О священниках и диаконах, отлучающихся от Святой Церкви и епископов своих и не молящихся о них в ектениях. Таковые под клятвою суть и извержением сана. Тож и последующие им, аще мниси или мирстии человецы под клятвою суть и отлучением от Святой Церкви и приобщения Тела и Крови Христовы, и даже с таковыми не велено вкупе и Богу молитися. Якоже писано в нижеследующих Правилах, а именно: в Кормчей Первовторого Собора в Церкви Святых Апостол Правило 12-е, и Вселенского Седьмого Собора Правило 10-е, и Поместного Собора, бывшего в Антиохии Сирстей, Правила: 2, 3, 4, 5, 6, 12, 16. И Поместного Карфагенского Собора Правила: 7, 9, 10, 11, 29, 81. И Поместного Сардийского Собора Правила: 18, 20. И Святых Апостол Правила: 10, 11, 14, 31, 32, 33, 34, 35, 39. И Первого Никейского Собора Правила: 15, 16. И Шестого Вселенского Собора Правила: 31, 59, 80. И Халкидонского Собора Правило 5-е. И Лаодикийского Поместного Собора Правило 6, 33, 41, 57. И Гангрского Поместного Собора Правило 5, 6. И в книге Мир с Богом рассуждение о отлучении священных. Первого и Второго Собора, в Церкви Святых Апостол Правило 13-е: Аще который пресвитер или диакон, якоже се мня, сведый своего епископа согрешша, прежде суда и уведения всех епископ Собора, отступит от общения его и не поминает имени его в службе, да извержется; всея священническия чести да будет лишен; последующие же ему, аще суть священицы, своея чести да отпадут; мниси же и мирстии человецы да отлучатся, дóндеже обратятся. Святых Апостол Правило 15-е: Всяк причетник, оставль свою землю, и на чюжей живый, аще от своего епископа молим, не возвратится: – непричастен. Толкование. Аще который пресвитер или диакон, или ин кто священническаго чина, оставль свою землю и на иную страну отшед, и не восхощет возвратитися, и начнет звати его свой ему епископ, и той аще не послушает его, да не служит. Аще же не возвратится покаявся, но пребывает в таковем безчинии, да извержется от сана, и тако пребывая, яко простый человек да причащается. И о сем ищи Правила 15-го и 16-го иже в Никеи Первого Собора, и 5-го Правила иже в Халкидоне Собора, и 3-го Правила иже во Антиохии Собора. Наказание новопоставленному попу от святителя, хиротонисавшего его

