Катакомба эта находится, приблизительно, в середине холма Monte Verde. Bosio видел ее в 1602-м году и говорит, между прочим, что она ничем не отличается от христианских кладбищ этого рода, но сделана небрежно, грубо и заключает только две небольшие комнаты (cubicula). Во всей катакомбе Bosio не нашел ни одного остатка живописи, ни куска мрамора, но видел изображение ковчега завета, священного еврейского светильника с семью ветвями и большое количество надписей, в которых умершим дают, иногда, титул отца или матери синагоги. На одной из подобных эпитафий, говорится про римлянку, за шестнадцать лет до смерти, принявшую закон Моисея, получившую при этом имя Сары и сделавшуюся впоследствии матерыо синагоги, что может служить доказательством свободы распространения еврейской религии между римлянами. Необыкновенная простота и скудость этой катакомбы объясняется тем, что около жила самая бедная часть еврейской колонии Рима. После посещения Bosio этого ипогея, образование которого следует отнести к последним временам республики или к первому столетию империи, он был снова оставлен, входы его обрушились и заросли до такой степени, что в сороковых годах Р. Marchi, несмотря на тщательные розыски и на продолжительные усилия, не мог найти его. Но в последнее время открыли в окрестностях Рима две других еврейских катакомбы. Первая из них 18 принадлежит ко второму или третьему столетию после Р. X. и находится близ Аппиевой дороги около катакомбы Каллиста. Вероятно, она служила кладбищем евреям, обитавшим недалеко оттуда у Porta Capena. Эта катакомба менее обширна, чем та, которую видел Bosio; но в ней нашли много надписей, изображений религиозного характера, следы позолоты и украшений, если не совершенно чистого классического стиля, то очень приближающихся к нему. Она начинается зданием, хорошо сохранившимся, которое представляет все расположения синагоги; в него входили с улицы, и с противоположной стороны оно находилось в прямом сообщении с подземельем. В самом здании были также устроены гробницы. Вероятно, когда в ипогее не было больше места, мертвых начали хоронить в самой синагоге. Следы гробниц в несколько этажей видны в стене, отделявшей пространство, назначенное для женщин. Горизонтальные ниши, или loculi, этого ипогея высечены в боках ходов и комнат в несколько ярусов, иногда параллельно к галерее и cubiculum, иногда перпендикулярно к ним 19 и заделаны плитами или черепицами совершенно так, как в христианских катакомбах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Верхние ярусы находятся почти всегда в глубине 7-ми или 8-ми метров, но при неровности земли, иногда не глубже 5-ти и даже 3-х метров. Средние этажи, которые, обыкновенно, обширнее и правильнее остальных, вырыты на глубине от 10 до 15 метров, самые же низшие, обыкновенно, не очень обширные, от 18 до 20 метров, и иногда ниже, но это бывает очень редко. Одно из самых глубоких мест в римских катакомбах – это низший этаж кладбища Каллиста возле Аппиевой дороги, – он находится 25 метров под землею; на такой глубине делается трудно дышать и почти постоянно стоит вода. VI. В первые века христианства, в катакомбы сходили прямо с поверхности земли, по лестницам, нисколько не скрытым во времена гонений, из аренарий, или через потаенные отверстия; в настоящее время в них спускаются по очень удобным лестницам, построенным или в наши дни, или вскоре после торжества христианской веры. Пройдя все ступени лестницы, входишь прямо в темную галерею, и в боках ее видишь горизонтальные гробницы, высеченые в туфе одна над другой, иногда, во всей первобытной целости, как их заложили плитами семнадцать или восемнадцать столетий тому назад, но чаще уже разрушенные неловкими исследователями подземного Рима и искателями драгоценностей, открытые и наполненные костями, которые рассыпаются и падают в прах от прикосновения. Ошибочно было бы предполагать, что это подземное царство мертвых производит неприятное впечатление, когда в него проникаешь. С первого вгляда кажется, что подземелья, лишенные света, где можно ходить только с факелом в руках, наполненные могилами и воспоминаниями мучений, преследований, темные пещеры, которые, вероятно, видели последнюю развязку не одной кровавой