Так были построены базилики св. Петра 106 , св. Агнии, св. Севастиана, св. Лаврентия и т. д. Не исключая больших базилик, вскоре после торжества церкви, христиане воздвигли над катакомбами множество незначительных церквей или часовен, которые, не будучи так крепко и тщательно сложены и, впоследствии, исправляемы, как базилики, не имели судьбу последних, и почти все разрушились с течением времени. G. В. de Rossi открыл несколько подобных зданий, измененных поздними пристройками и, более или менее, уцелевших. Одно из них находится возле дороги Ardeatina, и долго служило складом вина, но сохранило свои первоначальные формы. По мнению римского археолога, оно было построено не раньше 3-го, и не позже 5-го века, и, по всей вероятности, посвящено святым Сиксту и Цецилии, потому что стоит над криптом, где были погребены эти мученики. Развалины подобных же небольших церквей были найдены в окрестностях Рима, преимущественно, у Аппиевого пути и у входа в катакомбу Претекстата. Большая часть их принадлежит к первым временам торжества христианской веры, но некоторые могли быть воздвигнуты раньше Константина, как cellae и как memoriae martyrum. Здания эти представляют некоторый интерес, потому что образуют в христианской архитектуре переход от подземных церквей к большим базиликам. Они – копии, насколько возможно близкие, квадратных cubicula: по нише полукруглой формы устроено в каждой из трех внутренних сторон их, для постановки саркофагов, служивших престолами, в четвертой сделан вход, – т. е. совершенно то же расположение, как и во многих катакомбных комнатах. XVII Погребение в ипогеях не прекратилось немедленно после победы христианской религии над язычеством: несколько катакомб, правда незначительных, образовались даже после Константина. Однажды принятый обычай, продолжался по традиции еще довольно долгое время. Притом, эти подземелья, схоронившие стольких мучеников, где собирались верующие, сделались предметом особенного уважения, что и повело к желанию покоиться в них после смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Апостольские Постановления» особенно ценны как истори­ческий источник, потому что содержат в себе верную картину цер­ковной жизни и богослужения первых столетий. Из этой книги видно, что Таинство Евхаристии в каждой общине непременно совершалось в воскресный день. Помимо анафоры чин Литургии включал в себя чтение Священного Писания. «Апостольские По­становления» предписывают совершать Таинство Преложения на вине и хлебе в день его выпечки. Как в «Дидахи» и в «Дидаскалии», «Апостольские Постановления» воспрещают приступать к Таин­ству христианину, не примирившемуся со своим братом. В этом памятнике по отношению к Евхаристии употреблено выражение «антитипон» «вместообраз царского Тела Христова». В относящемся также к середине III столетия памятнике «Апо­стольское Предание» содержится полный текст анафоры, который из употребляемых ныне евхаристических молитв особенно бли­зок к анафоре Эфиопской Церкви. В этом же памятнике приве­дены чины крещения и епископской хиротонии. Во второй половине III веке, после гонений Деция и Валериа­на, когда для Церкви вновь наступили мирные времена, богослу­жение чаще стало совершаться в наземных храмах, которые воз­двигались на мощах мучеников. Есть сведения о том, что в Риме существовало более 40 таких храмов, но не один из них не до­шел до наших дней, так что памятниками христианского хра­моздательства этой эпохи остаются почти исключительно ката­комбные церкви. Катакомбы сохранились в разных городах