Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Дамаск I. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ Древнейший город на р. Аване (Бараде) вост. горы Ермон. Город расположен вдали от моря, на краю пустыни, необозримо распростершейся на восток; от Сирийского побережья отделен двойной цепью снежных гор. Однако именно такое местоположение позволило Д. стать культурным центром и пристанищем для кочевников пустыни. Город снабжается водой из р. Аваны, теряющейся в пустыне к вост. от него. Он пережил столицы своих завоевателей – Ниневию, Вавилон, Мемфис. II. В ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА Д. был известен уже при Аврааме ( Быт. 14:15 ). Давид одержал победу над сирийцами (арамеями) дамасскими ( 2Цар 8 и след.). Во времена Соломона (ок. 950 г. до Р.Х.) Разон основал Сирийское (Арамейское) царство, центром которого был Дамаск ( 3Цар. 11:23–25 ). Этот сир. (арам.) Дамаск долгое время был опасным противником Израиля (ср. ⇒ Венадад ⇒ Азаил ⇒ Рецин ). В 732 г. до Р.Х. Д. был завоеван Феглаффелласаром (Тиглатпаласаром III) и превращен в провинцию Ассирийского царства ( 4Цар 16 и след.; Ис 17 и след.; Ам 1:5 и след.). Предсказание в Иер. 49:23–27 явно относится к завоеванию Д. Навуходоносором после битвы при Каркемише в 605 г. до Р.Х. Позже Д. был покорен Александром Македонским ( Зах. 9:1 ). В Селевкидском царстве он стал ареной битв Маккавей-ского времени ( 1Мак. 11:62 ; 1Мак. 12:32 ). III. В НОВОЗАВЕТНЫЕ ВРЕМЕНА В новозаветные времена в Д. быстро сформировалась христ. община. Среди иудеев Д. был весьма высок авторитет иерусалимского синедриона. Учитывая это обстоятельство, Савл с письм. полномочиями направился в Д. бороться с общиной последователей Иисуса ( Деян 9 и след.). После явления Господа на пути в Д. он задержался в доме Иуды на Прямой улице, существующей и сегодня. За то, что Савл обратился в христианство , иудеи хотели его убить и стерегли, заручившись поддержкой областного правителя (наместника) царя Ареты ( 2Кор. 11:32 ), у ворот города ( Деян. 9:24 ). IV. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В настоящее время араб. население называет город из-за его сев. местоположения Димашк-эс-Сам («по левую руку»), в соотв. с библ. словоупотреблением, в котором понятия «восток» и «перед» обозначались одним словом. Город знаменит дамастовыми, или камчатными, тканями и дамасскими клинками. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

[испан. Calatrava], духовно-рыцарский орден в Испании; основан во 2-й пол. XII в. Исторически орден тесно связан с крепостью Калатрава (ныне Калатрава-ла-Вьеха, близ совр. г. Каррион-де-Калатрава, пров. Сьюдад-Реаль; от араб. Калъат-Рабах), построенной в IX в. кордовским эмиром Мухаммадом I у юж. оконечности гряды Толедских гор. В XII в. замок контролировал основную дорогу из мусульманского Андалуса в королевство Толедо (часть королевства Леон и Кастилия, позже - Нов. Кастилия). В 1147 г. крепость была завоевана христианами; король Леона и Кастилии Альфонсо VII передал ее в управление тамплиерам . Калатрава стала самым юж. форпостом на пограничных землях, с 3 сторон крепость окружали мусульм. территории. В 1157 г., в начале правления наследника Альфонсо VII кор. Санчо III, тамплиеры вернули крепость королю. После длительных переговоров новым защитником крепости стал Раймундо, аббат цистерцианского мон-ря Санта-Мария-ла-Реаль (Фитеро). В янв. 1158 г. кор. Санчо III подписал грамоту, согласно к-рой аббату мон-ря Фитеро передавалась власть над крепостью и ее окрестностями. Для защиты замка в Калатраву прибыли монахи-воины из аббатства Фитеро и рыцари из Толедо. Толедский архиеп. Хуан II предоставил аббату Раймундо денежную помощь, а также обещал индульгенцию всем, кто примут участие в обороне Калатравы. Это способствовало увеличению численности рыцарей и монахов, проживавших в крепости, и росту влияния новой общины. После смерти аббата Раймундо главой общины стал Гарсия де Редон (1164-1169), автор устава («Formae vivendi»), утвержденного на генеральном капитуле цистерцианцев и заверенного буллой папы Римского Александра III в 1164 г. В 1187 и 1199 гг. при одобрении Римских пап в устав ордена были внесены добавления (Bulario de la Orden Militar de Calatrava. P. 3-4). Поскольку аббатство Фитеро, откуда прибыли большинство монахов К., подчинялось цистерцианской обители Моримон, а не Сито , то в дальнейшем именно аббаты мон-ря Моримон получили право визитации и пастырского попечения над новым духовно-рыцарским союзом, ставшим частью цистерцианского ордена.

