Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди. На литургии – прокимен гласа; Апостол — к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е. Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности: 1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений. 2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. 3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет. 5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого). Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) — в знак обличения этим горделивого поста фарисея. Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3277...

Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем – «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии – Евангелие о мытаре и фарисее. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: 1.  Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. 2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди. 3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее – седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея. 5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

4) «В первый день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу» ( Лк. 24:1 ). 5) «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу» ( Ин. 20:1 ). 6) «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты, из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» ( Ин. 20:19 ). 7) «После восьми дней (с первого дня недели, в который было Воскресение Христово. –  И.Е. ) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними» ( Ин. 20:26 ).  8) «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» ( Деян. 20:7 ). 9) «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает сколько позволяет ему состояние» ( 1Кор. 16:1 ). 10) «Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есьм Альфа и Омега, первый и последний» ( Откр. 1:10 ). Хотя число мест, указывающих на воскресный день как на первый день недели, и невелико сравнительно с упоминаниями о дне субботнем (преимущественно в Евангелиях и Деяниях), зато все они свидетельствуют о сугубо христианском характере этого дня. Если в первых вышеупомянутых пяти местах ( Мф. 28, 1 , Мр. 16, 2: 9 ; Лк. 24, 1 ; Ин. 20 ,1 ) и не говорится прямо, что эти собрания христиан были праздничными, но самое описание событий в эти дни светлой вести о воскресении и светоносных явлениях Воскресшего со всей очевидностью указывают нам, что занималась заря всерадостной жизни христианской Церкви. Собрание святых Апостолов вечером в самый день воскресения ( Ин. 20:19 ), ознаменовавшееся явлением Христа собравшимся ученикам, было первым собственно христианским праздником в Апостольской Церкви. Именно с этого времени вошло в обычай устраивать богослужебные собрания в первый день недели, что видно хотя бы из того, что и в следующий первый день недели (наша антипасха) все ученики были опять в доме ( Ин. 20:26 ). Такое же собрание было и в праздник иудейской пятидесятницы, который также приходился на день воскресный ( Деян. 2:1 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

опис. етяроп. кн., изд. Строева, 85). 626 Таким образом, если в книгах: служебном Евангелии и Апостоле, при указании рядового чтения их, пред Неделею мытаря и фарисея, поставлено число 33-е, а пред Неделею блудного сына – число 35-и и т. д., то это не означает, чтобы Неделя мытаря и фарисея была всегда в году 33-ю Неделею от Недели Всех Святых, а показывает только счет всех воскресных апостолов и Евангелий в году до начала поста Великого. 627 Отступка касается только Евангелий на литургии, но никак не Евангелий утренних воскресных, которые и после 32 Недели продолжают свой рядовой порядок до 5-й Недели (воскресения) Великого поста (См. выше). В Указателе же церковных чтений, прилагаемом к Евангелию, не обозначается то, какие по ряду, по счету (после 32 Недели), в Неделю мытаря и фарисея и следующие до 5-й Недели Великого поста, должны быть читаемы утренние Евангелия; не обозначены потому, что Неделя мытаря и фарисея в разные годы бывает и 33-й, и 34-й и т. д., и, следовательно, в эту и следующие за ней недели в разные годы приходится не одно и то же по ряду утреннее Евангелие. Отступка не касается также прокимнов и аллилуиариев пред чтением Евангелия и апостола. Они следуют своему порядку, ряду, по гласам, непрерывно до 5-й Недели Великого поста. 628 На литургии Евангелие чти Недели 28-й, от Луки, зачало 76-е... непременно едино (Тип., послед. 11-го декабря). 630 См. Тип., послед. 