сентября 14 дня в С.-Петербург; 1762 г. июля 26 в Казань. Здесь во время бунта Пугачева некто Илья Аристов, беглый капрал Томского полка, предавшийся Пугачеву и потом взятый в плен, оклеветал преосвященного в измене, но невинность его открылась по следствию и Екатерина II, 1775 г. 26 января пожаловав архиепископу сан митрополита, прислала к нему и знаки сего достоинства при следующем· рескрипте: «К крайнему удовольствию узнала я, что невинность Вашего Преосвященства совершенно открылась. Покройте почтенную главу Вашу сим знаком чести. Да будет он для всякого всегдашним напоминанием торжествующей добродетели Вашей. Позабудьте прискорбие и печаль, кои Вас уязвляли. Припишите сие судьбе Божией, благоволившей Вас прославить по несчастным и смутным обстоятельствам тамошнего края. Принесите молитвы Господу Богу» и прочая. После сего преосв. Вениамин еще семь лет правил епархией, а в 1782 г. 17 марта уволен на покой в Седмиезерскую пустынь в 17 верстах от Казани и там скончался. 38) Платон Левшин , родился в 1737 г. 29 июня в селе Чашникове, что на Петербургской дороге, в 40 верстах от Москвы. В светском звании именовался Петром, в школах получил прозвание Левшина. Отец его, Георгий, был в селе Чашникове священником. Преосв. Платон обучался наукам в Московской Славяно-греко-латинской академии, где, проходя постепенно все классы, отличался во всех науках, также в знании латинского и греческого языков. В 1757 г. на 19-м году от рождения, еще до окончания курса богословских наук, ему препоручена была должность учителя российского и латинского стихотворства и публичного преподавателя катехизиса по воскресным дням в помянутой академии. В 1758 г. переведен в лаврскую семинарию учителем риторики и здесь 14 августа того же года принял сан монашеский и наименован Платоном. В 1762 г. произведен был ректором и учителем богословия. В 1763 г., когда императрица Екатерина II изволила путешествовать в лавру и Ростов для поклонения св. угодникам, он приветствовал ее величество и обратил на себя внимание монархини.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Вот в этой идее подготовки положения для будущей победы, в связи со всей сложившейся обстановкой, мне думается, заключались, главным образом, причины тех массовых, невероятных по зверству, с явными отпечатками изуверства убийств, которые были совершены советскими деятелями в лето 1918 года и составили в истории России и всего мира эпоху сплошного кровавого кошмара. Нельзя забывать, нельзя закрывать глаза на то, что особенному гонению и жестокости в этот именно период подвергся православный, духовный мир России: церковь национализировалась; храмы обращались в помещение для митингов; иконы были обложены налогами, преподавание Закона Божьего в школах запрещено, а на дому родителей преследовали за обучение детей молитвам; над святынями кощунственно надругивались, обряды высмеивались и основы христианского духовного мировоззрения отвергались печатно в брошюрах и многочисленных митингах. Это не фразы, не голословное обвинение; желающие могут найти документальное подтверждение этих обвинений в обширном труде международной комиссии, создавшейся в Омске в январе 1919 года и произведшей подробное обследование в Перми и уездах Пермской губернии, после изгнания из ее пределов большевиков. Сотни лиц духовного звания, монахов, монашек было расстреляно агентами Бронштейна, удушено и утоплено в прорубях реки Камы. Среди погибших известны: Архиепископы: Гермоген, Андронник и Василий, Епископы: Феофаний и Матвей, Архимандриты: Матвей и Варлаам, Протоиереи: Пьянков, Сабуров, Стамбиков, Киселев, Преображенский, Конюхов, Будрин, Бельтюков и Яхонтов, Священники: Шерокинский, Горяев, Белозеров, Соколов, Калашников, Плотнев, Ершов, Савелов, Вяткин, Бояршинов, Якимов, Посохин, Наумов, Конюхов, Каманин, Попов, Юганов, Аристов, Малиновский, Накаряков, Онянов, Макетов, Кузнецов, Белов, Осетров, Рождественский, Швецов, Антипин, Мациевский, Алексеев, Луканин, Никифоров, Колчин, Орлов, Денисов, Лавров, Анишкин, Шестаков, Решетников и Тарасов, Иеромонахи: Вячеслав, Сергий, Иосиф и Иоанн, Диаконы: Кашин, Воскресенский, Ипатов, Смирнов и Решетников, Иеродиаконы:

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

