рубежей А. Принятие христианства нек-рыми представителями курайшитского рода Асад ибн Абд аль-Узза в Мекке объясняется их участием в транзитной торговле, тогда как переход в новую веру части кочевавших у северо-вост. окраины Йемена мазхиджитов скорее всего был связан с влиянием сильной христ. общины в Награне . К перечисленным племенам следует добавить неск. киндитских родов, боровшихся с Гассанидами за гегемонию в Сев.-Зап. А. в кон. V - нач. VI в. После прихода ислама нек-рые обитавшие у границ Сирии североарав. племена, такие, как таглиб и танух, сохранили верность христианству, активно участвуя при этом в араб. завоеваниях. Халифы династии Омейядов (2-я пол. VII - 1-я пол. VIII в.), существенная роль в политике к-рых отводилась араб. племенной солидарности, терпимо относились к ним. С приходом же к власти династии Аббасидов ситуация резко изменилась, и вскоре последние остатки североарав. христианства исчезают. Так, танухиды вынуждены были принять ислам из-за репрессий аббасидского халифа аль-Махди (775-785). Тем не менее небольшие племена арав. кочевников, исповедовавших христианство, напр. бедуины-униаты из р-на Мадаба (Иордания), сохранились до наст. времени и в последние десятилетия попали в поле зрения этнографов. Христианство на островах и Аравийском побережье Персидского зал. Появление христианства в бассейне Персидского зал. связано с миссионерской деятельностью христиан Ирана, составивших в сер. V в. ядро несторианской Церкви. В сер. 60-х - нач. 70-х гг. IV в. св. Абд Йашу крестил жителей одного из островов, расположенных у побережья Бахрейна (возможно, нынешнего о-ва Абу-Али), и основал там мон-рь. Примерно тогда же в регионе сложилось 2 митрополии: Бет-Катрайе, включавшая в себя Бахрейн, Дарин, Эль-Катиф, Эль-Хасу и, очевидно, п-ов Катар, и Бет-Мазунийе, охватывавшая территорию совр. Объединенных Арабских Эмиратов и зап. часть Омана, с центром в Сухаре. Где проходила граница между ними, точно определить не удается. К наст. времени в Персидском зал. обнаружен ряд христ.

