На великой вечерне – на Недели (воскресения) поются стихиры на 10-ть. От недели Всех Святых до мясопустной Недели такой порядок пения стихир: 1) Если в воскресенье не случится другого особого праздника, то поются воскресных стихир 7-мь, из Октоиха 352 и святому из Минеи, на 3-и (Тип., гл. 2). 2) Если же случится в Неделю (воскресение) святой шестеричный, то поются воскресные стихиры на 6-ть, и святому на 4-ре (Тип., гл. 5). 3) Если в неделю случится святой с полиелеем или два святых, то поются 4-ре воскресные стихиры, а святому или святым на 6-ть (Тип., гл. 4 и послед. 1 сент.). 4) Если в неделю случится предпразднство, попразднство, отдание праздника, то поются 4-ре воскресные стихиры и из Минеи, на 6-ть, – сперва три стихиры предпразднства или попразднства, а потом три святому (Тип., 21 дек.), а в отдание – 6-ть празднику (Тип., 7, 8, 12 сент. и др.) 5) Если же в неделю случится предпразднство или попразднство и святой с полиелеем, то поются три воскресные стихиры, предпразднства и попразднства три стихиры и святому 4-ре (Тип., 21-го дек.). На Недели (воскресения), в которые поется Постная Триодь, число воскресных стихир Октоиха бывает неодинаково в те и другие Недели, но в иные более, в иные менее, смотря по тому, сколько находится на те Недели (воскресения) стихир в Триоди. Так, на те Недели, на которые в Триоди положено три стихиры на «Господи воззвах» (на Недели: мытаря и фарисея и 4-ю неделю Великого поста), поются семь стихир воскресных пред Триодными. На те же недели, на которые в Триоди положено 4-ре стихиры (на Недели: блудного сына, мясопустную, сыропустную, 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого поста), поется 6-ть воскресных стихир пред Триодными. Служба рядовым святым, случившимся в Недели (воскресения) пения Постной Триоди, поется на повечерии, исключая того случая, если будет святой с полиелеем. Если в недели пения Постной Триоди случится святой с полиелеем, то не во все Недели бывает одинаковое число пения стихир из Октоиха, Триоди и Минеи. Так: A. На Неделю сыропустную поются: воскресных 4-ре стихиры, святому из Минеи 3-ри и из Триоди 3-ри (Тип., 24 февр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Отец: в октябре и декабре, до 20-го числа (до предпразднства Рождества Христова), и в Неделю Всех Святых; ибо канон Недели св. Отец и канон Триоди (Всех Святых) поются только на 6-ть. Тогда канон святому (кроме великого и храмового) не поется. 2) В Недели: мытаря и фарисея, блудного сына, сыропустную и первую Великого поста, ибо каноны Триоди в эти недели поются на 6-ть. Канон Богородицы не поется в те Недели, в которые случится предпразднство или попразднство и при том еще святой с бдением или святой храмовый, или два святые, коим положены два канона и, вообще, когда поется, кроме воскресного канона, два канона – один на 4-ре и другой – на 6-ть (на 10-ть) 487 . Богородичный канон не поется также и в Неделю св. Отец и в некоторые Недели (воскресения) Триоди. Тогда в эти недели поются каноны: святому и недели на 10-ть (а не на 8-мь) 488 . В Недели пения Триоди Цветной, от Недели Пасхи до Недели Всех Святых, не поются каноны: воскресные, крестовоскресные и Богородичные Октоиха, а поются только – Триоди. Если в эти Недели будет храм святого или святой с полиелеем (Тип., послед. 23 апреля, 8-го мая), то поются каноны Триоди и Минеи. В Недели пения Цветной Триоди сперва поется канон пасхальный с Богородичным, потом канон Триоди Недели и, наконец, канон святого (если в тот день положено петь его). После восьмой песни канона поется 9-я песнь Свящ. Писания: «Величит душа моя Господа» с припевом: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения серафим» и т. д. При пении этой песни бывает каждение. Иерей, при каждении трапезы (Тип., гл. 9), или диакон (Тип., гл. 2), по окаждении ее (Тип., гл. 2), стоя пред иконой Богоматери (послед. вечерни, утрени и полунощницы, изд. в