А словами Апостола Церковь , продолжая воспоминать о благодати крещения, поучает, что комужду дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7–13 . Зач.224). Последняя неделя по Пятидесятнице Чтения Евангелия и Апостола на литургии в воскресные дни после недели по Просвещении располагаются сообразно с неделею о Мытаре и Фарисее или с началом Триоди 682 , которое иногда бывает чрез одну, две или три недели после недели по Просвещении. Поскольку неделя Мытаря и Фарисея есть XXXIII по Пятидесятнице, то в неделю, предшествующую ей, читаются Евангелие и Апостол, назначенные в XXXII неделю по Пятидесятнице; за две недели до Триоди читаются Евангелие и Апостол, назначенные в XXXI неделю; за три, – Евангелие и Апостол XXX недели. Таким образом, если следующая за неделею по Просвещении бывает третья неделя до начала Триоди, т .е. XXX по Пятидесятнице, тогда читается Евангелие о пути к вечной блаженной жизни, – о любви к Богу и ближнему, яко к самому себе, указанное в XII неделю по Пятидесятнице у Евангелиста Матфея ( Лк.18:13–27 . Зач.91). Согласно с учением Евангелия – чтением Апостола Церковь поучает верующих, как избранных Божиих, святых и Богом возлюбленных, облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, снисходя и прощая друг другу, по примеру Иисуса Христа: паче же всего облечься в любовь, яже есть союз совершенства. И мир Божий да водворится в сердцах ваших, и слово Христово да вселяется в вас богатно ( Кол.3:12–16 . Зач.258). За две недели до начала Триоди, когда должна быть XXXI неделя по Пятидесятнице, читается Евангелие о чудесном исцелении слепого – словом Господа, показующее Его Божественное всемогущество и славу, являемые наипаче для истинно-верующих и молящихся. Слепой вопиял: Иисусе сыне Давидов, помилуй мя. Предидущия прещаху ему, да умолчит: он же каче множае вопияше: Сыне Давидов, помилуй мя. Иисус Христос, прияв с верою умолявшего о помиловании, сказал: прозри, вера твоя спасе тя. И абие прозре, и во след Его идяше, славя Бога: и вси людие видевше, воздаша хвалу Богови ( Лк.18:35–43 . Зач.93).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В среду и пятницу в Великий пост совершается литургия преждеосвященных Даров. Она начинается вечерней и состоит из тех молитв и песнопений полной литургии, которые не относятся к освящению св. Даров, но относятся к приготовлению верующих к причащению и благодарению за причащение. (Порядок ее проследить по служебнику). В четверг 5-ой недели совершается так называемое стояние. Этим именем обозначается утреннее Богослужение, на котором сполна прочитывается канон св. Андрея Критского и канон в честь св. Марии Египетской. Богослужение субботнее в Великий пост. Богослужение в субботы Великого поста сходно с субботним – круга седмичного, кроме суббот 1-й, 5-ой и 6-ой седмиц В. поста, посвященных особым событиям. В субботу 1-ой седмицы воспоминается св. Феодор Тирон и благословляется в честь его коливо. В субботу 5-ой седмицы вся почти утреня обращается в умилительный акафист в честь Божией Матери. В субботу 6-ой седмицы воспоминается воскресение Лазаря. Богослужение е воскресные дни, или недели Великого поста совершается по октоиху и триоди. Воскресенье 1-й недели поста называется неделей православия. В это воскресенье совершается в кафедральных соборах обряд православия, установленный в Греции в 9 веке, в память победы веры православной над всеми ересями и в память восстановления иконопочитания. В воскресенье 2-ой недели прославляются подвиги Григория Паламы (14 в.). В воскресенье 3-й недели совершается на утрени, после Великого славословия, вынос св. Креста на средину храма для; поклонения Ему. В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги св. Иоанна Лествичника . В воскресенье 5-ой неделя ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской. В воскресенье 6-ой недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. На утрени после Евангелия совершается освящение и раздаяние вербы. Литургия Иоанна Златоустог о; на ней праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь» ... В четверг страстной седмицы воспоминается Тайная Вечеря Господа Иисуса, прощальная Его беседа с учениками и взятие Его на страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Глас 7 04:24 Глас Преображения . Болгарский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Глас 8 03:24 Глас Вечности . Сокращенный киевский распев. Одноголосно исполняется в фа-мажоре. Счет гласов начинается со второй седмицы после Пасхи (службы первой пасхальной седмицы — Светлой — совершаются по особому чину без участия Октоиха). За седмицей 1го гласа следует седмица 2го, потом 3го — и так до 8го, а затем снова 1го, и цикл повторяется. И на каждый день седмицы каждого гласа в Октоихе содержатся изменяемые части богослужений. Как определить глас Недели ? – Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8й, а не 1й, первый же глас начинается с Недели 2й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8й. Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели. Восемь церковных гласов составитель В. Хорецкая Гласы – музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения. В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. – для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной. Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же – она сохранялась более или менее постоянно в течение веков. Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.

