пер.: Schr ö ter. 1877. S. 400-405; опубликованное здесь же утешительное послание христианам Награна авторства Иакова Саругского , судя по времени написания (до 521), относится к более ранним гонениям). Память Н. м. с кон. VII в. встречается в сиро-яковитских Минологиях под 31 дек., причем самые древние из них (Lond. Brit. Lib. 17134 и 14504) также происходят из мон-ря Кеннешре (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 31, 36, 49, 69, 94, 98, 109, 117). Известен кондак в честь мч. Арефы, составленный, согласно акростиху, «несчастным Павлом», который, по мнению Детораки, работал в К-поле в IX в. и использовал греч. Мученичество ( Detoraki. 2006). Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. X в.), торжественная служба в честь мч. Арефы совершалась 24 окт. в храме Пресв. Богородицы в Протасиевых, а его глава была перенесена в К-поль и положена в императорском мон-ре св. Евфимии в Петрионе (SynCP. P. 159-161; Janin. Églises et monastères. P. 127-129). В разных версиях Мученичества и в средневек. минологических памятниках встречаются разные дни памяти (кончины) Н. м., преимущественно приходящиеся на окт. Предположительно 1 окт. или 30 сент. являлось днем памяти Н. м. на Синае (рукописи Sinait. iber. 11 и Sinait. arab. 428; см.: Binggeli. 2007. P. 176). В календаре из рукописи Sinait. iber. 34 (X в.), отражающем древнюю богослужебную традицию Иерусалимского Патриархата, поминовение мч. Арефы и пострадавших с ним встречается под 2, 4, 23, 24 окт., а также под 20 апр. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 61, 94-95, 99). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, сохранившем календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память мч. Арефы отмечена под 2 окт. (Martyrologes et Ménologes orientaux/Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 295. (PO; T. 10. Fasc. 4)), в арм. Синаксаре Тер-Исраэла - под 11 сахми (20 окт.), в эфиоп. Синаксаре - под 26 хэдара (22 нояб.). Восточносирийский автор X в. Абу-ль-Хасан ибн Бахлуль указывает память Н. м. под 22 авг., причем использует их кораническое наименование ( Fiey J.-M.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

И раб греха обращает в рабство детей свободы и обетования, о которых сказал Христос: пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ). Законопреступник отдаёт в рабство чад Авраамовых по вере, которых Христос искупил от клятвы закона честной Своей кровью! Поистине, велики и чудны дела Твои, Господи, и кто может выследить тайны смотрения Твоего! Как говорит пророк ( Ам.1:3 ) о трёх нечестиях, и здесь всезлобный царь подражает нечестью второму и третьему, и делает то, за что не отменяет Бог гнева Своего. В том нечестии и поразил Господь Бог нечестивца и беззаконника, как некогда фараона в море Чермном. Ибо через год Дунаан погиб в войне с царём Елезвоем, который казнил нечестивого царя и семь сродников его, взывая: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его! И, поставивши на месте победы жертвенник, вознёс молитвы Богу, и в городе Негране возобновил святейшую Церковь . И поставил в нём вождём и начальником сына святого Арефы. Церкви же подарил из царских земель пять поместий и, по завету святого Арефы, три поместья из имений его. Место, на котором лежали сожжённые и поверженные тела святых, сделал местом чтимым с правом убежища. † Преп. Арефы Печерского О сём преподобном вот что писал блаж. епископ Симон, лично знавший его 301 . «Был в Печерском монастыре черноризец Арефа, родом из Полоцка. У него много было богатства в кельи. Но он никогда ничего не давал нищим. Раз ночью пришли воры и украли у него все деньги. В отчаянии он едва не наложил на себя руки. Духовные старцы уговаривали его возложить печаль на Господа. Но он никого не хотел слушать и отвечал грубостями на все убеждения. От крайней скорби о потере имущества он сделался болен. Но и при последнем своём издыхании не переставал роптать на свою участь. Милосердый Господь дивно вразумил его. Однажды ночью лежал он как бы мёртвый и после долгого безмолвия начал взывать крепким голосом: «Господи, помилуй! Господи, прости! Согрешил я, Господи! Всё – Твоё, и ни о чём не жалею».