в большинстве также сочувствовавших монофизитам. Заслуживает внимания предположение исследователя Н. В. Пигулевской о существовании сиро-араб. койне, на к-ром представители этих народов общались друг с другом. Особым покровительством царя аль-Хариса ибн Джабалы пользовался еп. Иаков Барадей , основатель сир. Яковитской Церкви . Именно догматические, а по существу этнополитические противоречия между Византией и Гассанидами привели к свержению в 581 г. последнего правителя из этой династии аль- Мунзира ибн аль-Хариса и к распаду его царства. Прошло всего неск. десятилетий, и империи пришлось в полной мере ощутить последствия своей недальновидной и негибкой политики в отношении арабов: в 30-х гг. VII в. отсутствие союзного Византии араб. гос-ва у границ Сирии и Палестины существенно облегчило мусульманам завоевание этих областей (см. Арабские завоевания ). Столица царства Лахмидов г. Хира (совр. Юго-Зап. Ирак) в V в. стал крупнейшим центром христианства в Сев. А., несмотря на негативное отношение нек-рых лахмидских царей-язычников к этой религии. Здесь сталкивались интересы месопотамских общин несториан, монофизитов и православных. Еще во 2-й пол. IV в. мон-рь в окрестностях Хиры заложил несторианский святой Абд Йашу. В нач. V в. епископом этого города был страстный апологет монофизитства Симеон Бет-Аршамский . Христианство исповедовали лахмидские цари Амр ибн аль-Мунзир (554-569/70) и ан- Нуман III (580-602). По сравнению с областями, близкими к Сирии, Палестине и Месопотамии, в глубь А. христианство продвигалось медленно. Во Внутренней А. обнаружено небольшое количество христ. археологических и эпиграфических памятников, наиболее значимыми среди к-рых являются 6 надписей на греч. языке из Сев. Хиджаза и культовое сооружение, раскопанное в Эль-Джубайле на востоке полуострова. И дело здесь не только в слабой изученности этого региона. Согласно мусульм. историку IX в. аль-Якуби, в доисламскую эпоху лишь незначительное количество араб. племен обратилось в христ. веру, причем подавляющее большинство из них (таглиб, танук, бахра, салих, гассан, лахм и тамимитское подразделение бану имра ал-кайс ибн зайд) обитали у сев.