Киеве, 1861 г., л. 9), возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» 489 . Затем иерей или диакон кадит алтарь и всю церковь (Тип., гл. 2 и 9). За возглашением иерея или диакона «стихословим 9-ю песнь, поюще велегласно» (Тип., гл. 2 и 9). На утрени, когда совершается об усопших восследование, по 9-й песни и возглашения иерея: «Богородицу и Матерь света», людие: «Дуси и души праведных восхвалят Тя, Господи». И поем ирмос 9-й песни (Тип., гл. 14). Устав о пении 9-й песни с припевом «Честнейшую Херувим» излагается в Типиконе в особой главе (20-й), которая и озаглавливается так: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». В этой главе читаем, что «всегда поется Честнейшая в Неделях всего лета, в предпразднствах и попразднствах и в седмичные дни». Впрочем, слово «всегда» здесь должно понимать так: всегда, кроме дней, указанных ниже в этой же главе и в других местах Типикона. В которые же дни не поется «Честнейшая», в те и не возглашается: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим», аще каждение совершается. К таким дням, в которые не поется «Честнейшая», относятся:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Евангелие, аще ли високос, марта, [ М ] Рождество Христово в пяток. мясоястия 6 недель, и 3 дни. триодь починается ианнуария 24. мясопуст февруария 7. неделя сыропустная февруария 14. Аще високос: Рождество Христово в четверток. мясоястия 6 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 25. мясопуст великий февруария 8. сыропуст февруария 15. Вруцелето 4. Евдокии в понедельник 3 недели поста. 40 мученик во вторник 4 недели поста. Алексия в среду 5 недели поста. благовещение в четверток 6 недели поста. пасха Христова априллиа 4. Георгия в пяток 3 недели по пасце. преполовение априллиа 28. Иоанна богослова в субботу 5 недели по пасце. вознесение маиа 13. пятьдесятница маиа 23. петров мясопуст маиа 30. петрова поста 4 недели, и день. Петра во вторник. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Н ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 6 недель, и 4 дни. триодь починается ианнуария 25. мясопуст февруария 8. неделя сыропустная февруария 15. Аще високос: Рождество Христово в среду. мясоястия 6 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 26. мясопуст великий февруария 9. неделя сыропустная февруария 16. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 2 поста. 40 мученик в понедельник 4 недели поста. Алексия во вторник 5 недели поста. благовещение в среду 6 недели поста. пасха Христова априллиа 5. Георгия в четверток 3 недели по пасце. преполовение априллиа 29. Иоанна богослова в пяток 5 недели по пасце. вознесение маиа 14. пятьдесятница маиа 24. петров мясопуст маиа 31. петрова поста 4 недели. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ О ] Рождество Христово в среду. мясоястия 6 недель, и 5 дней. триодь починается ианнуария 26. мясопуст февруария 9. сыропуст февруария 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Б. На Недели: мытаря и фарисея и блудного сына поются: воскресные 3-ри стихиры, из Триоди 3-ри и святому из Минеи 4-ре (Тип., 30-го янв.). B. На Недели: мясопустную, 1-ю и 3-ю недели великого поста поются: воскресных 3-ри стихиры, из Триоди 4-ре и святому из Минеи 3-ри (Тип., 24 февр., 9 марта). Г. На Недели: 2-ю, 4-ю и 5-ю великого поста поются воскресные 4-ре стихиры: святому из Минеи на 6-ть. Службы Триоди: св. Григорию (во 2-ю Неделю), св. Иоанну Лествичнику (в 4-ю Неделю), св. Марии Египетской (в 5-ю Неделю оставляются, если в эти Недели случится святой с полиелеем. Они поются на повечерии (Тип., 24 февраля, 9-го марта). На Недели (воскресения), в которые поется Цветная Триодь (подобно тому, как при пении Постной Триоди), число воскресных стихир Октоиха (кои печатаются и в самой Цветной Триоди) бывает неодинаково, но в иные недели (воскресения) более, в иные менее, смотря по тому, сколько