137 Напр., об избрании Марка, игумена монастыря св. Иоанна, во епископа переяславского, о поставлении во Владимир епископа Феодора, о пожаре в Киеве, о смерти и погребении митрополита Константина. Стр. 130, 136, 149. 138 По описании ужасного опустошение Мстиславом новгородских областей, летописец говорит: «мы слышали, что в трех церквах Новгородских плакала на трех иконах Св. Богородица; провидела Мати Божия пагубу, хотящую быть над Новым-городом и над его волостью, молила Сына своего со слезами, дабы их отинудь не искоренил, как прежде Содом и Гамор, но как ниневитян помиловал». И в заключение своей речи замечает: «не глоголем: прави суть новгородци, яко издавна суть свобожени прадеды князь наших; но аще бы так было, то велелили им преднии князи крест преступати, или внукы или правнукы соромляти, а крест честный целовавшие во внуком их и к правнуком, то преступати? То доколе Богови терпети над ними? за грехи навел и наказал по достоянью, рукою благоверного князя Андрея». стр. 154. 143 Стр. 183. Весьма характеризует летописца разглагольствие о посольстве в Новгород, на княжение Константина, сына Всеволодовича. Жаль, что оно по своей величине не может быть здесь помещено. стр. 178–179, 181. 147 Вот места, заимствованные из Нестора и повторенные суздальским летописцем или буквально, или с незначительными переменами, слегка приспособленными в другим обстоятельствам. Лавр. 161. Нест. 60: «помысливше высокоумьем... есть глава земли». л. 162. H. 95: «села пожгли, многия... зряще убиваемых». В Лавр. л. После слов: «на месть даеми поганым» – опущены необходимые слова Нестора: «горькую смерть приемлюще». Нестор говорит о море 92, Лавр. о пожаре 166: «се же сдея... дел не приязнен». Рядом с этими словами взяты из другого места Нестора 95: «Бог бо казнит... в царство небесное». Далее статья: праведно и достойно... паче инех казними есмы» – взята в сокращении также из Нестора 95–6. Слова пророка Амоса 4 гл. 7–9 ст. у Нестора стр. 72 приведены в рассуждении по случаю нашествия половцев и весьма идут к делу, в Лавр. же стр. 163 по случаю разграбления Торжка и не совсем кстати. Слич. также: Лавр. стр. 161, Нест. стр. 60. слова Иоиля гл. 11, ст. 12; л. стр. 166, Н. стр. 72. Псал. 82 , ст. 14–17. Л. стр. 163. Н. стр. 99. Л. стр. 176. Н. стр. 71. л. стр. 181. М. стр. 117. Встречаются еще небольшие выписки из Нестора на стр. 171, 176, 191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О Иоанне Соколове см. там же у 3наменского , т. II; срв. П. Нечаев , Иоанн, еп. Смоленский, СПб. 1869; Н. Р.(оманский) , Несколько слов по поводу издания богословских лекций покойного преосвященного Иоанна Смоленского, Хр. Чтение, 1876, 5–6; его же , Преосв. Иоанн, еп. Смоленский. Его жизнь и проповеднич. труды, М. 1887 (из «Чтений М. О. Л. Д. Пр») ; Н. Аристов , К ха­рактеристике преосв. Иоанна. б. епископа Смоленского, Ист. Вестн., 1889 дек.; П. Πрокошев, Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского, Каз. 1895; И. Покровский , статья в Пр. Бог. Энцикл., т. VI; Пе­речень произведений Филарета Гумилевского в книге И. С. Листовского , Филарет А. Черниговский, 1894; срв. С. Ф. Хорошунов , Филарет Гумилевский А. Ч., Р. Стар. 1881, апр. и дек.; С. Понома­рев , Преосвящ. Филарет, А. Черн. и Неж., Полтава 1866; прот. Н. Лашенков , В. Филарет, А. X., Харьковский Сборник, вып. 5 и 6, 1891–1892; см. в Истории Μ. Академии Смирнова. 12. Итоги Александровско-Николаевских преобразований в духовно-образовательной сфере. Бытовой материал см. у Д. И. Ростиславова , Записки, Р. Ст. 1880–1892; его же , О русском ученом монашестве. Историч. исследования, Ц. Общ. Вестн., 1880. 1, 2, 3, 4, 5, 86; срв. «Дневник» В. И. Аскоченского , С примеч. и объяснениями Ф. И. Булгакова, Ист. Вест. 1882; Воспомин. прот. Виноградова , Р. Ст. 1878, 8; Н. П. Гилярова-Платонова , Из пережитого, Автобиогр. воспоминания, 1 и 2, 1. 1886; П. С. Казанский ,. Воспоминания семинариста. Пр. Об. 1879, 9; В. Ф. Певницкий , Мои воспоминания, 1–2, К. 1910 и 1911 (из «Руковод­ства для сельских пастырей»; ч. 3, Академические годы в Тр. К. Д. А. 1911; см. также И. С. Никитина , Дневник семинариста, П. Собр. Соч., под ред. М. О. Гершензона, 1912. VI. Философское пробуждение. 1. Начало «великого ледохода» рус­ской мысли. О духовном кризисе «тридцатых годов» см. прежде всего у М. О. Гершензона , История молодой России (1908); Исторические за­писки (1909); Жизнь В. С. Печерина (1910); Образы прошлого (1912); Мечта и мысль Тургенева (1918);

