Всех скорбящих Радосте,/и обидимых Заступнице,/и алчущих Питательнице,/странных утешение,/обуреваемых пристанище,/больных посещение,/немощных покрове и Заступнице,/жезле старости,/Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая;/потщися, молимся, спастися рабом Твоим. Кондак, глас 6 Не имамы иныя помощи,/не имамы иныя надежды,/разве Тебе, Владычице,/Ты нам помози,/на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся,/Твои бо есмы раби,/да не постыдимся. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. На полиелеи Величание Достойно есть величати Тя,/Богородице,/честнейшую Херувим/и славнейшую/без сравнения Серафим. Тропарь мученику Арефе и иже с ним, глас 1 Мужествовавше во Христе противу безбожнаго царя,/мученицы святии,/и того неверие иудейское во Христа обличивше,/прияша мук томление и главам усечение;/тем восхвалиша тя ангели,/и верных роди тя прославляют, Арефо,/и пострадавших с тобою,/яко молящихся присно о душах наших. Ин тропарь, глас тойже Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша,/умолен буди, Господи,/и вся наша болезни исцели,/Человеколюбче, молимся. Кондак, глас 4 Веселия ходатай нам наста,/светоносный днесь страстотерпцев праздник,/егоже совершающе, славим в вышних Сущаго Господа. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии, Арефо со пострадавшими с тобою,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Арефе, затворнику Печерскому,в Ближних пещерах почивающему, глас 2 Богатство твое душевное погубити хотя враг,/помрачил тя бяше богатством тленным исперва,/но всех спасаяй Господь/богатство гибнущее окрасти попусти,/душевное же невредно соблюл,/Небесных сокровищ наследника тя показа, Арефо,/тем тя чтим и ублажаем. Кондак, глас тойже Иова терпеливодушнаго ревнуя благодарению,/окраденный тленнаго своего имения претерпел еси благодарне, преподобне Арефо,/тем с ним обрет нетленное имение на Небеси,/моли Христа Бога о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Месяца Декабря во 2-й день о св. Афанасии затворнице, иже умер и паки в другий день оживе и пребысть лет 12-ть, л. 276–279. Нач. «Бысть убо и се в том же святом монастыри брат един живый свято.» Месяца Октября в 14-й день о Преподобнем Святоши Князе Черниговском, л. 279–290 об. Нач. «Сей блаженный и благоверный Князь Святоша именем Николай, сын Давидов, внук Святославль.» Месяца Февраля в 24-й день о Еразме, иже истроши свое имение ко святым иконам и тех ради спасение обрете, л. 290 об. 293 об. Нач. «И се ти, брате, скажу подобно твоему тщанию о Еразме черноризце». В той же день повесть о Арефе черноризце, ему же татьми украденное имение в милостыню вменися и сего ради спасеся, л. 293 об. – 296 об. Нач. «И се видех тамо сущу ми в пещере ». В той же день повесть о двою брату – о Тите попе и Евагрии диаконе, имевшим между собою вражду, л. 296–299. «И се ти и еще дивно чудо скажу, еже сам видех.» Второго послания, еже ко Архимандриту Печерскому Анаидину о святых и блаженных черноризец братии нашей. Списано бысть Поликарпом черноризцем того же Печерского монастыря, л. 299 об. – 300 об. Нач. «Господу поспешствующу и слово утвержающу к твоему благоумию.» Месяца Генваря в 31-й день и апреля в 30-й день и Мая в 14 день о Никите затворницы, иже бысть по семь Епископом Новуграду, л. 301–305 об. Нач. «Бысть во дни Преподобного игумена Никона». Месяца Генваря в 29-й день о Лаврентии затворнице, л. 305–308 об. Нач. «Но сем ин некто брат именем Лаврентий». Месяца июня в 1-й день о святем и блаженнем Аганите о безмездном враче, л. 308 – 317 об. Нач. «Бе некто от Киева пострижеся, именем Агапит». О св. Григорие чудотворце , л. 317 об. – 327. Нач. «Память любящим Бога присно чтома и хвалима». Месяца июля в 18-й день о многотерпеливем Иоанне затворнице, л. 327–334. Нач. «Подобно образия, и равно страстия имети роженным на земли первого человека». Месяца июля в 26-й день о Препод. Моисее Угрине, л. 334–374 об. Нач. «Уведеножь бысть о сем блаженнем Моисеи Угрине». Месяца Февраля в 10-й день о Прохоре черноризце, иже молитвою в былии, глаголемей лебеда, творяше хлебы и в пепелу соль, л, 347 об. – 358 об. Нач. «Якоже изволися человеколюбцу Богу о своей твари».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