http://pravenc.ru/text/1319923.html

N. Y., 1983; Schoedel W. R. Ignatius of Antioch: A Commentary on the letters of Ignatius of Antioch. Phil., 1985; idem. Ignatius von Antiochien//ThRE. Bd. 16. S. 40-45; Djobadze W. Archeological Investigations in the Region West of Antioch-on-the-Orontes. Stuttg., 1986; Hierarchia Ecclesiastica Orientalis/A cura di G. Feldato. Padova, 1988 (Ser. Episcoporum Ecclesiarum Christianarum Orientalium; T. 2); Aydin H. Die syrisch-orthodoxe Kirche von Antiochien. Glane; Losser, 1990; Fiey J. M. Oriens Christanus Novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut, 1993; Skaff E. B. The Place of Antioch in Church History. Camb. (Mass.), 1993; Syrien von den Aposteln zu den Kalifen/Hrsg. v. M. Ruprechtsberger. Mainz, 1993; Dick I. Les Melkites: Grecs-Orthodoxes et Grecs-Catholiques des Patriarcats d " Antioche, d " Alexandrie et de Jérusalem. Turnhout, 1994; Religionsgeschichte Syriens von der Frühzeit bis zur Gegenwart/Hrsg. v. P. W. Haider, M. Hutter, S. Kreuzer. Stuttg.; B.; Köln, 1996; Das Entstehen der einer Christenheit (250-430)/Hrsg. v. Ch. und L. Pietri. Freiburg; Basel; W., 1996. (GChr; 2.). S. 55-119, 281-285, 300-302, 321-325, 408-411, 448-450, 614-616, 830-835, 1033-1050. И. С. Чичуров С сер. VII в. до османского завоевания Период араб. владычества (634-969) В 30-х гг. VII в. Византия пережила крупнейшую катастрофу в своей истории, когда ее вост. провинции подверглись нашествию арабов, вдохновленных новой религией - исламом - на борьбу за мировое владычество. Военные и экономические ресурсы империи были истощены длительным противоборством с сасанидским Ираном; духовное единство страны было подорвано монофизитской схизмой и 2-вековыми попытками ее преодоления. В результате Восток стал легкой добычей арабов. Не более 5 лет прошло между 1-м вторжением мусульман в визант. пределы (взятие Бостры в нач. 634) и полным покорением Сирии (в авг. 638 пала Антиохия, в 639 - Эдесса). Единственным островком христ. владений оставался Горный Ливан, окончательно подчиненный халифату только в нач.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Местом расположения древнего А. считают городище Телль-Ашдод, примерно в 10 км южнее совр. А. и в 15 км северо-западнее Аскалона . Памятник делится на верхний город (ок. 15 м над долиной, 50 м над уровнем моря) и нижнюю, равнинную часть. Раскопки 1962-1963 гг. показали, что город обладает сложной стратиграфией. До 19 слоев обживания отложились здесь в период от момента перехода к эпохе поздней бронзы вплоть до визант. времени. Эпоха раннего и среднего бронзового века выражена слабо. Древнейшее укрепленное поселение в А.- город ханаанской эпохи, построенный ок. 1600 г. до Р. Х. (возможно, египтянами как военно-торговый центр их владений в Палестине в период после изгнания гиксосов ). Ряд фаз этой эпохи датированы по керамике, произведенной в Греции и на островах Средиземного м. Это согласуется с древнейшим упоминанием об А. в клинописном тексте из Угарита (XIV в. до Р. Х.), где говорится о вывозе из него тканей, в т. ч. окрашенных пурпуром. Ханаанский период завершается разрушением города (2-я пол. XIII в. до Р. Х.). В XII в. до Р. Х. здесь появились филистимляне , о чем свидетельствует напоминающее крепость сооружение, где обнаружена характерная для XII-XI вв. до Р. Х. декоративная керамика. Наибольшего развития поселение достигло в X-VIII вв. до Р. Х., в эпоху Иудейского гос-ва. Число жителей выросло стремительно, так что освоенными оказались не только верхний город, но и склоны холма и даже часть равнины. Общая площадь увеличилась примерно в 4 раза, достигнув ок. 30 кв. км и превратив А. в самый большой город в Палестине железного века. Завоевание города ассирийцами подтверждается находкой - фрагментами 3 лапидарных клинописных надписей, связавших захват города непосредственно со вторжением Саргона II (712-711 гг. до Р. Х.). В VII в. до Р. Х. город восстановили, но он был уже гораздо меньше и претерпел новые разрушения, возможно от вавилонского царя Навуходоносора II . В эпоху персид. господства вновь отстроенный город стал столицей одной из провинций, что подтверждают находки, среди к-рых остракон - фрагмент сосуда, надписанный по-арамейски в V в. до Р. Х. В античную эпоху город все еще процветал: отрыты руины общественных зданий, найдены керамика, монеты, светильники и т. п. Позднерим. и визант. эпохи были временем упадка города, превратившегося в большой сельскохозяйственный поселок. А. заслонил портовый пригород на побережье (Azotus Paralius), на холме до 1948 г. оставалась только араб. деревушка Издуд.

