43. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне 44. Неделя св. Жен Мироносиц 45. Шестая неделя по Пасхе — о слепом 46. Вознесение Господне 47. Вознесение Господне 48. О святых Апостолах 49. Неделя всех святых 50. Преображение Господне 51. Успение Пресвятой Богородицы 52. Покров Пресвятой Богородицы 53. О Богослужении 54. О жизни в богослужении и о приобщении к Вечности 55. О чтении и разумении Св. Писания 56. Слово о Церкви, как Теле Христовом Первая проповедь Суббота вечер 1-й недели Вторая проповедь Воскресенье вечер 1-й недели Третья проповедь Воскресенье вечер 2-й недели Великого Поста. Четвертая проповедь Суббота 3-й недели Великого поста. Пятая проповедь Воскресенье вечер 3-й недели Великого Поста Шестая проповедь Суббота вечер 4-й недели Великого Поста Седьмая проповедь Воскресенье вечер 4-й недели Великого Поста Восьмая проповедь Воскресенье вечер 5-й недели Великого Поста Девятая проповедь. Над Плащаницей Слово в Неделю первую Великого Поста, вечер СЛОВО НА БОГОЯВЛЕНИЕ Слово на Преображение Господне СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Слово о покаянии Духовные беседы 1. О богослужении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Недавно мы праздновали праздник Пресвятой Девы, вхождение Ее во храм и, как Св.Церковь учит нас, вхождение это совершено для того, чтобы Ей во храме воспитатися честно. Это вхождение во храм, это приобщение к иной жизни, чем наша жизнь здесь, на земле, к жизни премирной было когда-то совершено Божией Матерью, и каждый из нас, каждый, кто живет в этом мире и верит во Христа, в свое время был введен во храм именно для того же, для чего вошла и Пресвятая Дева, — для того, чтобы в нем воспитатися честно, для того, чтобы оставить эту жизнь и приобщиться к премирной, выйти из временного, — войти в вечное. Когда мы говорим о богослужении и участвуем в нем, мы забываем о двух его сторонах: мы думаем, что мы пришли в храм для того, чтобы днесь, ныне вспомнить то или иное событие из жизни Господа, из жизни Богородицы или святых. А между тем Св.Церковь говорит нам о том, что наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Однако из числа всех праздников в честь Богородицы только Благовещение и Собор Пресвятой Богородицы имеют особые, к этим дням относящиеся евангельские чтения на литургии, а во все остальные богородичные праздники на литургии читается всегда одно Евангелие. В то же время имеются другие места в Евангелии, также относящиеся к прославлению Богоматери, которые можно было бы использовать. Поэтому можно было бы читать: – в праздник Успения Богоматери – Евангелие от Иоанна (19:25–27; 21:24–25) об усыновлении Иоанна Богослова Божией Матери (идея: усыновление Богоматери в лице Иоанна всех христиан, оправдывающее Ее материнскую заботу о людях); – в праздник Покрова Божией Матери – Евангелие от Иоанна (2:1–12) о браке в Кане Галилейской (идея: Господь внемлет просьбе Матери Своей, ходатайствующей о людях); – в прочие праздники, посвященные прославлению Матери Божией, – Евангелие от Луки (10:38–42; 11:27–28), ныне читаемое, или же от Луки: 1:39–55. В связи с тем, что в настоящее время вечерняя литургия Великой Субботы совершается не в положенное Уставом время, а в первой половине дня, можно считать допустимым чтение Евангелия о воскресении Господа (зач. 115 от Матфея) перед началом Пасхальной Заутрени. Воскресные евангельские чтения на литургии соответствуют прославлению Господа Иисуса Христа как Сына Божия, Божественного Учителя, Чудотворца, Победителя смерти и ада. Однако среди них встречаются параллельные евангельские чтения, а именно: – воскресное Евангелие недели 5-й ( Мф. 8:28–9:1 ) и недели 23-й ( Лк. 8:26–39 ), об исцелении бесноватых; – воскресное Евангелие недели 