империи, напри­мер, в Неаполе, Сиракузах, но самые обширные в Риме. В средне­вековье, после прекращения в них богослужений и последовавше­го затем перенесения покоившихся в них мощей прославленных святых в наземные храмы, они были оставлены и забыты, и вновь открыты уже только в конце XVII столетия. Первоначально они назывались цеметериями (coemeteria), что собственно обознача­ет кладбище, гипогеями или ареями, и только позже стали так­же называться катакомбами. В них хоронили останки христиан, которые помещались в устроенных вдоль узких коридоров мно­гоярусных нишах (loculi), которые замуровывались после погре­бения каменными плитами или кирпичами. В местах, где покои­лись мощи мучеников или святителей, устраивались помещения для молитвенных и евхаристических собраний, иными словами, церкви, и Таинство Евхаристии совершалось в них над мощами мучеников. В Риме катакомбы устраивались вблизи дорог, веду­щих из города, – Номентанской, Лаурентинской, Салярии. Осо­бенно хорошо обследованы катакомбы, расположенные на юге Рима, вдоль Аппиевой дороги. Самые знаменитые из них носят имена епископа Римского Каллиста, Домициллы, святого муче­ника Севастиана. Общая протяженность высеченных в туфе га­лерей в катакомбах имперской столицы приближается к тысяче километров. Эти коридоры проходят на разной глубине. В неко­торых катакомбах они располагаются на пяти уровнях, или эта­жах (alea).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Наконец над седловиной между горами показалось солнце, и странное явление поразило апостола. Ему почудилось, будто золотой диск, вместо того чтобы подыматься все выше по небу, спускается с гор и катится по дороге. – Видишь это сияние – вон оно, приближается к нам? – молвил Петр, остановясь. – Я ничего не вижу, – отвечал Назарий. Минуту спустя Петр, приставив к глазам ладонь, сказал: – К нам идет кто-то, весь в солнечном сиянии. Однако никакого шума шагов они не слышали. Вокруг было совершенно тихо. Назарий видел только, что деревья вдали колышутся, словно кто-то их тряхнул, и все шире разливается по равнине свет. Он с удивлением поглядел на апостола. – Рабби, что с тобою? – тревожно спросил юноша. Дорожный посох Петра, выскользнув из его руки, упал наземь, глаза были устремлены вперед, на лице изображались изумление, радость, восторг. Внезапно он бросился на колени, простирая руки, и из уст его вырвался возглас: – Христос! Христос! И он приник головою к земле, будто целовал чьи-то ноги. Наступило долгое молчанье, потом в тишине послышался прерываемый рыданьями голос старика: – Quo vadis, Domine? – Куда идешь, господи? (лат.) Не услышал Назарий ответа, но до ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: – Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие. Апостол лежал на земле, лицом в пыли, недвижим и нем. Назарий испугался, что он в обмороке или умер, но вот наконец Петр встал, дрожащими руками поднял страннический посох и, ни слова не говоря, повернул к семи холмам города. Видя это, юноша повторил как эхо: – Quo vadis, Domine? – В Рим, – тихо отвечал апостол…» (2) Церковь Domine Quo Vadis? …Наконец водитель 118 автобуса, отъехав чуть меньше километра от ворот святого Себастьяна, коротко задержался на одной из остановок и показал рукой, куда далее надо идти по левой стороне до церкви Домине-Кво-Вадис (Domine Quo Vadis?), называемой и часовней. Там, где вправо от старой Аппиевой дороги ответвляется другая – Via Ardeatina, находится конечный пункт паломничества – выкрашенная в белый цвет небольшая однонефная церковь Domine Quo Vadis.