http://pravenc.ru/text/75810.html

Эль-Карак и Эш-Шаубак в мамлюкское время были центрами Иерусалимской Церкви. Почти все их население было христианским. В 1301 г. эмир Эль-Карака уклонился от исполнения указа султана о ношении христианами отличительной одежды, заявив, что жителям города не от кого отличаться, потому что все они - христиане. В XIII-XV вв. было немало выходцев из Эль-Карака и Эш-Шаубака среди синайских монахов, переписчиков христианских рукописей и врачей, обслуживавших мамлюкскую верхушку. В кон. XV в. султанат мамлюков переживал тяжелый экономический кризис. Араб. племена разоряли города, земледельческие области, грабили караваны хаджа. Под давлением бедуинов христиане в течение XVI в. почти полностью покинули Эш-Шаубак. Оседлое население исчезло из долины Иордана. Власть над Заиорданьем полностью перешла к араб. племенным вождям. В 1516-1517 гг. Ближ. Восток был завоеван османами. Заиорданские территории были объединены в санджаки Аджлун и Карак-Шаубак, входившие в состав Дамасского пашалыка. Во главе этих адм. единиц обычно были вожди племен, доминирующих в регионе. В XVI - нач. XVII в. ведущую роль в Заиорданье играл клан Кансух, опиравшийся на поддержку населения Аджлуна и союз с рядом бедуинских племен. Его представители неоднократно занимали посты санджакбеев Эль-Карака и Аджлуна, возглавляли караваны хаджа из Дамаска, подавляли бедуинские мятежи. Снабжение и охрана хаджа были одной из главных обязанностей османской администрации в Заиорданье. Лидеры различных племенных группировок боролись между собой за доступ к адм. постам и периодически выходили из повиновения османской власти. Тем не менее имп. центр на протяжении XVI в. сохранял контроль над Заиорданьем. Подтверждением этому могут служить проводившиеся там переписи населения и налогооблагаемых имуществ. При всей своей неполноте эти статистические данные позволяют судить о демографических процессах в регионе. Крупнейшими городами Заиорданья были Аджлун (в 1596 г. 350 семейств, из них 23 христианские), Эс-Салт (39 мусульм. и 25 христ. домов) и Эль-Карак (78 мусульм. семейств и 103 христ. семейства). Всего христ. присутствие было зафиксировано в 22 селениях. Переписи отражают продолжавшуюся миграцию христиан и др. оседлого населения из районов, прилегающих к пустыне, в более безопасные местности на побережье.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОН [Хермон; евр.  ,   греч. Αερμν; араб. Эш-Шейх - [гора] старца], горный массив и самая высокая гора Палестины (высота 2743 м и длина ок. 32 км с севера на юг). Е. отождествляется с обособленной юж. оконечностью хребта Антиливан . Др. вариант араб. названия Е.- Эт-Тальдж - [гора] льда. Название Е. происходит от семит. корня   - посвящать, т. е. ассоциируется со священным местом культового поклонения. В древности Е. также именовался Сион (Втор 4. 48), сидонянам был известен как Сирион (Пс 28. 6), аморреям - как Сенир (Втор 3. 8-9; Иез 27. 5). Возможно, последнее название обозначало не только высочайшую вершину, но и часть Ермонского массива. 3 вершины Е. соединены общим плато (см.: Пс 41. 7, где в евр. тексте появляется имя Е. во мн. ч.-  ). Гора состоит из известняковых пород, с отдельными базальтовыми вкраплениями. Вершина Е. круглый год покрыта снегом, предгорья заняты пастбищами, у подножия горы расположены фруктовые сады и виноградники. В библейской поэзии образно говорится о ликовании Е. пред лицом Господа (Пс 88. 13), также упоминается в метафорическом смысле роса Е., являющаяся символом Божественной благодати (Пс 132. 3). В древности в окрестностях Е. водилось множество диких зверей, в т. ч. львов и барсов (Песн 4. 8). До нач. ХХ в. европ. путешественники встречали на Е. леопардов и медведей. В 1-й Книге Еноха гора Е. является местом, где падшие ангелы приносят клятвы, чтобы взять в жены «дочерей человеческих» (1 Енох 6. 6). Евсевий Кесарийский, называя Е. горой аморреев, расположенной напротив Панеады (Кесарии Филипповой) и Ливана, отмечает, «что и поныне гора... почитается как священная язычниками» ( Euseb. Onomast. 30). Е.- сев. предел земли обетованной (Нав 12. 1; 13. 2, 5, 8, 11). Др. встречающееся в ВЗ название этой местности - Ваал-Ермон (Суд 3. 3; 1 Пар 5. 23), вероятно, обозначает имя местного божества и служит для определения региона, заселенного сидонянами и евеями. До завоевания земли обетованной Е. был местом обитания ханаанских племен евеев под властью Ога, царя Васанского (Нав 12. 4, 5), и Сигона, царя Аморрейского (Нав 13. 10, 11). В одном из сражений у подножия Е. евеи были разбиты войском Иисуса Навина (Нав 11. 1-3, 8, 16, 17), однако полностью край так и не подчинился израильтянам до эпохи царя Давида.

