391 Такое объясвение дает Аристов, 1. с. стр. 70, прим. – Устройство цренов было таково, что их можно было положить на воду и плыть подле берега, везя соль. (См. житие преп. Зосима и Савватия Солов., – чудо бывшее в 7046–153 7 / 8 г. Рукоп. Соф. библ. 1490, л. 672 об.–674 об.). 397 В промежуток времееи, с 21 июля 1601 года по 31 августа 1611 года монастырь получил соляных денег 41,312 рублей (Рукоп. Кирил. мон. 28–628); с 1 сентября 1611 года по 26 июля 1622 года тех же денег поступило 32,644 рубля 18 алтын 1 деньга (Рукоп. Кирил. мон. 88–988). Годовой доход следовательно с соляного промысла был не ниже 3,200 рублей в среднем выводе. 399 Около половины XV века (но не ранее 4 мая 1446 и не позже игуменства Нифонта, т. е., 1476–1481 г.; см. ниже приложение I, стр. XVII–XVIII и прим.) «княгиня Анна» «по приказу мужа своего Феодора Андреевича дала в Кириллов монастырь свое село Куралгинское (в Дмитрове) с деревнями и с мельницею» (см. список с данной в Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 900 об. и список с другой данной той же Анны, где она названа уже «черницею», там же л. 906. – Время вклада определяется с одной стороны грамотою князя Василия Ярославича, пожалованною «чернице Анне» 4 мая 1446 года, с другой стороны меновною игумена Нифонта, в которой уже упоминается о кирилловских Куралгинских владениях. – См. Рукоп. Акад. библ. А 1 / 17 , л. 900 и об. и ниже приложений). 401 Водяные мельницы находилась, напр., подле монастыря (см. стр. 266 в первом выпуске первого тома настоящего исследования и в приложении к нему «Вид Кирилло-белозерского монастыря, гравированный в 1720 г.»). Большинство же мельниц в Кирилловской вотчине, надо полагать, приводилось в движение ветром. По крайней мере в настоящее время еще в пределах северной части Новгородской губернии и в Вологодской губернии распространен тип старинных своеобразных ветряных мельниц. Обыкновенно они имеют в основании неподвижный квадратный сруб, переходящий как бы в пирамиду, на которой вращается вся верхняя постройка. При всяком направлении ветра, посредством длинного рычага, утверждевного на ее верхней части и прикрепляемого другим концом к земле, она легко может быть устанавливаема таким образом, что крылья мельницы должны приходить в движение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Он даже отдавал должную цену, хотя незрелым, но добрым обычаям и находил светлые стороны, примиряющие нас с древним бытом. Он без стыда признается, что наши предки были детьми, и вместе замечает, что без детства они не были бы и взрослыми (стр. 6). Он выставляет на вид жизнь Владимира в язычестве, может быть даже более, чем сколько нужно было, и удивляется, «как сей невеголос обрете спасенье» (стр. 34). Он не умолчал о сомнении митрополита при перенесении мощей Бориса и Глеба, о волнении в Печерском монастыре при избрании игумена, о некнижном митрополите Иоанне, которого народ называл мертвецом, и т. п. Особенно любит следить Нестор за ходом христианского просвещения. В его понятии любовь к книгам составляет высшую похвальную черту: Владимир «любил словеса книжные... По его повелению, дети отданы были на ученье книгам, и сбылось пророчество на русской земле: во оны дний услышать глусии словеса книжная, и ясн будет язык гугнивых». (51, 54). Ярослав «книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне, многы написав положи в церкви св. Софии; и собра писце многы и прекладате от грек на словеньское письмо, и списана книгы многы, и сниска, ими же поучающеся вернии людье, наслаждаются ученья божественнаго... Велика бывает польза от ученья книжнаго; книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость обретаем и воздержанье от словес книжных; се бо суть реки, напаляющи вселенную, се бо суть исходна мудрости; книгам бо есть не исчетная глубина, сими бо в печали утешаеми есмы, си суть узда въздержанью... Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши великую пользу души своей; иже бо книги часто чтет, то беседует с Богом или святыми мужы» и пр. (65, 66). Не на постройках только монастырских останавливается Нестор; он вводит внутрь монастыря, показывает его внутреннюю жизнь и борьбу подвижников с пороком, знакомит с уставами и занятиями их. Они повествует, как возвышенная жизнь и святость обитателей монастыря, их высокие качества, которыми они заслужили всеобщую любовь, привлекали всех в монастырь – князей и бедных; как благочестивые иноки не чуждались общества и беседовали там не о предметах обыденной жизни, но о пути покаяния и тайнах жизни и смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Благодарю вас, земляки, – сказал о. Иоанн. Директор мужской гимназии г. Козен прочитал адрес: «Дорогому учителю, рассаднику чистой любви, который свыше 25 лет был руководителем будущих граждан». – Чувство любви они воспитали под крылом вашим и унесли это чувство с собою в жизнь... После директора довольно долго говорил один из бывших учеников, а затем последовал опять целый ряд депутаций: от общества спасения на водах (к. а. Рыкочев), петербургского Дома Трудолюбия (д-р Дворяшин), общества ночлежных домов (В.И. Аристов задушевно произнес прекрасное приветствие, оставившее на всех впечатление), от учреждений Андреевского попечительства, хора певчих и др, Многие депутации подносили подарки и св. иконы; здесь были хлеб-соль, полотенце на престол, воздух, Евангелие и т. д. Особенно хорошо вышитое шелками изображение Богоматери (ученицы приюта). Очень оригинальна была депутация от ночлежников или «посадских нищих», приветствовавшая о. Иоанна как своего благодетеля и кормильца. Один из призреваемых в приюте сам сочинил и внятно продекламировал недурные стихи. По окончании акта состоялось три юбилейных обеда: в зале городской думы (по подписке), в залах «Дома Трудолюбия» от петербургских почитателей и для бедняков на 750 человек в помещении народной столовой при «Доме Трудолюбия». Юбиляр успел побывать на всех обедах и везде выслушать заздравные тосты... Привожу целиком речь о. Иоанна в этот день. «Что значит, возлюбленные братья и сестры, это необычное в будничный день торжественное собрание ваше в этом святом храме, посвященном имени первозванного апостола Христова? Что собрало вас в этом святилище? Не обинуясь скажу, что вас соединила и собрала вера и любовь ваша к Богу, а после Бога и ко мне как служителю Его. По невыразимой милости Господа Бога ко мне, грешному, и безмерному Его долготерпению, мне суждено дожить до дня, в который исполнилось тридцать пять лет служения моего в сане священника при этом храме. Вы по снисходительной любви своей ко мне сочли не бесплодными для церкви Божьей и для вас этот немалый круг времени и пришли вместе со мною возблагодарить Творца времен за неисчетные милости Его ко мне и к вам, явленные в течение стольких лет чрез мое посильное служение Господу и вам, и просить продолжения их в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2114 Асс. беша – нецыи и Остр. а др.: етери, едини, – вшедшихъ Остр. Мар. Зогр. Мир. Ник. Ал. вшедших, Юр. Тип. поздн. пришедших греч: ναβαινντων. 2115 Так согл. автор. греч. вм. Слав.: и паки Андрей… Ал.: иже от… приходит… глаголет… глаголют… Андрею… Иисусу вм. древнесл.: иже бе прииде… глагола… глаголаста… Андреови… Иисусови. 2117 Отсюда это место цитуется на сирском языке у Севера «Против Иоанна Грамм.» Гл. 18, – См. у Пюзея, стр. 311, примечание. 2118 Слова: «ибо один – вочеловечения», имеются в сирском у Севера и в некоторых, но не во всех греческих. 2119 Этот отрывок, переведенный с сирского, взят Пюзеем из упомянутого сочинения Севера против Иоанна Грамматика. 2121 «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли», – говорили идущие на реку для крещения. Житие блаженного Володимира. Е. Голубинский . История русской Церкви. Т. 1-ый, 1-ая полов, изд. 1901 г. Приложения, стр. 231, столб. 1. 2126 Н.Я. Аристов. Первые времена христианства в России по церковно-историческому содержанию русских летописей. СПБ. 1888 г., стр. 38–39. В послании новгородцам (1467 г.) митрополит Филипп называет церковь «земным небом». А.И. т. 1, стр. 132, столб. 2. 2144 Это обвинение, укоренившееся в древнерусской письменности, впервые высказано в повести о восьмом соборе священно-инока Симеона Суздальца, сопровождавшего митрополита Исидора из России во Флоренцию. В. Малинин. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев 1901 г. стр. 450–451. Приложен. XIX. 2145 Окружное послание митрополита Ионы Литовским епископам от 1458–1459 г. Русск. Истор. Библиот., т. VI, столб. 623. Послание митрополита Филиппа (I-ro) Новгородцам от 1471 г. ibid. столб. 724–725. 2154 Акт. Истор. т. I. 78. стр. 128, столб. 1. Послание митрополита Феодосия Новгородцам и псковичам. 