http://pravenc.ru/text/77244.html

Вероятно, город входил в состав епархии Элуса, подчиненной митрополии Палестины Третьей с центром в Петре. Предположительно М. был разорен араб. племенами уже в сер. VI в. и заброшен задолго до завоеваний арабов-мусульман VII в. Исследование города На карте У. Я. Зеетцена (1806) М. отмечен под названием Курнуб. Зеетцен описал здесь руины крепости у подножия низкого холма, а также следы виноградников и садов в окрестностях. Э. Робинсон был в окрестностях М. и, видя его с расстояния, отметил возможные остатки церквей или общественных построек. Первое детальное описание и зарисовка плана М. принадлежат А. Музилю (1901). Помимо крепостных стен его внимание привлекли 2 церкви, башня и колодец. Работа Музиля особенно важна, т. к. Восточная ц. позднее была сильно повреждена. Ч. Л. Вулли и Т. Э. Лоуренс зарисовали др. часть города в 1914 г. без тщательной деталировки, но отметили плотину и часовую башню в окрестностях. Наиболее тщательное исследование М. было проведено Дж. Э. Кирком и Ф. Л. О. Гаем в 1937 г. в рамках программы Палестинского исследовательского фонда. Был составлен новый план города. Рядом с сев. городскими воротами были обнаружены набатейское кладбище, остатки 2 огромных зданий и мн. др. постройки рим. и визант. периодов. В 1956 г. Ш. Аппельбаум при поддержке Еврейского ун-та в Иерусалиме провел шурфовку рядом с зап. стеной. Была выстроена археологическая стратиграфия из 9 фаз в 4 основных слоях. Было установлено, что М. активно развивался до кон. III в. по Р. Х., а затем деятельность пошла на спад, вероятно, отчасти из-за того, что торговля между Индией и Римом несколько сократилась. В кон. IV - нач. V в. значительная часть построек была уничтожена землетрясением, которое разрушило и Западную ц., возведенную незадолго до этой катастрофы. В V-VI вв. активное строительство возобновилось. В это время появилась та хаотичная планировка М., к-рую можно видеть в наст. время. Городские стены были датированы этим же периодом, но эти выводы пересматриваются. В 1965-1972 гг. раскопки Еврейского ун-та проводились под рук. Негева. Были исследованы 5 основных участков: городские фортификации, зап. и вост. кварталы, караван-сарай, набатейское и римское кладбища. На основании керамики в кладке стен было определено, что существующие в М. здания строились в средненабатейский (кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), поздненабатейский (II-III вв.) и позднеримский (IV в.) периоды. Раскопки были возобновлены в 1990 г. Описание города