http://pravenc.ru/text/190213.html

За 10 лет территория халифата увеличилась вдвое, а по населению - вчетверо; араб. гос-во вобрало в себя множество народов и культур, стоявших на более высоком, чем арабы, уровне развития. Территория халифата была разделена на наместничества во главе с эмирами, обладавшими всей полнотой военной и гражданской власти. Арабы охотно использовали отлаженные механизмы и управленческий персонал визант. и сасанидской адм. систем; делопроизводство в халифате до нач. VIII в. велось на местных языках. Завоеванные земли причислили к коллективной собственности мусульм. общины и обложили налогом (харадж). Иноверные подданные (см. Зиммии ) должны были платить подушную подать (см. Джизья ). Ставка налогообложения была ниже, чем в Византии и у Сасанидов. В раннем халифате сохранялась веротерпимость, христиане пользовались внутренней автономией, свободой отправления культа. Арабы одинаково относились ко всем христ. исповеданиям, поэтому гонимые в Византии монофизиты явно предпочитали мусульм. владычество визант. В нояб. 644 г. халиф Умар был убит рабом-персом. Группа ближайших сподвижников Мухаммада избрала новым халифом Усмана ибн Аффана (644-656). В его правление произошел последний всплеск масштабных араб. завоеваний. В Африке мусульмане совершили поход на Карфаген (648), вторглись в Нубию (651/52). Сир. наместник Муавия ибн Абу Суфьян доходил со своей армией до центральных областей М. Азии. В портах Сирии и Египта арабы строили военные корабли, совершали набеги на острова Вост. Средиземноморья и ок. 655 г. уничтожили визант. флот в морском сражении у побережья Ликии. В 1-й пол. 50-х гг. VII в. мусульмане покорили значительную часть Армении и Грузии, вторглись в Арран (Кавказскую Албанию), однако их попытка продвижения через Дербент в земли Хазарского каганата была отбита. Но в халифате назревал социальный кризис, накапливались противоречия между находившимся в Медине халифом и могущественными наместниками, между обогатившейся мусульм. аристократией и массой рядовых воинов, между арабами и новообращенными мусульманами неараб. происхождения. Власть халифа, за отсутствием развитого аппарата управления, держалась на личном авторитете, однако Усман, опиравшийся в управлении гос-вом на узкий круг своих родственников, многие из к-рых когда-то были противниками Мухаммада, оттолкнул от себя представителей верхушки мусульм. общины. Главными очагами брожения были новооснованные военные поселения арабов - Куфа и Басра в Ираке, Фустат в Египте, где в основном проживала мединская элита. Летом 656 г. группы недовольных из этих городов прибыли в Медину и предъявили халифу свои требования об искоренении накопившихся злоупотреблений. Конфликт перерос в вооруженное противостояние, в ходе к-рого мятежники взяли штурмом дом Усмана, а сам он был убит.

http://pravenc.ru/text/75804.html

Разрозненные ромейские контингенты, предназначенные для выполнения скорее полицейских, чем военных функций, не были подготовлены и не имели достаточно вооружения, чтобы противостоять арабам в открытом поле. Арабы неизменно одерживали победы над византийцами в полевых сражениях, но не смогли взять штурмом ни один город. Города сдавались добровольно, будучи отрезанными от поступления продовольствия из сельской округи. После ряда сражений и взятия арабами неск. крепостей на вост. кромке Дельты патриарх Кир вступил в переговоры с Амром, предлагая ему покинуть Египет за выкуп. Имп. Ираклий, узнав об этом, обвинил Кира в измене и отправил его в ссылку. Здесь отразились тенденция политики Ираклия заменять местных администраторов, склонных к самостоятельным соглашениям с арабами, бескомпромиссными военными лидерами, а также противоречия между патриархом Киром, контролировавшим огромные земельные и финансовые ресурсы Александрийской Церкви, и к-польской бюрократией, подозревавшей его в сепаратизме. Амр возобновил военные действия и вторгся в Дельту. Араб. завоевание Египта в значительной степени свелось к борьбе за контроль над Бабальюном (Вавилоном Египетским), крепостью, находившейся в городской черте совр. Каира. Это была исключительно выгодная географическая точка на стыке Дельты и В. Египта, между холмистой грядой Эль-Мукаттам, почти вплотную подступающей к реке с востока, и плато Гиза на зап. берегу. Путь из Сиро-Палестинского региона на запад огибал Дельту, изрезанную каналами и затапливаемую осенними разливами, и пересекал Нил именно в этом месте, контроль над к-рым позволял доминировать в В. и Н. Египте. Овладев в июне 640 г. Гелиополем, арабы нанесли поражение визант. армии на подступах к Бабальюну, после чего осадили крепость. Не имея осадной техники и не обладая навыками штурма укреплений, араб. войско простояло под стенами города с сент. 640 до апр. 641 г. Сдача Бабальюна была предопределена моральными, а не военными факторами: у осажденных кончились припасы, началась эпидемия, а помощи извне ждать не приходилось. Гарнизон заручился правом беспрепятственного отступления. С падением Бабальюна В. Египет, отрезанный от империи, стал легкой добычей завоевателей. Военные действия переместились в район Александрии (июнь 641), огромного города со 150-тысячным населением. Силами арабов штурм был невозможен, и из-за разлива Нила они отошли назад в Бабальюн.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В округе Л. оставалось многочисленное мусульм. население, которое в 993 г. подняло восстание. Визант. дука Антиохии Михаил Вурца подавил его и переселил пленных мятежников вглубь византийских земель. Свидетельства сер. XI в. подтверждают мусульм. присутствие в Л. и напряженные отношения между приверженцами 2 религий. Мусульмане имели своего кади и мечеть, но призывы к мусульм. молитве христиане старались заглушать ударами в била. Христ. население Л. в визант. период оставалось арабоязычным. Характерно, что егип. христиане, бежавшие в Византию в 1014 г. от гонений халифа аль-Хакима, селились преимущественно в районах Антиохии и Л., в комфортной для них араб. языковой среде. В ходе завоевания тюрками-сельджуками Анатолии визант. владения в Сев. Сирии также были захвачены мусульманами. Видимо, вскоре после падения визант. власти в Антиохии в кон. 1084 г. Л. оказалась сначала под властью араб. эмиров Шейзара из клана Бану Мункыз, затем под управлением Сельджукидов. Во время 1-го крестового похода, в период, когда византийцы и крестоносцы действовали как союзники, Л. в авг. 1097 г. была разграблена при атаке визант. флота, затем была занята войском одного из вождей крестоносцев, Раймунда де Сен-Жиля, и снова была захвачена византийцами в 1101 г. Правитель Антиохии Танкред после долгой осады овладел Л. в 1103 г. Борьба франков и византийцев за Л. продолжалась с переменным успехом до 1108 г., когда город был окончательно включен в состав Антиохийского княжества крестоносцев. Союзники Антиохии генуэзцы и пизанцы получили право образовать в Л. свои автономные торговые кварталы. В 1136 и 1164 гг. Л. подвергалась нападениям сир. мусульманских владетелей. В 1188 г. войско Салах-ад-Дина взяло город после тяжелой осады и разграбило его. В Л. был оставлен сильный гарнизон, к-рый отразил атаки крестоносцев в 1191, 1197 и 1204-1205 гг. Портовые сооружения города были разрушены мусульманами для предотвращения высадки франков с кораблей. В 1223 г. войско Айюбидов, опасаясь, что не сможет сдержать натиск крестоносцев 5-го крестового похода, уничтожило все укрепления Л., чтобы не позволить противнику закрепиться в городе.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

