Но, как я говорил, нужно два ключа, чтобы открыть смысл евангельской истории. Первый ключ — это понимание того, что Иисус Христос был реальным человеком со всеми присущими человеку свойствами, чертами характера, эмоциональностью. В этой книге целая глава посвящена эмоциональному портрету Иисуса: что Он был за человек, какой у Него был характер. И оказывается (мы это узнаем из Евангелий), что Он умел радоваться и плакать, Он скорбел и страдал, уставал и спал, Он переживал тяжелейшие физические и нравственные мучения. Другой ключ — это понимание того, что Иисус Христос был не просто человеком. Он был Богом, Который стал человеком. И именно это определило Его значимость в истории человечества. Если посмотреть на отдельные элементы Его " человеческой биографии " , то кажется, что ни в каждом из них в отдельности, ни в их совокупности нет ничего уникального. Ну разве не было людей, которые учили нравственным истинам? А разве те аспекты нравственного учения, которые Иисус Христос проповедовал, не были в какой-то степени озвучены тем или другим, либо третьим философом? А разве не было несправедливо осужденных людей? Разве не было людей, которых на кресте распяли? Вот после восстания Спартака шесть тысяч человек было распято на крестах, которые поставили вдоль Аппиевой дороги. Почему ни один из тех крестов не оказал никакого влияния на историю человечества, на философию, на мировоззрение, на историю, на искусство, на культуру, на личные судьбы тысяч и миллионов людей?  Потому что земная человеческая история Иисуса Христа — это не только история человека. Это история Бога, ставшего человеком. Я в своей книге показываю: тот факт, что Иисус Христос был Богочеловеком, не делает Его ни полубогом, ни получеловеком. Он не был каким-то неполноценным человеком, и то, что Он Бог, не помогало, например, претерпевать физические страдания, которые были столь же тяжелыми. Когда мы обращаемся к истории Страстей, эта история в нашем сознании, как правило, преломляется через призму ее изображения в художественной литературе, в искусстве, в музыкальных произведениях, в живописи и в фильмах. Мы очень редко соприкасаемся с реалистичным изображением этой истории. Несколько лет назад на экраны вышел фильм Мэла Гибсона, по поводу которого было очень много споров. Говорили: а почему он с таким натурализмом все это показал, зачем нужно было шокировать людей? Многие зрители, даже православные верующие, говорили: " Как это вообще все можно смотреть, как это можно вместить? " Но режиссер попытался воссоздать реальную картину того, что происходило. И получившаяся картина была совсем не такой благообразной и " иконной " .

http://patriarchia.ru/db/text/4622277.ht...

Безобразия эти окончательно пресеклись лишь к середине прошлого века, когда началась деятельность заслуженнейшего в катакомбных делах археолога Джованни Баттиста де Росси. По его инициативе создана была в Ватикане и «Комиссия христианской археологии», которая с той поры ведает этими делами. Ей принадлежит верховное руководство раскопками, производимыми специалистами, которым папский Институт христианской археологии дает необходимую дня этого подготовку. Если вы не удовлетворитесь тем сравнительно немногим, что показывают простым смертным в трех катакомбах из тех, что близ Аппиевой дороги, и в некоторых других, из коих всего больше стоит посещения кладбище Присциллы на via Salaria, то придется вам, подольше оставшись в Риме, записаться в «Общество друзей катакомб», и тогда постепенно ознакомитесь вы со многим, что вам было недоступно, так что, пожалуй, в конце концов и впрямь вообразите вы себя, друзья, римлянами второго Рима, подземного этого города. Нет, не воображайте: это все-таки город мертвых. Но почему же так не похож этот некрополь на другие? Почему при первом же посещении загадывает он вам загадки, которые не одно наше любопытство, но и что-то другое в нас, поглубже, требует, чтобы мы попытались разгадать? Почему? Потому что это город мертвых, веривших, что смерти нет.     