Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что заставило успешного фотографа принять рукоположение в 1930-м году? История жизни священномученика Николая Аристова 6 мин., 10.06.2022 Осведомленный следователь спросил диакона Николая, кого он поминал во время богослужения, по всей вероятности считая, что само поминание в храме имен давно почивших, но неугодных власти людей является серьезным политическим преступлением и свидетельствует об отрицательном отношении священнослужителя к советской власти.  Священномученик Николай (Аристов) Отвечая на вопросы следователя, диакон Николай сказал: «Когда поминали об упокоении, то мне иногда среди поданных на поминовение имен приходилось поминать членов императорской фамилии, как то Александра II. Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, в частности, меня; я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу. В предъявленном мне обвинении по статье 58/10 и 58/11 виновным себя не признаю. То, что я поминал членов императорской фамилии, я за вину не считаю». Вскоре отца Николая отправят в тюрьму, а потом — расстреляют. Священномученик Николай родился 25 мая 1872 года в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в семье потомственного дворянина Степана Егоровича Аристова, которому в селе Страхово принадлежало имение и более пятисот десятин земли в том же уезде при селе Овечкино. Мальчику исполнилось восемь лет, когда скончался отец, а через пять лет скончалась мать, Мария Ивановна, и его воспитанием и образованием занялись старшие сестры, Нина и Юлия. Николай окончил гимназию и в 1895 году поступил на должность управляющего имением помещика Алябьева в Тульском уезде.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Аристов, диак. Фотография. 20-е гг. XX в. Степанович Аристов (28.05.1872, с. Страхово Каширского у. Тульской губ.- 10.06.1931, Москва), сщмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), диак. Из дворянской семьи. Учился в гимназии. В 1895-1896 гг. был управляющим имением Алябьевых в Тульском у. Позднее поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевском посаде (с 1919 - Сергиев, в 1930-1991 - Загорск) Московской губ. С 1900 г. владелец фотомастерской в г. Александрове Владимирской губ. В 1917 г. Н. вновь переехал в Сергиевский посад, где также открыл фотомастерскую. В 1929 г. отказался от фотомастерской, желая посвятить остаток своей жизни служению Церкви (к тому времени овдовел, воспитал 2 дочерей). В июле 1930 г. был рукоположен во диакона к Воскресенскому храму (также именуемом по приделу во имя св. апостолов Петра и Павла) в Загорске. Служил под началом настоятеля прот. сщмч. Мирона Ржепика . 5 апр. 1931 г. Н. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по делу «контрреволюционной церковной организации» в Загорске (всего было арестовано ок. 60 священнослужителей и мирян). Отвечая на вопросы следователя, Н. сказал: «Против власти ничего не говорил и считаю, что за советскую власть, как за государство, в котором мы живем и от которого зависим, мы должны молиться, чтобы улучшить положение Церкви и предотвратить гонение на Церковь, то есть добиться, чтобы советская власть не устраивала гонение на религию, которое мы в настоящее время отчасти и чувствуем, - в частности, я считаю, что арестован за то, что отдал себя на служение Богу». Был расстрелян по приговору Коллегии ОГПУ от 6 июня 1931 г. вместе с преподобномучениками иером. Макарием (Моржовым) , иеросхим. Дионисием (Петушковым) , мучениками Игнатием Марковым и Петром Юдиным . Погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