В VIII в. в Дербенте (персид. Дарбанд, араб. Баб-эль-Абваб) существовала сеть пограничных рибатов, в к-рых мусульм. переселенцы жили семьями. Рибаты усилили оборонительные возможности Дербентской крепости и 40-километровой Горной стены, возведенных еще при сасанидских правителях Ирана для охраны северных границ от набегов кочевников. Рибаты в пограничных районах играли роль очагов И. в немусульманском окружении. Они являлись наблюдательными пунктами и пограничными заставами, их жители нередко становились активными проповедниками И. В сер. VIII в. переселенцы из различных областей халифата возвели в Баб-эль-Абвабе первые мечети. Согласно Дарбанд-нама, в 733 г. Маслама построил в 7 кварталах города по мечети; названия мечетей происходят от названий племен, проживавших в каждом из них,- Хазарская, Палестинская, Дамасская, Химская, Кайсарская, Джазирская и Мосульская. К тому же времени относится появление в городе богато орнаментированной соборной (пятничной) мечети - Масджид-аль-Баб (ныне Джума-мечеть), к-рая стала местом сбора всех мусульман. В течение VIII-IX вв. христ. храмы на территории Дагестана активно перестраивались либо разрушались, на их месте возводились мечети. Такая практика сохранялась и в последующие столетия во всех завоеванных областях, там, где появлялись компактные группы мусульман. В связи с относительной стабилизацией внутреннего положения халифата после прихода к власти Аббасидов постепенно начинают меняться общественно-политические условия на периферии араб. гос-ва. Впосл. это обстоятельство отразилось и на пограничных рибатах: из центров обороны и распространения И. они превратились в суфийские центры. Процесс трансформации пограничных рибатов, происходивший динамично в течение продолжительного времени, обусловил изменения в характере распространения И. Как показывает изучение рукописи «Райхан аль-хака " ик ва-бустан ад-дака " ик» Абу Бакра ад-Дарбанди (рубеж XI и XII вв.), распространение И. в регионе шло в русле суфизма. Именно суфии нашли понятную широким массам форму новой религии, способной впитывать местные культы.

