Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА ДАВИД ПАФЛАГОН [Греч. Νικτας Δαβδ Παφλαγν] (2-я пол. IX в., Пафлагония - нач./сер. X в.), визант. писатель. Биография Основными источниками о жизни Н. Д. П. являются: 1) эпистолярное наследие учителя, а впосл. идеологического противника Н. Д. П. архиеп. Кесарийского Арефы ( Westerink. 1968. Vol. 1. P. 267-270, 306-319, 340-362; 1972. Vol. 2. P. 149-182); 2) Житие патриарха Евфимия (Vita Euthymii. 1970. P. 104-109; BHG, N 651; Житие создано в 920-925 гг. в Псамафийском монастыре в К-поле учеником Н. Д. П.); 3) фрагменты анонимного сочинения, дошедшего в рукописи Hieros. Sab. 704, вероятно представлявшего собой Житие Н. Д. П. ( Flusin. 1985. T. 9; 1987. T. 10). В исследованиях Р. Дж. Х. Дженкинса, Л. Г. Вестеринка, Б. Флюзена и С. А. Пасхалидиса доказано, что в этих источниках идет речь об одном и том же лице. Однако полная реконструкция биографии Н. Д. П. и составление исчерпывающего перечня его сочинений затруднены по 2 причинам. Во-первых, названные источники отражают в основном события 1-го десятилетия X в., а более ранние и более поздние этапы жизни Н. Д. П. восстанавливаются на основании косвенных данных. Во-вторых, значительная часть приписанных ему сочинений не имеет критических изданий, а ряд сочинений утрачен. Указания на авторство в рукописях очень разнообразны («Никита ритор», «Никита философ», «Никита схоластик») и не всегда позволяют понять, идет ли речь об одной и той же фигуре. Рождение Н. Д. П. обычно относят к 80-м гг. IX в. ( Πασχαλδης. 1999. Σ. 90; Jenkins. 1965; PMBZ, N 25712), однако в последние годы были сделаны убедительные попытки датировать его более ранним периодом. В качестве однозначного terminus post quem исследователями принимается 860 г. ( Tamarkina. 2006; Treadgold. 2013). Возможно, Н. Д. П. род. в Амастриде. Его отец был священником, у Н. Д. П. было 3 брата. Его дядя Павел был сакелларием и настоятелем мон-ря св. Фоки в К-поле. Он помог юному племянику переехать в К-поль и позаботился о том, чтобы тот попал в ученики к интеллектуалу Арефе. Н. Д. П. и Арефу связывала дружба и после окончания обучения, когда Н. Д. П. сам приступил к преподавательской деятельности. Они обменивались посланиями, в которых обсуждали свои сочинения (послание Арефы N 32 с критикой Похвалы свт. Григорию Богослову, принадлежащей Н. Д. П. (BHG, N 725) - Westerink. 1968. Vol. 1. P. 267-270) и различные философские вопросы (послание Арефы N 56 о разумной душе по Аристотелю: Ibid. P. 340-362).

http://pravenc.ru/text/2565402.html

27 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Идея духовной победы в Откровении св. Иоанна Богослова: по текстам византийской христианской литературы В статье кандидата богословия, профессора Московской духовной академии игумена Дионисия (Шлёнова) рассматриваются все стихи двух частей священной книги Откровения св. Иоанна Богослова с упоминанием о победе при помощи поиска по ключевым словам νκη, νικω в толковании византийских экзегетов Апокалипсиса: Икумения, Андрея Кесарийского и Арефы Кесарийского. На примере толкования «победных» стихов Апокалипсиса подтверждается общеаскетическая схема православия о приближении к Богу и Его мистическим дарам через аскетические подвиги. Созерцательная экзегеза Апокалипсиса особенно актуальна в современную эпоху — для сосредоточения на идеале спасения в уповании на Бога. Статья Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. 1 Ин. 2, 22 Стань подражателем Христа, а не антихриста; Бога, а не антибога; Владыки, а не беглеца; милостивого, а не немилостивого; человеколюбца, а не человеконенавистника; тех, кто относится к чертогу света, а не мрака . Свт. Василий Великий …несомненно истинен Христос и истина, но во дни антихриста, кто появится в конце веков, и ныне некоторым образом существует, и, как учат мудрые, был значительно раньше, надлежит, чтобы истинная вера претерпела военное нападение, как в апостольские и последующие времена, поскольку истина так сказала, никто из разумных не будет из-за беды, обрушившейся на нас от неверных, поносить нашу (веру) о Божественной славе .