трагедии, не одной ужасной драмы, не могут возбудить ничего, кроме тяжелого и неприятного ощущения. Совершенно напротив, чувства прямо противоположные этим, наполняют вашу душу, когда вы бродите по безмолвным катакомбам; ничего в них не напоминает вам перенесенных страданий, ни даже смерти, и все, что вас окружает, от религиозных изображений до надписей, имеет утешающее, обнадеживающее значение, и, скорее, радостный и веселый характер, чем печальное настроение. Ни разу вы не увидите представления мучения или только инструментов казни и чрезвычайно редко прочтете слово «мученик» на надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аят (стих) 33 в пятой суре Корана гласит: " Воистину, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них — позор в ближайшей жизни, а в последней для них — великое наказание… " Но, по словам Хасана, это место нельзя вырывать из контекста и рассматривать изолированно. Он зачитывает следующий аят: " кроме тех, которые обратились [покаялись] прежде, чем вы получили власть над ними. Знайте же, что Аллах — прощающий, милосердный! " В Коране за словами, звучащими порой довольно жестоко и немилосердно, всегда следует напоминание о возможности покаяния и " о том, что Аллах в конечном счете всепрощающ и милостив " , указывает ученый. " Эти группировки всегда жестоки и немилосердны, вот почему, по нашему убеждению, они поступают совсем не по-мусульмански и очень далеки от духа ислама " , – подчеркивает он. Для Хасана распятие на кресте - это то, чего не должно быть в современном мире. Случившееся в Ракке можно объяснить так: это было предупреждение всем, кто подвергает сомнению власть группировки ISIS, полагает он. Позорная смерть на кресте Хотя казнь через распятие и упоминается в Коране, все-таки несравнимо более серьезную роль оно играет в Библии. В то время как ислам признает Иисуса пророком, он отвергает его распятие (и, соответственно, его последующее воскресение, не говоря уже о признании божественной природы Иисуса - Ред.), в отличие от христиан. Изображение на витраже собора: святые апостолы Петр и Павел    Святые апостолы Петр и Павел умерли разной смертью Казнь посредством распятия на кресте была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождения Христа. " Известный пример - Спартак, - напоминает профессор Кембриджского университета Мэри Бирд о гладиаторе, возглавившем восстание рабов и казненном в 71 году до н.э. после того, как бунт был подавлен. - Когда Красс разгромил войско повстанцев, он велел возвести кресты вдоль Аппиевой дороги " .

http://pravoslavie.ru/70809.html

Там есть храм апостола Павла, отстоящий от укреплений Рима на расстоянии четырнадцати стадий; мимо него протекает река Тибр. Там нет никаких укреплений, но из города до самого храма идет галерея и много выстроено разных других зданий вокруг него; все это делает данное место не очень доступным. Кроме того, готы питают какое-то почтение к этим святым местам. Ни один храм обоих апостолов – Петра и Павла – в течение всей этой войны не подвергся с их стороны какому-нибудь оскорблению, так что священники в этих храмах могли совершать, как они привыкли, свое служение. В этом месте Велизарий приказал Валериану, взяв с собою всех гуннов, устроить на берегу Тибра укрепленный лагерь, чтобы у них могли здесь пастись безопасно лошади, да и готы должны были бы в большей степени воздерживаться уходить очень далеко от своего лагеря. Он так и стал делать. Когда же гунны стали там лагерем, как было приказано главнокомандующим, Валериан вернулся в город. Сделав все это, Велизарий сохранял спокойствие, не начиная общего сражения, но приготовившись защищаться со стен всеми силами, если кто-нибудь двинется на них с враждебными намерениями. И некоторым из римских плебеев он доставлял хлеб. Мартин же и Траян, пройдя ночью через неприятельские укрепления и придя в Террацину, отправили Антонину с немногими воинами в Кампанию, сами же, захватив в этих местах укрепления, делали оттуда нападения и, совершая внезапные набеги, теснили тех из готов, которые заходили в эти места. Магн и Синфуэс в короткое время вновь воздвигли укрепление, лежавшее в развалинах, и когда они сами оказались в безопасности, они стали причинять тем больше