Эти слова подтверждает также апостол Петр, когда говорит: «Сами, как живые камни, устро-яйте из себя дом духовный, священство святое» ( 1 Петр 2, 5 ). Здесь не важно здание — дом из кирпичей, а важна живая Церковь, созданная Богом из людей. Все мы — одно великое общество Божие, соединенные одной верой, благодатью и целью. Мы составляем одно мистическое тело, главой которого является Христос. Все члены тела Церкви важны и нужны. Наша Православная Церковь всегда распространяла это учение, а римокатолики только теперь, после Второго Ватиканского собора, начали говорить о так называемом апостольстве мирян. Дорогие братья и сестры! Вы, прихожане кафедрального собора, часто были свидетелями рукоположений молодых людей в разные степени священства. Сегодня мы также были свидетелями этого священного акта. Мы не раз наблюдали это святое таинство, но задумывались ли мы над ним? С момента рукоположения во священника все меняется в жизни человека. Теперь он призван быть пастырем Христовой Церкви, наставником верующих, совершителем святых Таинств. Не все осознают, как велика ответственность и нелегок труд священнослужителя. От него во многом зависит спасение вверенных его попечению душ. Но ошибается тот, кто думает, что это дело одного только священника. В этом святом деле священнослужителю должны помогать все вы — члены Церкви Христовой. Тем более, что апостол Петр говорит: «Вы — род избранный, царственное священство, народ святым» (1 Петр 2,9). Наша вера должна быть деятельной, ибо Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф.7:21 ). Исполнять волю Отца нашего Небесного, значит творить дела любви и милосердия. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Дорогие братья и сестры! Судьба Церкви во многом зависит от мирян. Все мы несем ответственность за Ее будущность. Завтрашний день зависит от того, как мы будем свидетельствовать сегодня о Христе.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

18 ноября дошел черед до принятия собором многократно оспариваемой со времени первой его сессии догматической конституции «Dei verbum» об откровении Божьем (точнее, о его источниках). Другим объявленным одновременно с этим документом был декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem». В нем скромно просматривалось «Католическое действие» как одна из возможных форм апостольства. 7 декабря 1965 года состоялось последнее заседание II Ватиканского собора. На нем были приняты еще 4 декрета: декрет о службе и личной жизни священнослужителей («Presbyterorum ordinis»), в котором, однако, вопрос о целибате остался открытым; декрет о миссионерской деятельности церкви («Ad gehtes»); декларация о свободе вероисповедания («Dignitatis humanae») и, наконец, второй важнейший документ собора - духовно-пастырская конституция об отношениях церкви с современным миром («Gaudium et spes»). Эта конституция, определяющая деятельность священнослужителей, явилась самым пространным, вызвавшим множество споров и не раз полностью перерабатываемым документом собора. Он содержит наибольшее количество новых идей, определяет место, занимаемое церковью в мире, ее отношение к обществу и государству, а также задачи и призвание церкви в современном мире. На его подготовку и редактирование большое влияние оказала энциклика Иоанна XXIII «Pacem in Terns». Руководителем комиссии по разработке конституции был влиятельнейший член партии реформ кардинал Сюаненс, но в работе над документом принимал участие и кардинал Кароль Войтыла. Окончательная редакция конституции выдержана в духе аджорнаменто. Ее исходный пункт - автономия земных дел, которая, в свою очередь, делает возможным для церкви диалог с миром. Конституция рассматривает структуру общества, вопросы семьи и брака, анализирует отношения церкви и современной культуры, вопросы экономической жизни. Труд, созидательный труд она считает центральной частью самоосуществления человека. 8 декабря 1965 года в храме Святого Петра состоялось торжественное закрытие II Ватиканского собора. Павел VI 3 января 1966 года сформировал шесть постоянных, пять специальных и одну координационную комиссию для истолкования и осуществления решений собора. Тем самым собор реформ закончился.

