В визант. эпоху Б. входил в состав Антиохийской Православной Церкви , по данным кон. VI в., был автокефальной митрополией, подчинявшейся непосредственно Патриарху, но не имевшей подчиненных епископов. В 551-555 гг. город был разрушен серией землетрясений и цунами, впосл. восстановлен имп. Юстинианом I, но уже не достиг прежнего блеска. В 635 г. Б., не имевший укреплений, был взят араб. армией Абу Убайды. В составе мусульм. халифата город пережил новый расцвет. Халиф Муавия (661-681) заселил побережье выходцами из Ирана, создал верфи, строившие корабли для первых араб. морских экспедиций. Б. стал играть роль морских ворот Дамаска и всей внутренней Сирии, снова превратился в центр оживленной торговли и интеллектуального творчества, тут работал ряд известных араб. ученых, в т. ч. крупный богослов и правовед аль-Авзаи (707-774). В 975 г. Б. был на короткое время захвачен войсками визант. имп. Иоанна I Цимисхия , однако византийцы не смогли удержать его, и городом вскоре овладели правители Египта Фатимиды . В 1099 г. крестоносцы, направлявшиеся в Св. землю, прошли мимо Б. Однако новообразованное Иерусалимское королевство крестоносцев нуждалось в широком выходе к морю для постоянной связи с Европой. Кор. Балдуин I при поддержке пизанского и генуэзского флотов предпринял завоевание ливан. побережья. В мае 1110 г., после 11 недель осады, им был захвачен и Б., ставший самым сев. владением королевства. В городе было учреждено лат. еп-ство, подчинявшееся Иерусалимскому лат. патриарху, госпитальеры построили ц. св. Иоанна Крестителя, ныне это крупнейшая мечеть Джами аль-Умари. В 80-х гг. XII в. Б. подвергался нападениям Салах ад-Дина, стремившегося пробить брешь между государствами крестоносцев. В 1187 г. город был взят мусульманами, в 1197 г. отбит обратно иерусалимским кор. Аймериком Лузиньяном и оставался в руках крестоносцев до кон. XIII в. 21 июля 1291 г., уже после падения Акры, Б. сдался егип. мамлюкам. В мамлюкском султанате Б. был важным адм. центром пров. Дамаск. Ценность Б. определялась, среди проч., и запасами железных руд и строевого леса в прилежащих районах. С кон. XIII до кон. XV в. городом управляли эмиры династии Бухтуридов из араб. племени Танух. Ливан. города в XIV в. находились в упадке - страна была опустошена мамлюками, побережью угрожали генуэзцы и каталонцы. В XV в. масштабы торговых операций с Кипром и итал. городами неск. увеличились, население выросло до 10 тыс. чел. Через Б. шли паломники в Иерусалим, в городе существовали венецианская колония и консульство.

http://pravenc.ru/text/77828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН († после 1579), патриарх Иерусалимский (1534-1579). Грек, уроженец Пелопоннеса. Пришел в Палестину в 20-х гг. XVI в., был игуменом лавры св. Саввы. Патриаршество Г. было временем кардинальных перемен в жизни Иерусалимской Церкви. После османского завоевания Сирии и Египта (1516-1517) 4 правосл. Патриархата впервые за 900 лет оказались в составе одного гос-ва. Укрепились контакты между Поместными Церквами. При поддержке османских властей на Ближ. Востоке резко усилилось греч. влияние. С избранием Г. греч. клиру удалось поставить под свой контроль Иерусалимский Патриархат, долгое время управлявшийся патриархами-арабами. Позднейшая святогробская традиция объясняла избрание Г. тем, что он в совершенстве владел араб. языком и его считали арабом. Эта версия маловероятна; скорее всего Г. был избран на Патриаршество в обстановке междоусобной борьбы араб. кланов как нейтральный кандидат. За свое долгое правление Г. пережил всех араб. архиереев Палестины и заменил их греками. В условиях упадка Иерусалимской Церкви к кон. XVI в. там оставались только 2 архиерейские кафедры - Вифлеем и Газа, т. о. было закреплено греч. доминирование в Иерусалимском Патриархате, продолжающееся до наст. времени. После включения Ближ. Востока в состав Османской империи активизировалось христ. паломничество к св. местам Палестины. Располагая доходами от паломничества и финансовой поддержкой балканских христиан, Г. во 2-й пол. 30-х гг. XVI в. предпринял крупные ремонтные работы в иерусалимском храме Воскресения, к-рый обветшал до угрожающего состояния. Однако это строительство не было санкционировано мусульм. администрацией. Иерусалимский санджак-бей повелел заковать в цепи патриарха, хотел разрушить новопостроенные участки церкви и, лишь получив огромные подношения, отказался от своего намерения. Сильный урон храмам Палестины нанесло землетрясение 1545 г., когда упали колокольни в Вифлееме и у храма Воскресения была повреждена кувуклия Св. Гроба.