http://bogoslov.ru/article/1331533

Церковь в эпоху от гонений Деция до начала гонений Диоклетиана. Часть 2 История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Иисус - Добрый Пастырь. Катакомбы Калликста в Риме. Около 250 г. Во второй половине III века, после гонений Деция и Валериана, когда для Церкви вновь наступили мирные времена, богослужение чаще стало совершаться в наземных храмах, которые воздвигались на мощах мучеников. Есть сведения о том, что в Риме существовало более 40 таких храмов, но не один из них не сохранился до наших дней, так что памятниками христианского храмоздательства этой эпохи остаются почти исключительно катакомбные церкви. Катакомбы существуют в разных городах империи, например в Неаполе, Сиракузах, но самые обширные – в Риме. В средневековье, после прекращения в них богослужений и последовавшего затем перенесения покоившихся там мощей прославленных святых в наземные храмы, они были оставлены и забыты и вновь открыты уже только в конце XVII столетия. Первоначально они назывались цеметериями (coemeteria), что, собственно, значит «кладбище», гипогеями или ареями и только позже стали называться и катакомбами. В них хоронили останки христиан. Останки помещали в устроенные вдоль узких коридоров многоярусные ниши (loculi), которые замуровывались после погребения каменными плитами или кирпичами. В местах, где покоились мощи мучеников или святителей, устраивались помещения для молитвенных и евхаристических собраний, иными словами, церкви, и таинство Евхаристии совершалось в них над мощами мучеников. В Риме катакомбы устраивались вблизи дорог, ведущих из города: Номентанской, Лаурентинской, Салярии. Особенно хорошо обследованы катакомбы, расположенные на юге Рима, вдоль Аппиевой дороги. Самые знаменитые из них носят имена епископа Римского Каллиста, Домициллы, святого мученика Севастиана. Общая протяженность высеченных в туфе галерей в катакомбах имперской столицы приближается к 1000 километров. Эти коридоры проходят на разной глубине. В некоторых катакомбах они располагаются на пяти уровнях, или этажах (alea).

http://pravoslavie.ru/41990.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Кикилия (Цецилия) Римская, мц. - житие Кикилия (Цецилия) Римская (+ ок. 230/288 мученица. Память 22 ноября Святая мученица Кикилия была римлянкой из богатого и знатного рода. Она с юности восприняла христианскую веру и усердно молилась, помогала нуждающимся, под богатой одеждой скрывала власяницу. Родители решили выдать Кикилию замуж за знатного язычника Валериана. Святая не осмелилась перечить воле родителей, но со слезами молилась Богу, чтобы ее жених уверовал во Христа, а она сохранила бы девство. Святая уговорила жениха пойти с ней к епископу Урбану, скрывавшемуся от гонений в пещере у Аппиевой дороги. Наставления мудрого старца проникли в душу Валериана, и он уверовал во Христа и обратил в христианство и своего брата Тивуртия. Братья роздали часть своего имения бедным, ухаживали за больными, хоронили христиан, замученных гонителями. Правитель Аммах, узнав об этом, повелел схватить братьев и привести на суд. Он потребовал, чтобы святые отреклись от Христа и принесли жертвы языческим богам. Братья отказались. Тогда мучеников стали беспощадно избивать плетьми. Святой Валериан под пытками убеждал христиан не пугаться мук, но твердо стоять за Христа. Правитель, желая избежать влияния святого проповедника на народ, приказал вывести мучеников за пределы города и там казнить. Отрядом воинов, сопровождавших мучеников на казнь, командовал Максим. Его поразило мужество святых. Он спросил, почему они не боятся смерти. Святые братья ответили, что они оставляют временную жизнь ради жизни вечной. Максим захотел подробно узнать учение христиан. Он привел святых Валериана и Тивуртия в свой дом и всю ночь слушал их беседу. Узнав об этом, святая Кикилия пришла к Максиму со священником, и он со всей семьей принял святое крещение. Когда на следующий день мучеников Валериана и Тивуртия обезглавили, святой Максим всенародно исповедал, что он видел, как их святые души восходили к Небесам. За это исповедание святой мученик Максим был насмерть забит плетьми. Правитель хотел завладеть имением казненных, но, узнав, что святая Кикилия уже раздала все оставшееся имущество нищим и своей проповедью обратила в христианство 400 человек, приказал казнить ее. Три дня ее морили жаром и дымом в накаленной бане, но благодать Божия хранила ее. Тогда ее решили обезглавить. Палач ударил мечом святую, но лишь ранил ее. Святая мученица страдала еще три дня в полном сознании, утверждая в вере окружающих, и скончалась с молитвой на устах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Кикилия (Цецилия) Римская, мц. " .

