§ 7. «Акты», не вошедшие в состав «Деяний Вселенских Соборов», изданных Казанской духовной академией    Известное издание соборных деяний Манси, кроме рассмотренных нами документов, вошедших в состав «Деяний Вселенских Соборов», содержит еще так называемые «Арабские каноны и постановления» в нескольких редакциях и «Послание Никейского Собора к папе Сильвестру». Подложность этих документов не подлежит сомнени.    К несомненно подложным документам (spuria) относится также и известное «Прение Афанасия Александрийского с Арием на Никейском Соборе», помещенное у Migne, SG, t. 2.    В качестве источников для изучения истории Никейского Собора имеют известное значение так называемые «Коптские тексты Никейского Собора» (изданные трудами Г. Цеги и Ш. Ленормана, а затем Э. Ревилью) и «Сирские акты Никейского Собора» (изданные Ж. Б. Пит-рой) . Но в качестве материалов, непосредственно относящихся к деятельности Первого Вселенского Собора, из них могут быть привлечены только списки епископов, бывших участниками Собора. § 8. Существовали ли «деяния» Первого Вселенского Собора? (в смысле πεπραγμνα или πρα ξ εις )?    Этот вопрос, по-видимому, следует считать решенным в отрицательном смысле. Обстоятельное и всестороннее рассмотрение всех относящихся к нему данных имеется в статье проф. А. П. Лебедева «Происхождение актов Вселенских Соборов» и в сочинении К. Смирнова «Обозрение источников...» (с. 24—33).    Ограничимся поэтому лишь кратким изложением основных выводов, сделанных А. П. Лебедевым:    1) Официальным протоколированием прений и речей на заседаниях Первого Вселенского Собора никто не занимался, так как подобный обычай не возникал до времени Третьего Вселенского Собора.    2) Очень вероятно, что некоторые участники Собора (такие, как св. Афанасий, св. Евстафий, Евсевий Кесарийский) записывали по собственной инициативе, для памяти, некоторые моменты соборных прений. Однако такие записи или не были изданы ими, или вскоре затерялись.    3) Никейский Собор ограничился изданием лишь главнейших документов, относящихся к истории Собора, как-то: Символа веры, 20 правил и определений о Пасхе и египетских мелетианах. Не было, например, опубликовано определение о браке или безбрачии духовенства, хотя этот вопрос на Соборе обсуждался и по нему было достигнуто общее согласие (Сократ, I, 11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архиеп[ископ] Агафодор принципиально согласился на это предложение. В состав Собора должны будут войти: 1) все епископы, как правящие, так и временно проживающие на Юге России; 2) все члены Всероссийского церковного Собора, как местные, так и временно попавшие на территорию Юга России; 3) по 2 представителя духовенства и по 2 представителя от мирян, от каждой епархии из членов епархиальных советов и 4) представители от высшего командования Добровольческой армии. Численность Собора приблизительно предполагается человек в 55. Уже сделаны первые шаги к осуществлению этой задачи. Послано обращение с предложением явиться всем намеченным членам Собора. Еп[ископу] Михаилу предложено взять на себя хозяйственную часть предполагаемого Собора. После его согласия, еп[ископ] Михаил избран председателем хозяйственного комитета. На расходы по созыву и содержанию предстоящего Собора ассигновано 50 тысяч Добровольческой армией. Постановлено пока взять их авансом из средств ставропольского свечного завода. Каждая епархия, со своей стороны, должна озаботиться изысканием местных средств для содержания своих представителей. Начало соборных совещаний предположено на 18–20 мая. Выработан церемониал открытия Собора: Местные члены Собора выезжают на станцию Кавказскую для встречи представителей других епархий. Оттуда все направляются в Ставрополь, и здесь в Андреевской церкви (при архиепископе) состоится всенощное бдение. 19-го [мая] – торжественная литургия, все члены Собора причащаются. После литургии панихида по убиенным пастырям и воинам, потом торжественный молебен. Заседания Собора будут происходить в Андреевской церкви. Окончание соборных совещаний предположено 24 мая. Подробная программа будет разработана предсоборным присутствием. М. Жизнь. 1919. 8 мая 13). 3. Юго-российское церковное управление (о созыве Собора) Екатеринодар. 7 мая. На состоявшемся 27 апреля совещании духовенства и мирян, под председательством Одесского митрополита Платона, признано необходимым, впредь до установления правильных сношений с Святейшим Патриархом Тихоном, организовать Юго-российское церковное управление, посредством созыва Поместного Южнорусского Собора, организация которого поручена старейшему иерарху на Северном Кавказе и Юге России, Агафодору, архиепископу Ставропольскому и Кавказскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заключительное, 30-е, правило Халкидонского Собора носит не нормативный характер, но представляет собой частное определение. Оно предоставляет епископам Египетского диоцеза отсрочку в поставлении своей подписи в знак согласия с христологическим оросом епископа Рима святого Льва Великого . Эта отсрочка мотивирована была тем, что первенствующий епископ диоцеза архиепископ Александрийский Диоскор был низложен и анафематствован Собором. Поэтому и отсрочка назначалась на время до избрания нового предстоятеля Александрийской Церкви. В действительности за Халкидонским Собором последовало разделение в Александрийском диоцезе, большинство епископов, клириков и мирян которого в конце концов отпало в монофизитство. 