http://bogoslov.ru/article/6174255

ВИЗАНТИЙСКИЕ ТОЛКОВАТЕЛИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА X-XV СТОЛЕТИЙ После св. Фотия в Византии на протяжении некоторого времени мы не встречаем ни одной сколько-нибудь значительной личности, которая в богословие вообще и в экзегезу в особенности внесла бы что-нибудь новое и оригинальное, что нам не было бы уже известно из истории экзегезы до этого периода. Выше мы уже помянули имя Арефы Кесарийского († около 944 года) 163 , который в своем знаменитом «Толковании на Откровение Иоанна» находит аналогии между Вавилоном, описанным в нем, и современным ему Константинополем. Он очень интересуется святоотеческими источниками и толкованием святых отцов Священного Писания. Он истолковывает псалмы Давида и как будто имеет намерение дополнить толкование св. Василия Великого . Тексты из Ветхого Завета он истолковывает в виде вопросов и ответов таким образом, который встречается в схолиях и катенах. Как мы уже сказали, он по своей богословской и экзегетической методике следует св. Фотию. Значительным экзегетом в Византии XI века был Феофилакт Охридский († 1108) 164 , ученик Михаила Пселла . Феофилакт занимался толкованием и Ветхого, и Нового Заветов. Он не составлял катен, как некоторые из его предшественников, но только толкования, в которых следует, прежде всего, методу Иоанна Златоуста . Из толкований ветхозаветных книг сохранились его неопубликованные толкования малых пророков (Осии, Аввакума, Ионы, Наума и Михея). Следует напомнить, что его толкованиями много пользовались балканские славяне, сербы и болгары, о чем свидетельствуют рукописи перевода на старославянский его экзегетических работ. Одним из последних составителей катен ( σειρα) считается Никита Гераклийский (Серский, † около 1100 года) 165 , который был профессором в Патриаршей школе. Свои экзегетические катены, или сиры, он основывает, главным образом, на свв. Иоанне Златоусте и Кирилле Александрийском . (В качестве последователя в составлении схолий у него появляется только в XVI веке Макарий Хрисокефал 166 .) Известны его схолии на псалмы (опубликован только пролог к ним). В одном стихотворении, написанном в его честь, сказано, что он писал катены на великих пророков, но в настоящее время в науке признается, что эти катены принадлежат не ему, а другому автору – Иоанну Друнгарию 167 . Его интерес к Григорию Богослову и [способ] толкования [в] его работах показывают, что в экзегезе он следовал методике каппадокийских святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФИНАГОР Афинагор [Греч. " Αθηναγρας] (II в.), греч. раннехрист. апологет. Достоверных исторических свидетельств о жизни А. практически не сохранилось. Основные источники по ранней истории Церкви («Церковная история» Евсевия Кесарийского , трактат блж. Иеронима «О знаменитых мужах» и др.) не упоминают об этом апологете. Наиболее достоверная, но скудная информация содержится в сочинениях самого А.: апологии «Предстательство за христиан» (Πρεσβεα περ Χριστιανν) и трактате «О воскресении мертвых» (Περ ναστσεως νεκρν). Относительно атрибуции последнего высказывались сомнения (H. Lona), однако анализ языка и содержания труда дает основания с большой долей вероятности говорить о принадлежности его А. (B. Pouderon, N. Zeegers). Оба сочинения А. сохранились в единственной рукописи («Кодекс Арефы» - Paris. Gr. 451, нач. X в.), где их автор назван «афинянином и христианским философом». В качестве адресатов апологии указаны императоры Марк Аврелий и Коммод ; т. о., время ее написания следует отнести к периоду их совместного царствования (176-180), скорее всего с учетом имп. титулов «армянский и сарматский» и параллелей с актами лионских мучеников, к 177 г. (W. Frend). Само название апологии (πρεσβεα - посольство, предстательство, прошение) намекает на личное вручение ее императорам, что, возможно, является лишь лит. приемом. Цитата из апологии (Legat. pro christian. 24) с указанием имени автора приводится в соч. сщмч. Мефодия Олимпийского «О воскресении», к-рое сохранилось в отрывках у свт. Епифания Кипрского (Adv. haer. 64. 20-21). Сведения об А. содержатся также в «Церковной истории» автора V в. Филиппа Сидета , дошедшей до наст. времени в катенах Никифора Каллиста (Epitome Philippi Sidetis, fr. 142// Theodoros Anagnostes. Kirchengeschichte/Hrsg. von G. Ch. Hansen. B., 1971. S. 160). Он называет А. первым руководителем Александрийского уч-ща и учителем Климента Александрийского , а также сообщает, что А., будучи язычником, еще до Цельса собирался написать трактат против христиан, с этой целью начал читать Свящ.

