Епископ Рима Е. Гергей. История папства Что нам конкретно известно о формировании римского епископата и его ранней истории? Первым епископом Рима, согласно католическому учению, был сам Святой Петр, но основание римской церкви он должен был разделить с Павлом. Исторически, по-видимому, Павел в противоположность Петру был римским гражданином и прибыл в Рим в 61 году. О Петре же мы знаем, что он проповедовал в Антиохии, а оттуда приехал в Рим, но, несомненно, после Павла. Легенда о римской встрече Петра и Павла, об их совместных деяниях и мученичестве является символом объединения христианских направлений. С римскими деяниями Петра связана прекрасная легенда «Quo vadis?» . Спасаясь от преследований Нерона, Петр по совету своих почитателей хотел оставить Рим. Темной ночью он отправился из своего потайного убежища в сторону Аппиевой дороги. У городских ворот на Via Appia он встретился с Иисусом, который шел в город с крестом на плече. «Domine , quo vadis?» - спросил он у Христа, пораженный. На это Иисус ответил: «Я пришел в Рим, чтобы снова оказаться распятым на кресте». Петр понял смысл этих слов и, устыдившись, отвернулся. На этом месте воздвигнута знаменитая капелла «Quo vadis». В 64 году жертвами преследования христиан, которое устроил Нерон сразу после пожара Рима, по-видимому, пали оба апостола, однако ясными и однозначными сведениями об их судьбе мы не располагаем. Несмотря на все противоречия, несомненно, что Петр никогда не мог быть епископом Рима - ведь в 60-х годах еще не сложилась епископальная церковь. Однако значительная часть исторической литературы считает вероятным, что Петр тоже прибыл в Рим и вместе с Павлом пал жертвой преследований (у нас нет оснований оставлять без внимания послание Климента, согласно которому Петр погиб в 64 году в Риме). Для доказательства и понимания складывающегося примата и учительского верховенства римских епископов, обозначенных в их посланиях о вере, совершенно не обязателен факт римского епископства Петра. Другой вопрос, что легенды, возникшие вокруг Петра для подтверждения примата римского епископа, сами по себе стали силой, формирующей историю. Если мы станем всецело связывать это главенство, первенство с личностью Петра, то тогда было бы логично на основе доказуемых деяний его в Антиохии, а также деятельности по организации церкви рассматривать именно этот город лидером христианства. Рим же еще до возникновения легенд возвысился над Антиохией, став центром западного христианства, ибо Рим был тогда центром мира, экономическим и политическим центром империи. И первенство (примат) римского епископа в рамках всей церкви обусловливалось руководящей политической ролью Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441566/