http://pravenc.ru/text/2561798.html

«Мученичество» А., написанное в XI в. Леонтием Мровели , и историческая хроника Джуаншера были включены в «Картлис Цховреба» и легли в основу 2 поздних версий жития А., принадлежащих Католикосам-Патриархам Виссариону (Бараташвили-Орбелишвили) и Антонию I (Багратиони) (XVIII в.). Сочинения Леонтия и Джуаншера совпадают по содержанию и изобилуют хронологическими неточностями, что объясняется поздним редакторским вмешательством в первоначальный текст. Опираясь на лексический материал - географические названия, социальные термины, более древнее наименование месяца марта (миркан), нек-рые фразеологизмы,- исследователи высказывают мнение, что Леонтий Мровели был знаком с текстом «Мученичества» VIII в., совр. описываемым событиям, и с повествованием Джуаншера, к-рое находит продолжение в «Мученичестве» Леонтия. В текстах Джуаншера и Леонтия совпадают написания географических названий и имен, прослеживаются логические связи между сюжетами. На основании этого и по аналогии с др. агиографическими произведениями того же периода нек-рые ученые (Э. Хоштария-Броссе) полагают, что сочинения обоих авторов являются частями одного и того же агиографического прототипа (напр., «Жития и мученичества Константина Каха» - . С. 520-521). В тексте Джуаншера преобладают исторические реалии, более соответствующие стилю хроники, в «Мученичестве» Леонтия усматривается стремление автора (редактора) соответствовать агиографическим сочинениям. Весь фактологический материал заимствован Леонтием у Джуаншера вплоть до ошибок: Джуаншер пишет, что 1-е араб. завоевание произошло при Мерване Глухом, хотя арабы появились в Картли в VII в. Житие А. редакции Католикоса-Патриарха Виссариона представляет собой метафрастическую обработку текстов Джуаншера и Леонтия для литургических целей. Он обогатил свой рассказ лит. приемами, свойственными метафрастике, придал повествованию эмоциональную окраску. Идея верности христианству органически связана в житии с долгом служения родине, образ А.- пример высокой духовности и патриотизма. Католикос Виссарион перенес память А. на день его кончины - 20 марта, объединив с днем памяти блгв. царя мч. Луарсаба II за схожий подвиг мученичества.

http://pravenc.ru/text/76570.html

Ходатайство о пришествии «сына Давидова» содержится в ежедневной молитве «восемнадцати благословений» (см. в ст. Иудейское богослужение ). Появление этой молитвы обычно возводят ко времени таннаев (70-200) или даже к периоду Второго храма. 15-е (в палестинской редакции 14-е) прошение, завершающее раздел молитв о национальном освобождении и восстановлении Иерусалима навеки, звучит так: «Отпрыску (  ) Давида, раба Твоего, дай скоро возрасти, и рог его да возвысится помощью Твоею. Ибо на Твою помощь мы уповаем всякий день. Благословен Ты, Господи, воздвигающий рог спасения». Термин «Мессия» отсутствует во вседневной версии молитвы Амиды, но появляется в дополнительной молитве «Да поднимется и придет» (    ), к-рая читается на Рош-Ходеш (новомесячье). Мессианские представления в средневековом иудаизме Рост мессианских ожиданий приходится на время захвата Иерусалима персами в 614 г., византийско-иранских войн и последующих араб. завоеваний. Этим периодом датируется псевдоэпиграфическая книга Зоровавеля - псевдоэпиграф, оказавший заметное влияние на позднейшую иудейскую апокалиптику и мистику. В книге описывается откровение Зоровавелю о событиях последних дней, когда император Армилус (возможно, искаженное Ромулус, т. е. Ромул, первый царь Рима, символ Римской империи, или искаженное Ираклиос, Ираклий, визант. император) убьет М., сына Иосифа, после чего будет побежден М. из рода Давида, с приходом к-рого настанет мессианский век. В тот же период создается апокалиптический трактат «Знаки Мессии» (Отот машиах), описывающий 10 событий, предвещающих пришествие М. Разработанная концепция неэсхатологического мессианизма была предложена Маймонидом По его мнению, мессианское спасение не остановит мировую историю, природные и социальные устои мира останутся прежними, изменится лишь политическое устройство Израиля, а сам М. будет «выдающимся пророком, более славным, чем все бывшие со времен Моисея» ( Maimonides Moses. Iggeret Teiman/Ed. A. S. Halkin. N. Y., 1952. P. 87). Маймонид включил исповедание веры в пришествие М. как двенадцатый постулат в свои «Тринадцать принципов веры»: «Я нерушимо верю в пришествие Мессии, и, несмотря на то что он задерживается, я все же каждый день буду ждать, что он придет». Мессианские движения в иудаизме Нового времени и современности

