Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН I (ок. 590, дер. Баршут, Н. Египет - 3 янв. 661) (пам. копт. 9 тобе (3 янв.)), патриарх Коптской Церкви (622-661), 38-й патриарх Престола св. Марка. Род. скорее всего в копт. семье. Возможно, В. получил образование в Александрии, поскольку его деревня находилась недалеко от столицы Египта. Еще в юности он проявлял склонность к аскетическому образу жизни, в 620 г. принял монашеский постриг в мон-ре, в Канопе, где В. подвизался под рук. старца Феоны и изучал Свящ. Писание. Старец Феона представил В. патриарху Андронику, к-рый был уже осведомлен о его благочестии. Андроник оставил его у себя, рукоположил во священника и назначил своим помощником. Новое положение позволило В. познакомиться с церковным управлением, с жизнью монофизитской общины, где он пользовался большим авторитетом. После кончины Андроника В. был избран патриархом. О первых годах его патриаршества известно только то, что он составлял традиц. ежегодные послания о дате празднования Пасхи, в к-рых наставлял клир в вопросах вероучения. Он собрал 15 посланий и издал их (не сохр.). В. смог не утратить контроль над паствой и во время персид. правления в Египте (619-629). В 631 г. Патриархом Александрийским стал еп. Кир, одновременно он был назначен визант. имп. Ираклием префектом Египта. Ему было приказано урегулировать вероучительные разногласия, не останавливаясь перед применением военной силы, если это будет необходимо. В. вынужден был бежать и скрываться в разных мон-рях, спасаясь от репрессий. В это время Менна, брат В., был подвергнут истязаниям и утоплен в Ниле. Собственность клириков, к-рые поддерживали бежавшего Коптского патриарха, была конфискована, мн. монофизитские храмы насильственно передали сторонникам Патриарха Кира. В разгар этих событий у границ Египта с относительно немногочисленной армией появился араб. полководец Амр ибн аль-Ас. Араб. завоевание Египта началось 12 дек. 639 г., а 17 сент. 642 г. пала Александрия. Играли ли копты активную роль в завоевании Египта, неизвестно, но очевидно, что они не выступили на стороне Византии.

http://pravenc.ru/text/150331.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН ГОХТНАЦИ [Ваан, Ваган из Гохтна (Колта); арм. (?) ] (ок. 700, обл. Гохтн - 737, Русафа (Сергиополь), Сирия), мч. Сергиопольский (Росафский), один из самых почитаемых святых Армянской Церкви. Мученичество В. Г. связано с событиями, относящимися к араб. завоеванию Армении (VIII в.), когда арабы столкнулись с упорным сопротивлением армян. В 705 г. в церквах Нахчавана и Храма были заживо сожжены 1200 арм. нахараров (князей), составлявших военную мощь арм. народа. Семьи их были угнаны в Сирию и проданы в рабство. Среди них был и Ваан, 4-летний сын кн. Хосрова Гохтнаци, сожженного в Нахчаване. В Дамаске он вместе с др. пленными был обращен в мусульманство, получил блестящее образование и впосл. достиг высокого положения при дворе халифа. В 719 г. при посредничестве арм. католикоса Ованнеса III Одзнеци пленные христиане получили свободу и право вернуться на родину. В. Г. также был отпущен, но с условием, что, приведя в порядок свои владения и назначив управляющего, вернется обратно в Дамаск к халифу Омару II. На родине В. Г. принял христ. веру и женился на дочери сюникского князя. Араб. власти стали разыскивать его, чтобы наказать как отступника от мусульманства. После 5 лет скитаний по Грузии и различным мон-рям Армении (732-737) В. Г. добровольно отправился в Сирию и явился ко двору халифа, чтобы либо получить разрешение на свободное исповедание своей веры, либо умереть за нее. Он был обезглавлен. Мученическая смерть В. Г. вошла во все арм. Четьи-Минеи и Прологи под 20 арега (28 марта). Повествование о мученичестве В. Г. было написано через 7 лет после его кончины Артаваздом, настоятелем мон-ря Еразгаворс. Это произведение, одно из лучших образцов арм. агиографии, пользовалось большой популярностью и было известно средневек. писателям. В. Г. посвящен также шаракам «Дивлюсь я», вошедший в корпус богослужебных песнопений; автором этого гимна считается сестра мученика - Хосровидухт. Ист.: BHO, N 1235-1236; Соперк (Мелкие арм. сочинения). Венеция, 1854. Т. 13. С. 1-60 [пространная ред.], 61-91 [краткая ред.] (на арм. яз.); Богослужебные каноны и песни Армянской Восточной Церкви/Пер. с древнеарм. яз. Н. Эмин. М., 1914. С. 339-340; Плач о бедах… и Мученичество св. Ваана//Арм. жития и мученичества V-XVII вв./Пер. с древнеарм., вступ. ст. и примеч. К. С. Тер-Давтян. Ереван, 1994. С. 289-307. К. Тер-Давтян Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)