собственно находится стихир в Триоди на те Недели (воскресения). Так, на Недели, в которые содержится стихир собственно Триоди – три или – на три (в Недели: мироносиц, расслабленного, слепого), поется пред ними воскресных стихир семь; при четырех стихирах Триоди (на неделю Всех Святых) поется воскресных шесть стихир; при шести стихирах Триоди (на неделю самарянина) поется воскресных четыре; при семи стихирах Триоди (на неделю Св. Отец) поются три воскресные стихиры 353 . Если же случится великий святой в недели мироносиц, расслабленного, самарянина, слепого, то поются три воскресные стихиры, три стихиры Триоди недели (или праздника) и четыре стихиры святому (Тип., послед. 23-го апр., 8-го мая, аще в неделю мироносиц, расслабленного и др.). Если случится святой храма или великий святой в Неделю Святых отец (7-ю по Пасхе), и храмовый святой в Неделю Всех Святых, то поются воскресные три стихиры, затем Триоди (св. отец) четыре стихиры со Славным 354 и святому из Минеи три стихиры (Тип., послед. 8-го мая, аще в Неделю Св. Отец, см. послед. 25-го мая, аще в Неделю Св. Отец и хр. гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

«Се время покаяния», взывает Святая Церковь, «се день спасительный, пощения вход: душе, бодрствуй и страстей входы затвори, ко Господу взирающи» (Трипесн. на утр. в понедельн. первой седм. поста). Сам семидесятидневный период, в который продолжается великопостная Триодь, как бы указывает на духовный плен, от которого мы можем освободиться молитвой и постом через семьдесят дней, подобно тому как некогда древний Израиль освободился через семьдесят лет от плена вавилонского. Сообразно с таким исключительным назначением времени великопостной Триоди, Святая Церковь в предлагаемых ей евангельских и апостольских чтениях, не ограничивается рядовыми зачалами одного какого-либо евангелиста или апостола, как в недели вне Триоди, a предлагает вниманию христиан чтения из всех евангелистов и апостолов, выбирая такие из них, которые руководствуют к истинному покаянию и свержению всякого греховного ига. Так в первую Приготовительную к великому посту неделю предлагаются из евангелиста Луки покаянные притчи о Мытаре и Фарисее и о Блудном сыне; a в третью и четвертую — из евангелиста Матфея о страшном суде и о тех добродетелях, которыми христиане должны украшаться в дни Святой Четыредесятницы; в первую неделю великого поста из евангелистов Иоанна и Матфея; во вторую, третью, четвертую и пятую — из евангелиста Марка; в шестую опять — из евангелиста Иоанна. Точно так же и в тех же целях Святая Церковь изменяет и апостольские чтения, которые она предлагает из разных посланий: к Римлянам, Коринфянам, Филиппийцам, Тимофею и к Евреям. Сравнивая, далее, содержание евангельских чтений в недели великопостной Триоди с евангельскими чтениями в недели нетриодные, мы находим, что евангелие сырной недели в первой своей части соответствует евангелию IIй недели по Троице; евангелие первой недели великого поста — евангелию 2й недели по Троице; евангелие второй недели поста — евангелию 6й по Троице; евангелие третьей — евангелию 1й по Троице; евангелие четвертой — евангелию 10й по Троице. Что касается апостольских чтений, то из них только одно, в первую неделю великого поста, тождественно с апостольским чтением первой же недели по Троице, хотя многие частные истины, заключающиеся в великопостных апостолах, содержатся и в апостольских чтениях, изложенных в недели по Троице. Поэтому проповедник, при выборе какого-либо предмета для церковного собеседования в дни Великого поста, может с удобством пользоваться содержанием соответствующих евангельских и апостольских чтений в недели по Троице.