Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТЕЛЬ-ГАНДОЛЬФО [итал. Castel Gandolfo], город в Центр. Италии (обл. Лацио), расположен на расстоянии ок. 20 км к юго-востоку от Рима, на Альбанских холмах, на правом берегу оз. Альбано. Население в 2011 г.- 8782 чел. В К.-Г. располагается офиц. летняя резиденция папы Римского. Герб Кастель-Гандольфо Герб Кастель-Гандольфо В IX-VII вв. до Р. Х. на месте совр. К.-Г. находился г. Альба Лонга, столица Латинского союза городов. В VII в. до Р. Х. Альба Лонга была подчинена Риму и почти полностью опустошена, жители переселены вместе со всем имуществом. С 312 г. до Р. Х., после постройки Аппиевой дороги , земли близ оз. Альбано стали вновь заселяться, на берегу озера были построены виллы знатных и богатых рим. семей (в т. ч. виллы Клодия и имп. Домициана). Совр. название К.-Г. произошло от «Castrum Gandulphi» - принадлежавшей генуэзской семье Гандольфо крепости, к-рая была разрушена в кон. XI в., во время противостояний гвельфов и гибеллинов. В 1218 г. семья Гандольфо продала земли папе Римскому Гонорию III ; он в свою очередь передал их роду Савелли, к к-рому принадлежал. В 1596 г. по распоряжению Апостольской палаты территория К.-Г. была изъята у семьи Савелли за долги; с 1604 г. земли К.-Г. стали собственностью Папского престола. В 1619 г. папа Римский Павел V заложил в К.-Г. ц. Успения Пресв. Девы Марии и мон-рь францисканцев. В 20-х гг. XVII в. папа Римский Урбан VIII положил начало традиции проводить лето в К.-Г. По его приказу архитекторы К. Мадерно, Б. Браччоли и Д. Кастелли в 1624-1629 гг. возвели папский дворец, который затем неоднократно перестраивался. Совр. вид папский дворец приобрел в ХХ в., при папе Римском Пии XI . В 1658-1661 гг. по поручению папы Римского Александра VII дворцовый ансамбль был завершен архит. Дж. Л. Бернини , по проекту к-рого были созданы новая площадь перед дворцом и базиликой во имя католич. св. Фомы из Вильянуэвы. Интерьер базилики украшен лепниной и скульптурами Э. А. Раджо, в главном алтаре - «Распятие Христа» (худож. П. да Кортона).