http://pravenc.ru/text/2565658.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 мая (10 июня) Священномученик Николай Аристов Священномученик Николай родился 25 мая 1872 года в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Его отец, Степан Аристов, был владельцем имения при селе Страхово, а при селе Овечкино имел более пятисот десятин земли. Николай получил образование в гимназии и в течение двух лет, в 1895-1896 годах, был управляющим имения у помещика Алябьева в Тульском уезде. Более всего его влекла тогда художественная фотография, получившая в это время большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения, и Николай поступил учеником фотографа в фотографическую мастерскую в Сергиевом Посаде. В 1900 году он завел свою фотомастерскую в городе Александрове. У Николая Степановича и его супруги Лидии было две дочери, при рождении третьего ребенка супруга при родах скончалась, а через полгода умер младенец, и впоследствии Николай Степанович жил вдовцом, сам воспитывая дочерей. Будучи благочестивым церковным человеком, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. И воистину, кого Господь любит, того наказывает: одна из дочерей заболела менингитом и, хотя она выжила, последствия этой болезни остались у нее до конца жизни. В 1917 году Николай Степанович переехал с дочерями в Сергиев Посад и открыл здесь фотомастерскую, но отказался от нее в 1929 году, когда окончательно определились масштабы экономического разрушения страны, уничтожения любой человеческой инициативы и разграбления народа большевиками. Кроме того, остаток своей жизни Николай Степанович желал целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение и уготовал ему мученический прекрасный венец. В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона к церкви святых апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск, и 5 апреля следующего года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

http://fond.ru/kalendar/445/nikolay/

В 1931 году начались массовые аресты духовенства и верующих, и 5 апреля диакон Николай был арестован и в тот же день допрошен следователем Широковым. 15 апреля он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 15 мая 1931 года оперуполномоченный 3-го отделения Полномочного Представительства ОГПУ Московской области В. Толстой составил обвинительное заключение, в котором написал о существовании в Московской области «контрреволюционной нелегальной организации “Истинных христиан”, которые проводят антисоветскую работу под флагом защиты православной веры, “гонимой” советской властью». Московская Бутырская тюрьма, место заключения и гибели священномученика Николая Диакона Николая обвинили в том, что он, «состоя членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных христиан”, занимался антисоветской монархической агитацией, т. е. в преступлении, предусмотренном статьями 58/10 и 58/11». 20 мая при Полномочном представительстве ОГПУ Московской области состоялось заседание тройки, доклад на нем делал тот же сотрудник ОГПУ, что вел дело, В. Толстой. Тройка приговорила диакона Николая к расстрелу и отправила свое решение на утверждение Коллегии ОГПУ. 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ, как и следовало ожидать, утвердила приговор. Диакон Николай Аристов был расстрелян в тюрьме 10 июня 1931 года и погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве, где в то время производились захоронения сотен казненных в московских тюрьмах людей. Священномученик Николай (второй слева вверху) среди других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Современная икона Когда младшая дочь диакона, Надежда, принесла в очередной раз в тюрьму передачу, ей вынесли вещи отца, и так дочери узнали о его смерти. Вместе с вещами ей передали записку, в которой отец просил ее не оставлять своим попечением и вниманием больную сестру. Надежде было тогда двадцать пять лет и работала она в школе учительницей. Почти сразу же, как диакон Николай был расстрелян, Надеж­ду вызвал директор школы и поставил ее перед не имеющим компромисса выбором: «Вас видели в храме — или церковь, или школа».

