Книги Притчей Соломоновых ок. 150 фрагментов предваряются леммой Προκοπου (Прокопия), в действительности они принадлежат Евагрию Понтийскому. По мнению Дориваля, это доказывает, что составитель катены Vat. gr. 1802 использовал в качестве источника утерянную катену Прокопия ( Dorival. 1986. T. 1. P. 108). Примерно 356 кратких фрагментов Vat. gr. 1802, представляющих собой простой парафраз библейского текста с аллегорическим уклоном, предваряются сиглой Σ. Эти же фрагменты под леммой λλος (другой) находятся в «Эпитоме» Прокопия. Предложенные варианты расшифровки сокращения (Σικυδτου, Συμενος, Συμμχου) выглядят малоубедительными. Более заслуживающим внимания является предположение, согласно к-рому имеет место ошибка переписчика: Σ - Ε (Εγριος) ( Leanza. 1989. P. 253, 256). А. Маи издал часть фрагментов, содержащихся в данной катене, а именно: Оригена (большинство принадлежат Евагрию), Дидима Слепца, сщмч. Ипполита Римского, Аполлинария Лаодикийского, диакона Юлиана, Олимпиодора и Арефы Кесарийского ( Mai. NPB. T. 7. P 1-81). Фрагменты Ипполита изданы Х. Ахелисом по рукописи Vat. gr. 1802 ( Achelis. 1897). IV. Фрагментарные К. на Книгу Притчей Соломоновых. Кодекс Paris. Coislin. gr. 193. Fol. 1r - 16v, 40v - 64v, XI в. (CPG. C. 93), представляет собой не катену, а сборник патристических текстов, содержит 2 группы толкований на отдельные стихи Притчей: 1) «Схолии на Притчи из разных толкований» (Σχλια ες τς Παροιμας κ διαφρων ρμηνειν; Fol. 1r - 16v) - фрагменты из сочинений сщмч. Ипполита Римского, Дидима Слепца, Аполлинария Лаодикийского, прп. Исидора Пелусиота, происходящие, по мнению Ришара, из гипотетического «источника C» ( Richard. 1966. P. 65). Толкования следуют порядку масоретского текста, а не Септуагинты. Кроме того, нек-рые фрагменты ошибочно приписаны Акиле и Симмаху. Все это косвенно указывает на то, что лежащая в основе флорилегия катена была расположена на полях рукописи, с текстом Гекзапл; 2) «Толкование разных толкователей из пророчеств Исаии, Бытия и Притчей» (Ερμηνεα διαφρων ερμηνευτν κ τε τν προφητειν Ησαου, Γενσειν τε κα τν Παροιμιν; Fol.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Мощи Стефана Нового. Мощи святого Прокопия. Мощи святого мученика Агафонника. Мощи Михаила Синадского, обложен серебром. Мощи святого Меркурия. Мощи святой Марины. Мощи великомученика Пантелеимона. Мощи святого Филиппа. (л. 124) Ставик, а в нем мощи, обложены серебром, избиенных от аравит. Мощи Иакова Перского. Мощи святого Феодора Тирона, часть шубы и клобука Кирилла Белозерского чудотворца. Ставик, а в нем мощи мученика Прокопия. Мощи Иакова Пермского. Мощи Варвары мученицы, обложены серебром. Песок реки Иорданской, где Христос крестился. Ставик, а в нем мощи Иоанна Златоустог о. Мощи святого мученика Сергия. Мощи великомученицы Парасковьи. Мощи Лазаря Праведного. Мощи обложены серебром, а которого святого, того неведомо. Мощи апостола Прохора. Ставик, а в нем миро Василия Кесарийского. Мощи Павла исповедника. Мощи святого Артемия. Часть клобука Пафнутия Боровского. Мощи святого Анфима. Мощи великомученика Евстратия. Мощи Стефана Нового. Мощи великомученика Максима. Мощи Игнатия Богоносца . (л. 125) Ставик точеный, а в нем мощи Димитрия Солунского. Ставик точеный, а в нем мощи мученика Артемия. Часть камня небеса, что от воздуха. Коробочка круглая деревянная, а в ней мощи. Святых мученик две тме, иж в Никомидии сожженных. В коробочке деревянной красной кровь великомученика Георгия. В коробочке в деревянной красной мощи великомученика Пантелеимона. В коробочке ж деревянной красной мощи великомученика Пантелеимона. Коробочка деревянная, а в ней мощи святого Стефана, кость мощей в серебре, подписи нет. Мощи святого мученика Арефы. (л. 126) Коробочка деревянная велика, а в ней древо раки чудотворца Сергия да часть мантии чудотворца ж Сергия, мощи святого Кирика, обложены серебром, мощи святого Агапия, мощи святого мученика Артемия, мощи святого праведного Евдокима, обложены серебром, мощи святого Пантелеимона, часть от дуба