Митрополит Белгородский Иоанн: Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. 26 ноября, 2014 Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. В Москве вчера открылся пятый Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской православной церкви (РПЦ). Мероприятие, в организации которого принимают участие миссионеры со всей России, призвано найти новые подходы в катехизации. Какие изменения произойдут в миссионерской работе Русской Православной Церкви, корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал руководитель синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский ИОАНН (ПОПОВ). — Как часто собирается съезд? — Миссионерский съезд проводится раз в четыре года. Его значение определяется теми вопросами, которые священноначалие ставит перед миссионерами. — Какова повестка дня съезда? — Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. — Где осуществляется миссионерская деятельность? — Прежде всего это развитие приходской миссии: неслучайно, что в июле 2014 года Священный синод принял специальное постановление о приходах Русской православной церкви, где большое внимание уделялось внутриприходской миссии.

http://pravmir.ru/mitropolit-belgorodski...

священник Иоанн Юркович (католик) III. Монашествующие Вселенская Церковь признаёт в своём составе многочисленные объединения (assoptiatio), общества (societas) или союзы (unio) верующих – как клириков, так и мирян – которые стремятся к христианскому совершенству путём соблюдения равно заповедей и евангельских советов (consilium evangelicum) целомудрия (castitas), нищеты (paupertas) и послушания (oboedientia). Речь идёт о тех, кого обычно называют «монашествующими» (religiosi), хотя сам этот термин обычно прилагается лишь к членам определённой части таких объединений, т. е. монашеских орденов (institutum religiosum). История Церкви изобилует примерами этого особого духовного пути: от отшельников (eremita) первых веков христианства до различных монашеских орденов, конгрегаций и обществ, сложившихся впоследствии. Со временем формы монашеского делания претерпели разнообразные изменения, развившись от пустынножительских (kenobitics) форм в прямом смысле слова к более открытым общинам (communitas), посвящённым уже не только молитве, но и другим видам деятельности: проповеди , миссионерству, воспитанию и т. п. Сравнительно недавно возникли новые формы апостольства в миру, которые предполагают обеты, но не связаны с принадлежностью к общине в прямом смысле слова. Об этих формах объединений верующих (совершенно особых и исполненных более высокого аскетического содержания, чем разнообразные объединения мирян), всегда опекаемых Церковью, говорится в Декрете II-ro Ватиканского Собора Perfectae caritatis [«Совершенной любви»] об обновлении монашеской жизни. Во исполнение соборных постановлений Кодекс посвящает этому предмету более ста пятидесяти канонов (канн. 573–730), образующих в своей совокупности третью часть II-й книги, посвящённой народу Божию. Весьма важно в этом плане (хотя здесь и не идёт речи о подлинно «нормативном» документе) Апостольское обращение (Adhortatio Apostolica) Папы Иоанна Павла Redemptionis donum [«Дар искупления»] от 25 марта 1984 г. Объединения монашествующих делятся на:

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

     В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики - единство, святость, соборность и апостоличность - обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни. Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповеданиянашего, Иисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник является переводом с греческого апостолос, что в других местах Писания переводится на русский как апостол. Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного] (Гал.4,4).Послал - по-гречески эксапестилен - образуется от того же корня, что и слово апостол. Таким образом, Христос является, если можно так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите, научите все народы,крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19). Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам - но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении - он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/101878.html

     Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - апрель 2010 г.   Сегодня много говорят о миссионерском служении Церкви. В духовных учебных заведениях преподается предмет «миссиология», а кое-где создаются и миссионерские факультеты. Ясно, что проповедник истины должен быть хорошо образован и в светском, и в духовном плане, иначе его может ждать полный конфуз. Ясно, что он должен понимать запросы и интересы тех, к кому он обращается со своим словом. Вы уже писали в «Русском Доме», что желание быть ближе к «просвещаемым», неуравновешенное чем-то более существенным, нередко приводит к противоположным результатам. Где уж тут говорить об апостольском духе Церкви и тем более об «апостольстве мирян»! Бикунов О.В., Курская обл.   Апостольский дух — от природы огня или его нет. Если душа учащего не зажигается этим огнем, он никогда не сможет зажечь душу ученика. Апостольский дух — дух истины, действующей любовью. Некоторые из тех, кого называют сегодня «миссионерами», силятся навязать свое понимание истины в духе своей аудитории. Люди могут внешне согласиться с их аргументами, но они будут слышать не то, что проповедует Церковь. Каждый будет слушать свое, свой понятный ему смысл. Интеллектуальное оружие, если оно действительно есть, — замечательная вещь, но оно — не огонь души. Нас не надо убеждать, что мы должны говорить с людьми на их языке. Но этого невозможно достигнуть, если мы сами — не от них. Не в плане отождествления себя с их заблуждениями, а в глубоком осознании, что их грехи — наши грехи, и мы кровоточим их ранами. И потому радуемся радостью, которую предлагает им Бог. Когда, кажется, все народы восстают против Бога, воздвигая алтари ложным богам, недостаточно обличать их безумие. Необходимо участвовать в их страданиях — это значит взывать к главному, что есть в людях, — к совести и стыду. Необходимо помнить, что в каждом из них есть Божественная искра, и из этой искры нужно возжечь пламя. Мы не можем искать своего собственного спасения, отвергая спасение других.