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Христианство застало наших предков на низкой степени умственного и нравственного развития. Как младенец лежал славянин-язычник на лоне природы и не мог оторваться от ее груди, от ее власти. Все его верование ограничивались грубым обожанием сил и явлений видимого мира. Мифология его была бедна и не развита. Под влиянием язычества, почти не были установлены у славян и первые условия общественного быта. Князь почти не соединен был с подданными властью; существовал обычай мести; одним словом – не сложился еще определенный характер жизни. Находясь в первой поре духовного развития, русский человек ничего не мог противопоставить сильного, зрелого новой возвышенной религии: его чувственное оружие было так слабо, в сравнении с этой непобедимой духовной силой, что он сдался после краткой борьбы. Вера Христианская, согласная с мирным характером русского народа, быстро принята была и сделала поворот в умственной и нравственной его жизни. Но не один истинный свет Богопознания и Богопочтения она внесла в темную жизнь наших предков: принятая на родном языке, бесконечно-превышающая все современные ей начала народной жизни, вера Христова сделалась главным началом, одушевляющим все отрасли жизни русского человека. Она условливала собою другой лучший гражданской быт, отличный от быта языческого, и отвечала стремлению наших предков к определению порядка и устройству внутреннего быта. Старые гражданские отношения потеряли свое значение и, отдельно взятые, не имели уже самостоятельной опоры; но вера православная, не подавляя народности, дала старым началам новый смысл и силу. Вместе с верою, перешли в наше отечество из Византии гражданские и общественные законы и стали мало помалу проникать в состав государства. Кормчею руководилась светская власть в судных приговорах. Церковь русская имела сильное и решительное влияние на преобразование всего строя гражданской жизни и сообщала внутреннюю силу государству. Далеко развитое, во всех даже частных отношениях, Христианство принесло готовые правила на все частные случаи, прямые ответы на все запросы, прежде, их возникновение и ощущение, и постепенно стала проводить их в глубину частного и семейного быта. Таким образом, вера Христова подчинила своему влиянию и водительству всякое духовное развитие русского человека, лишившегося слабой опоры язычества, своим освящением дала силу всем стихиям народной жизни и сделалась основою народного взгляда и характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в Польше федосеевского устава. В 31 статье этого устава повелевалось с новоженами, т. e. оженившимися после крещения, во единой храмине не жить, а в 27 статье и детей у новоженов, без обещания развода супругов, не крестить. Федосеевцы, вынужденные обстоятельствами жизни, стали со временем пренебрегать эти установления, а потом, на собрании своем в Петербурге в 1809 г., совсем отменили, постановив (ст. 3) родителей новоженов за женитьбу детей наказывать только временной епитимией, и разрешив (ст. 4) новоженам крестить детей без обещания развода. За эти постановления Аристов со своими единомышленниками и отделился от федосеевцев, требуя во всем строгого исполнения польского устава. Таким образом, федосеевцы Аристова согласия могут быть названы строгими блюстителями первоначального федосеевского учения. В настоящее время согласие это не только что сделалось малоизвестным, но и дошло уже до такого умаления, что в самом Петербурге, где его корень, последователи его считаются единицами, а в .