2156 Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина. СПБ. 1868 г., стр. 134–135. Сравн. Просветитель, Казанск. изд., 1-ое, стр. 42. 2169 Эту мысль развивает «слово на латину» – литературный памятник, относящийся к началу 2-ой половины XV-ro в. и приписываемый Пахомию Логофету. См. Малинин, цитов. соч. стр. 476–480.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очень естественно, что, просветившись истинным богопознанием, мудрая Ольга склонила к принятию Христианства приближенных, и особенно больно было материнскому сердцу ее смотреть на сына – язычника. Далее объясняет, преподобный постепенность возрастания веры Христовой на Руси и открывает принятие Христианства Владимиром из его характера, главную черту которого составляли привязанность и усердие к вере – вообще, и из примера мудрой Ольги (34, 35, 46). По сказанию Нестора, заметно постепенное расположение Владимира к Христианству, начиная от описания мучений Варяга до слов; «топерево увидех Бога истиннаго» (стр. 47). и уже ясно видим мы перерожденного Владимира после крещения; он с тем же характером глубокой преданности вере, но вере уже новой: он взял из Греция все необходимое для христианского богослужение и стал распоряжаться своею властию против язычества. Нестор рассказывает, как он приказал строить церкви и как занялась заря просвещения (стр. 51). Еще одна черта прибавляется к характеру Владимира: он создал церковь и дал ей десятину, и написав дал Клятву... Потом является истинным христианским князем – благотворителем, до такой степени, что любовь христианская кажется ему препятствием к исполнению правосудия (53–54). Затем излагаются подробные сведения, как Борис и Глеб, – эти поборники нового, лучшего порядка, основанного на Христовой любви, – боялись «поднять руки на брата своего старейшаго», как «агнцы непорочные принеслись на жертву Богу, в воню благоуания, жертвы словесные, и приняли венец... и стали заступниками русской земли и молитвенниками всегдашними ко Владыце о своих людях и земля благословилась их мученическою кровью» (57, 59, 60). – По поводу разных случаев замечает преподобный, что самым сильным оружием на брани князья считали помощь свыше и руководились в деятельности правилами веры (74, 118, 120). Он сказывает далее, что при Ярославе «нача вера христианская плодитися и распирятися и черноризцы пачала множитися, и монастырове починаху быти; церкви ставляше (Ярослав) по градом» (65, 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владыка Леонид учал говорить архимандриту Юрьева монастыря Феоктисту: почему дей ты, архимандрит, мне своей настольной грамоты не кажешь и не подписываешь? Как ты архимандритишь? и архимандрит молвит так: вскоре ялось, не успел тебе государю! И владыко молвил так: как у мене настольной грамоты не было, и я три дни не служил. и архимандрит молвил владыке: тобе дей у мене хочется содрать, а мне тебе нечего дать; тебе де и архимандритство и настольная грамота; хочешь де с меня, владыко, и ризы сдери, и я о том не тужу. И владыка: игумены и все священницы! на соборе слушайте, того не попритеся: архимандрит прекословить на соборе пред вами» (168, 170). Любил составитель летописи изображать явление северного сияния (156, 157, 160, 168). Рассказ летописца спокойный и ровный; он остается хладнокровным свидетелем передаваемых событий. В его приемах нельзя уловить ни желания поучать, ни стремление к задуманной цели, ни особенного пристрастия к известным предметам... Он передает события коротко, сухо и без заметного участия. О пребывании Грозного в Новгороде говорится одинаково простодушно, но с крайнею осторожностью: выставлено только, как он молился, как его встречали, а об ужасных казнях его не упомянуто; сказано только мимоходому, что он бояр топил. Третья новгородская летопись Третья новгородская летопись представляет замечательное явление для церковного историка по своему исключительному направлению к церковно-историческим событиям. На нее можно смотреть, как на попытку – сообщить повествование об одних событиях Церкви, не касаясь происшествий гражданской жизни. Эта цель высказана в самом начале летописи: «книга, глаголемая летописец новгородской вкратце, церквам Божиим, в которое лето, которая церковь во имя строена, и при котором епископе или архиепископе или митрополите, и в котором годе который епископ или архиепископ или митрополит поставлены быта, и прилучаи в которому годе какие были в великом Новегороде и в пригородех: и то в сем летописце чти и обрящеши», – Составитель летописи имел под руками много разных летописных памятников и выбирал из них известия, сообразно с предположенною задачею – описывать преимущественно церковно-исторические события.