– 40 – 41 об. гл.13. О антихристе. – 41 об. 46 гл. 14. О сотворении члка. – 46 – 49 гл. 15. Молитвы врачевательные над болем. – 49 – 54об.гл.16. Молитвы над имеющим дух недужен. – 54 об. 55 гл. 17. Молитва егда человек не спит. – 55 и об. гл. 18. Молитва над ужащимся во сне. – 55 об. гл. 19. Молитва в тузе. – – – гл. 20. Молитва болящему очима. – – гл. 21. Молитвы от нежиди нет. – 56 – 65 гл. 22. Поучение св. Нифонта. – 65 – 69 гл. 23. От аплскихъ заповедей наказание. – 69 – 75об.гл.24. Премудрости исова сна Сирахова. – 75 об. 77 гд. 25. О рабах. – 77 – 78об.гл. 26. О десятине. – 79 об. гл. 27. О мертвецах. – 79 об.– 81 об. гл. 28. О чти родителей. – 81 об. – 84 гл. 29. Мудрости похваление. – 84 – 92 об. гл. 30. Иоанна Златоустог о разума полезна от Андрея и от прочих его душеполезных. – 92 – 95 об. гл. 31. Повести св. Феодоры. – 95 об. – 97 об. гл. 32. О исповедании грехов. – 97 об.–101 гл. 33 Моисея скитянина. –101 – 105 гл. 34. Св. пророка Исаия о посте. –105 – 107 об. гл. 35. Поучение Иоанна Златоустог о попом. – 107 об. –111 гл. 36. О отвергшихся мира сего. –111 – 125 об. гл. 37. Толкование Евангельское. – 125 об.–129 гл. 38. Толкование аплское. –129 – 134 гл. 39. Се избрана премудрость от книг глемьхъ цепь златая. – 334 – 136 гл. 40. Толкование пророка Иеремея. –136 – 139 гл. 41. Толк псалтирный. – 139 и об.– гл. 42. Св. апла Павла о покаянии. – 139 об. – 142 гл. 43. О покорении и о послушании. –142 – 144 гл. 44. Иоанна Лествичника поучение. На обороте 142 и на 143 листах внизу следующая подпись: продал сие тетрати гдревъ задворной конюх Михайло Иванов снъ чркинъ зрнз году (1649) февраля в кз день подписал своею рукою». С 145-го по 478 лист написан некрупым полууставом другого почерка патерик печерский, начинающийся словом о создании Печерской Церкви. Лист. 206–208 об. О Св. Афанасии затворнике. – 208 об.–216. О препод. князи стоиши. – 217–219. О Еразме черноризце. – 219 О Арефе. – 222 об. О Никите затворнике, бывшем Нову граду. – 228 об. О блаженнем Агапите лечце.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

л. 154. Нестора мниха обители монастыря печерьскаго сказание, что ради прозвася печерскый монастырь. Нач. Боголюбивому князю Ярославу, любящу Берестов и церковь св. Апостол и попы многы бдящу. л. 160 об. Книга Патерик печерскый, иже о Бозе починаем. Слово 1. О сздании церкви, да разумеють вси, яко самого Господа промыслом и волею и Его преч. Матере и молитвою и хотением сдася и свершися боголепнаа и небеси подобнаа великаа церкви Богородичина печерскаа, архимандритиа всея рускиа земля, еже есть лавра святаго и великаго отца нашего Феодосиа. См. печат. Киев. издание 1701 года. л. 164. Слово 2. О еже како основана бысть церкви печерскаа. л. 167 об. Слово 3. О пришествии мастер церковных от Царяграда к Антонию и Феодосию. л. 174 об. Слово 4. О пришествии церковных писцов к игумену Никону от Царяграда. л. 178 об. Слово 5. О Иоанне и о Сергии чюдо изрядно, и се сказаша нам блаженнии тии черноризцы. л. 180 об. Слово 6. Сказание о святей грапезе и о священии таа церкви Божиа Матере. л. 184. Послание смиреннаго епископа Симона володимерьскаго и суздальскаго к Поликарпу черноризцю печерскому. Нач. Брате, сед в безмолвии сбери си ум свой и рцы к себе. Па.м. росс. Слов. XII в. стр. 219. л. 194. Что ради имети тщание и любовь к св. Антонию и Феодосию отцем печерскым. Нач. И се ти брате скажу, что ради мое тщание и вера к св. Антонию и Феодосию. Слышах вещь предивну от блаженных тех старцев (о препод. Онисифоре). л. 197 об. О блаженем Еустратии постнице. л. 201. О смиреннем и многотерпеливем Никоне черноризцы. См. Опис. Рум. Муз. стр. 430 и 431. л. 205. О святем священномученице Кукше и о Пимине постнице. л. 206. О святем Афанасии затворнице, иже умер и пакы в другый день оживе и пребысть лет 12. л. 209 об. О препод. Святоши князе черниговском. л. 220. О Еразме, иже истроши имение свое к св. иконам, и тех ради спасение обрете. л. 223. О Арефе черноризцы, емуже татми украденое имение в милостыню вменися, и сего ради спасеся. л. 225 об. О двою брату, о Тите попе и о Евагрии диаконе, имевшим между собою вражду.