http://sedmitza.ru/lib/text/441713/

2-я гл.- «О епископах относительно отдельных Церквей, или диоцезов» - в основном посвящена обязанностям правящего епископа в управлении диоцезом - отдельной или местной Церкви, части Народа Божия, «в которой воистину пребывает и действует единая святая католическая и апостольская Церковь Христова» (CVatII. CD. 11). Епископ исполняет по отношению к отдельной Церкви обязанность учительства, освящения и управления (Ibidem); при изложении христ. вероучения епископам рекомендуется учитывать особенности совр. общества, а также выстраивать диалог с этим обществом, используя при этом «различные средства, доступные в наше время» (CVatII. CD. 13). Особое внимание в осуществлении учительского служения декрет уделяет организации в еп-ствах религ. обучения и подготовке катехизаторов (CVatII. CD. 14). Обязанность освящения раскрывается в декрете как направление, развитие и охрана литургической жизни еп-ства, а также как собственная жизнь правящего епископа в смирении и простоте (CVatII. CD. 15). Пастырская обязанность включает в себя заботу о священниках и мирянах епископства, при этом епископам указывается на возможность привлечения различных методов изучения паствы, в т. ч. проведения социологических исследований для определения «потребностей, порождаемых социальной средой» (CVatII. CD. 16). Особым образом пастырская обязанность епископов должна проявляться по отношению к тем, кто «по условиям своей жизни не могут в достаточной мере пользоваться ординарной пастырской заботой приходских настоятелей или полностью ее лишены - как, например, многие переселенцы, изгнанники и беженцы, моряки и летчики, кочевники и прочие подобные категории» (CVatII. CD. 18). Епископы должны поощрять в своих диоцезах развитие различных видов апостольства, при этом просветительская и социальная деятельность должна служить объединению всех верующих еп-ства; в качестве методов объединения мирян декрет особенно подчеркнул важность движений и орг-ций в рамках «Католического действия» (CVatII. CD. 17). Важность служения обязывает епископов подавать прошения об отставке, «если из-за преклонного возраста или по другой серьезной причине они уже не справляются со своими служебными обязанностями» (CVatII. CD. 21).

http://pravenc.ru/text/2462007.html

582 Св. Кирил., Оглас. поуч. 10, § 14. ρχιερενς παρβατον χων την ιεροσνην... οτε διδοχον ετερον χων τς αρχιερατεας. Учение это совершенно противоположно теории папской. 583 Παρθνος γ Θεοτκος. Именование это, следственно, не было изобретено на соборе Ефесском, как то утверждали писатели не достаточно ученые. 590 Св. Кирилл, как другие Отцы Церкви, соглашается со многими знамениями, которые должны предшествовать второму пришествию, и относят к сему многие пророчества, особенно же Даниила, не выдавая, однако, теорий своих за догматы, которым обязаны веровать. 593 Св. Кирил., Оглас. поуч. 16, § 24. В параграфе 22, святой Кирилл, говоря о действиях Духа Святого в дает понятие о важности числительного значения Церкви в IV столетии. «Желал бы, говорит он, чтобы ты рассудил, сколько христиан принадлежит к этой епархии и ко всей Палестине. Отсюда мыслью твоею пронесись до конечных пределов империи Римской, а после окинь взором остальную часть мира, и увидишь христиан, у Персов и у различных народов Индии, у Готфов, Сарматов, Галлов, Испанцев, Мавров, у Африканцев, у Эфиопов и у других народов, названий которых мы даже не знаем. Рассуди, сколько у всех народов епископов, пресвитеров, диаконов, иноков, дев, мирян, и увидишь, как распространены дары Духа Святого; как во всем мире одни подвизаются в честности, другие в постоянном девстве, или любви, или нищете. Дух Святой как бы светоносное средоточие, лучи которого распространяются повсюду». 595 Там же, § 11. Должно заметить два изречения в этом поучении, относящиеся до Апостолов Павла и Петра. Св. Кирилл считает Павла Апостолом Рима: κατηχησοντα δε και την βασιλδα " Ρμην: Regiamque Romam institutis imbuit (см. Et. § 31). После благовестия его в Риме, он упоминает о его путешествии в Испанию (§ 26). В следующем же § (27) называет Апостола Петра председателем Апостолов и ключеносцем царства небесного: о πρωτοσττης των ποστλων κα " ι της Βασιλεας των ουρανν κλειδοχος Πτρος. Но святой Кирилл не считает наименований этих предоставляющими Апостолу Петру особой власти. Должно также заметить, что он не говорит ни об епископстве, ни даже об апостольстве Петра в Риме, предоставляя св. Павлу название Апостола в Риме. Следственно, напрасно приверженцы папства желали найти в изречениях св. Кирилла доказательства в пользу этого учреждения. Мы видели, что святой учитель называет председателями Апостолов св. Павла равно как и св. Петра. Название же ключеносца – только указание на текст евангельский . Что же касается епископства Апостола Петра в Риме, которое считается основанием папства, то святой Кирилл его отвергает, правда не прямо, но в сущности очень положительно. Равным образом отвергает он и епископство Апостола Петра в Антиохии (§ 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

