арку, где изображены праведные Иосиф и Вениамин, сыновья патриарха Иакова (с ними сравнивал св. братьев и автор «Сказания»). С др. стороны апсиды, симметрично Владимиру, Б. и Г., изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся также в XI в. Начиная с сер. XVI в. фигуры Б. и Г. размещаются в наосе на гранях подкупольных столпов. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля сер. XVI в. они представлены на юж. грани северо-зап. столпа, т. е. слева от центрального прохода и вблизи «царского места»; напротив, на грани юж. столпа, изображены воины-великомученики Георгий и Димитрий Солунский. В Спасо-Преображенском соборе Ярославля (1563) Б. и Г. представлены на зап. гранях зап. пары столпов наоса, их образы встречают входящего в собор. Различные варианты изображения избранных святых, часто с включением визант. императоров и Б. и Г., представлены в следующих росписях: Архангельского собора Московского Кремля (восходит к 1565); Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598); ц. Св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600); Благовещенского собора Сольвычегодска (1601); Рождественского собора в Суздале (восходит к 1636); Успенского собора Московского Кремля (1642-1643); Ризоположенской ц. Московского Кремля (1644); Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648); Успенского собора ТСЛ (1684); Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (1684); Софийского собора в Вологде (1686-1688); Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689) и др. В бесстолпных храмах образы Б. и Г. стали располагаться в верхних зонах росписей, напр. в Троицкой (ныне Покровской) ц. Александровой слободы (1571), в медальонах на вост. гранях шатра, в ц. Воскресения в Ростове (70-е гг. XVII в.), в откосах окон верхнего яруса наряду с кн. Владимиром и имп. равноап. Константином. В иконах и в прикладном искусстве изображения Б. и Г. (с кн. Владимиром и без него) часто соотносятся с темой св. Креста и с образами святых Константина и Елены. Так, на «Киликиевском» кресте (кон. XV в., ВГИАХМЗ) резная костяная пластина с фигурами святых Константина и Елены по сторонам креста корреспондируется с пластиной, где Б. и Г. поднимают мученический крест. На иконе «Воздвижение креста» (XVI в., ГТГ) по сторонам креста изображены Константин и Елена, а ниже, строго под ними, в ряду избранных святых,- Б. и Г. С темой св. Креста, христ. воинства и Небесного Иерусалима образы Б. и Г. связаны на иконе « Благословенно воинство Небесного Царя …» (сер. XVI в.) из Успенского собора Московского Кремля: в центре, в окружении пеших воинов, изображен царь Константин на коне, с крестом, движущийся к Небесному Иерусалиму за арх. Михаилом и Иисусом Навином(?), вслед за ними др. святые воины во главе с князьями Владимиром, Б. и Г. на конях.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