Об этой вере свидетельствуют найденные здесь в огромном количестве надписи. Но еще вернее и глубже живопись катакомб — не только темами своими, но и особым осмыслением их; не только их выбором, но и толкованием их, и всем вообще своим характером. Живопись эта — единственная в своем роде во всей истории искусства христианской эры; и вместе с тем именно ею история эта и началась, подобно тому как с базилик, построенных в Риме (но и не только в Риме) при императоре Константине, началась история христианского храмостроительства. Но тут необходимо сделать очень существенную оговорку: этот совсем особенный характер присущ не всей катакомбной живописи, а лишь первоначальной. Он присущ тем ее памятникам, как и тем изображениям на саркофагах и на некоторых изделиях из металла и стекла, которые предшествуют признанию христианства Константином или, возникнув поздней, придерживаются старых образцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Лишь в недавнее сравнительно время слово «катакомбы» стали применять для обозначения всех вообще подземных кладбищ, которых в Риме было много, но которые все находились вне стен города. Хоронить внутри этих стен древнеримский закон строжайше запрещал. Рыли эти кладбища под землей с середины II до конца IV века. Не все они христианские; есть, например, тут же, близ Аппиевой дороги, еврейское; есть принадлежавшие гностическим, не совсем ясно, какой именно веры, общинам; есть смешанные — частью христианские, частью языческие, как недавно открытое на via Latina. Некоторые предназначались для членов одного лишь семейства. Таково было начало и старейших христианских, разросшихся затем, ушедших вглубь этаж за этажом, как Сан Каллисто, где подземные коридоры растянулись на десять километров, если не больше (не все они еще откопаны). Общая их длина во всех катакомбах достигает, по различным подсчетам, от ста до полутораста километров. Это целый город с населением в пол– или в три четверти миллиона мертвых — подземный Рим! Недаром так и назвал свой труд о нем энтузиаст-открыватель, «Христофор Колумб» этих кладбищ, римский юрист и ходатай по делам Антонио Бозио. Погребения в них прекратились к концу V века, а затем забросили их. Память о них заглохла, потерян был и доступ к ним, кроме как к небольшому числу подземных могил у церквей св. Севастьяна и св. Агнесы. Воскресло внимание к ним лишь во второй половине XVI века, особенно после того, как 31 мая 1578 года землекопы-рабочие наткнулись в пригородном саду на покрытые росписями подземные галереи, которые позже были вновь засыпаны. Пятнадцать лет спустя Бозио впервые проник в катакомбы и чуть в них не заблудился. С тех пор не прекращал он своих расследований до самой своей смерти в 1629 году. Объемистый труд его опубликован был посмертно и произвел большое впечатление. Нашел он и последователей, но тогда же началась печальная эпопея не столько изучения, сколько бессовестного разграбления катакомб. Похищались саркофаги, надписи; куски штукатурки с росписями выламывались и продавались любителям древностей, в чьи собрания они нередко поступали уже в сильно поврежденном виде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

В древности дело обстояло иным образом, и распятие было широко распространенным способом казни, применявшимся к особо тяжким преступникам. О нем говорят многие литературные источники, а также сохранившиеся артефакты. Изданная в 2015 году подборка выдержек из древних авторов, посвященных теме распятия, содержит триста сорок одну цитату из греческих, римских, иудейских и иных источников. 444 1. Распятие в древнем мире       О распятии упоминают греческие поэты, философы и историки разных эпох, включая эллинистический и римский периоды. 445 В Древней Греции распятие воспринималось как варварское иноземное изобретение. 446 Геродот повествует о том, как персидский царь Дарий, завоевав Вавилон, «приказал распять около трех тысяч знатнейших граждан». 447 Судя по свидетельству историка, распятие на кресте или на столбе в качестве вида казни применялось многими персидскими правителями. 448 Тем не менее и греческие правители не гнушались этим варварским способом казни. Согласно римскому историку Руфу, после завоевания Тира Александр Македонский выразил свою ярость тем, что «две тысячи человек, на убийство которых уже не хватило ожесточения, были пригвождены к крестам на большом расстоянии вдоль берега моря». 449 Наибольшее распространение распятие получило в Древнем Риме. 450 Римляне использовали этот вид казни по отношению крабам: Цицерон называет его «жесточайшей и позорнейшей казнью, предназначенной для рабов» (servitutis extremum summumque supplicium). 451 Самый известный случай массовой казни рабов через распятие связан с восстанием Спартака: после подавления восстания шесть тысяч рабов было распято вдоль Аппиевой дороги. 452 Свободных граждан казнили более гуманными способами, хотя из этого правила были исключения (так, например, Цицерон обличал Берреса за то, что тот распял на кресте римского гражданина). 453 В военное время распятие использовалось как средство для поднятия духа римских воинов и для устрашения врагов. 454 В сочинениях Иосифа Флавия казнь на кресте упоминается в общей сложности девятнадцать раз. 455 Он рассказывает о казни через пригвождение ко кресту двух тысяч восставших иудеев римским полководцем Публием Квинтилием Варом, захватившим Иерусалим после смерти Ирода Великого в 4 году до Р.