http://pravenc.ru/text/1681309.html

На протяжении многих столетий тысячи людей подвергались смертной казни через распятие. Шесть тысяч распятых вдоль Аппиевой дороги участников восстания Спартака; три тысячи распятых Дарием при взятии Вавилона; две тысячи распятых Александром Македонским при взятии Тира; великое множество других казненных и замученных в разные эпохи, в разных странах, в военное и мирное время: все они претерпели жесточайшие мучения и умерли в ужасающей агонии. В чем отличие смерти Иисуса Христа от этих смертей? В том ли только, что Он был невинен? Но разве все, кто на протяжении веков подвергались казни через распятие, были виновны? Разве казнь не становилась нередко следствием мести, несправедливости, жестокости? И тем не менее только один крест – тот, на котором распяли Иисуса, – стал универсальным символом победы над смертью. И только на один образ распятого на кресте человека – образ Иисуса Христа – с благоговением взирают миллионы людей на всей планете на протяжении двух тысяч лет. Этого не было бы, если бы на кресте умер простой человек, пусть даже мудрый и святой, наделенный пророческими способностями и даром чудотворений. Если бы Иисус был лишь пророком и учителем нравственности, проповедником и целителем, философом и мыслителем, он занял бы свое место в ряду других выдающихся личностей, таких как Илия, Иеремия или один из пророков, Платон, Аристотель или один из философов, Аполлоний Тианский или один из целителей. Его казнь вспоминали бы в учебниках, как вспоминают казнь Сократа или Сенеки, но никому не пришло бы в голову строить по всему миру храмы в Его честь и развешивать в них и в собственных домах Его изображения. Распятие Иисуса Христа кардинально отличается от всех прочих инцидентов смертной казни только в одном случае: если оно имело искупительный характер. А таким оно могло быть только если Иисус был Богом. Искупительный характер смерти Мессии был предсказан в Ветхом Завете. Наиболее известные тексты – 21-й псалом и 53-я глава Книги пророка Исаии – приводились нами ранее. Но это далеко не единственные части Библии , в которых христианская Церковь увидела пророчества о страждущем Мессии. Многие ветхозаветные персонажи были переосмыслены Церковью как прообразы Иисуса Христа. Среди них – Авель, убитый своим братом ( Быт.4:3–8 ); Исаак, приносимый в жертву Авраамом ( Быт.22:1–19 ); Иосиф, которого братья продали в рабство ( Быт.37:12–36 ); Иона, пробывший три дня и три ночи во чреве кита ( Ион. 2:1–11 ); многие пророки, своей смертью предвозвестившие искупительную смерть Мессии ( Мф.23:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Каллист был рабом христианина Карпофора, от имени которого он вел банковские операции в Риме, хотя и раб, и его господин, судя по их именам, имели греческое происхождение. В ту пору еще большинство римских христиан имело хотя и разноплеменное, но по преимуществу восточное происхождение, и их языком был греческий, на котором совершалось и богослужение в Риме. Обанкротившись, Каллист решил бежать от своего господина, но был настигнут, когда уже садился на корабль, и отправлен Карпофором на ручные мельницы. По уговорам своих христианских друзей Карпофор освободил Каллиста и предоставил ему возможность оправдаться, после чего он явился в синагогу и учинил там беспорядок, вероятно, пытаясь побудить находившихся в ней евреев к богословской дискуссии: возможно, он таким образом хотел закончить жизнь мучеником. Но по приговору префекта города Фускиана Каллист был приговорен к каторжным работам на сардинских рудниках. Произошло это на границе 180-х – 190-х годов. Благодаря заступничеству конкубины императора Коммода христианки Марции сардинские узники-христиане были освобождены. В Рим Каллист вернулся после смерти своего господина Карпократа либертином и тесно сблизился с епископом Зеферином, который поставил его пресвитером, испытывал к нему большое доверие и поручил ему устройство христианского кладбища поблизости от Аппиевой дороги, которое известно ныне под именем катакомб Каллиста. После кончины Зеферина Каллист избран был его преемником. Человек бывалый и многоопытный, знавший в прошлом и за самим собой поступки, сомнительные в нравственном отношении, Каллист в своей дисциплинарной практике склонялся к снисхождению и икономии, что и вызвало протест со стороны одного из авторитетных римских пресвитеров – Ипполита, который и обрушился на него с обвинениями, «во-первых, в том, что он принимает в церковное общение всех отлученных, равно как и возвращающихся из еретических сообществ; во-вторых, что он утверждает, будто бы епископ не подлежит низложению, если бы даже впал в смертный грех; в-третьих, он поставил в иерархические степени лиц второбрачных и троебрачных и не низложил даже и тех, которые женились, занимая клировые должности… В-четвертых, Каллист покровительствует прелюбодеянию и убийству; в пятых, при нем дерзнули ввести в Церкви второе крещение» .

http://pravoslavie.ru/38843.html

Никто не надрывается в нищете и в страшных трудах. Что такое крепостное право? Это пусть думает Радищев или Новиков, пусть они пишут об этом, сходят с ума, а мы будем дремать и ждать перемен вот так, будем стараться, чтобы наша прекрасная природа оставалась всегда вот такой завороженной как бы в таком светлом оцепенении, в такой дремоте. Но дальше XIX век происходит, перемены все равно идут, их нельзя остановить. Вот крупнейший русский пейзажист Шишкин. В его творчестве совершенно другая природа – это сильность и цельность народа. Он воспел это. Это Шишкин. Это могучие сосновые рощи, могучие поля ржи – это сила народа. Это он воспевал. Его природа тоже незыблема. Он тоже верит в то, что это никогда не изменится. Эта поразительная наивная вера, что изменений не будет или я не хочу, чтобы они были, я хочу их остановить – Шишкину это свойственно. Александр Иванов пейзажей специально не писал. Его тема – это «Явление Христа народу». Это знаменитая картина. Мы говорили о ней в первой лекции. Но как нечто подсобное для картины ему нужны были пейзажи, и он создал великолепную серию совершенно замечательных пейзажей, где его талант проявился, может быть, гораздо ярче, чем в его картине даже. Картину он слишком долго писал. Это так называемая Аппиева дорога – это античная дорога; дорога, по которой шли варвары на Рим, шли римляне, чтобы завоевывать. Здесь вдали виден силуэт собора Святого Петра, а здесь остатки античных каких-то памятников вдоль этой дороги. Вы видите красноватая земля как бы пропитана кровью. Кровь проливалась здесь, битвы на этой земле были бесконечны, она впитала в себя эту кровь. Такой закатный воздух создает эту кровавость удивительную. Теперь посмотрим другого живописца. Это Саврасов. Замечательный художник, замечательный пейзажист. Все знают его «Грачи прилетели». Мы их тоже сейчас увидим. А у него множество прекрасных пейзажей. Он был необыкновенно влюблен в русскую природу такую совершенно не притязательную, без всяких особых красот; никаких гор, никаких скал, никакого моря, а вот эта скромная природа трогает в его пейзажах бесконечно. Иногда смотришь какой-то пейзаж, какие-то задворки, сарайчик, заборчик – и это прекрасно. Каким-то видением художественным увидел. Здесь вот ранняя весна – то время, когда уже зацветают отдельные деревья, а другие еще нет. Вот такой пейзаж.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-peyzazh-...