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Автор Аристов Н. С. Семейный архив Курочкиной М.А. Выпускница женской гимназии Соколова Александра Фотография 1913 г. Автор Аристов Н. С. Семейный архив Свято-Успенский женский монастырь Фотография Тихонравова Николая Михайловича, участника революционных событий 1905-1907 гг., 1917 г., первого директора АПУ. Фотография 1912 г. автор Аристов Н. С. Музей — заповедник Александровская Слобода Фотография гимназистки Любы. 1912 год. Автор Аристов Н. С. Свято-Успенский женский монастырь Желая начать свое дело, Николай Степанович переехал в город Александров и 8 мая 1899 года открыл фотоателье. У Николая Степановича и его супруги Лидии Владимировны в Александрове родилось четверо детей — три дочери (одна из них умерла во младенчестве) и сын, при рождении которого Лидия Владимировна скончалась. Крестными родителями мальчика стали Александр Платонович, учитель Николая Степановича в области художественной фотографии, и сестра Юлия. Овдовев, Николай Степанович сам воспитывал дочерей. Благочестивый церковный человек, он и дочерей воспитал в благочестии и любви к Церкви. Старшая дочь, Лидия, в детстве переболела менингитом, последствия которого остались у нее на всю жизнь, и за ней необходим был уход. В 1917 году Николай Степанович пере­ехал с дочерьми в Сергиев Посад и открыл здесь фотоателье, которое просуществовало до 1929 года, когда окончательно определились масштабы экономической катастрофы, коснувшейся и города, и деревни, и в страну вернулся военный коммунизм с присущим ему стремлением уничтожать всякую инициативу. Остаток своей жизни Николай Степанович решил целиком посвятить служению Церкви. И Господь принял его намерение, но уготовал ему и мученический венец. Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «контр­революционной нелегальной организации “Истинных христиан”» В июле 1930 года Николай Степанович был рукоположен во диакона ко храму святых апостолов Петра и Павла или, как его называли иначе, Воскресения Словущего в Сергиевом Посаде, переименованном к тому времени в Загорск.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Однако более всего в то время его стала привлекать фотография, получившая тогда большое распространение и добившаяся значительных успехов как по качеству, так и по художественности исполнения. К концу XIX — началу ХХ столетия фотография из средств отображения того или иного события или фиксации внешнего облика человека, заменяя для людей небогатых дорогостоящий живописный портрет, стала законно претендовать на художественность, занимая свое место среди произведений искусства. Художник-фотограф уже не просто фиксировал событие, но старался передать характерные черты человека, проникнуть в его настроение, внутреннее состояние, в его чувства и переживания. В иных случаях, благодаря применению технических средств, фотография и по внешнему исполнению стала соперничать с живописью. В середине XIX столетия будущие мастера художественной фотографии стали получать образование в Санкт-Петербургской академии художеств, одновременно с фотографией занимаясь живописью и иконописью. Некоторые из них за свои работы в области художественной фотографии были награждены международными дипломами и золотыми медалями. Намереваясь исполнить давнее свое желание, Николай в 1896 году переехал в Сергиев Посад, где у его сестры Нины был свой дом, и поступил учеником к известному тогда в городе фотографу, Александру Платоновичу Платонову, лауреату многих международных премий. Фотографическая мастерская Платонова находилась в здании, пристроенном к Ново-Лаврской гостинице на Александровской улице. Оборот фотографии из фотоателье Фотография Гимназистка. Автор Аристов Н. С. 1900 год Александровский художественно-краеведческий музей Фотография Семейная пара Максимовых Автор Аристов Н. С., 1905 год Семейный архив Максимовой И. В. Фотография семьи военного. 1905 год Автор Аристов Н. С. Коллекция Александра Воробьева Вологодская обл., п. Вожега Групповой портрет братьев Новожиловых. Автор Аристов Н. С. 1916 год Семейный архив Новожиловых Выпускница женской гимназии гимназии Курочнина Александра Фотография 1913 г.

http://foma.ru/chto-zastavilo-uspeshnogo...