Х. 456 В другом месте Флавий повествует о том, как Александр Яннай, иудейский царь из династии Хасмонеев, в 88 году до Р.Х., взяв город Вефом, отвел в Иерусалим захваченных в плен иудеев и «учинил над ними ужасное дело: находясь со своими наложницами в уединенном уголке и пируя там с ними, он велел распять около восьмисот иудеев и перерезать на виду их всех жен и детей». 457 Таким образом, не только римские правители и полководцы, но и иудейские цари не гнушались казнью своих соплеменников через распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ромул называется первым царём Рима. Всего традиция называет семь царей. Царь Сервий Туллий традиционно называется строителем известной Сервиевой стены. Во время царской эпохи в Риме появляются первые храмы, в том числе Храм Весты и Храм Януса. По сообщению историка Тита Ливия, Сервий Туллий во время первой переписи насчитал в Риме 80 тысяч граждан. Республиканский Рим [ править править код ] Долгое время город был ограничен Сервиевой стеной, которая являлась не столько физической, сколько сакральной границей города (для обозначения границы Рима использовался термин померий). По мере расширения Римского государства были проложены дороги, которые сначала связали Рим с колониями в Италии, а затем и с отдалёнными провинциями. Центральной площадью Рима стала долина между Палатином и Квириналом, известная как Форум. Отсюда расходились важнейшие улицы: via sacra, поднимающаяся к главной святыне Рима — храму Юпитера Капитолийского. Параллельно ей, у подножия Палатина, проходила via nova и др. Другой важной площадью внутри города был рынок скота у Тибра — Бычий форум, располагавшийся в самой оживлённой торговой части города. По соседству, но вне стен города, лежал овощной рынок. Количество храмов республиканского Рима доказывает глубокую религиозность римского народа; в каждой части города можно, на основании далеко неполного предания, насчитать несколько крупных святилищ. Также в городе находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496 году до н. э. За ростом Римского государства последовало постепенное изменение самого города, который был уже столицей огромной империи. Расширение померия Луцием Корнелием Суллой и возведение новых построек Гнея Помпея предшествовали деятельности Цезаря и Августа. Целые городки, возникшие у Тибра, на Марсовом поле, за porta Capena, по Аппиевой дороге, необходимо было сделать юридически частями города, в состав которого они фактически входили. Только таким путём можно было создать сносные условия жизни в центре города, отвлечь жизнь на окраины и предоставить более простора для общественных зданий в центре. Императорский Рим [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Тигеллин собрал все отряды преторианцев и отправлял одного гонца за другим к подъезжавшему императору, извещая, что он застанет зрелище во всем великолепии, так как пожар еще усилился. Нерон, однако, хотел прибыть ночью, дабы лучше проникнуться трагической картиной гибнущего города. Поэтому в окрестностях Альбанского озера он задержался и, призвав в свой шатер трагика Алитура, репетировал с его помощью позу, выражение лица, взгляда и упражнялся в жестикуляции, яростно споря, нужно ли при словах: «О, город священный, что более прочным казался, чем Ида », — воздеть вверх обе руки или же, держа в одной формингу, опустить ее вдоль тела, а поднять лишь одну руку. И этот вопрос представлялся ему в ту минуту важнее всего прочего. С наступлением сумерек он наконец выехал, но по дороге еще спрашивал совета у Петрония, не вставить ли в стихи, посвященные бедствию, несколько великолепных кощунственных выпадов против богов и не должны ли таковые слова — рассуждая с точки зрения искусства — сами невольно вырваться из уст у человека в подобном положении, теряющего родимый кров.    