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

епископ Григорий (Граббе) Скачать epub pdf Содержание Каноны Церкви О Значении Священных Канонов Дополнительные мысли О Книге Правил Епископ Никодим (Милаш) Основные правила О правилах святых Апостолов О правилах вселенских соборов О правилах поместных соборов О дополнительных правилах О правилах святых отцов Правила Святых Апостолов Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Правила Вселенских Соборов I Вселенский Собор II Вселенский Собор III Вселенский Собор Послание III Вселенского Собора к Памфилийскому собору IV Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 V-VI Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII Вселенский Собор Часть 1 Часть 2 Сокращения Примеры Каноны и Церковная Жизнь (Прот. В. Цыпин) Значение канонов: вечное и временное Компетенция Соборов, их состав Церковное судопроизводство Приход, его границы Церковный и гражданский брак Правила Анкирского Собора Правила Неокесарийского Собора Правила Гангрского Собора Правила Антиохийского Собора Правила Лаодикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Сардикийского Собора Часть 1 Часть 2 Правила Карфагенского Собора Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Послание Африканского Собора к Папе Келестину Правило Константинопольского Собора Правила Константинопольского Двукратного Собора Часть 1 Часть 2 Правила Собора бывшего во храме Премудрости Слова Божия Приложение Окружное Послание Собора Архиереев Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося в 1932 г. в Сремских Карловцах, Относительно Масонства О необходимости Собора для Российской Православной Церкви. Записки епископа Игнатия Брянчанинова (1862–1866 гг.) Действия, существенно нужные для Российской Церкви Главнейшие предметы занятий Собора должны быть нижеследующие Заключение Примечания об Обер-прокуроре и Попечителе     Каноны Церкви Св. Василий Великий в девяностопервом правиле, взятом из двадцать седьмой главы его творения о Св. Духе, говорит: «Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания – по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания». В следующем, девяностовтором правиле Св. Василий вновь возвращается к значению предания: «Думаю, что это Апостольское правило, чтобы мы держались неписанных преданий, как говорит Апостол Павел: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 ), и в другом месте: братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Председателем Собора является Патриарх Московский и всея Руси, а в его отсутствие – Местоблюститель Патриаршего престола. Кворум Собора составляет две трети его членов, включая две трети архиереев от общего числа иерархов-членов Собора. Поместный Собор утверждает повестку дня, программу, регламент проведения заседаний и свою структуру, а также избирает простым большинством присутствующих членов Собора Президиум, Секретариат и формирует рабочие органы. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора. Секретариат Собора включает секретаря в архиерейском сане и двух помощников – клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний (последние подписываются Председателем, членами Президиума и секретарем). Собор избирает председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов простым большинством голосов. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный Совет – руководящий орган Собора. В его компетенцию входят рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором; координация всей деятельности Собора; рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; административно-техническое обеспечение деятельности Собора. «Все архиереи – члены Собора – составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее одной трети архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию , Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержание церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Созыв и проведение Собора было вызвано кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и необходимостью избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, как о том гласит пункт 16 главы IV Устава 2000 года. Поместному Собору, в случае его созыва не Архиерейским Собором, а Патриархом (Местоблюстителем Патриаршего престола) и Священным Синодом, как это имело место 10 декабря 2008 года, в обязательном порядке должен предшествовать Архиерейский Собор. Синод постановил провести заседание Архиерейского Собора в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в период с 25 по 26 января 2009 года (журнал 96). — Не могли бы Вы пояснить, какие документы регламентируют работу Поместного Собора? — Основным документом, на который опирается Поместный Собор в своей работе, является Устав Русской Православной Церкви 2000 года. Устав содержит перечень документов, регламентирующих работу Поместного Собора. К таковым относятся: программа заседаний Собора, повестка дня, регламент заседаний и структура Собора. Поскольку Поместный Собор 2009 года созывается Местоблюстителем Патриаршего престола и Священным Синодом, то проекты вышеуказанных документов сначала утверждаются Архиерейским Собором, а затем выносятся на утверждение Поместного Собора. Специально созданная Комиссия по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви разработала проекты программы заседаний, повестки дня, регламента заседаний, которые и были предложены к рассмотрению Архиерейского Собора на заседании Священного Синода от 24 декабря 2008 года ( журнал 104 ) под председательством Местоблюстителя Патриаршего престола. — Почему накануне Поместного Собора необходимо проводить Архиерейский Собор? С требованием об обязательности проведения Архиерейского Собора накануне Собора Поместного выступает Устав 2000 года. Причем Архиерейский Собор предваряет заседания Поместного Собора вне зависимости от того, кто выступил инициатором созыва Поместного Собора: Патриарх (Местоблюститель) и Священный Синод или сам Архиерейский Собор. Последний несет ответственность за подготовку Поместного Собора.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208784...

Определения Никейского собора всемерно да соблюдаются. Аврилий епископ рек: Сии определения тако имеются у нас в списках, которые тогда отцы наши принесли с собою от Никейского собора, и последующие, и нами принятые определения, с оным собором в точности сообразные, по удостоверении о сем да соблюдаются. (IV всел.1; трул. 2; VII всел. 1). Настоящий собор был созван, как мы видели (I, стр.29), в Карфагене в 419 году по вопросу о том, может ли римский епископ принимать апелляции против решений соборов Африканской церкви. Свое право римский епископ основывал на одном из правил (пр.5) сердикского собора, которое он считал правилом I вселенского Никейского собора. Отцы этого собора имели у себя копии деяний Никейского собора, в которых однако не нашлось правила, приводимого римским епископом; чтобы лучше показать неосновательность утверждения римского епископа и ошибочное принятие им одного соборного правила за другое, они обратились в Константинополь, Александрию и Антиохию, прося тамошних епископов выслать им хранящиеся у них оригинальные акты Никейского собора. В ожидании ответа на свою просьбу, собор между тем, по предложению своего знаменитого председателя Аврелия, постановил сохранять неизменно определения Никейского собора в том виде, в каком они были изложены в имеющихся у отцев собора рукописях, принесенных в свое время с Никейского собора бывшими на нем Африканскими епископами. Собор постановил также сохранять и все остальные канонические постановления, изданные после Никейского собора, как и те, которые будут ими изданы, постольку, поскольку постановления эти будут согласоваться с постановлениями Никейского собора. В этом и состоит содержание 1 правила настоящего собора. О том, как ответили отцы этого собора римскому епископу об его праве принимать апелляции из чужих церковных областей, нам говорит послание, отправленное Аврелием от имени собора римскому епископу Бонифацию 31 мая 419 года Спустя пять лет, т.е. в 424 г., когда епископ римский Целестий опять предъявил свое право на принятие апелляций, Африканские отцы во главе с Аврелием отправили новое послание в Рим, которым, хотя на время, принудили римского епископа не выступать более с заявлениями о своих правах

