Все архиереи, члены Собора, в соответствии с «Уставом» 1988 года, составляют Архиерейское Совещание, которое созывается Председателем Собора, Советом Собора или по предложению одной трети архиереев. В его задачу входит обсуждение тех постановлений, которые особенно важны и вызывают сомнение с догматической и канонической точки зрения. Если решение Собора отвергается двумя третями присутствующих архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. После повторного отвержения двумя третями архиереев оно теряет силу. На период между Поместными Соборами полноту высшей церковной власти «Устав» предоставил Архиерейскому Собору, в который входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения и духовные школы. В «Уставе» определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы должны были также созываться по мере необходимости. В предверии Поместного Собора Архиерейский Собор должен был, согласно «Уставу», вносить предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. «Устав» включил в обязанности Архиерейского Собора, в частности: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизацию святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Священный Синод, в соответствии с «Уставом», подотчётен Архиерейскому Собору. Архиерейский Собор, согласно «Уставу», является судом второй инстанции по спорам между архиереями, по делам, связанным с каноническими проступками архиереев, а также по всем делам, переданным ему Священным Синодом для принятия окончательного решения. Председателем Архиерейского Собора, по «Уставу» 1988 года, является Святейший Патриарх или Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод: секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

За Председателя Совета Ив. Корвацкий За Секретаря диакон Н. Соколов Ввиду крайней ограниченности времени для занятий Собора церемониальная часть Собора, по моему мнению, должна быть сокращена до возможно меньших размеров, и, прежде всего, должно быть ограничено выступление всяких депутаций. Включение новых членов в состав Собора следует наперед отвергнуть во избежание новых и новых попыток попасть в члены Собора – попыток, рассмотрение которых отнимет у Собора много времени. Я полагал бы предложить Союзу общин послать на Собор письменное или телеграфное приветствие. Прошу Предсоборную комиссию рассмотреть настоящую просьбу и о решении немедленно уведомить союз чрез прот[оиерея] Н. Розанова . (Угол Кирпичной и Медведов[ской]) Протопр[есвитер] Г. Шавельский 16.V.1919 ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 10–10 об. Машинописный подлинник. Подписи – автографы. Имитация бланка: «Союз русских национальных общин. Г. Екатеринодар». Исходящий 4. На полях л. 10 слева рукописное заключение протопресвитера Г. Шавельского от 16 мая 1919 г. – автограф. 9. Проект Положения «О созываемом в Ставрополе Поместном Соборе» [Не ранее 12 мая 1919 г.] 1 . Созываемый Собор именуется Южнорусским Поместным церковным Собором. 2 . Собор действует применительно к наказу Всероссийского Священного церковного Собора. 3 . Состоящее при Соборе, согласно наказу его, Епископское Совещание в случае несогласия с тем или иным постановлением Собора обязано заявить об этом Собору не позднее следующего дня 139 поступления на рассмотрение Епископского Совещания данного постановления Собора. 4 . Члены Собора вносят свои предложения и заявления подают председателю Собора за подписью десяти лиц 140 . 5 . Президиум Собора состоит из одного председателя – епископа; трех товарищей председателя – одного епископа, одного пресвитера и одного мирянина; одного секретаря и одного помощника секретаря. 6 . Для предварительного рассмотрения вопросов, подлежащих решению Поместн[ого] Собора, при Соборе образуются отделы. На первых порах должно быть образовано 5 отделов: 1) редакционный – для редактирования соборных постановлений; 2) о Высшем церковном управлении; 3) о приходе; 4) по составлению посланий Собора и 5) об учебных заведениях духовн[ого] ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1911. P. 200; Marega. 1934. P. XXXIV-XXXV). Поступавшие в Рим сведения о деятельности покровителей и предполагаемых участников Пизанского Собора подвигли папу Юлия II принять срочные ответные меры: еще до начала заседаний Пизанского Собора он в подписанной 18 июля и обнародованной 25 июля 1511 г. булле «Sacrosanctae Romanae Ecclesiae» объявил о созыве Латеранского Собора, к-рый должен был начать работу 19 апр. 1512 г. (текст см.: Bullarium magnum romanum. 1860. T. 5. P. 499-509; Mansi. T. 32. Col. 681-690). Кроме того, в булле содержались угрозы применить церковное отлучение ко всем духовным и светским лицам, а также к городам, которые поддержат выступление Пизанского Собора против папской власти. Угрозы и обещания папы достигли своей цели: все европ. правители, за исключением кор. Людовика XII, одобрительно восприняли инициативу папы и дали обещание содействовать успешному созыву Собора и его работе. При подготовке Латеранского Собора папа Юлий II приложил значительные усилия для того, чтобы сделать его максимально представительным. В заседаниях Собора, открывшегося 3 мая 1512 г., приняли участие более 400 епископов и представителей высшего католич. духовенства, съехавшихся из всех католич. гос-в (список участников см.: Minnich. 1974. P. 181-197), что выгодно отличало его от малочисленного и «французского» по составу участников Пизанского Собора (это ставил ему в упрек и К., см.: Morerod. 2005. P. 624), к-рый к кон. 1512 г. прекратил работу. Как генеральный магистр ордена доминиканцев, К. по должности входил в состав участников Латеранского Собора. Неск. первых сессий были посвящены рассмотрению деятельности Пизанского Собора. На заседаниях 2, 3 и 4-й сессий Собор одобрил папские буллы, в которых осуждались все деяния Пизанского Собора, отлучались от католич. Церкви как схизматики и еретики все участвовавшие в Пизанском Соборе кардиналы; на нежелающих покоряться папе Римскому католиков Франции налагался интердикт . Во время 2-й сессии, 17 мая 1512 г., К. выступил перед участниками Собора с речью, в к-рой, опираясь на содержание ранее созданного трактата, восхвалял папскую власть как единственную законную власть в Церкви, представляющую на земле небесную власть Иисуса Христа, и заявлял о нелегитимности любого церковного Собора, созванного без воли папы (текст опубл.: Morerod.

