География Грузии/Введ., пер. на рус. яз., примеч.: М. Джанашвили. Тифлис, 1904; он же. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Парсадан Горгиджанидзе. История/Сост.: С. Какабадзе. Тифлис, 1926 (на груз. яз.); То же/Пер.: Р. Кикнадзе и В. Путуридзе, исслед., указ.: Р. Кикнадзе, Тб., 1990; Баладзори. Книга завоевания стран/Пер. на рус. яз.: П. Жузе. Баку, 1927; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасали//КЦ. 1955. Т. 1. С. 139-244; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-134; Леонтий Мровели. Жизнь грузинских царей//КЦ. 1955 Т. 1. С. 1-71; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 13-43; он же. Обращение Грузии св. Ниной//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72-138; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44-75; Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах//КЦ. 1955. Т. 1. С. 372-386; То же//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 221-242; Клавдий Птолемей. Географическое руководство. Сведения о Грузии/Сост., пер. на груз. яз.: Н. Ломоури//Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тб., 1955. Т. 32. С. 39-65 (на греч. и груз. яз.); Страбон. География/Греч. текст, груз. пер.: Т. Каухчишвили. Тб., 1957 (на груз. яз.); То же/Сост.: Г. Стратановский. М., 1964; Йакут. Сведения Йакута о Грузии и Кавказе/Араб. текст, груз. пер.: Э. Сихарулидзе. Тб., 1964 (на араб. и груз. яз.); Дион Кассий. Сведения Диона Кассия о Грузии/Греч. текст, груз. пер.: Н. Ломоури. Тб., 1966. С. 60 (на греч. и груз. яз.); Книга посланий/Сост., арм. текст, груз. пер.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на арм. и груз. яз.); Мовсес Хоренаци. История Армении/Пер.: А. Абдаладзе. Тб., 1984 (на груз. яз.); Al-Tabari. The History of al-Tabari. Albany, 1994. Vol. 14: The Conquest of Iran/Transl., annot. G. Rex Smith; Vol. 25: The End of Expansion/Transl., annot. Khalid Yahya Blankinship; Обращение Грузии/Пер. на рус. яз.: Е. Такаишвили; сост.: М. Чхартишвили. Тб., 1989; Парижская хроника/Пер., коммент.: Г. Аласаниа. Тб., 1991; The Geography of Ananias of Sirak: The Long and Short Recensions/Introd., transl.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

складывались параллельно с формированием мусульм. обрядности, в которой важнейшее значение приобрели еженедельная совместная молитва верующих и проповедь главы общины в «день собрания» - пятницу. Здание для коллективной молитвы получило название соборной (джами), или пятничной (джума), М. В первые века ислама соборная М. исполняла также функции духовной школы, богословского центра, приюта паломников или суфиев, места погребения основателя (М.-университет Эль-Карауин в Фесе, сер. IX в.; Эль-Азхар в Каире, 972). Главная (или единственная) джами (джума) города получала статус Большой М. Основные принципы мусульм. соборного здания определились в Медине, в процессе организации в 622 г. и позднее места коллективных молений при Доме Мухаммада (позднее М. Пророка), планировка которого, по мнению англ. ученого К. А. К. Крезуэлла, повторяла схему доислам. жилища вождя племени. По сообщению Ибн Сада, биографа Мухаммада, М. служил примыкавший к дому с запада просторный двор, окруженный 7-метровой сырцовой стеной на каменном фундаменте, с 3 входами; на северной (в направлении к Иерусалиму), а затем и на южной, обращенной к Мекке стороне были созданы зоны тени - навесы из скрепленных глиной пальмовых листьев, положенных на стволы пальм. Композиция М. Пророка, сложившаяся к сер. VII в., стала базовой в развитии соборной М. колонного, или араб., типа. По ее образцу устраивались походные М. арабских отрядов: начертанный на земле квадрат с копьем, воткнутым на стороне киблы. В новых городах Ирака (Басра, Куфа) и Египта (Фустат), обычно выраставших из араб. военного лагеря, молитвенные обряды изначально совершались на площадке, ограниченной размеченными на земле контурами. Стационарные постройки впервые появились в 60-х гг. VII в. (Большие М. Басры и Куфы) и представляли собой ранние варианты колонной М.: квадратный или прямоугольный двор, обстроенный по периметру галереями с плоскими балочными перекрытиями на столбах или колоннах; на обращенной к Мекке стороне опоры, поставленные в неск. рядов, создавали зону тени - молитвенный зал. Благодаря широкой расстановке опор пространство зала свободно просматривалось со всех сторон и молящиеся отовсюду видели имама, ведущего молитву. В завоеванных арабами городах Палестины, Сирии, Андалусии первые М. устраивались в любых существующих зданиях (напр., в Халебе в помещении городских ворот) или на площадях, позднее перестраивались из церквей или возводились заново с частичным использованием древних построек. В формировании М. колонного типа важнейшая роль принадлежит М. Омейядов в Дамаске, М. Аль-Акса в Иерусалиме и М. Пророка в Медине (707-709), в которой впервые появились такие отличительные элементы соборной М., как михраб, минбар, купол и минарет.

