6-е правило Халкидонского собора.    В этой связи см. 18-е правило Анкирского собора, 17-е и 18-е правила Антиохийского собора.    Isidorus. De ecclesiasticis ofiiciis, II, 3. PL., 83, 779.    См. выше, стр. 55, текст 6-го правила.    90-е правило Василия Великого.    Ср. Властарь, Алфавитная синтагма «К», 19. Русский перевод, стр. 258.    См. также 18-е правило Анкирского собора и 36-е Апостольское правило.    Правила поместных соборов. Русский перевод, стр. 185.    Там же.    Мы находим у Евсевия один случай перехода епископов с одной кафедры на другую. Епископ Александр Каппадокийский был избран на Иерусалимскую кафедру (начало III века). Евсевий указывает, что этот переход был совершен по особому откровению воли Божией. Это замечание указывает на необычайность перехода для доникейского времени. Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 11. Русский перевод, стр. 309—310.    В греческом тексте стоит существительное «κατασκεασμα», что означает «выдумка, кознь, хитрость». Русский перевод значительно смягчил значение этого слова.    15-е правило 1-го Никейского собора.    21-е правило Антиохийского собора.    1-е правило Сардикийского собора.    Там же.    14-е Апостольское правило.    См. Правила поместных соборов, русский перевод, стр. 23—25.    Там же.    См. Никодим Милаш. Правила с толкованиями, т. I, стр. 75.    3-е правило Сардикийского собора.    21-е правило Ельвирского собора. См. также 80-е правило Трулльского собора.    12-е правило Сардикийского собора.    16-е правило Двукратного собора.    17-е Правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    18-е правило Трулльского собора.    См. предыдущую главу.    11-е правило Сардикийского собора.    12-е правило того же собора.    11-е правило того же собора.    20-е правило Трулльского собора.    См. Апостольские правила, русский перевод, стр. 24—25.    16-е правило 1-го Никейского собора.    16-е правило Сардикийского собора.    20-е правило Халкидонского собора.    10-е правило того же собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

пострижен в монашество, а по окончании академии рукоположен в иеромонаха. Занимался административно-педагогической деятельностью, не всегда успешно из-за крайне тяжелого характера и экстравагантного поведения. С 1903 г. – епископ Нарвский. Проявил себя сторонником крайне левых сил во время революционных событий 1905–1907 гг. В январе 1917 г. уволен на покой по болезни, проживал в Москве в Заиконоспасском монастыре, где стал вводить в богослужение произвольные изменения, основываясь на древнейших примерах, не принятых последствии Вселенской Церковью: совершал литургию посреди храма, читал евхаристические молитвы вслух, вводил элементы древней Сирской литургии, причащал не со лжицы, а в руки и т.п. В мае 1922 г. принял предложение возглавить обновленческое ВЦУ, но постоянно входил в конфликт с другими лидерами обновленчества, особенно по вопросу о женатом епископате. Перед собором 1923 г. создал группу «Церковное возрождение» из небольшого количества своих сторонников. Осенью 1923 г. отстранен от должности председателя обновленческого Высшего Церковного Совета. Скончался 1/14 января 1927 г., не примирившись с Церковью. – Примеч. публ. См. определение Собора от 20 сентября 1918 г.: «Предоставить Святейшему Патриарху созвать будущий очередной Собор весной 1921 года». См.: Никодим (Милош). Толкование 17-го и 18-го апостольских правил. Вопреки 12-му и 48-му правилам [VI] Вселенского Собора. Вопреки правилам: Апостольским 17, 18; [VI] Вселенского Собора 3; Василия Великого 12; 1 Тим. 3: 2–13; Тит. 1: 5–6; Апостольским постановлениям 6, 17. Правила: Апостольское 34; I Вселенского Собора 4, 6, 7; III Вселенского Собора 8; IV Вселенского Собора 28; VI Вселенского Собора 36, 39; Антиохийского Собора 9. Правила: Апостольское 34; I Вселенского Собора 4, 6, 7; [II] Вселенского Собора 3, 2; [IV] Вселенского Собора 28; Трулльского Собора 36, 39; Антиохийского Собора 9. Правила: Апостольское 33; I Вселенского Собора 15; II Вселенского Собора 2; III Вселенского Собора 8; IV Вселенского Собора 5; Трулльского Собора 17; Анкирского Собора 13; Антиохийского Собора 13, 22; Сардикийского Собора 3, 15. Хотя Мелетий был в свое время присужден к извержению и в этом состоянии наставил до 20 епископов. Результатом было 4-е правило I Вселенского Собора. Но Максим Киник не был принят (см.: II Вселенского Собора правило 4), хотя был хиротонисан православными архиереями. (Продолжение следует.) скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32634.html