http://pravenc.ru/text/1683993.html

I.1.2. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (из Устава Русской Православной Церкви) См.: Устав Русской Православной Церкви. Глава III. Регламент Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2–5 февраля 2013 г. (принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 г.) 1. В соответствии с п. 2 раздела III Устава Русской Православной Церкви все епархиальные, а также возглавляющие синодальные учреждения и духовные академии либо имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами архиереи составляют Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Викарные архиереи, не возглавляющие синодальные учреждения или духовные академии и не имеющие канонической юрисдикции над подведомственными им приходами, принимают участие в Архиерейском Соборе без права решающего голоса 2 . На заседания Архиерейского Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется в каждом отдельным случае президиумом Архиерейского Собора. 2. Руководство Архиерейским Собором осуществляет его председатель и президиум Собора. 3. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Председатель Архиерейского Собора: – открывает заседания Архиерейского Собора; – объявляет о начале и прекращении обсуждений основных докладов; – предоставляет слово выступающим; – объявляет о перерывах в заседаниях и о времени их окончания; – ставит решения Архиерейского Собора на голосование и объявляет его результаты; – по окончании заседаний объявляет повестку дня следующего заседания. 4. Президиум Архиерейского Собора состоит из членов Священного Синода. По предложению Священного Синода в состав президиума могут включаться другие члены Архиерейского Собора. Президиум Архиерейского Собора: – несет ответственность за проведение Архиерейского Собора и руководит им; – предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Летописное известие сообщает нам прежде всего о том, что незадолго до переделки, церковь Благовещения была «подписана», что до переделки существовала казна под полом церкви. Новые постройки состояли в устройстве другой казны около подклета и кирпичной палаты с казнами. Обращаясь к существующей теперь постройке собора, увидим, прежде всего, центральный четырехугольник его, т. е. старое основание собора и приложенный к нему свод из белого камня, находящийся под каменным полом собора и упирающийся в это основание. Изучая подробно устройство этого свода, ясно видно, что свод и основание собора – две постройки разных времен: свод приложен к старым стенам собора, а не выведен вместе с ними, что видно из способа самой кладки. Основание выложено из почти не тесанного, неравного и крупного размера камня, а свод из разного тесанного камня, не крупного размера, подобно камням стен собора Успенского; известь же в основании фундамента собора мягче, чем в своде. Нам летопись передает, что во время построек, бывших при Аристотеле, известь по его указанию разводилась гуще, т. е. клеевитее, а также им был указан способ «стесывания камня в более правильные формы. Наследовать это мне удалось во время кладки печей, которая производилась одновременно с моей работой. Под этим сводом, вероятно, и помещалась упомянутая первая великокняжеская казна. Идя дальше, увидим, что трех сторон центрального квадрата древнего основания собора пристроены коридоры с кирпичными сводами, которые и имеют, кроме наружных стен, еще внутренние, примыкающие к основным стенам собора, так что эти коридоры представляют собою самостоятельную кирпичную постройку. Под этими коридорами и их стенами находится выложенная из белого камня и значительно углубляющаяся в землю площадь (снаружи эта площадь не видна, но я узнал о ее существовании, когда рыли ямы и канавы для печей), а над ними кирпичная палата, обращенная в придел св. Николая, существующий до сего времени, и сени, т. е. теперешняя паперть от Красного крыльца. На существование этих сеней при великом князе Иоанне III прямо указывает летопись, говоря об освящении Благовещенья «на Сенях» (Соф. Врем. 1489г.). Из этих разысканий нетрудно было видеть, что эти коридоры и палаты с сенями, возведенные около основания собора, то есть, по летописи, «подклеты», и были пристройками великого князя Uoahha III , о которых говорит летопись. Это наследование как кладки, так и извести этих кирпичных коридоров с кладкой и известью стен собора, возведенных на старом основании, и показало разницу разновременных построек. Чтобы вывести заключение с несомненным известием летописи о разрушении стен по казну и «по подклет», пришлось прибегнуть к более тщательному исследованию всех стен собора, которое и привело меня к полному разрешению о выяснении обо всех постройках времени великого князя Uoahha III .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

