Важное место среди источников по церковной истории Балкано-Дунайского региона в IV – V вв. занимают официальные послания соборов, епископов и императоров, а также личная переписка церковных и государственных деятелей изучаемой эпохи. Грань между этими двумя группами источников очень тонкая, и при публикации их обычно помещают в рамки одних и тех же собраний текстов. Иногда также представляется затруднительным определить, является ли то или иное послание плодом соборного творчества или авторским произведением. Классическим примером подобного рода является послание к евсевианам, написанное папой Юлием (что папа и не скрывает), но от лица Римского собора. 207 В рамках настоящего исследования особое значение имеют соборные послания западных отцов Сердикского собора, обращенные как ко всем церквам, так и к духовенству и мирянам отдельных регионов (Египту и Ливии), а также к отдельным лицам (папе Юлию, императору Констанцию), 208 послания восточных отцов Сердикского собора к ряду западных епископов, 209 послания Ариминского собора, 210 послание делегации Селевкийского собора к их ариминским коллегам, 211 послание собора, созванного в 360 г. в Лютеции, ко всем восточным епископам, 212 томос к антиохийцам Александрийского собора 362 г. (очевидно, авторство свят. Афанасия, который в том числе разъясняет происхождение исповедания веры Сердикского собора) 213 , послание Александрийского собора 369 г. епископату Африки, в котором присутствует важное свидетельство о реакции западного епископата на Ариминский собор, 214 послание италийских епископов к иллирийским епископам, 215 послание к Герминию Сирмийскому Сингидунского собора 366 г., 216 послание Иллирийского собора к асийским епископам, 217 а также послания Аквилейского собора к императорам Грациану, Валентиниану II и Феодосию I (составителем текстов был, вероятно, свят. Амвросий Медиоланский ). 218 Из посланий и писем, принадлежащих отдельным лицам, необходимо отметить письмо императора Констанция к делегатам Ариминского собора, содержащее важные свидетельства, позволяющие представить церковно-политическую позицию императора в тот исторический момент, 219 письмо Юлиана Отступника к бывшему сирмийскому епископу и ересиарху Фотину, из которого становится очевидно благожелательное отношение правителя Империи к этому церковному деятелю, 220 сохранившееся у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В преддверии Архиерейского Собора Сербской Церкви Весной должно состояться заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Темы будут обсуждаться самые разные. Председательствовать на Соборе впервые будет избранный и нареченный Патриарх Сербский Ириней. На вопросы, касающиеся предстоящего Собора, мы попросили ответить иеромонаха Игнатия (Шестакова). 23 апреля, 2010 Весной должно состояться заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Темы будут обсуждаться самые разные. Председательствовать на Соборе впервые будет избранный и нареченный Патриарх Сербский Ириней. На вопросы, касающиеся предстоящего Собора, мы попросили ответить иеромонаха Игнатия (Шестакова). Весной должно состояться заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. Темы будут обсуждаться самые разные. Председательствовать на Соборе впервые будет избранный и нареченный Патриарх Сербский Ириней. На вопросы, касающиеся предстоящего Собора, мы попросили ответить иеромонаха Игнатия (Шестакова), . — Скоро начнется очередное рабочее заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви? Каковы особенности работы Архиерейского Собора в СПЦ? Иеромонах Игнатий (Шестаков) — Согласно действующему Уставу СПЦ, Архиерейский Собор является высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви. В состав Собора входят и принимают участие в его рабочих заседаниях все правящие архиереи под председательством Святейшего Патриарха. Решения принимаются путем голосования. Викарные архиереи также присутствуют на Соборе, но не имеют права голоса. В работе могут принять участие и архиереи, находящиеся на покое, но, опять же, без права голосования. На заседания Собора могут быть приглашены и другие священнослужители или миряне. Например, для консультаций по определенным вопросам церковной жизни. Сейчас рабочие заседания Собора происходят дважды в году – весной и осенью. Но при необходимости может быть созвано и внеочередное заседание, как это было недавно в случае с Избирательным (или Выборным) Собором, посвященным избранию нового Предстоятеля. У Избирательных Соборов есть свои особенности. Здесь викарные архиереи имеют право голоса.

http://pravmir.ru/ieromonax-ignatij-shes...