http://pravenc.ru/text/75810.html

ФИКХ (араб. «знание») – комплекс представлений о юридических нормах, а также правилах поведения мусульман. См. Шариат. ХАДЖ (хаджж; араб. «паломничество») – паломничество мусульман к святыням ислама в Мекку, один из пяти столпов ислама. Совершить Х. необходимо хотя бы раз в жизни при наличии достаточных средств и здоровья. X. совершается в месяц зул-хиджжа (12-й месяц лунного года по мусульманскому календарю) и состоит из серии обрядов, связанных с Каабой и её окрестностями – обхода Каабы, стояния на горе Арафата, побивание камнями трех символизирующих Иблиса столбов и других. Паломничество в Мекку в другое время считается «малым X.» (умрой) и к X. не приравнивается. Согласно мусульманской традиции, основные обряды X. были определены незадолго до кончины самим пророком Мухаммедом во время так называемого «прощального X.» в 632 году. Центральным событием X. является праздник Ид аль-Адха, День жертвоприношения. Мусульманин, выполнивший все обряды X., получает звание хаджи и право носить зеленую чалму. ХАЛИФ (араб. «наместник») – наместник Мухаммеда, верховный лидер мусульман, обладающий всей полнотой духовной и светской власти. Первый халифом по версии суннитов был Абу Бакр (632–634), по версии шиитов Али ибн Абу Талиб (656–661). По мнению шиитов X. может быть только потомок Али ибн Абу Талиба и дочери Мухаммеда Фатимы, сунниты полагают, что это звание могут носить потомки сподвижников пророка, а хариджиты настаивают на выборности Х. После гибели Али титул X. носили представители династий Омейядов, Аббасидов, Фатимидов и Османов. Титул халифа был упразднен в 1924 году, однако некоторые исламские течения настаивают на его восстановлении. ХАЛИФАТ – теократическое мусульманское государство, управляемое халифом. X. был основан в 632 году в Хиджазе и в ходе последующих завоеваний стал включать в себя большую часть Ближнего Востока, Магриб, Среднюю Азию, большую часть Закавказья, Среднего Востока и Пиренейского полуострова. X. управлялся разными династиями халифов, последней из которых была династия Османов В настоящее время к восстановлению X. призывает часть радикальных суннитских течений.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В дек. 639 г. араб. полководец Амр бен аль-Ас вторгся в Египет. После ряда сражений и взятия арабами неск. крепостей в 640 г. Александрийский Патриарх Кир вступил в переговоры с Амром, предлагая ему покинуть Египет за выкуп. Имп. Ираклий, узнав об этом, обвинил Кира в измене и отправил в ссылку. Осенью 640 г. Амр возобновил военные действия, вторгся в Дельту, 7 месяцев осаждал крепость Бабальюн, к-рая сдалась в апр. 641 г. После этого арабы стали с боями продвигаться к Александрии, но штурмовать сам город не решились и из-за разлива Нила отступили обратно в Бабальюн. В Египет вернулся Кир, освобожденный из ссылки после смерти имп. Ираклия. В нояб. 641 г. он заключил перемирие с Амром на 11 месяцев, по истечении этого срока визант. войска обязывались покинуть Александрию. Кир рассчитывал получить т. о. год передышки и подавить монофизитскую оппозицию в Александрии, после чего можно было бы нанести удар по арабам. За этот год Амр завершил покорение Дельты и В. Египта; визант. же гарнизон в Александрии, не получив подкреплений из охваченного смутами К-поля, вынужден был, выполняя условия договора, оставить город (22 сент. 642). Столь быстрое завоевание арабами обширных территорий объясняется внутренней непрочностью визант. власти в Сирии и Египте, вызванной противостоянием Православия и монофизитства. Подспудная неприязнь со стороны арамеев и в еще большей степени коптов подрывала боевой дух визант. армий. Христ. население гос-ва Сасанидов восприняло араб. завоевания так же пассивно, как сиро-егип. монофизиты; с т. зр. месопотамских христиан, происходила простая смена одной иноверной власти на др. Продолжая экспансию на неск. направлениях, арабы в 637-641 гг. завоевали Хузистан. Упорное сопротивление оказал мусульманам наместник этой провинции Хурмузан, более года выдерживавший осаду араб. войска в г. Тустар. При взятии города арабами было перебито множество жителей, в т. ч. местное христ. духовенство. Иран. шах Йездигерд III, имевший после битвы при Кадисии неск. лет передышки, сумел собрать значительную армию в районе г. Нехавенд в Зап. Иране. В 642 г. она была разбита арабами в ожесточенном трехдневном сражении. После этого мусульмане за 3 года покорили весь Зап. Иран с городами Хамадан и Рей.

