Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Араповский мон-рь св. Недели [Болг. Араповски манастир «Света Неделя»], Болгарской Православной Церкви. Расположен в 8 км восточнее г. Асеновград, близ с. Арапово (совр. Златоврых). Возник в 1856 г. как монашеская община, преобразованная через 3 года в обитель. Расположение А. м. на открытом пространстве в поле не характерно для болг. мон-рей, к-рые устраивались обычно на холмах, в предгорьях или в горах, и обусловлено нахождением вблизи него св. источника. Отсюда и специфическая черта внешнего облика А. м., напоминающего средневек. крепость, хотя сами постройки не имеют фортификационного назначения и традиционны для эпохи болг. национального возрождения. Строительство соборного храма, трехнефного с 3 апсидами, было начато в 1856 г. мастером Стою, избравшим в качестве образца соборы Горно-Воденского и Бачковского мон-рей; освящен в 1859 г. в честь св. Недели. Средства на постройку и украшение храма были собраны населением окрестных сел; имена дарителей сохранились в ктиторских надписях над сев. и юж. вратами храма. В 1928 г. купол храма пострадал от землетрясения, восстановлен и заново расписан худож. Н. Эвровым в 1930 г. В 1856-1859 гг. был возведен П-образный корпус, огибающий храм с востока, запада и севера (сохранился только зап. двухэтажный келейный корпус); позднее в юго-зап. углу пристроили Г-образное крыло (восстановлено в 1935). В 60-х гг. XIX в. на юго-востоке монастырского двора появилась трехэтажная жилая башня высотой ок. 9 м (отреставрирована в 70-х XX в.), по преданию, в ней неоднократно находил убежище легендарный родопский гайдук Ангел Воевода. В 1870 г. над св. источником (перед сев. вратами) была поставлена часовня - однонефная постройка с апсидой и массивным цилиндрическим сводом; расписана в 1875 г. В 1929 г. в зап. части А. м. построена колокольня. Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г. |
Св. равноап. Кирилл крестит царя Бориса II. Св. равноап. Мефодий проповедует народу. Роспись ц. св. Недели Араповского мон-ря. 1864 г. Собор был расписан в 1864 г. худож. А. Атанасовым и, возможно, его учеником, активным участником болг. национального движения, худож. Г. Данчовым . Атрибуция основана на частично уцелевшей надписи: «...1864 юни 13 писа Георги». Поскольку Данчову в период росписи было всего 18 лет, нек-рые исследователи полагают, что речь может идти о др. мастере. Надпись над оконной нишей в алтарной апсиде сообщает, что украшению церкви содействовал «игумен Мулдавской обители архим. Софроний», впосл. игумен А. м. Среди росписей храма - житийные циклы св. Недели, вмц. Параскевы, св. Иоанна Предтечи; в апсиде - изображение Божией Матери «Ширшая Небес». На части фресок, датируемых 1870 г., изображены 10 сцен из жизни святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия : создание слав. азбуки, проповедь св. Кирилла народу, смерть и погребение св. Кирилла и др. Патриотическая тенденция, характерная для искусства периода болг. возрождения, нашла отражение в наличии среди образов храма изображений болг. святых: блгв. царя Бориса II, , свт. Илариона Мегленского, епископов Марко Преславского и Иеронима Пловдивского, Патриархов Иоакима и Евфимия II Тырновских, мч. Онуфрия Габровского и др., отдельно представлен житийный цикл прп. Иоанна Рыльского (10 сцен), в т. ч. изображение встречи святого с болг. царем Петром. В отличие от большинства обителей Пловдивского округа, где служили на греч., богослужение в мон-ре совершалось на болг. языке. В 1862 г. при мон-ре была открыта школа с преподаванием на болг. языке. В обители подвизались деятели болг. национального движения архимандриты Софроний и Сергий. В период игуменства архим. Софрония и при участии архим. Герасима была оборудована мастерская, выпускавшая эстампы патриотического содержания, распространяемые по всей стране. Широко известна литография, посвященная покровительнице мон-ря св. Неделе работы асеновградского мастера Димитра. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. мон-рь был сожжен отступавшими башибузуками и восстановлен после освобождения страны от османского ига. В наст. время в мон-ре 3 монаха. Монастырский комплекс объявлен памятником культуры национального значения. |