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помогал ему и черниговский епископ Антоний, и князю черниговскому много раз возбранял есть мясо в Господские праздники; князь же Святослав сверг его с епископьи. Да внимаем мы себе каждый из нас и не противимся Божию закону!» (149, 150, 151). Не так излагает дело летописец киевский. Хотя он и приводит причину из суздальской летописи, что Леона выгнали за грабительство; но далее объясняет дело совершенно иначе: «выгнал Андрей епископа Леона из Суздаля и братьев своих и прежних мужей отца своего. Се же створи хотя самовластец быти всей суздальской земли. Леона епископа возвратил опять, покаявшись в грехе своем, но в Ростов, а в Суздали не дал ему место, и держал его четыре месяца на епископстве. Потом начал просить от воскресения Христова до всех святых есть мясо в среду и пяток; епископ дозволил ему есть мясо одну неделю праздную, а прочия добре хранити; он же прошу вину погнал его из своей земли» (82, 91). Потом высказывает об Андрее то, о чем умолчал суздальский летописец: «Андрей такой умник во всех делах, погубил смысл свой невоздержаньем, распалился гневом, нехвальное слово высказал. Это все от дьявола» и проч. (100, 109). Эти слова потому сказаны, что Андрей отверг, помощь южных князей. Очевидная приверженность к Андрею, желание объяснить в добрую сторону его поступки, постоянное объяснение, что известное событие случилось помощию владимирской иконы Богородицы, ясно показывают, что лаврентьевский летописец был из области суздальской или Владимирской. Это особенно ощутительно высказывается в подробном описании событий суздальского княжества, большем сочувствии к ним и старании возвысить их. Замечательно в этом отношении страница летописи, где летописец распространяется в пользу владимирцев и вооружается на их недоброжелателей, которые, по его словам, «противились Богу и св. Богородице и правде Божией, слушал и злых людей развратников»; а о первых говорит: «утешил их Бог и св. Богородица чудотворная Владимирская... Владимирцы прославлены Богом по всей земле за их правду при помощи Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успенский Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иван Никитин, диакон; Московская губерния, Богородский уезд, погост Аристов, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 301; Оп. 3. Д. 20. Л. 13 об., 14). Успенский Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иван Феодоров, пономарь; Москва, Ивановский сорок, Иоанно-Предтечевская в Казенной церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 13 об., 14). Успенский Михаил,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Димитрий Николаев († до 1866 г.), диакон; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Середнее, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 228; Оп. 3. Д. 20. Л. 4 об., 5). Успенский Николай,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Константин Петров, священник; Москва, Ивановский сорок, Воскресенско-Таганская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 12). Успенский Николай,родился около 1849 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Николай Евфимиев, диакон; Московская губерния, Коломна, Воскресенская, что в посаде, (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 2 об., 3). Успенский Петр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Яков Космин, дьячок; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Новоселки, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 293; Оп. 3. Д. 20. Л. 12 об., 13, 13 об., 14). Успенский Петр,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Иван Иванов († до 1864 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Витенево, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 10 об.). Успенский Сергей,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Иоанн Иоаннов († до 1867 г.), священник; Московская губерния, Московский уезд, село Витенево, Успенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 10 об., 11).