http://pravenc.ru/text/149941.html

135 Море славян упоминается в труде Ибн ал-Факиха однажды и не имеет прямых аналогий в материалах Ибн Хордадбеха, где речь идет о «море позади славян» (см.: I.2.1.2), Возможно, что здесь, как и у Ибн Хордадбеха, подразумевается Балтика (A II–1. Р. 84–85. Ods. 195). 136 Река Славян (ас-Сакалиба) – переосмысление данных Ибн Хордадбеха о реке Танаис (Танис, см.: 1.2.1.6). Как и у Ибн Хордадбеха, здесь подразумевается не конкретная река, а собирательное понятие о водной артерии, которая связывала северные и южные регионы Восточной Европы. 137 Араб, халидж ал-Хазар – залив (пролив?) хазар. Речь идет о примененном Ибн ал-Факихом понятии «залив хазар», который может означать Азовское море. 139 Салман ибн Раби’а ал-Бахили – арабский полководец, активно участвовавший в арабском завоевании Закавказья в VII в. 142 Араб. Сугур (ас-Сугур) – «пограничье». Здесь: зона между владениями Халифата и Византии на Кавказе. В иных случаях тем же термином могли определяться пограничные зоны в других землях. 146 Некоторые исследователи (А. Я. Гаркави, Т. Левицкий) полагали, что эти славяне – пленные, приведенные Марваном ибн Мухаммадом из похода на Хазарию в 737 г. (см. также: I.3.3.1). Однако другие считают более вероятным относить этих славян к жителям Малой Азии, которые служили в воинских частях Халифата; это были представители западного или южного славянства, участвовавшие в арабо-византийских войнах. 150 Маджусами арабы называли язычников, огнепоклонников, а также тех, кто сжигал покойников. Так именовали, например, персов, индусов, русов. 151 Автор называет русами норманнов, нападавших в 843–844 гг. на атлантическое побережье Франции и Испании. Сведения об этих событиях сохранились в латиноязычных источниках (их обзор см.: Куник, Розен. Ч. I. С. 161–191). Информацию ал-Йа‘куби, однако без упоминания русов, повторяет ряд более поздних авторов (см.: Гаркави 1870. С. 61–71; Калинина 2001. С. 191–199). В XIX в. указанный фрагмент послужил существенным доводом ученых, отстаивавших, со ссылкой на данные ал-Йа‘куби, идентичность русов и норманнов. В ряду восточных авторов ал-Йа‘куби – единственный, кто впрямую отождествляет эти народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕНУЯ [итал. Genova], г. в Италии, столица обл. Лигурия, центр одноименного архиеп-ства. В наст. время в составе архиеп-ства Г.- более 270 приходов. Из 834 тыс. населения ок. 776 тыс.- католики (An. Pont., 2005. P. 259). Город Крупный торговый порт и промышленный центр в Зап. Средиземноморье, город расположен в виде амфитеатра на зап. склонах Апеннин, на берегу Генуэзского зал. Лигурийского м. Обширная гавань защищена большими искусственными молами, строительство к-рых восходит к средним векам. Генуя. Гравюра М. Вольгемута и В. Пенденвурфа. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Генуя. Гравюра М. Вольгемута и В. Пенденвурфа. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493) Легендарным основателем Г. считается языческий бог Янус или одноименный герой-троянец, покинувший Трою вместе с Энеем и Антинором (отсюда средневек. название Г.- Janua). На рубеже VI и V вв. до Р. Х. на месте Г. существовало поселение лигуров, поддерживавших торговые связи с этрусками и греками. В 205 г. до Р. Х. поселение было захвачено и разрушено карфагенским полководцем Магоном. Римляне, с к-рыми лигуры тогда находились в союзе, помогли заново отстроить город. После длительных войн римлян с лигурами во II в. до Р. Х. Г. вошла в состав Римской республики и стала муниципием. Была построена Аврелиева дорога, к-рая соединила город, ставший важным портом и торговым центром, с Римом. В V в., в период варварских вторжений, защищенная горами Г. служила убежищем для населения различных областей Италии. После падения Зап. Римской империи (476) и гос-ва Одоакра (493) Г. подпала под власть остготских королей, а с сер. VI в.- Византии. После вторжения лангобардов в Италию (568) город долгое время был ареной борьбы между ними и Византией, пока между 642 и 644 гг. не был завоеван лангобардским кор. Ротари, что Византия признала по договору 680 г. В кон. VIII в. вместе с др. владениями лангобардов Г. вошла в состав империи Каролингов . Признавая особую роль порта и флота в борьбе с сарацинами, Карл Великий включил Г. в состав образованной им в Италии марки и вверил управление городом назначаемым им виконтам. В 935 г. араб. флот напал на Г. и разграбил ее. Хотя находившийся в плавании генуэзский флот атаковал араб. корабли близ берегов Сардинии, отбив полон и добычу, Г. пришлось отстраиваться и возводить новый пояс стен. В 958 г. Г. получила от кор. Италии Беренгария II диплом, подтверждавший права и привилегии горожан. В Г., однако, не было единой центральной власти. Ее делили между собой виконт, епископ и крупнейшие феодальные сеньоры.