В 1852 г., лишившись и матери, Георгий вместе с одним хиландарским монахом отправился на Афон в хиландарский монастырь, где под строгим надзором и мудрым руководством опытного старца привыкал к монастырской жизни, упражнялся в славянском языке, переводе и толковании Св. Писания и в церковном пении. В 1858 г. пострижен в монашество с именем Гервасия и посвящённый в диакона послан был от монастырского начальства довершить своё образование в карейской богословской семинарии и здесь основательно изучить греческий язык. По окончании курса в 1862 г. рукоположен в иеромонаха и оставался в монастыре до 1866 г, когда назначен был проповедником и духовником в г. Станимак. В следующем году определён игуменом новоучреждённого болгарского монастыря «Св. недели» при селе Арапове близ Филиппополя (болг. Пловдив). Здесь игумен Гервасий развил ревностную деятельность по благоустроению нового монастыря, чем привлёк к нему внимание и любовь окрестного болгарского населения, и, что было особенно важно, устроил при монастыре болгарское училище, в которое сотнями стекались дети болгар из четырёх соседних округов (сразу записались в училище около 280 учеников). В этом училище получили первоначальное образование многие болгары, которые ныне занимают видные общественные должности. Вообще, араповский монастырь при игумене и потом архимандрите —84— Гервасии служил центром народного болгарского движения и просвещения. В 1873 г. хиротонисан в сан архиерея и назначен помощником филиппопольского митрополита Панарета, а по смерти сего последнего управляющим филиппопольской епархией, и, оставаясь в должности до 1886 г., оказал для сей епархии большие услуги и в административном, и в духовно-просветительном отношениях. Управлял кроме того соседними епархиями – германлийской, сливенской и старо-загорской и везде оставил по себе благодарную память. В течение тридцатидевятилетнего служения церкви высокопреосвященный Гервасий на деле показал добрый пример и в области благотворительности, покровительствуя и щедро помогая бедным и нуждающимся ученикам, многие из которых только благодаря ему и могли получить образование 119 . |
11-го дек.). Но если в Неделю праотец случится день памяти пророка Даниила и св. трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила, то читаются Апостол и Евангелие святому (Тип., послед. 17-го дек.). Рядовые зачала апостолов и Евангелий, при чтении особых зачал, в упомянутые Недели читаются иногда «под зачало». Выражение «под зачало», встречаемое в богослужебных книгах, означает то, что два апостола или два Евангелия читаются так, как будто составляют одно зачало, т. е. между чтением двух зачал не бывает большой остановки. Таким образом читаются Апостол и Евангелие в те дни, в которые полагается чтение трех Апостолов или трех Евангелий, и три зачала читаются как два 636 . К выражению «под зачало» иногда присоединяется слово «утренний». Оно указывает на Апостол и Евангелие следующего, завтрашнего дня 637 , на Апостол и Евангелие рядовые. О чтении особых зачал Апостола и Евангелия в некоторые из указанных дней должно сказать несколько слов. Касательно Недели праотец в Типиконе есть особое замечание: «Блюди Неделю праотец, в кое число прилучится, аще и прежде Недели 28-я, или послежде. И на литургии Евангелие чти Недели 28-й от Луки, зачало 76: «Человек некий сотвори вечерю велию», непременно едино. А в 28-ю Неделю чти рядовое, кое прилучится иныя Недели» (Тип., послед. 11-го декабри). Смысл этого замечания такой: в Неделю праотец непременно читается Евангелие о вечери – Луки, зачало 76, как имеющее отношение к празднику Рождества Христова и при том лишь одно это Евангелие, а рядовое не читается. Это Евангелие то самое, которое и Недели праотец (Лук., зач. 76), 28 Недели. Но в 28-ю Неделю оно лишь в том случае читается, если Неделя 28-я случится в самую Неделю праотец. В те же годи, в кои Неделя праотец случится в 27, 29, 30 и 31-ю Недели, в те годы читается в 28-ю Неделю Евангелие не Луки, зачало 76, а Евангелие 27, или 29, 30 и 31-й Недели, т. е. той Недели, в которую случится Неделя праотец. Г. Петров, руководствуясь этим замечанием Типикона о Евангелии Недели праотец, говорит, что так как и апостол 29-й Недели есть один и тот же, что и Недели праотец, то, если Неделя праотец случится сряду после 29-й Недели, – не должно читать его в обе Недели, а следует читать только в Неделю праотец. |