6-й об исцелении расслабленного ( Мф.9:1–8 ) и недели 2-й Великого Поста ( Мк.2:1–12 ); – воскресное Евангелие недели 10-й ( Мф. 17:14–23 ), об исцелении бесноватого отрока, и недели 4-й Великого Поста ( Мк.9:17–31 ); – воскресное Евангелие недели 12-й ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-й ( Лк. 18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокоторжественные праздники отправляются в те числа, в какие они случаются, за исключением первой седмицы Великого поста, когда отправление их отлагается до Недели Православия, и Страстной седмицы и первого дня Пасхи, когда отправление это переносится на Светлый Понедельник (Указ Синода 1857 г. января 28 дня и Указ Синода 1861 г. марта 18 дня). Во все остальные дни года, хотя бы один из высокоторжественных праздников пришелся даже на среду и пяток Сырной недели или в один из дней святой Четыредесятницы, когда по уставу полной Литургии не полагается, каждый из них должен быть отправляем в свое время. Так как высокоторжественные дни приравниваются к великим церковным праздникам, то, стало быть, когда высокоторжественные дни случаются в среду и пятницу Сырной недели, тогда должны быть совершаемы всенощное бдение и Литургия святителя Иоанна Златоуста в свое время по обычаю, как это полагается для праздника Сретения Господня, случающегося в среду и пяток Сырной недели. (См. в Уставе о праздновании Сретения Господня). Когда же высокоторжественные праздники случаются в седмичные дни святой Четыредесятницы, за исключением первой недели Великого поста и Страстной недели, тогда должны быть совершаемы всенощное бдение и Литургия святителя Иоанна Златоуста по Марковым Благовещенским главам, то есть всенощное бдение должно быть соединяемо с великим повечерием, а Литургия с вечернею и так далее. Если те же празднества случатся собственно в воскресные дни 2-й, 3-й, 4-й и 5-й недели святой Четыредесятницы, то должна быть отправляема Литургия святого Василия Великого (Ср. в Уставе Марковы главы о праздновании Благовещения). В тех же случаях, когда празднование какого-либо высокоторжественного дня переносится на понедельник Светлой недели, то служение, относящееся к высокоторжественному дню, необходимо соединять со службою Светлого Понедельника, как и указывается для Георгиева дня, когда он бывает в Светлый Понедельник. (См. в Уставе о праздновании дня святого великомученика Георгия). К решению вопросов из пастырской богослужебной практики относительно каждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Если не считать дня Его смерти, т. е. пятницы ( Ин.19:31–42 ), то третий день падает на понедельник. Если же выражение » после " понимать по окончательном прошествии третьего дня, то воскресение Христа падает уже на вторник!.. А между тем Христос воскрес «в первый день недели» ( Мк.16:9 ). Значит, в числе трех дней необходимо считать и день смерти Христа, и выражение » после трех дней» необходимо понимать в смысле: «в третий день» ( Мф.27:63–64 ; Лк.24:46 ). Так точно должны мы толковать и выражение еванг. Иоанна: «после восьми дней». В число «восьми дней» входит и первый день недели, и самое выражение: » после восьми дней» должно быть понимаемо: «в восьмой день» 9 . Тогда ясно станет, что Христос и воскрес в первый день недели и явился двенадцати ученикам также в первый день недели ( Ин.20:26 ) 10 . Но не только покоем Своим и явлением Христос запечатлел святость для христиан первого дня недели. В тот же первый день недели Он совершил с двумя учениками Своими первое и последнее, по своем воскресении и до вознесения, преломление хлеба или вечерю Господню ( Лк.24, 30:31–35 ) и подал апостолам особый дар Св. Духа и власть силою этогодара прощать людям или оставлять на них грехи их ( Ин. 20:21–23 ). Наконец, с особенною ясностью Христос указал на святость первого дня недели, как дня радости и мира для христиан, когда, явившись плачущим женам ( Ин.20:11 ), повелел им: «радуйтесь» ( Мф.28:9 ) и затем, явившись одиннадцати апостолам и бывшим с ними, дважды сказал им: " мир вам» ( Ин.20:19–21 ), но не плач и рыдание ( Мк.16:10 , Лк.24:17–21 ). Спустя восемь дней Христос снова является уже всем апостолам и снова повелевает им: «мир вам» ( Ин.20:26 ). Отсюда ясно, что священный покой Христа, т. е. «первый день недели», запечатленный в умах и сердцах христиан явлениями воскресшего Христа и священным собранием с преломлением хлеба и подачею великого дара Св. Духа, должен быть проводим христианами в особой радости и мире во Христе. Как некогда евреи называли субботу «отрадою» и чтили ее воздержанием от обычных дел ( Ис.58:13 ), так христиане должны считать «днем радости» первый день

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

  [Смотри] указ о празднице сретения господня, аще в кой день сретение будет, или в кой день случится отдание его.   Аще ли случится праздник сретения господня в неделю блуднаго, или в понедельник, или во вторник мясопустныя недели, отдается праздник в пяток тояже недели. Аще ли случится в среду, или четверток, или пяток, или в субботу мясопустныя недели: и отдается во вторник сырныя недели. Аще ли случится в неделю мясопустную, или в понедельник сырныя недели: и отдается в четверток тояже недели. Аще ли случится во вторник, или в среду сыропустныя недели: и отдается в субботу тояже недели. Аще ли случится в четверток сырный, или в пяток, или в субботу: и отдается в неделю сыропустную. Аще ли сретение будет в неделю сыропустную, тогда празднуем един день.   [Смотри] Аще случится отдание сретения господня в неделю фарисееву, или блуднаго, или сыропустную.   На Велицей Вечерни , на Господи воззвах, стихиры воскресны 3, и триоди 3, и праздника, со славным, 4. Слава, триоди: И ныне, богородичен 1–й гласа. Аще ли храм сретения: И ныне, праздника. На литии стихиры праздника, и триоди хвалитныя, кроме славна. Слава, триоди: И ныне, праздника. На стиховне стихиры воскресны. Слава, триоди: И ныне, праздника. На благословении хлебов, тропарь, Богородице Дево, дважды: и праздника единожды. На Бог господь, тропарь воскресн, дважды. Слава, и ныне праздника. По кафисмах седальны воскресны, и богородичны их, и чтение: и поем полиелей. псалом: Хвалите имя господне: и другий псалом: Исповедайтеся господеви: [Смотри] Аще ли неделя блуднаго, или сыропустная. Поем и 3–й псалом: На реках вавилонских: со аллилуиею.   Аще неделя фарисеа. Поем непорочны: и прочее воскресно, и до канона. Канон воскресн со ирмосом на 4: и триоди, на 4: и праздника на 6. Катавасиа праздника. По 3–й песни, кондак и седален триоди. Слава, и ныне, праздника. По 6–й песни, кондак и икос праздника. На 9–й песни, поем честнейшую: Светилен воскресн. Слава, триоди: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны, 4: и праздника, со славным, 4. Слава, триоди: И ныне, Преблагословенна еси:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

е., если недостанет рядовых Апостолов и Евангелий на некоторые дни после 32-й Недели пред Неделею мытаря и фарисея, то в эти дни следует опять читать те рядовые зачала, которые были читаны пред самой Неделей мытаря и фарисея. Их столько должно отсчитать от Недели мытаря, сколько окажется лишних дней против 32-х седмиц. Таким образом начинается новый ряд, по оканчивании рядовых зачал 32-й седмицы. Это возвращение к читанным уже рядовым Апостолам и Евангелиям, это отступление назад называется в Уставе «отступкой» (Тип., послед. 7-го янв., 1-е зри; Тип., послед. 