Москве едва ли и существуют. Значит и федосеевство в первоначальном его виде стирается с лица земли. 14 Нетовцы, как сказано выше в беседах 8 и 9, крещения, полученного в Церкви Православной, не повторяют. 16 Когда поморский наставник сказал, что в Церкви ересей нет никаких, я подумал в себе: «Вот мне повое свидетельство о правоте Церкви, даже из уст ее противника. Когда в Церкви Греко-Российской нет никаких ерсей, то не подлежит сомнению, что она есть Церковь Православная». 17 Глаголемые старообрядцы, на основании мнимого слова Ипполитова и слова об антихристе в Книге о вере, утверждают, что, кроме Или и Еноха, на облачение антихриста восстанет и св. Иоанн Богослов: вот почему и аристовы упоминают здесь об Иоанне. 18 Когда это дерзновенное замечание беспоповского совопросника я передал другим беспоповцам, не присутствовавшим на том собеседовании, они устыдились его и не защищали. Впрочем, у беспоповцев немало есть подобного рода странных вопросов о Илии, как например: в какой ныне плоти Илия пребывает? Ест, или не ест? Если ест, то что? и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Лишь Адольф Иванович Добрянский (1818–1901) – великий карпаторусский ученый, культурный и политический деятель, опираясь на свое знание Карпат и Балкан, впервые попытался в современном населении Карпат проследить и разделить Белую Сербию и Белую Хорватию (см.: Аристов Ф.Ф. Карпаторусские писатели. Исследование по неизданным источникам: В 3 т. Том 1. Второе дополненное издание. Издание Галицко-Русского общества в Петрограде. KARPATORUSSUAN LUTERARE ASSOCUATUON P.O. Box С, Barnum Smamuon Brudgeporm, Соппектикит 06605, 1977. С 181). Если лемков он относит к белым хорватам, то остальное население Подкарпатской Руси, включая бойков, долишнян и гуцулов, – к белым сербам. Опираясь на свое знание Карпат и Балкан, я, в свою очередь, могу заявить, что, прежде всего, к белым сербам относятся жители Мараморыша, поскольку и в их культуре, и в языке и, главное, особой стойкости в Православии связь с Сербией прослеживается особенно четко. В частности, что касается языка, то в Хорватии, в Прикарпатье и на западе Подкарпатской Руси говорять «тут», а в Сербии и Мараморыше говорят «ту» и «туй». В настоящее время среди сербов все больше просыпается интерес к Белой Сербии, так же как в России – к Руси Горней, и это отрадно, так как эта земля и этот народ с давних времен связывали и продолжают связывать Сербию и Русь. Время, место, племя рождения преподобного исполнены глубокого смысла для судеб Церкви. Он родился во время мрачное, в месте, благословленном Пресвятой Богородицей, в самом нищем, непокорном и смелом племени Карпат. Здесь над Черной Тисой возвышается Черногора – горы темны от гигантских елей. Бог здесь призывает человека на подвиг – среди камней и туманов, под сумрачным небом, в сырости и холоде, под снегопадами и ураганами, раскидывающими по горам стволы огромных деревьев. Редко заходит солнце в глубокие ущелья, где бушует холодная вода. Таинствен этот край: ниже слияния Черной и Белой Тисы находится географический центр Европы – ее сердце. Сюда не смогли добраться ни римляне, ни авары, ни татаро-монгольские орды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем известия о двух первых немногочисленны, кратки и отрывочны. Зато чрезвычайно много сообщается сведений, как освящала церковь прощальный путь человека с миром и какие благочестивые обычаи были при этом. Летописцы обнаруживают весьма высокий взгляд на прах покойника и погребение его. Этот обряд они описывают часто и подробно: как провожали тело умершего с богохвальными песнями и благоуханными кадилами; кто из пастырей совершал погребение, кто присутствовал при похоронах и какое участие выказывали к усопшему и как сильно скорбели о потери его и проч. Особенно тщательно отмечается в летописях место погребения известного лица. Древний христианский обычай – погребать усопших около храма, в храме и в монастырях, удержался в России, сильно развился и