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Если праздник Благовещения случится в среду 5-й седмицы Великого поста, а предпразднество во вторник, то служба предпразднества поется в понедельник, ибо во вторник (начиная с вечерни понедельника) тогда совершается служба великого канона (Типикон, последование 26 марта, аще Благовещение в среду 5-й седмицы); если праздник Благовещения случится в пяток 5-й седмицы, то служба предпразднества совершается не в четверток, а в среду (начинаясь вечернею вторника и оканчиваясь утром среды). Ибо в четверток (начиная с вечерни среды) совершается служба великого канона (Типикон, последование 24 марта, аще в четверг 5-й недели). Во-вторых, если предпразднество Благовещения случится в недели (воскресения) 4-й и 5-й седмиц Великого поста, то служба св. Иоанну Лествичнику (4-й недели) и св. Марии Египетской (5-й недели) оставляются и поются, егда екклесиарх (настоятель) рассудит (Типикон, 24 марта, аще в 4-й и 5-й недели); если праздник Благовещения случится в неделю Ваий и предпразднество его в субботу Лазареву, то служба предпразднества совершается в четверток этой седмицы (Типикон, последование 24 марта). Порядок службы праздника изложен в Уставе 25 марта и начинается со слов: «При часе же первом нощи ударяют в великий кампан», и дальше излагается порядок всенощного бдения. Порядок вечерни и литургии в самый день Благовещения излагается в Уставе 26 марта. Всенощное бдение на Благовещение начинается или великою вечернею (в понедельники, воскресенья Четыредесятницы и во все дни Светлой седмицы), или великим повечерием (в прочие дни Четыредесятницы, а также во вторник, среду и четверток Страстной седмицы), или даже утреней (в Великий Пяток и Субботу). На утрени в Благовещение всегда полагается праздничное Евангелие, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этой недели, с полиелеем и величанием; после 50-го псалма поется на «Слава» – «Молитвами Богородицы...» на «И ныне» – то же, но в неделю Ваий поем: «Слава, днесь Христос...», «И ныне», той же; «Честнейшую...» по 8-й песни канона поется только в недели 3, 4 и 5-го Великого поста; во все прочие дни до недели Ваий – припевы и ирмос одного праздника, а с недели Ваий вместе с ирмосом Триоди; великое славословие на Благовещение в субботы и недели Великого поста – поется, в прочие дни – читается (тогда в конце утрени ектения «Помилуй нас, Боже...», а «Господи, помилуй» 40 раз не читается), в Пасхальную седмицу вовсе не полагается; великие поклоны на утрени в Благовещение только в те дни бывают, в кои они положены в пост (бывает только 3 поклона с молитвой «Господи и Владыко живота...», после ектении «Помилуй нас, Боже...»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Но круг предметов для проповеднической деятельности весьма обширен и разнообразен: итак, спрашивается, с чего же начать, о чем должно проповедовать с церковной кафедры? Прямым и верным указателем того, что в какое время должно предлагать в храме для назидания верующих, служит Церковный Устав. По нем правят службы Божьи; его же руководству должно следовать и церковное собеседование. Весь годовой круг в церковном отношении разделяется на две части: на недели вне Триоди или, так называемые, недели по Троице, и недели Триоди. Каждая из этих частей в свою очередь подразделяется на два отдела или последования: первое последование составляют те недели по Троице (I–XVII), в которые читается Евангелие от Матфея; второе — недели по Троице (XVIII-XXXII), в которые предлагаются чтения из Евангелия от Луки. Недели Триоди также разделяются на два последования: на недели Триоди Великопостной, начиная от недели Мытыря и Фарисея до недели Ваий (Евангелие преимущественно от Марка), и на недели Триоди Цветной, начиная от Пасхи до Троицы (Евангелие исключительно от Иоанна). Кроме недель, в течение года встречаются такие дни и случаи, которые Церковь освятила особенной торжественностью, величием или умилительностью, и в которые по обыкновению, или по общей обязанности, или по частным потребностям, составляются и произносятся церковные поучения, таковы, напр., праздники Господские и