http://pravenc.ru/text/2563142.html

Нисколько не виню в том земство. Но уж „обстоятельства» таковы, – таковы „направления» нынешние чтоб земской школе дети не только не видят ничего, их воспитывающего, не видят, ни уважения к религии, ни искренности в отношении к церкви... а они видят большей частью только лицемерие. И это школьное лицемерие может совершенно развратить народ, может из детей сделать совершенных безбожников. Особенно уродливо поставлено в настоящее время изучение молитв. Ученики знают молитвы – утренние, вечерние, пред обедом и после обеда. Знают и – никогда не читают! В земских же школах не читают молитв почти, так сказать, по принципу; мне некоторые учителя отвечали, что ученики не молятся потому, что „дома некогда», а в училище „молитва много времени отнимает». – Таким образом они воспитываются в атмосфере пренебрежения к молитве и к Церкви; в существе же дела – это атмосфера отпадения от Церкви. Вот каково воспитание будущего народного поколения. Что нашему отечеству готовит это воспитание? – Об этой тяжёлой будущности мы и не говорим; мы отмечаем только, что дети ныне находятся в полном недоумении, зачем их учат молитвам, если сами учители не молятся; зачем нужно знать молитвы, если не нужно молиться. – И эта бессмысленность обучения и это лицемерие, разумеется, детям не полезны и для них вовсе не назидательны. Е. А. 41 Бей, бий – тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bk – вождь; (тут) судьи, руководствующиеся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений). – прим. эл. ред. 42 Кади (араб. ‎ – судья‎), кази, казый – мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата. – прим. эл. ред. 43 Мавераннахр (араб. ‎), также известен под названиями Фараруд (перс. ‎‎) или Вараруд (перс. ‎), а также Трансоксиана или Трансоксания (лат. Transoxiana/Transoxania) – древний историко-географический регион с богатой историей в Центральной (Средней) Азии. После завоевания Средней Азии Александром Македонским, регион также стал именоваться «Трансоксианой» или « Трансоксанией » (лат. Transoxiana/Transoxania) по названию реки Окс (ныне Амударья). Во многих древнегреческих и латинских (романских) источниках встречаются именно эти два вышеперечисленных вариантов названия региона между реками Окс и Яксарт… В настоящее время, большую и центральную часть историко-географического региона Мавераннахр занимает Узбекистан. Также, в Мавераннахр входят южные части Кызылординской и Туркестанской областей Казахстана, а также западная (Хатлонская область и РРП) и северная (Согдийская область) части Таджикистана. – прим. эл. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Языческая культура Д. долго сосуществовала рядом с христианской; христиане составили большинство населения едва ли раньше сер. IV в., а в сельской округе - еще позже. Тем не менее епископ Д. следовал в иерархии Антиохийской Православной Церкви непосредственно после патриарха. В эпоху христологических споров и церковных расколов V-VI вв. сильные позиции в Д. имело монофизитство. Еп. Маммиан, сторонник Севира Антиохийского, в 518 г. был низложен и сослан за приверженность монофизитству в числе мн. сир. иерархов. В гражданской адм. системе империи Д. был столицей пров. Финикия Ливанская. После 495 г. с юго-вост. стороны от храмовой ограды был возведен дворец губернатора. В визант. эпоху начала меняться городская планировка. Исчезло централизованное регулирование