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кто был родом, где жил и скончался, нет достоверных сведений. Тело его принесено было на льдине по Мсте к порогу Боровицкому в 1440 году; в 1544 г., по благословению митрополита Макария, положено в церкви Боровицкого Духова монастыря. В 1657 году патриарх Никон перенес мощи его в Иверский монастырь, устроенный им на Валдайском озере. Пролог. Есть служба. 24 Св. муч. Арефы, и иже с ним. Градоправитель Неграна, старец. Пострадал от Дунаана жидовина, Омиритского царя, со множеством граждан (до 4299, по Прологу), около 522 г. Чет. Минея от Метафраста. (Surius ad h. d. Bibl. Orient. Sim. Aseem. I. 358. Anecdota Boissonadii. Paris. 1833. V. 1–116.) Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Св. мученицы Синклитикии, и двух дочерей ее. Именитая жена Неграна; пострадали от Дунаана со св. Арефой. Чет. Минея в Страдании св. Арефы. Блаженного Елезвоа, царя Ефиопского. Царь Абиссинский, отмститель крови христианской, пролитой Дунааном, скончавшийся отшельником в 6 веке. Чет. Минея в Страдании св. Арефы. Март. Р. 27 окт. Преп. Арефы Печерского. Полочанин, инок Киево-Печерский, подвизавшийся в 13 веке. Чет. Минея от Патерика печерского. Празднество иконе Пресвятой Богородицы, Всех Скорбящих Радосте. Икона явилась в 1688 году. Месяц. всех свв. 25 Свв. мучч. Маркиана и Мартирия, нотариев. Св. Маркиан чтец и св Мартирий иподиакон, ученики и писцы св. Павла, Константинопольского патриарха (6 ноября), вскоре по кончине его обезглавленные от ариан, за исповедание божества Иисуса Христа, в царствование Констанция, около 355 года. Чет. Минея от Метафраста и Созомена. (Surius 25 oct. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 202). Мес. В. Март. Р. Канон Иосифа. Св. муч. Анастасия. Убиен от нечестивых. Пролог. В субботу, предшествующую 26 дню октября, постановлено совершать поминовение воинов, на брани убиенных. Началом сему было поминовение, совершенное в 1380 году после победы, одержанной в. кн. Дм. Ив. Донским над Мамаем. 26 Св. великомученика Димитрия. Проконсул Солунский. За веру в Иисуса Христа избоден копьями в темнице, по приказанию Максимиана Геркулия, когда сей возвращался от брани с Сарматами, ок. 306 года. Вскоре после Димитрия усекнут слуга его Лупп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

v. 63 τ μχτις νματος μνον γνωρμ. Симватий был известен Арефе только по имени и ещё только пытался войти с ним в дружеские сношения τ ρτι μοι πρς φιλαν τοτον καϑιστν πιχειρουμν. v. 67 Послания Арефы были запечатаны восковой печатью δι γραμμτων κυρ κατασεσημασμνων. v. 70–72 Арефа характеризует свои чувства к Роману: τιμν πρς τιμν μν τοτου νηργηκτων δι κα πρς τν κκλησιαστιχν ερνην τ μγα κα ϑεοφιλστατον ατο ργον τ πλεστ μρει τοτ συνεβαλλμεϑα. Он (Роман) прибавлял почесть к почести Арефы, „за что мы к церковному миру причислили его деяния», – говорил Арефа. Связь почестей Арефы и церковного мира органическая. Под церковным миром разумеется тот факт, что в июле месяце 920 г. 8-го индиктиона, в воскресный день по воле Романа совершилось единение церкви, было установлено согласие между митрополитами и клириками, с одной стороны Николая, с другой, Евфимия (Theoth. Cont. I. VI. § 2. ουλ δ μην νδικτινος η μρα κυριαχ τς κκλησας παρ Ρωμανο γγονεν νωσις πντων νωϑντων μητροπολιτν τε κα κληρικν τν π Νικολου πατριρχου κα Εϑυμου διεχισμνων). Карьера Арефы действительно зависела от этого события: он подвергался постоянным нападкам, как сторонник четвёртого брака Льва VI и проповедник многобрачия. В приведённом тексте Апологетика имеется указание на прославление императора (συνεβαλλμεϑα) за его ϑεοφιλστατον ργον Интересно сопоставить: Московская рукопись 162 (ff. 2–7) сохранила неопубликованное произведение Феофана архиепископа Кесарии Каппадокийской πξγησις ες τ προομιον το κατ λυκν γου εαγγελου κα ες τν σλληψις το γου ωννου Προδρμου, в котором восхваляется тот же самый церковный мир. Праздник „зачатия» приходился на 23-е сентября, с июля по сентябрь могло уже практически восстановиться согласие между расколовшимся духовенством, так что на праздник „зачатия» кстати было держать речь о церковном мире. Приводим начало толкования: «Χαρετε ν κυρ μετ τς ϑεας σλπεγγος γ σμερον δελφο φϑγγομαι χαρετε πντοτε χαρς γρ μετρας κοινς τς ερνης φστηκεν μρα ν πσα μν χϑρα τς κκλησας, πςα δ μικροψιχα ξελλαται, πσα δ χαρ κα εφροσνη τ πνευματκ γπη συνεισελλυϑεν πε χριστς τ (cod η) ερνη μν εργσατο τ μφτερα ν: δι κα τν οκεων δη περλλομαι ρων κα χριν μολογ τος τν ερνην μν μακσασι λγοις».