http://pravenc.ru/text/162152.html

в копт. агиографической традиции ( Butler. 1902. P. 524-526). Независимо от Батлера версию о связи прозвища с кавказским происхождением К. высказал В. В. Болотов, реконструировавший форму κεκαυκασιωμνος ( Болотов. 1908. С. 72-73; Он же. Лекции. Т. 4. С. 453). Иные этимологические гипотезы, связывающие прозвище с κακς (дурной, злой), араб. наименованием сизого голубя и др., менее убедительны (их обзор см. в: Ö hrnberg. 1993. P. 511). Араб. историк IX в. аль-Балазури писал, что аль-Мукаукис заключил мир с Амром, однако имп. Ираклий этот мир не одобрил. Автор признавался, что ничего не знает о его дальнейшей судьбе: одни говорили, что он вскоре умер, другие - что он был жив в 645 г., во время безуспешной попытки византийцев отвоевать Александрию у арабов. Здесь заметны тенденция представить К. как светского правителя Египта, игнорируя его церковный сан, и вместе с тем его частичное отождествление с копт. патриархом Вениамином, который вел переговоры с арабами, когда визант. экспедиция потерпела неудачу. Мифологический образ К. ярко проявляется у ат-Табари, к-рый, будучи по происхождению персом, переносит на церковную жизнь Египта реалии несторианской Церкви Востока. У него аль-Мукаукис - всемогущий князь коптов, резиденция к-рого находится в Мемфисе. Историк отличал его от главы Александрии, т. е. визант. правителя. В 6 г. хиджры аль-Мукаукис обменялся посольствами с Мухаммадом. Его ответ Мухаммаду звучит почти как принятие ислама, однако подлинность посланий вызывает сомнения. Во время арабского завоевания аль-Мукаукис оказал сопротивление Амру, послав против него под Мемфис армию, во главе к-рой был поставлен католикос (патриарх) Ибн Марьям. Эпический образ главы коптов с резиденцией в Мемфисе напоминает древнеегип. фараона и не может быть напрямую соотнесен ни с одной исторической фигурой, действовавшей в Египте в 30-40-х гг. VII в. В то же время под искаженным именем Ибн Марьяма фигурирует копт. патриарх Вениамин. В интерпретации Ибн аль-Асира (кон. XII - нач. XIII в.) эта история обрастает еще более мифологическими чертами. Он упоминал 2 Абу Марьямов, один их которых был «католикосом Мемфиса», 2-й - епископом. Оба были посланы с войсками аль-Мукаукисом против Амра и заключили с ним мир. Аль-Мукаукис отверг этот мир, лично принял командование, но потерпел поражение под Гелиополем. Впосл. он оборонял от Амра Александрию, но в итоге заключил с ним мирный договор. Он был жив еще во время краткосрочного захвата Александрии византийцами в 645 г.