Между большими или привилегированными неделями первая и самая важная есть неделя Пасхи, вторая – неделя Пятидесятницы, за ними следуют первая неделя рождественского поста, первая неделя Четыредесятницы и неделя ваий или вербная; к сим присоединяются неделя страдания (или 5 неделя великого Поста), неделя св. Фомы и неделя св. Троицы. Это недели первоклассные; их служба никогда не оставляется ни для какого праздника или святого, случившегося в оные, как это бывает в остальные большие и меньшие недели. 107 В нашем Православном чине Богослужения недели или воскресные дни разделаются на два последования, из которых первое начинается с недели мытаря и фарисея, а второе – с недели всех святых. В продолжение года, по уставу нашей восточной Церкви, недели располагаются в следующем порядке: а) недели приготовительные к великому посту, т. е. неделя мытаря и фарисея, неделя о блудном, неделя мясопустная и неделя сыропустная; б) недели св. и великой Четыредесятницы: первая, вторая, третья, четвертая, пятая и шестая или ваий; в) недели Пятидесятницы, т. е. неделя Пасхи, Фомина, мироносиц, расслабленного, самаряныни, о слепом, св. отец никейских и неделя св. Троицы; г) недели по Пятидесятнице, между которыми некоторые посвящены особым празднованиям, и имеют собственные названия, каковы: неделя всех шести Вселенских Соборов, неделя пред Воздвижением, и по Воздвижении Креста, неделя седьмого Вселенского Собора, неделя праотец, неделя пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом, неделя пред Просвещением (Богоявлением) и по Просвещении. Между всеми неделями в году первая и торжественнейшая у нас, также как и у латинян, есть неделя Пасхи. После неё в богослужебном отношении у нас различаются – а) такие недели, в которые отправляется не воскресная, а особая праздничная служба; таковы: неделя Антипасхи или св. Фомы, неделя Пятидесятницы и неделя ваий. б) такие недели, в которые к воскресной службе прилагается служба в честь празднуемых событий или святых; к сему разряду относятся: неделя мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, св. отец никейских, всех святых, св. вселенских соборов, св. праотец, пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христовом, недели приготовительные к великому Посту и недели св. Четыредесятницы. |
На великой вечерне – на Недели (воскресения) поются стихиры на 10-ть. От недели Всех Святых до мясопустной Недели такой порядок пения стихир: 1) Если в воскресенье не случится другого особого праздника, то поются воскресных стихир 7-мь, из Октоиха 352 и святому из Минеи, на 3-и (Тип., гл. 2). 2) Если же случится в Неделю (воскресение) святой шестеричный, то поются воскресные стихиры на 6-ть, и святому на 4-ре (Тип., гл. 5). 3) Если в неделю случится святой с полиелеем или два святых, то поются 4-ре воскресные стихиры, а святому или святым на 6-ть (Тип., гл. 4 и послед. 1 сент.). 4) Если в неделю случится предпразднство, попразднство, отдание праздника, то поются 4-ре воскресные стихиры и из Минеи, на 6-ть, – сперва три стихиры предпразднства или попразднства, а потом три святому (Тип., 21 дек.), а в отдание – 6-ть празднику (Тип., 7, 8, 12 сент. и др.) 5) Если же в неделю случится предпразднство или попразднство и святой с полиелеем, то поются три воскресные стихиры, предпразднства и попразднства три стихиры и святому 4-ре (Тип., 21-го дек.). На Недели (воскресения), в которые поется Постная Триодь, число воскресных стихир Октоиха бывает неодинаково в те и другие Недели, но в иные более, в иные менее, смотря по тому, сколько находится на те Недели (воскресения) стихир в Триоди. Так, на те Недели, на которые в Триоди положено три стихиры на «Господи воззвах» (на Недели: мытаря и фарисея и 4-ю неделю Великого поста), поются семь стихир воскресных пред Триодными. На те же недели, на которые в Триоди положено 4-ре стихиры (на Недели: блудного сына, мясопустную, сыропустную, 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого поста), поется 6-ть воскресных стихир пред Триодными. Служба рядовым святым, случившимся в Недели (воскресения) пения Постной Триоди, поется на повечерии, исключая того случая, если будет святой с полиелеем. Если в недели пения Постной Триоди случится святой с полиелеем, то не во все Недели бывает одинаковое число пения стихир из Октоиха, Триоди и Минеи. Так: A. На Неделю сыропустную поются: воскресных 4-ре стихиры, святому из Минеи 3-ри и из Триоди 3-ри (Тип., 24 февр.). |