«Мы видели, что первые организаторы обновленчества, священники: Крас- ницкий, Белков, Калиновский, Введенский и псаломщик Стадник “презрели собственных епископов» и самочинно делали собрания против всего существующего канонического порядка Православной Церкви, за что осуждаются апостольскими правилами 31-м и 39-м, IV Вселенского Собора правилами 8-м и 18-м, VI Вселенского Собора правилом 34; видели, что епископы Антонин [Грановский] и Леонид [Скобеев], последовавшие за группой священников, “похитителей» церковной власти, и возглавившие эту группу, стали продолжать беззаконное дело разделения Православной Церкви, за что осуждаются Апостольским правилом 34-м, III Вселенского Собора правилом 8-м, Антиохийского Собора 9-м и 19-м; видели, что все таинства и распоряжения этих отделившихся от единства православной Иерархии епископов являются недействительными по правилам: I Вселенского Собора правилам 6, 15; II Вселенского Собора правилу 4; Василия Великого правилу 1 и Антиохийского Собора правилу 19; Апостольским правилам 10, 11, 12, 35; III Вселенского Собора правилу 8, VI Вселенского Собора правилу 17; Антиохийского Собора правилам 13, 22; Сардикийского Собора правилам 3, 15; Двукратного Собора правилу 16; видели, что обновленцы, презревшие Святейшего Патриарха Тихона, не стали возносить его имя за богослужением, за что осуждаются Двукратного Собора правилом 15-м; видели, что обновленцы беззаконно созвали свой раскольнический Собор, за что осуждаются Антиохийского Собора правилом 20-м; видели, что обновленческие “прокуроры в рясах» беззаконно осудили Патриарха, за что сами подлежат осуждению по Апостольскому правилу 74-му и II Вселенского Собора правилу 6; видели, что обновленцы, вопреки Священному Преданию Вселенской Церкви, разрешили брачный епископат, за что осуждаются VI Вселенского Собора правилами 12-м и 48-м; видели, что обновленцы хотя и “прикровенно», но разрешили второбрачие священнослужителей, вопреки богооткровенному установлению св. апостолов (Тим. 3, 2; Тит. 1, 5–6 ), за что осуждаются Апостольскими правилами 17 и 26, VI Вселенского Собора правилом 3, Василия Великого 12, Апостольскими Постановлениями 6, 17; видели, что главари обновленчества намереваются “развить» свое учение в области догматики и этики (христианской нравственности), вопреки богооткровенному учению Вселенской Церкви, за что подлежат по 1-му правилу VI Вселенского Собора и 1-му правилу VII Вселенского Собора анафеме, т. е. отлучению от Церкви; наконец, мы видели, что главари и вдохновители обновленчества Введенский, Титлинов, Калиновский и др. кощунственно относятся к Святейшему Таинству Евхаристии (Введенский), отрицают божественность веры Христовой (Титлинов) и даже объявили себя открытыми богоборцами (Попов, Калиновский и др.), за что на всех обновленцах лежит печать богохульников и клевретов антихристовых – страшная вина хулы на Святого Духа, вина, которая “не простится ни в сем веке, ни в будущем « ( Мф. 12, 31–32 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