застройки, характерное для рим. времени с его приверженностью к прямым линиям и далеким перспективам. Ввиду замены колесного транспорта вьючными животными отпала потребность в широких улицах. Прямоугольная сеть прямых рим. улиц стала постепенно хаотично застраиваться. В VI в. безопасность Д. напрямую зависела от вассального араб. гос-ва Гассанидов, прикрывавшего Юж. Сирию от набегов враждебных племен пустыни. Владения Гассанидов охватывали Д. полукольцом с востока и юга. В 80-х гг. VI в. произошел конфликт между визант. властями и гассанидской верхушкой, союзные отношения были прерваны. Д. снова превратился в пограничный город на краю неконтролируемой пустыни. В 613 г. Д. был захвачен персами Хосрова II, к-рые не нанесли особых разрушений городу. Персид. гарнизон стоял в Д. до 628 г., на следующий год город вернулся под визант. управление. Д. в средние века. Арабское завоевание Эпидемии, византийско-персид. войны и конфликт между Православием и монофизитством ослабили Византийскую империю, и она не смогла оказать серьезного сопротивления араб. вторжению на Ближ. Восток в 30-х гг. VII в. Войско полководца Халида ибн аль-Валида осадило Д. в марте 635 г. Население города, тяготившееся властью Византии и не рассчитывавшее на помощь извне, в сент.

http://pravenc.ru/text/168694.html

На белоглиняных сосудах синими, красно-коричневыми и зелеными красителями исполняли фигуры животных и птиц; на мн. чашах есть монограммы владельцев; дополнявшие изображения или заключенные в медальоны, они сами являются элементом декора. Производство посуды засвидетельствовано в различных регионах Балканского п-ова: Аттике, Македонии, Мёзии и Фракии. Малоазийские города Никея и Никомидия сохранили свое значение развитых керамических центров. В Коринфе, Фивах и Спарте были распространены большие красноглиняные блюда с гравированными изображениями рыб, агнцев и виноградных лоз под кроющей желтой поливой. Обращение к ранневизант. сюжетам (агнец, рыба) - одна из характерных черт культуры палеологовского ренессанса. Эта группа керамики обладает 2 отличительными признаками: изображения на ней оказываются в русле новых исканий визант. искусства, что само по себе указывает на метрополию, а характер стилизации виноградных лоз обнаруживает влияние араб. скоростного письма «насх». Из исконных визант. областей такими чертами отличались прежде всего памятники Греции с их ярко выраженной ориентацией на мусульм. Восток. Источником этого влияния было, с одной стороны, завоевание византийцами в 960-961 гг. о-ва Крит и последовавшее за ним переселение мусульман в Аттику, с др.- выгодное положение греч. торговых центров, получавших предметы араб. импорта. В Фессалонике, Олинфе, Пелле и юго-зап. Болгарии были найдены при раскопках красноглиняные сосуды с изображениями, выполненными в технике сграффито, на к-рых представлены арх. Михаил, вмч. Димитрий, как, напр., на чаше из Византийского музея в Фессалонике. Хотя композиционно сцены на таких сосудах близки кипрской керамике того же времени, характер рисунка и иконография повторяют изображения на визант. монетах, чеканившихся при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) в Фессалонике. Ювелирное искусство этого периода представлено единичными памятниками: золотые перстни с надписями и монограммами Палеологов, украшенные филигранью и зернью серьги и браслеты.