Отец: в октябре и декабре, до 20-го числа (до предпразднства Рождества Христова), и в Неделю Всех Святых; ибо канон Недели св. Отец и канон Триоди (Всех Святых) поются только на 6-ть. Тогда канон святому (кроме великого и храмового) не поется. 2) В Недели: мытаря и фарисея, блудного сына, сыропустную и первую Великого поста, ибо каноны Триоди в эти недели поются на 6-ть. Канон Богородицы не поется в те Недели, в которые случится предпразднство или попразднство и при том еще святой с бдением или святой храмовый, или два святые, коим положены два канона и, вообще, когда поется, кроме воскресного канона, два канона – один на 4-ре и другой – на 6-ть (на 10-ть) 487 . Богородичный канон не поется также и в Неделю св. Отец и в некоторые Недели (воскресения) Триоди. Тогда в эти недели поются каноны: святому и недели на 10-ть (а не на 8-мь) 488 . В Недели пения Триоди Цветной, от Недели Пасхи до Недели Всех Святых, не поются каноны: воскресные, крестовоскресные и Богородичные Октоиха, а поются только – Триоди. Если в эти Недели будет храм святого или святой с полиелеем (Тип., послед. 23 апреля, 8-го мая), то поются каноны Триоди и Минеи. В Недели пения Цветной Триоди сперва поется канон пасхальный с Богородичным, потом канон Триоди Недели и, наконец, канон святого (если в тот день положено петь его). После восьмой песни канона поется 9-я песнь Свящ. Писания: «Величит душа моя Господа» с припевом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения серафим» и т. д. При пении этой песни бывает каждение. Иерей, при каждении трапезы (Тип., гл. 9), или диакон (Тип., гл. 2), по окаждении ее (Тип., гл. 2), стоя пред иконой Богоматери (послед. вечерни, утрени и полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., л. 9), возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» 489 . Затем иерей или диакон кадит алтарь и всю церковь (Тип., гл. 2 и 9). За возглашением иерея или диакона «стихословим 9-ю песнь, поюще велегласно» (Тип., гл. 2 и 9). На утрени, когда совершается об усопших восследование, по 9-й песни и возглашения иерея: «Богородицу и Матерь света», людие: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи». И поем ирмос 9-й песни (Тип., гл. 14). Устав о пении 9-й песни с припевом «Честнейшую Херувим» излагается в Типиконе в особой главе (20-й), которая и озаглавливается так: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». В этой главе читаем, что «всегда поется Честнейшая в Неделях всего лета, в предпразднствах и попразднствах и в седмичные дни». Впрочем, слово «всегда» здесь должно понимать так: всегда, кроме дней, указанных ниже в этой же главе и в других местах Типикона. В которые же дни не поется «Честнейшая», в те и не возглашается: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим», аще каждение совершается. К таким дням, в которые не поется «Честнейшая», относятся: |
Б. На Недели: мытаря и фарисея и блудного сына поются: воскресные 3-ри стихиры, из Триоди 3-ри и святому из Минеи 4-ре (Тип., 30-го янв.). B. На Недели: мясопустную, 1-ю и 3-ю недели великого поста поются: воскресных 3-ри стихиры, из Триоди 4-ре и святому из Минеи 3-ри (Тип., 24 февр., 9 марта). Г. На Недели: 2-ю, 4-ю и 5-ю великого поста поются воскресные 4-ре стихиры: святому из Минеи на 6-ть. Службы Триоди: св. Григорию (во 2-ю Неделю), св. Иоанну Лествичнику (в 4-ю Неделю), св. Марии Египетской (в 5-ю Неделю оставляются, если в эти Недели случится святой с полиелеем. Они поются на повечерии (Тип., 24 февраля, 9-го марта). На Недели (воскресения), в которые поется Цветная Триодь (подобно тому, как при пении Постной Триоди), число воскресных стихир Октоиха (кои печатаются и в самой Цветной Триоди) бывает неодинаково, но в иные недели (воскресения) более, в иные менее, смотря по тому, сколько собственно находится стихир в Триоди на те Недели (воскресения). Так, на Недели, в которые содержится стихир собственно Триоди – три или – на три (в Недели: мироносиц, расслабленного, слепого), поется пред ними воскресных стихир семь; при четырех стихирах Триоди (на неделю Всех Святых) поется воскресных шесть стихир; при шести стихирах Триоди (на неделю самарянина) поется воскресных четыре; при семи стихирах Триоди (на неделю Св. Отец) поются три воскресные стихиры 353 . Если же случится великий святой в недели мироносиц, расслабленного, самарянина, слепого, то поются три воскресные стихиры, три стихиры Триоди недели (или праздника) и четыре стихиры святому (Тип., послед. 23-го апр., 8-го мая, аще в неделю мироносиц, расслабленного и др.). Если случится святой храма или великий святой в Неделю Святых отец (7-ю по Пасхе), и храмовый святой в Неделю Всех Святых, то поются воскресные три стихиры, затем Триоди (св. отец) четыре стихиры со Славным 354 и святому из Минеи три стихиры (Тип., послед. 8-го мая, аще в Неделю Св. Отец, см. послед. 25-го мая, аще в Неделю Св. Отец и хр. гл. 52). |