12. Утверждение Постановлений Архиерейского Собора. 13. Утверждение Послания Архиерейского Собора. 14. Торжественное заседание Архиерейского Собора, посвященное столетию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, при участии глав и делегаций Поместных Православных Церквей. Регламент Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября - 2 декабря 2017 года). Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072619.html 1. В соответствии со статьей 2 главы III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные и викарные архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: 5. Архиерейский Собор осуществляет свою работу на пленарных заседаниях и, при необходимости, в рабочих группах, состав которых утверждается Архиерейским Собором по представлению президиума. В составе Архиерейского Собора действуют мандатная, редакционная и, при необходимости, счетная комиссии, избираемые из числа членов Архиерейского Собора. Архиерейским Собором избирается его секретарь, который возглавляет аппарат Архиерейского Собора. 6. Пленарные заседания Архиерейского Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Президиума. На пленарных заседаниях: 7. Отдельные разделы доклада Патриарха и других представляемых на Архиерейский Собор докладов могут обсуждаться в рабочих группах. 8. Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов президиума.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Труднее решение вопроса: когда были составлены правила Ефесского собора? Из окружного послания, при коем были приложены правила Ефесского собора, видно, что правила сии писаны уже после того как Иоанн Антиохийский явился в Ефес и заявил свое отпадение от отцов истинного собора; следовательно, правила составлены не в первое заседание собора; из содержанья самих правил видво, что Несторий, в то время, когда были составлены правила, был еще в силе; так, он представляется еще в состоянии отлучать от церкви и принимать в свое общение тех, кои отлучены епископами православными; отселе видно, что правила писаны прежде заключения Нестория под стражу и последовавшего вскоре за тем окончательного низложения его. Принимая во внимание эти два замечания, мы получаем основание сказать, что правила Ефесского собора составлены были в период времени между первым заседанием и окончательным закрытием собора. Судя по тому, что изложение правил Ефесского собора, в Деяниях соборных стоит в связи с делом о Харисии, которое, как видно по актам собора, было рассматриваемо в 6-м заседании, и с делом об управлении кипрской церкви, рассмотренном в заседании 7-м, мы должны сказать, что правила Ефесского собора были составлены отцами сего собора не прежде 7-го заседания, но в какое именно заседание, решить сего по недостатку указаний в памятниках невозможно. Сколько правил было составлено отцами Ефесского собора? Решение сего вопроса стоит в зависимости от того, причислять ли к правилам собора рассуждения и определения отцов собора по делу о Харисии пресвитере и по делу об управлении Кипрской церкви. В некоторых кодексах Ефесскому собору приписываются только 6 правил, но там не включаются в число правил помянутые нами рассуждения отцов собора о Харисии и о Кипрской церкви; в иных кодексах эти рассуждения отцов причисляются к правилам и с именем Ефесского собора представляются 8 правил. Зонара и Вальсамон между правилами Ефесского собора считают 8; 8 правил значится и в нашей Книге правил, изд. святейшим синодом. Еще одно, предварительное замечание относительно правил Ефесского собора: ни в одном соборе не замечается такой живой органической связи между историей собора и его правилами, какая замечается между историей и правилами собора Ефесского. Правила Ефесского собора суть, можно сказать, живая копия всей истории рассуждений и прений, бывших во время Ефесского собора, и во многих чертах выражают собою истинную, действительную жизнь и деятельность членов собора и прочих верующих того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

В Совет народных комиссаров члена Всероссийского Церковного Собора Н.Д. Кузнецова заявление При рассмотрении вопроса о Московской духовной семинарии очень прошу обратить внимание, что в ее зданиях до сих пор проживали члены Собора, которого не было в России более 200 лет, собиравшиеся с разных ее концов. Очень многие из них являются представителями на Соборе многомиллионного православного трудящегося народа. Перед открытием Собора в августе 1917 г. для членов Собора был приобретен большой инвентарь, кровати, мебель, посуда и проч. При отсутствии в Москве свободных помещений это был единственный способ обеспечить возможность работ Собора. Кроме того, в здании семинарии проживают лица, принадлежащие к Высшему Церковному Управлению, которое со времени открытия Собора перенесено из Петрограда в Москву. Наконец, в учебное время в здании семинарии помешаются ее воспитанники, и в нем по мере возможности предоставляется приют детям беженцев духовного звания и вообще духовным лицам, приезжающим в Москву и не имеющим возможности найти себе помещение. Таким образом, занятие зданий семинарии для других целей причинит великие затруднения всему церковному управлению в России и сделает невозможным продолжение работ Всероссийского Собора, а эти работы по сообщениям с мест имеют важное значение в глазах православного народа и необходимы для его умиротворения и в его духовных интересах вообще. В настоящее время семинария занята для членов Всероссийского съезда Советов, и притом взят весь находившийся там инвентарь, а в том числе и приобретенный в августе для членов Собора. И что же? Прибывшие члены Собора оказываются в крайне печальном и, можно сказать, даже в безвыходном положении, препятствующем им как должно исполнять возложенные на них православным народом обязанности по участию в работах Собора. Говорят, членов Собора можно разместить по московским монастырям. Но большинство этих монастырей и без того переполнено, да и у всех них нет соответствующего самого необходимого инвентаря. Напр[имер], в наиболее удобном для этого монастыре, Скорбященском, могли поместиться даже временно далеко не все члены Собора за отсутствием достаточного количества кроватей и др. необходимых принадлежностей. Многие члены Собора, не найдя помещения, должны были остаться в здании Собора и спать на столах и на полу без подушек, без белья и т. п. В здании семинарии члены Собора имели стол, а теперь с отобранием здания и даже всего инвентаря, не исключая и кухонной посуды, уже нельзя устроить для них общую столовую и в другом месте. Многие члены Собора могут оказаться буквально голодными. А как все это отзовется на их работах на Соборе, ясно само по себе. Нанять какое-либо другое помещение для членов Собора или снова приобрести взятый в семинарии инвентарь по условиям переживаемого момента совершенно невозможно. Кроме того, ни Собор, ни Высшее Церковное Управление не располагает для этого никакими средствами. Все капиталы [бывшего] Св. Синода, как известно, арестованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