Кузьмина-Караваева из газеты «Русское слово», о происходящих в стране событиях Статья из журнала «Новгородские епархиальные ведомости» с описанием встречи митрополита Арсения с верующими в соборе Святой Софии в Новгороде Письмо министра исповеданий Временного правительства А. В. Карташова митрополиту Арсению с поздравлением его с возведением в сан митрополита Ответ митрополита Арсения на письмо А. В. Карташова Представление митрополиту Новгородскому Арсению обители преподобного Антония Римлянина и Новгородской духовной семинарии о начале междоусобной брани в Новгороде Проект послания Святейшего Патриарха Тихона об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной с правкой митрополита Арсения Из статьи газеты «Русское слово», посвященной гонениям на Православную Церковь Приложение 2. Выступление на 16-м заседании Собора с ответным словом на приветствие представителя Румынской Церкви епископа Гушского Никодима Выступление на 22-м заседании Собора по поводу передачи в ведение Собора «Всероссийского Церковно-Общественного Вестника» Выступление на 41-м заседании Собора при обсуждении доклада о правовом положении Церкви в государстве Выступления на 48-м заседании Собора по случаю прибытия в Соборную палату для преподания благословения Святейшего Патриарха Тихона Выступление на 49-м заседании Собора при обсуждении доклада «О церковном проповедничестве» Выступление на 62-м заседании Собора перед выборами в Священный Синод и Высший Церковный Совет Речь на 85-м торжественном заседании Собора, посвященном памяти мученически скончавшегося митрополита Киевского Владимира (Богоявленскаго) Выступление на 133-м заседании Собора при обсуждении доклада Отдела о церковной дисциплине Выступление на 135-м заседании Собора при обсуждении вопроса о призыве священнослужителей на воинскую службу Выступление на 153-м закрытом заседании Священного Собора, посвященном обсуждению инструкции СНК к декрету об отделении Краткие биографические сведения о членах Собора, упоминаемых в дневнике  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Как отнестись к этим декретам, как им противоборствовать, какие меры предпринять, – это лучше всего обсудить и решить на Соборе...» (См.: Деяния... Т. 6. С. 3). – Примечание. 642 66-е Деяние Собора суббота, 20 января (2 февраля) 1918 г. Присутствовало 110 членов Собора. Председатель: Патриарх Тихон, затем и митрополит Арсений. Повестка дня: 1 Молебен. 2. Текущие дела (См.: Там же. С. 3–20). Для законности состава Собора, согласно ст. 113 Устава Собора требовалось присутствие в заседании не менее трети всего числа Членов Собора. – Примечание. 643 Выступление Члена Собора граф Дмитрия Адамовича Олсуфьева см.: Деяния... Т. 6. С. 5–7. – Примечание. 644 Имеется в виду послание Собора, обличающее участников грабежей и убийств, принятое 7 октября 1917 г. на 23-м заседании Собора (См.: Деяния... Т. 2. С. 220–222). – Примечание. 646 Выступление Члена Собора протоиерея Александра Александровича Хотовицкого см.: Деяния... Т. 6. С. 11–13. – Примечание. 647 Выступление Члена Собора профессора протоиерея Дмитрия Ивановича Боголюбова см.: Деяния... Т. 6. С. 13–14. – Примечание. 648 Выступление Члена Собора протоиерея Алексея Маркиановича Станиславского см.: Деяния... Т. 6. С. 14–15. – Примечание. 649 Харитоненко – Харитоненко Иван Герасимович (1820–1891), предприниматель, благотворитель. Сын крестьянина слободы Нижней Сыроватки Сумского уезда Харьковской губ., получил образование в сельской приходской школе. Один из самых крупных русских сахарозаводчиков. Его пожертвованиям обязаны своим возникновением детский приют, общежитие для студентов Харьковского университета, церковь в с. Нижняя Сыроватка, кроме того, он назначал значительные пенсии осиротевшим семействам лиц, служивших в его имениях, устроил бесплатную подачу медицинской помощи бедным г. Сумы и при помощи приходских священников раздавал бедным ежемесячно до 200 руб.; много жертвовал на учебные заведения и благотворительные учреждения. – Примечание. 650 Выступление Члена Собора Алексея Даниловича Зверева см.: Деяния... Т. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Среди документов Собора отложились также списки членов Собора, его президиума, отделов и комиссий, членов ВВЦУ. Списки отделов и комиссий оформлены на отдельных листах бумаги с заготовленными заголовками. Члены Собора, пожелавшие принять участие в их работе, сами вносили свои фамилии в соответствующий список. Это значит, что принцип записываться в отделы на добровольной основе, принятый Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гг., в данном случае был сохранен. Изучение документов Собора позволяет прояснить вопрос и о должности Е. И. Махароблидзе, впоследствии управляющего канцелярией ВВЦУ и Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Кандидов ошибочно приписывает Е. И. Махароблидзе председательство в канцелярии Собора, видимо, делая это по аналогии с Предсоборной комиссией или ВВЦУ Однако из документов Собора известно, что канцелярия работала под руководством секретариата – профессоров П. В. Верховского и H. М. Абрамова 127 . Вместе с тем в постановлении Совета Собора по вопросам материального обеспечения от 24 мая 1919 г. сообщается, что «начальник канцелярии протопресвитера Махароблидзе» прибыл на Собор для доклада. Автографами Махароблидзе являются несколько документов Собора, а также дата и формулы подписей в нескольких других документах. Им собственноручно написаны следующие: постановление совета Собора по вопросам материального обеспечения его работы от 24 мая 1919 г., удостоверение Н. Г. Безкровного от 23 мая, на котором имеется помета о принадлежности документа канцелярии Собора, протокол выборов кандидатов в секретари и товарищи секретаря ЮВРЦС. Махароблидзе заверена машинописная копия Положения о Временном высшем церковном управлении, причем в этом документе он назван «управляющим канцелярией». 128 Ему же принадлежат дата и формулы подписей под машинописным текстом постановления ЮВРЦС об амнистии от 24 мая, исправления и пометы в сопроводительном письме председателя Собора архиепископа Митрофана от 18 июня к ходатайству о помиловании в адрес атаманов Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, дата в распоряжении архиепископа Митрофана от 24 мая о передаче вопросов материального обеспечения Собора в его совет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. 12. Президиум, Секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 13. Все архиереи – члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Собора помимо его членов могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Собора. Примечание: избрание Патриарха Московского и всея Руси проводится в закрытом заседании. 17. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. Когда имеет место равенство голосов при открытом голосовании, то перевес дает голос Председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование.