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Заседание Собора возглавляет Председатель или, по его предложению, один из заместителей Председателя. В открытых заседаниях Собора могут участвовать гости, наблюдатели, специалисты-богословы. Избрание принимается большинством голосов, за исключением особых случаев. При равенстве голосов, голос Председателя дает перевес. Согласно ст. 20 (гл. II) Устава, постановления Собора вступают в силу сразу после их принятия. Согласно Уставу в состав Архиерейского Собора входят епархиальные архиереи и епископы, возглавляющие синодальные учреждения. В период между Поместными Соборами Архиерейский Собор обладает полнотой высшей церковной власти. В Уставе определена периодичность созывов Архиерейского Собора: не реже одного раза в два года. Соборы созываются также по мере необходимости. В преддверии Поместного Собора Архиерейский Собор вносит предложения, касающиеся повестки дня, программы и регламента заседаний Поместного Собора, а также процедуры избрания Патриарха. В обязанности Архиерейского Собора входит: хранение чистоты православного вероучения и норм христианской нравственности, решение принципиально важных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых, создание и упразднение епархий, синодальных учреждений, а также духовных школ общецерковного значения. Священный Синод подотчетен Архиерейскому Собору. «Архиерейский Собор является первой инстанцией, правомочной рассматривать догматические и канонические отступления в деятельности Патриарха.» В качестве второй инстанции он рассматривает споры между архиереями, дела, связанные с каноническими проступками архиереев, а также все дела, переданные ему Священным Синодом для принятия окончательного решения. Председателем Архиерейского Собора является Святейший Патриарх и Местоблюститель Патриаршего Престола. Президиум Архиерейского Собора составляет Священный Синод; секретарь Собора избирается из числа членов Синода. Решения Собора, за исключением случаев, особо оговоренных в регламенте Собора, принимаются большинством голосов; при равенстве голосов перевес дает голос Председателя. Как и постановления Поместного Собора, решения Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия, но право окончательного их утверждения принадлежит Поместному Собору.

http://sedmitza.ru/lib/text/432419/

В 2007 году, в праздник Сретения Господня, был заложен и освящен фундамент нижнего яруса будущего кафедрального собора. 23 мая 2010 года, в праздник Святой Троицы, епископом Феофилактом была совершена первая Божественная литургия в нижнем ярусе Брянского кафедрального собора. Затем Божественная литургия в нижнем ярусе собора совершалась в день празднования Собора Брянских святых, на Рождество Христово и на Пасху. В 2011 году был завершен основной этап строительства кафедрального соборного комплекса: Свято-Троицкого кафедрального собора, колокольни «Пересвет» и деревянного храма в честь новомучеников и исповедников Брянских. В том же году освящены престолы нижнего яруса собора и храма во имя новомучеников и исповедников Брянских. 24 июня 2011 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Достойно есть», на соборную колокольню «Пересвет» были воздвигнуты глава и крест. 16 декабря 2011 года под колокольней «Пересвет» был установлен бронзовый памятник преподобномученику Александру Пересвету, в 2012 году он был перемещен за ее стены. 24 мая 2012 года была совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе Брянского кафедрального собора, которую возглавил епископ Брянский и Севский Александр. 23 июня 2012 года в соборном кафедральном комплексе состоялось торжественное перенесение мощей преподобного благоверного князя Олега Брянского из соборного храма в честь Воскресения Христова в кафедральный собор во имя Святой Троицы. Церемонию перенесения и богослужение возглавил епископ Александр. Раку установили в центре верхнего яруса кафедрального собора. К июню 2012 года завершена внутренняя и внешняя отделка собора и колокольни, высота которой составляет около 70 метров. Площадь нижнего яруса Собора составляет 1000 кв.м, верхнего яруса — 882 кв.м. 1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения престола верхнего яруса кафедрального собора. http://sobor-bryansk.pravorg.ru/istoriya-xrama/ Прежний Брянский кафедральный собор (Новопокровский) был разрушен в 1968 году. С восстановлением епископской кафедры в Брянске встал вопрос о сооружении нового собора. 30 мая Патриарх Алексий II благословил его возведение. Строительство началось в 2006 году. В декабре 2011 года освящены престолы нижнего яруса собора. 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня и день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, совершена первая Божественная литургия в верхнем ярусе собора. Её возглавил епископ Брянский и Севский Александр.