http://pravenc.ru/text/75804.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПТЫ [Араб.  /  ], наименование коренного христ. населения Египта . По наиболее распространенной версии, термин является передачей на арабском языке названия страны на греч. (Αγυπτος), которое в свою очередь восходит к древнеегип. названию столицы Мемфиса - Hwt-kA-ptH (Дом Птаха). В первые века араб. владычества в офиц. документации произошло усечение начальных и конечных звуков этого слова, трансформировавшегося в  . Впосл. это наименование перешло из письменной речи в устную. Самоназвание К. на коптском языке (народ Египта) в наст. время не используется. Изначально понятие «копты» обозначало территориальную и этническую общность коренных жителей Египта, говоривших на копт. языке и использовавших коптскую письменность. К моменту араб. завоевания практически все египтяне были христианами, что естественным образом привнесло в этноним «копты» и религ. содержание, элемент противопоставления его носителей арабам-мусульманам. Египтяне, принимавшие ислам, уже не воспринимались как К., хотя в мусульм. среде не забывали о происхождении новообращенных и часто добавляли к их именам родовое прозвище «аль-Кибти» (выходец из К.). С переходом К. на арабский язык (процесс, растянувшийся на IX-XVI вв.) различия между христианами и мусульманами долины Нила остались только в сфере религии. В источниках эпохи крестоносцев и записках европейских путешественников раннего Нового времени термин «копты» имел исключительно этноконфессиональное содержание, обозначая егип. христиан-монофизитов, членов Коптской Церкви . Позднейшие историки перенесли этноконфессиональное значение термина на эпоху поздней античности и применяли его в отношении коренного населения Египта и его культуры III - сер. VII в. Подобное словоупотребление не вполне адекватно историческим реалиям и создает немало научно-терминологических проблем (см., напр.: Bourguet P., du. Copt//CoptE. Vol. 2. P. 599-601). Отождествление К. с египетскими христианами заслоняет тот факт, что христианство стало религией большинства египтян не ранее сер.

http://pravenc.ru/text/2057212.html

К кон. 30-х гг. VII в. в Палестине под властью византийцев оставалось лишь несколько прибрежных крепостей, к-рые благодаря поддержке с моря долго сопротивлялись арабам. В 638 г. арабы после длительной осады захватили Газу, причем ими были казнены 60 визант. солдат, упорно оборонявшихся и отказавшихся перейти в ислам (см. Газские мученики ). Кесария Палестинская пала только в 640 г., Аскалон - в 644 г. Под мусульм. владычеством христиане получили статус зиммиев (покровительствуемых). Они сохранили свободу вероисповедания и значительную внутреннюю автономию своих общин в обмен на политическую лояльность к новым властям и уплату подушной подати (см. Джизья ). В течение нескольких столетий после араб. завоевания христиане преобладали в населении Палестины. По приблизительным оценкам, даже к началу крестовых походов (кон. XI в.) немусульмане составляли не более половины жителей Ближ. Востока. В то же время исламизация была серьезной проблемой для восточнохрист. общин: значительная часть христиан переходила в ислам, чтобы повысить свой социальный статус или избежать дискриминационного налогообложения. Др. фактором исламизации были смешанные браки, дети от к-рых также должны были становиться мусульманами. Археологические изыскания последних десятилетий, проведенные в Палестине и Иордании, подтвердили почти повсеместное присутствие христиан в городах региона в VII-VIII вв.; в неизменном виде оставались визант. традиции градостроительства, ремёсла, быт и культура. Сохранялись церковная организация и иные формы самоуправления христ. общин; строились и обновлялись храмы, к-рые украшали мозаики, почти неотличимые от визант. аналогов. Араб. завоевание с т. зр. археологии было незаметным. Известно неск. церквей в Заиорданье, освященных во 2-й пол. 30-х гг. VII в., т. е. в разгар мусульм. вторжения. Христ. общины демонстрировали творческий потенциал и способности к экономическому развитию ( MacAdam. 1994. P. 51; Zeyadeh. 1994. P. 118; Piccirilo. 1995. P. 48, 53-54). Наиболее известны архитектурные памятники Иордании. Так, в Герасе (Джараше) в нач. VII в. действовало свыше 15 церквей, к к-рым в эпоху Омейядов (до сер. VIII в.) добавилась только 1 мечеть. Мн. церкви Сев.-Зап. Иордании (в Капитолиаде, Ясиле) перестраивались в эпоху Халифата и продолжали использоваться до айюбидско-мамлюкского времени (XIII-XIV вв.). В Хирбат-эс-Самра под Герасой мозаики 3 церквей датируются нач. VIII в. Там же сохранилось ок. сотни христ. надгробных стел с надписями на греч. и арам. языках. В Гадаре найдена украшенная крестом греч. надпись 662 г. о восстановлении общественных терм, проведенном местным правителем-христианином Иоанном по воле халифа Муавии. В Мадабе греч. надписи с упоминанием епископов и строительной деятельности известны до 663 г. В Рамле, основанной араб. наместником в 717 г. в качестве новой столицы Палестины, христиане возвели 2 церкви ( Griffith. 1992. Chap. 10. P. 357; MacAdam. 1994. P. 57-59, 72-74, 76, 82; Zeyadeh. 1994. P. 121-124).