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Второй отрывок, в котором говорится о рае, приводится апостолом Павлом и связан с тем опытом, который был у него: И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12, 3–4 ). Толкуя это место, преподобный Никодим Святогорец говорит, что «рай – это персидское слово, означающее сад, насажденный различными деревьями…». В то же время он говорит, что восхищение апостола Павла в рай, согласно некоторым толкователям, означает, что «он был посвящен в таинственные и неизреченные словеса о рае, которые до сего дня сокрыты от нас». Тогда, во время созерцания, апостол Павел поднялся до третьего неба, то есть прошел три неба: деятельное любомудрие, естественное созерцание и достиг мистического богословия, которое является третьим небом, и оттуда был восхищен в рай, как говорит преподобный Максим Исповедник . Так он был посвящен в тайну того, чем было древо жизни посреди рая, чем являлось древо познания, кто были Херувимы и огненный меч, охранявший вход в Эдем, чем были два древа: жизни и познания добра и зла, и все остальные великие истины, представленные Ветхим Заветом 242 . Третье место находится в Откровении Иоанна. Епископу Ефеса между прочим говорится: Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр. 2, 7 ). Согласно преподобному Андрею Кесарийскому , под древом жизни иносказательно говорится о вечной жизни. Бог заповедует «приобщиться благ будущего века» 243 . Также по Арефе Кесарийскому «рай – это блаженная и вечная жизнь» 244 . Следовательно, рай, вечная жизнь и Царство Небесное – это одно и то же. Здесь мы не будем производить большего анализа того, что есть рай в соотношении с терминами «Царство Божие» и «Царство Небесное». Очевидно, что рай – это вечная жизнь в общении и единстве с Троичным Богом. Слово «ад» (« κολασπ» – «мука») происходит от глагола « κολαζω», который имеет два значения. Первое значение- «обрезать ветви дерева», а второе – «наказывать». Слово это в Священном Писании употребляется в основном во втором значении, в том смысле, что наказывает не Бог, но человек наказывает себя сам, потому что не принимает дара Божия. Во всяком случае, необщение человека с Богом является наказанием, особенно если мы подумаем о том, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и это является глубочайшим смыслом его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 22. Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство в милостыню ему вменилось, благодаря чему он получил спасенье Был черноризец в том же Печерском монастыре, именем Арефа, родом полочанин. Много богатства имел он в келии своей, и никогда ни одной цаты, ни даже хлеба не подал убогому, и так был скуп и немилосерд, что и сам почти от голода умирал. И вот однажды ночью пришли воры и украли все богатство его. Арефа же этот так сильно жалел о потере золота, что хотел сам себя погубить, тяжкие обвинения возвел на неповинных и многих ни за что мучил. Мы все молили его прекратить розыск, но он и слушать не хотел. Блаженные же старцы, утешая его, говорили: «Брат! Возложи на господа печаль свою, и он поддержит тебя». Он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в недуг лютый и уже при смерти был, но и тут не унялся от роптания и хулы. Но господь, который всех хочет спасти, показал ему пришествие ангелов и полки бесов, и начал он взывать: «Господи, помилуй! Господи, согрешил я, все твое, и я не жалуюсь». Избавившись же от болезни, рассказал он нам, какое было ему явление. «Когда, — говорил он, — пришли ангелы, то пришли также и бесы, и начали они спорить об украденном богатстве моем, и сказали бесы: «Так как не обрадовался он, но возроптал, то теперь он наш и нам предан». Ангелы же говорили мне: «О окаянный человек! Если бы ты благодарил бога о своей потере, то вменилось бы тебе это, как Иову. Если кто милостыню творит, — великое это дело пред богом, но творят по своей воле; если же кто за взятое насилием благодарит бога, то это больше милостыни: дьявол, делая это, хочет довести до хулы человека, а он все с благодарением предает господу,— так вот это более милостыни». И вот, когда ангелы сказали мне это, я воскликнул: «Господи, помилуй, господи, прости! Господи, согрешил я! Господи, все твое, а я не жалуюсь». И тотчас бесы исчезли, и ангелы, возрадовавшись, вписали мне в милостыню пропавшее серебро».