http://pravenc.ru/text/1840123.html

деятелей с мусульм. сановниками, а также, как и его предшественник в сир. историописании Бар Салиби, вопросам налогообложения, общественному положению своих единоверцев, защите или, напротив, гонениям против них со стороны властей, случаям отпадения от веры, разрушению и восстановлению церковных зданий, завоеваниям и набегам кочевников. К основному тексту «Хроники» М. С. добавил 6 приложений, важнейшее из к-рых вкратце сообщает сведения о яковитских патриархах Антиохии от времени Севира (512) до периода правления самого автора; начиная с Патриаршества Кириака (793) к справкам прилагаются списки рукоположенных каждым из них епископов с указанием их престолов (в общей сложности более 950 имен, в основном неизвестных по др. источникам). Перевод-переработка «Хроники» на древнеарм. язык (грабар) был выполнен совместно свящ. Ишо (в последующей арм. традиции именуемым Исааком) из Хисн-Кайфы (ныне Хасанкейф) и вардапетом Варданом Великим и завершен ок. 1248 г. Перевод известен в 2 версиях, опубликованных в Иерусалиме в 1870 и 1871 гг. и нек-рое время служивших единственным доступным европ. ученым текстом М. С. (франц. перевод по отдельным рукописям осуществили соответственно В. Ланглуа в 1868 и Э. Дюлорье в 1869). К этим изводам в рукописях прилагаются приписываемые М. С. в арм. традиции трактат о степенях священства и яковитское исповедание веры. Арабский перевод «Хронографа» был выполнен по рукописи из Дейр-эз-Зафарана в сер. XVIII в. яковитским митр. Дамасским Ханной ибн Исой ас-Сасади (известен в неск. рукописях, а также, возможно, фрагментарно в компиляции XIX в.). Современный араб. перевод с эдесской рукописи осуществил Мосульский архиеп. Григорий Салиба Шамун в 1996 г. В нач. XXI в. под рук. Дж. А. Кираза было осуществлено многотомное издание практически всех известных вариантов текста и переводов «Хроники», включая факсимиле рукописи 1598 г. (том I), сир. текст в издании Шабо (том X) и его франц. перевод (тома II-IV), араб. перевод митр. Ханны Дамасского по рукописям из Садада, Иерусалима и Мардина (соответственно тома V-VII), 2 арм.

http://pravenc.ru/text/2563768.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР [араб.      , в южноаравийской эпиграфике ‘ mr-m/bn/mdr-n, греч. ρδβλθυοτεΑμβρος το Αλαμουνδρου], царь из араб. династии Лахмидов (554-569 или 570), сын аль- Мунзира III . Его мать Хинд из знатного рода христ. племени кинд, хотя и была замужем за царем-язычником, осталась верна христианству. Ею была построена одна из церквей Хиры . Сам А. также исповедовал христ. веру. Аль-Мунзир III назначил А. наместником над племенным союзом маадд в Центр. Аравии. На этом посту в 552 г. он столкнулся с войсками Абрахи и вынужден был заключить мир с Химьяром. А. отличался воинственностью и жестокостью. Став царем, сурово расправлялся с непокорными племенами, делал набеги на гос-во Гассанидов , держал в страхе визант. пограничье. Во время византийско-иран. мирных переговоров 561 г. А. настойчиво и весьма успешно отстаивал свои интересы. Был убит во время пира. Ист.: Ex historia Menandri Protectoris excerpta de legationibus barbarorum ad Romanos//CSHB. T. 1. P. 292, 294-295, 358, 369; Hamzae Ispahanensis Annalium libri X/Ed. I. M. E. Gottwaldt. Petropoli; Lipsiae, 1844. T. 1. P. 109-110; Абу  - л- Фарадж ал- Ис баха   ни  . Кита  б ал-ага  ни  . Дж. 9. Бу  ла  к, 1285 г. Х. С. 178-182; Ibn Qotaiba. Liber poësis et poëtarum/Ed. M. J. de Goeje. Lugd. Batav., 1904. P. 85-92, 117-120. Лит.: Rothstein G. Die Dynastie der Lahmiden in al-Hora. B., 1899. S. 94-102; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes//Le Muséon. 1953. Т. 66. P. 275-284 (Ry 506); Wensinck A. J. ‘Amr b. Hind//EI. Vol. 1. P. 464-465; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 103-104, 108-110, 112-119, 149, 151, 179, 201, 203; Пиотровский М. Б. Южная Аравия в раннее средневековье. М., 1985. С. 23, 176; Shah î d I. Byzantium and the Semitic Orient before the Rise of Islam. L., 1988. P. VII, 202-203. С. А. Французов Рубрики: Ключевые слова: МУНЗИР ИБН АЛЬ-ХАРИС аль- [аль-Мунзир ибн аль-Харис ибн Джабала; Аламундар, Мундар], 3-й царь из династии Гассанидов (569-581) АЙЮБИДЫ мусульм. династия курдского происхождения, различные ветви к-рой правили в Египте, Сирии, В. Месопотамии и Йемене в кон. XII - 1-й пол. XIII в. АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ серия военных походов арабов-мусульман в VII в., приведшая к созданию на Ближ. Востоке мусульм. империи - Исламского халифата

