69 – Слово о создании церкви Печерской (о варяге Шимоне и замысле основать церковь Успения Богородицы); л. 73 – Слово об Исакии Печернике; л. 78 – Житие Феодосия Печерского (об участии святого в распрях Ярославичей); л. 82 – Слово о создании церкви Печерской (о пришествии мастеров); л. 85 – Житие Феодосия Печерского (об основании Успенского собора); л. 85 – Слово о создании церкви Печерской (о возведении главной святыни монастыря); л. 87 об. – Житие Феодосия Печерского (со «слова» о переселении святого в другое место до поставления на игуменство Никона); л. 98 – Слово о затворнике Никите; л. 100 об. – Слово о затворнике Лаврентии; л. 102 – Слово о создании церкви Печерской (о пришествии писцов); л. 104 об. – Слово об иконописце Алимпии; л. 112 – Слово о создании церкви Печерской («чудо» об Иоанне и Сергии, рассказ об освящении церкви); л. 115 – Слово о Марке Печернике; л. 121 об. – Слово о перенесении мощей Феодосия Печерского; л. 125 об. – Житие Феодосия Печерского (о «проречении» святого); л. 128 – Похвала Феодосию Печерскому; л. 137 об. – Слово о первых черноризцах печерских; л. 140 – рассказы Поликарпа об Агапите, Григории, Иоанне, Моисее, Феодоре и Василии; л. 173 об. – летописная заметка о вписании имени Феодосия в Синодик; л. 174 – Слово о многострадальном Пимене; л. 180 об. – Послание Симона к Поликарпу; л. 187 об. – Слово об Онисифоре («Что ради имети тщание и любовь к Антонию и Феодосию»); л. 190 – Слово о просфорнике Спиридоне; л. 192 – рассказы Симона о Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Святоше, Еразме, Арефе, Тите и Евагрии; л. 213 – Послание Поликарпа к Акиндину; л. 214 – Слово о чудотворце Прохоре; л. 221 – Слово об оковании гроба Феодосия Печерского; л. 225 – Слово о Нифонте Новгородском. Организующее начало в Патерике редакции С – тематико-хронологический принцип взаимосвязи отдельных «слов» сборника, причем следование этому принципу не считается с наличием авторских циклов в памятнике, нарушает целостность произведений, больших по объему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

711. (427.) Сто глав из Зерцала Великого, устав. мелкий, четкий, исх. XVII века, в четверть, 87 листов. л. 5. Заглавие: Духовныя приклады и душеполезныя повести, новопреведенныя от Великаго Зерцала в честь Богу и всем Святым. Впереди оглавление. Недавно поступила в лавр. библиотеку ркп. Великое Зерцало, в 733 главах, (см. Оп. Рум. Муз. стр. 226), писан. скорописью исх. XVII века, в лист, 183 и 472 листа, с подписью внизу первых листов: Лета 7207 (1699) купил сию книгу, глатолемую Великое Зерцало, Пыскорскаго монастыря архимандрит Евфимий Свиренов в великом царствующем граде в Москве, в дом боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а куплена на казенныя деньги. 712. (1824.) Патерик Печерский с избранными житиями на мес. май, полууст. разный, напис. 1497 года, в четверть, 504 листа. По счету тетрадей сначала недостает 19 листов. Начинается житием препод. Феодосия, от слов: …она же к тому уже не смирением начя глаголати старцю, но с гневом великым впияше: о нужда старца сего, яко имы сына моего и скры и в пещере. Сочинение Нестора Летописца , напечатано в Чтен. общества Истории и древностей 1858 г. кн. 3. л. 65 об. Похвала св. отца нашего Феодосия, игумена печерскаго, архимандрета всея Руси началнику, иже в Руси мнишьскому чину. Нач. Похваляему праведнику взвеселятся людие. л. 76 об. Сказание Симона епископа володимерьскаго о печерьскых черноризцих, иже в Кееве, в лавре св. Феодосиа (о св. Онисифоре и Евстратии). л. 82. О Никоне. л. 84 об. О Купши и о Никоне (о Кукше и Пимене). л. 85. О Афонасьи. л. 86 об. О князи о Святоши. л. 93. О Еразме. л. 94 об. О Арефе. л. 96. О Евагрии и о Тите. л. 97 об. О создании церкви святыя Богородица печерьскыя. л. 105 об. О мастерех. л. 109. О писцих. л. 115 об. Написание второе. К