6, 10, 12, 25). В начале каждого своего послания апостол с особенным ударением указывает на свое звание посланника, благовестника, учителя и нередко предупреждает своих учеников от преувеличенного воззрение на значение в церкви его самого и вообще апостолов: тако нас да непшует человек, яко слуг Христовых и строителей тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 .), хотя с другой стороны иногда дает разуметь и делает напоминание о правах и достоинстве апостольства ( 1Кор. 7:40; 9:1– 7 ). Вследствие сего во всех посланиях апостольских, где даются заповеди, повеление и наставление касательно устройства церкви или образа жизни верующих, а также и деятельности властных в церкви лиц, мы должны разуметь, что лично св. апостолам в этих случаях принадлежит передача, разъяснение и наставление относительно заповедей и повелений Господа, что же касается этих последних, то они принадлежат Самому Ему. Как известно, св. апостолы преподали в Писаниях далеко не все, что возвещали и что разъясняли устно, в особенности своим ближайшим ученикам и сотрудникам в благовествовании и устроении церкви. Отсюда проистекла чрезвычайная важность устного предания в области церковного законодательства. В после-апостольский период времени апостольское предание было главнейшим Формальным источником права. В течение всего второго века мы не знаем ни одного собора, постановившего какое-либо правило. Что означает это? Трудно представить, чтобы не сохранилось никакого предания, никаких известий о таком соборе, если бы он действительно был. Естественнее всего представить дело так, что за это время действительно и не было таковых соборов: церковь довольствовалась тем, что установлено было самими апостолами и хранила тщательно это установленное ими. На такое именно положение дела, кроме некоторых прямых свидетельств (у св. Иринея Лионского и Тертуллиана ) указывает и древнейший памятник канонического права, так называемые уставы и правила св. апостолов. В них в высшей степени полно изображается и устройство церкви, и правила дисциплины клира и мирян, и всюду речь идет от лица апостолов, а вовсе нет никакого упоминания о каком-либо церковном соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

h11 III-й класс По вопросу о программе третьего класса существует мнение, что, кроме учения о богослужении Православной Христианской Церкви, необходимо продолжить Евангельскую историю изучением Апостольского периода по книге Деяний Апостольских и прибавить избранныя жития Святых. Необходимость изучения Деяний Апостольских нет надобности доказыват, так как основание и организация Царства Божия на земле есть прямое продолжение дела Христова. Жития Святых – это история Церкви в образах, история апостольства в Церкви. Впоследствии дана будет исторически-внешняя форма церковной жизни, а здесь – огонь веры. С точки зрения основания и распространения Церкви житийныя повествования наиболее примыкают к Евангелию, как красноречивый пример осуществления его заветов. Курс III-ro класса в таком составе – дело не новое. Всероссийский Съезд законоучителей средних учебных заведений в 1917 году внес в программу III-ro класса Апостольский период истории Церкви и Св. Синодом эта программа была утверждена. Второй Педагогический Съезд представителей средней и низшей школы заграннцей 1925 года выработал такую-же программу для III-ro класса. Русския средния учебныя заведения в Королевстве Югославии, обязанныя руководствоваться программами правительственных школ, после Евангельской истории, проходят краткую историю Церкви, которая носит название: «История Церкви в картинах», другими словами – картины из истории Церкви. Проект программы III-ro класса можно представить в таком виде: повторение учения о богослужении Православной Церкви в систематическом изложении – архитектоники богослужения, которое способствовало бы точному и ясному уразумению состава, содержания и внутреннего смысла главнейших форм, молитв, песнопений в богослужении Православной Церкви, а также история Церкви Апостольского периода по книге Деяний Апостольских и жития Святых, как проявление и отражение Апостольской деятельности светочей христианской Церкви. По богослужению учебник прот. Н. Вознесенского (ныне Епископа Димитрия) или прот. Никанора Темномерова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

