Павел назван вторым, после Петра, основателем Римской церкви. Эта легенда утверждает, что оба апостола мученически погибли во время гонений Нерона, в один день (29 июня) и год, или с разницей в один год, но в разных местах и разной смертью. Петр был распят, как и его Учитель (только вниз головой ). Это произошло либо на холме Яникул (где стоит церковь Сан–Пьетро ин Монторио), либо, что более вероятно, на Ватиканском холме (где во времена Нерона находился цирк и совершались казни); Павел, как римский гражданин, был обезглавлен. Его казнили за пределами города, на Остийской дороге близ Трех Источников (Tre Fontane). По пути к месту казни оба апостола даже прошли по одному и тому же отрезку Аппиевой дороги. В конце II века римский пресвитер Кай (Гай) указывал на их надгробия, или трофеи, на Ватикане и Via Ostia. Согласно «Календарю» Римской церкви, начинающемуся со времен Либерия, торжественное захоронение останков Петра в катакомбах Сан–Себастиано и останков Павла на Via Ostia состоялось 29 июня 258 г. Столетием позже останки Петра были навечно захоронены в соборе св. Петра на Ватикане, а останки апостола Павла — в соборе Св. Павла (San–Paolo fuori le mura) с внешней стороны Porta Ostiensis (ныне Porta San Paolo). Предание о двадцатипятилетнем епископском служении Петра в Риме (которому предшествовало семилетнее епископство в Антиохии) получило распространение лишь в IV веке (Иероним). Как уже было сказано, оно возникло из–за ошибки в хронологических расчетах и сомнительного утверждения Иустина Мученика о том, что Симон Волхв посетил Рим при императоре Клавдии (41 — 54). «Catalogue Liberianus», самый древний список пап (предположительно составленный не позже 366 г.), определяет срок папского правления Петра в 25 лет, 1 месяц и 9 дней и датирует его смерть 29 июня 65 г. (при консулах Нерве и Вестии) — получается, что апостол пришел в Рим в 40 г. по Р.Х. Евсевий в частично сохранившемся греческом тексте своей «Хроники» не называет точный срок, но в «Церковной истории» он сообщает, что Петр пришел в Рим при императоре Клавдии, чтобы опровергнуть пагубные заблуждения Симона Волхва.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Рака с мощами мч. Квирина. Мастер Б. Витте. 1900 г. (базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс) Рака с мощами мч. Квирина. Мастер Б. Витте. 1900 г. (базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс) Мученичество Александра, Евентия и Феодула было составлено в Риме предположительно в VI или в нач. VII в. ( Dufourcq. 1900. P. 14), по мнению нек-рых исследователей, в 1-й пол. V в. ( Llewellyn. 1976). Изложенное в нем агиографическое предание возникло в результате смешения имен епископа (папы) Римского Александра I (108/9-116 или 119) и рим. мч. Александра, могила которого находилась в катакомбах на 7-й миле Номентанской дороги (LP. T. 1. P. XCI-XCII; Dufourcq. 1900. P. 210-211; Scorza Barcellona F. Alessandro I//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 1. P. 213-215). Датировка Мученичества основана на сделанном Л. Дюшеном наблюдении, что в Liber Pontificalis представлена более ранняя версия легенды о Римском еп. Александре, чем та, к-рая получила отражение в Мученичестве. В Иеронимовом Мартирологе под 30 апр. помещена память еп. Квирина, погребенного на кладбище Претекстата. По мнению И. Делеэ, указание на епископский сан мученика является ошибкой, возникшей из-за смешения имен К. и св. Квирина , еп. Сисцийского (пам. 4 июня), гробница к-рого находилась недалеко от катакомб Претекстата, в базилике Апостолов (ныне Сан-Себастьяно) на Аппиевой дороге. В 1908 г. в катакомбах Претекстата был обнаружен фрагмент надписи с упоминанием мучеников Ианнуария и Фелициссима и исп. Квирина (MR IANVARI FEL.../ET COFF QVIRINI MAIO... - Nuovo Bull. di Archeologia Cristiana. 1909. T. 15. P. 121). Согласно рим. итинерариям VII в., гробница К. находилась близ мест захоронений Римского папы Урбана I , мучеников Ианнуария, Фелициссима и Агапита и др. святых (Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. P. 308, 317, 327. (CCSL; 175)). Поминовение К. указано во франк. «исторических» мартирологах IX в. под 30 марта (эта дата указана в Мученичестве). Память К. впервые значится в т. н. Малом Римском мартирологе, составителем к-рого считается Адон , архиеп. Вьеннский (30 марта - «трибуна и мученика Квирина, отца св. Бальбины», 31 марта - «св. девы Бальбины, погребенной на кладбище Претекстата около своего отца Квирина»; Quentin. 1908. P. 422-423). В мартиролог Адона Вьеннского включено краткое сказание о К., основанное на Мученичестве.