архимандриту, игумену печерьскому Акиндину от Поликарпа о черноризцих святых, иже в печерьском монастыри. О Агапите лечьце. л. 120. О блаженемь Григорьи чюдотворци. л. 124 об. О Никите. л. 127 об. О Лаврентии затворнице. л. 129. О Иоанне затворнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Историческую основу сказаний Поликарпа надо искать именно в Печерской летописи. – В XV веке уже исчезло Житие Антония. Но Печерская летопись была известна в Киевопечерском монастыре и между прочим послужила источником для вставок и дополнений, сделанных уставщиком Кассианом в его редакциях Патерика. 2 см. Описание церковно-слав. и русск. рукоп. сб. Имп. Публ. Библ. А. Ф. Бычкова, ч. I, С. 143 и Сырку, Из истории сношений русских с румынами, Известия II Отд. I, 499 и 536 3 Выписки из печатного Патерика привожу по исправному русскому переводу, сделанному с издания 1702 года Б. Поселянином (М. 1897). 9 Следует заметить, что Симон расположил свои сказания в хронологическом порядке. После первой нравоучительной и вводной статьи (Что ради имети тщание...) следуют сказания о Евстратии и Никоне, пришедших в монастырь еще во времена Антония; далее о Кукше и Пимене, о которых он знал по преданию. Об Афанасии, Святоше а Еразме рассказывается на основании показаний очевидцев, свидетелей их подвигов. Об Арефе, Тите и Евагрии Симон сам говорит как очевидец (а се видех; еже сам видех). 11 Указание Макария в Известиях Отд. русск. яз. и слов., v, 136 на первоначальность порядка в Кассиановских редакциях мне не совсем ясно, так как я не знаю списков, где находились бы в Поликарповом Послании слова, приведенные Макарием. 13 Неясно, откуда преосвященный Филарет мог заключить о смерти Досифея в 1219 году (ср. его Обзор дух. лит., стр 46). 14 Так, думаю, следует исправить то, что сказано о времени составления Поликарповых сказаний в Известиях II Отд., т. II, стр. 797. 15 Ограничусь указанием, на упоминание Антония Поросского в числе епископов, участвовавших при перенесении мощей Феодосия в Соф. 1 -й и 2-й, Софейской, Новгородской 4-й; это имя мы находим и в Патерике, но его нет в Лавр., Ипат. и сходных (Воскресенской, Ниеоновской). 16 Исключением является упоминаемый в сказании об Алимвии(?) пожар, когда сгорело все Подолие (Ипат. под 1124, Новг. 1-я под 1111, Соф. 1 -я под 1112). Но об этом пожаре Поликарп слышал, конечно, в Ростове, где он видел чудотворную икону, сохранившуюся в этот Киевский пожар. 17 Отдельно стоят исторические данные, сообщаемые в сказании о Моисее Угрине: нельзя не заметить, что это сказание поставлено в тесную связь с сказанием об Иоанне затворнике, где упоминается Моисей и как бы дополняет его, объясняя, кто именно этот Моисей. Ср. начало сказания: «оуведено бысть о сем блаженем Моисее Угрине» и конец его: «написахом о Моисее Угрине, Иоанне Затворнике…».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

200 – цикл агиографических произведений Поликарпа без Послания к Акиндину, «слова» о Моисее, Иоанне, Исакии (из Слова о первых черноризцах печерских), Никите, Лаврентии, Алимпии, Агапите, Григории, Прохоре, Марке, Феодоре и Василии, (далее следует летописный рассказ о набеге половцев на Киев 1093 г.), Пимене и Спиридоне; л. 254 – патериковые жития, принадлежащие перу Симона, о Евстратии, Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Святоше, Еразме и Арефе; л. 265 – свод сведений о Симоне, епископе Владимира и Суздаля; л. 266 – Послание Симона к Поликарпу; л. 270 – рассказы Симона о Онисифоре, Тите и Евагрии, между которыми расположены обращения Симона к Поликарпу, извлеченные из житий печерских святых; л. 275 – Житие Нифонта Новгородского; л. 277 об. – Послание Поликарпа к Акиндину; л. 280 – выдержки из летописных источников; л. 293 – «слово» о преставлении Поликарпа, архимандрита Печерского, и об избрании попа Василия; л. 298 – «чудо», случившееся в Печерском