После Октябрьской революции жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 1920-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, молодежь здесь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В этот период кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году, несмотря на ходатайства Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт. В январе 1932 года Отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей и согласовав его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности. Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом, и его было решено взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года (потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить). Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень ее поднялся почти на метр. От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон. В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области. Сейчас перед зданием Администрации, на месте собора, возведена памятная часовня. Информация с сайта Записки скучного человека Самая главная боль, от которой кровоточит сердце, - уничтожение Казанского кафедрального собора, который в начале ХХ в. так гармонично завершал весь архитектурный ансамбль Тихвинской площади. Необходимость сооружения нового собора возникла уже в середине XIX в.: горожан не устраивал из-за тесноты Собор Богоявления. Нужен был храм более вместительный и благолепный. В 40-х г.г. XIX в. внёс первую жертву из своих капиталов на строительство собора купец Евфимий Андреевич Кузнецов. Незадолго до своей смерти он распорядился о пожертвовании 250 000 серебром на сооружение кафедрального собора во имя Казанской Божьей Матери в Иркутске. Умер он в сентябре 1850 г., похоронен был у алтарной части церкви Преображения, в приходе, в котором он жил, который также был частью его неусыпных забот. Пока шли разборы возникшего дела по его завещанию, пока обсуждались проекты строительства собора, подыскания места, прошло почти тридцать лет. Места долго не находилось, даже собиралась для этого снести церковь Нерукотворного Образа Спаса.