Автор — Виталий Воронин Сиинэ Республика Саха (Якутия). река Синяя (Сиинэ). Август 2014 г. Автор — Сергей Газетов Околица. На краю Земли Русской есть посёлок Никольское — единственное поселение на архипелаге Командорские острова. За околицей могучий океан,дикая тундра с невысокими молчаливыми сопками и вечные спутники туманы — седые в ненастье и нарядные утром от восходящего солнышка! Автор — Евгений Мазурин Стражи города Река Волга, Ярославль, лето 2014 г. Автор — Андрей Колабухин Толстоголовка мозаичная (Muschampia tessellum) греется под весенним солнцем на полевой ярутке. Кавказский заповедник. п. Гузерипль. Автор — Алена Шевцова Анатомия растений Лунник (Lunaria) сем. Крестоцветные. Плоды этого растения в период созревания приобретают желтые, красные и зеленые цвета. Семена, расположенные в середине плода, в контровом свете напоминают зародышей с системой кровеносных сосудов. Удивительное растение, не смотря на то, что оно является практически сорняком. Фотография сделана в районе г. Горячий ключ. Автор — Алена Шевцова Инстинкт Животный инстинкт есть даже у милой домашней кошки Автор — Олег Токарев Корочка хлеба Утки — весьма эгоистичные птицы. Тем ценнее подобные кадры. Автор — Станислав Аристов Колокольчиковая тишина Утренние сумерки на Ладожском озере Автор — Дмитрий Минин День рождения оленёнка. В 2014 году в Новосибирском зоопарке первый раз родился северный оленёнок.Мне посчастливилось его снять в этот день. Автор — Андрей Поляков Золотые байкальские скалы Поселок Узуры — крошечный поселок на восточном берегу о. Ольхон. Летом здесь наездом бывает масса туристов, а зимой — тихо, пустынно и прекрасно! Автор — Ася Костюковская На Севере диком Озеро Фролиха — север Байкала Автор — Виктор Прокопенко Горностаи, Момский хребет, август 2014 г. Автор — Александр Кривошапкин Тандем В Новосибирском зоопарке Автор — Алексей Цилер Сизифов труд. Очень люблю снимать изящных поденок которые чуть больше комарика. Автор — Андрей Чистяков Горы Ущелье Ирикчат. Приэльбрусье. Автор — Екатерина Макарова Сердце Алтая

http://pravmir.ru/v-obektive-rossiya-luc...

Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в. Ф. Ф. Аристов. Фотография. 20-е гг. XX в. Основное направление научной деятельности А.- исследование истории Карпатской Руси. С 1907 г. на протяжении мн. лет он собирал материалы по этнографии, географии, лит-ре, религии, экономике этого края, к-рые составили основу созданного им Карпаторусского музея в Москве (насчитывал свыше 100 тыс. различных экспонатов). Музей состоял из рукописного отдела (ок. 5 тыс. рукописей карпаторус. писателей и ученых), книгохранилища, художественно-иконографического и научно-справочного отделов, кабинетов карпаторус. писателей по персоналиям. Основные материалы музея А. предполагал издать в 30 томах под общим названием «Библиотека карпато-русских писателей под редакцией Ф. Ф. Аристова». В 1915-1916 гг. в «Библиотеке карпато-русских писателей» были опубликованы сочинения О. А. Мончаловского, А. А. Полянского, Д. А. Маркова, Ф. И. Свистуна, после чего издание прекратилось; большая часть материалов музея погибла в 1917-1918 гг. Незначительная часть рукописей из музейного отдела позже была найдена А. и вместе с новыми материалами составила основу семейного архива («Карпато-русского архива»). Изучению жизни и творчества деятелей Карпатской Руси А. посвятил 3-томное исследование «Карпато-русские писатели», из к-рого был опубликован только 1-й том (М., 1916), содержащий очерк «История Карпатской Руси» и биографии писателей Д. И. Зубрицкого , А. В. Духновича , Я. Ф. Головацкого , А. И. Добрянского-Сачурова , А. И. Павловича, А. С. Петрушевича , И. Н. Гушалевича. В 1-м томе А. особое внимание уделил гонениям на Православие в Карпатской Руси, в частности на примере судьбы выдающегося религ. деятеля архим. св. Алексия (Кабалюка) . 2-й и 3-й тома исследования были набраны в гранках, но не опубликованы (хранятся в семейном архиве Аристовых). В 1918 г. за труд о карпаторус. писателях А. был награжден Шахматовской премией РАН. А. планировал написать фундаментальный труд «Основы русской политики в национальном вопросе», с 1905 г. собирал материалы по данной проблеме. В лекции «Русское религиозное и национальное самосознание» (1918) А. рассматривал религ. начало как основополагающее для рус. концепции государственности. Сущность рус. религ. самосознания он видел в «идеале Святой Руси», служение к-рому предполагает, по мнению А., защиту всех «единоверных народов» (греков, румын, сербов, болгар, грузин и др.). А. считал, что рус. народ, сохранивший в неприкосновенности правосл. веру, обязан встать во главе движения по объединению христиан, восстановлению христ. вселенской Церкви.