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А юноши – они ведь были прекрасны наружностью, несравненны по силе, благородны в порывах – сейчас же взялись за мечи и потихоньку подошли к Альбе. Напав на Амолия (который не ожидал измены и не держал при себе стражу), они в отмщение убили его мечами, а мать освободили из темницы. Народ был на их стороне, и они стали царями Альбы и ее окрестностей. Так как к ним стало переселяться множество народа, они покинули Альбу и основали город, который назвали Рим и который до сих пор повелевает народами. Арефа Кесарийский (около 860 – около 932 г.) Один из самых образованных людей своего времени, великолепный знаток и ревностный собиратель произведений античности, Арефа был учеником Фотия. Конкретные факты его биографии немногочисленны: он происходил из города Патры, получил в Константинополе лучшее по тем временам образование, участвовал в длительной борьбе патриархов Евфимия и Николая (причем сначала был сторонником второго), и, наконец, сам стал учителем известного историка–хрониста Никиты Пафлагонского. Долгое время Арефа был епископом Кесарии. Литературное наследие его огромно, и значительная часть его произведений по сей день содержится лишь в рукописях. Среди этой неопубликованной части наследия Арефы важное место занимает рукопись, хранящаяся ныне в Москве, в библиотеке Исторического музея. Арефа известен, в первую очередь, как толкователь и комментатор библейских, евангельских и теоретико–христианских текстов. Ему принадлежит единственный греческий комментарий к «Апокалипсису» и схолии к «Церковной истории» Евсевия. Как и у Фотия, из классического античного наследия вниманием Арефы пользовался преимущественно Платон, – хотя и не как представитель многообразной и красочной античной культуры, а всего лишь как создатель по духу близкой христианству философской системы. Арефа был автором обстоятельных схолий к его сочинениям. Как Фотия, Арефу интересуют авторы второй софистики: Дион Хрисостом, Элий Аристид, Лукиан. Несмотря на неприязнь к Лукиану, Арефа, как и его учитель, ценит в нем нападки на позднегреческое общество, которые византийцам удобно было использовать в непрекращающейся полемике с языческой культурой. Для Арефы в высшей степени характерно полное неприятие классических эллинских лирики, драматургии и музыкального искусства, о чем он пишет, впрочем, с виртуозностью опытного и талантливого ритора в памфлете «Хиросфакт, или Ненавистник чародейства», отрывки из которого приводятся ниже. Деятельность ученого современника Арефы, Льва Хиросфакта, известного своими симпатиями к корифеям эллинской музыки – Тимофею и Аристоксену – казалась епископу Кесарии нелепой и бесполезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма Николая Мистика дают представление о церковных проблемах в Византии и о дипломатических сношениях с Болгарией и Кавказом. Арефа более оригинален с лит. т. зр. Он усложняет стиль своих речей и гомилий весьма запутанным построением периодов, добавляя к этому поговорки, цитаты, античные реминисценции и т. п., что делает его сочинения довольно сложными для понимания (таково было мнение и его современников). Вместе с тем именно в творчестве Арефы наблюдается полномасштабное возрождение визант. публичной риторики. Непреходящая заслуга Арефы заключается в собирании рукописей - благодаря ему до нас дошли мн. памятники античной и древнехрист. лит-ры. Ученик Арефы Никита Давид Пафлагон был ярым ненавистником свт. Фотия. Его Житие Игнатия включает в себя фрагменты памфлетов, написанных против Фотия сторонниками Патриарха Игнатия (в связи с внутрицерковной борьбой 50-60-х гг. IX в.). С художественной т. зр. житие примечательно драматическим сюжетом и видимостью документального повествования. Никита составил ок. 50 похвальных слов разным святым, т. о. отчасти предвосхитив труды Симеона Метафраста . В 40-50-х гг. X в. под покровительством имп. Константина VII Багрянородного начинается очередное возрождение исторической прозы (этот жанр был популярен до падения Византии). В сочинениях Генесия и т. н. Продолжателя Феофана делается попытка последовательно представить историю империи с 813 г. Невысокое качество источников и плохое владение классическим языком осложнило авторам их задачу, однако в результате появились довольно занимательные тексты, причем Продолжатель Феофана постарался даже критически подойти к своим источникам, нередко предлагавшим взаимоисключающие версии одних и тех же событий (напр., первое крещение «руси»). Сам Константин VII написал апологетическую биографию своего деда Василия I (6-я кн. Продолжателя), подчеркивающую богоизбранность династии. Под патронатом этого императора составлялись энциклопедические компендиумы, призванные систематизировать знания в самых разных областях - от дипломатии («Эксцерпты о посольствах») до сельского хозяйства («Геопоники») и сохранившие для нас множество фрагментов утраченных произведений античной и визант. лит-ры. При дворе Константина VII работали агиографы, среди к-рых наиболее известен Феодор Дафнопат.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Димитриевская родительская суббота. 24. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается бденная (или полиелейная) служба Пресвятой Богородице . Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на предшествующую субботу (17 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Песненно пастыреначальника днесь...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Лукавое и неверное злосоветие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-06/

У Арефы встречаются также указания на творения Климента Александрийского , Афанасия Александрийского , Василия Великого и Григория Нисского , а равно на сочинения Гомера и Аристотеля. Его толкования текста Апокалипсиса нередко направляются против арианства и христологических лжеучений. В толковании писатель держится преимущественно александрийского экзегетического метода. Он последовательно изъясняет священную книгу, основываясь на данных святоотеческого экзегезиса. Толкование Арефы пользовалось большим уважением в Византии и было распространено во многих списках. Архиепископ Арефа составил и другие экзегетические труды, но из них пока известны лишь отрывки, например, схолия на V, 4 Второго Послания ап. Павла к Коринфянам («Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью»). Но более полное суждение об Арефе как учёном можно будет произвести лишь тогда, когда будут изданы все его сочинения. Один рукописный сборник их находится, между прочим, в Московской Синодальной библиотеке и содержит до 50 отдельных сочинений Арефы различного богословского содержания и писем, имеющих большой исторический интерес, но ещё ожидающих своего издателя. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, был замечательным экзегетом XI b. Он родился на о. Евбее, в молодости состоял диаконом Великой Константинопольской церкви, при которой сначала был ритором, а потом дидаскалом риторов и находился во главе целой риторической школы, приготовлявшей питомцев к церковному проповедничеству и вообще к ораторской деятельности, в частности – при дворе. Несомненно, Феофилакт отличался ораторским талантом, а с другой стороны, официальное его положение требовало от него серьёзного и разностороннего образования. Как человек просвещённый, Феофилакт был приглашён императором Михаилом Дукой (1071–1078) воспитывать его сына, царевича Константина, дня которого Феофилакт потом написал специальное наставление « Παιδεα βασιλικ», где изложил свой взгляд на обязанности басилевса и дал ряд наставлений религиозно-нравственного и административного свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Иисусе Христе, порази беззаконника сего и корень его, как фараона и Амалика, Сиона и Ога. Иисусе Христе, сподоби нас видеть славу Твою, и от святых ангелов Твоих приять благую весть о наступающем падении беззаконника и ниспровержении превозношения Иудейского!» После того все со слезами сказали друг другу: «мир вам в лобзании святом» ( 1Фес.5:26 ). А святой Арефа сказал им: «мир, данный распятым Христом святым Его ученикам, да будет с вами, братия. Аминь». И наклонил голову, как и все святые мученики; только четыре из них