http://pravenc.ru/text/1684073.html

Пребывая в столице, император позаботился о сооружении в ней христианских церквей. На окраине города, по дороге на Остию, где, по преданию, был усечен мечом апостол Павел, он повелел построить базилику в честь апостола, главной святы­ней которой стала его гробница. Еще один храм в честь апосто­лов был тогда сооружен у Аппиевой дороги. Рассказывают, что Константин собственноручно перенес на стройке церкви 12 кор­зин со строительным бутом – каждую в память об одном из Две­надцати учеников Спасителя. За два года до прибытия импера­тора в Рим в нем, на Ватиканском холме, вблизи цирка Нерона, был заложен храм, посвященный апостолу Петру. Его освящение состоялось в присутствии Константина 18 ноября 326 г. Так Рим обретал облик христианского города. Но в конце 326 г. император покинул Рим и отправился на Восток. Открыто выражаемая неприязнь римлян и плохо скрывае­мое недружелюбие бессильного, но почтенного ввиду своей древ­ности римского сената, семейная драма, разыгравшаяся в этом городе, – все это укрепляло Константина в решимости поменять столицу империи. Первый шаг к этому сделан был уже Диокле­тианом, устроившим свою резиденцию в Никомидии. С тех пор местопребыванием императоров бывали разные города, а точ­нее говоря, военные лагеря, расположенные в этих городах или поблизости от них, так что подобными временными и неофици­альными столицами служили, помимо Никомидии, Сирмий на Балканах, Медиолан в Италии, Трир на Рейне и Эбурак (Йорк) в Британии. Между тем еще со времен Антонинов центр тяже­сти империи – экономический и демографический – переме­стился из Италии на восток, а в культурном отношении грекоя­зычные провинции доминировали еще со времени их завоевания Римом. Римская элита давно уже стала двуязычной, одинаково хорошо владея и родным латинским, и греческим языком. Самые опасные военные угрозы также находились на востоке. Сильней­шим и потому главным противником Рима в течение многих веков являлась Парфия, которая с воцарением Сасанидов сбро­сила с себя вместе со свергнутой династией эллинистическую оболочку и вновь стала Ираном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– Не хочу, отец мой, – и без того уже ноют кости… В катакомбах, особенно поближе к мощам святых, так дорожили каждым свободным уголком, что приходилось устраивать немного искривленные могилы там, где расположение стен не позволяло другого устройства; кривые могилы покупались только бедными. – Бог весть, думаю, сколько времени лежать до Воскресения, – объяснила старушка. – В кривую попадешь сначала – то оно, пожалуй, и ничего, а потом, как устанешь, плохо… Анатолий слушал и восхищался. – Это гораздо любопытнее, чем таинства Митры, уверял он Арсиною, с легкомысленной улыбкой. – Жаль, что я раньше не знал. Никогда не видывал я более веселого кладбища! Они вступили в довольно просторную усыпальницу. Здесь горели бесчисленные лампады. Пресвитер отправлял службу. Алтарем была верхняя плита гробницы мученика, которая находилась под дугообразным сводом. Было много молящихся в белых длинных одеждах. Все лица казались радостными. Мирра стала на колени. Она смотрела со слезами детской любви на изображение Пастыря Доброго на потолке усыпальницы. Здесь, в катакомбах, возобновлен был давно уже оставленный церковью обычай первых времен христианства: по окончании службы братья и сестры приветствовали друг друга «лобзанием мира». Арсиноя, следуя общему примеру, поцеловала Анатолия. Потом направились они все четверо из нижних ярусов в верхние, откуда был ход в тайное убежище Ювентина, покинутую языческую гробницу, колумбарий , в стороне от Аппиевой дороги. Здесь, в ожидании корабля, который должен был увезти его в Египет, скрывался он от преследований матери, доносившей на него чиновникам префекта, и жил с богоугодным старцем Дидимом из нижней Фиваиды. Ювентин был в строгом послушании у старца. Дидим, сидя на корточках в колумбарии, плел из ивовых прутьев корзину. Луч месяца, падая в узкую отдушину, озарял его седые, пушистые кудри и длинную бороду. Сверху донизу в стенах гробницы были сделаны небольшие углубления, похожие на гнезда в голубятне; в каждом из этих