Закрыть itemscope itemtype="" > Италия: православные святыни и люди Беседа с настоятелем прихода святых жен-мироносиц в Венеции священником Алексием Ястребовым 19.03.2009 439 Время на чтение 9 минут - У большинства людей слова «святыня», «святость» сегодня ассоциируются скорее с христианским Востоком, нежели с христианским Западом. А между тем Италия ничуть не уступает Востоку. И святая италийская земля исхожена стопами апостолов, обагрена кровью мучеников, прославлена великими богословами блаженными Амвросием Медиоланским и Августином, а при входе в Колизей возвышается крест. Отец Алексий, почему именно Италия представляет собой своеобразный «клондайк» христианских святынь? - Христианская традиция в Италии имеет 2000-летнюю историю. Первохристианские общины Рима и Медиолана состояли как из простых людей, так и из знати. Все слои общества были проникнуты верой Христовой и готовностью ее исповедать. Поэтому Рим полон святынь. И римская земля, и римский воздух пропитаны проповедью веры Христовой, свет которой несли сами апостолы и первые мученики. Сегодняшний дух западного христианства иной, но в каждом шаге по земле Рима ты ощущаешь их присутствие. Святыни я бы разделил на две группы. Это святыни собственно италийские и святыни, привезенные из других мест и хранящиеся в Италии. Одних лишь исконно италийских святынь (это мощи апостолов, первых мучеников и учителей Церкви) сотни, а может быть, и тысячи. В Риме я жил долго и помню, как меня поразила надпись, на которую наткнулся случайно, гуляя по древнему римскому порту Ostia Antica. В сооружении этого важного стратегического и торгового объекта принимали участие Цицерон и многие именитые римляне. Сейчас это музей под открытым небом, по которому просто приятно побродить. Так вот, там я однажды обнаружил дощечку с надписью: «На этом месте была захоронена блаженная Моника, мать блаженного Августина». А мы-то знаем, какой глубокой веры была эта женщина и как она вымолила своего сына, блаженного Августина! - Если говорить о моих впечатлениях, то самый глубокий след в сердце оставили расположенные вдали от центра шумного Рима, в тиши Аппиевой дороги катакомбы. Там ты погружаешься в жизнь древнего Рима, и кажется, что по этим ступеням спускаешься в первые века христианства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАРИ [итал. Bari, лат. Barium], г. в Юж. Италии, адм. центр обл. Апулия, центр почитания свт. Николая , архиеп. Мирликийского. В наст. время в Б. находится кафедра архиеп-ства Б.-Битонто, архиепископ к-рого носит также титулы примаса Апулии, епископа Каносы и папского делегата базилики свт. Николая. Из 710 тыс. чел., проживающих в архиеп-стве, 600 тыс. исповедуют католичество (An. Pont. 2001. P. 82). История Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. Свт. Николай. Запрестольная икона базилики свт. Николая в Бари. 1321–1331 гг. В рим. время (завоеван в 317 г. до Р. Х.) Б. был известен как стратегически важная гавань на Адриатическом м., находясь на ответвлении Аппиевой дороги , соединявшей Рим с вост. провинциями империи. При имп. Нероне (54-68 гг. по Р. Х.) Б. получил статус муниципия. После падения Зап. Римской империи (476) Б. был завоеван остготами, но после 552 г. отошел к Византии. В силу соседства с горами Гаргано, где, по преданию, в кон. V в. произошло явление арх. Михаила, город пользовался известностью в христ. мире. В кон. VII в. присоединен к лангобардскому герц-ству Беневент. В состав Византии Б. вернулся при имп. Льве III Исавре (717-741), но вскоре восстал против его иконоборческой политики. Местный правитель Феодор провозгласил независимость от империи, и Б. стал прибежищем мн. противников иконоборчества, с к-рыми иногда связывают появление скальных церквей в окрестностях города. В кон. VIII в. Б. вновь вынужден был признать власть лангобардского герц-ства Беневент. Начавшаяся в это время стабилизация сельского хозяйства и морской торговли была прервана араб. нашествием. В 840 г. Б. выдержал натиск вторгшихся из Африки арабов, но уже в 847 г. был захвачен эмиром Хальфуном, основавшим в Б. независимый эмират и распространившим свою власть на обширную территорию. Вскоре после того как в 871 г. город был отвоеван у арабов франк.