поддерживали его грудь и мышцы, как некогда Моисея на горе два ( Исх.17:12 ), а один из воинов вышел и отсек ему голову. И стеклось всё множество мучеников и помазывали тела свои кровью святого Арефы, так что дивились и много плакали те самые, коим поручено было умертвить их. И таким образом святые, наклонивши головы, все скончались мученически, в мясяце иперверетее, который есть октябрь, 24-го дня, второго индикта. Некоторая женщина, держа сына своего лет четырёх или пяти и видя, как предстоящие благословляли святых, и они помазывали лица свои кровью святого Арефы, подбежала и, взявши от крови его, помазала себя и сына своего и воскликнула: «да будет с царём Еврейским, как с фараоном!» Тотчас схватили её и повели к царю Еврейскому. А царь велел выкопать яму, набросать туда дров, серы и смолы и, зажегши это, бросить туда женщину. Когда же прислужники связывали её, дитя, увидав царя сидящим на высоком месте, подбежало к нему до великого шатра (потому что не хотел он оставаться в городе, а жил в кущах), и обвилось у ног царя, лобызая его. Царь, простёрши руки, взял его на колени свои и ласково сказал ему: «скажи мне, дитя, что предпочтёшь – уйти с матерью, или оставаться со мной?» Дитя отвечало: «лучше желаю быть с матерью, ибо она сказала: «пойдём, сын, будем мучениками, как все». И я сказал ей: «мать, что значит быть мучеником?» И она ответила: «умереть и снова жить». Потом сказал мальчик: «пусти меня к матери; я вижу людей, которые влекут её». И вскричал: «мама, мама!» (μμ, μμ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме того, будто не довольствуясь скорбями вынужденными, он взял на себя и тяжелейший крест – подвиг юродства, сам искал повод, чтоб его осудили, уничижили, осмеяли. Скончался отец Игнатий в глубокой старости в 1961 г., приняв перед смертью схимнический постриг с именем Иоанн. Еще одной выдающейся ученицей прп. Арефы была настоятельница Иоанно-Богословского Чердынского монастыря Пермской епархии игумения Руфина (Кокорева) 1185 , сыгравшая впоследствии большую роль в деле духовного окормления русской эмиграции в Китае. Поступив в восьмилетнем возрасте в Пермский Успенский женский монастырь, она в силу обстоятельств подвизалась затем в нескольких обителях Пермской, Московской и Екатеринбургской епархий 1186 , причем в течение нескольких лет духовно окормлялась у прп. Арефы, заложившего в ней прочные основы правильного духовного воспитания. В 1911 г. матушка Руфина становится настоятельницей Чердынского Иоанно-Богословского монастыря, особенно отличавшегося при ней своей благотворительной деятельностью. В период Гражданской войны она эвакуируется с белой армией во Владивосток, где вновь принимается за устроение женского монастыря во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», а в 1923 г. переезжает в Харбин, где организовывает Тихвинскую обитель, переименованную затем в Богородице-Владимирскую. В 1935 г. по благословению епископа Шанхайского Иоанна (Максимовича) 1187 открывается отделение Владимирской обители в Шанхае. Духовную поддержку игумении Руфине и ее сестрам оказывает в это время Сербский патриарх Варнава (Росич) 1188 , взявший на себя инициативу улаживания споров в русской церковной диаспоре. По воспоминаниям современников, игумения Руфина отличалась особенной любовью к ближним, сострадательностью и милосердием, обладала даром духовного рассуждения и проницательности, граничившей с прозорливостью, особенно прилежала молитвенному деланию. Обладала она и даром духовного слова, назидая и наставляя ближних на пути ко спасению. «Смирялись гордые, уходили умиротворенными строптивые и ропщущие, а неверующие и мало верующие убеждались в великой силе веры и обретали утраченный в жизни покой и мир душевный. Этого достигала силой веры покойная матушка Руфина», – пишет о ней ее ближайшая ученица и преемница в должности настоятельницы игумения Ариадна (Мичурина) 1189 . Для сестер своей обители игумения Руфина была поистине любящей матерью и богомудрой руководительницей, а для сотен обращавшихся к ней мирян – утешительницей и помощницей в скорбях, советницей и наставницей. Не случайно ее даже называли «светочем любви» – за ее особую любовь к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010