Мамврийского, мощи Феодора Тирона, обложены серебром, мощи святого Мамонта, крест древян, резной, что прислал из Молдавской земли черный священник и учитель Гаврило. Мощи Иоанна Предтечи обложены серебром, мощи Игнатия Богоносца , мощи святой и прехвальной Феклы, мощи Феодора Тирона, мощи Феклы прехвальной, мощи Андрея Стратилата, мощи святого Пантелеимона, мощи святого Варнавы, мощи святого мученика Прова. Вощанка, а в ней была вода Иорданской реки, мощи Феодора Тирона, мощи обложены серебром, подпись греческого письма, мощи избиенных от Ирода, древо клады Пречистой Богородицы, кость мощей святой мученицы Христины, мощи Феодоры царицы, мощи Игнатия Богоносца , мощи святого великомученика Климента, в серебре золоченом, мощи Георгия Хозевита, ливан и смирна в ковчежце серебряном, мощи святого священномученика Поликарпа Епископа Смирнского, 2 камня простые, печать гроба Господня, хлеб Пресвятой Богородицы, мощи святого Леонтия, обложены серебром, мощи святого Меркурия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Мы должны быть признательны М. Шангину, что он довёл до счастливого окончания предприятие, во многом трудное, и предоставил в распоряжение учёных такое количество малодоступных сведений и памятников, которые он опубликовал со скрупулёзной тщательностью». 511 В другом отзыве выдающийся специалист A. Delatte писал об этом издании М. А. Шангина: «Описание русских рукописей счастливо дополняет Catal. cod. astrol., богатый уже 16-ю томами... Обширный том в своих 147-ми страницах посвящён изданию наиболее интересных трактатов... Тексты, собранные и опубликованные М. Шангиным, представляют огромный интерес... Этот том «Каталога» является истинным родником для исследования истории астрологии, магии, дивинаций, а также для византинистов». 512 В томе, изданном М. А. Шангиным, описаны ленинградские рукописи, рукописи Московского исторического музея, преимущественно те, которые были привезены из Афона в 1655 г. Арсением Сухановым , а также одна Харьковская и одна Киевская рукописи. Среди изданных М. А. Шангиным памятников следует отметить метеорологический календарь, представляющий вариант текста Аэтия Амидского, сочинение о животных, камнях и растениях из Гарпократиона Александрийского, неизданная глава о путешествиях из Гефестиона Фиванского, неизданная глава из Михаила Пселла , в которой он осуждает астрологов, и др. М. А. Шангин был неутомимым искателем и комментатором неизданных текстов, которых он издал большое количество. Назовём среди них «Абу Ма’шар в рукописи Библиотеки Академии Наук СССР» (Известия Академии Наук СССР, 1926); «Ямбическая поэма Иоанна Каматира» (ИАН, 1927); «Аттическая свинцовая табличка» (Вестник древней истории, 1938, «Херсонесские надписи» (Вестник древней истории, 1938, «Новый географический текст» (Вестник древней истории 1938, Для Византийского сборника М. А. Шангин подготовил к печати неизданные тексты Арефы Кесарийского , представляющие ценный источник для изучения внутренней истории Византии X в. Работая всю жизнь над образцами византийской палеографии, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Находящиеся в этом ските святыни следующие: части животворящего Древа Креста Господня: рука св. Тимофея; части мощей: св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. Панагиота Кесарийского нового, св. Парфения, св. Параскевы, св. Нила Афонского, св. муч. Трифона, св. Арефы, св. великомуч. Меркурия, св. Василия Великого , св. муч. Кирика, священномученика Харалампия, св. муч. Евстафия, св. муч. Иакова Персянина, преподобной Матроны, св. Апостола Иакова. 