укоренился, вследствие особенного значения храма для наших предков. Погребением в таком священном месте и здании, где обитала полнота силы Божией, надеялись заслужить отпущение грехов. Создание храма и погребение в нем считалось еще более верным залогом спасения. По этому заботились найти последний приют для себя и для близких в храмах, воздвигнутых самими или родственниками. В летописях постоянно встречаются заметки в роде следующих: положили в церкви, которую сам создал, или отец его, в... монастыре. В семейном быту, проникавшем всю народную жизнь русскую, развилось религиозное почитание усопших предков. Прежнее языческое обоготворение их переродилось, под влиянием христианства, в благочестивые обычаи. Родителей уважали не только как виновников жизни и воспитания, но верили в их покровительство и прямое влияние, по смерти, на живых потомков. Эта уверенность породила священное почитание могил и желание быть погребенными вместе с родственниками. Мстислав говорил на вече, при прощании с новгородцами: «кланяюсь св. Софии и гробу отца моего; вас я не забуду; дай Бог лечь с отцем во св. Софии!» Сильная любовь к известному лицу выражалась в завещании похоронить с ним, вместе. В летописях весьма часто говорится о погребении близ родных или лиц, заслуживших общее уважение: погребен в головах у отца или деда, рядом с отцем или матерью, у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. (Рижкск. Епарх. Ведом. 1891 г.; 21) Обозрение религий, существовавших и существующих в роде человеческом от начала мира до настоящих дней (Рига, 1893); 22) времени пресуществлении св. даров на литургии (Рижск. Еп Вед. 1895); 23) Замечание на чин и текст божественных литургий святого Златоустого, святого Василия Великого и преждеосвященных даров (Риж. Еп. Вед. 1896); 24) происхождении души в каждом человеке (Риж. Еп. Вед. 1896). Несмотря на преклонный возраст, почившиий до самого последияго времени не прекращал своих любимых литературных богословских занятий и печатал, написанное к пятидесятилетию его священства, новое научное изследование его под заглавием: «Папа римский и собор вселенский». 18 апреля вечером был совершен вынос почившого о. протоиерея из его квартиры в кафедральный собор, в котором приняли участие многия духовныя и светския лица. 19 апреля было совершено его погребение. Заупокойную божественную литургию в этот день совершил ректор духовной семинарии протоиерей А. Аристов в сослужении протоиерея А. Щелкунова, священников А. Агрономова, М. Синайского и А. Цветикова. После божественной литургии отпевание совершил Высокопреосвященнейший Арсений с многочисленным сонмом священнослужителей г. Риги. На литургии, после причастного стиха, слово произнес священник В. Плисс, а во время отпевания- священник А. Агрономов. Погребен почивший на рижском Покровском кладбище, куда сопровождало его множество духовных лиц из среды рижского духовенства, его дети и родственники и многочисленные его почитатели. На гроб почившого было возложено множество венков, из числа которых особенно выделялся венок с надписыо: «От посольской церкви в Берлине бывшему настоятелю». Вообще ногребение почившого о. протоиерея отличалось особенною задушевностию и свидетельствовало об уважении, которое приобрел к себе почивший в среде рижского духовенства и общества. Слово, сказанное пред отпеванием прот. Тарасия Феодоровича Серединского Блажен путь, в онъже идеши, душе, днес, яко – уготовася тебе место упокоенгя. Кончилась тихая, мирная, богатая впечатлениями, многоплодная, а в последнее время болезненная жизнь твоя, достопочтенный и возлюбленный о Господе о. протоиерой Тарасий Феодорович! Благгоовейно и скорбно предстоим мы у гроба твоего и, проникаясь искренной молитвой, думаем, чтб сказать в молитвенную память о тебе? Какой прощальный привет возгласить тебе здесь, с церрковной каоодры того храма, в который ты всегда стремился и который ты посещал для молиткы более 10 лет? Какой урок заимствовать нам от гроба твоего, из твоего земного жизненного течения?..