http://pravenc.ru/text/114594.html

К началу эпохи араб. завоеваний в составе Антиохийского Патриархата насчитывалось ок. 150 кафедр, в т. ч. 12 митрополий. Опубликованный Г. Гельцером список епархий XI в. (BZ. 1892. Bd. 1. S. 247-251) в целом повторяет эти цифры: с возведением Эмесы в ранг митрополии их стало 13 (при этом место Дары занял Феодосиополь), а количество титулярных митрополий увеличилось до 9 (к Киру, Лаодикии и Бериту добавились кафедры в отвоеванных Византией провинциях: Помпейополь, Адана , Мопсуестия, Самосата, Мартирополь и Гелиополь). Но, учитывая многовековое противоборство Византии с мусульм. миром, приведшее к разорению этих территорий, фактическое количество епископов в то время должно было быть намного меньше 100. В XIV-XV вв., когда вновь появляются относительно полные сведения о епархиях АПЦ, число их уже не превышало 15-20. Исчезли многие древние митрополии: Иераполь (Манбидж), Аназарв, Селевкия Исаврийская, Сергиополь, Дара, Самосата, Эдесса (Урфа, упразднена после 1365). Сохранившиеся митрополии - Тир, Бостра, Амида (Диярбакыр), Апамея, Берит (Бейрут), Эмеса (Хомс), Лаодикия - утратили почти все подчинявшиеся им когда-то епископии. Оставшиеся епископские кафедры перешли в прямое подчинение Патриарху: Вероя (Халеб), Триполи , Аркадия (Аккар), Епифания (Хама), Селевкия Пиерия, Гелиополь (Баальбек), Авила, Карры, Ябруда и др. Из состава АПЦ в неск. этапов (в VIII и XI вв.) выделилась В. Иверия (Вост. Грузия), связи с к-рой в сложившихся политических условиях стали крайне затруднительными. Глава Восточно-Грузинской Церкви получил титул Католикоса и право самостоятельно поставлять архиереев. Тем не менее особо тесные отношения с Грузией сохранялись с перерывами до XVIII в. Один из архиереев АПЦ носил титул экзарха Иверии, название к-рой до сих пор входит в полный титул Антиохийских Патриархов. В ср. века в Антиохийском Патриархате существовало еще 2 Католикоса - предстоятели Церквей Ромагиры и Иринуполя (Багдада). Об истории этих кафедр известно очень мало. Слово «Ромагира» (греч. Ρωμογρις, персид. Rumagird) исследователи считают названием христ. квартала в одном из крупных городов Ср. Востока (возможно, Нишапуре). Время появления там правосл. Католикоса, юрисдикция к-рого простиралась, видимо, на земли бывш. державы Сасанидов, неизвестно; первое упоминание о нем относится к Х в., последнее - к XIV в., когда он был присоединен к титулу экзарха Иверии. Титул Иринупольского Католикоса был дарован Патриархом Илией I ок. 910 г. Иоанну, главе мелькитской общины Дар-ар-Рума (христ. квартал в Багдаде). Ок. 960 г. Патриарх Христофор определил широкую область юрисдикции Католикоса Иринуполя (греч. калька офиц. араб. названия Багдада Мадинат-ас-Салам - Город мира), оставив Ромагирскому лишь территории Хорасана и Мавераннахра. Иринупольский Католикосат еще существовал в сер. XI в.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Важный вклад в формирование Г. б. как специализированной дисциплины сделал А. Альт, к-рый положил в основу строгого историко-географического исследования метод реконструкции «истории территории», т. е. восстановления географии на основе анализа сведений, сообщаемых Библией, и данных археологии. Школа Альта исходила из гипотезы сохранения устойчивых территориальных единств на протяжении мн. исторических периодов. Слабым местом его метода исследования, по мнению критиков, было стремление отделить историю территорий от лит. анализа Свящ. Писания, учитывающего технику и закономерности сохранения и передачи библейского предания и позволяющего оценить достоверность описаний в Библии. Иной подход у З. Каллаи и его коллег, к-рые изучают перечисления местностей в Библии как сложные сочинения, имеющие и достоверные, и недостоверные части. Стало общепринятым критическое отношение к фактам археологии (особенно в их трактовке Олбрайтом) как к материалу для реконструкции Г. б. Полезным источником для исторической географии, особенно во 2-й пол. XX в., стали данные эпиграфики, подтвердившие самые известные названия, к-рые были определены на основе араб. топонимики ( Арад , Бет-Шеан, Дивон, Гезер и Гибеон ); только Лахиш идентифицирован благодаря находке надписей археологами и не имеет араб. эквивалента. А. Альт. Фотография. 50-е гг. ХХ в. А. Альт. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Важными проблемами Г. б. являются географическая верификация процесса завоевания Ханаана и изучение этноадм. границ расселения колен Израилевых. Основным библейским источником для решения этих проблем является Книга Иисуса Навина. Уже в работах Альта и Нота проводилось деление ее текстов на повествовательные (к-рые рассматривались преимущественно как легендарные) и документальные (отражающие влияние адм. архивов и поэтому более достоверные). В наст. время этот подход последовательно проводит Каллаи ( Kallai. 1986; 1998), он считает, что повествовательная часть книги отражает представление о географии страны схематично, суммарно, какой она сложилась в ходе войн и заселения земель в конце бронзового - начале железного века. В документальной части описания границ и перечисления городов отражают реальную систему владения землями, к-рая воспринималась авторами как осуществление завета. Каллаи делает вывод, что это схематически воспроизведенная действительность эпохи Единого царства, экстраполированная на более ранний период.