неприятностей врагам, так как их укрепление было недалеко от лагерей готов: они делали частые набеги, неожиданно нападая на тех варваров, которые провозили мимо них продовольствие; это продолжалось до тех пор, пока Синфуэс в какой-то битве не был ранен копьем в правую руку; оно перервало ему мышцы, и он оказался уже неспособным к войне. Со своей стороны, и гунны, устроив, как сказано, лагерь по соседству с готами, причиняли им не меньше неприятностей, так что сами готы стали уже страдать от голода: они уже не могли с прежней безопасностью подвозить себе продовольствие. Также и моровая язва поразила их и многие из них умерли, особенно в лагере, который они, как мною выше было указано, в последнее время устроили около Аппиевой дороги. Немногие из них, оставшиеся в живых, удалились в другие укрепления. То же самое испытали и гунны, поэтому и они вернулись в Рим.. Вот что происходило здесь. Прокопий же, прибыв в Кампанию, собрал там не меньше пятисот воинов и, заполнив хлебом большое количество судов, стоял в готовности. Немного позже прибыла к нему и Антонина и вместе с ним стала заботиться о флоте.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

   Ужас, смятение, безумие овладели людьми, не знавшими, куда бежать. Дороги были загромождены домашним скарбом, а где улицы были поуже, там вообще было невозможно пройти. Искавшие прибежища на рынке и площадях — там, где впоследствии был сооружен амфитеатр Флавиев , возле храма Земли, возле портика Ливии и выше — у храмов Юноны и Луцины , а также меж склоном Вибрия и древними Эсквилинскими воротами — оказались окружены морем огня и погибли от жара. В тех местах, куда огонь не добрался, позже нашли сотни испекшихся, обуглившихся тел, хотя эти несчастные пытались защититься от огня, выламывая каменные плиты и зарываясь по пояс в землю. Вряд ли нашлась бы хоть одна семья из живших в центре города, все члены которой уцелели бы, поэтому у городских стен и ворот, на всех дорогах раздавались горестные вопли женщин, выкликавших дорогие имена погибших в давке или в огне.    И в то время как одни молили богов о милосердии, другие кощунственно проклинали их за ужасное бедствие. Можно было увидеть стариков, простиравших руки к храму Юпитера Избавителя с возгласами: «Ты же избавитель, так спаси свой алтарь и город!» Гневное отчаяние обращалось главным образом против древних римских богов, которые, по мнению римлян, были обязаны усерднее прочих охранять город. Очи оказались бессильными, и за это их упрекали. Зато когда на Ослиной дороге показалась процессия египетских жрецов, везших статую Исиды, спасенную из храма в окрестностях Целимонтанских ворот, толпа смешалась с шествием, люди впряглись в повозку, провезли ее до самых Аппиевых ворот и, завладев статуей, водрузили ее в храме Марса, оттеснив жрецов этого бога, посмевших сопротивляться. В других местах взывали к Серапису, Ваалу или Иегове , приверженцы которого, высыпав из закоулков Субуры и Заречья, оглашали воплями и мольбами прилегавшие к городским стенам пустыри. В их криках звучали, однако, нотки торжества, и, когда часть горожан присоединилась к хору голосов, славивших «Владыку мира», другая часть, возмущаясь этими проявлениями радости, пыталась силой заглушить их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Первые римские христиане предпочитали есть речную рыбу Рим, 13 апреля 2009 г. “Предпочтения в еде у христиан древнего Рима были более сложными, чем традиционно принято считать”, - к такому выводу пришли ученые, исследовавшие останки христиан, погребенных в римских катакомбах, цитирует Благовест-инфо сообщение газеты Times. Группа ученых во главе с Леонардом Рутджерсом проанализировала химический состав костей 22 человек, чьи останки были найдены в катакомбах св. Каллиста около римской Аппиевой дороги. Считается, что христиане использовали эти подземные пещеры в III-V веках от Р.