26-го декабря. Там, в указе об Апостолах и Евангелиях сказано, что в том случае, когда Рождество Христово будет в субботу, в Неделю пред Просвещением: «ряд же чтем под зачало; аще не будет отступки» (См. подобное в Тип., послед. 7-го января, 1-е зри). 631 О более большой отступке, бывшей в 1904–1905 пасхальном году находится статья Владимира Лотоцкого в Тульских Епархиальных Ведомостях, 1904 г. ноябрь, под заглавием: О чтении на литургиях зачал из Апостола и Евангелия в 1904–1905 г. пасхальном году. В статье указаны в таблицах самые зачала, которые, по случаю отступки в 1904–1905 году, должны быть читаны, во 1-х, в субботы и Недели (воскресения), во 2-х, в другие седмичные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Постепенно отношения игумена с новым властителем Киева приняли вид определенного компромисса: в монастырской великой ектении первым поминался изгнанник Изяслав, а за ним уже Святослав; он тоже стал частым гостем Феодосия и подарил монастырю землю под строительство каменного Успенского собора; Преподобный, посещавший князя с ответными визитами, напоминал тому о страхе Божием и любви к брату Так эти события последнего года жизни Феодосия описаны Нестором-агиографом. Соотнесение этих обстоятельств с цитированными игуменом фрагментами 49-го псалма проясняет, по нашему мнению, и то, какого «татя», который «на брата своего клеветаше и на сын матере своея полагаше съблазн», он имеет в виду, и то, в чем укоряет лично себя. Исходя из этого и определяется нами точная дата открытого поучения, сказанного за неделю до Пасхи, 31 т. е. 13 апреля 1074 г. 33 Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе. 34 Поучение в второк 3 недели святого Великого поста преподобного отца нашего Феодора игумена Студийского ко братии А. 53 В ркп. ваших, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 54 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 65 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 67 В ркп. покойше, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 74 В ркп. труд, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 75 В ркп. блага, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 96 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

485 Эти каноны принадлежат одному празднеству, и в Уставе говорится так: «Воскресный с Богородичным», как бы они составляют один канон. 486 Канон недели поется прежде канона предпразднства – в неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, если она случится 24-го декабря. Тогда поется сперва канон недели Св. отец, вместо канона воскресного, а потом канон предпразднства (Тип., послед. 24-го декабря). Бывает и то, что канон святого поется прежде канона недели Триоди. Так, если в 1-ю и 3-ю недели Великого поста случится праздник великого святого, то поется сперва канон святого, потом канон Триоди (Тип., послед. 24-го февр., аще в 1-ю и 3-ю Неделю Велик. поста). 487 Посему, Богородичный канон не поется в те недели, в которые случится праздник храма Симеона Столпника (1-го сентября) (Тип., храма гл. 1), 26-го октября, 1-го января, 15-го августа, 1-го октября. Во все эти числа поются следующие каноны: 1-го сентября – Индикта (на 4-ре), 26-го октября – Труса (на 4-ре), 1-го января – Обрезания (на 4-ре), 1-го октября – Богородицы (на 6-ть). Каноны указанных праздников поются на 4-ре или на 6-ть, а канон святого при атом поется на 6-ть или на 4-ре (итак, на 10-ть). И с ними поется еще воскресный канон на 4-ре. 488 Именно канон Богородицы (Октоиха) не поется: 1) В Неделю Св. отец – 6-ю по Пасхе, когда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели Св. отец на 6-ть. 2) Канон Богородичный Октоиха не поется в Неделю Св. отец пред Рождеством Христовым, случающуюся с 20-го по 23-ф число декабря. Тогда поется канон предпразднства на 4-ре и канон Недели на 6-ть. Но в Неделю Св. отец, бывающую до 20-го числа декабря, когда нет предпразднства, и полагается лишь канон недели на 6-ть, – поется канон Богородицы на 2-ва и канон Крестовоскресен на 2-ва. 3) Не поется канон Богородичный Октоиха в Неделю Богоотец, если она случится в Собор Богородицы (26-го декабря) или в отдание Рождества (31-го декабря; ибо тогда поется канон праздника на 6-ть и канон недели на 4-ре. Должно заметить, что в Собор Богородицы поется сперва канон праздника Рождества Христова, а потом Богоотец, а в отдание Рождества Христова сперва поется канон Богоотец, а потом канон праздника (отдания).