(II 5). Председателем Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего престола. Кворум Собора составляют 2/3 его членов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора. Поместный Собор избирает соборный президиум, секретариат и формирует рабочие органы. Президиум Собора состоит из председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и 12 членов в архиерейском сане (в Уставе 1988 г.- 8). Президиум руководит заседаниями Собора. Секретариат Собора состоит из секретаря в архиерейском сане и 2 помощников - клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за обеспечение членов Собора рабочими материалами и за ведение протоколов заседаний. Президиум, секретарь и председатели рабочих органов составляют Соборный совет, к-рый является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений о порядке их изучения Собором, координация всей деятельности Собора, рассмотрение процедурных и протокольных вопросов, административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. Архиереи - члены Собора составляют Архиерейское совещание. Положение об Архиерейском совещании повторяет соответствующий раздел Устава 1988 г. (II 13). Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления РПЦ и состоит из епархиальных архиереев, а также из викарных епископов, возглавляющих синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Все остальные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса (III 1). Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси или Местоблюстителем и Свящ. Синодом не реже 1 раза в 4 года, а также в преддверии Поместного Собора и в исключительных случаях (III 2). По предложению патриарха и Свящ. Синода или 1/3 членов Собора - епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор.

http://pravenc.ru/text/161103.html

8. Председателем Собора является Патриарх, в отсутствие Патриарха - Местоблюститель Патриаршего Престола. 9. В исключительных обстоятельствах кворум Собора составляет 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов. 10. Собор утверждает повестку дня, программу и регламент проведения своих заседаний, а также избирает простым большинством всех членов Собора Президиум, Секретариат и формирует необходимые рабочие органы. 11. Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха или Местоблюстителя) и восьми его заместителей в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора. 12. Секретариат Собора состоит из Секретаря в архиерейском сане и двух помощников, клирика и мирянина. Секретариат несет ответственность за подготовку материалов для работы Собора и за ведение протоколов заседаний. Протоколы подписываются Председателем, членами Президиума и Секретарем. 13. Собор избирает простым большинством председателей (в архиерейском сане), членов и секретарей учрежденных им рабочих органов. 14. Президиум, Секретарь и председатель рабочих органов составляют Соборный Совет. Соборный Совет является руководящим органом Собора. В его компетенцию входит: а) рассмотрение возникающих вопросов по повестке дня и внесение предложений в порядке их изучения Собором; б) координация всей деятельности Собора; в) рассмотрение процедурных и протокольных вопросов; г) административно-техническое обеспечение нормальной деятельности Собора. 15. Все архиереи - члены Собора составляют Архиерейское Совещание. Совещание созывается Председателем Собора по его инициативе, по решению Совета Собора или по предложению не менее 1/3 архиереев. В задачу Совещания входит обсуждение тех постановлений Собора, которые имеют особую важность и которые вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам, а также поддержания церковного мира и единства. Если какое-либо решение Собора или его часть отвергается 2/3 присутствующих архиереев, то оно выносится на повторное соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 присутствующих на Соборе иерархов его отвергнут, то оно теряет силу соборного определения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1356...

2. Архиерейский Собор РПЦ. – 1992, 6, II. 3. Слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 6, IV. 4. Определение Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 6, XI. 5. Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и пастве Православной Украины. – 1992, 6, XII. 6. Обращение Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 6, XIII. 7. Ответное письмо Президенту Украины Л.М. Кравчуку. – 1992, 6, XVI. 8. Комаров Е. Церковь сохранила единство. – 1992, 7, 4. 9. Из выступлений участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. – 1992, 7, 11. 10. Из выступлений участников Архиерейского Собора. – 1992, 8, 3. Архиерейский Собор 11 июня 1992 года] 1. Определение Священного Синода от 28 мая 1992 года: Назначить для рассмотрения дела митрополита Филарета (Денисенко), б. Киевского и всея Украины, Архиерейский Собор РПЦ 11 июня с.г. в Свято-Даниловом монастыре в Москве. – 1992, 8, III. 2. Определения Священного Синода от 10 июня 1992 года: О повестке дня Архиерейского Собора. – 1992, 8, IV. 3. Архиерейский Собор РПЦ. – 1992, 8, IV. 4. Определения Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 8, VIII. 5. Заявление епископата Украинской Православной Церкви. – 1992, 8, VIII. 6. Судебное деяние Архиерейского Собора РПЦ. – 1992, 8, IX. 7. Послание Архиерейского Собора РПЦ пастырям и верным чадам Украинской Православной Церкви. – 1992, 8, XI. Архиерейский Собор 1994 года 29 ноября – 2 декабря, г. Москва)] 1. Послание Архиерейского Собора чадам РПЦ. – 1994, 11–12, 2. 2. Определение Архиерейского Собора РПЦ “Об издательской деятельности”. – 1994, 11–12, 7. 3. Чаплин В. Церковь и мир в решениях Архиерейского Собора РПЦ. – 1995, 5, 9. 4. Определения Архиерейского Собора РПЦ: а) “О задачах Церкви в области религиозного образования”. – 1995, 11, 2. б) “О задачах Церкви в области богословского образования”-1995, 11, 3. в) “О православной миссии в современном мире”. – 1995, 11, 5. г) “ О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». – 1995, 12, 2. д) “О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви”. – 1995, 12, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