http://pravenc.ru/text/293788.html

М. В. Грацианский Арабское завоевание В 30-х гг. VII в. завоевание арабами Сирии отрезало Египет от Византийской империи. В дек. 639 г. одновременно с военными действиями мусульман в В. Месопотамии араб. полководец Амр ибн аль-Ас вторгся в Египет с 3-тысячным отрядом (впосл. его численность выросла до 15 тыс.). Источники сохранили свидетельства о серьезных опасениях халифа Умара по поводу этого похода, который выглядел как безумная авантюра - население Египта, даже сократившееся в годы «Юстиниановой чумы», составляло не меньше 3 млн чел., а размещенные в стране визант. войска, пусть не лучшего качества, насчитывали ок. 25-30 тыс. Однако араб. завоевание облегчил кризис визант. общества. В Египте был достаточно высок накал противостояния имперских властей и местного населения, симпатизировавшего монофизитству. Правосл. Александрийский патриарх Кир, обладавший также полномочиями главы налоговой администрации, рьяно насаждал монофелитство, жестоко искореняя инакомыслие. Копт. патриарх Вениамин I укрывался в монастырях в пустыне. Пассивная враждебность или безразличие копт. населения деморализовали визант. гарнизоны. В науке XIX в. господствовало представление о том, что копты восприняли мусульман чуть ли не как избавителей от имперского гнета. Оно подверглось критике А. Дж. Батлера (1902), указывавшего на примеры упорного сопротивления арабам коптских городов Дельты, даже лишенных поддержки центральных властей. Однако большинство историков не сочли его аргументы достаточно убедительными. Факт морального кризиса и пораженческих настроений византийской стороны не подлежит сомнению. Население Египта было деморализовано как недавними успехами персов, контролировавших страну в 619-629 гг., так и победами арабов, овладевших Св. землей. Даже в разгар арабского вторжения продолжались конфликты политических группировок, объединенных в цирковые партии «синих» и «зеленых», а деятельность местной администрации нередко была парализована противоречиями военачальников и чиновников, одни из которых выступали за борьбу до победы, а другие готовы были идти на уступки завоевателям.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖИХАД [араб.- старание, напряжение усилий], в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина. Первоначально под Д. подразумевалась борьба за распространение ислама среди аравийцев-язычников и защита его завоеваний. Коранические предписания относительно Д. носят неоднозначный и порой противоречивый характер. Во многом это зависит от периода создания Мухаммадом той или иной суры (меканский или мединский). Так, Коран призывает приобщать многобожников к вере мирными средствами, вести с противниками ислама только оборонительную войну, нападать на неверных в любое время и повсюду, исключая лишь священные месяцы. С течением времени концепция Д. расширяется и углубляется. Разрабатываются понятия «Д. сердца» как борьбы с собственными дурными наклонностями, «Д. языка» («повеление одобряемого и запрещение порицаемого»), «Д. руки» как применение наказаний к преступникам и нарушителям норм морали и «Д. меча» - вооруженная борьба с противниками ислама. Борцам за веру (муджахидам) уготовано вечное блаженство в раю. Интерпретируя приписываемые Мухаммаду фразы: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому» и «Величайший джихад, в котором сражается человек,- джихад с самим собой», морально-нравственное самоусовершенствование объявлялось «большим джихадом», а война с неверными - «малым джихадом». В эпоху халифата, объединившего различные народы, конфессии и регионы, концепция Д. была дополнена детальной разработкой следующих понятий: «дар аль-ислам» (земля ислама) - территория господства мусульман, «дар аль-харб» (земля войны) - территория, находившаяся вне мусульм. контроля, и «дар ас-сульх» (земля договора), на которой мусульмане политической власти не имели, но пользовались свободой вероисповедания. Религ. политика на завоеванных территориях, проводившаяся в эпоху раннего ислама, определялась в основном прагматическими соображениями. Перед выбором «меч или ислам» ставились только язычники, что касается «людей Писания» - христиан и иудеев, то они могли получить статус зимми (покровительствуемого населения), к-рое продолжало платить, как и до араб. завоеваний, подушную подать ( джизью ) и при этом сохранять свою религию.

