НОННОС. Выписки из «Истории» Нонноса (Эти выписки сделаны были патриархом Фотием и находятся в его «Библиотеке»; все известия о Нонносе ограничиваются тем, что находим в Фотиевой выписке) (533 г. по Р. X.) Читана «История» Нонноса 554 . В ней содержится посольство его к эфиопам, америтам и саракинам, могущественнейшим народам того времени, также и к некоторым другим восточным народам. Римским государством тогда правил Юстиниан. Князем саракинов тогда был Каис, потомок Арефы 555 , бывшего также князем того народа. К сему Арефе был отправлен дед Нонноса в звании посланника от царствовавшегося тогда Анастасия и заключил с Арефой мирный договор. Отец Нонноса, по имени Аврам, был также отправлен посланником к князю саракинов Аламундару 556 и освободил двух римских военачальников, Тимострата и Иоанна, взятых в плен по праву войны. Он служил царю Юстину в освобождении сих военачальников. Каис, к которому отправлен Ноннос, начальствовал над двумя племенами, самыми знаменитыми между саракинами,– над хиндинами и маадинами 557 . К этому же Каису был послан Юстинианом и отец Нонноса, прежде нежели Ноннос был назначен в посольство. Он заключил договор, взял заложником сына Каисова, называемого Мавией, и привез его к Юстиниану. После того Ноннос отправлен был посланником с двойной целью: привезти, если можно, Каиса к царю и отправиться к царю авксумитов, народа, которым тогда управлял Элесваа; сверх того, ему надлежало быть и у америтов. Авксумий есть город обширный и как бы столица всей Эфиопии. Он лежит на юго-востоке от Римской державы. Ноннос боролся с кознями разных народов, во время дороги часто подвергался опасностям от диких зверей и от непроходимых мест; при всем том он исполнил предположенное и возвратился в отечество невредим. Аврам был вторично с посольством у Каиса, который приехал в Византию, разделил свое владение между братьями Амвром и Иезидом, а сам получил от царя начальство над Палестиной, куда он привел с собой многих из своих подвластных. Ноннос уверяет, что так называемые ныне Сандалии древние называли Арвилами; Факиолий называли они Фасолием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

83 Guldenpenning. Geschichte des ostromischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885. S. 91; Kaufmann. Deutsche Geschichte. Leipzig, 1880. I. 289. 84 Getica. P. 86—87. Ed. Μο mmsen; Mon. Germ, historica Auctor. antiquiss. Tomi V. Pars I. Berol. 1882. 85 Mommsen. Das romische Militarwesen seit Diocletian/Hermes. XXIV. 1889. S. 195. 86 Procopii. De bello Persico. II, 15: ξμβολα της αρχς ; Theoph. Chro-nogr. Ed. Boor. P. 240: об Арефе, филархе арабском. 87 Agathiae. V. С. 13; Zocimi. P. 206, 12. 88 Иоанн Антиохийский. Р. 611. 89 Моя статья «Константинополь в последние годы IV века "/Известия Русского археологического института в Константинополе. IV. 159. 90 Migne. Т. LXVI. Col. 1089. С. 14, 15. 91 Grosvenor. Constantinople. Т. 1. 377—380. 92 Ludwich. Eudociae augustae carmina graeca/Bibl. Teubneriana. Lipsiae, 1897; Diehl. Figures byzantines. Paris, 1906. 93 Teuffel. Gesch. der Rom. Lit. S. 1134. 94 Hefele. II. S. 149. 95 Μ an si. Concilia. VI. 716. 96 Μ a n s i. VI. Col. 736: Δια το τν θεν λ ν σαρκδη ναι και νανδρωπσαι και εξ αυτς της συλλψεως νσαι αυτω τον εξ αυτς ληφ 9 ντα ναν . 97 Пожар 1912 г. обнажил верхние террасы Большого дворца, восходящие, бесспорно, ко временам первых его строителей. Под верхней террасой обнаружен крытый портик на столбах и с круглыми сводами; снаружи вплотную к террасе пристроены византийские четырехугольные башни, построенные, наверное, императором Никифором Фокой, укрепившим «верхний дворец». Местами даже уцелели на поверхности земли остатки византийских построек, несомненно, на территории дворца. Террасы ориентированы сообразно с расположением Августеона, а не ипподрома, и следует думать, что в том же направлении тянулись и главнейшие дворцовые здания. Эти данные дают новейший материал для топографии Большого дворца. 98 Епарху посвящены две страницы в сочинении: Zachariaev. Lingen-thal. Geschichte des griechisch-romischen Rechts. S. 365—367. 3-е Auflage. Berlin, 1892. Специальная работа напечатана в «Известиях археологич. института». Т. IV. Вып. 2 и принадлежит автору этой книги.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