http://pravenc.ru/text/164737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАХРЕЙН [Государство Бахрейн; англ. The State of Bahrain], гос-во, расположенное в Юго-Зап. Азии, на одноименном архипелаге Персидского зал. В состав архипелага входят 33 различных по величине острова (Бахрейн, Хавар, Умм-Наасан, Мухаррак, Ситра, Джида и др.). Территория: 622 кв. км (или 695 - данные источников значительно расходятся). Столица: Манама (137 тыс.). Крупные города: Мухаррак, Ситра. География. Наиболее крупный остров архипелага Бахрейн имеет протяженность с севера на юг ок. 50 км, с запада на восток - 15 км; в центральной части острова находится невысокое плато, возвышаются отдельные «горы», самая высокая - Джебель-Дукан (134 м над уровнем моря). Острова окаймлены коралловыми рифами. Доминируют пустынные ландшафты. Климат тропический, с прохладной зимой и влажным летом. Население (на 2002): свыше 656 тыс. чел., из них бахрейнцы (бахарна - этническая общность, возникшая при смешении арабов и иранцев в период иран. завоевания) составляют 63%, араб. народы - 10, иранцы - 6%. Офиц. язык - араб., но широко распространены англ. (особенно в бизнесе), а также фарси и урду. Гос. устройство: конституционная монархия во главе с эмиром, к-рый является и верховным главнокомандующим вооруженными силами; правительство возглавляет премьер-министр. Деятельность политических партий запрещена. Действующая конституция принята 14 февр. 2002 г. Религия Ислам исповедуют 85% населения, из них мусульман-шиитов - 60%, суннитов - 40%. Христиане - ок. 44 тыс. чел. (7,3%), из них 28 тыс. католиков, ок. 2 тыс. православных, 13 тыс. протестантов; ок. 1,5% - приверженцы др. религий и верований. Католическими приходами в Б. управляет Апостолический викариат Аравии, в юрисдикцию к-рого входят все приходы Аравийского п-ова. Первое православное богослужение в Б. состоялось 24 мая 2002 г., в праздник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, литургию отслужил архим. Александр (Елисов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока. Власти разрешили проведение в стране правосл. богослужений и треб.

http://pravenc.ru/text/77712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