1 июня 1943 г. городской парк с собором был безвозмездно передан горисполкомом в распоряжение фронтового Эвакуационного пункта. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка Парка культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и собор: " ...Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены " , - говорится в передаточном акте. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище. После этого около двадцати лет здание собора не ремонтировалось, а в начале 50-х гг. неизвестные проникли в храмовый некрополь и вскрыли могилы Калужских архиереев. В феврале 1952 г. на 8-й сессии при обсуждении работы культурно-просветительских учреждений города был поднят вопрос о соборе и в результате принято решение " оборудовать здание бывшего собора в парке культуры и отдыха под культурно-просветительское учреждение " - и снова ничего не получилось. В 1954 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято другое решение - о восстановлении здания собора под архив. Но до конца 50-х гг. здание собора так и не ремонтировалось. С 60-х гг. до 1990 г. в соборе располагалась спортивная школа. 25 мая 1990 г. Облисполком принимает решение 204 " Об изменении использования памятника архитектуры в г. Калуге Троицкого собора " и переоборудовании его под концертный зал. Архиепископ Климент, назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция. Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: " Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали " . Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И. Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии. 15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение 262 " О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге " . 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви. Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка. При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову), казначеем была назначена А.Ф. Влайкова.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

В соответствии с «Уставом», Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Предыдущий «Устав» провозглашал таковым Поместный Собор. Архиерейский Собор «правомочен рассматривать и принимать решения: в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси; в последней инстанции: по разногласиям между двумя и более архиереями; по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев; по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окончательного решения» (III. 5). Председателем Архиерейского Собора является Патриарх или Местоблюститель. Президиум Архиерейского Собора не избирается, его составляет Священный Синод. согласно «Уставу», предваряются совершением Божественной Литургии или другого Президиум несёт ответственность за руководство Собором, он предлагает повестку дня, программу и регламент Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы. Секретарь несёт ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются Председателем Собора и членами Синода. Открытие Архиерейского Собора, как и Поместного, и его ежедневные заседания, соответствующего уставного богослужения. Заседания Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода. На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом. Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговорённых регламентом. Как и на Поместном Соборе, когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, решающим является голос Председателя, а в случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование. «Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора – не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признаётся Собором уважительной» (III, 13). Кворум Собора составляют 2/3 иерархов – его членов. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. 35.3. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Деяния второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии Источник Скачать epub pdf Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г Содержание Доклад архиерейскому Синоду блаженнейшого митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян Предсоборная комиссия Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятыя Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38 года Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г I II. Состав Собора III. Общее Собрание Собора IV. О Совете Собора и Отделах V. Порядок обсуждения вопросов VI. Совещание епископов VII. Секретариат Собора Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года Представители клира Представители мирян Русский Всезарубежный Собор Высочайшее приветствие августейшего главы российского императорского дома Русскому Зарубежному Церковному Собору с участием клира и мирян Ответ зарубежного Церковного собора августейшему главе российского императорского дома Протокол торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 2/15 августа 1938 года Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами: I. Цели и деятельность Братства II. Организация Братства Доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи». I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиерейский Собор разрабатывает, предварительно одобряет и выносит на рассмотрение Поместного Собора программу заседаний, повестку дня, регламент заседаний и структуру Собора (либо утверждает указанные документы в случае созыва Собора Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом), принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. Проведение Архиерейского Собора 25-26 января 2009 года необходимо еще и для того, чтобы избрать тайным голосованием трех кандидатов на Патриарший престол, отвечающих требованиям, предъявляемым к ним Уставом. — Скажите, пожалуйста, кто определяет состав участников Поместного Собора? — Устав 2000 года закрепляет норму о составе Поместного Собора из архиереев (как епархиальных, так и викарных, являющихся членами Собора по положению), а также представителей  клира, монашествующих и мирян (количество и порядок избрания последних трех категорий устанавливаются Архиерейским Собором). В исключительных случаях Устав предоставляет возможность установить процедуру избрания делегатов от клира, монашествующих и мирян и их квоту Священному Синоду. Решение Синода в таком случае подлежит утверждению Архиерейского Собора. Опираясь на указанную норму, Священный Синод 10 декабря 2008 года принял «Положение о составе Поместного Собора» (журнал 96), которым детализировал указания Устава о составе Собора. Согласно «Положению» членами Поместного Собора являются: руководители синодальных учреждений (Управления делами Московской Патриархии, Отдела внешних церковных связей, Издательского совета, Учебного комитета, Отдела катехизации и религиозного образования, Отдела благотворительности и социального служения, Миссионерского отдела, Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, Отдела по делам молодежи), ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, наместники мужских ставропигиальных монастырей в епископском сане, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви (ее персональный состав был утвержден на заседании Священного Синода от 10 декабря 2008 года (журнал 96)).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208784...