Личность преп. Дионисия 1 невольно вызывает в памяти некое небезизвестное лицо, вышедшее из Тверской епархии и вместе с ним потрудившееся. Мы имеем в виду инока Арсения Глухого, – усердного сотрудника Дионисия в деле исправления богослужебных книг. Замечательно, что два главнейшие деятеля, произведшие первый опыт исправления старопечатных книг, сделавшие по тому времени очень смелый шаг вперед, – были тверяки. К сожалению, биографические сведения об Арсении Глухом весьма скудны, поэтому мы сообщим здесь только то, что в силах были узнать. О происхождении и первоначальной жизни инока Арсения мы знаем очень мало и именно только почти то, что он сам сказал о себе в послании к протопопу Ивану Лукьяновичу. В этом послании Арсений называет себя Селижаровцем или потому, что он родился в Селижаровке – слободе, находящейся около Троицкого Селижарова монастыря (Осташков), или потому, что был монахом этого монастыря. Впрочем, так как известно, что прежде поступления в Троицкий Сергиев монастырь Арсений был во многих других монастырях, то вполне вероятно, что происходя из Селижаровки, он был прежде всего монахом соседнего со слободой монастыря Троицкого Селижарова. Г. Аристов в краткой биографии Арсения, помещенной в Энциклопедическом Словаре, составленном русскими учеными и литераторами (стр. 455), говорит, что сначала Арсений жил в Ниловой пустыни, которая называлась Селижаровской по озеру Селигеру. Может быть, это и так, но нам кажется вероятнее, что Селижаровец – от Селижаровки. Известно далее, что отца Арсения в иноках звали Саватием, а мать Маврою, и что они умерли не позднее 1636 года. Год рождения Арсения неизвестен, но в 1595 году он уже был „старцем“, т. е. монахом монастыря. (Опис. лавр. рукописей No 182). Свое первоначальное обучение грамоте и образование Арсений, по собственному признанию его, получил в „месте ненарочите и сельском и учителей, ведущих словесную мудрость, во училищи не бывал“ 2 . Но это первоначальное обучение не могло удовлетворить Арсения, а потому постригшись въ монахи и переходя потом из одного монастыря в другой, он стал обогащать себя сведениями путем чтения священных книг и святоотеческих творений, складом которых были тогда обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Я. Н. Щапов указывал на невыясненность многих обстоятельств проведения собора: когда именно и где он был созван, кто были его участниками и т. д. (см.: Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI–XIII вв. М., 1978, с. 181–184). В. А. Колобанов, основываясь на стилистическом и языковом сходстве, считал, что Серапион принадлежит «Поучение к попам», входящее в состав Кормчих книг вместе с Постановлениями собора (см. Кирилл (ум. 1280 г.), митрополит киевский). Изд.: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. СПб., 1843, т. 1, с. 97–111, 193–205; Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. М., 1850, ч. 2, с. 36–38; Новые поучения Серапиона, епископа Владимирского (XIII в.). – ПС, 1858, июль, с. 472–484; Петухов Е. Серапион Владимирский , русский проповедник XIII в. СПб., 1888; Zenkovsky S. A. Medieval Russia’s Epics, Chronicles and Tales. 2 ed. New York, 1974, p. 243–248 (пер. на англ. яз.); «Слова» Серапиона Владимирского /Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова. – ПЛДР, XIII век. 1981, с. 440–455, 606–610. Лит.: Болховитинов Е. Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок... Киев, 1831, с. 138; Аристов Н. Я. Заметка о поучениях епископа Серапиона. – Тр. III Археол. съезда. Киев, 1878, т. 2, с. 47–48; Филарет. Обзор, с. 63–64; Gorlin М. Serapiou de Wladimir, prédicateur de Kiev. – Revue des études slaves, 1948, t. 24, p. 21–28; Гудзий Н. К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского . – ИОЛЯ, 1952, т. 2, вып. 5, с. 450–456; Колобанов В. А. 1) К вопросу о датировке первого «Слова» Серапиона Владимирского . – Учен. зап. Владимир. пед. ин-та, 1958, вып. 4, с. 250–258; 2) О Серапионе Владимирском как возможном авторе «Поучения к попам». – ТОДРЛ, 1958, т. 14, с. 159–162; 3) К вопросу об участии Серапиона Владимирского в соборных «деяниях» 1274 г. – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 442–445; 4) Обличение княжеских междоусобий в поучениях Серапиона Владимирского . – ТОДРЛ, 1961, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Serapion_Vladi...