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Егип. христиане, принявшие монофелитское исповедание в период гонений Кира, массово переходили в монофизитство; возвращались бежавшие от преследований Кира в Киренаику. Коптам достались почти все мелькитские церкви и мон-ри. Мелькитская община резко сократилась в числе и потеряла влияние в Египте. К. Ц. постепенно вобрала в себя ряд мелких «диссидентских» группировок монофизитов - гайанитов , варсонофитов , фантазиастов и др. Преемники Вениамина продолжали его политику интеграции мелькитов в К. Ц. и укрепления иерархии. Перешли в монофизитство общины Киренаики и Ликополя. Патриарх Симон (692-700) стремился рукоположить епископа в каждое относительно крупное селение. Тем не менее в Египте сохранялись и другие исповедания. Так, в 695 г. наместник Египта собрал в Фустате 64 епископа от всех христианских деноминаций страны - коптов-монофизитов, гайанитов, варсонофитов и мелькитов - по поводу появившейся в Египте ереси, приверженцы которой отрицали брак. Сохранились сведения о дальнейшем противоборстве К. Ц. с варсонофитами: в 1-й трети VIII в. еретические общины ряда городов центральной Дельты, в частности Баны (Кинополь), были вынуждены воссоединиться с коптским Патриархатом под угрозой мусульманских властей удвоить налогообложение. В нач. IX в. патриарх Марк II крестил последних лидеров варсонофитов, примеру которых последовали их сторонники. Египет оказался одной из немногих провинций халифата, где завоевание не сопровождалось антиараб. восстаниями. Это объясняется тем, что местное население почти не ощущало мусульм. присутствия. Арабы жили отдельно от коптов. Численность арабского войска, размещенного в Фустате, не превышала 40 тыс. чел. Позже из его состава был выделен 15-тысячный контингент, переселенный в Александрию, однако арабы чувствовали себя там крайне неуютно. Гражданские войны в халифате 656-661 и 683-695 гг. затронули лишь араб. военную элиту Египта, но не христиан. Уровень налогообложения был не выше, чем при византийцах. Араб. власти не были заинтересованы в массовом обращении в ислам податного населения, т.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Чин освящения новой церкви. Разворот из копто-араб. рукописи. XIV в. (Mingana. Chr. arab. Add. 2. Fol. 3v — 4) Копт. литургическая традиция является наследницей александрийского богослужения . Двуязычие, характерное для Египта со времени его завоевания Александром Македонским, сохраняется в К. Ц. и сегодня, наряду с коптским и арабским употребляется греч. язык (прежде всего в диаконских аккламациях литургии). Так было и в древности: в I тыс. греч. и копт. языки в богослужении Египта сосуществовали, а со II тыс. к ним добавился еще и арабский (достаточно поздняя по сравнению со временем перехода на арабский в быту дата проникновения араб. языка в богослужебные книги К. Ц. обусловила то, что он редко встречается в рукописях из В. Египта, среди к-рых мало поздних). Изменения происходили постепенно: в то время как наиболее древние литургические тексты, в т. ч. чины евхаристических литургий и ряд песнопений, были написаны на греческом, с нач. VII в. появляются как их переводы на копт. язык, так и новые тексты (хотя коптский употреблялся и ранее для богослужебных чтений в тех регионах, где часть населения не понимала греческого). Тем не менее греческий продолжали использовать по крайней мере в торжественных богослужениях и в основном в Н. Египте; в В. Египте, напротив, после VIII в. употребление молитв на греческом не засвидетельствовано (за редкими исключениями: Тураев. 