12. Ивер (идиоритм) Соборный храм посвящен в честь Успения Божией Матери. Здесь в отдельном храме при порте находится знаменитая чудотворная икона Божией Матери, называемая Портаитисса (вратарница), или Иверская. В соборном храме Успения, кроме Честнаго Древа Креста Господня, находятся части св. мощей: мышца св. муч. Феодора Стратилата: левая рука св. Василия, епископа Амасийского; левая нога св. Михаила, епископа Синадского: рука св. великомученика и целителя Пантелеимона; нога и плечо св. муч. Фотинии Самаряныни: глава св. муч. Феодора Пергийского; левая рука св. муч. Евпраксии; правая рука св. муч. Параскевы; части св. Василия Великого , великомученика Георгия, св. Иоанна Златоуста , св. бессребреников Космы и Дамиана, св. первомученика и архидиакона Стефана, св. Апостола Петра, св. Евангелиста Луки, св. Апостола Варфоломея, св. Афанасия Великого , св. муч. Меркурия, св. Иоанна Постника , патриарха Царьграда, св. Стефана Нового, св. Ипатия, св. Иоанна Предтечи, нога праведной Макрины, нога св. священномученика Киприана, большая часть главы св. муч. Фотия, глава преподобного Иерофея Иверского, глава св. муч. Никиты, чело св. Епифания Кипрского и миро. св. великомученика Димитрия Солунского. Есть также части хламиды, губы и трости, чрез которые поруган был Господь от иудеев. Кроме соборного храма Успения, здесь придельных параклисов восемнадцать: 1) святителя Николая Чудотворца; 2)собор св. Архангелов; 3)св. Предтечи Иоанна; 4) Богородицы Вратарницы; 5) Введения: 6) св. Евстафия; 7) св. первомуч. Стефана; 8) св. Константина и Елены; 9) Преображения Господня; 10) св. Иоанна Богослова; 11) всех Святых; 12) св. великомуч. Георгия; 13) бессребреников Космы и Дамиана; 14) Воздвижения Креста; 15) св. Спиридона; 16) св. Дионисия Ареопагита ; 17) св. муч. Неофита; 18)св. Модеста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основным автором комментариев в «катене Златоуста-Феодорита» выступает свт. Иоанн Златоуст, а выдержки из Феодорита приводятся по необходимости там, где толкования свт. Иоанна отсутствуют. Тот факт, что самым поздним автором здесь является Арефа Кесарийский (IX-X вв.), дало Доривалю основание предполагать, что составителем катены мог быть один из друзей или почитателей Арефы ( Dorival. 1993. T. 3. P. 100, 126-127). Первичная «катена Златоуста-Феодорита» сохранилась в ок. 13 кодексах X-XI вв. (наиболее полный текст в Vat. gr. 744, X в.). Определенные части данной катены содержатся в ряде др. рукописей. Часто текст нек-рых из них составлен из неск. разных К., к-рые по ряду признаков можно отнести к тому или иному типу принятой классификации. Если часть текста не может быть идентифицирована как элемент к.-л. др. известной катены, то она рассматривается как заимствованная из первичной традиции комментариев и гомилий. Части «катены Златоуста-Феодорита» содержатся в кодексах: Ath. Vatop. 660. Fol. 31-41 (X-XI вв., в данном случае добавление в рукопись сделано в XVI-XVII вв.) - на Пс 13-21. 21; Hieros. Patr. S. Sepulchr. 45. Fol. 9v - 123v, XI-XII в.,- на Пс 1-150; Ath. Esph. 73. Fol. 237v - 254v, XIII в.,- на Пс 106-118. B) Катена на Пс 11, 131, 141 и 150 кодекса Hieros. Sab. 231, XIV в. (CPG. С. 40. 5), составлена на основе гомилий свт. Иоанна Златоуста на псалмы (главный источник) и комментария Феодорита, дополненных схолиями свт. Афанасия (Пс 11, 141 и 150), прп. Исихия (CPG, N 6552 и 6553; Пс 131, 141 и 150) и фрагментом толкования Евсевия Кесарийского (Пс 141). Данная катена отличается от «катены Златоуста-Феодорита», т. к., во-первых, содержит др. разбивку на фрагменты гомилий свт. Иоанна; во-вторых, «катена Златоуста-Феодорита» не содержит схолий прп. Исихия Иерусалимского, а присутствующие в ней схолии свт. Афанасия и фрагменты Евсевия не совпадают с представленными в Hieros. Sab. 231. C) В «Первой катене Феодорита» Дориваль выделяет 2 катены Феодорита: первую, представленную кодексом Vat.