7.5.Правила Трулльского Собора. 5 и 6 Вселенские Соборы занимались исключительно догматическими темами и дисциплинарных правил не издали. Но через 10 лет после 6 Вселенского Собора, 1 сентября 691 г., по приглашению императора Юстиниана II в дворцовой Трулльской палате собрались 227 отцов во главе с патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским и легатом Римского папы. Собор заседал ровно год, до 31 августа 692 г., и посвятил свои деяния церковно-дисциплинарным вопросам. 102 канона этого Собора, именуемого Шестым, или даже, ради символической полноты присутствия всех Вселенских Соборов в каноническом корпусе, Пято-Шестым, в Православной Церкви имеют авторитет правил Вселенского Собора. Сохранился перечень участников Трулльского Собора, поставивших свои подписи под принятыми им правилами. На первом месте стоит имя «императора римлян» Флавия Юстиниана. Легат папы Римского епископ Гортинский Василий подписался под актами Собора. Когда на 7 Вселенском Соборе правила Трулльского Собора были упомянуты как каноны 6 Вселенского Собора, римские легаты не возражали. Папа Адриан I в послании к Константинопольскому патриарху святому Тарасию выразил признание этих канонов. В средневековую эпоху папа Иннокентий III упоминает 82-е правило Трулльского Собора как канон 6 Вселенского Собора. Многие из правил Трулльского Собора вошли в классический канонический сборник Католической церкви – Декрет Грациана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Если какое-либо решение Поместного Собора или его часть отвергаются большинством присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого большинство присутствующих на Поместном Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения. 14. Открытие Поместного Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения. 15. Заседания Поместного Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов президиума Собора. 16. В открытых заседаниях Поместного Собора, помимо его членов, могут принимать участие приглашенные богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия определяется регламентом, но в любом случаев они не имеют права участвовать в голосовании. Предложение о проведении закрытого заседания вправе вносить члены Поместного Собора. 17. Решения на Поместном Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, оговоренных принятым Собором регламентом. При равенстве голосов в случае открытого голосования решающее значение имеет голос председателя. При равенстве голосов в случае тайного голосования проводится повторное голосование. 18. Решения Поместного Собора в форме постановлений и определений подписываются председателем и членами президиума Собора. Иные документы, утвержденные определениями (постановлениями) Собора, визируются секретарем Собора. 19. Все официальные документы Поместного Собора подписывают Патриарх Московский и всея Руси (Местоблюститель), члены президиума и секретарь. 20. Постановления Поместного Собора вступают в силу сразу после их принятия. Глава III. Архиерейский Собор 1. Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

кончиною в ссылке Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] 11(?)(24).01.1937. Определение Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя о принятии к сведению завещательного распоряжения Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра [Полянского] от 22 ноября (5 декабря) 1925 г. o преемниках на случай кончины (вынесено в связи с кончиною митрополита Петра Полянского) 52. Указ Московской Патриархии о форме поминовения за богослужениями Патриаршего Местоблюстителя Письмо невыясненного автора Высокопреосвященному Борису [Шипулину], архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому, по поводу кончины Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] и актов Московской Патриархии, связанных с этим событием 29.09(12.10).1941. Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Московского и Коломенского Сергия [Страгородского] о передаче Высшей Церковной Власти на случай своей кончины Сообщение центрального радио и московской печати, о приёме И. В. Сталиным митрополитов: Сергия [Страгородского], Алексия [Симанского] и Николая [Ярушевича] Приложение 1. Схема канонического преемства высшей церковной власти от Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. до реставрации патриаршества в 1943 г. и расколов, возникших в связи с вопросом о местоблюстительстве (с пояснениями к ней) Приложение 2. Краткие биографические сведения о наиболее известных православных епископах, мучениках и исповедниках и о других церковно-политических деятелях, упоминаемых в публикуемых материалах Краткие биографические сведения об упоминаемых в книге церковно-политических деятелях, скончавшихся вне общения с Православной Церковью Приложение 3. Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. Приложение 4. Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. Приложение 5. Выписки из «книги правил» Правила Святых Апостолов Правила Вселенских Соборов Правила Святого Вселенского Первого Собора, Никейского Правила Святого Вселенского Второго Собора, Константинопольского Правила Святого Вселенского Третьего Собора, Ефесского Правила Святого Вселенского Четвертого Собора, Халкидонского Правила Святого Вселенского Шестого Собора, Константинопольского, иже в Трулле царских палат Правила святого Вселенского Седьмого Собора Никейского Правила Поместных Соборов Правила Святого Поместного Собора Неокесарийского Правила Святого Поместного Собора Антиохийского Правила Святого Поместного Собора Сардийского Правила Святого Поместного Собора Карфагенского Правила Святого Собора Константинопольского, во храме Святых Апостол бывшего, глаголемого Двукратного Правила Святых отцов Правила Святого Василия Великого Правила Святаго Кирилла Александрийского Михаил Ефимович Губонин.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

932. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6–9 июня 1988 года, Троице- Сергиева Лавра 1. Определение Священного Синода от 27 марта 1988 года: О представительствах от епархий, монастырей, Духовных учебных заведений, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, зарубежных благочиний РПЦ на Поместный Собор. – 1988, 6, 9. 2. Документы Поместного Собора Русской Православной Церкви: а) Деяние Освященного Поместного Собора РПЦ о канонизации святых. – 1988, 8, 2. б) Послание Поместного Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. – 1988, 8, 5. в) Обращение Поместного Собора к Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву. – 1988, 8, 9. г) Приветствие участникам Поместного Собора РПЦ (от Совета Министров СССР). – 1988, 8, 10. д) Ответное послание Поместного Собора Председателю Совета Министров СССР Н.И. Рыжкову. – 1988, 8, 11. е) Определения Поместного Собора РПЦ. – 1988, 8, 12. ж) Обращение Освященного Поместного Собора РПЦ ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом. – 1988, 8, 14. з) Обращение Поместного Собора РПЦ к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью. – 1988, 8, 14. и) Обращение Поместного Собора РПЦ ко всем христианам мира. – 1988, 8, 16. к) Обращение Поместного Собора РПЦ к Председателю III Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. – 1988, 8, 17. л) Заявление Поместного Собора РПЦ по насущным проблемам современности. – 1988, 8, 18. 3. Празднование РПЦ 1000-летия Крещения Руси: а) Поместный Собор РПЦ 6 июня, первый день заседания. – 1988, 9, 8. б) Слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 9–11. в) 7 июня, второй день заседания. – 1988, 9, 14. г) 8 июня, третий день заседания. – 1988, 9, 18. д) Принятие нового Устава РПЦ. – 1988, 9, 19. е) 9 июня, четвертый день заседания. – 1988, 9.20. ж) Заключительное слово Святейшего Патриарха Пимена. – 1988, 9, 21. 933. ПОМЕСТНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6–12 июня 1990 года, Москва

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце XIX века при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. В 1908 году был устроен отдельный приход с храмом. При соборе существовало попечительство. В 1915 году был осуществлен капитальный ремонт собора. Торжественное освящение обновленного собора 27 сентября 1915 года совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) — родной брат настоятеля собора. В 1920 году для служб в зимнее время в крипте собора был устроен нижний храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он был освящён 24 октября 1920 г. митрополитом Вениамином (Казанским). В 1922—1923 годах причт собора присоединился к обновленчеству. Богослужения в соборе были прекращены в феврале 1938 года, в связи с арестом всех его священнослужителей, хотя официально он был закрыт по постановлению Леноблисполкома от 11 мая 1939 года. Имущество собора было конфисковано. Иконостас, разобранный на дрова, был приобретён и сохранён жительницей Гатчины прихожанкой собора Варварой Филипповной Прозоровой (1876—1957). В 1939-1940 годах в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты. Осенью 1941 года после оккупации города немецкими войсками в подвальном приделе собора были возобновлены богослужения. В 1944 году, когда Гатчина была освобождена воинами Советской Армии, соборный приход был зарегистрирован как «фактически действующий». Собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил начало ремонта верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас. 30 декабря 1946 года в нижнем храме, настоятелем Николо-Богоявленского морского собора Ленинграда протоиереем Павлом Тарасовым был освящён небольшой правый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А главный придел нижнего храма во имя Иоанна Крестителя, после установки нового иконостаса, был заново торжественно освящён 31 октября 1948 года епископом Лужским Симеоном (Бычковым). Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946—1949 годах. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик. Иконостас, сохранённый В. Прозоровой, был возвращён на прежнее место. 30 октября 1949 года центральный придел собора был торжественно освящён митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым).