монастыре на Пасху в 1463 г.; далее следуют статьи об исторических событиях, причем не монастырского, а общегосударственного характера, последняя из которых- Повесть об убиении Батыя. Эпистолярная часть Патерика в редакции ИТ расширена за счет включения в нее назидательных обращений из агиографических произведений Симона и Поликарпа. Так, Послание Поликарпа к Акиндину вбирает в себя дидактическую часть «слов» о Лаврении и Агапите, в нем упоминается и о заслугах затворника Никиты, рассказ о котором также лишен риторического обрамления. К Посланию Симона приложены Слово об Онисифоре, где обосновывается желание епископа быть погребенным в Печерском монастыре, свод обращений к Поликарпу из рассказов о Никоне, Кукше и Пимене, Афанасии, Святоше, Еразме, Арефе и «дивно чудо» о вражде Тита и Евагрия, самовидцем которого был Симон. На этой основе позднее складываются в Патерике биографии его «списателей». В редакцию ИТ входит первый кодекс сведений о епископе Симоне и архимандрите Поликарпе, который, как и в редакции СК, превращен в составителя Патерика и автора одной из его частей 603 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

     Изучение древнерусской религиозности и быта по Киевскому патерику чрезвычайно затрудняется сложностью и разновременностью его состава. Кроме Нестерова жития Феодосия и похвалы Феодосию (неизвестного времени), он содержит взятые из " Летописи " сказания: 1) " что ради прозвася Печерский монастырь " – это повесть об основании, переделанная в XVII веке в " Житие св. Антония " , и 2) " о первых черноризцах печерских " (Дамиан, Иеремия, Матфей и Исаакий Затворник). Оба отрывка принадлежат современнику, автору XI века – может быть, Нестору, хотя против этого предания есть сильные возражения. Но главная часть патерика состоит из двух посланий начала XIII века (приблизительно 20-х гг.): епископа Владимирского Симона и печерского монаха Поликарпа. Тому же Симону принадлежит и " Слово о создании церкви Печерской " , то есть о построении каменного храма Успения Божией Матери. Лишь две главы Симона (о Тите и Евагрии и об Арефе) написаны современником-очевидцем ( " сам видах " ), и две другие – по сообщению старцев-очевидцев (об Афанасии Затворнике и Еразме), Все остальные главы посланий Симона и Поликарпа описывают события и людей, отдаленных более чем вековой древностью. Действительно, все упоминаемые ими святые подвизались в конце XI или начале XII века.      При таких условиях неудивительно, что легенда успела густо оплести устное предание. В некоторых рассказах (об Алимпии, (или Алипии)-иконописце, о Марке Пещернике) уже невозможно разглядеть действительность. Достаточно сравнить необычайное, насквозь чудесное построение каменной церкви Печерской у Симона с простым, хотя и не лишенным чудесных знамений, рассказом Нестора в житии св. Феодосия, чтобы измерить работу легенды за полтора столетия. И однако для нашей главной цели – для изучения направлений духовной жизни в Древней Руси – легенды имеют иногда не меньшее значение, чем действительность. Киевский патерик является для нас богатейшим, и притом единственным по своеобразию источником, преимущественно для одного направления духовной жизни, без которого, за отсутствием других свидетельств, наши представления о древнерусской святости страдали бы неполнотой. Нужно лишь помнить, что это направление зафиксировано в писаниях XIII века, и лишь с большой осторожностью мы можем помещать его в глубь XII или даже XI века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

