Так во многообразии все приносят свидетельство о дивном единстве в Теле Христовом: ведь то же самое различие в благодатных дарах, служениях и трудах собирает детей Божиих воедино, ибо «все ...сие производит один и тот же Дух» ( 1Кор 12, 11 )... [О соотношении жизни мирян с делом спасения и апостольства] (510/21, 4155) 33. Все миряне, собранные в Народ Божий и составляющие единое Тело Христово под одним Главой, кто бы они ни были, призваны к тому, чтобы, как живые члены, содействовать возрастанию Церкви и ее непрерывному освящению всеми своими силами, полученными по благости Творца и по благодати Искупителя. Апостольство мирян есть в спасительной миссии Церкви, и к этому апостольству все предназначается Самим Господом через Крещение и Миропомазание. А через Таинства, особенно через Священную Евхаристию, сообщается и воспитывается та любовь к Богу и людям, которая является душой всего апостольства. Миряне же особо призваны к тому, чтобы обеспечить присутствие Церкви и ее действенность в тех местах и при таких обстоятельствах, когда только благодаря им она может стать солью земли 303 . Таким образом, каждый мирянин в силу полученных им даров является одновременно свидетелем и живым орудием миссии самой Церкви «по мере дара Христова» ( Еф 4, 7 ). (4156) Кроме этого апостольства, обязательного для всех верующих без исключения, миряне могут быть по-разному призваны к более тесному сотрудничеству с апостольством Иерархии 304 по примеру тех мужей и жен, которые помогали Апостолу Павлу в благовествовании и много потрудились в Господе (ср. Флп 4, 3 ; Рим 16 , Зел.). Кроме того, им предоставляется возможность быть призванными Иерархией для некоторых церковных служений, осуществляемых ради духовной цели. Итак, на всех мирян возлагается славное бремя сотрудничества ради того, чтобы Божественное предначертание спасения все более и более охватывало всех людей, во все времена и по всей земле. Поэтому им должны открыться все пути, чтобы в меру своих сил и сообразно нуждам времени они ревностно участвовали в спасительном деле Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Этот союз членов с Христом, рожденный в Крещении, укрепленный Миропомазанием, основывающий общее Священство, питаемый Евхаристией, определяет для мирян долг и право быть апостолами. Харизмы (уже названные в Lumen gentiurn) даны им, следовательно, Святым Духом [ХВ 510/40]. Миряне должны трудиться ради христианского обновления мирского порядка, широко представленного в Gaudium et spes. Этот порядок, вновь утверждает Собор, имеет свою автономию и структуру. Между тем, он может быть, и уже был, искажен и осквернен. Построить этот порядок и направить его ко Христу – задача мирян, являющихся одновременно членами земного града и членами Тела Христова [ХВ 510/41]. [Об участии мирян в миссии Церкви] (510/39, 4386) 2. Церковь создана для того, чтобы, распространяя Царство Христово по всей земле во славу Бога Отца, она сделала всех людей участниками спасительного искупления 318 , а через них и весь мир действительно устремился бы ко Христу. Всякая деятельность мистического Тела, направленная к этой цели, называется апостольством, которое Церковь осуществляет через всех своих членов, но различными способами: ведь христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству. Как в составе живого тела ни один член не бывает сугубо пассивным, но участвует в жизни тела и в его деятельности, так и в Теле Христовом, которое есть Церковь , все оно «при действии в свою меру каждого члена получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф 4, 16 ). Более того: таковы в этом Теле взаимосвязь и сплоченность членов (ср. Еф 4, 16 ), что о члене, не действующем в свою меру для приращения Тела, следует сказать, что он не приносит пользы ни Церкви, ни себе самому. (4387) В Церкви есть разнообразные служения, но ее миссия едина. На Апостолов и на их преемников Христос возложил обязанность учить, освящать и управлять от Его имени и Его властью. Но и миряне, став участниками священнического, пророческого и царского служения Христа, исполняют в Церкви и в миру свою часть миссии всего Народа Божия [ХВ 510/19]. Их деятельность – настоящее апостольство: ведь она осуществляется ради евангелизации и освящения людей, а также для того, чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом; поэтому деятельность мирян в этой области подает ясное свидетельство о Христе и служит спасению людей. Поскольку же свойство, присущее статусу мирян, заключается в том, чтобы проводить свою жизнь в миру и в мирских делах, то Бог призывает их исполнять свое апостольство в миру с пламенным евангельским духом, наподобие закваски.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