26-го декабря, см. последнее: зри) 627 . Вышеизложенное указание Типикона о вторичном чтении одних и тех же рядовых зачал относится только к седмичным дням. Что касается до Недель (воскресений), то в Недели не бывает нужды вновь читать читанные прежде рядовые зачала. Ибо в году есть: во 1-х, Недели, в которые, по Уставу, читаются особые зачала, а рядовые зачала вовсе не читаются. Βο-2-х, есть Недели, для которых положены особые зачала, и при чтении этих особых зачал рядовые зачала читаются в те лишь годы, в которые не случается отступки. Когда же бывает отступка, тогда при чтении особых зачал не читаются рядовые зачала. К 1-м Неделям, т. е., в которые никогда не читаются рядовые зачала, принадлежат: 1) Неделя праотец 628 ; 2) Неделя пред Рождеством Христовым 629 , и та Неделя, в которую случится праздник Рождества или Богоявления (См. далее, о праздниках). К 2-м Неделям, т. е. в которые читаются рядовые зачала, если нет отступки, принадлежат Недели: 1) по Рождестве Христове; 2) пред Богоявлением, и 3) по Богоявлении. В эти Недели читаются два Евангелия а) праздника и б) рядовое дне и – рядовые дня Евангелия в том лишь случае, если не будет отступки. Когда же бывает отступка, тогда рядовые Евангелия этих Недель читаются в дни, на которые падает отступка 630 . А если случится и самая великая отступка, именно – при одной Пасхе самой ранней (22-го марта) и при другой самой поздней, то и в тот год не может быть более одной Недели (воскресения), для которой бы недоставало рядовых зачал поименованных Недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

401 Вместо пасхальных песнопений, на великой вечерне в 7-ю по Пасхе и всех Святых недели поются, кроме 1-й, и прочие стиховные стихиры из Октоиха (причем, на «И ныне», в 7-ю неделю положена стихира Вознесения, а в неделю Всех Святых – богородичен по гласу праздничной стихиры на «Слава»); на утрене, после 3-й песни канона, положены «праздника Триоди»: в 5-ю и 7-ю недели – кондак, в 3-ю, 5-ю и 7-ю недели – икос; а в неделю Всех Святых положены только седальны и тоже «праздника Триоди», но на «Слава» и «И ныне» поется богородичен (из седальнов, назначенных в Октоихе на утрене после 1-й кафизмы); с 7-й недели начинает петься обычный воскресный екзапостиларий, соответственно читаемому утреннему Евангелию: в 7-ю неделю – 10-й («Тивериадское море»), а в неделю Всех Святых – 1-й («Со ученики взыдем»). 402 На литургии, по входе, тропари во все недели (с 3-й и, кончая неделей Всех Святых) поются воскресные; причем, кроме этого, поются тропари: в 3-ю неделю ее праздника («Благообразный Иосиф»), в 5-ю – Преполовения, в 7-ю – Вознесения и отцов, а в неделю Всех Святых – их тропарь; кондаки, на «Слава», положены – праздника недели, на «И ныне» же в недели: 5-ю – Преполовения, в 7-ю – Вознесения, а в неделю Всех Святых поется, на «Слава» и «И ныне», кондак Всех Святых. – «Храма же Христова и Богородицы и святых (храма и дневного) тропаря и кондака не глаголем» во весь период пения Цветной Триоди. 403 Эти песнопения в Уставе обозначаются (как в последования самых недель, так и в дни их попразднств) иногда прямо названием праздника, напр. стихиры, канон и проч. «мироносиц», «самаряныни», «слепаго», иногда же – так: «праздника настоящия недели в триоди», «в триоди праздника», «праздника в триоди», «триоди праздника», «триоди дне», «триоди», «дне»; чаще же встречается обозначение словом: «праздника» (каковое обозначение и должно считать равнозначущим вышеприведенным обозначениям). Что же касается входящих в состав Богослужения этих недель пасхальных песнопений, то они обозначаются словом: «пасхи» (напр., «стихиры пасхи», «канон пасхи», «светилен пасхи»),

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

