– воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

На Литургии , прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен, прежде чтем субботе по рождестве христове: таже апостол, и евангелие субботе пред богоявлением. А недели, яже по рождестве христове, чтем На Литургии во отдание праздника рождества Христова, апостол, и евангелие, якоже указася на ряду. А недели, яже пред богоявлением, прокимен, апостол, Аллилуиа, и евангелие, чтем ианнуариа в 1–й день, якоже укажется на ряду, егда случится обрезание и василиа в неделю.   [Смотри] Аще ли рождество христово во вторник: И тогда бывает между рождеством христовым и богоявлением две субботы, а неделя едина, и суббота, яже по рождестве христове, тогда бывает декемвриа в 29 день. На Литургии , прокимен, апостол, Аллилуиа, евангелие, и причастен, прежде субботе по рождестве христове, и потом младенцев. А недели, яже по рождестве христове, поем службу декемвриа в 30–й день, якоже указася на ряду. А недели, яже пред богоявлением, евангелие утреннее, и На Литургии прокимен, апостол, Аллилуиа, и евангелие чтем прежде недели пред богоявлением, ианнуариа в 30–й день: и потом обрезания, и василиа едино. Причастен: Хвалите: Другий: В память: [Смотри] Аще ли рождество христово в среду или в четверток или в пяток: И тогда бывают между рождеством христовым и богоявлением две субботы, и недели: и в первую убо неделю чтется апостол, и евангелие субботе и недели, по рождестве христове. А во вторую субботу и неделю, чтется апостол и евангелие субботы и недели, яже пред богоявлением.   [Смотри] Аще ли рождество христово в субботу: И тогда бывает между рождеством христовым и богоявлением, две недели, а суббота едина, и недели яже по рождестве христове поем службу наутрие рождества Христова в неделю, якоже указася на ряду. А отдание рождества Христова тогда бывает в пяток: и поем службу отдания рождества Христова, якоже указася на ряду. Точию На Литургии , прокимен, Аллилуиа, и причастен, праздника: апостол же и евангелие субботе, по рождестве христове. В субботу же яже пред богоявлением На Литургии апостол и евангелие чтем, ианнуариа в 1 день прежде обрезания, и потом субботе пред богоявлением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Рядовых зачал недостает два раза в году: 1) пред началом чтения рядовых зачал Евангелия от Луки, 2) и по прочтении всех зачал Евангелия от Луки. 1) Может недоставать рядовых зачал Апостола и Евангелия для пяти седмичных дней, следующих за 17-й Неделей (воскресением). Потому что, хотя для дней 17-й седмицы и положены (в служебном Евангелии) зачала из Евангелия от Луки, но эти зачала Евангелия от Луки положено начинать всегда от понедельника по Воздвижении и никогда ранее: «от Луки же св. Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении креста» (Сказание в служебн. Евангелии). Если же Пасха будет рано, например 22-го марта, то в тот год до субботы и Недели пред Воздвижением пройдут 16-ть седмиц и 17-ть Недель, т. е. все те седмицы и Недели (воскресения), для которых положены рядовые Апостолы и Евангелия (Евангелистов Матфея и Марка). Семнадцатая Неделя (воскресение) будет Неделей пред Воздвижением. За 17-й Неделей (воскресением) остается пять дней до Воздвижения, для которых не положено рядовых Апостола и Евангелия. О них и сказано: «Аще бо вне Пасха будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять (т. е. к Евангелию от Матфея) и, отнюду же хощеши, чти пять дней» (Сказан. в служебн. Евангелии). 2) Может недоставать рядовых зачал для тех седмиц м Недель (воскресений), которые будут следовать за 32-й Неделей до Недели мытаря и фарисея, потому что 32-й Неделей оканчиваются все зачала Евангелия от Луки. В иные годы от Недели по Пятидесятнице до Недели мытаря и фарисея проходит 34, 35 и более Недель и седмиц. В Типиконе касательно сих случаев читаем следующее правило: «Подобает ведати, яко Евангелия и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять испитая, до Недели приидущия яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в какое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начти ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи» (Тип., послед. 7-го января, 6-е зри), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В високосные годы данные для 24 марта бывают такие, как для 25 марта; для 31 марта, как для 1 апреля; для 7 апреля, как для 8 апреля; для 14 апреля, как для 15 апреля; и для 21 апреля, как для 22 апреля. Для седмиц, входящих во временной интервал, чтений в указателе нет. В этом случае возвращаются, отступают к зачалам, ранее читанным. Такой прием в Церковном уставе называется отступкой. Когда возникает необходимость в отступке, то при составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати, яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещении Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из этого указания Устава отсчет седмиц производят соответственно величине разрыва, идя вспять, от 33-й седмицы. Если разрыв, например, три седмицы, то для отступки берут чтения седмиц 33-й, 32-й и 31-й. Эти три седмицы открывают новый ряд чтений, который начинается с понедельника после Недели по Просвещении и продолжается