17. Л ица указанныя в ст. 2 допускаются к участию в Соборе – Архиерейским Синодом. 18. П роверка полномочий Членов Собора производится Проверочной Комиссией, назначаемой Собором. Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г I 1. Н астоящий Наказ дается Второму Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян. 2. С обор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян должен действовать на основании Слова Божия, Священных Канонов и законоположений Русской Православной Церкви, поскольку эти законоположения применимы к условиям современной церковной жизни Зарубежной Церкви. 3. В торой всезаграничный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созывается на территории Сербской Православной Церкви, под покровительством Святейшего Патриарха Сербского, который является Почетным Председателем Собора. 4. С обор открывает и председательствует на нем Первоиерарх Русской Православной церкви заграницей – Председатель Архиерейского Синода. II. Состав Собора 5. В торой Всезаграничный Собор с участием представителей клира и мирян составляют: а) все русские православные епископы, принадлежащие к юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей; б) клирики и миряне, согласно Правилам о составе Собора, по положению, по избранию и по назначению Архиерейским Синодом. 6. К аждый член Собора может иметь не более двух голосов: один свой собственный и один по письменной доверенности. 7. П рограмму Собора утверждает Епископское Совещание. Заявление о желательности постановки вопросов на обсуждение Собора, за подписью не менее 10 лиц, подаются в Совет Собора и вносятся на разсмотрение Собора с заключением Совета Собора. 8. В опрос о признании Собора законно состоявшимся решается Епископским Совещанием Собора. Примечание: П ри решении этого вопроса не принимаются в разсчет представители Северной и Южной Америки и Дальнего Востока, в виду дальности разстояния и невозможности прибыть на Собор из этих мест всем, коим право на то предоставлено. III. Общее Собрание Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Кроме прихода, весьма ограниченного и недостаточного, содержание соборного причта пополняется молебствиями пред храмовой Казанской иконой Богоматери, совершаемыми для разных лиц.  К доходам причта можно присовокупить небольшие проценты с сумм, внесенных в банк по духовным завещаниям и усердию православных на поминовение умерших. Билетов, принадлежащих причту Казанского собора на поминовение умерших из процентов четыре, на сумму 4469 рублей, дающую процентов 169 руб. 76 коп. в год.  Для содержания хора певчих Казанского собора, первоначально определены были 2042 руб. 28 коп. из кошельковых сумм собора и певческие доходы. В 1861 году 1 июля к этой сумме разрешено начальством прибавить из кошельковых сумм собора 2657 руб. 72 коп.; и того всей суммы на содержание певчих определено отпускать из кошельковых сумм собора 4700 рублей.  Малолетние певчие, принадлежащие к хору Казанского собора, составляют отделение духовного уездного училища. До 1861 года они составляли отделение Петропавловского духовного училища, потом Александро-Невского. С 18 июля 1861 года определением Святейшего Синода ученики,  принадлежащие к хору Казанского собора, поставлены под непосредственным надзором настоятеля собора.  С 19 сентября 1863 года постановлено прекратить выбор малолетних певчих из Александро-Невского училища в хор Казанского собора, и вместе разрешено принимать в хор певчих детей всякого звания. Для певчих, учеников училища Казанского собора, определен особый учитель, который обязан преподавать им все предметы по программе духовного уездного Александро-Невского училища. Учитель имеет квартиру в церковном доме собора и получает жалованье из сумм собора, определенных на  содержание хора, по 200 рублей в год.  Из кошельковых сумм собора, кроме певчих, получают пособие сиротствующие духовного звания – одиннадцать лиц, на которых, в общей сложности, пособие простирается до 2378 рублй. Церковные здания   Казанский собор, для помещения своего причта имеет каменный четырехэтажный дом на углу Невского проспекта и Казанской площади. Первоначально причт приобрел покупкой дом очень малый и ветхий. Заняв из прежде бывшей комиссии духовных училищ 100 тысяч руб. асс., и при помощи пожертвований от разных лиц, причт в 1861 году устроил церковный дом в настоящем его виде. В 1863 году во дворе церковного дома вновь возведены два пятиэтажные каменные флигеля. Два верхние этажа прежнего дома на Казанскую площадь и Невский проспект с исключением одной квартиры, отданной по найму, замещаются священнослужителями собора, а два нижние отдаются по найму.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