http://pravenc.ru/text/674977.html

были вывезены из Комплута вскоре после араб. вторжения и хранились в горной местности в Арагоне. Перенесение мощей мучеников описано в легенде о св. Урбиции, зафиксированной в источниках XVI в. Согласно источникам XIII-XVI вв. из еп-ства Уэска, св. Урбиций был отшельником, к-рый подвизался в горной долине Носито (совр. пров. Уэска), где с X в. существовал мон-рь на месте его подвигов. С того же времени известно о почитании Урбиция в мон-ре Санта-Мария-де-Серратеш (Каталония), где святого считали местным мучеником. Несмотря на отсутствие точных сведений об Урбиции, его почитание было связано с культом И. и П. Так, в Мартирологе (XII в.) и в лекционарии-коллектарии мон-ря Серратеш (нач. XIII в.) поминовение святого указано под 6 авг., в день памяти И. и П. ( Alt é s i Aguil ó F. X. El leccionari i col·lectari santoral de Santa Maria de Serrateix (Solsona, Arxiu Diocesà)//Miscel·lania Litúrgica Catalana. Barcelona, 2001. T. 10. P. 223-226). Об участии св. Урбиция в перенесении мощей И. и П. в Арагон впервые упоминается в акте о подлинности реликвий, подписанном 4 янв. 1569 г. еп. Уэски Педро Агустином. Согласно этому документу, св. Урбиций был захвачен в плен арабами и провел мн. лет в Галисии. Получив свободу, он посетил гробницу И. и П., забрал мощи мучеников и перенес их в долину Носито. Мощи хранились в церкви, построенной на месте подвигов Урбиция, до 1499 г., когда они были похищены, затем возвращены и переданы в ц. Сан-Педро-эль-Вьехо в г. Уэска ( Dur á n Gudiol. 1989). Сведений о гробнице И. и П. в Комплуте после араб. завоевания (711) нет. В IX-X вв. близ Комплута было построено укрепление Калъат-Абд-эль-Салам (Алькала-ла-Вьеха), вокруг к-рого постепенно сосредоточилось население города. В 1053 г. крепость была захвачена кор. Кастилии Фернандо I, но в следующем году мусульмане отвоевали ее и выселили живших там мосарабов в Гвадалахару. В 1118 г. Алькала была вновь завоевана кастильцами под рук. Толедского архиеп. Бернарда из Саагуна. В 1129 г. по просьбе архиеп.

http://pravenc.ru/text/1237915.html

Маврикий использовал армян для военной колонизации Фракии. Позднее, в сер. VIII в., в европ. провинциях Византии расселял армян-павликиан имп. Константин V . Господство мусульман. Арм. гос-ва в эпоху Багратидов (сер. VII-XI в.) В 640 г. в А. вошли новые завоеватели - арабы. В эпоху их господства хозяйство страны пришло в упадок, население сгоняли с земель, угоняли в рабство. Было запрещено церковное строительство, известны случаи насильственного обращения в ислам, поругания христ. святынь. Наиболее тяжким последствием араб. завоевания явилось изменение в этническом составе населения страны. На протяжении веков Армянское нагорье было занято почти исключительно армянами (этнически пестрым было лишь население крупных городов). Теперь же араб. племена занимали города и целые области, приспосабливаясь к местным условиям. Переход армян в визант. земли, считавшийся изменой и строго каравшийся, тем не менее происходил постоянно. Мн. нахарарские фамилии находили благосклонный прием в христ. Византии, где высоко ценились их выучка и боевой дух. 12 тыс. армян во главе с Шапухом Аматуни обосновались в Понте. Одна из вост. визант. фем получила название Армениак. Весьма значительным был арм. элемент и в малоазиат. фемах Колония, Халдия, Севастия. Крупные вооруженные столкновения армян с арабами происходили в 703, 747-750 и 774-775 гг. Наиболее широкий размах антиараб. движение приобрело в сер. IX в. Воспользовавшись ослаблением Арабского халифата, Византия возобновила раздачу титулов знатным армянам, как это практиковалось в кон. VI-VII в., и рассчитывала вернуть армян в лоно имперской правосл. Церкви. В 885/86 г. князь князей Ашот I из династии Багратидов (Багратуни) был признан халифом царем А. Столица царства Багратидов, просуществовавшего до 1045 г., находилась в Еразгаворсе (Ширакаван), затем в Карсе и Ани . Багратиды не смогли управлять всей территорией А. с многочисленными местными знатными родами, и вскоре из их гос-ва выделились Васпураканское царство (908-1021) со столицей в Ване, где правила династия Арцруни; Карсское (Ванандское) царство (963-1064) со столицей в Карсе, где правили представители боковой линии Багратуни; Лорийское (Ташир-Дзорагетское) царство (979 - после 1256), где также правили Багратуни, со столицами в Самшвилде и Лори; Сюникское царство (970-1091) со столицей в Сисиане и затем Капане; Парисосское царство (Х в.) со столицей в Парисосе, на территории совр.