гнезд стояла урна с пеплом усопшего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Закрыть itemscope itemtype="" > Италия: православные святыни и люди Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым 19.03.2009 439 Время на чтение 9 минут - У большинства людей слова «святыня», «святость» сегодня ассоциируются скорее с христианским Востоком, нежели с христианским Западом. А между тем Италия ничуть не уступает Востоку. И святая италийская земля исхожена стопами апостолов, обагрена кровью мучеников, прославлена великими богословами блаженными Амвросием Медиоланским и Августином, а при входе в Колизей возвышается крест. Отец Алексий, почему именно Италия представляет собой своеобразный «клондайк» христианских святынь? - Христианская традиция в Италии имеет 2000-летнюю историю. Первохристианские общины Рима и Медиолана состояли как из простых людей, так и из знати. Все слои общества были проникнуты верой Христовой и готовностью ее исповедать. Поэтому Рим полон святынь. И римская земля, и римский воздух пропитаны проповедью веры Христовой, свет которой несли сами апостолы и первые мученики. Сегодняшний дух западного христианства иной, но в каждом шаге по земле Рима ты ощущаешь их присутствие. Святыни я бы разделил на две группы. Это святыни собственно италийские и святыни, привезенные из других мест и хранящиеся в Италии. Одних лишь исконно италийских святынь (это мощи апостолов, первых мучеников и учителей Церкви) сотни, а может быть, и тысячи. В Риме я жил долго и помню, как меня поразила надпись, на которую наткнулся случайно, гуляя по древнему римскому порту Ostia Antica. В сооружении этого важного стратегического и торгового объекта принимали участие Цицерон и многие именитые римляне. Сейчас это музей под открытым небом, по которому просто приятно побродить. Так вот, там я однажды обнаружил дощечку с надписью: «На этом месте была захоронена блаженная Моника, мать блаженного Августина». А мы-то знаем, какой глубокой веры была эта женщина и как она вымолила своего сына, блаженного Августина! - Если говорить о моих впечатлениях, то самый глубокий след в сердце оставили расположенные вдали от центра шумного Рима, в тиши Аппиевой дороги катакомбы. Там ты погружаешься в жизнь древнего Рима, и кажется, что по этим ступеням спускаешься в первые века христианства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИКИЛИЯ РИМСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мц. Кикилия Римская. Икона (Европа, XX-XXI в.) Кикилия (Цецилия) Римская (латин. Caecilia, греч. Κικιλα; + ок. 230 / 288 ), мученица Память 22 ноября Святая мученица Кикилия была римлянкой из богатого и знатного рода. Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу . Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана . Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы её жених уверовал во Христа, а она сохранила бы девство. Святая уговорила жениха пойти с ней к епископу Урвану , скрывавшемуся от гонений в пещере у Аппиевой дороги. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, и он уверовал во Христа и обратил в христианство и своего брата Тивуртия . Братья раздали часть своего имения бедным, ухаживали за больными, хоронили христиан, замученных гонителями. Правитель Аммах, узнав об этом, повелел схватить святых и привести на суд. Он потребовал, чтобы те отреклись от Христа и принесли жертвы языческим богам. Братья отказались. Тогда мучеников стали беспощадно избивать плетьми. Святой Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук, но твёрдо стоять за Христа. Мц. Кикилия Римская. Греческая икона (XX-XXI в.) Правитель, желая избежать влияния святого проповедника на народ, приказал вывести мучеников за пределы города и там казнить. Отрядом воинов, сопровождавшим их на казнь, командовал Максим . Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Святые братья ответили, что они оставляют временную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел подробно узнать учение христиан. Он привел святых Валериана и Тивуртия в свой дом и всю ночь слушал их беседу. Узнав об этом, святая Кикилия пришла к Максиму со священником, и он со всей семьёй принял святое крещение.