N 3142; Casti connubii//Ibid. N 3712), потому что «в эпиклесисе этого таинства супруги получают Духа Святого как союз любви (communionem amoris) Христа и Церкви» (ККЦ. 1624). Такой взгляд свидетельствует о том, что, несмотря на изначально лежащую в основе правовую интенцию и заметное влияние юридических категорий, католич. учение о Браке не сводится к интерпретации его исключительно как двустороннего контракта. Особенно в стремлении совр. К. рассматривать супружество в целостном контексте духовной и сакраментальной жизни (ср.: ККЦ. 1617), в указаниях на облагораживающее и возвышающее действие Бога «через особый дар благодати (gratiae) и милости (caritatis)», имеющее следствием сверхъестественное соединение (consocio) в супружеской любви человеческого и божественного (см.: CVatII. GS. 49; ср.: Casti connubii// Denzinger. Enchiridion. N 3710), проводится мысль, что «в христианском Браке договор неотделим от таинства и потому не может существовать истинного и законного договора, который фактически (eo ipso) не был бы таинством» (Arcanum divinae sapientiae//Ibid. N 3145). Исходя из тезиса, что «Брак установлен не только ради деторождения» (CVatII. GS. 50), католич. вероучительные документы XX в. расширяют богословскую перспективу, рассматривая его в экклезиологическом и миссиологическом аспектах: как неотъемлемый составной элемент «священнической» христианской общины, народа Божия, и благоприятное место для осуществления священства крещеных (ККЦ. 1657); как «домашнюю Церковь» (Ecclesia domestica) (CVatII. LG. 11), стезю исповедничества и соработничества с благодатью Божией в деле созидания церковного тела (coniuges christiani… gratiae cooperatores sunt et fidei testes - Ibid. АА. 11; ср.: Katholischer Erwachsenen-Katechismus. 1985. S. 390; Familiaris consortio. 56//AAS. 1982. Vol. 74. P. 149); как лучшую школу апостольства мирян, христ. любви и свидетельства миру о спасении (см.: CVatII. LG. 35, 41; Familiaris consortio. 13//AAS. 1982. Vol. 74. P. 95). Отчасти миссионерским смыслом наделяются также введенные после II Ватиканского Собора канонические послабления (dispensatio), допускающие для католиков вступление в брак с представителями др. религий при условии молитвенного упования на благодатное обращение иноверного супруга (см.: ККЦ. 1637). Мариология

http://pravenc.ru/text/1683907.html

А между тем понятия подражания Христу, необходимости апостольской жизни клира, апостольства как вершины христианской жизни сделались боевыми лозунгами обновлявшейся Церкви. К тому же перед глазами масс были и конкретные воплощения буквально понятого христианского идеала. Кем, как не апостолом, как не истинным учеником Христа, должен был казаться какой-нибудь Норберт или же основатель Фонтевро Роберт д " Арбриссель? Разве не апостольскую жизнь вёл нищий странствующий проповедник или анахорет, ещё не осевший в пустыне? Нужды нет, что новый идеал иногда приходил в столкновение с учением Церкви. Сама же она запутывала мирян в свои внутренние разногласия, и от нападок на отвергаемых самою Церковью клириков не трудно было перейти к нападкам на клир вообще. Тот же моральный евангельский идеал, не скинувший своей традиционной оболочки в монашестве и Церкви, но живой в них и видимый массам, не обладающим традиционными навыками понимания, конкретнее выражался и в еретических движениях эпохи. Арнольд Брешьянский мечтал об обновлении Церкви и клира, о возвращении её к чистоте апостольских времён, а клириков – к апостольской жизни. Его разметанные властною рукой Церкви по Ломбардии ученики после смерти учителя жили, как апостолы, и силою обстоятельств были принуждены апостольскою жизнью своею оправдывать самовольное вторжение в сферу действия Церкви: совершение таинства исповеди. Катары, сея возродившееся манихейство, внешним обликом своим напоминали апостолов, воспроизводили их жизнь: как истинные ученики Христовы, бродили они, лишённые крова и имущества, и проповедовали. У еретиков было единственное средство оправдать свою «незваную проповедь»: совершение таинств без посвящения – апостольская жизнь. Понимая это, они ещё более клира основывали свою проповедь на Евангелии, оправдывали каждое слово своё евангельским текстом, переводили и распространяли Священное Писание. И влияние еретиков было настолько значительно, что катары могли образовать целую Церковь и некоторое время мечтать о победе над Римом – «апокалипсической блудницей».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