С. Б. Сорочан Источники и литература Письменные источники 1 . Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хаким. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса: Пер. с араб., предисл., прим. С. Б. Певзнера. – М.: Наука, 1985. – 440 с. 2 . Абрам Анкирский. Плач на взятие Константинополя/Пер. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т 7. 3 . Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. Ред. и пред. Н. Пигулевской, пер. с сирийского А. Белова, Л. Вильскера. – М.; Л.: Гослитиздат, 1961. – 294 с. 4 . Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ибн-‘Али ал-Мас’уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749–947 гг.]/Сост., пер. с араб., прим., коммент. и указат. Д. В. Микульского. – М.: Наталис, 2002. – 800 с. 5 . Авва Евагрий Понтийский . О промыслах//У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 387–477. 6 . Августин Аврелий . Исповедь Блаженного Августина , епископа Гиппонского/Под ред. А. А. Столярова. – М., 1998. 7 . Августин Аврелий . О Граде Божьем. – М., 1994. – Т. 1–4. 8 . Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина. Переводы. – К., 2004 [изречения отцов пустыни]. 9 . Автобиография императора Михаила Палеолога. – СПб., 1885. – 52 с. 10 . Агафий Миринейский. О царствовании Юстининана. – М.: Вече, 1996. – 222 с. 11 . Агафий. О царствовании Юстиниана: Вступ. ст., пер., прим. М. В. Левченко. – М.: Изд-во АНСССР, 1953. – 221 с. (М., 1996). 12 . Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариоан Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591//Византинороссика. – 2005. – Т. 3. – С. 115152. 13 . Акты Русского на Св. Афоне монастыря Св. великомученника и целителя Пантелеймона. – К., 1873. – 619 с. 14 . Акты собора под Дубом/Пер. с греч. А. С. Балаховской//Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 245–247. 15 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных. Что сказали бы бедные богатым и что богатые ответили бы бедным/Пер., коммент. М. А. Поляковской//ВВ. – 1972. – Т 33. – С. 278–285.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ХАНДЗТИЙСКИЙ [Ханцтели, Хандзтели, Хандзойский; груз. ] (759-861, мон-рь Хандзта), прп. (пам. 5 окт.), основатель мон-рей Хандзта и Шатберди в Тао-Кларджети (ныне на территории совр. Турции). Его жизнеописание «Труд и деятельность достойно жизни святого и блаженного отца нашего Григория архимандрита, строителя Хандзты и Шатберди, и вместе с ним память многих отцов блаженных» было составлено в 951 г., спустя 90 лет после кончины преподобного, монахом из Хандзты Георгием Мерчуле на основе рассказов ближайших учеников Г. Х. и сохранившихся к тому времени документальных источников. Единственная рукопись XII в., содержащая Житие Г. Х., была найдена Г. Н. Чубинашвили среди рукописей Крестового мон-ря в Иерусалиме в 1845 г. (Иерусалимская патриаршая б-ка; фотокопия - Кекел. Jer 2. Fol. 157r - 229). Текст Жития с переводом на рус. язык впервые был опубликован в 1911 г. Н. Я. Марром . Согласно Житию, Г. Х. приходился племянником жене правителя Картли Нерсе Эристави и воспитывался в их семье. Агиограф пишет, что Г. Х. «усвоил псалмы Давида и церковную науку, изучаемую на голос (т. е. церковное пение, богослужебный устав и гимнографию.- Э. Г.); изучил все отеческие писания на грузинском языке, а также грамотность на многих языках, усвоил наизусть божественные книги... мудрость философов всего мира» ( Георгий Мерчуле. Житие. С. 84; Памятники. Т. 1. С. 249-250). За склонность к монашеской жизни Г. Х. называли отшельником, но родственники заставили его принять иерейский сан и готовили к архиерейской хиротонии. Юноша, считая себя недостойным высокого сана, бежал в опустошенную араб. завоеваниями Кларджети вместе с двоюродным братом свт. Саввой (впосл. Ишханский епископ), преподобными Христофором и Феодором . Они прибыли в мон-рь Опиза св. Иоанна Крестителя, и настоятель обители прп. Георгий Опизели принял их в число братии. Спустя 2 года Г. Х. отправился в местность Хандзта, к отшельнику Хуедиосу, к-рому было видение, что его посетит «человек Божий», он отстроит в Хандзте мон-рь, и «благоухание его молитв, как добрый ладан, вознесется пред Богом». Отшельник показал Г. Х. окрестности, преподобный вместе с учениками поселился здесь, и приблизительно в 80-х гг. VIII в. они построили деревянную церковь, 4 кельи и трапезную. Местный феодал Габриел Дапанчули пожертвовал материал и орудия для строительства церкви, направил строителей и выделил продовольствие.

http://pravenc.ru/text/168081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I Патриарх Александрийский (731 или 742/3 - после 763 (ок. 770?)). К. был 1-м после почти векового перерыва действующим правосл. (мелькитским) патриархом на Александрийской кафедре. Араб. завоевание Египта в 642 г. привело к распаду православных церковных структур. Многие жители провизант. ориентации покинули страну. Последний Александрийский патриарх Петр IV умер в изгнании ок. 654 г. Монофизиты овладели почти всеми храмами и архиерейскими кафедрами. Подавляющее большинство египетских христиан оказалось в юрисдикции Коптской Церкви . Однако постепенно началось восстановление православной церковной организации. По свидетельству хроники патриарха Евтихия Александрийского (X в.), епископов для православных Египта рукополагал епископ Тира (Антиохийский Патриархат). На VI Вселенском (680-681) и Трулльском (691) Соборах Александрийскую Православную Церковь представлял Петр, подписывавшийся соответственно как «местоблюститель апостольского престола Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(1). P. 778) и «епископ Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(4). P. 62). Т. о., Петр, возможно, стал титулярным Александрийским патриархом, однако, судя по всему, оставался в К-поле и не участвовал в церковной жизни Египта. Окончательное возрождение Александрийской Церкви ознаменовалось избранием на Патриаршество К. Датировки этого события противоречивы. Наиболее распространена версия Евтихия, согласно к-рой К. был избран на Патриаршество на 7-м году правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, т. е. в 731 г. В. В. Бартольд связывал восстановление Александрийского и Антиохийского Патриарших престолов при Хишаме с визант. иконоборчеством , встретившим резкое неприятие на правосл. Востоке: халиф более не имел оснований рассматривать своих подданных- мелькитов как сторонников Византии ( Бартольд В. В. Ислам и мелькиты// Он же. Избр. соч. М., 1966. Т. 6. С. 653). Однако в копт. «Истории Александрийских патриархов» избрание К. отмечено в период междупатриаршества в Коптской Церкви в 742-743 гг.: после соответствующего подношения от мелькитов египетский наместник аль-Касим дал разрешение на поставление патриарха. Описанная ситуация соответствует представлениям историков о том, что локальные церковные дела находились в большинстве случаев в юрисдикции наместников, а не халифов. Копт. летопись более заслуживает доверия и в плане датировок, ввиду того что она была написана современником и участником событий диак. Иоанном, в то время как Евтихий жил спустя 2 столетия после Патриаршества К.