http://pravenc.ru/text/171851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ серия военных походов арабов-мусульман в VII в., приведшая к созданию на Ближ. Востоке мусульм. империи - Исламского халифата - и во многом определившая совр. религ. и культурную ситуацию в Вост. Средиземноморье и Передней Азии. По мнению совр. исследователей, основатель ислама Мухаммад не ставил перед своими последователями задачи достижения мирового господства, считая, что мусульм. вероучение обращено только к арабам. Однако экспансия мусульман выплеснулась за пределы Аравии и обратилась против Сасанидского Ирана и Византии, истощенных долгой борьбой друг с другом. Природная воинственность бедуинов, потребность раннеклассового об-ва в постоянном притоке военной добычи нашли себе наилучшее обоснование в исламской доктрине джихада - священной войны за веру. После кончины Мухаммада в 632 г. его преемником (халифом) был избран один из ближайших его сподвижников престарелый Абу Бакр. Он столкнулся с массовым отпадением от ислама новообращенных арав. племен. В течение года армиям мусульман удалось сломить разрозненное сопротивление отступников; в ходе этих военных операций войско лучшего полководца халифата Халида ибн аль-Валида вторглось в пределы Месопотамии, во владения частично христианизированного араб. племенного союза Лахмидов . В результате ирак. похода (лето 633) мусульмане разгромили бедуинов Приевфратья, вассалов Ирана, и впервые вошли в соприкосновение с сасанидскими войсками. Окрыленный этими успехами, Абу Бакр задумал масштабный поход на Византию. Зимой 634 г. он сформировал 3 армии общей численностью 20 тыс. чел. и направил их в Юж. Палестину и Заиорданье. В апр. халиф назначил командующим всеми араб. силами в визант. пределах Халида ибн аль-Валида, к-рый, выступив из Хиры , пересек Сирийскую пустыню и появился под стенами Босры (совр. Бусра-эш-Шам, Иордания). Визант. имп. Ираклий , обеспокоенный успехами арабов, направил против них армию во главе со своим братом Феодором; в июле 634 г. она была разгромлена Халидом в битве при Аджнадайне в Юж. Палестине.