http://pravenc.ru/text/77078.html

НАЧАЛО ИСИХАСТСКИХ СПОРОВ Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются ученые и историки, занимающиеся паламизмом, состоит в том, что слишком большое количество памятников византийской мысли, и в особенности – датирующихся XIV в., до сих пор не опубликованы. Цель данной статьи – рассмотреть некоторые тексты, относящиеся к началу исихастских споров, дабы пролить свет на их истоки и их исторический «климат». Как мы увидим ниже, эти тексты свидетельствуют прежде всего о том, что паламитские споры – лишь эпизод в долгой борьбе, в которой, начиная с IX в., сталкивались сторонники и противники «внешней мудрости», т. е. светской философии 772 . После победы над иконоборчеством все больше и больше византийцев стали, подобно гуманистам, возрождать в византийском обществе интерес к античным греческим авторам. Критические и компилятивные труды Фотия и древние рукописи, копированные стараниями Арефы Кесарийского , через несколько поколений сделали возможным появление целой плеяды философов, для которых богословие уже не находилось в центре интеллектуальных интересов. В XI в. Михаил Пселл и его школа открыто заявили о своей приверженности античному наследию, продолжателями которого они желали быть. Однако византийский гуманизм постоянно становился мишенью для некоторых церковных кругов, главным образом монашеских, всеми силами противостоявших этому, как они считали, возрождению язычества. Уже оппонент Фотия Игнатий был известен своим отвращением к «внешней мудрости» 773 . Вообще характерное для Византии противостояние между монахами и отдельными высокопоставленными представителями византийского клира, покровительствуемыми императорами, в значительной мере основывалось на неприязни, которую в глазах огромного числа монашествующих вызывало появление светского гуманизма. Это была настоящая драма внутри византийской культуры. Чтобы представить ее масштабы, достаточно вспомнить, что Михаил Пселл бы современником прп. Симеона Нового Богослова : два этих величайших представителя византийского духа XI в., безусловно, не были созданы для взаимопонимания. Если первый публично признавался в любви к Платону и Аристотелю 774 , второй категорически отвергал всякую светскую ученость 775 . Пселл, кроме того, был обвинен в пристрастии к «эллинским басням» и был вынужден защищать свое православие перед двумя патриархами, Иоанном Ксифилином и Михаилом Керуларием, обвинявшими его в рационализме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Арефа Арефа – архиепископ Кесарии каппадокийской, выдающийся византийский писатель. Сведений о его жизни и деятельности сохранилось весьма немного. Арефа родился в 860 году в городе Патрах, образование получил в Константинополе у знаменитого ученого и профессора Фотия, впоследствии патриарха Константинопольского, в начале X века (вероятно, в 907 году) был назначен на архиепископскую кафедру в Кесарии, где и заявил себя обширной и плодотворной церковно-общественной деятельностью; последняя дата из его биографии относится к 932 году, но время его кончины достоверно неизвестно. В истории византийской литературы архиепискому Арефе принадлежит одно из видных мест. Из богословских его трудов самым выдающимся нужно признать «Толкование на Апокалипсис». Арефа написал его около 895 года. Его руководителем в этом труде был знаменитый его предшественник по архиепископской кафедре в Кесарии – св. Андрей, который в половине VI века также составил толкование на Апокалипсис, разделив его на 24 слова и 72 главы соответственно 24 старцам Апокалипсиса и делению человеческого существа на три составные части – тело, душу и дух. Арефа в самом заглавии своего толкования прямо и заявляет о своей зависимости в этом труде от св. Андрея (« κ τν νδρ τ μακαριωττι ρχιεπισκπ Καισαρεας Καππαδοκας ες τν ποκλυψιν πεπονημνων θεαγστως σνοψις σκολικ, παρατεθεσα π ρκα ναξου πισκπου Κεσαρεας»), у которого заимствовал много экзегетических данных, но в то же время он проявляет и большую самостоятельность в изъяснении боговдоховенной книги св. апостола Иоанна. Деление толкования на 24 слова он сохранил, но 72 главам дал иное расположение. Иногда он предпочитает толкование противоположное тому, какое принято св. Андреем, например, при изъяснении 19 стиха 16 главы Апокалипсиса, где он разумеет не Вавилон, а Константинополь. Особенность Арефы замечается и в пользовании творениями отцов и учителей церкви, которых он называет по имени реже, чем св. Андрей, но там, где называет, он точно указывает те сочинения, из которых сделано заимствование, особенно же труды Евсевия Кесарийского и Епифания Кипрского .