до Недели о мытаре и фарисее, связуя друг с другом расстоящие пасхальные годы. В воскресные дни отступки нет. Хотя в эти дни тоже читаются Евангелия и Апостолы мимошедших Недель (воскресений), чтения эти, однако, не являются повторением, как в поседмичной отступке, а читаются как пропущенные в свое время. В церковном году есть воскресенья, когда, помимо чтений по указателю, или, как их часто называют, рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христове, пред Просвещением, по Просвещении. Устав предписывает рядовые чтения этих Недель или опускать совсем, как в Недели святых праотец и святых отец, или разрешает читать под зачало, то есть два подряд, в случае, «аще не будет отступки» (см. Типикон под 26 декабря, 9-е «зри»). В праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В сами же 16-ю и 17-ю Недели должны быть прочитаны только зачала Недели пред и по Воздвижении. В результате таких перестановок в этом пасхальном году будут прочитаны без повторений все воскресные зачала, указанные в Сказании II, и каждый воскресный день будет иметь либо рядовое, либо особое зачало. Аналогичным способом выбираются и субботние зачала: в 37-ю субботу будет прочитано зачало 32-й субботы по Пятидесятнице, на 35-ю и 36-ю субботы по Пятидесятнице переносятся с суббот перед и после Воздвижения зачала 16-й и 17-й субботы, а 34-я суббота не нуждается в рядовом зачале, т. к. будет читаться евангельское зачало субботы по Просвещении; таким образом, все субботние зачала также будут прочитаны без повторений. Заметим, что не всегда выбор субботних зачал будет совпадать с воскресным (т. е., например, чтению зачала 17-й Недели не всегда будет предшествовать зачало 17-й субботы), т. к. распределение зачал зависит от структуры богослужебного года и тех дней Недели, на которые выпадают праздники Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления. Если обратиться теперь к таблице 12а, то мы увидим, что в случае, когда следующая Пасха будет ранняя, выбор воскресных и субботних зачал будет несколько другим. В этом случае Неделя о мытаре и фарисее выпадает на 34-ю неделю по Пятидесятнице. В предыдущую, 33-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с зачалом Недели по Просвещении будет прочитано и зачало «о Закхее». В результате в таком году не будет ни одной Недели, нуждающейся в рядовых зачалах, и зачало 30-й Недели будет прочитано в 28-ю Неделю, зачало 31-й Недели – в 32-ю Неделю (вместе с зачалом Недели по Рождестве христовом), а зачала 16-й и 17-й Недель будут прочитаны «на ряду», в сентябре, вместе с зачалами Недели пред и по Воздвижении. Таким образом, чтобы правильно распределить апостольские и евангельские чтения на год с ключевой буквой К, мы должны знать дату следующей Пасхи, и исходя из нее смотреть либо таблицу 12а, либо таблицу 12б. наши вычисления показали, что максимальное количество вариантов распределения зачал для года в зависимости от даты следующей Пасхи – 4, в случае с годом с ключевой буквой О, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аще високос: Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 4. Вруцелето 7. Евдокии в четверток сырныя недели. 40 мученик в пяток 1 недели поста. Алексия в субботу 2 поста. благовещение в неделю 3 поста. пасха Христова априллиа 22. Георгия в понедельник светлыя недели. Иоанна богослова во вторник 3 по пасце. преполовение маиа 16. вознесение маиа 31. пятьдесятница иуниа 10. петров мясопуст иуниа 17. петрова поста неделя, и 4 дни. Петра в пяток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, марта, Евангелие, аще ли високос, марта, [ Ю ] Рождество Христово в неделю. мясоястия 9 недель, и день. триодь починается февруария 12. мясопуст великий февруария 26. сыропуст марта 5. Аще високос: Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 5. Вруцелето 6. Евдокии в среду сырныя недели. 40 мученик в четверток 1 недели поста. Алексия в пяток 2 поста. благовещение в субботу 3 недели поста. пасха Христова априллиа 23. Георгия в неделю пасхи. Иоанна богослова в понедельник 3 по пасце. преполовение маиа 17. вознесение иуниа 1. пятьдесятница иуниа 11. петров мясопуст иуниа 18. петрова поста неделя, и 3 дни. Петра в четверток. Столп Евангелиа починается, иуниа, Евангелие воскресное, починается, августа, Евангелие, починается, октовриа, Евангелие, починается, декемвриа, Евангелие, починается, февруариа, Евангелие, починается, априллиа, Евангелие, аще ли високос, марта, [ ] Рождество Христово в субботу. мясоястия 9 недель, и 2 дни. триодь починается февруария 13. мясопуст февруария 27. сыропуст марта 6. Аще високос: Рождество Христово в пяток. мясоястия 9 недель, и 3 дни. триодь починается февруария 14. мясопуст великий февруария 28. сыропуст марта 6. Вруцелето 5. Евдокии во вторник сырныя недели. 40 мученик в среду 1 недели поста. Алексия в четверток 2 недели поста. благовещение в пяток 3 недели поста. Георгия в субботу великую. пасха Христова априллиа 24. Иоанна богослова в неделю 3 по пасце. преполовение маиа 18. вознесение иуниа 2. пятьдесятница иуниа 12. петров мясопуст иуниа 19. петрова поста неделя, и 2 дни. Петра в среду.