http://sedmitza.ru/lib/text/429415/

(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2011 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 47) 47. Архиерейский Собор поддерживает и одобряет усилия Святейшего Патриарха и Священного Синода, направленные на укрепление единства Святой, Соборной и Апостольской Церкви посредством усовершенствования общеправославного сотрудничества, в том числе в рамках процесса подготовки Всеправославного Собора. Развитие братских и равноправных отношений с Православными Поместными Церквами является важнейшим направлением внешних церковных связей. О сотрудничестве Поместных Православных Церквей при подготовке Всеправославного Собора (принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 г., журнал 141) (...) Постановили: 2.      Подчеркнуть важность братского общения Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, встречи которых направлены на укрепление единства Православия. 3.      Отметить необходимость тесного сотрудничества Поместных Православных Церквей в процессе подготовки Всеправославного Собора на основе единодушного принятия решений. О подготовке Всеправославного Собора (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г., «Постановления», пп. 60–61) 60. Большое значение имело совещание Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшееся 21 ноября 2011 года в Патриаршей резиденции в Московском Кремле при участии Предстоятелей Русской, Грузинской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также официальных представителей Антиохийской, Румынской и Болгарской Православных Церквей. Освященный Собор поддерживает и одобряет выраженное на данном совещании общее убеждение в том, что все решения, как в ходе подготовки Всеправославного Собора, так и на самом Соборе, необходимо принимать исключительно на основе единогласного волеизъявления всех Поместных Церквей, а не большинством голосов. 61. При подготовке Всеправославного Собора нельзя не принимать во внимание критические настроения духовенства и верующего народа, их отношение к перспективам созыва Собора. Освященный Архиерейский Собор подчеркивает, что регламент и повестка дня Всеправославного Собора, принципы его формирования, протокол его богослужений и заседаний, проекты основных соборных документов должны быть предварительно согласованы всеми Поместными Православными Церквами. Иерархи Русской Церкви считают, что подготовка Всеправославного Собора должна предусматривать широкое обсуждение готовящихся постановлений и отличаться особой заботой о сохранении чистоты православного вероучения. Члены Архиерейского Собора считают необходимым, чтобы президиум Всеправославного Собора составляли Предстоятели всех Поместных Православных Церквей и чтобы на Соборе епископат Поместных Церквей был представлен максимально полно. II. 12.3. Двусторонние межцерковные отношения

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В тот же день участники Собора заслушали доклад председателя историко-правовой комиссии протоиерея Владислава Цыпина, в котором были даны необходимые пояснения к «Временному положению о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов». В будущем Собор должен будет утвердить доработанный текст положения о суде. С этой целью «Временное положение», принятое Священным Синодом, предлагается Преосвященным архипастырям для употребления.  Для доработки текста епархиальные архиереи должны будут в течение двух лет представлять данные о практическом применении «Временного положения». Четвертый день работы Собора был посвящен обсуждению и принятию итоговых документов Собора. С докладом по основному итоговому документу «Посланию Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви» выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Затем Высокопреосвященнейший Кирилл зачитал слудующие итоговые документы Собора: «Послание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Президенту Российской Федерации В.В. Путину», «Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях с Русской Православной Церковью Заграницей» и «Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о взаимоотношениях во старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви». Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел предложил вниманию Собора «Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых». Следующий итоговый документ «Заявление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о противодействии экстремизму и терроризму» был зачитан епископом Тамбовским и Мичуринским Феосием . Доклад по итоговому документу «Заявление Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по вопросам демографии» сделал епископ Саратовский и Вольский Лонгин .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2762731...