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Памятники ораторского искусства Особую группу источников составляют памятники византийского ораторского искусства — речи и письма, ценность которых заключается в том, что они создавались, непосредственно по горячим следам описанных в них событий и поэтому стоят ближе к реальной действительности, чем нарративные памятники, возникавшие много времени спустя по воспоминаниям, заметкам или рассказам. Так, в речах известного уже нам византийского историка Никиты Хониата мы встречаем иногда иное и, надо сказать, более точное описание событий, чем в его хронике, написанной много позднее этих речей. Однако парадное многословие, свойственное византийскому красноречию, нередко обволакивает реальное историческое зерно, составляющее предмет письма или речи, такой туманной пеленой, что до него почти невозможно добраться. К тому же многие речи испорчены угодливостью по отношению к императорам, заставляющей не только нагромождать неслыханные эпитеты, но и превращать незначительное столкновение с противником в героическую победу. Изданные до сих пор наиболее важные письма и речи относятся по преимуществу к следующим периодам. От второй половины IX в. дошла обширная переписка Фотия. Началом (преимущественно первой четвертью) X в. датируется большое количество риторических произведений: сюда относятся туманные и трудные для понимания речи и письма Арефы Кесарийского, дипломатические донесения Льва Хиросфакта и прежде всего переписка патриарха Николая Мистика, содержащая материал для внутренней и внешнеполитической истории империи . Обильны памятники эпистолографии середины и второй половины XI в.: в письмах и речах Иоанна Мавропода мы найдем характеристику политической и идейной борьбы; многочисленные письма Пселла служат важным источником для истории общественных отношений и администрации; письма Феофилакта Эфеста, архиепископа болгарского , сообщают разнообразные сведения по внутренней истории болгарских фем (в первую очередь по истории податного обложения). Особенно большое количество риторических произведений сохранилось от конца XII столетия: к этому времени наряду с бесчисленными трафаретными и трескучими панегириками относятся сочинения Михаила Хониата (старшего брата историка), изобилующие материалами по внутренней истории , а также речи, памфлеты и письма Евстафия Солунского, в том числе его памфлет, обличающий монашество, и повесть о захвате Фессалоники норманнами .

http://sedmitza.ru/text/444009.html

Пергамская Церковь , находящаяся на том месте, где престол сатаны и потерявшая своего представителя Антипу, призвана к покаянию за то, что допускает у себя распространение учения николаитов ( Откр 2:12–17 ). Фиатирская Церковь похвалена за свою любовь и служение и в то же время осуждена за допущение у себя разврата, и стоявшие твёрдо в истине предупреждены в том, чтобы они держали полученное учение ( Откр 2:18–29 ). В Сардийской Церкви Сын Божий не находил дел совершенных. Только немногие сохранили свои чистые одежды не осквернёнными, за что им и обещаны белые одежды, когда они явятся перед Отцом Небесным ( Откр 3:1–6 ). Филадельфийская Церковь более других похвалена за сохранение слова Божия: ей обещано поклонение тех, которые ложно называют себя иудеями , и избавление от всеобщего испытания ( Откр 7–13 ). В Церкви Лаодикийской замечено полное равнодушие к своему положению; но сильный и настойчивый голос призывает её к покаянию и отворяющему двери обещает победу ( Откр 3:14–22 ). [ Глава 2:1 . Ангелу Ефесской Церкви. Ефес географически был ближайшим к острову Патомос. Это славный старинный город на берегу Икарийского моря, между Смирной и Милетом. В то время был знаменит своею обширною торговлею, учёностию, а ещё более своим великолепным храмом в честь богини Артемиды, или Дианы ( Деян 19:20 ). Христианская Церковь должна была здесь вести постоянную борьбу с местной национальной религией. Можно почти с достоверностью утверждать, что в это время епископом Церкви Ефесской был Апостол Тимофей, ученик Апостола Павла. После похвалы, Господь указывает, что имеет нечто против него и упрекает в оставлении первой любви. Некоторые продолжают жизнь Тимофея до 97 года]. [ Стих 2 . Глаголющияся быти Апостолы и не есть. Таковы были Керинф, Именем, Филит ( 2Тим 2:17 ) и многие Иудействуюшие ]. [ Стих 3 . И понесль ecu. Следуя наставлению своего учителя Павла, Тимофей много пострадал за имя Христово ( 2Тим 2:3 )]. Стих 5 . Двигну светильник твой. По изъяснению Арефы, Андрея Кесарийского и Икумения, передвижение светильника, то есть самой Церкви, означает лишение Божественной благодати; почему Церковь и подвержена будет колебанию и обуреванию от духов злобы и злых людей. Впрочем, это передвижение должно последовать в том случае, когда Ефесяне не покаются. Мы знаем из истории, что и город Ефес и Церковь Ефесская долго ещё существовали. И сейчас там сохранились развалины храма святого Иоанна Богослова на месте дома, где проживал святой Апостол Иоанн Богослов с Пресвятой Богородицей, и развалины храма Божией Матери, в котором проходил III-й Вселенский Собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