http://pravicon.com/info-2654

Точных известий о гибели и последних днях Павла в Риме нет. Есть апокрифы. Но точно известно, что Павел написал в Риме свои многочисленные послания. У писателя часто бывает так, что ему кажется, что будто он пишет для издательства, для себя, для друга. А оказывается, что написал для Вечности. Оказывается, что не ты пишешь, а «пишут» тобой. Как написал Есенин: «Я дудка Божия». Апостол стал таким «органом» музыки небесных сфер. Апостол Павел писал из Рима, как ему казалось, к Филимону, Титу, Тимофею, евреям, а написал к духовной элите всех времен и всех народов. Тем самым он восполнил римские труды апостола Петра. Если подвиг апостола Петра был предназначен для живых свидетелей, то труды Павла – для людей будущего. Он заполнил интеллектуальное пространство Рима христианской альтернативой. Тысячу лет спустя благодарность Рима выразилась в форме прекраснейшего собора, воздвигнутого в честь апостола Павла и ставшего одним из чудес света. На свете есть два святых и уникальных места: Соловки и Рим. Нигде не пролито столько крови мучеников, сколько было пролито на арене Колизея и на этом северном острове. На Соловках многие из нас уже были. Пришло время, когда и в Рим попасть стало не сложнее, чем на Соловки. Все, у кого есть хотя бы пятнадцать тысяч рублей, могут зимой, в низкий сезон полететь в Италию. Совсем не трудно выделить в Риме «свободное время» и попасть на Аппиеву дорогу. На гранитных плитах этой дороги, под высокими пиниями однажды явился Господь. Петр, убегающий из Рима, внезапно увидел Христа и не нашел ничего лучшего, как спросить:: – Камо грядеши, Господин? – Quovadis, Domine? И глядя ему в глаза, Христос ответил: – Иду в Рим, чтобы опять быть распятым. И этот ответ Иисуса был продолжением старого их разговора в Иерусалиме. Тогда перед арестом Христа слова апостола оказались пустыми. Теперь настала переэкзаменовка не решенной задачи. При всех недостатках православного туризма у него есть один плюс. Человек хотя бы на секунду поднимает из глубин памяти сияющие истины, вложенные в душу Богом. На секунду сокровище протирается от пыли и вспыхивает, и поражает красотой. Возможно, после возвращения домой оно снова покроется пылью и потускнеет. Но, может быть, и мы, как апостол, способны задуматься о главном и позволить нашему сердцу разгореться.

http://pravmir.ru/petr-pavel-i-nasha-app...

С другой стороны (и это второй ключ) Он был не просто человеком — Он Бог, Который добровольно воспринял на Себя человеческую плоть. Именно в этом заключается смысл страданий, которые Он претерпел. Иисус Христос страдал как человек, Его страдания были не меньше, чем страдания любого другого, кто умирал бы такой же смертью. Он страдал не меньше, чем те шесть тысяч, которые были распяты вдоль Аппиевой дороги. Но это страдание Христа было добровольным: Он как Бог стал человеком, Он пришел в эту жизнь для того, чтобы умереть за людей и открыть им путь к вечной жизни. Здесь уже вступает в свои права богословское осмысление Евангелия. Богословы говорят о том, почему смерть Христа имела искупительный смысл для людей, и каким образом люди могут участвовать в плодах Его искупительной смерти. Об этом в Евангелии не упоминается — о том говорит апостол Павел, чьи послания также вошли в корпус Нового Завета; а затем на протяжении веков, вплоть до настоящего времени, о том же говорила и говорит Церковь устами своих проповедников и богословов. Можно верить или не верить в то, что Иисус Христос был Воплотившимся Богом. Но если вы в это не верите, то никогда не сможете оценить значимость евангельского текста. И вы никогда не сможете понять, почему этот текст оказал такое колоссальное влияние на всю историю человечества. Если Иисус не был воплотившимся Богом, то в Его истории нет ничего особенного. В конце концов, Его поучения интересны, красивы, убедительны, но ведь многие философы тоже говорили разные полезные вещи. Более того, в том, что Он говорил, есть много параллелей с тем, что произносили другие. Опять же, если история Его смерти на Кресте является одной из многих подобных человеческих смертей, то почему она оказала такое влияние на историю? Почему к этому Кресту подходят миллионы людей, его целуют, перед ним кланяются, плачут, молятся? Значит, есть что-то особое в этом Кресте. Если мы рассматриваем Евангелия как свидетельства, то единственная для нас возможность их по-настоящему оценить — это подходить к евангельскому тексту с доверием.