К этому времени торжество аскетического идеала выразилось в растущей монахизации Церкви и мира. Клирики попытались соединить свою апостольскую миссию с монашескою жизнью, основывая многочисленные каноникаты. Религиозные миряне создавали монашеско-подобные конгрегации, преследующие благотворительные цели. Рыцари сплачивались в рыцарские ордена – полублаготворительные, полувоенные организации. Между тем влияние Церкви на мир приобщало к более углубленному пониманию христианства всё более широкие слои общества. И это понимание становилось несколько иным. С одной стороны, каноники уже сочетали апостольскую миссию с жизнью самоотречения. И эта последняя всё чаще называлась апостольскою, и сама Церковь в борьбе за своё обновление звала к апостольским временам. С другой стороны, религиозно настроенные массы буквальнее, чем Церковь, понимали идею апостольства. Еретики, будучи мирянами, избирали себе апостольские жизнь и деятельность, а взращенное самою же Церковью раздражение на обмирщенный клир оправдывало появление апостолов-мирян. Сама Церковь признавала повое понимание идеи апостольства, утвердив нищенствующие ордена и способствуя их росту. Нищенствующие ордена, более демократичные и по сфере своего влияния, и по составу, явились новою формою монашества, сосуществовавшею со старой. Они испытали на себе влияние последней и приблизились к ней, во многих отношениях уподобясь обычным орденам. В чистом виде они держались недолго и скоро вошли в ранее сложившийся иерархический ряд, заняв в нём первое по строгости своей жизни место. В конце XIII века идея апостольства теряет своё значение и ценность для масс. Это объясняется тем, что под влиянием деятельности Церкви, еретиков и монахов, главным образом нищенствующих, среди масс получил распространение умеренный христианский идеал, нашедший себе выражение в религиозных организациях мирян и отвлекший внимание масс от радикальных форм христианской жизни. Вступив в монашескую семью, нищенствующие ордена явились новым могучим орудием Церкви, более универсальным, чем прежние ордена, более связанным с папством и послушным его воле, глубже проникающим в жизнь. Благодаря нищенствующим орденам папство располагало необыкновенно удобными орудиями воздействия на мир и независимостью от местных сил. Но оно было уже занято не столько религиозными, сколько политическими задачами, и новые его орудия обветшали прежде, чем были использованы. Когда же в эпоху Реформации папство вернулось к своей религиозной миссии, на смену нищенствующим монахам пришли созданные новым религиозным подъёмом Католичества иезуиты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

О благовестии мирян. Читая Вашу статью по этому поводу, поначалу думаешь, что Вы просто ломитесь в открытые двери. Ибо Вы не можете не знать, что изначала и даже до сего дня любой мирянин, а в нашей российской современности – любая верующая мама, бабушка, тетка, сестра (мужчины, увы, гораздо реже!) всегда несли проповедь о Христе, истины Слова и Закона Божия своим детям, внукам, племянникам, братьям, соседям, сослуживцам, знакомым... И это подлинное апостольство мирян как началось со дней земной жизни Христа, так по сей день и идет, не прекращаясь, и не прекратится до Второго Пришествия! И на такое апостольство не требуется никакого особого благословения; оно естественно, т.к. это – потребность души каждого подлинно верующего человека. В этом – одно из проявлений всеобщего священства верных (другое в том, что основополагающее таинство Крещения в Православной Церкви, в определенных случаях может совершить любой мирянин, даже женщина!). Даже в храме за богослужением отдельным искусным в слове мирянам священник или епископ может благословить проповедь. И Вам, как Вы пишите, наш Первоиерарх и иные епископы благословляли проповедь в Церкви. Тогда из-за чего Вы копья ломаете? Что Вам не нравится? А не нравится Вам то, что каноническая иерархия Церкви обязана надзирать за проповедью, так, чтобы учительство всех, в том числе и мирян, соответствовало православному учению. Прежде всего такая задача возлагается на епископа: он – первый учитель Церкви в том смысле, что и сам обязан постоянно учить, и обязан наблюдать за учительством священников и мирян, дабы не проникали в Церковь заблуждения и ереси. Насколько важно блюсти чистоту православного учения видно из того, что в случае, если сам епископ начнет отступать от него и проповедовать ересь, то и священники, и миряне обязаны выйти из послушания ему, даже прежде всякого соборного о нем определения (15-е правило Двукратного Собора). И в этом смысле хранителем веры в православии признается не только духовенство, но весь церковный народ в целом! Получается, что надзор обоюдный: епископы наблюдают за священниками и мирянами, а эти, в свою очередь, за епископами...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zam...