393 Архиепископ Иероним (Коцонис) очень точно заметил, что если бы таинства, совершаемые еретиками, сами по себе считались бы действительными, то это означало бы следующее: «Что, во- первых, существует возможность свободного общения с инославными не только в части таинств, но и в других областях жизни Церкви, в том числе в плане учения и догматов. И, во-вторых, что Божественная благодать подается и через таинства совершаемые вне Церкви, а это означает ниспровержение основного догмата о Церкви» ( Κοτσνη ερωνμου. Προβλματα τς κκλησιαστικς Οκονομας. θναι, 1957. Σ. 186). 395 Например, в правиле 80-м Карфагенского Собора есть такие слова: «...для возвещения мира и единения, без которых не может состоятся спасение христиан...» 401 См. правило 31-е святых апостолов, правило 10-е Карфагенского Собора, правила 13-е, 14-е, 15-е Двукратного Собора. А правило 6-е Гангрского Собора и правило 11-е Карфагенского Собора предусматривают наказание раскольникам в виде анафемы. 402 См, правила 1-е, 3-е III Вселенского Собора, правило 7-е II Вселенского Собора, правило 95-е VI Вселенского Собора и правило 2-е Феофила Александрийского. 414 См. правило 14-е IV Вселенского Собора, правило 72-е VI Вселенского Собора, правило 31-е Лаодикийского Собора, правило 21-е (30-е) Карфагенского Собора. 419 См. правило 8-е I Вселенского Собора, а также Послание святого Афанасия, архиепископа Александрийского, к Руфиниану. 421 См. Послание святого Афанасия, архиепископа Александрийского, к Руфиниану, правило 12-е Феофила Александрийского, правила 99-е (112-е), 118-е (132-е), 119-е (133-е) Карфагенского Собора. 434 Правило 121-е (135-е) Карфагенского Собора. См. также правила 123-е (137-е) и 124-е (138-е) Карфагенского Собора. 487 Это относится к монастырям, которые в большинстве своём лишены особых привилегий, закреплённых уставом, царскими и патриаршими грамотами, в отличие от монастырей Святой Афонской Горы. 492 По слову преподобного Никодима Святогорца : «Сей Великий Василий, изъясняя слова «точию о Господе» (в слове «О девстве»), говорит, что они означают то, что главной задачей брака должно быть не удовлетворение супругами страсти наслаждения и плотской похоти, но взаимная духовная поддержка на пути этой жизни. Следующей задачей брака является чадотворение... как и Феодорит говорит, что Бог принявшему жену «повелел умерять своё влечение, чтобы не страсть к наслаждению брала верх, а соображения брачного союза». ΠηδλιοV... Σ. 591.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

9. З аседания Собора могут быть открытыми и закрытыми по решению самого Собора.  10. К ворум заседания составляет половина прибывших на Собор членов его. 11. Д оклады Предсоборной Комиссии и Отделов Собора вносятся на разсмотрение Собора в порядке установляемом Советом Собора. IV. О Совете Собора и Отделах 12. С овет Собора состоит из Председателя Собора (ст. 4), четырех Товарищей Председателя (1 епископ, 1 пресвитер и 2 мирянина) и Старшего Секретаря Собора, избираемых закрытым голосованием. 13. С обором устававливаются следующие Отделы: 1) поверочный, для проверки полномочий членов Собора; 2) по центральному и епархиальному управлению; 3) просветительно-миссионерский; 4) по вопросам приходской жизни; 5) судебно-правовой; 6) финансово-хозяйственный; 7) по вопросам русского духовного и национального возрождения и 8) по общецерковным вопросам. Число отделов может быть увеличено Собором. 14. О тделы образуются путем записи желающих принять участие в их работах членов Собора и имеют право привлекать к участию в своей работе сведущих лиц, по представлению Председателя Отдела, с правом совещательного голоса. 15. В отделах председательствуют епископы, избираемые Совещанием Епископов. Товарищи председателя и секретари отделов избираются Отделами. 16. Д оклады Отделов и проэкты постановлений по ним вносятся в общее собрание через Совет Собора. 17. С овет Собора устанавливает порядок заседаний общих Собраний, исполняет поручения Собора, в случае необходимости принимает решения распорядительного характера и имеет право почина по всем вопросам. V. Порядок обсуждения вопросов 18. Д окладчиками на Соборе от Отделов являются председатели Отделов или члены Отдела, по избранию последнего. 19. П ри обсуждении вопроса в общем собрании Собора, каждому члену Собора, кроме докладчика, предоставляется для речи не более 20 минут, каковое время Собором может быть уменьшено или увеличено. 20. П о одному и тому же вопросу каждый имеет право говорить не более 2 раз. 21. П о предложению председателя или по собственному почину, Собор может ограничить число говорящих или сократить продолжительность речей. 