http://azbyka.ru/glas

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Под приготовительными днями к Великому посту разумеются дни, – начиная с Недели (воскресения) мытаря и фарисея до самой Четыредесятницы. Последования же в Постной Триоди находятся для следующих дней: для Недели (воскресения) мытаря и фарисея, Недели (воскресения) блудного сына, Недели (воскресения) мясопустной, всей седмицы (семи дпей) сырной Недели. Под Великим постом разумеется Святая Четыредесятница и Страстная седмица. Последования в Триоди Постной находятся на каждый из сих дней. При пении Постной Триоди поются Октоих и Минея. Все воспоминания, усвоенные дням, в кои поется Триодь Постная, направлены к тому, чтобы пробудить в нас сокрушение о наших грехах и обратить нас к Богу 920 . В молитвах и песнях Триоди Св. отцы вкратце изложили мысли о сотворении мира и человека, о блаженном состоянии первых человеков, о грехопадении и их изгнании из рая, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека 921 , чтобы этими напоминаниями показать начало греха и расположить нас к раскаянию и посту 922 . Дни приготовительные к посту Как вожди пред борьбой с врагами ободряют воинов мудрым и благовременным словом, так Церковь нас сначала, приготовляет к подвигам поста и покаяния, а потом призывает к самым подвигам 923 . Недели: мытаря и Фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк.18:9 ), поэтому православная Церковь , в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется 924 , что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в Неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой Недели (воскресения) Великого поста, включительно, после чтения Евангелия, пения: «Воскресение Христово видевше» и 50-го псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных» (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Аще ли прилучится великаго в чюдесех святителя Николы в среду пред Вознесением. Служба вся с праздником Пасце отдания. Аще храм святаго прилучится в четверк Вознесения Христова, то поется служба вся храма святаго вкупе с праздником (как Богослову с Вознесением). Аще прилучится многочудеснаго и великаго чудотворца Николы в самый праздник Вознесения Христова, поется служба вся святаго с праздником. (Тоже). Аще прилучится Алексия митрополита в попразднестве Вознесения 6 недели по Пасце или 7 и в попразднестве 8 недели. Аще же прилучится храм святаго в неделю 7-ю по Пасце святых отец, оставляется служба Вознесению и поется служба воскресна и отцем и храму святаго. Яко аще прилучится празднество Сретению Пречистыя Владимирския в неделю 7-ю св. отец, оставляется служба Вознесению и поется воскресна и Богородицы и отцем. Аще прилучится великаго святаго или храм святаго в пяток 7-я недели по Пасце в отданье праздника Вознесения, поем службу храма святаго или великому святому с отданием праздника. Аще прилучится храм святаго в субботу пянтикостную, поем службу в субботу наряду храма святаго, а субботе поем службу о умерших в субботу в мимошедшую или в четверк мимошедший. Аще храм святаго прилучится в неделю 50-ю. Аще прилучится коего великаго святаго или храм святаго в отдание праздника 50-цы сошествия Духа, поем службу великому святому или храму святаго с отданием праздника. Аще прилучится великий святой в неделю всех святых, поется служба вся великому святому в настоящую сию неделю. Аще прилучится храм святаго в неделю всех святых поется служба вся храму святаго в сию неделю всех святых. – Сия главы совершишася до зде подобны суть марковым списание трудолюбезно». Об этих-то главах патриарх Филарет выражался, что они занесены в Типикон уставщиком Логгиным «своим самовольством» и составлены «не по апостольскому и не по отеческому преданию», а посему в издание Типикона его времени они не вошли. Далее, после «подобных глав Марковым» сейчас же идут «храмовые главы» с заглавием: «Сказание известно главам иже о храмех святаго или святей с месяца сентября до недели Мытаря и Фарисея от начала же Мытаря даже до недели всех святых». Сравнительно с нынешним Типиконом здесь не достает глав с 26 по 42, 47, 50, 51 и 53, но зато есть такие главы, которых ныне не существует, напр. главы о храме в честь Евфимия Сардикийского, 26 декабря, в неделю или в неделю по Рождестве, храмовые главы для понедельника первой недели (как Сретению), для всей Страстной седмицы, первого дня Пасхи и недели Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вторично они также в следующий первый день недели, на который падала тогда Пятидесятница, пребывали все вместе в том же единодушии, т. е. в единодушном молении и молитве ( Деян.2:1 сравн. 