1900). В XIII-XIV вв. арабский сначала становится языком рубрик богослужебных книг, затем языком чтений, но и те, прежде чем состоялся переход только на арабский, еще долго звучали и по-коптски (хотя бы неск. начальных стихов отрывка; такая практика сохр. при торжественных службах даже в наст. время), и по-арабски. Священнические молитвы стали переводить на арабский сначала в качестве простого подстрочника для клириков, уже плохо понимавших коптский; в наши дни одни молитвы произносятся по-коптски, другие - по-арабски, а некоторые можно услышать частично на одном, частично на др. языке (ср.: Brakmann. Neue Funde. 2004. P. 583-584; Idem. Fragmenta. 2004. S. 121 sq.; Idem. 2006. P. 134 sq.). Как правило, священники, да и мн. верующие, знают наизусть текст на 2 языках, даже если они не понимают коптский.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Источники называют разные поводы опалы Н., в т. ч. его отказ выдать замуж за шаханшаха свою дочь и месть сына Ади ибн Зайда, имевшего влияние при дворе Хосрова II, за отца, по приказу Н. брошенного в темницу и там убитого. Вызванный в Ктесифон, Н. после неудачной попытки скрыться явился к шахскому двору; он попал в заточение, где, по одной из версий, умер (возможно, был отравлен), по другой - был брошен под ноги слонам и растоптан ими. Власть в Хире получил араб-христианин Ияс ибн Кабиса. После смерти Н. сасанидские власти заявили претензии на его наследство (конские табуны, ценное оружие и амуницию), оставленное племени бакритов, когда Н. решил сдаться шаханшаху. Сасанидское войско, состоявшее из персов и их араб. союзников, преследуя бакритов, прижало их к пустыне и вынудило ок. 604 г. принять бой при Зу-Каре, в котором иран. войско было наголову разбито. Отсутствие лахмидского буфера облегчило мусульманам в 633 г. вторжение в область Хиры, которое явилось прелюдией арабских завоеваний . Ист.: христ.: Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 22; Hist. Nestor. Pt. 2. P. 478–481; Chronica minora. Pars 1/Ed., interpr. I. Guidi. Parisiis; Lipsiae, 1903. Vol. 1. P. 17–20 [текст]; Vol. 2. P. 16–19 [пер.]. (CSCO. Syr. Ser. 3; 4); мусульм.: Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1: Textus arabicus. P. 111–112; 1848. T. 2: Translatio latina. P. 86–88; Jacut’s geographisches Wörterbuch/Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1867. Bd. 2. S. 707–709; Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Ed. M. J. de Goeje. Ser. 1. Lugd. Batav., 1881/1882. T. 2. P. 913–914, 1016–1031; Ibn Wdhih qui dicitur al-Ja‘qub Historiae/Ed. M. Th. Houtsma. Lugd. Batav., 1883. Pars 1. P. 241–244; Ab anfa ad-Dnawar. Kitb al-abr a-iwl/Ed. V. Girgas. Leiden, 1888. P. 113, 115; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hišm ibn Muammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Ab-l-Fara al-Ibahn. Kitb al-aghn. Blq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muammad ibn abb. Kitb Al-muabbar/Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Caskel W. amharat an-nasab: Das genealogische Werk des Hišm ibn Muammad al-Kalb. Leiden, 1966. Bd. 1. Taf. 246; Bd. 2. S. 452; Ab-l-Fara al-Ibahn. Kitb al-aghn. Blq , 1285 [=1868]. Pt. 2. P. 17–43; Muammad ibn abb. Kitb Al-muabbar/Hrsg. I. Lichtenstädter. Hyderabad, 1942. S. 354–355; Ab al-Baq’ Hibatallh al-ill. Kitb al-manqib al-mazyadiyya f abr al-mulk al-asadiyya. ‘Ammn, 1984. P. 266–269.