архидиакон первомученик Стефан «исполненный веры и Духа Святого» ( Деян.6:5 ) и диакон Филипп, который, пришедши в город Самарийский, «проповедовал им Христа» ( Деян.8:5 ). (Диаконство в теперешней иерархии не дает права самостоятельного церковного проповедания и, в этом отношении, приближается к мирянству.) При этом, «когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Господа Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» ( Деян.8:12 ). Здесь и крещение совершается без участия апостолов, т. е. иерархии (в отношении самостоятельного совершения таинства, диаконство и ныне не отличается от мирян), иными словами, оно совершается мирянами, что соответствует и теперешней практике, по которой в случае отсутствия священника миряне могут и крестить, и, наоборот, само апостольство не соединялось необходимо с совершением крещения, по крайней мере по свидетельству ап. Павла: «Господь послал меня не крестить, а благовествовать» ( 1Кор.1:17 ). Напротив, низведение Духа Святого, соответствующее уже тайнодействию, не могло быть совершено Филиппом, но потребовало прибытия апостолов Петра и Иоанна ( Деян.8:14–17 ). Далее идет рассказ о том, как Филипп же вразумил и затем крестил евнуха царицы Кандакии ( Деян.8:26–38 ), причем, сошел на него и Дух Святой, однако помимо (возложения рук Филиппа); и после этого Филипп, «благовествовал всем городам» ( Деян.8:40 ). Далее говорится в Деяниях Апостолов о том, как «рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа» ( Деян.11: 19–20 ). Уже на основании этих примеров видно, что даже во время пребывания на земле св. апостолов, проповедь христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана. Но этот же факт проходит решительно чрез всю церковную историю до наших дней. Миссия христианская не только не связана с иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого христианина, который говорит о себе: «верую и исповедую», а тем самым, и проповедует.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В изданной в период между соборными сессиями энциклике «Ecclesiam suam» от 6 авг. 1964 г. (AAS. 1964. Vol. 56. P. 609-659) П. изложил модель новой пастырской коммуникации, заявив о необходимости диалога Церкви с совр. миром - со всеми христианами, а также с теми, кто исповедуют иудаизм, ислам и др. религии. Однако, если в этой энциклике П., продолжив линию папы Римского Пия XII, изложил традиц. католич. учение, согласно которому единственной истинной Церковью является католич. Церковь, то в принятой 19 нояб. 1964 г. на 3-й сессии Собора догматической конституции «Lumen gentium» содержался отход от признания тождественности этих понятий, утверждалось, что Церковь Христова «пребывает в католической Церкви» (CVatII. LG. 8). 14 сент. 1964 г. папа открыл 3-ю сессию II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «In signo Sanctae Crucis» (AAS. 1964. Vol. 56. P. 805-816). В аллокуции «Post duos menses» (Ibid. P. 1007-1018), произнесенной в день закрытия соборной сессии (21 нояб. 1964), П. утвердил новое офиц. католич. учение о Деве Марии как Матери Церкви (Beatae Virginis gloriam ad nostramque solacium, Mariam Sanctissimam declaramus Matrem Ecclesiae - Ibid. P. 1015). 21 нояб. П. подписал принятые Собором документы: конституцию «Lumen gentium», декрет о Восточных католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» и декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio» . Последнюю, 4-ю сессию II Ватиканского Собора 14 сент. 1965 г. папа открыл аллокуцией «In hoc laetamur» (AAS. 1965. Vol. 57. P. 794-805). На этой сессии были приняты и подписаны П. 11 соборных документов: догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18 нояб.), пастырская конституция «Gaudium et spes» (7 дек.), декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (28 окт.), декрет о монашестве «Perfectae caritatis» (28 окт.), декрет о духовном образовании и подготовке священства «Optatam totius» (28 окт.), декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (18 нояб.), декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes divinitus» (7 дек.), декрет о священническом служении «Presbyterorum ordinis » (7 дек.), декларация о христ. воспитании «Gravissimum educationis» (28 окт.), декларация об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям «Nostra aetate» (28 окт.), декларация о религ. свободе «Dignitatis humanae» (7 дек.). 8 дек. 1965 г. П. завершил работу II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «Ascolterete tra poco» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 5-8).

http://pravenc.ru/text/2578533.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010