http://sedmitza.ru/lib/text/438086/

Послы тюркютов во главе с Маниаком прибыли в Константинополь в конце 568 г., вручив императору послание от своего кагана по имени Мугань. Они сообщили императору, что авары – это их взбунтовавшиеся рабы. Послы предлагали Юстину союз против общего врага Ирана и заключение торгового договора, по которому тюркюты обязывались охранять Шелковый путь из Китая на запад. В следующем году император направил своих послов во главе с комитом Востока Земархом в сопровождении Маниака в Согдиану, где находилась ставка Мугань-хана. Послы императора вернулись в Константинополь с дорогими подарками хана. Дипломатические контакты продолжались, но реального военного союза между империей и Тюркютским каганатом не получилось – в своих операциях против Ирана союзники действовали самостоятельно, без согласования, каждая сторона на свой страх и риск, преследуя свои интересы. Еще одной зоной противостояния между Ираном и Римской империей была Счастливая Аравия, или Йемен: часть местных арабов – химьяритов была недовольна господством в Йемене христиан-эфиопов. Для укрепления союзнических отношений с империей в Константинополь приходили послы из Эфиопии, от «гомеритских индов» 486 , а затем император Юстин направил своего посланника Юлиана «с сакрой (то есть с договорной священной грамотой) к Арефе, царю эфиопскому» 487 . Колоритный рассказ о нем содержится в «Летописи» Феофана: «Юлиан шел к Арефе от Александрии рекой Нилом и Индийским морем и был принят у царя Арефы с великой радостью, ибо Арефа дорожил дружбой царя римлян. Возвратившись, сам Юлиан рассказывал, что во время аудиенции царь Арефа был голый и на чреслах имел льняную златотканую одежду… а на чреве накладку из драгоценных камней, а на плечах по пяти обручей, а на руках золотые запястья, а на голове льняную златотканую повязку, от обоих узлов которой спускались четыре шнурка. Престол же царя был таков: четыре слона были заложены в четырехколесный экипаж, на котором возвышалась эстрада, обитая золотыми листами. Царь стоял на этом возвышении, держа позлащенный щит и два золотых дротика.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этом году римляне и персы нарушили мир и опять возобновилась Персидская война из-за того, что Гомеритские инды 185 прислали дружественное посольство к римлянам и с своей стороны царь отправил магистриона Юлиана с сакрою (т. е. с договорною священною грамотою) к Арефе, царю эфиопскому. Юлиан шел к Арефе от Александрии рекою Нилом и Индийским морем и был принят у царя Арефы с великою радостью, ибо Арефа дорожил дружбою царя римлян.– Возвратившись сам Юлиан рассказывал, что во время аудиенции царь Арефа был голый и на чреслах имел льняную златотканную одежду, обтягивавшую мускулы, а на чреве накладку из драгоценных камней; а на плечах по пяти обручей, а на руках золотые запястья, а на голове льняную златотканную повязку, от обеих узлов которой спускались четыре шнурка. Престол же царя был таков: четыре слона были заложены в четырехколесный экипаж, на котором возвышалась эстрада, обитая золотыми листами, подобно той колеснице, на какой ездят начальники епархий. Царь стоял на этом возвышении, держа позлащенный щит и два золотых дротика. Все члены царского синклита стояли с оружием и пели музыкальные мелодии. Римский посол, будучи представлен, поклонился и получил от царя Арефы приказание встать и приблизиться к нему. Приняв императорскую сакру, царь Арефа поцеловал печать, на которой было грудное изображение императора. А получив дары и очень возрадовался. Прочитав грамоту, Арефа нашел в ней предложение вооружиться против царя персидского, и губить соседнюю с Эфиопиею страну персов, и на будущее время не вступать в соглашение с персами, но производить торговлю подвластной ему страны Гомеритской рекою Нилом чрез Египет и Александрию. Тотчас же царь Арефа, ополчившись в присутствии римского посла, воздвиг войну против персов, послав впереди себя сарацин. Затем пошел и сам в Персидскую область, и опустошил всю подвластную персам страну, находящуюся в тех пределах.– Взяв в руки голову посла Юлиана, царь Арефа дал ему целование мира и отпустил его с большою сохранностью и со многими дарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