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР Послы болгарского царя Симеона перед имп. Александром. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Мадрид. Национальная б-ка) Послы болгарского царя Симеона перед имп. Александром. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Мадрид. Национальная б-ка) (ок. 870-6.06.913), имп. Византии (с 11 мая 912). Младший сын имп. Василия I Македонянина (867-886) и Евдокии Ингерины, коронован отцом в качестве соправителя (879), во время опалы его брата Льва оставался единственным наследником престола (883-886). В царствование Льва VI (886-912) А., формально бывший его соправителем, не имел реальной власти и подозревался в интригах против брата и даже в организации покушения на его жизнь. По воцарении А. отстранил от власти ближайших сподвижников Льва, включая, по всей видимости, Патриарха Евфимия (907-912), вместо к-рого на кафедру был возвращен Николай Мистик (901-907; 912-925). Враждебная позиция императора по отношению к евфимианам предопределила негативное отношение к нему в большинстве сохранившихся совр. источников (Житие Патриарха Евфимия, сочинения Арефы Кесарийского и др.). А. также удалил из дворца 4-ю жену Льва VI Зою Карвонопсину, чем объясняется тенденциозное изображение А. в историографических сочинениях, создававшихся при дворе имп. Константина VII Багрянородного (945-959), сына Зои: в них А. характеризуется как ленивый, развратный и вероломный человек. Правление А. было омрачено вторжениями арабов и болгар, к-рым он не смог противостоять - возможно, потому, что вступил на престол уже тяжело больным человеком. Иконография Иконография. В сев. галерее собора Св. Софии в К-поле сохранился самый известный мозаичный портрет А., относящийся ко времени его правления. Мозаика была скрыта под слоем штукатурки и расчищена лишь в 1958 г., что явилось крупным реставрационным открытием XX в. А. представлен человеком средних лет со светло-карими глазами, темными длинными волосами и короткой круглой бородой, в рост.

http://pravenc.ru/text/64240.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ I МИСТИК Патриарх К-польский Николай I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r) Патриарх К-польский Николай I Мистик крестит сына имп. Льва VI (впосл. имп. Константин VII Багрянородный). Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 26. Fol. 112r) [Греч. Νικλαος Μυστικς] (852 - 15.05. 925, К-поль), свт. (пам. греч. 16 мая), патриарх К-польский (1 марта 901 - 1 февр. 907 и с 15 мая 912). Основными источниками сведений о Н. М. являются его письма, сочинение, повествующее о жизни свт. Евфимия II (I) , патриарха К-польского в 907-912 гг. (BHG, N 651; греч. оригинал издан под условным названием «Житие Евфимия»; в рус. переводе - «Псамафийская хроника»), произведения Арефы , архиеп. Кесарии Каппадокийской, «История царей» Псевдо- Генесия , а также хроники Продолжателя Феофана, Симеона Логофета и Псевдо-Симеона. Род. в знатной семье, происходившей из Италии (возможно, местом рождения Н. М. был К-поль). Принадлежал к числу «домашних» свт. Фотия I , патриарха К-польского (858-867, 877-886), который был его учителем. Слова Арефы Кесарийского о низком происхождении Н. М. ( Arethae Scripta Minora. 1972. P. 124, 125) могут быть объяснены крайне негативным отношением этого автора к патриарху. В «Житии Евфимия» сказано, что Н. М. был «братом по усыновлению и соучеником в науках» (θετς δελφς κα συνστωρ ν τος μαθμασιν) имп. Льва VI Мудрого (886-912). По всей видимости, будущие патриарх и император приходились свт. Фотию крестными детьми, а одновременное изучение ими наук едва ли было возможным (Лев род. в 866), хотя данная проблема до сих пор не имеет окончательного решения в лит-ре. В 887 г., после смещения свт. Фотия с Патриаршего престола, Н. М. нашел прибежище в мон-ре св. Трифона в Халкидоне ( Janin. Grands centres. P. 424. N 74) и принял там монашеский постриг. Позже имп. Лев VI назначил его мистиком (частным секретарем). Об этом периоде его жизни практически ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/2566032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЗВОЙ [Елизвой, Елесва(а)н; греч. Ελεσβς, Ελσβααν; эфиоп.      ; сир.  ], блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота (15 мая), пам. зап. 27 окт.), правитель Аксумского царства , участник химьяро-эфиопских войн . Личное имя - Калеб (в эфиоп. царских списках   или  ), тронное - Элла Ацбэха, патронимия - Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» - бээси (муж) Лазен, в сабеографичной аксумской эпиграфике - Klb/" l/" sbh/wld/Tzn/b " s/Lzn (RIE 191/7-8). Житие Е. сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиоп. Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Е., сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нем рассказывается в греч. анонимном и Метафрастовом Житиях мч. Арефы (BHG, N 166-167) и в предании о Награнских мучениках . Эфиоп. агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневек. эфиоп. лит-ре не встречается тронное имя Е., но его 2-я часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе . Сообщения о Е. имеются у греч. авторов Прокопия Кесарийского , Иоанна Малалы , прп. Феофана Исповедника , Космы Индикоплова , а также в 3-й части «Церковной истории» сиро-яковитского еп. Иоанна Эфесского , сохранившейся в составе Хроники Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). В греч. источниках, посредством к-рых имя Е. вошло в рус. святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах: Ελεσβς и Ελσβααν - в Мученичестве Арефы, Ελεσβας - у Иоанна Малалы, Ελλησθεαος (Еллисфей) - у Прокопия, Ελεσβαν и Ελλατζβας/Ελλατζοβα (Елладзбаас) - у Космы. Различия между историческим Е. и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны. Дата восшествия Е. на престол остается неизвестной, 514 год принят нек-рыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Е. находился у власти к лету 518 - нач. 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Юж. Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура . После смерти последнего летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (араб. прозвище - зу Нувас; в правосл. агиографии - Дуна(а)н; в эфиопской - Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Е. вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ, САМОН(А) И АВИВ [сир.  ,  ,  ; греч. Γουρας, Σαμωνς, Αβ(β)ιβος] (III - нач. IV в.), мученики, исповедники (пам. 15 нояб.), наиболее известные сир. святые, сведения о которых сохранила восточнохрист. традиция. Время их кончины датируется в разных агиографических источниках с 293 по 322 г. (называются 303, 304, 293-306, 306). Лит. традиция и церковное почитание объединили мучеников, пострадавших в разное время. Вероятнее всего, Г. и С. пострадали во время гонений имп. Диоклетиана . Г., прозванный за аскетический образ жизни «воздержанником», и его друг С. с началом гонений в Эдессе (ныне Урфа, Турция) покинули родной город, но в числе др. христиан были схвачены рим. наместником Эдессы Антонином и заключены в темницу. Антонин безуспешно пытался уговорами склонить святых принести жертву Юпитеру. Затем Г. и С. предстали перед судом рим. правителя обл. Осроена Мусония. По его приказу Г. и С., связанных друг с другом за руки, с камнем, привязанным к ногам, оставили висеть неск. часов, а после пытки отправили в тесную темницу, где святые провели ок. 3 месяцев (по сведениям Арефы Кесарийского, автора похвального слова Г., С. и А., в заключении мученики провели много лет, за что были названы исповедниками). Когда их вновь привели к Мусонию, Г. был изможден заключением, поскольку был значительно старше С., к-рый выглядел еще крепким, поэтому его вновь подвергли истязанию, повесив вниз головой. На следующий день по приказу правителя мученики были обезглавлены за городом. Их тела погребли христиане. Мученики Гурий, Самон и Авив. Икона-таблетка. Тверь. 3-я четв. XV в. (СПГИАХМЗ) Мученики Гурий, Самон и Авив. Икона-таблетка. Тверь. 3-я четв. XV в. (СПГИАХМЗ) Много лет спустя в Эдессе жил диакон по имени А. Во время гонений имп. Лициния (320-324) на него поступил донос с обвинением в распространении христианства, и по приказу императора А. был арестован. Правитель города Лисаний пытался склонить его к принесению жертвы языческим богам, но, не добившись успеха, приговорил к сожжению. После казни христиане, в числе к-рых были мать и родственники А., нашли его тело неповрежденным и похоронили в одной гробнице с пострадавшими ранее Г. и С. Мученичество этих святых пришлось на один день с разницей в неск. лет, их также называют исповедниками или в Минологии Василия II - священниками.

http://pravenc.ru/text/168390.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010