В заключение святой Симон говорит: «И еще многое я написал бы тебе, брат Поликарп, но лета мои препятствуют мне продолжать повесть. Будь здоров и спасай душу свою. Господь да сохранит тебя во все дни живота твоего, молитвами святой Богородицы и святых Антония и Феодосия». Особенную цену посланию святого Симона как сочинению историческому придает то, что он почти везде указывает источники, которыми пользовался, и источники достоверные. Об одних лицах и событиях, например об Арефе и ужасной смерти Евагрия, он говорит как очевидец; о других, как об Еразме, слышал от очевидцев; о третьих слышал из вторых уст: например, об исцелении Вавилы при гробе Афанасия затворника передали ему лица, которые слышали о том от самого Вавилы. В некоторых рассказах — об Онисифоре, Кукше, Пимене, Николае Святоше — он ссылается на живые и общеизвестные предания, сохранявшиеся в Печерской обители. Еще в некоторых ссылается на синодики этой обители, на иконы, книги и другие вещи, хранившиеся в ней от известных лиц. Наконец, несколько раз указывает на какое-то житие преподобного Антония, до нас не дошедшее, и на житие преподобного Феодосия, составленное Нестором . Потому-то послание святого Симона к Поликарпу, кроме литературного своего достоинства, имеет для нас высокую важность и как один из драгоценных источников нашей церковной истории. Как бы продолжением послания Симонова к Поликарпу служит послание самого Поликарпа к киево-печерскому архимандриту Акиндину. Как бы продолжением потому, что Поликарп действительно продолжает писать о том же предмете, о котором писал и Симон,— о Киево-Печерской обители, и повествует именно о тех печерских черноризцах, о которых Симон еще не написал, а с другой стороны, и потому, что в своих сказаниях Поликарп почти исключительно пользуется тем, что слышал прежде из уст Симона, изредка только ссылаясь на неизвестное нам житие преподобного Антония. Следовательно, Поликарпу принадлежит это послание более по форме, а содержанием своим оно обязано преимущественно Симону.

http://sedmitza.ru/lib/text/435840/

В историю русской духовной литературы Симон Владимирский вошел как создатель произведений, легших в основу Киево-Печерского патерика: «Послания к Поликарпу, черноризцу печерскому»; «Сказания о создании церкви, да разумиют вси, яко Самого Господа и Его Пречистыя Матери молитвою и хотением создася и свершися боголепная, небеси подобная, великая Церковь Русской земли, еже есть Лавра святого и великого отца нашего Феодосия»; «Сказания о черноризцах печерских...», состоящего из рассказов «О блаженном Евстратии постнике»; «О смиренном и многотерпеливом Никоне черноризце»; «О священномученике Кукши и о Пимене пустыннице»; «О святем Афанасии затворнице, иж умер и паки в другой день оживе и пребысть 12 лет»; «О преподобном Святоши, князи Черниговскем»; «О Еразме черноризце...»; «О Арефе черноризце...»; «О двою брату, о Тите попе и Евагрии диаконе, имевших вражду между собою». Поводом к написанию этих сочинений явилось письмо к Симону его духовного сына, монаха Поликарпа с жалобами на жизнь в Печерском монастыре. Написаны письмо и ответ на него Епископа Симона не позднее 1225г., когда освящена была новая церковь в Суздале, о чем упоминается в «Слове» о великой церкви Печерской. В своем послании Симон обличает духовные немощи Поликарпа и, уча его смирению, послушанию, усердию в трудах и молитве, в назидание приводит яркие примеры печерских подвижников, свидетелем святой жизни и чудотворений был либо он сам, либо хорошо известные ему лица. Сочинения свидетельствуют о неотделимости в сознании писателя того, что происходило в Печерской обители, событий общерусской истории и духовной жизни Вселенского Православия. Интересно отметить, что по сказанию Симона, честь основания, при непосредственной благодатной помощи Богоматери, главной святыни монастыря – великой Успенской церкви, разделили между собой представители трех культур: славянской, греческой и скандинавской. В заключительной части «Слова», где сообщается о возведении Владимиром Мономахом собора в честь Богородицы в Суздале, Епископ Симон, утверждая общерусское значение Киево-Печерской святыни, указывает на духовное