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

N. Y., 1968; Vryonis Sp. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamization from XIth through the XVth Cent. Berkeley, 1971; Inalcik H. The Ottoman Empire: The Classical Age, 1300-1600. L., 1973; Shaw S. J., Shaw E. K. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. Camb., 1976-1977. 2 vol.; Иванов Н. А. Османское завоевание араб. стран: 1516-1574. М., 1984; Karpat K. H. The Ottoman Population, 1830-1914. Madison, 1985; Жуков К. А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988; Mantran R. Histoire de l " Empire Ottoman. P., 1989; Мейер М. С. Османская империя в XVIII в.: Черты структурного кризиса. М., 1991; Еремеев Д. Е., Мейер М. С. История Турции в ср. века и новое время. М., 1992; Kramers J. H. Murad I//EI. 1993. Vol. 7. P. 592-594; idem. Murad II//Ibid. P. 594-595; The Ottoman Emirate: (1300-1389)/Ed. E. Zakhariadou. Rethymnon, 1993; Жантиев Д. Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: Реформы в сир. провинциях Османской империи (кон. XVIII - нач. XX в.). М., 1998; Ottoman Greeks in the Age of Nationalism: Politics, Economy, and Society in the XIXth Cent./Ed. D. Gondicas, Ch. Issawi. Princeton, 1999; Masters B. Christians and Jews in the Ottoman Arab World: The Roots of Sectarianism. Camb., 2001; Hitzel F. L " Empire Ottoman: XVe-XVIIIe siecles. P., 20022; Кобищанов Т. Ю. Христ. общины в арабо-османском мире: XVII - 1-я треть XIX в. М., 2003; Lowry H. W. The Nature of the Early Ottoman State. Albany, 2003; Лебедев А. П. История Греко-вост. Церкви под властью турок. СПб., 20042; История Османского государства, общества и цивилизации/Под ред. Э. Ихсаноглу. М., 2006. 2 т.; The Cambridge History of Turkey. Camb., 2006-2012. 3 vol.; Kastritsis D. The Sons of Bayezid: Empire Building and Representation in the Ottoman Civil War of 1402-1413. Leiden; Boston, 2007; Lindner R. P. Explorations in Ottoman Prehistory. Ann Arbor, 2007; Imber C. The Ottoman Empire, 1300-1650: The Structure of Power. N. Y., 20092; Кириллина С. А. «Очарованные странники»: Арабо-османский мир глазами рос.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