По словам византийских интеллектуалов, это была как бы одна из сторон диалога, «средство изобразить беседу». В ранневизантийский период их писали на латыни, греческом, коптском и сирийском, но с VII в. – только на греческом. В VI в. получил распространение жанр выдуманных писем на отвлеченные темы, обращенных к вымышленным персонажам. Сохранились письма от императоров, чиновников, епископов, воинов, монахов, учителей, судей, риторов, знатных женщин. В отличие от западноевропейского средневековья с его «искусством красноречия» (лат. artes dictamines), в ромейских школах не учили искусству писать письма и Византия имела не очень богатую теоретическую традицию Э. Она строилась на трех источниках: кратком руководстве для написания писем – письмовнике Деметрия (I в до н. э. – I в. н. э.), где письмо было названо «образом души»; эпистолярных заповедях и характеристиках эпистолярного стиля, изложенных в письме 51 Григория Назианзина к Никобулу; Типах писем, представленных компиляциями Псевдо-Деметрия «Эпистолярные типы» (II в. до н. э. – III в. н. э.) и Псевдо-Ливания «Эпистолярные стили» (IV в. н. э.). От IV-XV вв. дошло около 15 000 писем и 150 их сборников. Крупные собрания принадлежат Ливанию, Нилу Анкирскому и Исидору Пелусиоту . Наиболее ранними являются письма из пустыни Антония Великого , Аммония и собрание писем Афанасия Великого (Александрийского). Классическая Э. также представлена в письмах трех Каппадокийских отцов, Феодорита Киррского, Иоанна Хрисостома. Собрания писем VII-IX вв. имели более ярко выраженный идейно-политический контекст и отражали церковную борьбу (начиная от борьбы Максима Исповедника против монофелитства и кончая разногласиями при Патриархе Фотии). Особо выделяются собрания писемь Феодора Студита , Николая Мистика , Арефы Кесарийского . Богата Э. Х в., представленная видными фигурами той поры, василевсами, полководцами, дипломатами, епископами, монашескими лидерами. XI-XII вв. отмечены письмами Михаила Пселла , Феофилакта Охридского, Феодора Продрома, Михаила Италика, Иоанна Цеца, Евстафия Фессалоникского, Евфимия Торника, Евфимия Малака, братьев Никифора и Михаила Хониатов .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как, по словам Малвенды, Сварец не мог не чувствовать несообразности своего мнения и из возражений против него Малвенды не мог не заметить, что его объяснение не совсем согласно с словами Павла, Пророков и отцов; то в новом приложении он дополнил своё мнение следующим пояснением: „Можно различать два времени антихриста: одно – время борьбы, в которой он победит десять царей и всем завладеет; другое – время преследования святых и отступления от Христа. Что Римская империя будет совершенно искоренена раньше этого, позднейшего, времени, это видно из всего сказанного. А относительно того, первого, времени я считаю весьма вероятным, что именно тогда и через битвы антихриста должно совершиться разрушение Римской империи, как в этом убеждает и всё прочее, что я привёл. Таким способом прекрасно изъясняются слова Павла и даже легко примиряются все речения отцов. Итак, в этом именно смысле мы сказали, что не решено, до начала ли царствования и войн антихриста, или через них будет совершенно уничтожена Римская империя” 631 . В подтверждение своего мнения Сварец ссылается на слова Августина, Феодорита, Иеронима, Лактанция , Иоанна Златоуста , Феофилакта, Экумения, Кедрина, Андрея Кесарийского и Арефы. Ссылается он