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пасхи). О совершении службы в храмовые праздники при совпадении их с воскресными днями находятся указания в Типиконе в так наз. Храмовых главах. Так, например, в 3й храмовой главе читаем: «Аще случится храм святого, или святые в неделю, поем службу всю неизменно, яко прилучившегося святого, имущего бдение в неделю». О чтении на утрени Евангелия в храмовые праздники, случившиеся в воскресные дни, в Типиконе содержатся указания не одни и те же. Прот. К. Никольский приходит к след. выводу: как в праздники великие Господские и Богородичны, случившиеся в воскресенье, так и в храмовой праздник в воскресение читается на утрени Евангелие праздника, т.е. храма (Никольский, стр. 286). Святая Церковь отмечает еще особые празднования, нарочито связанные с воскресными днями. Сюда относятся следующие недели в году: Круг Третий. Третий круг богослужебного года заключает в себе десять недель, из которых первые четыре являются неделями подготовительными к Великому посту, а последние шесть являются неделями Святой Четыредесятницы. Вот наименования подготовительных недель: неделя о Мытаре и Фарисее, неделя о Блудном Сыне, неделя Мясопустная и неделя Сыропустная (изгнание Адамово). Названия недель Святой Четыредесятницы: неделя Первая — Торжество Православия, неделя Вторая — Светотворная (память Святителя Григория Паламы ), неделя Третья — Крестопоклонная, неделя Четвертая — память преподобного Иоанна Лествичника , неделя Пятая — память преподобной Марии Египетской, неделя Шестая — Ваий, Вербная или Цветная (Вход Господень во Иерусалим). Богослужения этого круга насыщены молитвословиями, подготовляющими верующих к подвигу покаяния. Особенно это отражается в будничных службах, но и в воскресные дни богослужению присущ скорбный и умилительный отпечаток покаяния, причем, по мере того, как мы возвышаемся по лествице подвига поста, начиная от подготовительных недель и переходя к неделям Великого поста, этот отпечаток проявляется все более и более. От недели Мытаря и Фарисея и до 5й недели включительно на утрени на «Воскресение Христово» поется «Покаяния отверзи ми двери». В недели о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную после полиелея поется умилительный псалом «На реках Вавилонских». Если в один из воскресных дней, в промежуток времени от недели Мытаря и Фарисея до 5й недели поста, случится праздник Сретения Господня, праздник Благовещения или храмовой, песнь «Покаяния отверзи ми двери» не поется, но поется псалом «На реках Вавилонских». Если Сретение Господне случится в Чистый Понедельник, то тогда служба праздника переносится на канун сего дня, на Сырное воскресенье. От недели Мясопустной до недели 5й Великого поста на хвалитех последняя стихира Триоди по Уставу поется дважды, со стихом «Воскресни Господи Боже мой»: и на Слава. Тогда предпоследними стихами бывают «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим»: и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему Вышний»: (в недели 2ю и 3ю особые стихи).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

Помимо рядовых зачал, некоторые субботы и воскресенья года имеют особые зачала: это суббота и воскресенье перед и после Воздвижения, Рождества Христова и Просвещения (Богоявления). Структура лекционарной системы такова, что каждые суббота и воскресенье должны иметь как минимум одно чтение, либо рядовое, либо особое (в случае, когда выпадают на субботу или воскресенье и рядовое, и особое чтение, то рядовое читается «под зачало» особому). В качестве принципа организации лекционарной системы можно также считать, что, в отличие от будничных рядовых зачал, субботние и воскресные зачала не должны повторяться в течение одного пасхального года. Сказание I сообщает, что воскресные и субботние зачала от Луки также должны начинаться после недели по Воздвижении. Если Пасха выпадает ранняя, то после 17-й Недели по Пятидесятницы может не доставать одной или двух седмиц до Недели по Воздвижении. Но на субботы и воскресенья этих седмиц всегда выпадают суббота и Неделя пред и по Воздвижении; таким образом, в эти субботы и воскресенья будут читаться только особые зачала, а зачала 18-й субботы и Недели будут читаться уже после Недели по Воздвижении. Если же Пасха выпадает поздняя, то сразу после Недели по Воздвижении начинаются евангельские чтения 18-й Недели и субботы, а последние субботние и воскресные зачала от Матфея здесь пропускаются (на практике могут быть пропущены зачала 15-й, 16-й и 17-й субботы и Недели). Теперь переходим к периоду после Недели по Просвещении. В 48-й главе типикона Маркова глава на 11 января сообщает, что Неделя о мытаре и фарисее может выпадать между 11 января (т. е. совпадать с Неделей по Просвещении) и 15 февраля (т. е. отступать от нее на 5 седмиц). Если следующая Пасха будет ранняя, то никаких затруднений в выборе чтений не будет, т. к. мы просто следуем расписанию зачал, указанному в Сказании II, с учетом произведенной в сентябре «отступки» и некоторых особенностей, о которых речь пойдет ниже. При этом в те воскресные и субботние дни, которые имеют особые чтения, рядовые чтения читаются «под зачало», а Неделя пред Рождеством Христовым никогда не имеет рядовых зачал вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