http://pravenc.ru/text/77546.html

[Лат. Nemesius et Lucilla] († 257), мученики Римские (пам. зап. 25 авг., 31 окт., 8 дек.). Сведения о Н. и Л. содержатся в Мученичестве папы Стефана I (BHL, N 7845), к-рое, вероятно, было написано в VI в. и, по мнению исследователей, лишено исторической достоверности ( Amore A., Celletti M. Ch. Nemesio e Lucilla//BiblSS. Vol. 9. Col. 801-804). Согласно этому источнику, во время правления имп. Валериана (253-260) сщмч. Стефан, папа Римский (254-257), обратил ко Христу и крестил мн. язычников. К нему пришел военный трибун Н., у к-рого была единственная дочь Л., от рождения слепая, и попросил папу крестить их. После совершения таинства дева прозрела, и в тот же день еще большее число римлян уверовало в Истинного Бога. Затем сщмч. Стефан посвятил Н. во диакона. Об этом было доложено императору, к-рый приказал консулам Галлиену и Максиму разыскать бывш. трибуна и казнить его без судебного разбирательства. Однажды ночью Н. проходил по Аппиевой дороге мимо храма Марса, где в тот момент Галлиен и Максим приносили жертвы идолам. Увидев это, диакон обратился к Богу с молитвой о вразумлении консулов. Тотчас в Максима вселился бес, и он стал кричать громким голосом, что его сжигает христианин Н. и сокрушает своей молитвой. Выйдя из храма, Галлиен и Максим схватили диакона, надругались над ним, после чего Максим испустил дух. Н. смело исповедовал Христа перед Валерианом, к-рый, обвинив бывш. трибуна в человекоубийстве с помощью магии, заключил его в темницу. Л. была отдана под надзор нечестивой женщины Максимы. После этого Валериан приказал схватить Симфрония, управляющего имуществом Н., также христианина, и передать трибуну Олимпию для допроса. Трибун хотел узнать под пытками у Симфрония, где спрятаны деньги Н., и заставить его принести жертвы идолам. Управляющий сказал, что раздал все имущество хозяина нищим; по его молитве золотая статуя Марса расплавилась. Видя это, Олимпий уверовал во Христа и крестился у папы Стефана вместе с женой Эксуперией и сыном Феодулом. Через 3 дня, узнав о случившемся, Валериан и Галлиен приказали без суда умертвить Н. и его дочь. Л. перерезали горло на Аппиевой дороге перед храмом Марса. Как пишет автор Мученичества, Л. казнили 1-й, чтобы Н., видя страдания дочери, отрекся от веры. Однако диакон не изменил своих убеждений и был обезглавлен между Аппиевой и Латинской дорогами 25 июля (в нек-рых рукописях Мученичества день казни - 25 авг.). Папа Стефан похоронил останки мученика около места его казни, на Латинской дороге, недалеко от Рима (в арм. версии Мученичества (BHO, N 1098) говорится, что Н. и Л. были казнены в одном месте (лат. пер.: AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 477)). На следующий день были заживо сожжены Симфроний, трибун Олимпий, его жена и сын, к-рых папа Стефан также похоронил около Латинской дороги.

http://pravenc.ru/text/2564908.html

Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль древней Аппиевой дороги. Их длина составляет от 150 до 170 км, и в них находится около 750 тыс. захоронений. Знаменитые римские катакомбы с их уникальными фресками и надписями на стенах являются ценнейшим культурным памятником. Однако оседание почвы, проникновение внутрь катакомб воды и корней деревьев – все это стало причиной их аварийного состояния, сообщает Седмица.ру со ссылкой на немецкую редакцию Радио Ватикан. На последней сессии Генеральной ассамблеи Папской комиссии по священной археологии в Риме был поставлен вопрос о состоянии катакомб, однако о мерах по спасению катакомб сообщений не было. Последние представляют собою сеть подземных ходов из туфа, образующих многочисленные лабиринты. Они использовались как места погребения в период раннего Христианства. В их стенах проделывались прямоугольные ниши разной величины для умерших. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль древней Аппиевой дороги. Их длина составляет от 150 до 170 км, и в них находится около 750 тыс. захоронений. В отношении происхождения катакомб нет какой-то определенной точки зрения. Согласно одной теории, катакомбы являются остатками древних каменоломен или подземными путями сообщения. Другая теория гласит, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода камня не пригодна для использования в качестве строительного материала. Начиная с IV в., катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. В V в. захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из ценных источников для изучения катакомб.

http://pravmir.ru/rimskim-katakombam-gro...