Около полуночи Нерон приблизился к городским стенам со своей многочисленной свитой, состоявшей из придворных, сенаторов, всадников, вольноотпущенников, рабов, женщин и детей. Шестнадцать тысяч преторианцев, построясь в боевые шеренги вдоль дороги, наблюдали за порядком и безопасностью въезда императора, удерживая на расстоянии волнующийся народ. Римляне осыпали проклятьями проезжавшую императорскую свиту, кричали и свистели, но напасть не решались. А во многих местах слышались рукоплескания — это радовалась голытьба, которая, ничего не имея, ничего при пожаре не потеряла и лишь надеялась на более щедрые, чем обычно, раздачи зерна, оливкового масла, одежды и денег. Но вот по данному Тигеллином знаку звуки труб и рогов заглушили и крики, и свист, и рукоплескания. Проехав через Остийские ворота, Нерон на миг остановился, чтобы произнести фразу: «Бездомный властелин бездомного народа, где преклоню я на ночь злосчастную свою голову!» — после чего, спустившись по склону Дельфина, взошел по сооруженной для него лестнице на Аппиев акведук; вместе с ним поднялись и августианы, и хор певцов с кифарами, лютнями и другими музыкальными инструментами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Аварийное состояние римских катакомб вызывает тревогу археологов и историков Церкви Рим, 11 марта 2011 г. Знаменитые римские катакомбы с их уникальными фресками и надписями на стенах являются ценнейшим культурным памятником. Однако оседание почвы, проникновение внутрь катакомб воды и корней деревьев – все это стало причиной их аварийного состояния, сообщает Седмица.Ру со ссылкой на немецкаю редакцию Радио Ватикана. На последней сессии Генеральной ассамблеи Папской комиссии по священной археологии в Риме был поставлен вопрос о состоянии катакомб, отметила газета Ватикана «L " Osservatore Romano», однако в издании не сообщается о мерах по спасению катакомб. Последние представляют собою сеть подземных ходов из туфа, образующих многочисленные лабиринты. Они использовались как места погребения в период раннего Христианства. В их стенах проделывались прямоугольные ниши разной величины для умерших. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль древней Аппиевой дороги. Их длина составляет от 150 до 170 км, и в них находится около 750 тыс. захоронений. В отношении происхождения катакомб нет какой-то определенной точки зрения. Согласно одной теории, катакомбы являются остатками древних каменоломен или подземными путями сообщения. Другая теория гласит, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода камня не пригодна для использования в качестве строительного материала. Начиная с IV в., катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. В V в. захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из ценных источников для изучения катакомб. Падение интереса к катакомбам сопровождалось постепенным извлечением из них мощей святых. Уже в 537 г. были вскрыты гробницы многих святых, а их мощи перенесены в городские церкви. Известно, что Папа Бонифаций IV по случаю освящения христианского храма в Пантеоне вывез из катакомб 32 повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб были извлечены мощи 2300 святых. 11 марта 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/45251.html

в коридоре и стал усердно копировать находящиеся там надписи. О. Марки наткнувшись на него и поразившись его странным видом, спросил, для него он это делает. Двадцатилетний де-Росси просто ответил: „Для издания полного собрания всех христианских надписей“. Учёный монах засмеялся „наивности“ молодого человека, но когда привёл его к себе, когда порасспросил о его планах, когда увидал груды эпиграфических материалов, расклассифицированных с той строгой научностью метода, которая потом составила всеми признанное достоинство монументальных эпиграфических изданий де-Росси, – то был чрезвычайно и восторженно удивлён, сделал де-Росси своим сотрудником, а через 15 лет скромно уступил гениальному исследователю издание бессмертного Roma sotteranea, которое было предпринято с согласия Пия IX на средства католической церкви. Но о. Марки оказал де-Росси ещё большую услугу. Он уговорил и отца снять своё запрещение, дозволить юноше доступ в катакомбы, и скоро юный учёный, вооружённый глубочайшим знанием не только древнехристианской и святоотеческой, но и всей средневековой литературы, стал „обхаживать“ Аппиеву дорогу с определённой целью не просто найти какие-то катакомбы, а отыскать древнюю усыпальницу римских епископов эпохи гонений. Такая определённость была настолько интуитивной и творческой, что даже о. Марки считал это юношескими бреднями. Но де-Росси, в первый раз сошедший в катакомбы в 1842 г., не оставлял своей мысли, с упорством и внутренней уверенностью гения. Учёный бенедиктинец Геранже был свидетелем странного вдохновения де-Росси. В 1850 г. де-Росси повёл его осматривать катакомбы Аппиевой дороги. В одном месте он вдруг остановился и указывая пальцем на какие-то тёмные массы земли, голосом вдохновенным и потрясённым (соп voce enfatica e commossa) воскликнул, что именно здесь покоятся тела первых римских епископов и тело св. Цецилии. Это было настолько неожиданно, что Геранже перепугался, подумав, что де-Росси сошёл с ума, и стал убеждать его успокоиться. Когда начались раскопки, вдохновенная, почти мистическая интуиция де-Росси в