http://pravenc.ru/text/162155.html

124 Джен(араб. «дженне») — название рая в исламе. 125 Сахибили саиб, сагиб (араб. «господин») — первоначально так называли всех мусульман, затем в средние века в Индии — богатых людей, а в более поздние времена — европейцев. 126 Едрен(болг. Одрин) — город Адрианополь, основанный императором Адрианом (117–138). Завоеван турками в 1361 году и с 1365 года до взятия ими Константинополя в 1453 году был их столицей. В 1920–1923 Адрианополь входил в состав Греции, в настоящее время является турецким и называется Эдирне. 127 Турецкий султан Мурат(Мурад I) напал на Сербию в 1389 году, и сербские войска встретили его на Косовом поле. Перед самым началом Косовской битвы отважнейший Милош Обилич, зять князя Лазаря, хитростью пробрался в стан турок. Когда турецкий султан Мурад протянул ему ногу для целования, Милош выхватил спрятанный кинжал и распорол султана по самое горло. В отместку сын Мурада Баязит(Баязет, Баязид I; 1354 или 1360–1402 или 1403) приказал казнить Милоша вместе с плененным князем Лазарем. Им отрубили головы. Несмотря на все просьбы сербов, даже по прошествии веков голова князя Лазаря так и не была им возвращена. Баязид за время своего правления Османской империей (1389–1402) покорил огромные территории на Балканах и в Малой Азии. В Никопольской битве в 1396 году его 200-тысячная армия разбила крестоносцев, предводимых Сигизмундом I. В 1402 году в Ангорской битве Баязид был разбит Тимуром и взят в плен. Султан Мухаммед(Мехмет II; 1451–1480) смог сделать то, что не удалось Мураду в 1393 и Баязиду в 1422 годах: он в 1453 году взял Константинополь. При нем Сербия в 1459 году перестала существовать как самостоятельное княжество, она стала частью Османской империи. Умер он в итальянском походе в 1480 году. В правление султана Сулеймана(1520–1566) Османская империя достигла максимальных размеров и мощи. В 1526 году он захватил даже Венгрию, а осажденная им в 1529 году Вена спаслась только чудом. В исламской историографии имена этих султанов употребляются с устоявшимися эпитетами: Баязид Молниеносный, Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010