3.4.3. К компетенции Собора относится: 3.4.4. Членами Собора является все духовенство ЭПЦ МП (исключая заштатных и запрещенных в служении священников), члены Синода из мирян, а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого Прихода. На Соборе председательствует Предстоятель ЭПЦ МП. 3.4.5. Сессии Собора созывает Предстоятель ЭПЦ МП. В случае невозможности для Предстоятеля ЭПЦ МП управлять ЭПЦ МП Собор созывается старейшим по сану, при их равенстве по сану, то старейшим из них по хиротонии епархиальным или викарным архиереем ЭПЦ МП, а при его отсутствии — Синодом по благословению Патриарха Московского и всея Руси. Соборы очередные созываются 1 раз в год, внеочередные — по мере необходимости. Письменные сообщения о времени и месте проведения очередного Собора рассылаются по приходам не позднее, чем за 4 недели, о внеочередном — не позднее, чем за 3 недели. В письменных сообщениях указывается также повестка дня сессии, прилагаются проекты годовых сметы и отчета, а также тезисы предстоящих докладов. 3.4.6. Собор правомочен принимать решения, если на нем представлено 2/3 членов Собора ЭПЦ МП, указанных в п. 3.4.4. настоящего Устава. В том случае, если на Соборе не будет представлено достаточное для принятия решения количество членов Собора, то тогда проводится повторный Собор с той же повесткой не раньше 1 дня и не позднее 3 месяцев. Повторный Собор правомочен принимать решения, если на нем представлено не менее ¼ членов Собора, если об этом будет упомянуто в извещении о первом Соборе. Постановления Собора принимаются, если за них проголосовало больше половины членов собора ЭПЦ МП, участвующих в Соборе. При разделении голосов поровну, голос председателя дает перевес. Процедура голосования определяется Собором. Сессии Собора протоколируются. Протокол сессии Собора подписывают Предстоятель ЭПЦ МП и протоколирующие. 3.4.7. Решения Собора ЭПЦ МП утверждаются Патриархом Московским и всея Руси. Решения Собора ЭПЦ МП направляются в каждый приход ЭПЦ МП после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси. Устав ЭПЦ МП утверждает Патриарх Московский и всея Руси, в дальнейшем им же утверждаются все поправки только канонического характера. После утверждения решений Собора ЭПЦ МП Патриархом Московским и всея Руси Канцелярия Предстоятеля организует направление заверенных копий протоколов Соборов ЭПЦ МП епархиям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