[Каликст; лат. Callistus, Callixtus] († 222 (?), Рим), мч. (пам. зап. 14 окт.), еп. (папа) Римский (218-222). Важнейший источник сведений о К.- соч. «Опровержение всех ересей» («Философумены»), к-рое приписывается Ипполиту Римскому ( Hipp. Refut. IX 11. 1 - 12. 26; X 27. 3-4). Автор трактата нередко отождествляется с мч. Ипполитом , рим. пресвитером, сосланным в 235 г. на о-в Сардиния вместе с Римским папой Понтианом . В трактате получила отражение позиция противников К., описание его жизни и деятельности отличается пристрастностью и выдержано в негативных тонах. Офиц. жизнеописание К. содержится в источниках IV-VI вв., самое раннее - в т. н. Каталоге Либерия (перечень Римских епископов (пап) от ап. Петра до Либерия (352-366)), сохранившемся в составе Хронографии 354 г. (Календаря Филокала). В Каталоге Либерия сообщается, что К. был преемником Зефирина (198-217 или 218), занимал Римскую кафедру с 218 по 222 г., понтификат К. продолжался 5 лет, 2 месяца и 10 дней. Согласно Евсевию Кесарийскому, К. возглавлял Римскую Церковь 5 лет ( Euseb. Hist. eccl. VI 21). Более подробные сведения включены в раннюю редакцию «Liber Pontificalis» (составлена вскоре после 530), где утверждается, что К. был сыном римлянина Домиция и занимал кафедру 6 лет, 2 месяца и 10 дней. Он установил соблюдение 3 постных суббот, когда следовало воздерживаться от употребления зерновых, вина и масла. В дек. К. рукоположил 8 епископов, 16 пресвитеров и 4 диаконов. Он устроил христ. кладбище на Аппиевой дороге, которое впосл. именовалось кладбищем К. Папа принял мученическую смерть, 14 окт. был похоронен на кладбище Калеподия, на 3-й миле Аврелиевой дороги. Бóльшая часть этих утверждений скорее всего недостоверна, т. к. составитель «Liber Pontificalis», не располагая достаточными сведениями о жизни и деятельности ранних епископов Рима, нередко прибегал к домыслам (см.: The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 2000 2. P. XVII-XXVII). Схожие сведения приведены в Мученичестве К. (BHL, N 1523), предположительно составленном в кон. V в. Согласно этому источнику, К. принял мученическую смерть в годы правления имп. Александра Севера (222-235).

http://pravenc.ru/text/1320099.html

Лишенные мощей мучеников, катакомбы были забыты. В Средние века их посещали лишь грабители могил и немногие любознательные путешественники. Лишь в XVI веке о катакомбах вспомнили снова. Их изучением занялся Онуфрий Панвинио, хранитель папской библиотеки, и Антонио Бозио, историк. Раскопки они не вели, а лишь спускались в уже известные катакомбы, копировали рисунки на стенах и пытались расшифровать надписи. По-настоящему масштабное изучение катакомб началось лишь в XIX веке, и, как ни странно, важную роль в нем сыграл наш соотечественник. Помимо итальянских археологов Джузеппе Марки и Джованни Батисто Де Росси, большой вклад в исследование катакомб внес русский художник-акварелист Ф. П. Рейман, в конце XIX века создавший более ста копий наиболее хорошо сохранившихся катакомбных фресок. С 1929 года изучением и охраной катакомб занималась Папская комиссия священной археологии. С этого момента начинается тщательный сбор и опись всех предметов, найденных в катакомбах, от тел умерших до осколков глиняной посуды и серебряных монет. Всего в Риме пять крупных христианских катакомб — св. Каллиста, Домитиллы, Присциллы, св. Себастьяна и св. Агнессы. Катакомбы св. Каллиста расположены возле Аппиевой дороги, той самой, по которой уходил из Рима потерявший надежду на успех своей проповеди апостол Петр. Здесь ему явился сам Христос. Спаситель спросил Петра: «Куда идешь?» Петр рассказал Господу о тяготах проповеди христианства в языческом и развращенном Риме, и Бог дал ему сил вернуться. Недалеко от входа в катакомбы св. Каллиста стоит небольшая церковь, построенная на том месте, где, согласно преданию, Петр говорил с Богом. У входа в эту часовню лежит гранитная плита с отпечатками двух ступней. Жители Рима говорят, что это — ноги апостола Петра. Катакомбы Сан-Каллисто — самые крупные в Риме, они имеют протяженность в двадцать километров и содержат сто семьдесят тысяч захоронений. Туристам доступна лишь очень малая часть гигантского лабиринта, который еще не до конца изучен даже археологами. В этих катакомбах итальянцы с гордостью показывают приезжим первые известные историкам изображения Евхаристии. Также часто встречается изображение рыбы — одного из древнейших христианских символов.