http://sobory.ru/article/?object=07902

На соборном заседании 7 (20) августа (Деяние 146) принимаются две поправки митрополита Кирилла к докладу Отдела о монастырях и монашествующих (обсуждались пп. 61–89). Докладчиками выступали архиепископ Серафим (Чичагов) , епископ Феодор (Поздеевский) и архимандрит Гурий (Степанов) 329 . На этом же заседании митрополит Кирилл был избран заместителем члена соборного Совета, при этом избирали двух заместителей от епископов, двух от клириков, двух от мирян 330 . На протяжении третьей сессии Собора митрополит Кирилл периодически исполнял обязанности товарища председателя Собора 331 или даже председательствующего 332 . На заседании 17 (30) августа митрополит Кирилл огласил заявление 30 членов Собора с предложением обсудить текст соборного определения, призывающего епархии оказать помощь педагогам духовно-учебных заведений, если эти заведения будут закрыты. В результате был утвержден проект митрополита Кирилла с поправкой протоиерея Π. Н. Лахостского 333 . 23 августа (5 сентября) на 157-м заседании было оглашено заявление 32-х 334 членов Собора во главе с владыкой Кириллом, предлагавших «ввиду затруднительности в условиях современной деятельности созывать новые епархиальные собрания для выборов членов Собора и возможной необходимости срочного созыва Собора» принять постановление, что члены Собора 1917–1918 годов сохраняют свои полномочия до созыва нового Собора. Это предложение было передано на совместное рассмотрение Уставного отдела и соборного Совета 335 . В результате Собор вернулся к обсуждению этого вопроса на своем 163-м заседании 30 августа (12 сентября) 1918 года, приняв предложение группы делегатов Собора. Таким образом, члены Собора сохраняли свои полномочия вплоть до распоряжения патриарха о созыве нового Собора, причем Святейший Патриарх имел право созвать Собор в прежнем составе, а делегаты Собора имели право участвовать по месту жительства в работе епархиальных, окружных, уездных и благочиннических собраний с правом решающего голоса 336 . На 161-м заседании, состоявшемся 27 августа (9 сентября) «при закрытых дверях», обсуждались практические мероприятия по защите церковных святынь, вошедшие в определение Собора «Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания». Особую дискуссию вызвала ст. 5, позволявшая в крайних случаях передавать властям описи и ключи от церковных хранилищ (ризниц). В результате обсуждений статья была принята в редакции митрополита Кирилла (с учетом поправок членов Собора П. И. Астрова и А. В. Васильева): «Церковно-приходским собраниям и прочим хранителям священного достояния Церкви разрешается передавать по требованию светских властей описи находящихся в храме предметов церковного имущества с тем, чтобы проверка описей совершалась при участии клира и членов церковно-приходского совета и с предварением, что прикосновение к священным предметам со стороны лиц, не имеющих на то права, равно и вхождение в алтарь лиц иноверных, представляет собой кощунство» 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиепископ Агафодор как старший архиепископ, в пределах епархии которого созывается Собор, в случае неизбрания его в председатели, должен быть, по мнению комиссии, избран почетным Председателем Собора; тогда Президиум будет состоять из 7 лиц. Затем о. протопресвитер заявляет, что на Всероссийском церковном Соборе в состав его Президиума входили еще 3 члена Соборного Совета: 1 епископ, 1 пресвитер и 1 мирянин. По его мнению, применение этого и к созываемому Собору сделало бы Президиум громоздким. Комиссия соглашается с о. протопресвитером. II. По вопросу о наказе Собору комиссия полагает, что особого наказа для Собора вырабатывать не следует и Собор должен руководствоваться наказом, выработанным для Всероссийского Священного церковного Собора. III. Протоиерей Рождественский заявляет, что необходимо избрать особую комиссию для проверки полномочий членов созываемого Собора. О. протопресвитер считает, что проверить полномочия членов Собора можно и без комиссии, выборы комиссии отняли бы много времени, и предлагает принять распоряжение, чтобы члены Собора по приезде являлись в канцелярию Собора за получением входных билетов на заседания Собора. Во время выдачи билетов канцелярия будет проверять полномочия членов Собора и о результатах проверки доложит Собору. Окончательную же проверку полномочий Собор может поручить членам президиума или одному из них. IV. Комиссия признала необходимым избрание особой редакционной комиссии из 3-х лиц для редактирования постановлений Собора. В случае необходимости состав комиссии может быть увеличен. Протоиерей Рождественский предлагает образовать и другие отделы по примеру Всероссийского церковного Собора. После прений комиссия постановила образовать пять отделов: 1) редакционный; 2) о Высшем церковном управлении; 3) о приходе; 4) по составлению посланий Собора и 5) об учебных заведениях. V. Независимо от сего, комиссия находит, что по примеру Всероссийского церк[овного] Собора епископы in corpore 137 составят Епископское Совещание, через которое пройдут все постановления Собора. Неопротестованное Совещанием Епископов в течение суток постановление Собора получает обязательную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