точности оправдалась, о чём сам Геранже засвидетельствовал в новом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из эпитафий также видно, что места в катакомбах покупались у fossores, т. е. могильщиков. Это были люди, посвятившие себя прокапыванию галерей, гробниц и погребению умерших. Они появляются в христианской общине в Риме в первые годы ее существования, и в начале, особенно, во времена гонений, должны были пользоваться большим уважением между христианами. Их название происходит от слова «fodere», копать, и встречается на надписях, как, например, в следующей: «Felix Fossariusin pace». (Феликс могильщик в мире). По всей вероятности, они разделялись на несколько разрядов: одни выкапывали галереи, превращали, когда было нужно, добытый туф в песок, и выносили его из катакомб; другие – приносили тела умерших; третьи – копали могилы, хоронили мертвых, писали надписи и т. д. Неутомимые работники подземного Рима и, вместе, самые верные, самые отважные последователи христианского учения, они, вероятно, не раз рисковали жизнью, исполняя свою темную обязанность; собирая во времена гонений части мучеников, перед глазами судей и палачей, на площадях, в амфитеатрах, перенося трупы из домов в катакомбы, и проникая в них, когда вход в эти ипогеи был запрещен, под страхом смертной казни, особенными эдиктами императоров. Уже во времена Траяна, папа Еварист, разделив Рим на известное число приходов, постановил, что каждый из них должен иметь от восьми до десяти могильщиков и свое отдельное кладбище. Император Константин определил им особенные жилища, в различных кварталах Рима, и на надписях их гробниц означены части города, к которым они принадлежали, как, например, «Junius fossor Aventinus. (Юный могильщик Авентинский). Может быть, они имели место в церковной иерархии, когда она образовалась, и принадлежали к низшим степеням духовенства. В катакомбах довольно часто представлены могильщики во время работы, как видно из сочинения Marmigny, Dictionnaire etc. Fossor ударяет ломом в зернистый туф, который округляется и принимает вид свода над его головой; лампа особенной формы светит ему в подземелье. Иногда fossor изображен в ту минуту, когда он начинает выкапывание склепа на поверхности земли, в скате холма, что также может служить доказательством христианского происхождения римских катакомб. В кладбище Каллиста, находящемся возле Аппиевой дороги, нашли железный лом, очень похожий на те, которые представлены в руках могильщиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В завоеванную землю по инициативе цензора Гая Фламиния в 220 г. была проведена великолепно вымощенная дорога. Она вела из Рима через Этрурию и Умбрию на Адриатическое побережье и доходила до Аримина, расположенного в галльском поле вблизи устья Рубикона. Фламиниева дорога стала второй важнейшей магистралью Италии после ранее проложенной Аппиевой дороги, связавшей Рим с югом страны. В 218 г. в завоеванной Галлии Рим основал две колонии – Плаценцию и Кремону, ставшие очагами романизации этого региона. Еще одной ареной военных действий Рима в промежуток между Первой и Второй Пуническими войнами был балканский берег Адриатики. На юге Апулии во время войны с пунийцами в 244 г. Рим основал колонию Брундизий, контролировавшую вход из Ионического моря в Адриатическое и ставшую центром интенсивной морской торговли с греческими прибрежными полисами. Между тем морские перевозки да и самые портовые города являлись целью пиратских нападений со стороны приморских иллирийских племен, единственным промыслом которых служил морской разбой. Опорной базой пиратов был Скодар, где царствовал Агрон. Этот царь покорил греческие полисы Аполлонию и Эпидамн. Пиратский флот захватил остров Керкиру. Италийские и греческие мореплаватели и торговцы, граждане Керкиры, просили о помощи римский сенат. В конце концов решено было направить послов братьев Гая и Луция Корунканиев к царю Агрону, а тот в ответ на требование прекратить разбои ответил, что по иллирийским законам пиратство считается законным промыслом. Тогда послы заявили, что в таком случае Рим позаботится о введении у иллирийцев лучших законов. На возвратном пути один из братьев был убит варварами. Война стала неизбежной. В 229 г. римский флот из 200 кораблей разгромил пиратские суденышки; на балканском побережье высадился десант, который повел осаду иллирийских крепостей. После смерти Агрона ввиду несовершеннолетия его сына Пинна править в Скодре стала его мать Тевта. Иллирийцы сопротивлялись упорно, но в конце концов Тевта вынуждена была принять условия мирного договора, навязанные Римом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010