http://drevo-info.ru/articles/10803.html

И апостол Петр продолжил свою проповедь. Предание говорит, что, уйдя из Иерусалима, он пришел в Рим, где и возглавлял Церковь на протяжении более  двадцати лет. В Риме есть так называемая Аппиева дорога. По ее булыжникам, где когда-то гремели подкованными подошвами сандалий римские легионеры, сейчас проносятся легкие авто. Иногда встретится туристический автобус, переваливающийся с боку на бок на неровностях древней дороги. Тогда, чтобы тебя не задело, приходится прижиматься к стене — это очень узкая дорога. Огораживающая ее стена помнит апостола Петра… При выходе из города, где античная стена заканчивается, можно увидеть маленький средневековый храм. Многие слышали о древней легенде, отраженной в романе Генриха Сенкевича «Камо грядеши?» Апостол Петр, услышав, что император Нерон замышляет убить его, решил покинуть Рим. И на старой дороге, при выходе из города, он повстречал Иисуса Христа. Пораженный Петр воскликнул:  «Domine, quo vadis?» — «Господи, куда идешь?» Спаситель ответил: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Устыдившийся Петр повернул назад, в город, где был схвачен и казнен. Маленький храм построен на том самом месте, где Петр повстречал Христа. Здесь сохранено место, на котором стоял Христос. Храм украшен древними иконами, фреской, изображающей распятие апостола Петра. Это очень странное распятие: оно… перевернуто. Апостол, когда его привели на место казни, заявил, что считает себя недостойным быть распятым так же, как распяли Христа. Тогда Петра прибили ко кресту, и под улюлюканье потешающейся толпы подняли на кресте вверх ногами. Это произошло около 66 года в цирке Нерона... Там, в садах за цирком Нерона, апостола Петра и похоронили. Менее чем через 300 лет император Константин приказал построить на этом месте храм. Сам цирк был превращен в обширную площадь. В Средние века обветшавший храм, построенный Константином, был разобран. На этом месте воздвигнут самый большой христианский храм в мире: Собор святого апостола Петра. Автор — редактор сайта  " Азбука веры "

http://foma.ru/ucheniki-apostol-petr.htm...

В Риме найден саркофаг апостола Павла 6 декабря 2006 г. 16:23 В Риме обнаружен саркофаг одного из самых почитаемых христианских святых — апостола Павла, сообщают сегодня итальянские СМИ со ссылкой на представителей Ватикана. Усыпальница святого была обнаружена во время раскопок — в подземной крипте под алтарем римской церкви святого Павла за стенами, построенной, по преданию, на могиле апостола. В течение многих веков место упокоения святого Павла не подвергалось никаким раскопкам. О том, были ли найдены вместе с саркофагом мощи святого Павла, не сообщается. Подробности открытия будут представлены в будущий понедельник на пресс-конференции в Ватикане с участием настоятеля базилики святого Павла за Стенами кардинала Андреа Кордеро Ланца ди Монтедземоло, а также руководителей раскопок. По сообщению ИТАР-ТАСС , саркофаг был найден под главным алтарем храма , в том месте, где у основания алтаря сохранилась надпись: «Павел, апостол, мученик». В крышке саркофага видно отверстие около 10 сантиметров в поперечнике. По мнению археологов, через это отверстие внутрь гробницы апостола Павла опускались куски ткани, которые впоследствии также почитались как реликвии. По преданию, святой Павел был казнен в Риме в 67 году от Рождества Христова после двухлетнего заключения. Во времена гонений на христиан мощи святых Петра и Павла вместе хранились в подземных катакомбах близ Аппиевой дороги. После провозглашения христианства государственной религией Римской империи, мощи святых апостолов Петра и Павла были перенесены в две базилики, построенные в их честь императором Константином. Мощи святого Петра были обнаружены в 1939 году в подземной части собора его имени в Ватикане и сейчас выставлены для поклонения паломников. «Вести» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/168962.htm...