Очень скудные сведения сообщают летописцы о частном и семейном быте; но где коснутся его – и там встречаются описание явлений, составляющих предмет церковной истории. Они повествуют, как Церковь , от колыбели до могилы, наблюдала за чистотою мысли, чувства и народных внешних обычаев, как руководила в домашних отношениях членов семейства, как, с своей стороны, русский человек постепенно подчинялся формам церковной жизни, как сознание покаяния не оставляло его в самом падении, как вера служила для него единственною отрадою в горестных и трудных обстоятельствах. Излагает ли летописец известия о необыкновенных явлениях природы и народных бедствиях, – в его рассказе упоминается о влиянии этих событий на нравственное состояние общества и о духовных средствах, которыми старались отстранить их действия наши предки. Передает ли разговоры светских лиц, в их словах слышатся то изречение Св. Писания, то молитвы, то нравственные наставления и выражения. Как в самой действительности, так в представлении и изложении летописца, сливались действия Церкви и отечества, и, по обилию церковно-исторического содержания и благочестивого воззрения, нельзя с точностью определить – духовный или светской был писатель известной летописи. Поэтому летописный материал составляет такое же достояние гражданской истории, какое и церковной. Церковно-историческое содержание летописей отличается преимущественно внешним направлением и характером. Это явление зависит от направления и характера церковной жизни русского народа. В течение всей древней русской истории, вера и благочестие наших предков отличались почти исключительно направлением церковно-обрядовым, Богослужебным. С одной стороны это и естественно. Нельзя требовать от юноши, едва начавшего духовную жизнь, глубокого знания и опытности старца. Славянин-язычник жил внешнею, непосредственною жизнию природы и на все смотрел сквозь ее формы и свойства. Божествам своим он приписывал тот же вид, свойства и действия, какие природе и человеку, только, конечно, в больших размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Студент Петр Румянцев – московской. Одиннадцатого курса (1834–1838) Магистры: 1 Макарий, в монаш. Евгений, Сахаров-Платонов – из костромской Семинарии. Матфей Салмин – пермской. Иван Знаменский – костромской. Феодор Флоринский – владимирской. 5 Иеромонах Алексий Ржаницын – вологодской. Иван Беляев – вифанской. Иван Поспелов – московской. Гавриил, в монаш. Нафанаил, Нектаров – тамбовской. Александр Никольский – саратовской. 10 Евфимий Алексинский – Владимирской. Герасим Никитников – тульской. Алексей Мухин – ярославской. Иван Аристов – той же. Иван Городецкий – нижегородской. 15 Иван, в монаш. Сергий, Назаретский – костромской. Иеродиакон Симеон Авдуловский – казанской. Павел Смирнов – калужской. Василий Световидов – московской. Александр Рождественский – калужской. Кандидаты: 20 Неофит Фиалковский – нижегородской. Иеродиакон Димитрий Троицкий – тамбовской. Иван Введенский – владимирской. Петр Лосев – вифанской. Семен Алкидов – ярославской. 25 Сергий Яхонтов – московской. Михаил Лебедев – той же. Иван Остроумов – рязанской. Иеродиакон Поликарп Гонорский – тамбовской. Иеродиакон Филипп Корсунский – тульской. 30 Иеродиакон Венедикт Новосельский – рязанской. Михаил Орлов – пензенской. Матфей Соколов – владимирской. Василий Невоструев – вифанской. Платон Кубеницкий – вологодской. 35 Василий Виноградов – владимирской. Димитрий Покровский – тульской. Яков Тутолмин – тобольской. Егор Шавров – вифанской. Иван Тихонравов – нижегородской. 40 Петр Билярский – казанской. Иван Благонадежин – казанской. Александр Романов – вятской. Александр Петров – нижегородской Алексей Сахаров – тульской. 45 Максим Славодюбов – нижегородской. Петр Словцев – пермской. Василий Круглополев – оренбурской. Действительные студенты: Иеродиакон Геронтий Никольский – тульской. Михаил Лавров – рязанской. Двенадцатого курса (1836–1840) Магистры: 1 Иван Смирнов-Платонов – из вифанской Семинарии. Платон Капустин – тобольской. Иван Халколиванов – саратовской. Алексей Зерченинов – московской. 5 Алексей Постников – тверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