http://patriarchia.ru/db/text/4631621.ht...

Есть ли какой-нибудь другой персонаж, который оказал бы такое влияние? . Каждое Евангелие завершается рассказом о суде над Иисусом, о Его смерти на Кресте и о Его воскресении. И вот мы видим живописное изображение Христа, распятого на Кресте, повсюду — в любом храме во множестве оно присутствует, верующие носят крест на теле, священники носят крест на груди. Крест стал универсальным символом христианства, символом надежды и веры для миллионов людей. Но почему этот Крест оказал такое влияние, ведь было в истории много людей, которых распинали на крестах? Когда разгромили восстание Спартака, 6 тысяч человек были распяты, и кресты эти выставили вдоль Аппиевой дороги, которая ведет из Рима. Там умирали такой же мучительной смертью, как и Иисус Христос, тысячи людей, почему же ни одна из этих смертей не оказала хоть какого-нибудь влияния на человечество? Почему ни один из этих крестов не может быть сравним с Крестом Господа Иисуса Христа? А разве не было в истории человечества людей, которые были неправедно осуждены, как и Иисус Христос? Разве не было ужасных смертей вследствие судебной ошибки или чьего-то коварства? Все это встречалось в разные века, но ни одна такая смерть не имела хоть сколь-нибудь похожего влияния на человечество. Значит, в истории смерти и воскресения Христа было что-то особое. И евангелисты дают нам ответ. Они говорят, что Иисус Христос не был простым человеком — Он Бог, Который стал человеком. Наиболее явно об этом говорит четвертое Евангелие, от Иоанна. Оно начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). Под этим Словом понимается Тот самый Иисус Христос, Который стал воплотившимся Богом. То есть отправной точкой для евангелиста Иоанна является то, что Иисус Христос — воплотившийся Бог, и на протяжении всего своего Евангелия он это доказывает. Апостол Иоанн начинает с этого утверждения, потом показывает, как Иисус, будучи человеком, являл Божественные свойства и Божественные силы. Он раскрывает этот образ на материале различных эпизодов жизни Христа и Его изречений.

http://patriarchia.ru/db/text/4631621.ht...