В Риме найден саркофаг святого апостола Павла Рим, 6 декабря 2006 г. В Риме обнаружен саркофаг одного из самых почитаемых христианских святых, апостола Павла, сообщают сегодня итальянские СМИ со ссылкой на представителей Ватикана. Усыпальница святого была обнаружена во время раскопок там, где ей следовало находиться, - в подземной крипте под алтарем римской церкви Святого Павла за стенами, по преданию, построенной на могиле апостола. В течение многих веков место упокоения святого Павла не подвергалось никаким раскопкам, сообщает ИТАР-ТАСС. О том, были ли найдены вместе с саркофагом мощи святого Павла, не сообщается. Подробности открытия будут представлены в будущий понедельник на пресс-конференции в Ватикане, с участием настоятеля базилики святого Павла за стенами кардинала Андреа Кордеро Ланца ди Монтедземоло, а также руководителей раскопок. Саркофаг был найден под главным алтарем храма, в том месте, где у основания алтаря сохранилась надпись: " Павел, апостол, мученик " . В крышке саркофага видно отверстие около 10 сантиметров в поперечнике. По мнению археологов, через это отверстие внутрь гробницы апостола Павла опускались куски ткани, которые впоследствии также почитались как реликвии. По преданию, святой Павел был казнен в Риме в 67 году от Рождества Христова после двухлетнего заключения. Во времена гонений на христиан мощи святых Петра и Павла вместе хранились в подземных катакомбах близ Аппиевой дороги. После провозглашения христианства главной религией Римской империи мощи святых Петра и Павла были перенесены в две базилики, построенные в их честь императором Константином. Мощи святого Петра были обнаружены в 1939 году в подземной части собора его имени в Ватикане и сейчас выставлены для поклонения паломников. 6 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19773.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Риме найден саркофаг святого апостола Павла 06.12.2006 В Риме обнаружен саркофаг святого апостола Павла , сообщают сегодня итальянские СМИ со ссылкой на представителей Ватикана. Усыпальница св. апостола была обнаружена во время раскопок в подземной крипте под алтарем римской церкви «Святого Павла за стенами», по преданию, построенной на могиле апостола. В течение многих веков место упокоения святого Павла не подвергалось никаким исследованиям. О том, были ли найдены вместе с саркофагом мощи святого апостола Павла, не сообщается. Подробности открытия будут представлены в будущий понедельник на пресс-конференции в Ватикане, с участием настоятеля базилики святого Павла кардинала Андреа Кордеро Ланца ди Монтедземоло, а также руководителей раскопок. Саркофаг был найден под главным алтарем храма, в том месте, где у основания алтаря сохранилась надпись: " Павел, апостол, мученик " . В крышке саркофага видно отверстие около 10 сантиметров в поперечнике. По мнению археологов, через это отверстие внутрь гробницы апостола Павла опускались куски ткани, которые впоследствии также почитались как реликвии. Святой апостол Павел был казнен в Риме в 67 году от Рождества Христова после двухлетнего заключения. Во времена гонений на христиан мощи святых Петра и Павла вместе хранились в подземных катакомбах близ Аппиевой дороги. После провозглашения Христианства главной религией Римской империи мощи святых Петра и Павла были перенесены в две базилики, построенные в их честь императором Константином . Мощи святого Петра были обнаружены в 1939 году в подземной части собора его имени в Ватикане и сейчас выставлены для поклонения паломников. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 06.12.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/1952.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010