к Твор. св. Отц. За 1889 г. ч. XLIII, стран. 524 и дал. и XLIV. Письма начинаются от 28 мая 1841 года. 47 Иннокентий, переведённый туда, за поведение, не вполне одобрительное, из Петербургской духовной семинарии, где по началу были оба брата В. 49 Письма митр. Филарета к А.Н. Муравьёву стран. 120. Киев, 1869. Какая предусмотрительность и вместе сердечность звучит в словах святителя Московского о сыновьях преосвящ. Иннокентия! Действительно, ещё рано было «бранить» их в то время. Правда, из старшего, Иннокентия, не вышло много толку впоследствии и родитель его горько скорбел о сем; но за то весьма утешил его и добрым концом образования и последующими добрыми действиями младший, Гавриил, который за тем, после многих и доброплодных трудов на миссионерском поприще, особенно в новоприобретённом Россией приамурском крае, в сане протоиерея прибыл с своим родителем и в Москву, когда его родитель назначен был митрополитом Московским, помогая последнему при слабости зрения его. 51 Т. е. к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. Самый Арефа взят был из Лавры преосв. Иннокентием 52 Приб. к Твор. св. Отц. 1856, XV, 470. Срав. об этом Арефе также Письма митр. Филарета к архим. Антонию III, 376–377. Москва, 1883. 55 Преосвященный Иннокентий был в это время на пути в свою епархию по возвращении из Европейской России, куда он вызван был в 1857 году для присутствования в Св. Синоде. 66 Об этом миссионере, приехавшем с преосв. Иннокентием из Москвы в сане иеродиакона в 1841 году, и достойно потрудившемся в деле миссии, а наконец и живот свой положившем в звании Кенайского миссионера и в сант игумена. см. в Письмах преосв. Иннокентия к А.Н. Муравьёву в Приб. к Твор св. Отц. за 1889 г. ч. XLIII, стр. 555, 586 и др. 68 О помощи людьми уже известно нам из предшествующего. Срав. ещё Письма м. Филарета к арих. Антонию III, 15, 376–377 и др. Москва, 1883. 70 Так, в 1854 году, по переезде в Якутск, преосвященный Иннокентий писал А.Н. Муравьёву : «Думал я, но не смел написать Владыке нашему (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Арво Пярту — 70 лет. С юбилеем композитора поздравил Святейший Патриарх Алексий. 11 сентября 2005 г. 17:18 11 сентября исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво (в святом крещении Арефе) Пярту. Он родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России. Сегодня во многих концертных залах Германии, Швеции, Эстонии и других звучит музыка Арво Пярта. В России юбилей композитора отмечается на лучшей концертной площадке столицы — в Большом зале Московской Консерватории.  С особой радостью хотел бы засвидетельствовать Ваше глубокое благочестие, Вашу близость к православным иноческим обителям, к церковной интеллигенции. Пусть Ваши труды как одного из наиболее известных современных классических композиторов всегда будут проповедью Евангелия. Пусть они несут людям в современном мятущемся и неспокойном мире тот мирный дух Христов, которым, по мысли преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи. Господь да дарует Вам доброе здравие, радость, крепость сил, всесильную помощь Свою и Свое вдохновение в Вашем творчестве. в Большом зале Московской Консерватории. Святейший Патриарх Алексий направил А.Пярту поздравительное послание, в котором отметил, что в музыкальных произведениях юбиляра по-особому осмыслена литургическая и богословская традиция Восточной и Западной Церкви. «С особой радостью хотел бы засвидетельствовать Ваше глубокое благочестие, Вашу близость к православным иноческим обителям, к церковной интеллигенции. Пусть Ваши труды как одного из наиболее известных современных классических композиторов всегда будут проповедью Евангелия. Пусть они несут людям в современном мятущемся и неспокойном мире тот мирный дух Христов, которым, по мысли преподобного Серафима Саровского, спасутся тысячи», — говорится в послании Патриарха. Полный текст послания Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39820.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010