирубными пятистенными стенами; престолы учинить о четырех столбцах, а запрестольные образы поставить не близ престолов, чтоб во время иерейскаго служения иерею в каждении меж престолов запрестольных образов пройти было свободно» (Там же С. 48-49). В новый храм перенесли явленный Казанский образ и поместили слева от царских врат.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Но мы вместо покаяния горшее зло творим, смотря на казнь Божию: заперлись в церкви св. сорока мучеников, товар весь, чей ни был, весь разграбили, а икон и книг не дали носить, да как сами выбегли из церкви, все пламенем взялось, двух сторожей убили; у св. Богородицы поп сгорел, а иные говорят, что убили его над товаром». летописцы говорят и о наказании грабителей чужого имения, их торжественно проклинали, а пойманных били, жгли и бросали в Волхов: «во время голода в Пскове начали было грабить недобрые люди села, дворы в городе, и клети, и избили их Псковичи около 50 человек». До ужасной крайности доходило это сребролюбие, эта жадность к корысти: во время пожара «злые люди и немилостивые мертвых огорелых многим ограбили, ища золота и серебра, а иных живых еще дышащих грабили, у женщин монисты и серги из ушей вынимали и обогащались». летописи передают и то, что и отрекшиеся от мира и служители церкви также несвободны были от этих пороков и от святотатства: «вынули у старца Ефрема в келье в ларце ризы казенные, и старца связали, да у вкладчика Карпа конюха вынули колокол, что в него повещали за стол братии на завтраки собираться, и того вкладчика связали»... «1509 года на масленой недели, поймали понамаря троицкого Ивана , а он из ларев деньги имал, да той гибели доспел четыреста рублев; и псковичи его на вечи казнили кнутьем, и он сказался, и псковичи посадили его на крепость, до того же лета на великой реке огнем сожгли его» 154 . Восстают нередко новгородские и псковские летописцы против резоимства, обмана, против подмеса в товары, неправедного веса и меры 155 . Замечательно, что северные летониси выставляют на вид преимущественно пороки общества, тогда как южные говорят более о добродетелях. Голод, мор, пожары, наводнение и пр., как следствия и казни пороков, в северных летописях описаны весьма подробно; о некоторых даже занесены целые отдельные повести. Нет также в южных летописях такого множества разного рода народных преданий, клонившихся к возвышению силы и прав народных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Акакий Архимандрит, ректор Томской дух. Семинарии. Анатолий Архимандрит, настоятель Рыльского Николаевского монастыря, Курской епархии. Анатолий Архимандрит, член Русской духовной Миссии в Японии. Антонович Вл. Бон., профессор Киевск. Университета. Аристов А. П., учитель Рижской духовной Семинарии. Арсений, Архимандрит, бывший настоятель Киево-Выдубицкого монастыря. Арсений, Архимандрит, настоятель Московского Заиконо-Спасского монастыря. Арсений, Епископ Ладожский, первый викарий С.-Петербургский, ректор С.-Петербургской духовной Академии. Барсов Н. И. , профессор той же Академии. Барсуков Ник. Пл., Синодальный библиотекарь. Бодилевский С. В., статский советник. Белозерский Н. М., помещик Борзевского у., Черниговской губернии. Вержбицкий Т. И., житомирский полициймейстер. Веселовский Н. И., профес. О.-Петерб. Университета. Голубев С. Т. , доцент Киевской – дух. Академии. Гошовский И., кафедральный протоиерей Холмского собора. Григорович Ник. Ив., начальник синодального архива и библиотеки. Дашкевич И. П., профессор Киевского Университета. Димитрий, Архимандрит, ректор Воронежской духовной Семинарии. Дмитревский Ф., инспектор Червигов. дух. Семинарии. Дмитриевский А. А., доцент Киевской Дух. Академии. Добротворский Амвросий, д. с. с., бывший директор вародныхъ училищъ полтавской губернии. Ефремом Н. В., исправляющий должность доцента Киевской духовной Академии. Завитневич Вл. З., доцент той же Академии. Звенигородский А. В, действительный ст. советник. Иванов А. В. , учитель Таврической дух. Семинарии. Ириней, Архимандрит, ректор Киевск. дух. Семинарии. Исаев И. И, секретар Совета Киевск. дух. Академии. Иоанн, Архимандрит, настоятель Шаргородского монастыря, подольской епархии. Кибальчич Т. В., почетный вольный общник Императорской Академии Художеств. Ковальницкий М. Г., профессор Киевской дух. Академии. Колосов А. М., протоиерей, настоятель Киево-Троицкой церкви. Корольков И. Н., инспектор и профессор Киевской духовной Академия. Крыжановский