http://pravenc.ru/text/75986.html

Через какой мост идет дорога к Небесам ? Евангелие от Матфея, глава 5 [Мф 5:20-26] . Комментирует протоиерей Павел Великанов. [«...для Бога отношения между людьми настолько значимы, что пока люди находятся в состоянии вражды, не примиряются друг с другом, ни о каком богообщении и речи быть не может. Ближний — это единственный мост, по которому только и можно двигаться к Небесам, к Всевышнему. Да, он шаткий, ненадежный, требующий постоянного ремонта и поновления, его нельзя оставить без внимания ни на минуту, чтобы не рухнуть, - но другого моста нет. ...»]. Фото Юлии Маковейчук//Фома. - — июнь 2022. - С.28-29. - (раздел « Вера », рубрика « Читаем Писание »).  Новомученики: Архимандрит Дамаскин ( Орловский ), научный руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Николай (Аристов) . 25.05.1872-10.06.1931 . На фото: Священномученик Николай (Аристов); Оборот фотографии из фотоателье; Выписка из протокола заседания тройки НКВД по делу Николая Аристова и других членов «конрреволюционной нелегальной организации “Истинных христиан”»; Московская Бутырская тюрьма, место заключения и гибели священномученика Николая; Выписка из протокола приговора Николаю (Аристову); Ил.: Священномученик Николай (второй слева вверху) среди других новомучеников и исповедников Церкви Русской. Современная икона//Фома. - – июнь 2022. – С.30-33. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Священномученик Николай родился 25 мая 1872 года в селе Страхово Климовской волости Каширского уезда Тульской губернии, в семье потомственного дворянина Степана Егоровича Аристова, которому в селе Страхово принадлежало имение и более пятисот десятин земли в том же уезде при селе Овечкино. Мальчику исполнилось восемь лет, когда скончался отец, а через пять лет скончалась мать, Мария Ивановна, и его воспитанием и образованием занялись старшие сестры, Нина и Юлия. Николай окончил гимназию и в 1895 году поступил на должность управляющего имением помещика Алябьева в Тульском уезде.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

Поблизости от церкви располагалось кладбище, действующее и по сию пору. Всего в Козловке в 1911 году проживали 14858 человек, из них к духовному сословию принадлежали 66 человек. Это менее половины процента от всего населения, но их влияние на жизнь сельского общества неизмеримо выше этой доли. В селе было око­ло десяти школ разных типов, во всех преподавали священники, а церковно-приходскими они же и заведовали. Практически все дети могли уже получить начальное образование, другое дело, что кре­стьяне не спешили отдавать их в школу, особенно девочек. Еще в 1880-е годы священник В. Турбин отмечал, что - «между жителями очень много грамотных, в каждом дворе — по 2, 3; но умеющих писать не много, что зависит от того, что крестьяне почти никогда не упражняются в письме. Довольно грамотных и между женщи­нами». Сохранившиеся в районном архиве ЗАГСа в Бутурлиновке метрические книги позволяют увидеть те перемены в штате хра­мов, которые произошли после 1911 года. В Троиц­кой церкви появился священник Иван Аристов. Из метрик видно, что нередкими были похороны в церковной ограде. Там погребали всех членов причта и местных крестьян-благотворителей. Особен­но пышно прощались с настоятелями. На отпевание протоиерея Василия Лебединского, которым скончался 12 июня 1912 года, съехалось духовенство многих сел Бобровского уезда. Все могилы в церковной ограде утрачены, а многие попросту разрыты при строительных работах, кости выброшены. В конце 1920-х годов церкви стали одну за другой закрывать, а затем и рушить. В середине 1930-х годов все три церкви уже не действовали. Ме­ста расположения церквей в Козловке давно застроены. http://www.buturlinovka.ru/econsuborg76.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57999

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010