Х., однако радиоуглеродный анализ показал, что некоторые скелеты относятся уже к II столетию нашей эры. Всего в катакомбах Вечного города погребено около полумиллиона человек, а катакомбы св. Каллиста - один из самых крупных комплексов подземных пещер. Часть катакомб, называемая “Либерийской”, содержит большое количество захоронений двух типов-кубикул (погребальных комнат, где находят останки до 50 человек) и локули - ниш, выдолбленных в каменных стенах пещер, и расположенных одна над другой. Команда Рутджерса исследовала в общей сложности 22 скелета, взятых из захоронений обоих типов. Среди останков был скелет человека, которому на момент смерти было 82-85 лет, и грудного ребенка примерно 2 лет (точно определить пол и возраст погребенных было трудно из-за плохой сохранности костей). В основном анализ проводился на костях пальцев ног и рук. Сравнив результаты анализа с исследованиями останков из других мест Италии и Средиземноморья, ученые пришли к выводу, что христиане катакомб ели речную рыбу (на это указывает высокий уровень содержания азота и пониженный - углерода), что было необычно для того времени и места. Пресноводная рыба составляла от 18 до 43 % рациона христиан древнего Рима. “Первые христиане дистанцировались от иудейских пищевых табу, и в то же время избегали мяса животных, которых язычники приносили в жертву, однако считается, что в целом они питались так же, как и их современники - нехристиане”, - пишет Рутджерс в Journal of Archeological Science. Тот факт, что значительную часть рациона христиан составляла пресноводная рыба, оказался неожиданным открытием для ученых и, по словам Рутджерса, может пролить свет на социальный состав христианской общины.

http://pravoslavie.ru/30043.html

Подле этой последней находятся катакомбы папы Юлия, папы Феликса, Процесса и Мартиниана. Эта группа, в связи с подземельями Авдона и Сеннен, образует непрерывную линию, оканчивающуюся большими понтийскими катакомбами Монте Верде. Система по другую сторону Тибра расположена под малыми холмами к югу от города. Она начинается гробницею святого апостола Павла на Остийской дороге. Вокруг этой гробницы расположены катакомбы Люцины, Тимофея, Комодиллы, Зенона с товарищами, Кириаки. Подземелье Люцины соединяет катакомбы Остийской дороги с катакомбами дороги Ардейской, а эти, в свою очередь, без сомнения, были соединены с катакомбами дороги Аппиевой. На Ардейской дороге расположены катакомбы Бальбины, Дамаса, Марка и Марцеллина, Нерея и Ахиллея, Домитиллы и Петрониллы, а на дороге Аппиевой – Претекстата, Каликста и Цецилии, Севастиана и Сикста, Люцины, Зефирина, Сотира, Евсевия и Маркелла, Урвана, Януария и Фелициссима, Агапита, Тивурция, Валериана, Максима и Цирина. Подземелья Аппиевой дороги соединялись с катакомбами Латинской дороги: эти последние носят названия – Апрониана, Евгении, Гордиана и Епимаха, Симплиция и Сервилиана, Кварта и Квинта, Тертулина. Но сообщение между Латинской и Лавиканской дорогами, очевидно, прерывается: расстояние очень велико и почва слишком влажна и неудобна для подземных работ. Подземелья Тивурция, Маркеллина и Петра, четырех отроков, святой Елены и Двух лавров составляют подле дороги Лавиканской начало новой цепи, присоединяющейся, подле дороги Пренестинской, к катакомбе Кастула. Недалеко отсюда, на дороге Тибуртинской, развивается целая сеть подземных галерей, известных под именами Кириака и Ипполита, которые, кажется, соединяются, на дороге Номентанской, с катакомбами Никомеда и Агнессы. Остается назвать катакомбы новой дороги Салярской, обыкновенно обозначаемые именем Прискиллы: это подземелья Фелицитаты, Фразона и Сатурнина, Хрисанфа и Дарии, семи дев, Марии, Гордиана, Сильвестра, и, наконец, катакомбы старой Салярской дороги, называемые именами Памфила и Квирия, Гермеса и Василия, Прота и Гиацинта, Иоанна, Власта и Мавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Св. Зою повесили за волосы и задушили смрадным дымом; Никострат, Кастор, Клавдий, Викторин, Симфорос, Феликс и Симфориан были утоплены в море; Хроматию и Тивуртию отсекли головы; Кастул брошен в ров и засыпан живым. Призвав к себе св. Севастиана. Диоклетиан укорил его в измене отечественной религии и затем приказал привязать его к дереву и расстрелять так, чтобы он умер не сразу, а медленной мучительной смертью и без огласки. Но св. Севастиан вынес эту пытку: палачи оставили его полумертвым, а одна благочестивая христианка, по имени Ирина, жена св. мученика Кастула, перенесла его ночью в свое жилище и выходила. Св. Севастиан вышел к императорскому дворцу, стал обличать Диоклетиана в безбожии, нечестии, кровопролитии и других беззакониях. Тогда св. Севастиана отвели на прилегавший к императорским дворцам цирк, или конское ристалище, где убили его палицей 41 . Тело его бросили в трубу для стока нечистот близ цирка (Circo Massimo) – это место находится сейчас в нескольких шагах от церкви св. великомученика Георгия (Chiesa di S. Giorgio in Veiabro, см. 47) у подножья Палатинского холма. Однако вскоре его честные останки были перенесены отсюда благочестивой римской христианкой Лукиной 42 в упомянутые катакомбы по Аппиевой дороге и положены там «при следах апостольских», т.