http://pravenc.ru/text/2577985.html

После того как к кон. 20-х гг. VII в. проповедь Мухаммада начала активно распространяться, нек-рые киндитские племена в числе проч. этнополитических общностей Хадрамаута отправили к нему свои делегации, члены к-рых от имени соплеменников заявили о принятии ислама. При этом они преследовали не религиозные, а военно-политические цели: все более обострявшееся соперничество между обитателями Хадрамаута вынуждало их искать сильного союзника за пределами области. После смерти Мухаммада подавляющее большинство хадрамаутских К. в соответствии с традицией племенного общества сочли свои договорные обязательства перед ним утратившими силу и отказались выплачивать предписываемый исламом налог на благотворительность (садаку, или закят ). С т. зр. мусульм. права такие действия считались вероотступничеством (риддой) и требовали немедленной жестокой кары. Однако ридда хадрамаутских К. носила не религиозный, а социально-экономический характер. Она продолжалась ок. 2 лет (сер. 632 - сер. 634). На 1-м ее этапе подчиненные К. кочевые племена ас-сакун и ас-сакасик, часть оседлого населения Хадрамаута и отдельные киндитские вожди поддержали мусульман, но после ряда неудач их противникам, во главе к-рых в конечном счете оказался аль-Ашас, сын Кайса, удалось переломить ситуацию и почти полностью разгромить промусульм. коалицию в сражении у стен Тарима. Отличительная черта 2-го этапа хадрамаутской ридды заключалась в том, что К. противостояли не только местные племена, но и мусульм. отряды, отправленные халифом Абу Бакром из Медины. Несмотря на подкрепление, коренного перелома в ходе боевых действий мусульмане добились не сразу. Поражению К. в значительной мере способствовали раздоры среди их вождей, расторгнувших союз с аль-Ашасом, к-рый с ближайшими сородичами оказался осажден в крепости Эн-Нуджайр и после неудачной попытки вырваться из окружения предпочел сдаться. Его судьбу решил сам халиф, не только помиловавший мятежника, но и выдавший за него замуж свою сестру. Аль-Ашас не обманул ожиданий Абу Бакра и вместе с подчиненными ему К. активно включился в араб. завоевания. В Хадрамаут они больше не вернулись, влившись в элиту араб. Халифата. Внук аль-Ашаса Абд ар-Рахман, сын Мухаммада (известный как Ибн аль-Ашас), вождь К. Ирака, поднял в кон. 700 г. мятеж против всесильного наместника вост. провинций аль-Хаджжаджа, в сент. 701 г. потерпел поражение, укрылся в Кабулистане, но был выдан и погиб в 702 (или 703) г. по пути к месту казни.

http://pravenc.ru/text/1684646.html

Период патриаршего служения И. был отмечен борьбой соперничавших за иран. трон группировок высшей знати и араб. завоеваниями зап. провинций Сасанидского гос-ва. В 637 г., после поражения персов при Кадисии, вся Месопотамия и столица Селевкия-Ктесифон перешли под власть арабов-мусульман. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., из разграбленной арабами столицы, где население умирало от голода, И. переехал в г. Карка-де-Бет-Селох пров. Бет-Гармай (Гармакан), но впосл. вернулся в Ктесифон. Более поздние источники приписывают И. попытку получения охранной грамоты для христ. общин Ирана от Мухаммада . Но поскольку Мухаммад уже умер (632), грамоту с гарантией безопасности И. якобы получил от его преемника халифа Абу Бакра (632-634), а впосл. она была подтверждена халифом Умаром ибн аль-Хаттабом (634-644). В этой связи только упоминание Умара заслуживает внимания, т. к. именно при нем была завоевана персид. Месопотамия и покоренное население было вынуждено заключать с победителями договоры, определявшие его статус в Арабском халифате. Обычно охранные грамоты выдавались араб. полководцами представителям населения на местах при соблюдении ими условий мирного договора. Такая охранная грамота должна была быть и у И., но обстоятельства ее получения неизвестны. В отношениях с завоевателями иранские христиане предпочитали придерживаться нейтралитета, что официально гарантировало им защиту от внешних врагов, личную неприкосновенность, сохранность имущества и свободу вероисповедания. Длительность Патриаршества И. в разных источниках определяется от 17 до 19 лет; следов., И. скончался между 644 и 646 гг. Он выехал из Селевкии-Ктесифона для урегулирования конфликта между жителями Нисибина и их митр. Исааком, заболел в пути и умер в сел. Карка-де-Геддан (Карх-Джуддан) на р. Дияла. По свидетельству анонимной сир. хроники VII в., патриарха похоронили в усыпальнице «церкви Карка-де-Бет-Гармай» - по-видимому, в соборной церкви г. Карка-де-Бет-Селох, резиденции митрополита. На похоронах присутствовали потомки Йездина , одного из богатейших приближенных Хосрова II и ревностного покровителя иран. христиан.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010