В «Педагоге» Логос выступает уже с другой задачей – перевоспитать к новой жизни обратившегося язычника и тем подготовить его к следующей ступени духовного развития и постижения духовного гносиса. «Педагог» состоит из 3-х книг. В первой книге говорится о Самом Воспитателе – Логосе, о воспитываемых им «чадах» (παιδα) и о средствах воспитания. «Педагог», подобно Богу – Своему Отцу, безгрешен и свободен от страстей и потому больше всего заботится об освобождении Своих чад от грехов, о духовном исцелении (2). Он, далее, любвеобилен и Свою любовь проявил в создании человека и ради него – мира, а так как всякая любовь ждёт ответной любви, Он требует исполнения заповедей Божиих (3). К чадам Логоса без различия относятся и мужчины и женщины, ибо различия пола не имеют значения в Церкви, ни тем более за гробом (4). Все воспитываемые Логосом испытывают духовное возрождение, ибо метод воспитания Логоса есть любовь и добро. Логос всех любит и всем желает добра. Но этот метод любви и добра должен быть соединён с указанием на осуждение для избегающих этого пути. Это содержание первой книги. Во второй и третьей книгах даются наставления Логоса к христианской жизни, причём параллельно рисуется картина распущенности современного высшего общества, бичуются его пороки. Наставления даются без особенного порядка. Сперва речь идёт о пище, причём Климент особенно вооружается против невоздержания, обилия и разнообразия блюд, против похоронных пиршеств, указываются виды чревоугодия и т. д. (II, 1). В таком же духе идёт далее речь о питии (1), дорогой домашней утвари (3), поведения во время пиршеств (4:7) и неблагопристойности в речах (5–6), об употреблении духов, венков (8), о сне (9), особенно о половых эксцессах и роскошной одежде (10), обуви (11), драгоценных украшениях (12). В третьей книге, после рассуждения об истинной красоте, продолжается обличение туалетного искусства (1), щегольства мужчин (3), дурного сообщества (шутов и др. 4), подробно говорится, как вести себя в банях (5), как пользоваться богатством (6–8), о цели посещения бань и гимнастических заведений (9–10) и, наконец, показывается образ идеального поведения, сообразного с требованиями Логоса (11–12). В «Педагоге» речь ведётся, таким образом, о самых обыденных явлениях, но в то же время со схоластическою скрупулезностью анализируются разные филологические понятия, приводятся многие примеры из классической жизни. Тон речи невыдержанный: постоянное обличение пороков современной жизни. Юмор сквозит иногда рядом с дельным остроумием. К «Педагогу» в кодексе Арефы (в котором он с «Протрептиком» сохранился) присоединяются два гимна – один в честь Христа Спасителя с надписанием: Το γου Κλμεντος, другой – в честь Педагога. Возможно, что первый гимн принадлежит самому Клименту; что касается второго, то он принадлежит какому-либо читателю «Педагога», вероятно Арефе, учёному архиепископу X в., известному своими поэтическими произведениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Не будем входить в подробности этого вопроса. Заметим только, что он обработан у о. Глаголева весьма слабо. Здесь он берет лишь известие об Арефе (–единственно правильная орфография–) во 2Kop. XI, 32 , чтобы чрез приложение 14 лет получить хронологический пункт Апостольской Конференции. И этот факт исследован неудовлетворительно, причем не ясно, покинул ли Павел Дамаск в начале владычества над ним Петрейского царька или по прошествии «ни которых дней», а от этого может быть колебание уже не на «три месяца», но на целые полтора года. К тому ведь это и не все, что желательно было бы привлечь для хронологии Апостольского Собора, где автор не вполне различает счисление относительное и абсолютное, взаимодействие коих должно быль руководственным принципом для размещения разных событий жизни Павловой. Итак: и intermedium и terminus а quo указаны гадательно, без необходимых оснований, между тем о. Глаголев смело заключает отсюда, что в Коринфе ( Дeяh. XVIII гл., Апостол был с «половины окт. 52 г. до второй половины апр. 54 г.» (стрн. 8). Точность поразительная, но она крайне подозрительна после предшествующих «всего вероятнее». Нельзя при этом не выразить особенного удивления, что автор упоминает и о седминах Данииловых совершенно ex abrupto и не делает никаких применений (стрнн. 