е. близ той пещеры, где некоторое время покоились мощи апостолов Петра и Павла. Над местом упокоения св. Севастиана и сооружена была в 320 г. св. императором Константином вышеназванная церковь ero имени. В ней произнесена была св. Григорием Двоесловом 37-я беседа его на Евангелия. Перестраиваемая несколько раз, эта церковь в настоящем виде существует с 1611 г. Главный вход в церковь устроен со стороны Аппиевой дороги. В первом приделе на левой стороне от главного входа на возвышении стоит престол. Внутри престола почивают мощи св. Севастиана. Одна часть честной главы его хранится в Ватиканском соборе, а другая – в церкви Четырех Святых (Chiesa dei Santi Quattro Coronati) на Целийском холме в Риме. В первом приделе на правой стороне от главного входа, в запрестольном киоте, в числе разных святынь, во всякое время показывают богомольцам подлинный камень с отпечатавшимися на нем следами стоп Спасителя, находившийся некогда на том самом месте по Аппиевой дороге, где Спаситель беседовал с апостолом Петром во время бегства последнего из Рима, и где теперь стоит церковь «Куда идешь, Господи?» (Chiesa «Domine quo vadis?», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы помолились в устроенной в пещере небольшой церкви с престолом, где какое-то время в начале 3 века почивали мощи апостолов Петра и Павла. Здесь выбита надпись: « Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые». В катакомбах мы провели весь день, прошли немного по Аппиевой дороге (Виа Аппиа) – «Царице дорог», появившейся еще в 4 веке до нашей эры. Возможно, это второе ее название возникло потому, что, начиная с патриция Аппия, каждый новый правитель (Максенций, Константин, Диоклетиан и пр.) принимал участие в ее укреплении и усовершенствовании. Вся длина дороги около 540 километров, в средние века она служила и военной и торговой артерией. После восстания Спартака в 71 году до н.э. Виа Аппиа стала местом казни — шесть тысяч крестов с распятыми рабами стояли вдоль дороги от Рима до Капуи. Б огатые римляне в доль дороги хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы. На древней Аппиевой дороге произошло известное событие, когда бежавший от преследования Нерона апостол Петр встретил идущего в Рим Спасителя. «Куда идешь, Господи?» - «Иду туда, где Меня вновь распнут». Апостол понял, что Господу угодно пострадать в его теле в самом Риме и что этим предрекается его собственная мученическая смерть. Он возвратился в Рим, был схвачен, а с ним еще множество христиан. Всех усекли мечом, Петра же Нерон приказал распять на кресте. Быстро пролетела неделя, семь дней, которые мы провели в Вечном городе. Очень много впечатлений, невозможно все упомнить и описать. А сколько всего еще осталось, что мы не успели посмотреть, и где не успели побывать?! Как говорится, будет повод приехать еще. Об основных достопримечательностях столицы Италии немного рассказали, хотелось бы добавить несколько слов, родившихся от общего ощущения города. Очаровательный и узнаваемый вид Риму придают очень высокие деревья с необыкновенно красивой кроной – они сразу бросаются в глаза, являясь некоторой изюминкой ландшафта. Спросили у экскурсовода – оказалось, что это обычные сосны, которым путем обрезки придают эту чудную форму. Зелени не очень много, клумб тоже мало, розы кое-где. Возможно, потому что мы были зимой (или итальянской весной) - в феврале. Хотя местные сказали, что летом здесь зелени не будет вообще, все пожухнет под палящим солнцем. В центре Рима часто попадались неухоженные территории, сорняки, похожие на наш борщевик (в Москве такое возможно встретить только на окраинах).