Е. М., действ. статск. советник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Невозможно пройти мимо крупнейшей фигуры не только Галицкой Руси, но всей России, зачинателя Православного возрождения, исповедника и просветителя Иоанна Григорьевича Наумовича (1826-1891). Сын учителя начального училища, Иван Наумович родился 26 января 1826 года в Козлове Камень-Бугского уезда. Окончив Львовский университет, сначала проникся идеями полонофильства и даже пытался завлекать русскую крестьянскую молодежь в польский легион. Однако крестьяне раз и навсегда выбили из головы Наумовича польские идеи. - " Кажется, вы - русская детина. Вам приличнее держаться с родным народом, чем служить его врагам " - заявили односельчане ( В.Р.Ваврик " Краткий очерк истории галицко-русской письменности " , Лувен, 1968) И всю свою жизнь Наумович посвятил своему народу. И.Н. - один из талантливых и плодовитых галицко-русских писателей. Как выразитель идейных стремлений галицко-русского народа, он видел его спасение от гибели и польской неволи - в единстве со всем русским этносом. В 1866 г.Наумович заявил в Сейме: " Панове, вам не уничтожить Руси, она была, есть и будет! Все ее племена составляют один могучий русский народ, сходства нашего языка с языком остальной Руси не уничтожит никто на свете: ни законы, ни сеймы, ни министры " (Ф. Ф. Аристов, " Карпаторусские писатели " . М 1916, стр.25). Наумович создает также просветительское общество им.М. Качковского, которое открыло более одной тысячи читален, библиотек и кооперативов. Девизом общества было: " Наука " , в задание которого входило распространение в народе правдивых знаний о русской Церкви, литературе, культуре, государстве. Венцом его деятельности стал открытый переход прихода о. Иоанна Наумовича в селе Гнилички в Православие в 1882 году. Сразу после этого австрийские власти устраивают политический процесс - " дело Ольги Грабарь " . Наумович арестован и судим за государственную измену. Римский папа персонально отлучил Наумовича от костела. Вышедши из тюрьмы, Наумович, лишенный сана и прихода, присоединяется к Св. Православной Церкви и переселяется в Россию, в " мать городов русских " - Киев, где продолжал свою работу как писатель и журналист в духе Хомякова, Аксакова, Погодина, Киреевского, Данилевского и др.славяно-русских православных патриотов. Наумович разработал план эвакуации подвергающихся геноциду галичан на Кубань. Он внезапно скончался в Новороссийске, осматривая место будущих поселений. Есть версия, что он был отравлен иезуитами. Он был действительно более чем опасен для них, ибо стал настоящим народным вождем Галицкой Руси - тысячи людей шли к Наумовичу даже с житейскими советами.

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

Введением праздников и срочного отдохновения, установлен порядок в работе и сбережение народных сил. Летописцы не понимали настоящего значения праздников и передавали потомству известия о них по впечатлению, которое они производили своею таинственною, священною стороною. Праздник считали наши предки живою действующею силой. «Кто преступить крест, тот проклят 12 праздниками церковными» говорит иерарх. Но это-то понятие о праздниках и сопровождалось благотворным влиянием на народную жизнь. В первую пору принятия христианства, торжества церковные, заменяя языческие празднества, приучали народ к жизни и обычаям христианским. С этой стороны, имели большое значение и пиршества, которыми сопровождались духовные христианские торжества, и о которых сохранили несколько кратких сведений летописи. Имея привлекательность для чувственного человека, пиры располагали к принятию Веры Христовой и способствовали утверждению в ее правилах. Сначала, конечно, шел язычник из личного удовольствия; но, необходимо, присутствуя при христианских священнодействиях и обрядах, не мог не чувствовать, по внешнему благолепию, их превосходства пред бедной и жалкой обрядностию славянского язычества, слышал, при столкновении с другими, о высоких чудесах христиан и другие священные предания, – и делался христианином. В последствии, княжеские угощения народа нравились потому, что они вытекали из доброго расположения и христианской любви правителя к подданным; но при этом пиры укрепляли народ в христианстве, соединяли в общем воззрении на дело Религии и нравственности гражданской, смягчали и делали доступнее отношение членов общества. Потому-то в таких случаях, по известию летописцев, и князья радовались и народ благословлял князей и осыпал благожеланиями. Русский народ вырос в тесном кругу семейном, в котором главные явления особенно привлекали его внимание, были дороги и близки его сердцу. Поэтому, из священных действий, преимущественно занимают летописцев таинства и обряды, которыми церковь сопровождает и освящает три важнейших случая в жизни семейной: рождение, брачное торжество и погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