http://sobory.ru/article/?object=23355

Ещё раз выражаю членам Собора искреннее пожелание успеха в предстоящих трудах». 556 В ответном слове митрополит Алексий выразил благодарность Собора правительству СССР за внимание к нуждам Русской Церкви и призвал Божье благословение на страну, ее правительство, воинство и верховного вождя. Затем был избран секретариат Собора из трёх лиц: епископа Курского и Белгородского Питирима, управляющего делами Патриархии о. Николая Колчинского и мирянина A.A. Леонидова. Собор – единодушно – принял Обращение к правительству СССР. 557 Митрополит Киевский и Галицкий Иоанн выступил от имени Собора с приветствием почётным гостям. Затем приветствия Собору по очереди произнесли главы делегаций Поместных Церквей. После этого Председатель Собора митрополит Алексий выступил с докладом «О патриотической деятельности Церкви за период войны», который был встречен с одобрением. Архиепископ Псковский Григорий зачитал проект Положения об управлении Русской Православной Церковью, в прениях по которому выступили епископ Кировоградский Сергий (Ларин), протоиерей Н. Кацевич (член Собора 1917–1918 гг.), ректор Богословского института профессор-протоиерей Тихон Попов, профессор Г.И. Георгиевский и епископ Воронежский и Острожский Иона, давшие проекту положительную оценку как в целом, так и в отдельных разделах. Ректор Богословского института протоиерей Т.Д. Попов (в недавнем прошлом обновленческий «митрополит»), например, заканчивая своё пространное выступление, в частности, сказал: «Большое значение имеет переход от прихода к общине. Здесь изменяется самая жизнь мирян. Не секрет, что за последнее время господствовало такое мнение, что алтарь – дело священнослужителя, а ящик церковный – дело старосты. Теперь священнослужитель выступает на арену всей жизни церковной, в его ведение переходит и ящик». 558 После этих выступлений прения и было решено прекратить, а проект Положения поставили на голосование и единогласно приняли в целом. На этом закончилось первое заседание Собора. Второе и последнее заседание Собора состоялось 2 Февраля. Оно началось с доклада члена мандатной комиссии доцента А.И. Георгиевского , подробно рассказывавшего о численном составе Собора и полномочиях его членов. Затем по предложению председателя Собора протоиерей Н. Колчицкий зачитал приветственную телеграмму от Вселенского Патриарха Вениамина: «Радостно приветствуем начало деяний Священного Избирательного Собора. Великая Церковь Христова благословляет, желает полного успеха. Да совершит Господь Богосвятое дело Собора для блага и славы сестры – Российской Церкви. Патриарх Вениамин». 559 С приветствием от членов Поместного собора 1917–1918 гг. выступил московский протоиерей А.К. Станиславский. После него протоиерей Г.Д. Попов выступил с докладом о духовных учебных заведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В состав этого сборника, считает епископ Петр Л " Юилье, входили правила I Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и, вероятно, Лаодикийского Соборов, а также послание Константинопольского Собора 381 г., не разделенное еще тогда на отдельные каноны. Правила Трулльского Собора. V и VI Вселенские Соборы занимались исключительно догматическими вопросами, и дисциплинарных правил не издали. Но через 10 лет после VI Вселенского Собора, 1 сентября 691 г., по приглашению императора Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 Отцов во главе с Патриархами Константинопольским, Александрийским, Анти-охийским. Иерусалимским и легатом Римского папы. Собор заседал ровно год, до 31 августа 692 г., и посвятил свои деяния церковно-дисциплинарным вопросам. 102 канона этого Собора, именуемого Пято-Шестым, в Православной Церкви имеют авторитет правил Вселенского Собора. Легат папы архиепископ Гортинский Василий подписался под актами Собора. Когда на VII Вселенском Соборе правила Трулльского Собора были упомянуты как каноны VI Вселенского, римские легаты не возражали. Папа Адриан I в послании к Константинопольскому Патриарху Тарасию выразил признание этих канонов. В средневековую эпоху папа Иннокентий III упоминает 82-е правило Трулльского Собора как канон VI Вселенского Собора. Многие из правил Трулльского Собора вошли в классический канонический сборник Католической Церкви - «Декрет» Грациана. Однако в новое время римско-католические канонисты и патрологи (Гергенретер, Гефеле, Питра) стали отвергать вселенский авторитет этих правил. Гефеле в своей «Истории Соборов» писал, что «лишь по ошибке латиняне тоже иногда приписывали каноны этого собора VI Вселенскому Собору.» Причина подобного скепсиса относительно правил Трулльского собора заключается, конечно, не в мнимой исторической ошибке, - история происхождения этих правил была хорошо известна в древности, - а в том, что ряд канонов Трулльского Собора направлен против практики Римской Церкви. В 13 правиле осуждается обязательный целибат для диаконов и пресвитеров, в 55-м - пост в субботу, в 73-м - начертание креста на земле, попираемое ногами.