Определения Священного Синода от 8 мая 1990 года: О созыве Поместного Собора РПЦ для избрания на вдовствующий Московский Патриарший престол Предстоятеля Церкви. – 1990, 7, 9. 1. Послание Поместного Собора. – 1990, 9, 2. 2. Акт Заседания Поместного Собора РПЦ. – 1990, 9, 5. 3. Грамота Поместного Собора РПЦ Высокопреосвященнейшему Алексию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. – 1990, 9, 5. 4. Деяние Освященного Поместного Собора. – 1990, 9, 6. 5. Определения Поместного Собора РПЦ. – 1990, 9, 6. 6. Заявление Поместного Собора РПЦ в связи с публикацией проекта Закона СССР “О свободе совести и религиозных организациях”. – 1990, 9, 9. 7. Слово Патриаршего Местоблюстителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины, перед молебном на открытии Поместного Собора. – 1990, 9, 12. 8. Приветствие председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднова. – 1990, 9, 12. 9. Ответное слово Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета. – 1990, 9, 14. 10.Доклад Патриаршего Местоблюстителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины. – 1990, 9, 15. 11. Слово на закрытии Поместного Собора Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси 8 июня 1990 года. – 1990, 9, 19. 12. Лоргус А., диак., Булеков А., Комаров Е., Чаплин В. Говорят участники Поместного Собора. – 1990, 10, 15. 23.412 Архиерейские Соборы (1989, 1990, 1992, 1994, 1997 и 2000гг.) Архиерейский Собор 1989 года] 1. Определения Священного Синода от 29 сентября 1989 года: О подготовке и проведении Архиерейского Собора 9–11 октября 1989 года. – 1990, 1, 32. 2. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на открытии Архиерейского Собора в Даниловом монастыре 9 октября 1989 года. – 1990, 1, 5. 3. Обращение Архиерейского Собора РПЦ к Председателю Верховного Совета СССР М.С. Горбачеву. – 1990, 1, 7. 4. Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. – 1990, 1, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для нас же, достоверно знающих антиканоническую природу обновленчества, имеющих авторитетные свидетельства ее неканоничности в церковном голосе Святейшего Патриарха, патриаршего заместителя и православного епископата, обновленчество является церковным расколом, или схизмой, и быть в церковном общении с ними мы не можем. В октябре 1925 года обновленчество готовит новый Собор. Ясно, что этот Собор также будет неканоничным, как и Собор 1923 года, и хотя обновленчество усиленно приглашает на него в качестве полноправных членов «православных клириков и мирян, не состоящих в каноническом подчинении (обновленческому) Священному Синоду», то есть для нас, или, по обновленческой терминологии, «староцерковников», но для православных нет никакой нужды быть на схизматическом Соборе, ибо до принесения покаяния со стороны обновленцев не может быть никакого церковного общения с ними. Когда обновленчество сознает свои вины перед Вселенской Церковью в самочинном захвате церковной власти, в антиканоническом осуждении покойного Святейшего Патриарха на незаконном Соборе, в разрыве с церковным преданием через допущение в церковной практике того, что отвергнуто вселенским церковным сознанием, и принесет во всем этом покаяние, тогда сама собой разрушится преграда, разъединяющая нас с ними; тогда в единстве церковного упования прославится Бог в Троице. И это будет единение мира через покаяние сердца, а не соединение на началах паритета для дальнейшей смуты и усугубления вреда Христовой Церкви. (Окончание следует.) Правила: Апостольское 34; I Вселенского Собора 4, 6, 7; II Вселенского Собора 2, 3; III Вселенского Собора 8; IV Вселенского Собора 28; Антиохийского Собора 9. Правила: Антиохийского Собора 13; Апостольские 14, 35; I Вселенского Собора 15; II Вселенского Собора 2; III Вселенского Собора 8; VI Вселенского Собора 17; Антиохийского Собора 16, 6, 20; Сардикийского Собора 1, 2. Правила Антиохийского Собора 13 и Василия Великого 1. Правила: Апостольские 17, 18; VI Вселенского Собора 3; Василия Великого 1, 2; Апостольские постановления 6, 17.