7–8): просто становишься в тупик, зачем они потревожены?! Этим собственно и исчерпывается вся хронология рассматриваемого сочинения, а это, бесспорно, «самая малая единица», поскольку нельзя же вменять во что-либо случайные и голословные указания, будто «Апостол пробыл в Галатии не менее двух месяцев» (стрн. 108). Автор даже не всегда исполняет свои заманчивые обещания. Так на стрн. 83.2 мы читаем: «в Киликии Павел был, как мы сказали выше, в начале января», но такое мнение ничем не подтверждено, кроме аподиктического заявления (стрн. 29): «Мы полагаем, что путешествие (по Киликии) падало на начало января, так что киликийская область могла тогда показаться путешественникам весьма приятной и гостеприимной».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  Надпись и подпись 531  принадлежат переписчику кодекса Ваану, по другим 532  – архиеп. Арефе. В конце «Прошения» автор его краткое изложение учения о воскресении прерывает такими словами: «Но мы отложим рассуждение о воскресении» (cap. 36). Таким образом, автор «Прошения» сам указывает на имеющий появиться вскоре особый трактат о воскресении, который по справедливости видят в сохранившемся сочинении «О воскресении мертвых». Учение о воскресении мертвых было излюбленной темой в древнехристианское время. О нем писали Иустин 533 , Климент Александрийский , Ориген , Тертуллиан , Мефодий Олимпийский и многие другие, имена которых неизвестны. Автор произведения «О воскресении мертвых» говорит, что многие рассуждали о воскресении, но, по его мнению, с недостаточной полнотой обосновывали его (cap. 14). Трактат самого автора представляет собой попытку доказать христианское учение о воскресении мертвых чисто философским путем. Он берет учение о воскресении в его полном объеме из общецерковного верования и стремится обосновать его совершенно спекулятивно; поэтому он опускает доказательства из Священного Писания или церковного Предания. Если он (в cap. 18) приводит апостольские слова, то не для того, что найти в них доказательство раскрываемых им мыслей, но чтобы доказанное выразить в удобных для его цели словах апостола: «Следствие (из сказанного), – говорит он, – очевидно для всякого, именно – что надлежит, по апостолу, «тленному сему» и рассыпавшемуся «облещись в нетление», дабы, когда умершие оживут через воскресение и опять соединится разделившееся или совершенно разрушившееся, каждый получил должное за то, «что с телом сделал, благое или злое» ( 1Кор. 15: 53 и 2Кор. 5: 10 )». Подобного же характера и другие ссылки на места из Священного Писания (cap. 9 – Лк. 18: 27 и Мф. 19: 26 ; cap. 19 – 1Кор. 15: 32 ). Обосновывая христианское учение о воскресении, произведение Афинагора носит в то же время полемический характер, обращаясь к неверующим и сомневающимся, чтобы доказать им, что они не имеют оснований для своего неверия и сомнения, так как не верить тому, что само не есть невероятно, свойственно людям, не имеющим здравого суждения относительно истины (cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Повторяется картина, знакомая нам из Телль-Амарны. Кочевые племена при Помпее – итуреи напирают на оседлое население и богатые города (напр., Библ и Берит), затем сами приобщаются к арамейской, а потом и к греческой культуре. Появляются арабско-арамейские эллинистические царства. Уже около 132 г. до н. э. образовалось Осроэнское царство Авгарей в Эдессе (сущ. до 244 г. н. э.); около того же времени на месте древнего Эдома Набатеи сорганизовались в сильное царство, владения которого в 85 г. до н. э. при Арефе III включали Дамаск. Их положение у Аравийского залива делало их хозяевами гаваней и караванных стоянок, а их столицу Петру – важным складочным пунктом для торговли южно-арабскими благовониями; здесь скрещивались пути в Египет, Сирию, Южную Аравию, Вавилон и к Персидскому заливу. Грандиозные развалины Петры до сих пор дают археологу и исследователю семитических религий обильный материал. Большое количество набатейских надписей и в Петре, и на Синайских утесах, и в Хиджре и т. п. начертаны курсивным шрифтом, прототипом куфического, на арамейском языке, но с большим количеством арабизмов. При Траяне Набатейское царство, дотоле вассальное, прекращает свое существование; вместо него появляется provincia Arabia, но это не отразилось на богатстве и благосостоянии Петры. После эдикта Каракаллы, Пальмира получила право juris italici и имела совершенно