Первые римские христиане предпочитали есть речную рыбу Рим, 13 апреля 2009 г. “Предпочтения в еде у христиан древнего Рима были более сложными, чем традиционно принято считать”, - к такому выводу пришли ученые, исследовавшие останки христиан, погребенных в римских катакомбах, цитирует Благовест-инфо сообщение газеты Times. Группа ученых во главе с Леонардом Рутджерсом проанализировала химический состав костей 22 человек, чьи останки были найдены в катакомбах св. Каллиста около римской Аппиевой дороги. Считается, что христиане использовали эти подземные пещеры в III-V веках от Р.Х., однако радиоуглеродный анализ показал, что некоторые скелеты относятся уже к II столетию нашей эры. Всего в катакомбах Вечного города погребено около полумиллиона человек, а катакомбы св. Каллиста - один из самых крупных комплексов подземных пещер. Часть катакомб, называемая “Либерийской”, содержит большое количество захоронений двух типов-кубикул (погребальных комнат, где находят останки до 50 человек) и локули - ниш, выдолбленных в каменных стенах пещер, и расположенных одна над другой. Команда Рутджерса исследовала в общей сложности 22 скелета, взятых из захоронений обоих типов. Среди останков был скелет человека, которому на момент смерти было 82-85 лет, и грудного ребенка примерно 2 лет (точно определить пол и возраст погребенных было трудно из-за плохой сохранности костей). В основном анализ проводился на костях пальцев ног и рук. Сравнив результаты анализа с исследованиями останков из других мест Италии и Средиземноморья, ученые пришли к выводу, что христиане катакомб ели речную рыбу (на это указывает высокий уровень содержания азота и пониженный - углерода), что было необычно для того времени и места. Пресноводная рыба составляла от 18 до 43 % рациона христиан древнего Рима. “Первые христиане дистанцировались от иудейских пищевых табу, и в то же время избегали мяса животных, которых язычники приносили в жертву, однако считается, что в целом они питались так же, как и их современники - нехристиане”, - пишет Рутджерс в Journal of Archeological Science. Тот факт, что значительную часть рациона христиан составляла пресноводная рыба, оказался неожиданным открытием для ученых и, по словам Рутджерса, может пролить свет на социальный состав христианской общины.

http://pravoslavie.ru/30043.html

Дугину: Президент России не Спартак, и мы не рабы В канун выборов на Украине, как и всё это горестное время, вся наша Церковь молится об одном – о мире, о помощи страждущим, о тех, кто остался без крова и хлеба, — и не только молится, но и старается эту помощь оказывать вместе со всеми людьми доброй воли, не важно, на территории какого государства они живут. 24 октября, 2014 В канун выборов на Украине, как и всё это горестное время, вся наша Церковь молится об одном – о мире, о помощи страждущим, о тех, кто остался без крова и хлеба, — и не только молится, но и старается эту помощь оказывать вместе со всеми людьми доброй воли, не важно, на территории какого государства они живут. В канун выборов на Украине, как и всё это горестное время, вся наша Церковь молится об одном – о мире, о помощи страждущим, о тех, кто остался без крова и хлеба, — и не только молится, но и старается эту помощь оказывать вместе со всеми людьми доброй воли, не важно, на территории какого государства они живут. Иеромонах Димитрий (Першин) В одном из последних интервью , опубликованных, как ни странно, в газете с обязывающим названием «Культура», Александр Гельевич Дугин призывает всю нашу страну огромную на смертный бой «с пятой и шестой колоннами». Относит к «шестой колонне» всех, кому, как можно понять из текста, дороги свобода слова, и свобода рынка, и право на разномыслие. Приписывает шестоколонному окружению Президента коварные умыслы «эпистемологически оккупировать» страну. Наконец, сравнивает Президента России со Спартаком, бунтующим против поработителей, в данном случае, — планетарных проамериканских глобализаторов. И тем самым предвещает и ему, и россиянам участь тысяч беглых рабов, распятых вдоль Аппиевой дороги после окончательного подавления легионерами бессмысленного и беспощадного римского бунта. Вот не хотел, наверное, Александр Гельевич рыть России историческую могилу, но получилось у него как всегда – метафизично, духоподъемно и завораживающе. Особенно духоподъемны дугинские пифологизмы (от слова «пифия»; напомню, пифия — это дама, которая, надышавшись одурманивающих газов, изрекает туманные пророчества).