[Об основаниях и осуществлении апостольства мирян] (510/40, 4388) 3. Миряне принимают обязанность осуществлять апостольство и получают право на это в силу самого своего единения со Христом- Главой. Ибо, внедренные в мистическое Тело Христово через Крещение, укрепленные силой Святого Духа через Миропомазание, они Самим Господом предназначаются к апостольству. Они посвящаются в царское священство и народ святой (ср. 1Пет 2, 4–10 ), чтобы всеми своими делами приносить духовные жертвы и по всему миру свидетельствовать о Христе. А благодаря Таинствам, особенно Святейшей Евхаристии, передается и питается та любовь, которая выступает как душа всего апостольства [ХВ 510/21; ср. 510/7]. (4389) Апостольство осуществляется в вере, надежде и любви, которые Святой Дух изливает в сердца всех членов Церкви. Более того: заповедь любви, главное предписание Господне, побуждает всех христиан снискивать славу Божию через пришествие Его Царства, а также жизнь вечную для всех людей, чтобы они знали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср. Ин 17, 3 ). Потому на всех христиан возлагается славная задача: трудиться ради того, чтобы Божественную весть спасения познали и приняли все люди по всей земле. Ради осуществления этого апостольства Святой Дух, освящающий народ Божий через служение и таинства, также наделяет верных и особыми дарами (ср. 1Кор 12, 7 ), «разделяя каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор 12, 11 ), чтобы все и каждый служили друг другу тем даром, какой получили, и были «как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (ср. 1Пет 4, 10 ) ради созидания всего Тела в любви (ср. Еф 4, 16 ). Приняв эти харизмы, даже самые простые, каждый верующий получает право и принимает на себя обязанность осуществлять их на благо людей и ради созидания Церкви – как в Церкви, так и в миру – в свободе Святого Духа, Который «дышит, где хочет» ( Ин 3, 8 ), и вместе с тем в общении с братьями во Христе, прежде всего со своими пастырями, задача которых – выносить суждение об их подлинной природе и о надлежащем их употреблении: не для угашения Духа, но ради того, чтобы все испытывать и хорошего держаться (ср. 1Фес 5, 12, 19, 21 ) [ХВ 510/8].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Следует заметить также, что даже гражданские суды, защищающие имущественные права граждан, обычно отказывают монашествующему, покидающему институт посвящённой жизни, в праве претендовать на какую-либо долю имущества, приобретённого монашествующим благодаря его деятельности во время его пребывания в институте, даже если она принесла доход объединению. 7. Апостольство в институтах монашествующих Исходя из решений Ватиканского Собора, Кодекс в канн. 673–676 говорит о вовлечённости институтов посвящённой жизни в общее апостольство Церкви. Апостольство всех монашествующих заключается в первую очередь в «свидетельстве» (testimonium) их посвящённой жизни, которую они должны поддерживать молитвой и покаянием (кан. 673). Учитывая разнообразие даров, присущих институтам, Кодекс различает три типа апостольства, соответствующие различным формам жизни монашествующих: – Институты, полностью посвящённые созерцанию (contemplatio), занимают славнейшую часть в мистическом Теле Христа, ибо они преподносят Богу высочайшую жертву хвалы, просвещают народ Божий изобильнейшими плодами святости и подвигают его своим примером. Поэтому, сколь бы настоятельными ни были нужды активного апостольства, члены этих институтов не могут призываться к оказанию помощи в различных видах пастырского служения (кан. 674). – Институты, посвящённые апостольской деятельности, по природе своей должны, напротив, предаваться апостольству во имя Церкви и по её поручению. Поэтому вся жизнь членов таких институтов должна оживотворяться апостольским духом, а вся их апостольская деятельность должна быть проникнута монашеским духом (кан. 675). – Мужские и женские институты мирян делами духовного и материального милосердия участвуют в пастырском служении Церкви и оказывают людям самые разнообразные виды помощи. Возможно также осуществление апостольства за пределами института, каковым может быть попечение о душах в приходах, общенародные богослужения и т. п., при котором монашествующие подчинены не только своему настоятелю, но и диоцезальным Епископам (кан. 678, § 2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В полномочия этого ведомства входят вопросы апостольства мирян, т.