До этого дня, т. е. до пятка пред Сыропустной субботой, перерывы в употреблении Октоиха находятся в зависимости от Месячной Минеи, напр., в 1900 г. перерыв был в принадлежащем 1899 г. 5 столпе, начиная со вторника 1 гласа и кончая средой 2 гласа, т. е. с 1 по 9 февраля, за исключением воскресенья 6 февраля, в которое Октоих пелся; в этот перерыв, взамен песнопений Октоиха, пелись песнопения Минеи Месячной, так как 2 февраля был праздник Сретения Господня, 1-го – его предпразднство, 3–9-го – попразднство. С субботы же Сыропустной перерывы в употреблении Октоиха находятся в зависимости не только от Минеи (в этот период времени, напр., часто бывает двунадесятый праздник Благовещения, проследование которого находится в Месячной Минее), но и Триоди Постной, – и главным образом от нее. Как ясно из предыдущего, в сей последний период времени, т. е. именно после Сыропустной субботы, Октоих поется только 9 раз 3 , а именно – в Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресенья) Великого поста и в субботы 2, 3 и 4 того же поста, в последние, притом, только тогда, когда не случится праздник. Вследствиё этого, напр., в 1900 г. после 18 февраля, в которое пелось проследование пятка 3 гласа по 5 столпу, пелись еще только последования, недели 4 гласа (в неделю Сыропустную 20 февраля), недели 5 гласа (в воскресение 1 нед. поста 27 февраля), субботы того же гласа (в субботу 2 седмицы поста 4 марта), недели 6 гласа (в воскресенье 2 недели 5 марта), субботы того же гласа (в субботу 3 седм. поста 11 марта), недели 7 гласа (в воскресенье 3 нед. 12 марта), субботы того же гласа (в субб. 4 седм. 18 марта), недели 8 гласа (в воскресенье 4 нед. 19 марта), недели 1 гласа по 6 и последнему столпу (в воскресенье 5 нед. 26 марта). Необходимо, впрочем, заметить, что при указанных перерывах употребления Октоиха не всегда и не все его песнопения исключаются из богослужения. Это в особенности надобно сказать о песнопениях, пеемых на «И ныне» 4 . Песнопения на «И ныне» во дни полиелейных святых (см., напр., 6 октября) и святых, имущих бдение и обозначенных в Типиконе знаком красного креста в полукруге (см., напр., 26 сент.), а равно и в субботу Сыропустную и 1-ю Великого поста состоят большею частью из богородичных, взятых из Октоиха; такие богородичны встречаются иногда даже во дни великих святых, обозначенных знаком красного креста в полном круге (см., напр., 24 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Несторианский церковный год имеет только несколько неподвижных праздников; посему церковный год более, чем у нас, определяется Пасхою. Началом года у несториан считается Рождество Христово, собственно 4 подготовительные к нему недели (как у римо-католиков), которые называются благовещенскими (благовещение и празднуется в эти недели, а под 25 марта только календарная отметка события), и новый год празднуется в первое из этих 4 воскресений. Праздник Рождества Христова — самый торжественный и составляет с Богоявление особый праздничный период в 12 дней (как у нас). Памяти святых у несториан, во избежание совпадения с воскресеньями и праздниками, приурочиваются к пятницам всего почти года, и первая пятница после Рождества Христова посвящена св. и блаженной Марии Владычице (ср. у нас Собор Пресв. Богородицы), 1-я пятница после Богоявления — Иоанну Предтече (с трехдневным постом впереди), 2-я апп. — Петру и Павлу, 3-я — 4 евангелистам, 4-я первомученику Стефану, 5-я трем учителям греческим: Диодору, Феодору, и Несторию, 6-я трем учителям сирским Ефрему, Нерсею и Аврааму, 7-я храмовому святому, 8-я Адаму и всем умершим. За неделями по Богоявлении, которых может быть 5–8 (если менее 8, то в пятки по две памяти), следуют недели Великого поста, за три недели до которого у несториан пост в память ниневитян (в понедельник, вторник