ещё на слова Тертуллиана и Кирилла (Иерусалимского), но, по мнению Малвенды, совершенно неосновательно. Мнение Свареца Малвенда подробно разбирает и оспаривает. По его словам, оно целиком и буквально заимствовано Сварецом у его наставника по Саламанкскому университету Генриха Генрикеца. Малвенда сознаётся, что если бы мнение Свареца было твёрдо доказано, то в таком случае его собственное мнение нужно было бы совершенно изменить. Но, по его мнению, предсказания об этом предмете Пророков, слова Павла, единодушное учение отцов, равно как и позднейших богословов, показывают, что для них было вне сомнения то, что сначала, прежде чем придёт, или начнёт царствовать, или воевать против трёх царей антихрист, совершенно будет стёрта с лица земли Римская империя, так что ни самой её, ни имени её нигде не будет на земле. И не антихристом будет уничтожена она, но, после того, как она будет уничтожена и искоренена, тотчас начнётся царствование антихриста и должно будет открыться человеку греха, потому что он завладеет упразднённой империей, или, лучше, оснуёт свою новую империю вместо Римской, так что полная и совершенная гибель Римской империи откроет дорогу антихристу и будет вернейшим признаком уже идущего антихриста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Феодор Метохит (1260/12611332) уроженец Никеи, ученый-гуманист, философ, писатель и государственный деятель. Он изучал риторику у Иоанна Глики, математические науки – у Мануила Вриенния, философию – у Иосифа Ракендита. При Андронике II Палеологе (12821328) Феодор Метохит занимал ряд важных государственных постов: логофет казны (12891305), логофет войска (12901298), логофет государственной казны (13051321), великий логофет (глава гражданской администрации) и «месадзон» (глава правительства, март 1321май 1328). Он возглавлял посольства на Кипр, в Армению и в Сербию, руководил строительством дворца и реставрацией (13081320) церкви Спасителя монастыря Хора, был главным заказчиком мозаик церкви, пополнил книгами монастырскую библиотеку. По его поручению были разысканы древние рукописи (список Платона, изготовленный Иоанном Каллиграфом для Арефы Кесарийского в 895 г.; возможно, список X в. сочинения патриарха Никифора). После поражения Андроника II Феодор Метохит впал в немилость, постригся в монахи и жил в монастыре Хора. Научная и литературная деятельность Метохита отличалась чрезвычайной многогранностью. Никифор Григора характеризовал своего учителя как «ритора, поэта, астронома, государственного мужа, человека действия, изрекателя поучений». Увлекшись астрономией, Феодор Метохит создал своеобразное пособие к астрономическим таблицам Птолемея «Первоосновы астрономической науки» (сохранилось 4 списка), в котором прокомментировал труды Птолемея, Феона, Евклида, Аполлония, Гиппарха. Он считал математику основой всех наук и упрекал своего оппонента Никифора Хумна в недооценке этой научной дисциплины. В трактате «Этикос, или О воспитании» Метохит провозгласил занятия науками высшей формой наслаждения, доступного лишь людям с облагороженными чувствами. По его мнению, ученый должен отказаться от семейной жизни и всего мирского, полностью посвятив себя науке. Переосмыслив свойственные монашеству аскетические ценности, Метохит связал их с подвижничеством ученого. Феодор Метохит первым обратился к теории искусства, написав ряд трактатов по эстетике, в которых затронул вопрос о гармонии разума и красоты в живописи и о зависимости глубины «колористического единства» от «разнообразия оттенков цвета». Высоко оценивая красоту слова и образа, он отводил важное место занятиям риторикой. В поэме, посвященной Никифору Григоре, он напоминал своему ученику о важности эмоционального воздействия речи – «вечной заботы предмет и основа всего красноречья». Метохит уделял большое внимание использованию тех средств «прикрас», которые придают мысли благозвучность, «озаряют» ее. Его привлекали ораторы, чувствовавшие свою ответственность за судьбу отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010