преемство, связывающее с нею церковную жизнь Суздальской земли – нового духовного центра Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воистину достойно и праведно всегда благодарить Бога не только о благодеяниях, но и о злоключениях, ибо такое благодарение не только праведнику умножает благодать, как некогда Иову, но и великого грешника делает святым. Все это исполнилось на преподобном отце нашем Арефе, о котором самовидец его, блаженный епископ Симон, так рассказывает: был в Печерском монастыре один черноризец, именем Арефа, родом из города Полоцка. Живя в монастыре, он имел в своей келлии тайно большое богатство и отличался такою скупостью, что никогда не подал нищему ни одной мелкой монеты и никогда ничего не тратил для себя. Однажды ночью воры украли все его имение. Тогда инок впал в такую скорбь, что едва не погубил себя и начал нападать на многих неповинных в этом деле. Братия умоляла его престать от такого взыскания, говоря: «Брате! Возверзи на Господа печаль твою». Но он никого не хотел слушать и отвечал грубостями на все убеждения. Через несколько дней он впал в тяжкий недуг и был уже близок к смерти, однако не преставал от роптания и хулы своей. Но человеколюбивый Господь, иже всем человеком хощет спастися, явил и на нем милость Свою. Однажды больной, лежа на одре, как мертвый после долгого молчания, начал взывать: «Господи, помилуй! Господи, спаси! Господи, согреших! Твое есть и не жалею о том». Он встал с одра и рассказал собравшейся братии о бывшем ему явлении. «Я видел, — говорил он, — как пришли ко мне Ангелы и полк бесов. Они начали спорить между собою о украденном у меня богатстве. Бесы говорили, что так как я не прославил Бога за покражу, а хулил, посему должен быть передан им. Ангелы говорили мне: «Несчастный человек! Если бы ты благодарил Бога за украденное у тебя имущество, это вменилось бы тебе в милостыню, как Иову. Великое дело пред Богом, если кто творит милостыню по своему произволению. Но если благодарно терпят и утрату, то борьба с искушением заменяет дело охотного произволения, когда благоугодно предает все Богу». Когда сказали мне это Ангелы, то закричал я: «Господи, помилуй! Твое оно, не жалею». Тогда бесы исчезли. Ангелы же возрадовались». С тех пор блаженный Арефа совсем переменился. Тот, кого нельзя было ничем удержать от ропота, теперь только хвалил Бога и повторял с Иовом: Господь даде, Господь отъят, яко Господеви изволися, тако и бысть (Иов. 1, 21). Так же каялся он и в прочие своих грехах, заботясь нелицемерно о нищих, преуспевая в послушании, очищаясь внутренне, подвизаясь в молении, посте и во многих других добродетелях, особенно же в добродетели благодарения. Скончался святой Арефа не позже 1190 года. Мощи его были положены в Ближних пещерах, и память его совершается совместно с преподобными Ближних пещер 28 сентября/11 октября и во 2–ю Неделю Великого поста, особо — 24 октября/6 ноября. Октябрь 25 Мартирий, затворник Печерский, в Дальних Пещерах почивающий

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Далее (л. 248) – о преп. Пимене, Спиридоне Проскурнике и Никодиме (л. 252 об.). Следующих семь повествований о Печерских угодниках – взяты из Послания Симона: о бл. Евстратии Постнике (л. 254), о пр. Никоне (л. 255 об.), о пр. Кукше и Пимене (л. 257), о св. Афанасии Затворнике (л. 257 об.), о кн. Николе Святоше (л. 259), о Еразме (л. 263) и, наконец, о пр. Арефе (л. 264). В общем – и здесь текст Кассиановск. II ред., но значительно дополненный. Из текстуальных изменений особенного внимания заслуживают следующие. В житии Алимпия вставлен год пострижения его – 6591 (1083), а также (на полях) год пожара, о котором в Патерике говорится: «бысть же нкогда сице волею пожара изгор подолие все в киеве»; пожар этот приурочен к 6019 году 285 . В житии Григория Чудотворца указан год прихода его к пр. Феодосию: «в лто 6572 (1064), при княжении великаго кнза Изяслава, сына Ярослава великаго» 286 . Имеются также указания на время жизни Марка Печерника и Феодора с Василием, хотя очень неопределенные: в общем заглавии первой статьи добавлено: «в лето 6599», а второй – «иже быста в лто 6601 во дни блговрнаго великого кнз киевскаго Стополка Михаила Изславича Ярославича»... Здесь же указан и год смерти Мстислава Святополковича: «застрленъ бысть в лто 6608 (1100)», а не в 6605 или 6607, как в Лавр. л. За житием преп. Арефы следует краткое жизнеописание Симона, епископа Владимирского и Суздальского. Эта статья представляет интерес в виду споров о личности еп. Симона, автора Послания к Поликарпу. О жизни Симона мы узнаем отсюда, что он «бысть черноризець Печерскаго мнтря, при архимандрите Акиндине, него же и чинъ восприимь, живяше бгоугодн, ревнуя отеческимъ добродтелемь, часто почитая жития оць печерски»... После того как Владимирский и Ростовский еписк. Иоанн оставил кафедру и удалился на покой (в монастырь «Козмы и Дамияна в Суждал»), вел. кн. Георгий Всеволодович «умоли митрополита Матфея – и поставиша (посвятиша?) в Киеве Симона епископом богохранимому граду Володимеру и Суждалю. в лето 6722». Пробыл он «во святительстве лет 12». Заканчивается житие известием, что тело Симона «по вр и любви ко святымъ положено в пещер со преподобными отцы. якоже в послании. своемъ къ Поликарпу изяви. в немъ же изобрящетъ всякъ его и ревность тлесную к бгу»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Зачем ты назвался черноризцем? Черное платье не спасет тебя от мук... Сам Господь говорит: дом Мой – дом молитвы наречется; где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди их. Если же такой собор соберется более чем из ста: верь, что Бог наш с ними... Печерский монастырь – море, – не держит в себе гнилого, но измещет вон... Как от самого Христа Бога нашего апостолы посланы во всю вселенную, так от матери нашей Госпожи Богородицы великого монастыря поставлены были многие епископы во всю землю». Перечислив по именам до 16-ти епископов, продолжает: «если хочешь узнать, читай старый Ростовский летописец, – там есть более 30, – а я думаю, до нас было до 50. Пойми же, какова знаменитость того монастыря, и устыдись и кайся... Я рад бы оставить епископство, чтобы служить игумену; но ты знаешь, что удерживает меня. Кто не знает меня, грешного Симона, епископа сей кафедральной церкви – украшения Владимиру, – и другой Суздальской церкви, которую сам я построил? Сколько у них городов и сел? Собирают десятину со всей земли той. И всем тем владеет наша худость. Но пред Богом говорю тебе: всю эту славу и власть сочел бы за навоз, если бы только пришлось мне торчать хворостиною за воротами Печерского монастыря, или валяться сором, чтобы быть попираемым людьми». (Памятн. XII в., стр. 249–257). Повести Симона о подвижниках, следовавшие за посланием, помещены в печатном Печерском Патерике, но без тех увещаний, с которыми обращался по временам Симон к Поликарпу, и без многих частных замечаний, дорогих для истории. Симон представляет в подвижниках примеры разных добродетелей: в Евстратие, Никоне и Кукше – примеры мученического терпения за веру; в Афанасие – подвиг затворничества; в Святоше – отречение от княжеской власти и почестей; в Эразме и Арефе – бескорыстие; в Тите – любовь, домогающуюся погасить вражду. Источниками сведений о житии отцов служили для Симона частью предания и памятники, частью собственные дознания: «Все знают, говорит он о Кукше, как он бесов прогонял и вятичей крестил; келья, огород и книги Святоши еще целы»; иконы Эразмовы хранились под алтарем; а о кончине Эразма слышал Симон от «самовидцев блаженных старцев»; об исцелении Вавилы Афанасием рассказывал сам Вавила; история Арефы и Тита происходила на глазах Симона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010