греческое устройство, хотя официальным языком продолжал быть, на ряду с греческим, и арамейский. Благоволение Рима и, в то же время, враждебность к Персии были причиной того, что Пальмира всегда была на стороне первого, особенно в несчастное для него время императора Валериана и его войны с Сапором I. Вассальный правитель Пальмиры Оденат II был верным союзником Галлиена и разгромил парфян, дойдя в 265 г. до самого Ктесифонта. Всем известны последствия этого – Оденат, его преемник и сын Вахбаллат и правительница, вдова Зиновия (арабск. Зайнаб, арам. Бат Заббай) не только правили Пальмирой, но и властвовали именем Рима над всем Востоком.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Что такое акафист со стороны его внешнего построения? Это–соединение икосов и кондаков, составленных на одну тему и размещенных в порядке алфавита. Подобно полным кондакарным произведениям Романа, состоящим из 24 строф, и наш акафист (Богоматери) также состоит из 24 отделений, из которых одни оканчиваются: „Радуйся», и другия: „аллилуия» (из 12-ти кондаков и 12-ти икосов, которые чередуются между собою и начинаются каждый новой буквой в порядке алфавита). В древности эти строфы назывались икосами, а кондаком только первая песнь, стоящая вне акростиха или алфавита. Этот кондак есть известная песнь: „Взбранной воеводе». Разделение акафиста на кондаки и икосы основывается на различной структуре этих строф и появилось уже в позднейшее время. К какому времени относится происхождение стихир, и что это за род церковных песнопений? По принятому мнению, эта отрасль гимнографии самым ранним своим представителем имеет Константинопольского патриарха Анатолия (половины V в.). Основанием для такого мнения служит надписание воскресных стихир октоиха: νατολικ, т. е. произведения Анатолия, но в нашем славянском октоихе это обозначение переводится словом: „восточныя», т. е. стихиры. Нет никакого основания считать Анатолия Константинопольского за писателя наших „восточных» стихир, потому что имя этого писателя нигде не соединяется с эпитетом патриарха. Кроме того это предположение ведет в некоторых случаях к анахронизмам. Так именем Анатолия надписываются стихиры: Иоанну Милостивому († 620), мученику Арефе, пострадавшему при Юстиниане, и св. Авксентию († 470), тогда как патр. Анатолий скончался еще в 458 году. Гораздо вероятнее предположить, что под этим именем скрывается какой-либо позднейший Анатолий и, может быть, студийский песнописец этого имени, о котором упоминает Фабриций в списке греческих средне-вековых гимнографов. Анатолий студийский жил в IX веке и по самой принадлежности своей знаменитому монастырю, имевшему сильное влияние на обработку церковной службы, имел все средства и подготовку для такого рода занятий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Арефа называет своего принципиального противника в методе избрания хитрым и изворотливым (παριδξιος κα γχστροπος), себя же характеризует человеком вообще медлительным и малоподвижным, но на всё благое по милости божьей готовым и быстрым (τατ σοι... βραδς κα δοκσνητος Αρϑας χων μν ες ε ϑεο χριτι τ ες αταν χρηστν ροιμον κα εκνητον). В данном случае τ ες παν χρηστν у Арефы – введение такой формы голосования, которая провела бы без хлопот на патриаршество Феофилакта. Есть основание думать, что Григорий принадлежал к противной Арефе партии. К тому же самому Григорию адресовано письмо Арефы о привлечении к церковному суду епископа Евфимия, участника борьбы Византии с болгарами. 491 Позиция Григория, как упорного сторонника привлечения народа к избранию патриархов, выступает отчётливо; Арефа разоблачает в следующих словах его „странный либерализм» – ϑαυμαστ λευϑερα: „Ты выставил себя, как некий крепкий акрополь, или священный якорь, или, сверх того, тебе показалось, что ты понесёшь на себе это странное, разумею свободу, посвящая себя христовой церкви, лишь бы не поработиться кандидатам» ς χυρν τινα προβλου κρπολιν κα ερν γκυταν κα τ ϑαυμσιον ποσεσϑαι δοξας, τν λευϑεραν δϑεν, τ το Χριστο μνμενος κκλησα κ το μ ποψηφοις καταδουλοσϑαι) Что эта церковная свобода Григория – есть свобода выборов, при которой выставляются внезапные кандидаты и тут же избираются, ясно из следующего письма: „Или ты не понимаешь, что эта твоя странная свобода привносит гибель в дела священства – охлодулию вместе с бесчинством: дано ведь каждому право при самочинном выдвижении подавать голос не за одного единственного кандидата, прежде намеченного с уверенностью и по достоинству, но за всякого, к кому кто дружески расположен и кто опирается при внезапном выдвижении на бунтующее мнение» ( οκ ισϑν ς ϑαυμαστ σου ατη λευϑερα χλοδουλαν σν ταξ τος ερατικος πργμασι παρεισφϑερει κστ γρ δεδομνου ατονμ προϑσει μ πρς να τν π δεας ξως φωπισμνον συντατευϑνειν τν ψφον, λλ πρς ν τις οχεως χει τ τς προαγωγς αφνιδ πτς καινοτμον γνμην πιρρωνμενος).