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В звание магистров возведены были следующие воспитанники этого курса: Павловский , Михаил Карпович из Екатеринославской семинарии Михневич , Осип Григорьевич из Волынской Мелиоранский , Василий Акимович из Подольской Михайлов , Михаил Митрофанович из Воронежской Красин , Павел Яковлевич из Орловской Новицкий Даниил Матвеевич из Подольской Курковский , Венедикт (иеромонах) из Екатеринославской Авсенев , Пётр Семёнович из Воронежской Сияльский , Иван Алексеевич из Черниговской Андреев , Александр Фёдорович из Курской Лисицин , Иван Яковлевич из Орловской Старшие кандидаты Боричевский , Иван Петрович из Минской Данский , Алексей Алексеевич из Орловской Путилин , Максим Николаевич из Воронежской Голиневич , Яков Иванович из Минской Григорьев , Николай Алексеевич из Полтавской Смолодович , Даниил Максимович из Киевской из Екатеринославской Генерозов , Иван Петрович из Орловской Щутский . Роман Дмитриевич из Курской Проценков , Николай Максимович из Харьковского Коллегиума Архангельский , Евмений (иеромонах) из Орловской Младшие кандидаты Ильинский , Ефим Григорьевич из Орловской Суковский , Осип Киприанович из Волынской Шугаевский , Трофим Васильевич из Черниговской Попов , Христофор (иеромонах) из Орловской Грабовский , Михаил Васильевпч из Черниговской Нечаев , Александр Матвеевич из Орловской Родионов , Михаил Константинович из Черниговской Хижняков , Николай Михайлович из Курской Аристов , Александр Петрович из Харьковского Коллегиума Викторовский , Павел Петрович из Волынской Гиренко , Евтихий (иеромонах) из Полтавской Омелянский , Венедикт Фомич из Волынской Славинский , Алексей Герасимович из Харьковского Коллегиума Княжеский , Геласий (иеромонах) из Орловской Скибицкий , Адриан Иванович из Полтавской Подгаецкий , Димитрий Андреевич из Киевской Петров , Василий Васильевич из Воронежской Шабатович , Иван Дмитриевич из Киевской Сергеев , Тимофей Сергеевич из Орловской Богословский , Андрей Григорьевич из Харьковского Коллегиума Карпович , Яков Афанасьевич из Полтавской

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73 Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 18 сентября 1890 года и значащийся по описи церковной 1861 года, был „освящен 1790 г., декабря 15 дня, преосвященным Платоном, митрополитом московским и калужским“ 74 Древний св. Антиминс, находившийся на престоле сего придела до 13 июля 1889 г. и значащийся по описи церковной 1861 г., был „освящен 1816 г., января 16 дня Преосвященным Августином, епископом Дмитровским, управляющим московскою митрополиею“. 75 В. И. Аристов служ. старостою сей церкви с 1873 г. по 1881 г. Его стараниями были устроены два каменных дома для помещения причта, освященные 21 авг. 1877 г. Высокопреосвящ. митрополит. Иннокентием. Сконч. 25 июля 1882 г 76 Местный причт в то время составляли: 1) прот. Алекс. Алекс. Романовский, сл. при церк. с 30 июня 1861 г. ск. 27 мая 1890 г. Пастырь усердный к проповеданию Слова Божия. Его „поучения на Праздники“ пользуются известностью еще доселе; 2) свящ. Стефан Вас. Никольский, канд. Дух. Ак., служ. съ 1869 г. 5 авг., ск. 27 июня 1891 г. – Пастырь отзывчивый к нуждам прихода; много потрудился для местного попечительства и в церк. школе; 3) диакон Евгений Серг. Грузинский, студ. сем. сл. с 1862 г. 21 авг., ск. 18 июля 1896 г. б. строг к нарушителям благоговения в храме; 4) диакон (на вак. псал.), ок. сем. служ. с 3 дек. 1863 г. ск. в сане свящ. 31 дек. 1907 г., много потрудился в церк. школе и ведении метр, книг; 5) поном. Иван Андр. Иверский сл. с 1849 г., ск. 8 ноября 1878 г. 6) псалом. Николай Ив. Холмогоров сл. при церк. съ 5 авг. 1869 г. доселе, т.