ГА РТ, ф. П–1216, оп. 1, д. 594, л. 99–100. Машинопись, подпись – автограф. Помета: «Саликову (только читать)». В конце мая 1925 г. Чистопольский Николаевский собор был отобран у тихоновцев и передан обновленческой общине, в нем началось служение Чистопольского викария Казанской обновленческой епархии «епископа» Василия Троицкого. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 104. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Угловой штамп АО Чистопольского КИКа. Помета: «Получено 1 сентября 1927 г.». КАО – кантонный административный отдел, включавший милицию. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 105. Рукописный подлинник, подпись – автограф. Там же, л. 103–103 об. Машинопись с ручной правкой. Две гербовые марки по 1 руб. Так в документе. Константин Яковлевич Молодкин, 65 лет, кузнец, жил в Чистополе, в Нижнем Кузнечном ряду (Там же, л. 114). ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 126–126 об. Машинописный подлинник, подписи – автографы. Угловой штамп Чистопольского КИКа. Штамп ТатЦИК «20/IV-1927 г. Вх. 15245». См.: Там же, л. 125. Ср.: Список 135 членов Спасской общины староцерковников от 10 ноября 1926 (л. 108 об. – 109), анкетный список (л. 112–117), дополнительный список на 136 человек от 27 апреля 1927 г. (л. 110–111, 119–124). В договоре с обновленцами от 30 августа 1927 г. список из заявленных 50 прихожан не приложен (л. 106–106 об.), поскольку скорее всего он включает «мертвые души» или дублирует список прихожан-обновленцев Николаевского собора. Помета: «По свед[ению] просителей 1000, 750, 1400, 500, 150». Евгений Гаврилович Борхин, 54 года, торговец, жил в Чистополе на улице Л. Толстова; Иван Иванович Аристов, 58 лет, торговец, жил в Чистополе на улице Бебеля; Матвей Александрович Сарсасский, 56 лет, торговец, жил в Чистополе на улице Урицкого; Андрей Ильич Лукин, 46 лет, до революции служащий, в 1920-х гг. безработный, жил в Чистополе на улице Л. Толстова. Исправлено, в документе: использовывает. ГА РТ, ф. Р–732, оп. 1, д. 1160, л. 128-128об. Машинопись с ручной правкой, подписи – автографы. Пометы: «Затребовать у КИК матер[иалы] на 56 л.»; «Юрид. М. Гуничев, 28/XII».

http://sedmitza.ru/lib/text/10145918/

После этого, торжество было перенесено в церковь городской думы, куда перешел и юбиляр со всем духовенством. Там, прежде всего, совершили краткое молебствие, затем начались подношения от города. Городской голова г. Шебунин поднес адрес от местной думы. «В наш век, век неправды, личных интересов, – читал городской голова, – Ваше 35-летнее бескорыстное служение ближним является подвигом, пред которым невольно преклоняешься». За сим следовали депутации: от моряков с комендантом адмиралом Брылкиным во главе, который прочел адрес, и местной гимназии, с директором ее г. Козеко во главе, произнесшим речь; а бывший ученик отца Иоанна, ныне преподаватель гимназии, г. Софронов, в прекрасной речи выразил ему сердечную благодарность за свое воспитание. Далее следовали депутации: от «Общества спасения на водах», от редакции «Кронштадтского Вестника», от ночлежных домов в С.-Петербурге (г-н Аристов и доктор Н. Н. Дворяшин; последним был прочитан адрес и поднесена икона Спасителя, купленная, как высказал д-р Дворяшин, на деньги ночлежников), от Андреевского приюта (поднесены шитые золотом воздухи, пелена и проч.), и много других, так что чтение приветствий и представления продолжались более часа. Затем все депутации и приглашенные лица направились в залу городской думы, где был сервирован обед. Первый тост был провозглашен о. Иоанном за Государя Императора, после чего начались бесконечные тосты и речи. Первым говорил от лица города городской голова г. Шебунин, после него протоиерей В. Я. Михайловский; бывший городской голова Н. Волков сказал тенденциозного характера речь, но лучшую речь произнес священник Ф. Н. Орнатский . Вот эта речь, которую мы проводим без всяких сокращений: «По словам отца Иоанна в сегодняшней проповеди, его юбилейное торжество есть праздник пастырства. И действительно, оно во всех своих моментах: и в соборе, и в думской церкви, и в этой обеденной зале брызжет чувствами одушевляющей всех нас любви к доброму пастырю. Пожелаем же, господа, чтобы святое единение пастыря с пасомыми с этого конечного пункта нашей родины – из Кронштадта, распространилось по всей русской земле, из конца в конец ее. Пастырство, по словам о. Иоанна, есть выражение великого служения Господа нашего Иисуса Христа. Пожелаем же, чтобы русское православное пастырство, возглавляемое единым великим Пастыреначальником, но примеру отца Иоанна, соединило всех русских людей во единое стадо, – «да будет едино стадо