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но, побывавши в этой стране, мы найдем один за другим большие каменные города, обнесенные и не обнесённые стенами, с каменными воротами, так тесно один подле другого лежащие, что невозможно не удивляться тому, как весь этот народ мог жить на таком небольшом пространстве... Когда мы видим дома, построенные из таких тройных и массивных камней, что никакая сила, восстававшая против них в этой стране, не была в состоянии разрушить их; когда мы находим в этих домах такие обширные и высокие комнаты, что многие из них были бы считаемы красивыми комнатами в европейском дворце, и, наконец, когда мы находим, что некоторые из этих городов носят те же самые имена, которые они носили прежде чем израильтяне пришли из Египта, то, я полагаю, невозможно не почувствовать сильного убеждения в том, что перед нами города Рефаимов (великанов), города (в позднейшем веке) земли моавитской. Они постепенно, по мере того, как степные арабы увеличивались в числе, теряли свое население и теперь к югу от Салькхада (Salkhad) ни один из столь многих городов не обитаем. Достойно замечания, что на домах этих городов видны в большом множестве кресты. Везде в Гауране вы встретите кресты, но нет их нигде в таком количестве, как в описанных мной городах. Это были города, принадлежавшие Арефе, царю Аравии; здесь Павел впервые проповедовал». Новейший путешественник, отчасти проезжавший через западную сторону Гаурана, так говорит о разоренных и опустевших городах, которые он видел: «Нова, древний Нева, также как и Сананейн (Sananein) и другие города и деревни на пути представляют кучу развалин. Народонаселение, кажется, уменьшилось с тысяч до сотен и с сотен до десятков: то, что некогда было городами значительной величины, теперь жалкие деревни: и «обширные города не имеют ни одного обитателя», чтобы увековечить память их имен. От Нова до Фик (Féek) дорога пересекает обширную равнину, невозделанную и не имеющую жителей. Видны только развалины необитаемых деревень и городов, рассеянных по всем направлениям, с множеством соколов и цаплей, которые теперь занимают места, покинутые человеком 230 ».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво Пярту Москва, 6 сентября 2005 г. 11 сентября 2005 года в Большом зале Московской консерватории состоится концерт в день 70-летия композитора Арво Пярта, сообщает «Церковный вестник» . В программе – духовные сочинения. Исполнители: камерный оркестр " Времена года " , художественный руководитель – Владислав Булахов, Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Партия органа – Федор Строганов, дирижер – Алексей Пузаков. Концерт ведет Анатолий Агамиров. Билеты можно заказать в кассе 3 Консерватории по телефону: 933 32 00 и на сайте: www.kontramarka.ru . Начало в 19 часов (Б. Никитская, 13). 11 сентября исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво (в святом крещении Арефе) Пярту. Он родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России. 11 сентября во многих концертных залах Германии, Швеции, Эстонии и других стран будет звучать музыка Арво Пярта. В России юбилей композитора будет отмечен на лучшей концертной площадке столицы – в Большом зале Московской консерватории. В России впервые будут исполнены «Песнь Силуана», «Магнификат», «Берлинская месса» и ряд других произведений. Среди исполнителей – хор Свято-Николаевского храма при Третьяковской галерее под управлением А.Пузакова и оркестр «Времена года» под управлением В.Булахова. Вот что пишет о религиозной музыке и о творчестве Арво Пярта епископ Венский и Австрийский Илларион: «Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины. Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени.

http://pravoslavie.ru/14445.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010