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 13. В понедельнк сиропустный. Поучение св. Феодора. Нач. Понеже ныне убо св. пост грядет, яко основание некое Господь полагает. л. 14 об. В пяток сыропустной недели. Слово св. отца Ефрема о наказание. Нач. Братие, внемли(те) зело не погубити первого пути, еже не ходити путем темным. л. 16. В субботу сыропустную. Слово св. Отец о постницех, и о пустыницех, и о черноризцех о мученицех. Нач. Се приспе, братие, преславная память и препод. отец наших св. черноризец. л. 17 об. В неделю сыропустную. Память творим св. Епископ. Нач. Братие, послушайте умные двери отверзше и слуха душевная открывше. См. 9 л. 6. л. 21. В понедельник 1 недели поста. Поучение. Нач. Братие, се приспе время доброго поста Господня, се бо начинается первый день постный понедельник. л. 22. В вторник 1 недели поста. Нач. Братие, блаженный Павел велегласно вопиет, глаголя: нощь успе, а день приближися. л. 26. В среду 1 недели поста. Поучение о св. посте. Нач. Братие, послушайте смыслено и разумно Пророка глаголюща о сем св. посте. л. 29. В четверток 1 недели поста. Поучение о св. посте. Нач. Братие, послушайте приспе время доброго исповедания и поспеха еже к Богу. См. 142 л. 25. л. 33. В пяток 1 недели поста. Наказание Епифания, емуже ангел. счиво вари, якоже недостоит исходити от церкви до отпущения. Нач. Послушайте, братие, смыслено и разумно; недостойно бо нам отходити от церкви до отпущения ерейска. В Обозр. Кормчей Розенкампфа стр. 217 озаглавливается: Св. Феодора Студита наказание и повесть о Епифании, емуже и проч. л. 37 об. В субботу 1 недели поста. Память творим св. Феодора Тирона о чюдеси бывшего. Нач. Улияну законопреступному и злочестивому оставльшему свет, а тмю возлюбившему. л. 40. Поучение 2 недели поста. Нач. Видесте ли, возлюблении, от самех вещий постную пользу. См. 142 л. 34. л. 43 об. В понедельник 2 недели поста. Поучение Иоанна Лествичника . Нач. Чада моя, радуется сердце мое о вас, якоже аще творите вы 40 дни, плод ваш бывает всего лета. л. 45 об. В вторник 2 недели поста. Поучение (о) посте. Нач. Тако Господь Пророком глаголет: доко(ле) убо согрешаете и прикладаете грехи на грехы? Отселе до самого конца ркп. идут те же слова и поучения, какие показаны под предыд. 142 с л. 38 до 252, кроме опущенного сказания о Знамении пресв. Богородицы, и в том же порядке, исключая слова архиеп. Евсевия с предисловием, которое здесь помещено в конце с тем же заключением (без надписи), начин. Зде положих конец книг сих святых, чтение и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Содержание послания вполне соответствует обстоятельствам и целям его. В нем он изъявляет благодарение Богу за избавление от опасностей, выражает радость о добром успехе его послания, и как бы в объяснение сего изображает высоту достоинства христианского откровения и всего вообще хода домостроительства спасения (гл. 1–7); потом делает распоряжение о сборе милостыни (8–9), представляет необходимые объяснения в отражение распускаемых о нем злых речей и высказывает побуждения к исправлению тех, которые еще не исправились (10–13). Отличительный характер послания. Насколько в первой части послания Ап. Павел является благодушно-спокойным, настолько в последней он является властно-строгим, и таким образом является всем вся, да всяко некия спасет. Апостол авторитетно указывает на свое право карать противление и награждать за послушание (10:6). Видно, что Апостол при написании сего послания был полон сильных чувств и высокого настроения духа, на что указывают частые перерывы, некоторые повторения и очень сильные выражения. Чрез все послание проходит тон апологии христианского откровения и проповедников его. Церковное употребление послания За Православным Богослужением из 2-го послания к Коринфянам читается: 1 21–2, 4, в неделю 14. 16–17, 1, в неделю 17. 10–16, в пят. 12 недели. 6–15, в понедельник 13 недели. 16–3, 3, во вторник 11 недели. 12–10, 7, в среду 13 недели. 12–18, в субботу 21 недели. 7–18, в четверг 13 недели. 13–18, в пяток 11 недели. 31–12, 9, в неделю 19. 10–15, в понедельник 12 недели. 20–13, 2, во вторник 14 недели. 3–13, в среду 14 недели. 1–10, в неделю 12 и мученикам. Второе послание к Коринфянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии: 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 220 . 3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4. утешающий нас во всякой скорби нашей, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные Недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дня после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами Апостолов...»). На «И ныне» – «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...». В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» – положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне, а в основу третьего – «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры 73 . На литургии: прокимен гласа, Апостол – Тим., зач. 296, Евангелие – от Лк., зач. 89. Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности: Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Отменение поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и б-й Недели), т.е. в эти Недели поются кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010