http://pravenc.ru/text/75804.html

В сент. 629 г. в 10 км к югу от К., у Муты, произошло 1-е столкновение византийцев с мусульманами: один из гассанидских вождей, союзников Византии, нанес поражение отряду мусульман, в битве пало неск. сподвижников Мухаммада. В 634-635 гг. плато было быстро завоевано мусульманами. Археологических следов грабежей и разрушений не обнаружено. В раннеараб. эпоху К. не упоминается в араб. источниках. Прилегающие территории входили в р-н Мааб провинции (джунда) Димашк. На мозаиках VIII в. церквей в Маине и Умм-эр-Расасе сохранились изображения Харахмовы в ряду проч. городов региона. Мозаичная надпись 687 г. из церкви Эр-Раббы свидетельствует о перенесении в этот город из Петры кафедры митрополита Палестины Третьей. В кон. X - нач. XI в. Заиорданье контролировала племенная группировка Бану Тайй, оспаривавшая власть над Палестиной у егип. Фатимидов . В 982/3 г. фатимидский военачальник Ял Текин нанес поражение бедуинам и овладел их центрами к югу от Мёртвого м., в т. ч. захватил плато Карак. Однако фатимидский контроль над этими территориями оставался номинальным, как и сменившая его в кон. XI в. власть Сельджукидов, занявших Дамаск и претендовавших на земли Заиорданья. Крестоносцы, захватив в 1099 г. Иерусалим, продолжили экспансию в южном направлении и после нескольких военных экспедиций закрепились в регионе Вади-эль-Араба, между Мёртвым м. и Акабским зал., а также на вост. берегу Мёртвого м. В 1142 г. Пайен де Мильи, дворецкий иерусалимского кор. Фулька, основал на южной оконечности утеса, где раньше находилось визант. поселение, замок Карак (Крак-де-Моав), к-рый крестоносцы ошибочно отождествили с Петрой. Строительные работы велись в несколько этапов до 60-х гг. XII в. Тогда же предположительно было окружено стеной селение, примыкавшее к замку (совр. Старый город). Треугольной формы плато, на котором расположен К., имеет протяженность 850 м. Замок, отделенный рвом от Старого города, достигал в длину 220 м, а в ширину от 125 м в сев. части до 40 м в южной. В настоящее время сохранилось несколько участков фортификаций из грубо обработанного камня, относящихся ко времени крестоносцев, прежде всего укрепления северной стены и ряд подземных коридоров и сводчатых помещений. Крестоносные замки Заиорданья помимо того, что обеспечивали контроль над плодородными землями (по словам араб. географа Ибн Джубайра, под управлением К. в 1184 находилось 400 деревень), нарушали сообщение между Сирией и Египтом, что существенно осложнило мусульм. паломничество. Владения Иерусалимского королевства к югу и востоку от Мёртвого м. составляли отдельную Заиорданскую сеньорию со столицей в К. В 1167 г. в этом городе была учреждена кафедра лат. архиепископа Петры и митрополита Аравии, к которой формально приписали правосл. епархию горы Синай.

http://pravenc.ru/text/1470395.html

Со времени Гофониила, лев Иуды никогда не появлялся в битвах. И теперь, чтобы избегнуть военного столкновения с страшными врагами, колено иудино не только не выступило на защиту своего народного героя, а увидало в нем возмутителя общественного мира и решилось выдать Самсона своим врагам. Герой добровольно согласился отдаться в руки своих братьев, под одним условием, чтобы они сами связали его и отвели в лагерь филистимлян. Самсон действительно был связан новыми веревками и в таком беспомощном положении отведен был к филистимлянам. Но когда те, увидев своего заклятого врага в таком положении, огласили лагерь криками торжества, на Самсона сошел Дух Господень: он двинул своими могучими руками, и новые веревки разорвались как полусгоревшие нитки, а он, схватив попавшуюся ему тут же свежую челюсть осла, бросился с нею на изумленных филистимлян и избил тысячу врагов своих. Этот и подобные подвиги Самсона могут казаться сказочными, но для суждения о них прежде всего нужно помнить, что Самсон был наделен чудесного силою, и в этих подвигах помогал ему тот Дух Господень, который всегда подкреплял его в таких случаях. Но и помимо этого, для должного понимания подвига Самсона не лишне иметь в виду некоторые черты из военной жизни как древних, так и теперешних арабов. Войны арабов обыкновенно не кровопролитны; два племени могут находиться в войне в течение целого года, не теряя с обеих сторон более тридцати или сорока человек. Но когда араб находится пред лицом национального врага, то он часто проявляет изумительное геройство. Между ними еще и теперь встречаются воины, имена которых славятся по всей пустыне. Приписываемые им подвиги храбрости могут показаться сказочными, если мы не будем помнить, что войны арабов представляют обширное поприще для личного мужества. Так, в истории Антара мы читаем, что этот мужественный араб, сидя на своем коне Габаре, убил своим копьем во время одной битвы 800 человек. Если в этой цифре допустить и преувеличение, то в самом факте нет ничего невероятного, так как и в новейшее время были известны подобные герои, подвиги которых могут быть засвидетельствованы очевидцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010