59 См.: Andrieu-Guitrancourt P. Introduction a l " etude du droit en general et du droit canonique contemporain. Paris, 1963. P. 965. 60 Правила, изданные или одобренные всеобщими Соборами, могут быть отменены или изменены только другим всеобщим Собором. См., например, 6 и 12 правв. Трулльского Собора. 61 В 6 прав. II Никейского Собора содержится напоминание о предписании Трулльского Собора, а в качестве довода в пользу проведения лишь одного Собора епископов области в течение года говорится о «затруднениях собирающихся и недостатке потребного для путешествия». 62 То обстоятельство, что проведение ежегодно только одного Собора является лишь уступкой, хорошо отмечено автором «Эпитомы» в формулировке 6 прав. VII Вселенского Собора: πε μη δυνατν... [Поскольку невозможно...] (Rhalles-Potles II. P. 579). 63 Например, из 19 прав. Никейского Собора можно вывести, что, согласно учению Церкви, несмотря на употребление при крещении, совершаемом еретической общиной, формально корректной формулы, оно является недействительным, если с ним не связано исповедание тринитарного учения, по существу соответствующего православному. Что же касается секты павлиан, о которой прямо говорит данное правило, то она исчезла еще пятнадцать веков тому назад. 64 8 прав. Никейского Собора, предписывая порядок принятия в Церковь клириков из новациан, высказывает основной принцип, согласно которому не может быть двух епископов в одном городе. 7 прав. Никейского Собора и 12 прав. Халкидонского Собора в связи с частными обстоятельствами твердо проводят принцип единства юрисдикции первенствующего епископа в определенной области. 66 28 прав. Халкидонского Собора. Ср. 3 прав. Константинопольского Собора и 36 прав. Трулльского Собора. 67 6 прав. Никейского Собора. Любопытно отметить, что в наше время большинство православных канонистов в оправдание первенства Константинополя ссылаются на каноны, упомянутые в предыдущей сноске, руководствуясь чисто юридическим позитивизмом. Как справедливо замечает отец Иоанн Мейендорф , «...Поскольку Византии уже более не существует, пытаться определить права Вселенского Патриархата в византийских категориях попросту лишено смысла» (The Ecumenical Patriarch, seen in the light of Orthodox Ecclesiology and History//The Greek Orthodox Theological Review, 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010