http://pravmir.ru/rim-podzemnyj/

В молодой церкви было, конечно, много теологических и организационных вопросов, подлежавших решению. Единство в церкви и общую борьбу с лжеучениями обеспечивали регулярно созывавшиеся со II века соборы. Они активно функционировали главным образом в восточных церквах. На этих соборах в спорах о Боге появлялись и значительные теологи – отцы церкви. На них съезжались обычно епископы нескольких провинций, чтобы обсудить спорные вопросы и найти единый способ их решения (собор провинций). В этом ещё отражалось отсутствие понятия единой церкви и единого (вселенского) собора, иначе говоря, в форме собора продолжало жить коллегиальное (демократическое) управление церковью через равноправных епископов. В III веке власть и авторитет епископов достаточно укрепились. К направляющей литургической роли, а также к функции обучения вере добавился и круг обязанностей по официальному сохранению вероучения и объяснению единоверия. Официальным теологом института епископов стал Урений, а правоведом его – Тертуллиан (160–230). Истоки института епископов как коллегиального органа восходят к апостолам, которые по канонам вероучения получили свою власть от Иисуса Христа. Но в этой конструкции ещё не было речи о примате римского или какого-то другого епископа, о его верховенстве над остальными. Епископ Рима Что нам конкретно известно о формировании римского епископата и его ранней истории? Первым епископом Рима, согласно католическому учению, был сам Святой Пётр, но основание римской церкви он должен был разделить с Павлом. Исторически, по-видимому, Павел в противоположность Петру был римским гражданином и прибыл в Рим в 61 году. О Петре же мы знаем, что он проповедовал в Антиохии, а оттуда приехал в Рим, но, несомненно, после Павла. Легенда о римской встрече Петра и Павла, об их совместных деяниях и мученичестве является символом объединения христианских направлений. С римскими деяниями Петра связана прекрасная легенда «Quo vadis?» 8 . Спасаясь от преследований Нерона, Пётр по совету своих почитателей хотел оставить Рим. Тёмной ночью он отправился из своего потайного убежища в сторону Аппиевой дороги. У городских ворот на Via Appia 9 он встретился с Иисусом, который шёл в город с крестом на плече. «Domine 10 , quo vadis?» – спросил он у Христа, поражённый. На это Иисус ответил: «Я пришёл в Рим, чтобы снова оказаться распятым на кресте». Пётр понял смысл этих слов и, устыдившись, отвернулся. На этом месте воздвигнута знаменитая капелла «Quo vadis».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Соседи-христиане знали, что наблюдать за своим домом Лин еще третьего дня поручил некоему Гаю. Для Виниция это было доказательством того, что ни Лигия, ни Урс дома не остались, и, видимо, также отправились в Остриан.    Эта мысль принесла ему немалое утешение. Лин был стар, ему трудно было бы ежедневно ходить из-за Тибра к далеким Номентанским воротам и возвращаться оттуда домой за Тибр, и он, вероятно, на эти несколько дней поселился у кого-нибудь из единоверцев за городскою стеной, а с ним вместе и Лигия и Урс. Тогда они, скорее всего, не пострадали от пожара, который, кстати, на противоположный склон Эсквилина не перекинулся. Во всем этом Виницию виделся перст провидения Христова — он почувствовал на себе его заботу и с сердцем, более чем когда-либо исполненным любви, поклялся отплатить ему всею жизнью за столь явные знаки милости.    Но тем более он торопился в Остриан. Он отыщет Лигию, отыщет Лина, Петра и увезет их куда-нибудь далеко, в одно из своих поместий, ну хотя бы на Сицилию. Рим горит, еще несколько дней, и от него останется лишь пепелище, так зачем же им оставаться здесь, среди бедствий и пришедших в неистовство людей? Да, он их увезет, там они будут окружены десятками вышколенных рабов, будут жить в тишине и покое под сенью Иисусовой, с благословением Петра. Только бы сейчас найти их.    