J. Kritische Geschichte der neugriechischen und russischen Kirche. Mainz, 1840; 2 Ed. 1854. Schmitt H. J. Die morgenländische griechisch–russische Kirche. Mainz, 1826. Stanley A. P. Lectures on the history of the Eastern Church. London, 1908; 2 ed. 1924. Stupperich R. Die russische Staatskirche der Petersburger Periode//Die Zeichen der Zeit. 1950. Bd 3. Tondini C. Le pape de Rome et les papes de l’Eglise orthodoxe d’Orient. Paris, 1876. Vilivsky V. Duch Ruské Cirkve. Prag., 1930. Wilbois J. L’Avenir de l’Eglise Russe. Paris, 1907. Zaikyn W. Zarys dziejów ustroju Koœcio³a wschodnio–s³owiañskiego. Lemberg, 1939. T. 1. Podzia³ na okresy (Archiwum Towarzystwa naukowego we Lwowie. Dzia³ 2. T. 24. Z. 1). Покровский И. М. Русские епархии в XVI–XIX веках, их открытие, состав и пределы: Опыт церковно–исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1897–1913. 2 т. Глава I. Становление государственной церковности § 1. Церковь и Петр Великий Аристов Н. Московские смуты в правление царицы Софьи Алексеевны. Варшава, 1871. Бакланова Н. А. «Тетради» старца Авраамия//Исторический архив. 1951. Т. 6. Белов Е. А. Московские смуты в конце XVII века//ЖМНП. 1887. 1–2. Законоположительные акты Петра I. М.; Л., 1945. Т. 1: Акты о высших государственных установлениях/Под ред. Н. А. Воскресенского. Записки Желябужского, с 1682 по 21 июля 1709 года. СПб., 1840. Записки русских людей. События времен Петра Великого. СПб., 1841. Иоаким, патр. Житие и завещание//Чтения в ОЛДП. 1897. Т. 42; то же в: Устрялов (см. ниже). Т. 2. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1909. Нартов А. К. Рассказы о Петре Великом/Под ред. Л. Н. Майкова//Записки Академии наук. 1897. Т. 67. Наталья Кирилловна//РБС. Нааке–Накенский — Николай Николаевич Старший. 1914 (библиография). Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII века. Преобразования Петра I. М., 1954. Павлов–Сильванский Н. П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897 (Записки Историко–филологического факультета Санкт–Петербургского университета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Ночь была светлая и тихая. Луна, ученица солнца, занималась своим делом, отливом Чермного моря. Наши проводники варили себе кофе и разговаривали по своему. Я с о. Феофаном долго прогуливался близь своего кочевья и рассуждал с ним о том, что непременно в здешнем месте подвизался преподобный Павел Фирейский. Сличение этого места с житием сего угодника Божия поселяло в обоих нас твердую уверенность, что мы видели и почтили первую колыбель монашества. В помянутом житии сказано, что Павел нашел у одной горы пещеру, которой устье заслонено было ветвями дикого финичия, и что она находилась близ родника воды, протекавшего малое пространство, и терявшегося в земле не далеко от своего потока. В самом деле естественная пещера, включенная в монастырский храм апокалипсических старцев, находятся подле скудного источника. Дерево у ней срублено: но за то другие дикие финичии, закрывающие своими верхними и нижними ветвями другие соседние источники вне обители, живо напоминали нам, что подобным образом применялась и заслонялась и пещера Павлова. – Около нее он нашел развалины домиков и в них – резцы, наковальни и молоты; ибо тут в царствования Клеопатры и Марка Антонина делали фальшивую монету. Замечательно, что и в последствии в монастыре первейшего отшельника монахи занимались этим запрещенным ремеслом: что и подало повод к разорению его вместе с обителью Антония Великого . – В житии преподобного Павла упомянуто, что когда св. Антоний, по откровению свыше, пошел из своей пещеры отыскивать жилище сего праведника, то достиг до него в два дни. И мы оттуда же доехали сюда в два дни. – Эти верные признаки не оставляли в нас и тени сомнения о подлинности места подвигов и успения человека Божия, носившего хитон финиковый. Нам приятно было находиться на этом месте; и радость наша увеличилась еще более, когда мы над самым теменем соседней горы увидела две звезды рядом. Они напоминали нам Павла и Антония. Любуясь ярким светом их, мы говорили друг другу: и в нас должен сиять свет Аристов. Глава двенадцатая. Прощание с пустынниками и возвращение в монастырь св. Антония