и един Пастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Изображает он далее, как крестился народ, по примеру сильных, неохотно расставаясь с своими идолами, «как плакали неверные людие» (стр. 50); как плакали матери, будто по мертвых, детях своих, когда отдавали на ученье книжное; «еще бо не бяху утвердилися верою» (стр. 51). «Живяше Володимер в страсе Божий, и умножинася разбоеве». Эти слова дают ясное понятие о неустройствах в общественной жизни, и по поводу умножения разбойников можно заключать о нетвердости в ней новой веры и об открытой борьбе с нею прежних нравов (стр. 54). Так летописец подробно и обстоятельно описал восстание недовольных язычников, которые укрывались в лесах и, воспользовавшись голодом в народе, старались действовать под предводительством волхвов в пользу своей религии, смущали и привлекали на свою сторону не утвердившийся в Христианстве народ (63– 64, 75, 78, 92). Отсюда становятся понятны нам и постоянные нападки древних поучений на остатки языческих суеверий и обрядов. Преподобный объясняет, что даже в его время не везде еще истреблено было язычество: «еже творят вятичи и ныне» (стр. 6). Да и в среде самих христиан не погасли языческие привычки и обычаи, и народ часто менял христианское богослужение на игрища: «словом нарицающеся христиане, а погански живуще. Видим бо игрища утолочена, и людий много множество, позоры деюще от беса замышленного дела, а церкви стоять; егда бывает год молитвы, мало их обретается в церкви» (стр. 73). Преподобный заметил и другого рода борьбу в первоначальном христианском обществе, борьбу в жизни нравственной, в самом духовенстве и монашестве и даже в любимом монастыре Печерском (стр. 80). Он изложил с горечью повествование о препятствиях, замедлявших успеи христианского просвещения. Это междоусобия князей и набеги иноплеменников (99, 108 и др.). Вообще можно заметить, что у Нестора всегда для оттенка выставляется противоположная сторона изображаемых предметов. Он не отвернулся с презрением от темной жизни наших предков, когда они еще были «погании». Он без страха смотрел «на обычаи, законы отец своих и преданья, каждаго свой нрав».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молодежное объединение людей с нарушениями слуха Совершаются богослужения с сурдопереводом для молодежи с нарушениями слуха, устраиваются совместные мероприятия со слышащей молодежью прихода. Постоянных подопечных: 10–12 глухих и слабослышащих человек Оказываемая помощь: духовное окормление, организация досуга и отдыха, паломнические поездки Адрес: 124482, Москва, Зеленоград, Никольский прд, д. 1 Телефон: 8 (499) 736–63-83 Сайт: wwwzelen-hram.ru Община неслышащих и слабослышащих православных христиан. Духовник: протоиерей Анатолий Фролов Постоянных подопечных: от 5 до 20 слабослышащих и неслышащих Оказываемая помощь: духовное окормление, информационная и юридическая помощь, паломнические поездки Адрес: 141600, Московская область, г. Клин, ул. Тихая, д. 7 (храм свт. Тихона) Телефон: 8 (49624) 5–83-43, 8 (49624) 5–89-60, факс: 8 (49624) 3–29-67 Email: hram@svt-tikhon.ru Сайт: wwwsvt-tikhon.ru/ Община глухих и слабослышащих Дважды в месяц совершаются богослужения для глухих (переводит социальный работник). Священник тоже владеет жестовым языком. Храм также окормляет воспитанников детского сада 1го и 2го вида для глухих и слабослышащих детей. Духовник: протоиерей Георгий Муравлев Постоянных подопечных: 8 глухих и слабослышащих Оказываемая помощь: духовное окормление и просвещение, финансовая помощь Адрес: 140400, Московская область, г. Коломна, ул. Гражданская, д. 71 Телефон: 8 (919) 967–10-80 Email: hram1700@mail.ru Сайт: wwwarkhistratig.ru/ Курская община глухих и слабослышащих в честь святых князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев Священник владеет жестовым языком. В общине есть еще один сурдопереводчик, которого предоставляет ВОГ (сама община сложилась на базе местного отделения ВОГ). Духовник: иерей Константин Аристов Постоянных подопечных: 15 глухих и слабослышащих. Оказываемая помощь: катехизаторские встречи, паломнические поездки и экскурсии, просмотр кинофильмов, сурдоперевод лекций по сектоведению и истории ХХ века, сурдоперевод богослужений, молебны на жестовом языке для взрослых и школьников, поздравления с церковными праздниками

http://azbyka.ru/zdorovie/invalid-v-hram...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010