http://azbyka.ru/palomnik/Павловский_каф...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексий II встретился с группой священнослужителей, участвовавших в организации работы Архиерейского Собора РПЦ 12.10.2004 345 12 октября в Синодальном зале Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретился с группой представителей московского духовенства. Его Святейшество особо отметил большую роль митрополита Калужского и Боровского Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, в успешном проведении Архиерейского собора Русской Православной Церкви и поблагодарил клириков за труды по подготовке и проведению Собора. В частности, особой благодарности Предстоятеля были удостоены протоиерей Сергий Киселев, начальник секретариата Собора, протоиерей Александр Абрамов, начальник штаба Собора, священник Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Собора. Обращаясь к священнослужителям Святейший Патриарх Алексий сказал: " Благодарю всех Вас за те труды по обеспечению работы Архиерейского Собора, которые были успешно понесены Вами под руководством митрополита Климента. Преосвященные архипастыри, участвовавшие в Соборе, неоднократно говорили и на пленарных заседаниях, и по окончании работы Собора, о том, что они постоянно чувствовали заботу и попечение о себе со стороны тех, кто занимался организацией церковного форума. Владыки с благодарностью отмечали, что эта забота проявлялась на всех этапах работы Собора: они ощутили это и в зале заседаний и в местах своего проживания и во время проведения богослужений. Для многих из Вас это первый опыт работы подобного рода, хотя некоторые уже участвовали в общецерковных мероприятиях. Отрадно, что общими усилиями было достигнуто то, что так было нужно всем нам - высокий уровень организации Собора. Подводя итоги прошедшего Архиерейского Собора, хочу отметить, что он прошел хорошо. И во многом этому способствовала Ваша работа и то хорошее рабочее настроение, та теплая атмосфера которую удалось создать. Большое спасибо всем Вам за Ваши труды которые Вы понесли каждый в своей области.

http://ruskline.ru/news_rl/2004/10/12/al...

Таким способом осуществлялось участие всей церковной полноты в решении насущных церковных проблем, и демократический принцип избрания членов Собора способствовал реализации соборного принципа. Не превратиться Собору в церковный парламент помогало наличие инстанции более высокого уровня – Епископского Совещания, которому принадлежало последнее, решающее слово и право veto. Это сохраняло право епископата на управление Церковью 40 . В особое Епископское Совещание, как и определял Устав, вошли все епископы – члены Собора. Что касается численности участников Собора, то в конечном итоге членами с правом решающего голоса стали 59 человек, в т. ч. 11 архиереев, 22 «белых» священника, 1 монах, 25 мирян. Среди них оказалось 30 членов Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Из 59 членов Собор насчитывал лишь 11 архиереев при 48 членах Собора от клириков и мирян. Священнослужители в целом были в большинстве – 33 при 26 мирянах (на Всероссийском Соборе мирян было больше духовенства). При этом из 11 архиереев только 6 были членами Всероссийского Собора. Всего 35 человек состояли членами Собора по должности (как архиереи и как члены Всероссийского Собора), а 24 были избранными делегатами. Таким образом, меньшинство членов Собора было избранным (в то время как на Всероссийском Соборе избранных членов было большинство). Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что некоторые члены ЮВРЦС, включенные в его состав как члены Поместного Собора 1917–1918 гг., в свое время были избраны. Что же касается «статусного» состава Собора, в него вошли: 1) правящие и викарные епископы, а также все архиереи, находящиеся на территории, занятой Вооруженными силами Юга России (Ставропольской, Кубанской, Александровской, Донской, Аксайской, Приазовской, Владикавказской, Сухумской, Таврической, Екатеринославской, Челябинской); 2) члены Всероссийского Поместного церковного Собора, находящиеся на данной территории; 3) протопресвитер военного и морского духовенства; 4) представители (по два пресвитера и по два мирянина) от местных епархиальных советов; 5) два представителя от военного духовенства; 6) два представителя от Добровольческой армии; 7) два представителя от Донского казачьего войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010