1:14). Без сомнения, на этих священных собраниях они преломляли хлеб (сравн. Деян.2:42 ). По примеру двенадцати Апостолов и учеников Христовых и великий Ап. Павел приурочивал священные собрания с преломлением хлеба также к первому дню недели, который и проводил в религиозном покое. Это видно из жизни образованной им Троадской церкви. «В первый же день недели, пишет ев. Лука, когда ученики (в Троаде) собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи»... Во время беседы Павловой с одним юношею случилось несчастие, и Павел, выйдя из горницы, исцелил его и снова, «взошед (в горницу) и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–12 ). – Зачем вы указываете на собрание учеников в Троаде, – решительно возразил мне Петр, – когда это собрание было чрезвычайное, вызванное приездом Ап. Павла, а не обычное, всегда совершающееся у Троадских христиан? – Ошибаешься, Петр, – отвечал я. – Ведь ап. Павел пробыл в Троаде семь дней ( Деян.20:6 ). Почему же ученики в Троаде не устроили собрания тотчас, или в первый день приезда ап. Павла, а перенесли оное на последний день его пребывания у них? Значит, по случаю приезда ап. Павла они такого собрания не устраивали. Не устраивали потому, что приезд к ним ап. Павла пал на понедельник 13 , а в понедельник христиане не устраивали означенных священных собраний. И в первый день недели они опять-таки если и устроили священное собрание, то не по случаю отъезда ап. Павла, а только потому, что у них уже был такой обычай святить первый день недели богослужебными собраниями с преломлением хлеба. Вот почему ев. Лука и не пишет, что собрание в первый день недели было по случаю приезда или отъезда ап. Павла, а ясно говорит: «в первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба ( Деян.20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Остромировом, Мф. 3:14 . грдеши, Мк. 15:31. себе не можеть спсти, Мф. 13:22 . пеаль свта сего ( το ανος); как в Остром. списке, при слове мир ставится местоимение весь, Мф. 24:21. 25:34 . Ин. 1:29. 6:52 . и др. Вносная речь пишется в коммах при каждой строке. – Имя Спасителя пишется обыкновенно: но Ин. 19:9 . (л. 223) 19. 30. (л. 223 об. 224 об.) иссъ. 21 (по преж. кат. 740). Евангелие – апракос ( πρακτος) – недельное т.е. расположенное для церковного употребления по неделям, начиная с пасхи, пергам. в лист, чистым уставом, в два столбца, 1307 г., 127 л. По листам подпись дьяка: арбеие в . Содержит а) л. 1–89 об. чтения от Пасхи до Великого поста на все дни, только в неделю 16 по Пятидесятнице одно субботнее и недельное, с пропуском прочих, по примеру Греч. рукописей у Шольца (Ν. Т. Gr. 1, 463.). Как в сем, так и во всех последующих списках Евангелий, расположенных по неделям, не все недели года имеют один общий счёт, как в нынешнем печатном столпе Евангелий, но, смотря по чтениям Евангелистов, три разных счета: первый обнимает недели от Иоанна в числе 8, или, по другим спискам, 7, т.е. до субботы, или, по другим, до понедельника по Пятидесятнице; второй – недели от Матфея в числе 17, т.е. до недели перед Воздвижением включительно; третий – недели от Луки в числе 17 же, т.е. до недели мясопустной, которая вместе с последующею сыропустною не входит в общий счёт. Счёт чтений от Матфея в настоящем списке начинается с субботы по Пятидесятнице, и потому, кроме только субботних дней, сходен с нынешним столпом Евангелий. Чтения же от Луки, во всех апракосах, кроме 25, начинаются с понедельника недели по Воздвижении, вместе с началом чтения сего Евангелиста, б) Л. 89 об. –110. чтения на субботние и воскресные дни св. Четыредесятницы и на все дни Страстной седмицы, при чём в великий пяток положено Евангелие на литургии – тоже, какое ныне читается на вечерни. В синаксаре, напечатанном у Шольца и заимствованном из одного Евангелия X ст., стоит также: τ γ παραμον ες τν λειτουργαν (Ν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Исключением служат воскресные дни периода Цветной Триоди: там указаны