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Троицкая церковь, сложенная из кирпича и стоящая на самом возвышенном месте села, была видна с его самых дальних окраин. Восходящие лучи солнца, прежде чем коснуться земли, падали на сверкающий купол церкви. Издали казалось, что он висит в воздухе и плывет в небесной синеве. Колокольный звон эхом отдавался в соседнем Шиповом лесу. Волшебный звон притягивал к себе людей. Прихожане шли сюда с Озорного планта, Гавриловки, Дуная, Вышвыровки, со всех Самоволовок, Морозовки, Пажи, Кутка и других улиц тогдашнего села. Приход Троицкой церкви насчитывал 990 дворов, с населения 7560 человек. Он считался самым крупным в селе. В 1881-1885 годах псаломщиком Троицкой церкви служил один из близких родственников известного поэта пушкинской поры А.П. Серебрянского, Андрей Дмитриевич Серебрянский. У него тоже была творческая жилка. В1884 году в «Воронежских епархиальных ведомостях» он напечатал первую статью по истории Козловки. В1908 году Василий Алексеевич Лебединский ушел за штат, прослужив почти полвека. Он остался жить в Козловке. В этом же году церковь стала двуштатной: два священника, дьякон и два псаломщика. Лебединского сменил в 1908 году Александр Михайлович Автономов (1872 - после 1917), который имел в семье пять дочерей. Вторым священником служил Василий Митрофанович Богатырев (1882 - после 1917). Он прибыл в Козловку из Бутурлиновки, где был дьяконом. Обязанности дьякона и псаломщика в Троицкой церкви исполнял Павел Тимофеевич Иванов (1854-1917). Он сменил Андрея Дмитриевича Серебрянского и жил в Козловке начиная с 1884 года. Еще одним псаломщиком в Троицкой церкви состоял Николай Николаевич Медведев (1878 - после 1936). Просфоры в церкви выпекала Александра Ивановна Александрова. Церковным старостой служил местный крестьянин Иван Алексеевич Лепехин. После 1921 года в Троицкой церкви появился священник Иван Аристов. К числу духовенства относился и заштатный протоиерей Василий Алексеевич Лебединский со своей семьей. С ним и его женой Александрой Ильиничной жил их взрослый сын Михаил, который имел свою семью. Другие сыновья Леонтий и Владимир жили отдельно и занимались земледелием. Дочери находились замужем. Старшая Лидия - за священником, младшая Анна за русским консулом в Манчжурии А.Т. Бельченко.

http://sobory.ru/article/?object=57999

А среди ужасных бедствий отечества мысль о скорой кончине мира, перешедшая из Греции, глубоко и живо была принята в России и сил, но смущало в свое время легковерных 73 . Еще Кирилл туровский с церковной кафедры прямо говорил, что за три года до исхода семи тысяч лет придет антихрист 74 . Летописцы вместе с народом в особенно поразительных явлениях и бедствиях видели верный признак окончательного проявления гнева Божия над грешным родом человеческим, – страшного суда и кончины мира. В древнейших летописях мысль о втором пришествии Спасителя высказывается кратко и более как мнение народное: «такой был пожар, что думали пришла уже кончина... такая брань была, как будто во второе пришествие» 75 . Но чем ближе подходил грозный 1492 год, тем сильнее высказывалась мысль о кончине мира, как летописцами, так и другими писателями 76 . Первые не раз останавливаются на ней и сильно развивают ее: «пришел в Псков владыка суздальский Дионисий поучать закону Божию и утверждать правоверную веру и истинное христианство , чтобы Бог в последние лета утвердил несмущенно от злых человек»... Тот же летописец отметил побудительную причину, которую выставлял владыка Иоанн для примирения псковичей с новгородцами: «занеже, дети, видите, уже последнее время; вы бы были за один брат в христианстве». Под 1402 годом, по поводу явления кометы, помещено в новгородской летописи длинное рассуждение: «что в Евангелии прежде Спас наш говорили, то ныне в последние времена все сбывается; знамение в небеси и в солнце, и в звездах являются. А что сказано, восстанет язык на язык и царство на царство: уже восстали на рать татары, турки, фрязи... Да что упоминать о татарах и турках, и прочих языках неверных и некрещенных? И мы сами называемые христиане, правоверные и православны, творим между себя брани и рати и кровопролития. Случается вот что: восстает правоверный князь на правоверного князя, также на брата своего или на дядю, и бывает между ними вражда и непокорство, гнев и ярость, кровопролитие и междоусобица...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010