http://pravenc.ru/text/76104.html

2. 1; Тосефта Хагига. 2. 1-7). Тем не менее в среде раввинов появилось неск. мистических текстов и сочинения в жанре апокалиптики. Исследователи спорят о времени создания этих текстов: одни считают, что они составлены в V-VI вв., другие относят их уже к периоду ислам. завоевания (см. ст. Еноха третья книга ). Часть текстов так или иначе связана с именем рабби Ишмаэля бен Элишы (реже - с именем рабби Акивы). Среди самых загадочных по происхождению текстов - приписываемая праотцу Аврааму «Сефер Йецира» (Книга созидания), ставшая впосл. одним из основополагающих текстов каббалы (крит. изд.: Hayman A. P. Sefer Yesira. Tüb., 2004; рус. пер.: Книга Авраама, называемая Книгой Созидания/Пер.: И. Р. Тантлевский. СПб., 2007). Помимо традиционных для апокалиптики тем в этих сочинениях упоминаются и некоторые магические практики (способы обретения силы и т. п.). Интерес раввинов этого периода к магии подтверждается находками большого количества амулетов, магических чаш, а также сборниками магических текстов («Хавдала де-рабби Акива», «Сефер ха-Разим», «Харба де-Моше» и др.; см. подробнее: The Literature of the Sages. 2006). Вавилония и Палестина под властью мусульман Известно, что крупные иудейские общины издавна, по крайней мере со времен рим. завоевания Палестины, существовали в тех местах, где возник ислам. Ранние араб. источники отмечают отличительные черты религии иудеев - соблюдение субботы и пищевые запреты, а также упоминают Тору и Псалтирь. Хотя раввинистические сочинения нигде не упоминаются, иудейские мидраши несомненно были известны арабам, поскольку их влияние прослеживается в Коране (Сура 5. 64; 9. 30). Возможно, в Суре 5. 32 цитируется Мишна Санхедрин. 4. 5. Иудейские общины Аравии могли быть и не вполне ортодоксальными, относиться, напр., к какому-либо мессианскому течению. Хотя Мухаммад рассматривал иудеев как «людей Писания» (Сура 9. 29), имеющих право на сосуществование с мусульм. общиной, он очень быстро стал считать их одними из главных врагов (Сура 5. 49, 82). Между 624 и 627 гг. иудеи были вынуждены бежать из Медины и частично были уничтожены. Оставшиеся в оазисах на севере Хиджаза и в Йемене общины вынуждены были платить дань. Во время ислам. завоевания ближневост. территорий иудеи, жившие в пределах Византийской империи, первоначально восприняли мусульман как освободителей (в Эмесе, Хевроне, Кесарии Палестинской имели место случаи открытой поддержки завоевателей евреями), что нашло отражение в иудейской лит-ре того времени («Книга Илии», «Тайны рабби Шимона бар Йохая» и др.). Когда арабы захватили Персию, между 656 и 661 гг. Ицхак Гаон, глава академии Пумбедиты, со множеством иудеев приветствовал халифа Али. Как «народ Писания» они получили статус зимми (покровительствуемых). Иудеям запрещалось публично совершать обряды, строить новые синагоги, громко молиться, носить оружие, занимать гос. посты и т. д.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010