http://pravmir.ru/myi-ne-rabyi-2/

Небо Италии Вот отчего они так радуются жизни, эти итальянцы? Не сказать, чтоб жизнь их была легка. Смерть и время царит на земле, и здесь, как везде, болеют, умирают, расстаются. Однако во всё это итальянцы привносят какую-то прозрачность, ясность. 10 июня, 2013 Вот отчего они так радуются жизни, эти итальянцы? Не сказать, чтоб жизнь их была легка. Смерть и время царит на земле, и здесь, как везде, болеют, умирают, расстаются. Однако во всё это итальянцы привносят какую-то прозрачность, ясность. «Я был в Риме. Был залит светом. Так, как только может мечтать обломок! На сетчатке моей — золотой пятак. Хватит на всю длину потёмок». Слова русского поэта могли бы стать суммой всех признаний в любви к Италии, сделанных великими умами на протяжении более чем двадцати веков. Ведь все дороги европейской истории, мысли, искусства по-прежнему ведут сюда, в «бессмертную весну неумирающего Рима». Поражаться масштабу культурного наследия Италии проще издалека. Наши длинные зимние сумерки — отличный фон для чтения исторических трудов, классических поэтов и праздничных воспоминаний. Гёте, Гоголь, Мортон, Муратов, Стендаль со своим синдромом, кто там ещё. Дома есть простор для мечтательных прожектов: вот ты придёшь на это самое, быть может, главное в жизни свидание с историей, ступишь на камни Аппиевой дороги, ощутишь весь этот груз тысячелетий, сплющенных в воздухе Капитолия. И вообще, проникнешься и сразу всё поймёшь. А не тут-то было. Стоит мечте осуществиться… Ветер колышет римские пинии, жемчужно-розовым светом лучатся крыши, на развалины форума Августа приземляются с криком гигантские чайки… И уже понимаешь, что дело плохо — то есть, наоборот, хорошо, слишком хорошо, прямо неловко даже. Вот ты уж и забыл, как, задумчив и печален, должен был бродить среди руин Палатина и прозревать смысл истории человечества — а вместо этого все дни напролёт испытываешь необъяснимое, пронзительное счастье. Счастье, которым заражает это пространство и этот солнечный народ, что живёт тут, на руинах великих республик и империй. Только и удивляться собственному легкомыслию — некогда, всё внимание поглощает роскошь цветовых сочетаний, хрусталь фонтанов, линии куполов, первобытное обилие зелени. Всё, оказывается, «хорошо», даже барокко, даже слишком. И в воздухе разлито такое любование жизнью, такой восторг и лёгкость бытия…

http://pravmir.ru/nebo-italii/

Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Иисус - Добрый Пастырь. Катакомбы Калликста в Риме. Около 250 г. Во второй половине III века, после гонений Деция и Валериана, когда для Церкви вновь наступили мирные времена, богослужение чаще стало совершаться в наземных храмах, которые воздвигались на мощах мучеников. Есть сведения о том, что в Риме существовало более 40 таких храмов, но не один из них не сохранился до наших дней, так что памятниками христианского храмоздательства этой эпохи остаются почти исключительно катакомбные церкви. Катакомбы существуют в разных городах империи, например в Неаполе, Сиракузах, но самые обширные – в Риме. В средневековье, после прекращения в них богослужений и последовавшего затем перенесения покоившихся там мощей прославленных святых в наземные храмы, они были оставлены и забыты и вновь открыты уже только в конце XVII столетия. Первоначально они назывались цеметериями (coemeteria), что, собственно, значит «кладбище», гипогеями или ареями и только позже стали называться и катакомбами. В них хоронили останки христиан. Останки помещали в устроенные вдоль узких коридоров многоярусные ниши (loculi), которые замуровывались после погребения каменными плитами или кирпичами. В местах, где покоились мощи мучеников или святителей, устраивались помещения для молитвенных и евхаристических собраний, иными словами, церкви, и таинство Евхаристии совершалось в них над мощами мучеников. В Риме катакомбы устраивались вблизи дорог, ведущих из города: Номентанской, Лаурентинской, Салярии. Особенно хорошо обследованы катакомбы, расположенные на юге Рима, вдоль Аппиевой дороги. Самые знаменитые из них носят имена епископа Римского Каллиста, Домициллы, святого мученика Севастиана. Общая протяженность высеченных в туфе галерей в катакомбах имперской столицы приближается к 1000 километров. Эти коридоры проходят на разной глубине. В некоторых катакомбах они располагаются на пяти уровнях, или этажах (alea).

http://pravoslavie.ru/41990.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010