http://sedmitza.ru/lib/text/432356/

Известное издание соборных деяний Манси, кроме рассмотренных нами документов, вошедших в состав «Деяний Вселенских Соборов» 66 , содержит еще так называемые «Арабские каноны и постановления» в нескольких редакциях и «Послание Никейского Собора к папе Сильвестру». Подложность этих документов не подлежит сомнени 67 . К несомненно подложным документам (spuria) относится также и известное «Прение Афанасия Александрийского с Арием на Никейском Соборе», помещенное у Migne, SG, t. 2 68 . В качестве источников для изучения истории Никейского Собора имеют известное значение так называемые «Коптские тексты Никейского Собора» (изданные трудами Г. Цеги и Ш. Ленормана, а затем Э. Ревилью) и «Сирские акты Никейского Собора» (изданные Ж. Б. Пит-рой) 69 . Но в качестве материалов, непосредственно относящихся к деятельности Первого Вселенского Собора, из них могут быть привлечены только списки епископов, бывших участниками Собора. § 8. Существовали ли «деяния» Первого Вселенского Собора (в смысле πεπραγμνα или πρ ξ εις )? Этот вопрос, по-видимому, следует считать решенным в отрицательном смысле. Обстоятельное и всестороннее рассмотрение всех относящихся к нему данных имеется в статье проф. А. П. Лебедева «Происхождение актов Вселенских Соборов» 70 и в сочинении К. Смирнова «Обозрение источников...» (с. 24–33). Ограничимся поэтому лишь кратким изложением основных выводов, сделанных А. П. Лебедевым : 1) Официальным протоколированием прений и речей на заседаниях Первого Вселенского Собора никто не занимался, так как подобный обычай не возникал до времени Третьего Вселенского Собора 71 . 2) Очень вероятно, что некоторые участники Собора (такие, как св. Афанасий, св. Евстафий, Евсевий Кесарийский ) записывали по собственной инициативе, для памяти, некоторые моменты соборных прений. Однако такие записи или не были изданы ими, или вскоре затерялись. 3) Никейский Собор ограничился изданием лишь главнейших документов, относящихся к истории Собора, как-то: Символа веры , 20 правил и определений о Пасхе и египетских мелетианах. Не было, например, опубликовано определение о браке или безбрачии духовенства, хотя этот вопрос на Соборе обсуждался и по нему было достигнуто общее согласие (Сократ, I, 11). § 9. Списки участников Никейского Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

§ 1. Материалы, относящиеся к истории Первого Вселенского Собора, помещенные в «Деяниях Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией (ст. ст. I-XIX) Материалы, включенные в 1-й раздел I тома сборника «Деяний Вселенских Соборов», изданного на русском языке Казанской духовной академией (Собор Никейский Вселенский Первый, с. 15–90, по 3-му изданию 1911 г.), могут быть разделены на следующие две группы: 1) Материалы, относящиеся непосредственно к деятельности Первого Вселенского Собора (статьи V-XVIII) и 2) Материалы, имеющие лишь косвенное отношение к истории этого Собора (статьи I-IV, XIX). Вторую группу материалов, затрагивающую вопросы предсоборной (I-IV) и послесоборной (XIX) деятельности, мы оставим без рассмотрения и обратимся прямо к материалам первой группы. § 2. Материалы, относящиеся непосредственно к деятельности Первого Вселенского Собора (статьи V-XVIII) Из 14-ти подлежащих рассмотрению статей сборника «Деяний Вселенских Соборов» наибольшее значение, естественно, имеют те, которые передают текст соборных «деяний», то есть документов, возникших в результате соборной деятельности и исшедших от лица Собора (статьи IX, XI и XVI). За ними следуют статьи, передающие текст документов, составленных отдельными участниками Собора: Евсевием, епископом Кесарийским (ст. XVII), и императором Константином 1 (статьи XIII, XIV и XV). Остальные статьи, заимствованные из сочинений церковных историков и писателей и содержащие 2 сообщения о соборной деятельности (статьи VIII, X) и о произнесенных на Соборе речах (статьи V, VI, VII, XVIII), имеют меньшее значение, как обладающие малой степенью достоверности (статьи VIII, X), или затрагивающие по преимуществу внешнюю деятельность Собора (статьи V-VII. XVIII). § 3. «Деяния» Первого Вселенского Собора, то есть исшедшие от лица Собора документы и акты (IX, XI, XVI) Следуя проф. В. В. Болотову 3 , под актами Собора (в смысле письменно изложенных соборных определений и постановлений) 4 мы подразумеваем те «деяния», или скрепленные подписями присутствовавших епископов документы Собора, в которых вкратце изложены положения, выработанные на Соборе и доводимые отцами Собора до сведения Церквей христианского мира в качестве обязательных церковных законов ( καννες в широком смысле слова). Сюда должны быть отнесены:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010