http://pravoslavie.ru/32652.html

Кажется, та и другая неправильность объясняется одним и тем же. В 343 году постановления сердикского собора не могли получить широкого доступа на восток уже потому, что восточные епископы – можно ckaзamь in corpore – были против сердикского собора и распространяли свои филиппопольские постановления, намеренно надписав их именем сердикского собора. Когда в апреле 344 г. делегаты истинного сердикского собора прибыли с его постановлениями в Антиохию, то Стефан антиохийский встретил их крайне враждебно. И конечно не делегаты восточных, в раздражении удалившиеся с Медиоланского I собора в 345 г., позаботились ознакомить восток с деяниями истинного сердикского собора. – Но в 347 г. отцы Медиоланского II собора извещали восточных о низложении Фотина. Возможно, что при этом на восток отправлены были и самые деяния собора, по западному обычаю 62 начинавшиеся точнейшею дamoю: «Rufino em Eusebio, un. cc.,coss.». He было бы нисколько удивительно, если бы в деяниях этого собора шла речь и о сердикских nocmahobлehuяx: libellus Ypcakuя и Валента, подтверждавший правоту сердикского собора, подавал повод упомянуть об этом последнем и сам по себе заслуживал того, чтобы о нем своевременно довести до сведения восточных. – В этом (вероятном) составе послание, Медиоланского II собора проникло на восток и явилось там первоисточником сведений об истинном сердикском соборе, которому затем ошибочно приписали и деяние против Фотина и дату Медиоланского II собора 63 .  VII. Сирмийский собор Какого же характера был тот сирмийский собор, о котором говорит св. Иларий? а) Проще всего было бы предположение, что это был собор православных западных епископов, которые и известили восточных об осуждении Фотина. Но с таким составом собор сирмийский является почти бесцельным. Ясно, что собор Медиоланский II был собор многочисленный, своего poдa concilium plenarium зanaдhыx, которому всего естественнее было и на восток писать от имени всех западных. Произнесенное этим собором низложение Фотина в подтверждении со стороны какого-либо другого собора не нуждалось, и самый собор в Сирмии был излишен: или Фотин был расположен преклониться пред каноническим судом западных – и тогда он подчинился бы приговору Медиоланского II собора, или же, напротив, на епископа сирмийского невозможно было подействовать средствами чисто нравственного порядка – и тогда, раз Фотин решился игнорировать приговор медиоланских отцов, новый собор в Сирмии заранее обречен был на неудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

О том, что Пятый Вселенский Собор осудил Оригена, свидетельствуют и отцы Шестого собора: «Наш святой и вселенский Собор, отвергнув заблуждение нечестия от прежних времен доселе, и неуклонно следуя по прямому пути святых и славных отцов, во всем благочестиво присоединился к голосу пяти святых и вселенских соборов, именно — собора 318-ти святых отцов, собиравшихся в Никее против неистового Ария… [далее — перечисление других соборов — д. Г.М.] …кроме того, последнего из них, пятого святого Собора, собранного здесь против Феодора Мопсуетского, Оригена, Дидима и Евагрия» . Также и в определении VII Вселенского собора, при перечислении решений предыдущих соборов, сказано: «С тем вместе анафематствуем бредни Оригена, Евагрия и Дидима, как сделал это пятый [вселенский] Собор, бывший в Константинополе» . В церковной историографии утвердилось мнение об осуждении Оригена как об основном решении собора, даже более значимом, чем осуждение «трех глав». Прп. Феофан Исповедник в своей «Хронографии» пишет: «В этом году был святой и вселенский пятый Собор против Оригена суемудренного и Дидима невидящего и Евагрия и их еллино-мудренной болтовни, а равно и против безглавых глав» . Примечательно, что Оригена он ставит на первое место, а отцы VII Вселенского собора, как видно из приведенной выше цитаты, даже вовсе не упоминают о «трех главах», и представляют осуждение Оригена и его последователей как главное дело V Вселенского собора. Стоит также обратить внимание, что на четырнадцатом заседании VI Вселенского Собора было подробное разбирательство относительно некоторых документов, относящихся к деяниям Пятого Вселенского собора, и установлено, что они впоследствии были сознательно искажены монофелитами. Отцы собора указали примеры таких искажений, провозгласили анафему «всем вообще подделывателям деяний Святого и Вселенского Пятого Собора» и повелели исправить книги, приведя их к первоначальному виду . Сохранившийся текст деяний собора касается только осуждения «трех глав», и в нем нигде не разбирается учение Оригена. Сам он упоминается дважды. Первый раз, на пятом заседании, при рассмотрении вопроса о возможности осуждения еретиков посмертно, было отмечено: «если кто обратится к временам святой памяти Феофила или прежде, найдет, что Ориген анафематствован после смерти: это же ныне над ним сделала и ваша святость и Вигилий, благочестивейший папа древнего Рима» . Отцы Вселенского Собора упоминают здесь как общепризнанное осуждение Оригена Александрийским собором 400 г., а также в Константинополе и Риме в 543 г. Второй раз Ориген упоминается по имени в 11-м анафематизме восьмого заседания: «Если кто не анафематствует Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и Оригена с их нечестивыми писаниями… и всех мудрствующих подобно вышеупомянутым еретикам… — таковой да будет анафема» .

http://pravoslavie.ru/63080.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010