Богородичные, общие Святым я на разные случаи. Соответственно с этим и весь курс Собеседовательного Богословия должен исчерпать весь проповеднический год, по руководству Церковного Устава, и дать возможность пастырю Церкви, в течение всей его пастырской деятельности, непрестанно проповедовать Слово Божие, не ограничиваясь в дни воскресные и праздничные одним каким-либо предметом поучений, но каждый раз изменяя содержание проповедей или бесед со своими прихожанами. Первым, самым главным и необходимым источником церковной проповеди и церковного собеседования служат, конечно, библейские рядовые зачала, предлагаемые из Евангелия и Апостола. Поэтому задача практической Гомилетики определить отношение этих зачал к церковному проповедничеству, указать главную мысль или, так сказать, «идею» дневного чтения из Евангелия и Апостола, и затем вывести частные и более конкретные истины, о которых проповедник может беседовать на основании дневного зачала. Так мы и поступили в нашем труде. Выводу и развитию частных проповеднических у нас предшествует общее, «экзегетико-гомилетическое» обозрение дневного Евангелия и Апостола. Говорим экзегетико-гомилетическое в отличие от обыкновенного объяснения, имеющего в виду раскрыть один буквальный или исторический смысл без всякого отношения к Гомилетике.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Приложение От сотворения всея твари, и первозданного человека Адама, пятнадцатое обращение индиктиона, которые длительностью 532 года каждый От Адама От Христа Индикт Круг солнцу Вруцелето Круг луне Основание Епакта Ключ границ Конец индиктиону пятагонадесять обращения. Пасхалиа зрячая по ключевым словам. [ А ] Рождество Христово в четверток. мясоястия 4 недели, и 4 дни. триодь починается ианнуария 11. мясопуст ианнуария 25. неделя сыропустная февруария 1. Аще будет високос: Тогда Рождество Христово в среду. мясоястия 4 недели и 5 дней. триодь починается ианнуария 12. мясопуст великий ианнуария 26. неделя сыропустная февруария 2. Вруцелето 3. Евдокии в неделю 4 поста. 40 мученик в понедельник 6 недели поста. Алексия во вторник великий. пасха Христова марта 22. благовещение в среду светлую. преполовение пятьдесятницы априллиа 15, в среду 4 недели по пасце. Георгия в четверток 5 недели по пасце. вознесение априллиа 30. Иоанна богослова в пяток 7 недели по пасце. пятьдесятница маиа 10. петров мясопуст маиа 17. петрова поста 6 недель. Петра в понедельник. Столп Евангелиа починается, Евангелие воскресное, починается, иулиа, Евангелие, починается, септемвриа, Евангелие, починается, ноемвриа, Евангелие, починается, ианнуариа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, [ Б ] Рождество Христово в среду. мясоястия 4 недели, и 5 дней. триодь починается ианнуария 12. мясопуст ианнуария 26. неделя сыропустная февруария 2. Аще високос: Рождество Христово во вторник. мясоястия 4 недели и 6 дней. триодь починается ианнуария 13. мясопуст великий ианнуария 27. неделя сыропустная февруария 3. Вруцелето 2. Евдокии в субботу 4 недели поста. 40 мученик в неделю 5-ю поста. Алексия в понедельник великий. пасха Христова марта 23. благовещение во вторник светлый. преполовение априллиа 16. Георгия в среду 5 недели по пасце. вознесение маиа 1. Иоанна богослова в четверток 7 недели по пасце. пятьдесятница маиа 11. петров мясопуст маиа 18. петрова поста 5 недель, и 6 дней. Петра в неделю. Столп Евангелиа