Здесь воодушевлялись бы молодые иереи, окончившие семинарию без призвания к пастырству и поступившие на место только потому, что больше идти некуда. Здесь же подогревались бы и пожилые священники, «в сосудех которых светильницы готовы погаснуть». Словом, пастырские курсы с такой программой могут принести громадную пользу духовенству. Они расширят умственный кругозор духовенства и могут способствовать искоренению таких явлений в духовенстве, которые теперь делают нередко духовенство смешным и жалким. В лекторах не будет недостатка. На это симпатичное дело несомненно откликнутся профессора наших академий и университетов. Нельзя не пожелать, чтобы мысль о пастырских курсах получила скорейшее осуществление. вопрос: нужен-ли созыв духовного собора? И когда все интересующиеся делами церкви, без различия направлений, в один голос подтвердили, что созыв собора необходим, – начались «подготовительные работы» и тянулись долгое, долгое время. Предсоборное присутствие вырабатывало программу занятий будущего собора, границы его компетенции, перечень вопросов, которых никоим образом он затрагивать не может и т. д. Словом, все работы собора имелось в виду заключит в рамки самой подробной регламентации и всё значение его свести к работам «комиссии по церковным делам». После окончания заседаний предсоборного присутствия, явилась некоторая уверенность, что хотя бы и в таком виде, но собор будет созван в самом ближайшем будущем. Однако, и в вопросе о назначении времени созыва собора продолжали действовать сугубо осторожно и собор было решено созвать в Москве весною текущего года. А тем временем начала свои заседания особая редакционная комиссия по выработке докладов для предстоящего собора. Заседания её закончились неожиданным заключением, что предположенный весною текущего года созыв церковного собора – в виду настоящего положения страны – не может осуществиться и что созыв этот возможен лишь при полном успокоении страны. Таким образом, вопрос о созыве собора решается отрицательно по мотивам в высшей степени неожиданным. Ведь, вопрос о созыве первого всероссийского духовного собора стал на очередь именно в ту эпоху, когда в недрах церкви начался разлад и нестроение, когда преданные церкви люди увидели, что в нашей жизни есть много недугов, требующих немедленного и серьезного лечения. Эти люди знали, что в первые века христианства, когда церковь была раздираема междоусобицами, появлением ересиархов и разных сект, вселенские церковные соборы помогали удалению из недр церкви разлада и различных нестроений. И, видя нестроения в русской православной церкви, они указали на необходимость созыва всероссийского собора. И подлежащие сферы с этим согласились прежде, так как признали созыв собора необходимым. Теперь же, оказывается, собор нельзя созвать впредь до полного успокоения, а когда наступит полное спокойствие и мир,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель (III 6). Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Свящ. Синод. Президиум несет ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь Архиерейского Собора избирается из числа членов Синода и несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов (III 7). Заседания Собора возглавляет председатель или по его предложению один из членов Свящ. Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. Кворум Собора составляют 2/3 иерархов - его членов. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия (III 10-15; эта часть действующего Устава в основном повторяет Устав 1988 г.). Главная новация положений Устава 2000 г. относительно Поместных и Архиерейских Соборов заключается в таком перераспределении их полномочий, когда Архиерейский Собор, оставаясь низшей инстанцией по отношению к Поместному Собору, тем не менее перестает быть во всем подчиненным ему органом, как это было ранее (Устав, 1988. III 4). Он становится высшей судебной властью РПЦ (III 5; 4 б, с), он один и окончательно принимает Устав, и вносит в него изменения, только он полномочен принимать окончательно решения по делам церковного управления, за исключением избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и лишь те решения Архиерейского Собора подлежат утверждению со стороны Поместного Собора, к-рые носят вероучительный или канонический характер (II 5 г). Т. о. в действующем Уставе решена проблема канонически правомерного уточнения компетенции Архиерейских и Поместных Соборов. В Уставе 1988 г. Архиерейский Собор был поставлен в подчиненное положение по отношению к Поместному Собору, несмотря на то что канонически Архиерейскому Собору принадлежит ничем не умаленная полнота власти в Поместной Церкви.

http://pravenc.ru/text/161103.html

3 Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. Б. м., 2001; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х – 1918 гг.). Б. м., 2002; Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Б. м., 2004; Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011; Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. 4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. 5 О нем см.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 208–212; Беглов А. Л. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 6 Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. 7 Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 12–13. 8 См., например: Кривошеева НА., Мраморнов А.И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. С. 26. 9 Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010