е. их участия в жизни и миссии Церкви – как в качестве членов объединений, занятых апостольством, так и в качестве отдельных верующих. Этот Совет разрабатывает и принимает уставы объединений верующих-мирян, в том числе и объединений международного характера. В отношении «третьих орденов» он занимается лишь вопросами, касающимися апостольства мирян. – Папский Совет по содействию христианскому единству ( Consilium ad Christianorum Unionem Fovendam ) Раньше это ведомство называлось «Секретариатом по содействию христианскому единству». Этот Секретариат был создан Папой Иоанном 5 июля 1960 г. вместе с Комиссиями, в чью задачу входила подготовка Второго Вселенского Ватиканского Собора (в Motu Proprio Superno Dei nutu [«По вышней воле Божией»] от 5 июня 1960 г.). Он был утверждён в качестве одного из органов Собора в Motu Proprio Appropinquante Consilio [«С приближением Собора...»] от 6 августа 1962. 14 января 1963 г. в письме Кардиналу Статс-Секретарю Папа Иоанн указал, – «Секретариат по единству должен состоять из двух секций: западной и восточной». После Собора Секретариат по единству был снова утверждён Папой Павлом VI-м в Motu Proprio Finis Consilio [«Поскольку завершение Собора...»], гласившей: «Этот Секретариат будет состоять из тех же членов, из которых он состоял при проведении Собора» (Secretariaus iisdem viris constabit, quibus per celebrationem constabat). Папский Совет по содействию христианскому единству, как явствует из его названия, призван воплощать в жизнь Декрет Ватиканского Собора об экуменизме. Этот Совет поддерживает отношения с братьями и сестрами из других церковных общин; он занимается истолкованием и воплощением принципов экуменизма. Посредством своих наблюдателей Совет участвует в собраниях христиан иных конфессий и приглашает их на организуемые им встречи католиков. В вопросах веры он действует в тесном сотрудничестве с Конгрегацией вероучения; в том, что касается отношений с некатолическими Церквами Востока, он должен прислушиваться ко мнению Конгрегации по Восточным Церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Без таинства брака сама Церковь осталась бы невоплощенной, внеположенной историческому опыту человечества, где брак сохранил, хотя и не исключительным образом, центральное значение в домостроительстве творения. В результате Церковь превратилась бы в обычную суперструктуру по отношению к реальной истории человека, потому что ее Благодать не пронизывала бы действенным образом один из неотъемлемых конститутивных элементов этой истории» 566 . Очевидно, что proprium таинства брака – главный объект матримониального канонического права – неотделимо от его конституциональной роли в Церкви. Эта роль выявлена Вторым Ватиканским собором как в Догматической конституции о Церкви, так и в Декрете об апостольстве мирян. б) Таинство брака и его церковное измерение Говоря об апостольстве мирян, Второй Ватиканский собор называет семью «tanquam domesticum sanctuarium Ecclesiae» (как бы домашним святилищем Церкви, AA 11, 4). А в описании конституциональной структуры Народа Божьего тот же институт прямо именуется «velut Ecclesia domestica» (как бы домашней Церковью, LG 11, 2). Хотя установить точное теологическое значение обеих соборных формул, и особенно измерить их последствия для канонического права, – нелегкая задача, тем не менее, намерение отцов собора представляется очевидным: подчеркнуть церковное измерение супружеской общности, а через него – конституциональную роль таинства брака. Брак считается тождественным Церкви, только будучи осуществлен в качестве семьи, дома. Это подтверждается двумя фактами. Во-первых, в обоих соборных текстах термин ecclesia непосредственно прилагается к семье, а не к браку. Во-вторых, употребление слов tamquam и velut (как бы) дает понять, что речь идет лишь об аналогии. Потому что семья, хотя и основана на таинстве брака, через