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

33 Иное дело принимать старопоженившихся, а иное – обращаться за совершением тайны брака в общества иноверныя. Первое существовало в древней христианской церкви; на последнее нельзя отыскать в ней ни одного примера; да и с понятием Христовой церкви это несогласно. 36 Исключением был содержатель молельни, купец Аристов, требовавший самых строгих отношений к новоженам в духе федосеевского собора 1752 г. Он отделился от современных федосеевцев и образовал в Петербурге особую секту, именуемую Аристовщиною. Секта эта крайне малочисленна. 38 Явление это, прямо противоречащее учению федосеевства, замечается в Вятской епархии и в Казани 39 Вот одна из таких молитв, точнее заговоров, – составленная крестьянкою Еленой Ефимовой. «Услышь, святая соборная церковь со всем херувимским престолом и с евангелием и сколько в том евангелии святых слов, – все воспомяните о нашем царе Петре Алесеевиче. Услышь, святая соборная апостольская церковь , со всеми местными иконами и с честными мелкими образами, со всеми с апостольскими книгам, и с паникадилами, и с местными свещами и со святыми пеленами, с честными ризами, с каменными стенами и с железными щитами и со всякими плодоносными деревами. О, молю и прекрасное солнце, возмолись Царю небесному об царе Петре Алексеевиче. О, млад светел месяц со свездами! О, небо с облаками! О, грозныя тучи с буйными ветрами и вихрями! О, птицы небесныя и поднебесныя! О, спасе море с реками и с мелкими источниками и с малыми озерами Возмолитесь Царю небесному о царе Петре Алексеевиче. И рыбы морския, и скоты польские, и звери дубровные, и поля, и вся земнородныя возмолитеся к Царю небесному о царе Петре Алексеевиче!» (Сборн. Есипова, II, 193) 47 В мире Божием: Бог истинный. Творец всея твари, Зиждитель, Вседержитель, Пастырь, Руководитель и всему миру хранитель и Спаситель. Дух Святый, истинный и животворящий. Град небесный Сион, Вышний Иерусалим и райския обители в нем. Во граде небесном: Благоверные Благочестивые Священники Благочинные Попы Благородные Праздники торжественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Так же торжественно начинает свой рассказ летописец о вражде против Всеволода князей рязанских: «Восставил вражду дьявол , искони ненавидящий добро и борющийся с хотящими спастися, как в прежние дни Каина да Авеля брата своего, а потом Святополка на Бориса и Глеба властолюбия ради; так подострил Романа, Игоря, Владимира на Всеволода и Святослава, меньшаго его брата... Услышал Всеволод, великий, прововерный, боящийся Бога, и не желая видеть кровопролитья, послал послов» и пр. (169, 170, 181). О епископе, который не держал стороны Всеволода в этой борьбе, летописец говорить в самых жестких выражениях, называет его переветником, лжецом (стр. 170). О мученике Михаиле Черниговском, который защищал новгородцев от притязаний суздальских князей, летописец отзывается не совсем хорошо: «Михаил был неправ в крестном целовании пред Ярославом и хотел Ярослав идти на Михаила; Бог же не попустил так, тому быть, да исполнится Писания святое глаголющее: блажени смиряющиеся, яко тии сынове Божий нарекутся» (стр. 194). На святого Довмонта псковского, в крещении Тимофея, смотрит также не благоприятно: «помог Бог хрисгианам, великого князя Довмонга убили, иных взяли в плен», и пр. (стр. 204). Происшествия до 1170 года по Лаврентьевскому списку нисколько не связаны между собою и нет ничего между ними общего. Но с этого времени все описание событий, исключая последних кратких заметок, имеют общее то, что все обращаются около Всеволода и его семейства. К этому князю летописец весьма часто пристрастен. Он везде старается выставить его не только правым, но и в высшей степени благочестным и нравственным. Он никогда не зовет Всеволода одним именем, но не пременно прибавит – или правоверный, христолюбивый, храбрый, великий, или ненавидящий кровопролитья, не возносящийся, но надеющийся на Бога, милосердый и т. п. 139 Если дело идет о церкви, летописец любит прибавить: «Юже созда Всеволод». Пристрастие можно заметить равно и в пространной похвале ему, и в кратких выражениях: «Всеволоду не хотящу, наче же Богови...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010