и среду на нашей неделе мытаря и фарисея, которая посему у нас сделана всеядною). После Пятидесятницы следуют 7 недель апостолов; в пятницу 3-й из этих недель — «праздник Божий» или «Омыеши мя» (название от особого обряда) в честь Св. Троицы (а Пятидесятница только в честь сошествия Св. Духа: ср. у римо-католиков — Св. Троицы в 1 Нед. по Пятидесятнице). За 7 «неделями апостолов» следуют 7 «недель лета», за ними 7 «недель пророка Илии», 1–3 (количество зависит от пасхального круга) «недели прп. Моисея» и 4 недели «освящения церкви» или «вступления во храм», названные так, потому что в 1-е пятки каждого из кругов совершается одна из этих 3 памятей. Год таким образом имеет всегда 42 недели или 364 дня; недостающие дни до полного солнечного года восполняются лишней неделей чрез 7 лет. Неподвижные праздники: Преображение Господне — 6 авг., «Прехождение Девы» 15 авг., «Рождество Владычицы Марии» 8 сент., «Обретение креста» 13 сент., мч. Георгия 24 апр. (если совпадает с неделей Пасхи, пятком новой недели и воскресеньями, то празднуется в 1-й пяток по Успении). Таким образом из наших 12 праздников нет только Введения (и Зачатия). Каждая среда посвящена Пресв. Деве, пятница — страданиям Христовым, а суббота — поклонению Кресту. Службы разных дней года имеют очень мало общего между собою. не только каждое воскресенье имеет особую службу, но и почти каждый день седмицы; всего около 220 служб [ 62 ].

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Касательно порядка чтений Апостолов и Евангелий на литургии, прежде всего, должно заметить, что более двух Апостолов и двух Евангелий не читается на литургии. Если же приходится в какой либо день читать по три зачала Апостола и Евангелия, то они читаются, как два Апостола и два Евангелия: одно зачало читается «под зачало» с другим. Посему, когда празднуется двум святым, из коих каждому положены особые Апостол и Евангелие, тогда рядовые Апостол и Евангелие или читаются в тот день, под зачало (Тип., послед. 1 сентября аще в Неделю) или вычитывается в другой день, под зачало (Тип., 20-го ноября). Посему, когда указано в Типиконе 11-го ноября святым два Апостола и два Евангелия, и рядовые Апостол и Евангелие не отменяются, тогда рядовые читаются под зачало. Порядок чтения двух Апостолов и Евангелий таков: В седмичные дни, кроме субботы, читаются Апостол и Евангелие сперва рядовые, а потом особые святому (Тип., гл. 58). Так бывает и в дни отдания праздников Богородичных; в них читаются сперва Апостол и Евангелие дневные рядовые, потом Богородице (Тип., послед. 12-го сентября, 23-го августа). Наконец, в таком же порядке бывает чтение Апостола и Евангелия и в субботы, которые бывают от Недели мытаря и фарисея до Недели всех святых 641 . В субботы с Недели всех святых до Недели мытаря и фарисея сперва читается и апостол и Евангелие святому, потом рядовые 642 дневные. В Недели же (воскресения) предваряет все воскресное, и сперва читается Апостол и Евангелие воскресные 643 , потом святому (Тип., гл. 3, 5 и др.). Но в Недели (воскресения), а равно и в субботы, в которые, кроме рядовых Апостола и Евангелия, читаются еще особые, именно: в субботу и Неделю пред Воздвижением, в субботу и Неделю но Воздвижении, в субботу и Неделю пред Рождеством Христовым, в субботу и Неделю по Рождестве Христове – порядок чтения Апостолов и Евангелий такой: сперва читается Апостол и Евангелие особые тех суббот и Недель, а потом рядовые (ряд Недели «под зачало»), и за сим святого или праздника Богородицы 644 . Б Недели же Святых отец, бывающие в июле и в октябре, сперва читаются Апостол и Евангелие рядовые (дне), а потом святых Отец (Тип., послед. 17-го июля и 11-го декабря).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010