http://pravenc.ru/text/2458809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРДОВСКИЕ МУЧЕНИКИ [Испан. Mártires de Córdoba], христиане, казненные в IX-X вв. в г. Кордова (Испания), столице мусульм. гос-ва Андалус, в т. ч. 48 христиан, пострадавших между 850 и 859 гг. в ходе т. н. движения мучеников (movimiento martirial), описанного и во многом вдохновленного св. Евлогием Кордовским († 859). Многие из К. м. сознательно нарушали законы гос-ва Андалус, чтобы принять смерть ради Христа: они публично отвергали ислам, выступали с проповедью христ. веры, непочтительно отзывались об исламе и о мусульм. пророке Мухаммаде . В соответствии с нормами мусульм. права эти преступления карались смертью. В IX в. кордовская община мосарабов (испан. христиан, живших под мусульм. господством), по-видимому, была крупнейшей в Андалусе. После араб. завоевания Пиренейского п-ова (711-714) христиане, получившие статус зиммиев , платили особый налог, джизью , и были ограничены в правах. Зиммиям запрещалось порицать Коран, ислам и Мухаммада, помогать отступникам от ислама. Эти запреты подчеркивали неполноправное положение иноверцев в мусульм. гос-ве. Мосарабы обладали автономией: кордовской христ. общиной руководили подконтрольные мусульм. властям чиновники - комит (comes) и его помощники, судья (censor) и сборщик податей (exceptor), а также викарий (заместитель комита) и претор (начальник полиции). В городе находилась епископская кафедра, действовал ряд церквей: внутри городских стен были церкви св. Киприана и Девы Марии, в пригородах - базилики мучеников Ацискла и Зоила и Трех святых, мон-рь Кутеклара и др. храмы и мон-ри. В горах к северу от Кордовы находились небольшие мон-ри, возникшие в VIII-IX вв. и сыгравшие важную роль в движении К. м., самые известные - муж. мон-рь Спасителя, или Пинна-Меллария (Пиннамеллар, Пеньямелария; примерно в 5 км от Кордовы), и «смешанный» мон-рь Табанос (примерно в 10 км от города) ( Arce Sainz. 1992). Многие мученики жили в этих мон-рях и поддерживали тесные отношения с их насельниками, учились в школах, которые существовали при некоторых церквах и монашеских обителях. Источники

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНБИДЖ [Араб.  ; сир.   - Маббуг; греч. Ιερπολις - Иераполь], город в Сев. Сирии (в 80 км к северо-востоку от Халеба (Алеппо), в 30 км к западу от излучины Евфрата), значительный христианский центр в позднеантичную эпоху и средние века. Находится на плодородной равнине, в оазисе, с юга и запада окруженном пустыней. Местоположение города в одном дневном переходе от переправы через Евфрат и наличие водных запасов сделали М. с древности главным связующим звеном на пути между долинами Оронта и Евфрата, Средиземноморьем и Месопотамией. Древность Первые достоверные свидетельства существования М. (Маббуга) относятся к IX в. до Р. Х.; в 856 г. ассирийцами было завоевано небольшое арам. царство Бит-Адини, а М. входил в его состав. Вскоре Салманасар III построил здесь царскую резиденцию. В IX-VII вв. до Р. Х. город неоднократно переходил под власть Ассирии и вновь обретал независимость. В составе Персидской державы Ахеменидов (сер. VI-V в. до Р. Х.) М. сохранял нек-рую автономию; здесь правили местные цари, к-рые одновременно являлись верховными жрецами культа Ашторет-Атаргатис. После завоеваний Александра Великого и образования системы эллинистических гос-в на Ближ. Востоке М. в кон. IV в. до Р. Х. вошел в состав державы Селевкидов. В 53 г. до Р. Х. вместе со всей Сирией город почти на 700 лет перешел под власть Рима. В эллинистическую, рим. и визант. эпохи население М. было преимущественно сирийским, в обиходе преобладал сир. язык, хотя высшие классы часто использовали греческий в офиц. надписях и на надгробиях. Святилище Атаргатис в М. в античном мире на протяжении мн. столетий пользовалось большой славой. Его ранняя история малоизвестна из-за отсутствия источников. Особое значение святилище приобрело в эллинистическую эпоху, когда реконструкцию древних храмов в М. начали Селевкиды; с этого времени распространяется и название Иераполь (Священный город), к-рое широко употреблялось до средневековья.

http://pravenc.ru/text/2561810.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010