е. 42 года 77 Попечительство при церкви было открыто по инициативе прот. А. А. Романовского в 1866 году. Председателем его был вначале Г. Кашкадамов, при двоих членах из прихожан (братьев Кокориных) и непременном участии причта и старосты. Оно существовало лишь несколько лет (до 1869 года). Указомъ Дух. Коне. 9-го июня 1882 года, за 3493, утвержден проэкт нового приходского попечительства, которое существует доселе. Председ. его сл. 20 лет Николай Митроф. Перепелкин. (За пример. усердие и пожертв. избр. почетн. председ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

При таких обстоятельствах вместо войска отправлен был на литовский рубеж на съезд посол князь Василий Ахамашукович Черкасский, паны выслали князя Самуила Сангушку; съезжались только один раз, и Сангушка о больших делах – о титуле и о ворах, которые присылали листы с укоризнами на государя, называя его полуименем, не говорил, отозвавшись неимением наказа, говорил только о порубежных спорных делах. Разъехались без дела. Но и после этого войны не было 9 лет; к ней приготовлялись: видели несостоятельность русского войска и положили нанять иноземцев: мало того, сделали шаг решительный, чего при прежних государях не бывало, велели русских ратных людей учить иноземному строю. В январе 1631 года отправлен был старший полковник и рыцарь Александр Ульянович Лесли в Швецию нанимать 5000 охочих солдат пеших; туда же в Швецию отправлены были посланники – стольник Племянников да подьячий Аристов купить 10000 мушкетов с зарядами да 5000 шпаг; если полковник наймет в Швеции меньше 5000 человек, то для найма остальных велено ему ехать в Данию, Англию и Голландию; то же должен был сделать и Племянников, если бы не удалось ему накупить всего оружия в Швеции. Лесли должен был также приговорить немецких мастеровых охочих людей к пушечному новому делу, что делал на Москве пушечный мастер голландец Коет, кузнеца, станочника, колесника, да мастера, который бы умел лить пушечные железные ядра. В феврале отправлен был полковник фан-Дам нанять ригимент добрых и ученых солдат. Всех ратных людей в Московском государстве в 1631 году было 66690 человек. В июне 1631 года государь, посоветовавшись с отцом своим св. патриархом и поговоря с боярами, указал послать к Дорогобужу и Смоленску бояр и воевод князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского да князя Бориса Михайловича Лыкова. Когда этим воеводам сказана была служба, то они больше всего начали смотреть немецких полковников, Александра Лесли с товарищами, начальных людей их полков и немецких солдат, смотрели и к службе строили. Прошел почти год; в апреле 1632 года умер король Сигизмунд, наступило междуцарствие в Польше, избирательный сейм, смуты; надобно было пользоваться временем, но вот в апреле же бил челом великим государям князь Дмитрий Мамстрюкович Черкасский на боярина князя Бориса Михайловича Лыкова: «Князь Борис Михайлович с ним, князем Дмитрием, в товарищах быть не хочет, говорит, будто им, князем Дмитрием, люди владеют, и обычай у него тяжел, и что он, Лыков, перед князем Дмитрием стар, служит государю сорок лет, лет с тридцать ходит своим набатом, а не за чужим набатом и не в товарищах».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010