Если праздник Благовещения случится в среду 5-й седмицы Великого поста, а предпразднество во вторник, то служба предпразднества поется в понедельник, ибо во вторник (начиная с вечерни понедельника) тогда совершается служба великого канона (Типикон, последование 26 марта, аще Благовещение в среду 5-й седмицы); если праздник Благовещения случится в пяток 5-й седмицы, то служба предпразднества совершается не в четверток, а в среду (начинаясь вечернею вторника и оканчиваясь утром среды). Ибо в четверток (начиная с вечерни среды) совершается служба великого канона (Типикон, последование 24 марта, аще в четверг 5-й недели). Во-вторых, если предпразднество Благовещения случится в недели (воскресения) 4-й и 5-й седмиц Великого поста, то служба св. Иоанну Лествичнику (4-й недели) и св. Марии Египетской (5-й недели) оставляются и поются, егда екклесиарх (настоятель) рассудит (Типикон, 24 марта, аще в 4-й и 5-й недели); если праздник Благовещения случится в неделю Ваий и предпразднество его в субботу Лазареву, то служба предпразднества совершается в четверток этой седмицы (Типикон, последование 24 марта). Порядок службы праздника изложен в Уставе 25 марта и начинается со слов: «При часе же первом нощи ударяют в великий кампан», и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уставе 26 марта. Всенощное бдение на Благовещение начинается или великою вечернею (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы), или даже утреней (в Великий Пяток и Субботу). На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50-го псалма поется на «Слава» – «Молитвами Богородицы...» на «И ныне» – то же, но в неделю Ваий поем: «Слава, днесь Христос...», «И ныне», той же; «Честнейшую...» по 8-й песни канона поется только в недели 3, 4 и 5-го Великого поста; во все прочие дни до недели Ваий – припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с ирмосом Триоди; великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста – поется, в прочие дни – читается (тогда в конце утрени ектения «Помилуй нас, Боже...», а «Господи, помилуй» 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается; великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в пост (бывает только 3 поклона с молитвой «Господи и Владыко живота...», после ектении «Помилуй нас, Боже...»). |
Праздник Благовещения, принадлежа к постоянным, неподвижным праздникам Православной Церкви, совершается в промежуток времени – с четверга третьей недели Великого поста до среды Пасхальной недели включительно. Благовещение принадлежит к числу великих, двунадесятых праздников. Но так как случается в дни поста, то имеет только день предпразднества, и день попразднества или – отдания праздника. Если же Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет дня отдания праздника. А если Благовещение случится в праздник входа Господня в Иерусалим (неделя ваий) или в страстную и Светлую недели, то не имеет ни предпразднества, ни попразднества, а празднуется только один день. В Благовещение, случившееся до страстной недели, позволяется вкушать рыбу, елей и вино; в страстную недолго до пятницы – только елей (т. е. варение) и вино; в пятницу же и субботу – сухоядение и вино 53 . По особенностям Богослужения Благовещение приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Всенощное бдение начинается или великим повечерием (вторник, среда, четверг, пятница и суббота Великого поста; вторник, среда, четверг страстной недели), так как накануне этих дней совершается особо или с литургией великая вечерня. Во все прочие дни Великого поста и дни Светлой недели бдение Благовещения начинается великой вечерней. Иногда Богослужение Благовещения начинается утреней (пятница и суббота страстной недели), так как накануне этих дней уже совершалась великая вечерня. На утрени в день Благовещения всегда полагается читать праздничное Евангелие с полиелеем, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этому празднику 54 . В Великую пятницу читается при двенадцати Евангелиях и праздничное. После полиелея поется величание: Архангельский глас вопием Ти, чистая: «радуйся Благодатная, Господь с Тобою». По 8–й песни канона поется: «честнейшую херувим» в день Благовещения только в недели (воскресения) 3–й, 4–й и 5–й седмиц великого поста, в прочие дни как великого поста, так и пасхальной седмицы, поются припев и ирмос или одного праздника Благовещения (до недели ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (с недели ваий и в пасхальную седмицу) 55 . |
| |