Было это, однако, делом нелегким. Виниций помнил, с каким трудом он пробирался от Аппиевой дороги за Тибр, сколько пришлось ему кружить, чтобы выбраться на Портовую дорогу, и теперь он решил обогнуть город с противоположной стороны. Следуя по Триумфальной дороге вдоль реки, можно было добраться до моста Эмилия, а оттуда, идя мимо Пинция, вдоль Марсова поля, мимо садов Помпея, Лукулла и Саллюстия , выйти на Номентанскую дорогу. Это был кратчайший путь, но и Макрин, и Хилон не советовали по нему идти. Правда, огонь ту часть города пока не захватил, но рынки и улицы могли оказаться совершенно забиты людьми и завалены домашними вещами. Хилон советовал идти через Ватиканское поле до Фламиниевых ворот, лишь там пересечь реку и дальше двигаться вдоль наружной стороны городских стен, за садами Ацилиев , к Соляным воротам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Несомненно, существует еще широкое поле деятельности для археологических исследований, связанных с содержанием этой богодухновенной книги. Раскопки, которые будут вестись в будущем в местах, где находились семь Церквей Апокалипсиса, еще расскажут нам о многом, что связано с духовной и материальной культурой общества, нашедшего отражение в этой важнейшей, с богословской, религиозной и исторической точек зрения, книге Нового Завета. 752   Находки, касающиеся Посланий апостола Павла   Мы не располагаем большим количеством археологического материала, касающегося содержания Посланий апостола Павла, однако то немногое, что мы имеем, представляет большой научный интерес. 1. Как–то раз, лет сто назад, один крестьянин, перекапывая свой огород. расположенными неподалеку от римской Аппиевой дороги, наткнулся на каменные плиты, покрывавшие большой склеп, на котором была обнаружена следующая надпись: «Крипта для членов семьи кесаря». Существуют свидетельства, что первые погребения в этом склепе относятся к периоду жизни Христа, а последнее – ко времени до 66 г. по Р. X. Известно, что апостол Павел заканчивает Послание к Филиппийцам, написанное им в Риме, приветствиями, которые он передает от верующих Римской Церкви, а наипаче от тех, кто из Кесарева дома ( Флп. 4, 22 ). На основании этого мы можем сделать вывод, что некоторые из Кесарева дома были христианами. Археологи, которые вели раскопки на территории склепа, обнаруженного крестьянином, с большим интересом отмечали, что они неоднократно сталкивались с именами, известными по Посланию к Римлянам апостола Павла ( Рим. 16, 1–23 ) и что некоторые из этих имен встречались в то время вовсе не так часто. Указывались, например, такие имена, как Трифена, Трифоса, Урбан (Урван), Стахий, Ерм , Филолог, Патров и Юлия. С тех пор были открыты и другие подобные захоронения, которые получили в науке название «колумбарии» («голубятни»), так как по виду они похожи на голубиные гнезда. В «колумбариях» были найдены погребальные урны и других аристократических семейств (в основном языческих). В надписях на них встречались те же имена, которые упоминает апостол Павел в последней главе Послания к Римлянам. Среди прочих там были имена Амплия и Урбана, упоминавшиеся вместе с именем Апеллеса. Эти погребения были чуть более поздними, но не настолько, чтобы это исключало возможность знакомства апостола Павла с этими людьми. 753

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

– Назарий! Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам? – Нет, отче, я ничего не вижу. – Смотри, Назарий, к нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии. Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола. – Учитель, что с тобою? Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: – Христос! Христос! И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: – Камо грядеши, Господи? Назарий не услышал ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: – Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, на новое распятие. Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: – Камо грядеши, господин мой? – В Рим. Мария Володкович оставила мужа два года спустя. Роман Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» был переведен более чем на 50 языков мира и удостоен Нобелевской премии в 1905 году. А барельеф с профилем польского писателя стараниями благодарных читателей установлен в стене церкви «Quo vadis?» на старой Аппиевой дороге. Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект " Радио России " и Русской Православной Церкви Рейтинг: 9.2 Голосов: 55 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Евгения 12 июля 2015, 14:10 Слава Тебе Господи, слава Тебе! Святые апостолы Петр и Павел, молите Господа о нас грешных. Слава силе Твоей, Господи! prot Ioann 11 июля 2014, 13:45 замечательная статья -анализ на " Камо грядеши " Сенкевича есть у Дворкина, рекомендую. Там рассматриваются все тонкости католичества в этом произведении.

http://pravoslavie.ru/62766.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010