Ставропольский Собор Спустя восемь месяцев после прерванного большевиками Собора 1917–1918 годов, 19–23 мая 1919 года, в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор (далее — ЮВРЦС), который должен был решить проблему организации временной высшей церковной власти на территории Юга России, занятой вооруженными силами армии генерала Деникина. Связь с только что избранным Патриархом и Высшим Церковным Советом на тот момент отсутствовала. Юго-Восточный Собор задумывался как продолжение работы Всероссийского Поместного Собора. На подготовительном этапе Предсоборная комиссия решила именовать Собор «Южнорусским Поместным», однако Собор на пленарных заседаниях взял себе несколько иное наименование — «Юго-Восточный русский церковный Собор», а слово «Поместный» было впоследствии удалено из официального наименования 9 . Тем не менее именно как продолжение Поместного Собора воспринимали Юго-Восточный Собор и общественно-политические силы. Так, Центральный комитет Партии народной свободы выразил надежду, что Собор в Ставрополе «восполнит пробел», образовавшийся после «приостановки» работы Всероссийского Церковного Собора 10 . Находясь под крылом Деникина и пользуясь свободой, Церковь на юге страны получила возможность продолжить реформы, прерванные, а не прекращенные, по ее глубокому убеждению, в центре России. Однако члены ЮВРЦС осознавали обусловленную гражданской войной неполную соборность и претендовали лишь на временную легитимность своих решений. В частности, один из главных организаторов Собора, председатель Предсоборной комиссии протопресвитер Георгий Шавельский, отмечал, что полномочия временной церковной власти после установления связи с Предстоятелем должны быть сразу же переданы Святейшему Пат­риарху и Всероссийскому Собору 11 . О том же говорил и епископ Александровский Михаил (Космодемьянский) на открытии пленарных заседаний Собора 12 . В Ставропольском Соборе приняли участие архиереи, духовенство и миряне епархий Юга России: из числа 59 его участников 30 были членами недавнего Всероссийского Поместного Собора. Их полномочия опирались на «Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о полномочиях членов Собора 1917–1918 гг.» от 18 сентября 1918 года, согласно которому члены Собора сохраняли полномочия до появления Патриаршей грамоты о созыве нового Собора и имели право на местах участвовать в работе благочиннических собраний как полноправные члены с правом решающего голоса 13 . В состав Ставропольского Собора вошли в основном делегаты от южнорусских епархий, а также и те, кто оказался на этой территории в силу войны, например епископ Челябинский и Троицкий Гавриил (Чепур). Кроме архиереев — членов Поместного Собора по должности, это были такие уважаемые люди, как профессор протоиерей Александр Рождественский, протоиерей Валентин Свенцицкий, профессор Павел Верховский, граф Петр Апраксин, князья Григорий и Евгений Трубецкие, Николай Львов и ­другие.

http://e-vestnik.ru/history/grazhdanskay...

12 апр. 1923 г. новый глава Польской Православной Церкви митр. Дионисий (Валединский) командировал представителя от Волынской консистории свящ. Михаила Яковлева как «делегата от епархиальной власти для присутствования при ревиндикации собора». Дионисий был согласен на ревиндикацию собора и признавал, что для удовлетворения духовных нужд жителей Луцка достаточно 6 действовавших в городе храмов. Незадолго до этого, в нач. 1923 г., с должности настоятеля собора был уволен прот. П. Бычковский. 7 февр. 1923 г. еп. Алексий был удален из Луцка и назначен в. у. Гродненской епархией, с 21 апр. 1923 г.-епископом Гродненским и Новогрудским. Ревиндикации Троицкого собора помешало назначение в нач. 1923 г. волынским воеводой вместо шовинистически настроенного Мицкевича более умеренного С. Сроковского. 14 апр. 1923 г. представители общественных организаций Волыни заявили ему протест против ревиндикации собора и против «предательской» позиции епископата. 17 апр. воевода распорядился перенести ревиндикацию собора на неопределенный срок. 27 апр. 1923 г. свящ. М. Яковлев доложил митр. Дионисию, что передача собора католикам была отменена из-за того, что новый настоятель собора прот. Анания Сагайдаковский «без ведома церковной власти» посетил воеводу с большой группой прихожан. В «саботаже ревиндикации» Яковлев также обвинил Луцкое братство во главе с преподавателем Луцкой гимназии Е. Ясинским. Для наказания главных участников саботажа Яковлев предложил передать братский дом и дом-школу возле луцкого собора в ведение епархии. Это не было реализовано в первую очередь из-за отсутствия поддержки со стороны польск. властей. Видя нерешительность польских властей, митр. Дионисий 6 июля 1923 г. инициировал ходатайство Синода о сохранении собора за православными, его заявление опубликовано 29 сент. 1923 г. в варшавской русскоязычной газ. «За свободу». Архиеп. Дионисий уволил прот. А. Сагайдаковского с должности настоятеля собора и назначил на его место прот. Анастасия Павлюковского. Однако последний также вынужден был выступить в защиту интересов прихожан. Павлюковский в письме Дионисию от 12 февр. 1924 г. напоминал: «В Луцке до войны было 8 храмов… С водворением здесь поляков последовательно были уничтожены храмы: гимназический, госпитальный, гарнизонный и тюремный, причем последние были переделаны в католические костелы» (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 2. Д. 548. Л. 106-107). Тем не менее совет присяжных поверенных Луцкого судебного округа 24 июня 1924 г. признал справедливым акт передачи луцкого собора католикам. В ответ на это депутат сейма С. Подгорский и Луцкое об-во «Просвита» издали меморандум, предупреждавший о решительных действиях для защиты собора в случае попыток его передачи католикам. Собор остался за православными.