р., основываясь на рассказах мелитиан ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68 1, 11). Вероятно, небольшие группы раскольников действительно сохранялись длительное время, но большинство из них уже к сер. IV в. было дезорганизовано, и это движение потеряло влияние на ход церковных дел. Последнее упоминание о мелитианах относится к эпохе после араб. завоевания Египта. Коптский патриарх Михаил I (742-766) вел проповедь среди общин мелитиан в Арсинайском номе, но, не добившись соглашения, молил Бога об их истреблении; 10 чел. из их числа были тогда же убиты коптами. Ист.: Petrus Alexandrinus. Ep. ad ecclesiam Alexandrinam//PG. 18. Col. 509-510 (CPG, 1641); Ep. ad Miletium//PG. 10. Col. 1565-1568 (CPG, 1667); Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 6-19, 59-87; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68; Socr. Schol. Hist. eccl. I 6, 9; Sozom. Hist. eccl. I 15, 24; II 17-18, 21-23, 25, 31; Theodoret. Hist. eccl. I 8-9, 26-31; Epistolae papyraicae Melitianorum (CPG, 1669)// Bell H. Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. Oxf., 1924. P. 38-99; Crum W. C. Some Futher Melitian Documents//JEA. 1927. Vol. 13. P. 13-26. Лит.: Leclerq H. Meletius of Lycopolis//EC. 1913. Vol. 10; Спасский А. А. Догматич. движения в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142. Т. 1; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 423-428; Ensslin. Melitius von Lykopolis// Pauly, Wissowa. Bd. 29. Sp. 550-551; Kettler F. H. Der melitianische Streit in Agypten//ZNW. 1936. Bd. 35. N 1. S. 155-193; Telfer W. Melitius of Lycopolis and Episcopal Succession in Egypt//HarvTR. 1955. Vol. 48. N 4. P. 227-237; Schwartz E. Die Quellen uber melitianischen Streit// Idem. Gesammelte Schriften. B., 1959. Bd. 3. S. 87-116; Williams R. Arius and the Melitian Schism//JThSt. N. S. 1986. Vol. 37. P. 35-52; EEC. 1992. Vol. 1. P. 551; Martin A. Athanase d " Alexandrie et l " eglise d " Egypt au IVe siecle (328-373). R., 1996; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 20012; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381 AD.

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Сведения об этом содержатся в «Книге предупреждения и пересмотра» ал-Мас‘уди (Мас‘уди/Танбих. С. 184). 75 Фема (араб. и " мал) – провинция, административный округ. Фемное устройство складывалось в Византии в VI–IX вв.; границы фем изменялись на протяжении времени. 76 Тафила – фема Тафдос; однако есть мнение, что это – Фракия (Ибн Хордадбех 1986. С. 281–282. Примеч. 88). 77 Византийский император Анастасий I (491–518) соорудил около 512 г. стену длиной 75 км, начинавшуюся в 50 км от Константинополя у Черного моря и тянувшуюся до Мраморного моря. Она называлась Длинными стенами. 78 Хотя большинство исследователей идентифицируют эту фему с Фракией, есть предположение, что это – фема Диррахия (Ибн Хордадбех 1986. С. 282. Примеч. 89). 82 Ал-Джарби – северное наместничество Халифата, включавшее, помимо Азербайджана, Арминию, ал-Джазиру (Верхнюю Месопотамию), ас-Сугур (арабо-византийскую пограничную область) и ряд прикаспийских территорий. 83 Арминийа – область Закавказья, входившая в состав Северного наместничества Халифата, образованного в начале VIII в. после походов полководцев Хабиба ибн Масламы и Мухаммада ибн Марвана. Арабская администрация, вслед за Сасанидами, делила провинцию Арминию на четыре части, которые в разные годы охватывали разные территории. В целом провинция занимала территорию гораздо большую, чем собственно Армения (Тер-Гевондян 1977). 84 Азербайджан – области восточного Закавказья, завоеванные арабами в 639–643 гг. при халифе Умаре и входившие в VIII–IX вв. в состав Северного наместничества Халифата. 85 В. Ф. Минорский (Hudud. Р. 391) считает ал-Бабр вполне реальной областью, которая располагалась в горах между Ардабилом и Занджаном и называлась Тароном и Халхалом. Он полагал при этом, что вместо ал-Бабр следует читать ал-Хир, аргументируя аналогичными данными ал-Бируни. Следует отметить, однако, что графически схожее название, с неверно проставленными диакритическими знаками, встречается в географическом разделе трактата ал-Фаргани (см.: 1.1.2). 86 Ат-Тайласан – область на юго-западном побережье Каспия; возможно, это арабская передача этнонима «талыши» (перс, талышан), от которого происходит топоним «Талышские горы» (Hudud.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010