мыт. и фар., 3-й и 4-й Нед. Вел. поста). Последование святого, случившегося в Неделю (воскресение) мытаря и фарисея, как потом и в Неделю блудного сына, поется в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великого святого (Тип., послед. Нед. мыт. и фарис.) 925 . Хотя на утрени в Неделю мытаря и фарисея и в следующие, до 5-й Недели Великого поста, включительно, следуют гласы Октоиха (Тип., послед. сырн. Нед. вечера) и Евангелия утренние воскресные – рядовые, но в служебном Евангелии, при указании порядка рядовых гласов и Евангелий, они не обозначаются, какой именно глас и какое утреннее Евангелие бывает в ту или другую Неделю, как это указано для других Недель в году. Не обозначаются же потому, что после 32-й Недели не всегда сряду бывает, 33-ей, Неделя мытаря и фарисея. В разные года бывает не одно и то же число Недель от Недели Всех Святых до Недели мытаря и фарисея; а потому, как на эту, так и на следующие затем Недели приходятся в разные года не одни и те же, по порядку, рядовые гласы и утренние воскресные Евангелия (см. выше). По субботам, со следующей после Недели мытаря и фарисея, до Недели Всех Святых, положено читать Евангелие и литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого (Тип., послед. нед. мытаря и фарисея. См. выше) 926 . Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога. а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, Святая Церковь в следующую Неделю, после Недели мытаря и фарисея, притчей о блудном сыне ( Лк.15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у Ангелов и об одном грешнике кающемся, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в Неделю блудного сына, и затем и в Недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов: «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуией красной (Тип., гл. 17 и послед. Нед. блудного сына. См. выше). Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Христос восстал из гроба в воскресение и на этом основании, говорят адвентисты, весьма многие хранят этот день вместо субботы. Но почему, спрашивают они, евангелист Марк, писавший об этом событии через десять лет, назвал день воскресения Спасителя просто первым днем недели и не назвал его субботним днем? ( Мк. 16:9 ). Еванг. Матвей говорит, что Христос восстал «в первый день недели» и первый день недели начался в конце субботнего дня (Мф. 28:1). Здесь субботний день кончился, когда первый день начался. Итак, заключают адвентисты, еванг. Матвей также не знал ни о какой перемене в субботнем дне, когда писал свое евангелие шесть лет спустя после Воскресения Христова. Евангелист Лука написал свое евангелие через двадцать восемь лет после Вознесения Иисуса Христа на небо. В своем повествовании о воскресении он говорить, что мироносицы «в субботу остались в покое по заповеди» и на следующий день, который был «первым днем недели они пришли ко гробу» ( Лк. 23:6; 24:1 ). Итак, говорят адвентисты, двадцать восемь лет спустя он называет воскресенье просто первым днем недели, совершенно не считая его священным днем. Наконец, еван. Иоанн, по уверению адвентистов, написал свое евангелие спустя шестьдесят три года после Воскресения Господа и везде называет воскресение тоже первым днем недели ( Ин. 20:1 ). Очевидно, утверждают адвентисты, ап. Иоанн считал первый день недели или день воскресный обыкновенным рабочим днем и не называет его праздником 15 . Уничтожение субботы и замена ее днем воскресным, по учению адвентистов, совершилось лишь только «по истечении 483 лет после Рожд. Христ. властью римского папы» 16 . В лице папства, читаем мы в адвентистском журнале «Маслина», римско-католическая Церковь заменила субботу четвертой заповеди первым днем недели. Как видно из ее откровенно говорящих книг и катехизисов, это было сделано ею преднамеренно, чего не сказано относительно ее других изменений Слова Божия. Если сравнить ее катехизис с Библией , то окажется, что одна из заповедей совсем удалена, а из десятой сделано две.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010