(Chiesa di S. Sisto Vecchio; Piazzale Numa Pompilio, 8) Церковь устроена в VI в. на месте предсмертного прощания св. мученика Лаврентия архидиакона со священномучеником Сикстом. В ней под главным престолом почивают мощи священномученика Сикста (память 10 августа вместе с памятью мучеников Фелициссима и Агапита диаконов и Викентия иподиакона, одновременно восприявших мученическую кончину) 64 . Священномученик Сикст был усечен мечом в катакомбах св. Претекстата, а погребен в катакомбах св. Каллиста, каковые расположены почти напротив: первые – по левой, вторые – по правой стороне древней Аппиевой дороги. В катакомбах св. Претекстата доселе видны следы мученичества св. папы Сикста: на надгробной плите, прикрывающей собой одну из числа обыкновенных могил, высечены изображения епископа, сидящего на своем седалище, и диакона, стоящего перед ним с книгой; на другом камне видно изображение епископского седалища; в гробнице одной знатной женщины («Femina»), вместе с изображениями ликов святых апостолов Петра и Павла, помещен и лик св. Сикста. 39. Церковь во имя святых мучеников Нерея и Ахиллея (Chiesa dei SS. Nereo ed Achilleo alle Terme di Caracalla; Piazzale Numa Pompilio, via Terme di Caracalla, 28) Эта древняя церковь упоминается уже в V в. Первоначально она была устроена богатой и благочестивой римской христианкой Фасциолой. Затем эта базилика была переделываема в VIII, XV и в самом конце XVI в. При этой последней перестройке она была приведена по возможности в тот вид, в коем существовала в глубокой древности. Свв. Нерей и Ахиллей, во имя которых сооружена настоящая церковь , были евнухами мученицы Домитиллы (Домициллы) девы, происходившей из царской фамилии Флавиев. Все трое приняли крещение от руки св. апостола Петра, и все трое сосланы были за имя Христово на остров Понтию, близ Неаполя. Свв. Нерей и Ахиллей здесь же и были усечены, а св. Домитилла была перевезена отсюда в город Тарракиний, нынешний Террачина, где и была сожжена живой в том доме, в котором жила и наставляла в учении веры Христовой всех приходивших к ней людей. Св. мученик Кесарии диакон, мощи которого почивают в церкви во имя Честного и Животворящего Креста Господня, собрал честные останки мученицы Домитиллы и предал их земле в том же городе Тарракинии. Это свершилось на исходе I в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Рима Е. Гергей. История папства Что нам конкретно известно о формировании римского епископата и его ранней истории? Первым епископом Рима, согласно католическому учению, был сам Святой Петр, но основание римской церкви он должен был разделить с Павлом. Исторически, по-видимому, Павел в противоположность Петру был римским гражданином и прибыл в Рим в 61 году. О Петре же мы знаем, что он проповедовал в Антиохии, а оттуда приехал в Рим, но, несомненно, после Павла. Легенда о римской встрече Петра и Павла, об их совместных деяниях и мученичестве является символом объединения христианских направлений. С римскими деяниями Петра связана прекрасная легенда «Quo vadis?» . Спасаясь от преследований Нерона, Петр по совету своих почитателей хотел оставить Рим. Темной ночью он отправился из своего потайного убежища в сторону Аппиевой дороги. У городских ворот на Via Appia он встретился с Иисусом, который шел в город с крестом на плече. «Domine , quo vadis?» - спросил он у Христа, пораженный. На это Иисус ответил: «Я пришел в Рим, чтобы снова оказаться распятым на кресте». Петр понял смысл этих слов и, устыдившись, отвернулся. На этом месте воздвигнута знаменитая капелла «Quo vadis». В 64 году жертвами преследования христиан, которое устроил Нерон сразу после пожара Рима, по-видимому, пали оба апостола, однако ясными и однозначными сведениями об их судьбе мы не располагаем. Несмотря на все противоречия, несомненно, что Петр никогда не мог быть епископом Рима - ведь в 60-х годах еще не сложилась епископальная церковь. Однако значительная часть исторической литературы считает вероятным, что Петр тоже прибыл в Рим и вместе с Павлом пал жертвой преследований (у нас нет оснований оставлять без внимания послание Климента, согласно которому Петр погиб в 64 году в Риме). Для доказательства и понимания складывающегося примата и учительского верховенства римских епископов, обозначенных в их посланиях о вере, совершенно не обязателен факт римского епископства Петра. Другой вопрос, что легенды, возникшие вокруг Петра для подтверждения примата римского епископа, сами по себе стали силой, формирующей историю. Если мы станем всецело связывать это главенство, первенство с личностью Петра, то тогда было бы логично на основе доказуемых деяний его в Антиохии, а также деятельности по организации церкви рассматривать именно этот город лидером христианства. Рим же еще до возникновения легенд возвысился над Антиохией, став центром западного христианства, ибо Рим был тогда центром мира, экономическим и политическим центром империи. И первенство (примат) римского епископа в рамках всей церкви обусловливалось руководящей политической ролью Рима.

http://sedmitza.ru/lib/text/441566/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010