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вспоминая все сказанное нами о собраниях других апостолов и христиан именно в первый день недели для преломления хлеба, мы видим, что ев. Лука указывает, что и Троадские христиане, как наставленные ап. Павлом ( Деян.16:8–12 ), также устраивали священные собрания с преломлением хлеба в первый день недели. Посему-то они и не устраивали такого собрания в течение первых шести дней пребывания у них ап. Павла, а когда настал первый день недели, то и собрались для преломления хлеба по обычаю, уже заведенному у них. Ясно, что не собрание Троадских учеников вызвано приездом или отъездом ап. Павла, а наоборот, ап. Павел к этому собранию приурочил свою беседу с учениками, и, отпраздновав с ними первый день недели, отправился в дальнейший путь «на следующий день», т. е. в понедельник. Итак, несомненно, что христиане в Троаде, по повелению ап. Павла, святили именно первый день недели особыми священными собраниями с преломлением хлеба. – Нельзя, Петр, согласиться с тобою, – отвечал я. – Во-первых, из примера Христа и других апостолов мы видим, что собрание с преломлением хлеба совершалось ими не в субботу вечером, а вечером в воскресенье, т. е. под 2-й день недели ( Лк.24:29–30, 35 ; Мр.19:14 ; Ин.20:19 ). Следовательно, если собрание Троадских учеников было «в первый день недели вечером " ( Деян.20:7–8 ), то его нужно понимать так же, как и собрание апостолов «в первый день недели вечером» ( Ин.20:19 ), т. е. что оно произошло под 2-й день недели. Это ясно и из повествования ев. Луки, что ап. Павел отправился в путь не на рассвете первого дня недели, а на рассвете следующего дня за первым днем недели, т. е. в понедельник. Очевидно, что воскресенье ап. Павел провел в священном покое и собрании с преломлением хлеба. Что касается приведенного тобою счета дней, по которому вечер данного дня принадлежит не этому дню, а следующему за ним, то должно заметить, что в Св. Писании употребляется и другой счет дней, не иудейский, а языческий-римский, по которому день считался от полуночи до полуночи, и, следовательно, вечер дня принадлежал тому же дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Праздник Благовещения, принадлежа к постоянным, неподвижным праздникам Православной Церкви, совершается в промежуток времени – с четверга третьей недели Великого поста до среды Пасхальной недели включительно. Благовещение принадлежит к числу великих, двунадесятых праздников. Но так как случается в дни поста, то имеет только день предпразднества, и день попразднества или – отдания праздника. Если же Благовещение случится в Лазареву субботу, то не имеет дня отдания праздника. А если Благовещение случится в праздник входа Господня в Иерусалим (неделя ваий) или в страстную и Светлую недели, то не имеет ни предпразднества, ни попразднества, а празднуется только один день. В Благовещение, случившееся до страстной недели, позволяется вкушать рыбу, елей и вино; в страстную недолго до пятницы – только елей (т. е. варение) и вино; в пятницу же и субботу – сухоядение и вино 53 . По особенностям Богослужения Благовещение приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Всенощное бдение начинается или великим повечерием (вторник, среда, четверг, пятница и суббота Великого поста; вторник, среда, четверг страстной недели), так как накануне этих дней совершается особо или с литургией великая вечерня. Во все прочие дни Великого поста и дни Светлой недели бдение Благовещения начинается великой вечерней. Иногда Богослужение Благовещения начинается утреней (пятница и суббота страстной недели), так как накануне этих дней уже совершалась великая вечерня. На утрени в день Благовещения всегда полагается читать праздничное Евангелие с полиелеем, кроме недели Ваий, когда читается Евангелие этому празднику 54 . В Великую пятницу читается при двенадцати Евангелиях и праздничное. После полиелея поется величание: Архангельский глас вопием Ти, чистая: «радуйся Благодатная, Господь с Тобою». По 8–й песни канона поется: «честнейшую херувим» в день Благовещения только в недели (воскресения) 3–й, 4–й и 5–й седмиц великого поста, в прочие дни как великого поста, так и пасхальной седмицы, поются припев и ирмос или одного праздника Благовещения (до недели ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (с недели ваий и в пасхальную седмицу) 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010