тоже те же воскресные Евангелия, но не в обычной последовательности. В конце богослужебного напрестольного Евангелия имеется «Сказание, еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета», где указано, какие утренние воскресные Евангелия читаются в недели от Св. Пасхи до недели Всех Святых и затем в следующие за сим 32 недели. После 32–й недели по 5–ую неделю Великого Поста включительно уже не указывается, какие именно утренние Евангелия должны читаться, и это потому, что, в зависимости от передвижения дня праздника Пасхи, самая ранняя Пасха бывает 22 марта, а самая поздняя 25 апреля, между 32–ой неделей по Пятидесятнице и неделей Мытаря и фарисея бывает в разные годы неодинаковое число недель, вследствие чего в эти недели в разные годы приходится читать не одни и те же Евангелия. Для того, чтобы отыскать, какие именно Евангелия читаются в эти недели в известном году, надо пользоваться так называемой Зрячей пасхалией, которая помещается в конце Типикона и Следованной Псалтири. В Индиктионе нужно найти ключевую букву данного года, а при ключевой букве вместе с указанием дня праздника Пасхи и других праздников, в какие дни они приходятся, указано также, в какое число месяца начинается каждый столп гласов Октоиха и какие при этом следует читать воскресные утренние Евангелия. Надо помнить при этом, что счет, как столпов гласов Октоиха, так и утренних воскресных Евангелий начинается с недели Всех Святых, при чем в неделю Всех Святых всегда бывает глас 8–ый и читается утреннее Евангелие 1–ое; во 2–ую неделю по Пятидесятнице бывает глас 1–ый, а утреннее Евангелие читается 2–ое и так дальше по порядку. Поэтому до недели Всех Святых столпы гласов и Евангелий надо искать под той ключевой буквой, которая относится к предыдущему году. Всех столпов шесть: 1–ый начинается в первую неделю Петрова поста, 2–ый по Илиине дне, 3–ий по Воздвижении, 4–ый в пост Рождества Христова, 5–ый по Крещении Господнем и 6–ый во святый Великий пост.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

XVII, 1–15 – в понедельник 6-й недели. – во вторник и св. Дионисию до 34 стиха. XVIII, 1–11 – на обновление Царя-града. – в среду 6-й недели. XIX, 1– 8 – в пяток 6-й недели и Предтечи, 7 января. XX, 7–12 – в субботу 6-ой недели. 16–18 и 28–36 – в неделю 7-ю, Святых Отец. XXI, 8–14 – в понедельник 7-й недели. – во вторник. XXIII, 1–11 – в среду. XXV, 13–19 – в четверток. XXVI, 1–20 – в день царя Константина, 21 мая. XXVII, 1–44 – в пяток 7-ой недели. XXVIII, 1–31 – в субботу. Насколько это распределение чтений из книги Деяний древне, об этом отчасти можно судить по древним рукописям. Так, напр., в Слепчанском Апостоле XII-ro века, в части, принадлежащей г. Верховичу, чтение в пяток 2-ой недели по Пасхе оканчивается (как и ныне) 10 и 11 ст. 5-й главы (см. в сочинении профессора г. Воскресенского «Древне-Славянский Апостол», выпуск I, изданный в 1882 г., стр. 13. Этот ученый особенное значение придает Апостолу Толковому 1220 г., но, к сожалению, эта рукопись сохранилась далеко не вся. Далее, в качестве третьей редакции Кирилло-Мефодиевского перевода Апостола он считает труд святителя Алексия, митрополита Московского, за которым следует Библия 1499 года, принесенная, быть может, митрополитом Киприаном. По руководству ее, Апостол был напечатан в Москве в 1564 году Иваном Феодоровым и П.Мстиславцем, а потом издана К.Острожским Библия в 1581 году).     1 По замечанию блаженного Феофилакта, святой Лука был вообще «богат внешнею мудростью». 2 Древние толковники, пишет блаженный Иероним, предполагали, что Евангелист Лука был весьма сведущ во врачебном искусстве и знал лучше Греческий язык, чем Еврейский; отсюда и речь его, как в Евангелии, так и в Деяниях Апостольских, т. е. в той и другой книге, изящнее, носит в себе отпечаток тогдашнего красноречия и отличается более Греческими, нежели Еврейскими, признаками. О знании им Еврейского языка того времени свидетельствуют ( Деян.1:19, 4:36 ). 4 В жизнеописании святого Луки, составленном Симеоном Метафрастом , читается: «когда молва (об Иисусе Христе) распространилась по всей Иудее и Галилее, тогда и святой Лука, презревши все земное, внезапно объемлется горним, прибывает в Иудею и приходит к Нему, Кого так жаждал...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010