http://pravenc.ru/text/2110936.html

22. К порядку дня или голосования разрешается говорить не более 5 минут и не более чем по одному за и одному против предложения. 23. П о личному вопросу можно говорить не более 5-ти минут. 24. П редседатель руководит заседанием, направляет прения, в случае нужды делает предупреждения говорящим и по двукратном предупреждении может лишить их слова. 25. Ч лены Собора обязаны соблюдать христианское уважение к личности и не допускать во время прений резких или обидных слов и выражений. 26. Ф ормулы и поправки при голосовании подаются в письменном виде, причем сначала голосуются поправки. 27. В се вопросы на Соборе решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Собора. 28. В се вопросы разрешаются открытым голосованием. По желанию – участников заседания или по решению председателя производится закрытое голосование записками. VI. Совещание епископов 29. Е пископы, члены Собора, образуют Совещание епископов, которому принадлежит решающий голос по всем постановлениям Собора. 30. П редседателем Совещания епископов является Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей – Председатель Архиерейского Синода. 31. П о силе слова Божия и св. канонов, все решения общего собрания Собора подлежат утверждению Совещания епископов и приимлют силу лишь по подписании их последними. 32. П остановление Собора, не получившее утверждения Совещания епископов, может быть вновь внесено на разсмотрение Собора лишь с согласия Совещания епископов. 33. С овещание епископов имеет право, в случае надобности, закрыть Собор и до исчерпания программы его занятий. VII. Секретариат Собора 34. С екретарем первого заседания Собора является Секретарь Предсоборной Комиссии до избрания старшего секретаря. 36. С екретариат ведет протоколы и журналы Собора, отмечает и собирает количество голосов при голосовании. 37. С екретариат действует до окончания Собора, после чего приводит в порядок все делопроизводство Собора  и сдает его по описи правителю дел Синодальной Канцелярии для хранения в архиве Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( IV Всел. 1 ; Трул. 2 ; VII Всел. 1 ).   Настоящий собор был созван, как мы видели (I, стр. 29), в Карфагене в 419 году по вопросу о том, может ли римский епископ принимать апелляции против решений соборов Африканской церкви. Свое право римский епископ основывал на одном из правил (пр. 5) сердикского собора, которое он считал правилом I вселенского Никейского собора. Отцы этого собора имели у себя копии деяний Никейского собора, в которых однако не нашлось правила, приводимого римским епископом; чтобы лучше показать неосновательность утверждения римского епископа и ошибочное принятие им одного соборного правила за другое, они обратились в Константинополь, Александрию и Антиохию, прося тамошних епископов выслать им хранящиеся у них оригинальные акты Никейского собора. В ожидании ответа на свою просьбу, собор между тем, по предложению своего знаменитого председателя Аврелия, постановил сохранять неизменно определения Никейского собора в том виде, в каком они были изложены в имеющихся у отцев собора рукописях, принесенных в свое время с Никейского собора бывшими на нем Африканскими епископами. Собор постановил также сохранять и все остальные канонические постановления, изданные после Никейского собора, как и те, которые будут ими изданы, постольку, поскольку постановления эти будут согласоваться с постановлениями Никейского собора. В этом и состоит содержание 1 правила настоящего собора. О том, как ответили отцы этого собора римскому епископу об его праве принимать апелляции из чужих церковных областей, нам говорит послание, отправленное Аврелием от имени собора римскому епископу Бонифацию 31 мая 419 года. Спустя пять лет, т.е. в 424 г., когда епископ римский Целестий опять предъявил свое право на принятие апелляций, Африканские отцы во главе с Аврелием отправили новое послание в Рим, которым, хотя на время, принудили римского епископа не выступать более с заявлениями о своих правах. Правило 2 (2) По изволению Божию первоначально подобает, согласным исповеданием, исповедывати церковную веру, преданную нами в сем славном собрании. Потом церковный чин, по согласию каждого и всех вкупе, должно соблюдати. Для утверждения же помышлений братий и соепископов наших, недавно поставленных, должно присовокупити то, что мы прияли от отцев, яко твердое определение: единство Троицы, то есть, Отца и Сына и Святого Духа, не имеет никакого различия познаваемого. Сие в умах наших свято содержим, и как научилися, тако учити будем людей Божиих.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010