которое любовь Христа к Церкви присутствует в истории, тем не менее, сама по себе она не способна реализовать ни структуру communio hierarchica (иерархии общения), ни специфическое эсхатологическое измерение Евангельских советов 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Руси. Исправиться, измениться не так то легко. И первый шаг на этом пути — теоретическое осознание православного взгляда на важное и высокое положение мирян в церкви. Поправославному народ церковный это — живое тело церкви. Он хранитель самой веры, если и несознательный, то подсознательный, инстинктивный. Он мистический участник в совершении таинств церковных. Но в особенности и преимущественно народ церковный — миряне, как militia Christi, есть первейший исполнитель, осуществитель заветов церкви в жизни мирской, общественной. Специфическое призвание мирян, их миссия, их апостольство, в восполнение и усиление учительного и сакраментального апостольства иерархии- это христианизация культуры и оцерковление мира. На то нам и дано это высокое звание мирян, т. е. граждан мира сего по естеству, но одновременно и граждан не от мира сего, граждан церкви. Мир дал нас церкви, а церковь послала нас в мир, чтобы привели его в целом к порогу царства Божия. Это специфически наше служение. На то иерархия, клир и благословляет для нас и хлеб насущный, и жилище, и очаг семейный, и все наши частные добрые деловые предприятиями власть государственную, чтобы мы всем этим занялись во имя Царствия Божия, как и сама иерархия занята этим с другого мистического конца. А потому, взяв на свое попечение христианизацию всех мирских дел, мы не отрывали бы клир от алтаря и учительской кафедры. И, благословляемые и наставляемые нашими пастырями, дружно, соборно преображали бы в духе евангельском все выше перечисленные натуральные блага и средства нашего существования в благословенные орудия Царства Божия и жизни не только плотской, но и духовной. Метафорическая терминология «пастыри и овцы» не есть разрешение на бездеятельность мирян, на уравнение с безответственно пасущимися овцами. Писание называет нас «словесными» овцами, т. е. одаренными «словом — логосом — разумом», ответственными за реализацию в жизни того благодатного духовного питания, которое мы получаем от пастырей. Говоря о мирянском служении церкви, мы не закрываем глаз на настоящую почти поголовную к тому неподготовленность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Церковь это не партия, это живой организм Богочеловека Христа. А поскольку все мы живые люди, то и подход должен быть как к живым людям, а не винтикам одного большого механизма. человек 2 ноября 2013, 00:58 Елене(Украина). Но Вы так и не ответили на вопрос, что же мешает таким молитвенным , таким благоговейным священникам исповедоваться перед каждым причастием? Как Вы пишите, они столько молятся, столько на себе несут, а вот исповедаться (как они требуют от мирян) -- для священника " запредельная " нагрузка? Так что ли? человек 2 ноября 2013, 00:40 Дионисию. Где вы взяли, что кто-то тут из мирян примеряет на себя священство? Просто необходимое для спасения состояние души одинаково[!] и для священников, и для мирян. Сан священный автоматически не делает праведным. Иуда Искариот был апостолом, и избрал Иуду апостолом Сам Господь Иисус Христос. И апостольство не помешало Иуде предать Господа. Почему же священники могут исповедоваться, когда им вздумается? Я никому не указываю, я просто спрашиваю. Таинство исповеди для всех, а не для мирян только. И вообще-то,если не ошибаюсь, именно миряне[!] должны говорить при хиротонии -- " аксиос " , если считают человека достойным. Слава 1 ноября 2013, 23:52 Дионисию: " В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина. " Это католицизм, избранность есть конечно но особая балгодать которая разрешате делать то что мирянам не дозволе в плане покаяния. Раз священник то все грехи покрыты. Просто вы уставщики держитесь за устав. Заменили им Бога, по римскому обычаю Бога нет есть папа у вас священник которому дозволено то что не дозволено вам.

http://pravoslavie.ru/65243.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010