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕКРОПОЛЬ [Греч. νεκρπολις - город мертвых], обширное кладбище; архитектурно-погребальный комплекс. История Н. тесно связана с развитием погребальных обрядов (см. статьи Надгробие , Погребение ). Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) Античные надробия и руины гробниц вдоль Аппиевой дороги. Фрагмент картины «Аппиева дорога». 1867 г. Худож. Д. Л. Чепмен (Музей искусств Грузии, Тбилиси) В Европе и Америке средневек. и постсредневек. Н. являются объектом пристального интереса историков, антропологов, искусствоведов. Общепринятым стало положение о том, что включение кладбищ в пространство города, их тесная связь с христ. церквами и общественной жизнью - важнейший момент в разрыве с античной традицией, в самоидентификации города новой, средневек. эпохи. В совр. науке разрабатываются методы определения роли кладбища в древнерус. городской среде, отслеживания изменений в отношении к Н. как к элементу городской структуры, к одному из ключевых звеньев в системе мировоззрения и в повседневной жизни христ. общин, а также формируется методика изучения и восстановления утраченных Н. (городских, монастырских, сельских и др.) и отдельных погребений на них. Христ. город на Руси в контексте сопоставления «город живых» - «город мертвых» практически не рассматривался. Запрет на погребение тел и их сожжение в городской черте известен с глубокой древности (Талмуд, Законы Двенадцати таблиц и др.), в частности, на опасность осквернения святости города захоронениями есть указания в рим. юридических документах. Христиане, следуя закрепленным в рим. законодательстве запретам, первоначально избегали захоронений в черте города. В то же время о существовании практики возведения гробниц в городах, а также о помещении мертвых тел в храмах известно, напр., из Гомилии свт. Иоанна Златоуста, призывавшего позаботиться об иных местах захоронения (Гомилии 74б 8:71). В VI в. фиксируются попытки на законодательном уровне отказаться от погребений в церквах или по крайней мере в городах. Кодекс имп. Юстиниана, составленный между 529 и 534 гг., требовал вынести за черту города все урны и саркофаги, поскольку к этому времени захоронения in urbe, внутри города, уже практиковались. Запрет на погребения в городах был снят только декретом имп. Льва VI Мудрого (886-912) в эпоху, когда они давно преобладали (о запретительных мерах касательно погребений в городе см.: Meneghini R., Santangeli Valenziani R. Sepolture intramurane e paesaggio urbano a Roma tra V e VII sec.//La storia economica di Roma nell " alto medioevo alla luce dei recenti scavi archeologici. Firenze, 1993. P. 89-111; Lambert C. M. Le cepolture in urbe nella norma e nella prassi (tarda anticita - alto medioeovo)//L " Italia centro-settentrionale in età longobarda. Firenze, 1997. P. 285-293).

http://pravenc.ru/text/2564854.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010