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

861 г. Константинопольский (Двукратный) Собор 879 г. Собор, бывший в храме Святой Софии, Премудрости Божией Список сокращений I Всел. – правила Первого Вселенского Собора II Всел. – правила Второго Вселенского Собора III Всел. – правила Третьего Вселенского Собора IV Всел. – правила Четвертого Вселенского Собора VII Всел. – правила Седьмого Вселенского Собора Анкир. – правила Поместного Анкирского Собора Антиох. – правила Поместного Антиохийского Собора Апост. – Апостольские правила Васил. – правила святителя Василия Великого Гангр. – правила Поместного Гангрского Собора Двукр. – правила Поместного Константинопольского Собора, называемого Двукратным Карф. – правила Поместного Карфагенского Собора Кирилл. – правила святителя Кирилла Александрийского Конст. – правила Поместного Константинопольского Собора 394 года. Лаодик. – правила Поместного Лаодикийского Собора Неокес. – правила Поместного Неокесарийского Собора Нисск. – правила святителя Григория Нисского Премудр. – правила Поместного Константинопольского Собора, бывшего в соборе Софии Премудрости Божией Сардик. – правила Поместного Сардикийского Собора Трулл. – правила Трулльского Собора Феофил. – правила Феофила, патриарха Александрийского Источники 1 . Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. 2 . Булгаков С. В. , протоиерей. Настольная книга для священноцерковнослужителей (сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства): В 2 т. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. 3 . Григорий (Грабе), епископ. Каноны Православной Церкви: В 3 ч. СвятоТроицкая Православная миссия, 2001. 4 . Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа ДалматинскоИстрийского: В 2 т. М.: Отчий дом, 2001. 5 . Цыпин В. А., протоиерей. Церковное право. М.: Издво Сретенского монастыря, 2009. 6 . Статьи из Православной энциклопедии: Вселенский I Собор http://ww.pravenc.ru/text/155490.html. Вселенский II Собор http://ww.pravenc.ru/text/155492.html.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Также был заключен договор о сотрудничестве между ГАРФ и Новоспасским монастырем в деле издания соборных документов. Соглашение предусматривает активное участие сотрудников архива в обработке и исследовании документов. — Какие наработки на данный момент уже существуют в Свято-Тихоновском университете? — В нашем университете ведется большая работа по изучению материалов Собора, многие из которых уже изданы. Во-первых, было издано много материалов, касающихся жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона . В собрании «Современники о Патриархе Тихоне» второй том посвящен работе Собора. М.Е. Губонин первый в церковной истории сделал обзор работы Собора, материалы которого были недоступны в его время исследователям. Фактически работа над изданием архива М.Е. Губонина направила нас на исследование материалов работы Собора. В нашем отделе была создана группа исследователей материалов Собора. В «Вестнике ПСТГУ» были опубликован многие материалы Собора, среди них материалы расследования гибели почетного председателя Собора митрополита Киевского и Галицкого священномученика Владимира (Богоявленского), было опубликовано последнее (ранее не публиковавшееся) 170-е Деяние Собора, в котором был подведен итог работы Собора, деяние было снабжено научными комментариями. Там же были опубликованы материалы сотрудников нашего отдела о работе некоторых отделов Собора. Был издан большой том воспоминаний участников Собора о его работе «Дело великого строительства церковного». Издание было отмечено двумя высокими премиями на книжных выставках. В настоящее время подготовлен к печати сборник материалов Собора, касающихся первых гонений на духовенство и мирян в первые дни советской власти, в сборник вошли неизвестные материалы отдела о гонениях на Церковь, а также материалы, касающиеся реакции Собора на происходившие в то время события в стране. Выпускник нашего университета подготовил и успешно защитил магистерскую работу, посвященную ранее не опубликованным закрытым заседаниям Собора, фактически эти материалы подготовлены к изданию. Поэтому мне кажется, что основная роль в подготовке такого масштабного издания будет принадлежать именно нашему университету. Сотрудники нашего отдела новейшей церковной истории уже готовят к печати материалы Собора, которые войдут в многотомное издание его материалов.

http://patriarchia.ru/db/text/2181212.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010