http://moral.ru/dom_0410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором и утвержденная 7 дек. 1965 г. папой Римским Павлом VI , один из 4 основных соборных документов (конституций). Подготовка и составление пастырской конституции проводились на протяжении всей работы II Ватиканского Собора. Первоначально отдельного документа, излагающего позицию Римско-католической Церкви по наиболее значимым проблемам современности, не планировалось. После окончания 1-й сессии в февр. 1963 г. число проектов соборных документов (схем) было сокращено с 70 до 17, в результате неск. проектов, посвященных ряду проблем, впосл. затронутых в конституции («О социальном устройстве», «О нравственных принципах», «О целомудрии, браке, семье и девстве», «О сообществе наций», «О человеке» и др.), были объединены в один, получивший рабочее наименование «схема XVII». Разработка схемы была поручена смешанной комиссии, в к-рую вошли члены и эксперты подготовительных комиссий по богословию и апостольству мирян, общая редакция «схемы XVII» поручалась кард. Лео Сюненсу . В работе над документом принимали участие мн. видные католич. теологи, в т. ч. кард. Франц Кёниг , архиеп. Габриель Мария Гарроне, архиеп. Элдер Камара , Ж. Даниелу , Ив Конгар, К. Ранер , М. Д. Шеню и др. Существенное влияние на составление проекта оказали энциклики Римских пап Иоанна XXIII ( «Mater et magistra» , 1961; «Pacem in terris» , 1963) и Павла VI ( «Ecclesiam Suam» , 1964). 2 дек. 1963 г. участникам Собора был сделан доклад о подготовке проекта документа «О присутствии Церкви в современном мире». С отклонением неск. вариантов документа, составленных разными группами теологов, новый проект получил утверждение в июне 1964 г. и был разослан участникам Собора под рабочим названием «схема XIII». После изучения папой Павлом VI 20 окт. 1964 г. «схема XIII» была впервые представлена для соборного обсуждения.

http://pravenc.ru/text/161754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАТОЛИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ» [англ. Catholic Action; итал. Azione Cattolica; испан. Acción Católica; нем. Katholische Aktion; франц. Action Catholique], общее название католич. орг-ций и объединений мирян, к-рые, руководствуясь принципами социального учения католич. Церкви, участвуют в различных сферах общественной жизни. Орг-ции «К. д.» существуют во многих странах мира, взаимодействуя с Папским престолом, католич. епископатом и клиром, и являются одной из форм апостольства мирян в католич. Церкви. Католич. объединения мирян стали появляться в XIX в. в европ. странах для защиты интересов католич. Церкви, в т. ч. для противостояния антиклерикальной политике либеральных правительств и секуляризации общества. Одно из первых социально-политических объединений мирян - «Католическая ассоциация» - было создано в 1823 г. в Ирландии Д. О " Коннеллом для борьбы за эмансипацию католиков . Во время революции 1848-1849 гг. в Германии стали появляться объединения мирян, требовавших расширения политических прав католиков. Наиболее крупным был союз «Piusverein», созданный в марте 1848 г. в Майнце пресв. А. Ф. Леннигом. В окт. того же года пресв. А. Ф. Ленниг организовал в Майнце I Всегерманский католический конгресс (Katholikentag), на котором собрались представители различных нем. католич. орг-ций и ассоциаций мирян. С кон. 40-х гг. XIX в. в странах Зап. Европы возникали рабочие и молодежные католич. союзы, благотворительные ассоциации, католич. партии, которые осуществляли различное социальное служение, а также участвовали в политической борьбе католиков с антиклерикализмом. В 1863 г. в Мехелене (Бельгия) состоялся конгресс католич. орг-ций, в работе к-рого приняли участие как католики-консерваторы (см. статьи Интегризм , Ультрамонтанство ), так и сторонники католич. либерализма . В 1868 г. была создана бельг. Федерация католических кругов и консервативных ассоциаций (Fédération des cercles catholiques et des associations conservatrices), на основе к-рой в 1869 г.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

«Opus Dei»[«Onyc Деи»; лат.- дело Божие], персональная прелатура Римско-католической Церкви (офиц. название: Персональная прелатура Св. Креста и дела Божия; лат. Praelatura Personalis Sanctae Crucis et Operis Dei). Орг-ция «О. D.» основана в Мадриде 2 окт. 1928 г. католич. пресв. Хосемарией Эскривой де Балагером (1902-1975). С 1927 г. Эскрива де Балагер занимался благотворительной деятельностью среди бедных жителей городских окраин Мадрида, а также среди неизлечимо больных в больницах и приютах; стал капелланом фонда помощи больным при обители апостольских жен Свящ. Сердца Иисусова. Во время духовных упражнений он принял решение о создании орг-ции «О. D.»; выбранное название должно было подчеркнуть главную задачу новой орг-ции - помощь в деле Божием по спасению людей. Эскрива де Балагер руководствовался идеей всеобщего призвания к святости (Мф 5. 48), к-рую он интерпретировал в свете традиц. представлений об апостольском служении и образе жизни первых христиан. Как правило, с первохрист. идеалом связывали служение клириков и монашескую аскезу, однако Эскрива де Балагер сформулировал учение о «личном апостольстве» в повседневной реальности, т. е. в том месте и в том социальном положении, в к-рых каждый христианин оказывается в силу возраста, семейного положения и рода занятий. Вместо аскезы, связанной с отречением от мира, Эскрива де Балагер предложил иной способ следования за Христом (Лк 14. 26-27) - через «освящение труда и освящение себя благодаря труду». Т. о., для всех христиан универсальный путь к достижению святости состоит в занятиях профессиональной деятельностью и выполнении повседневных дел в обычной жизни. При этом христианин должен был соблюдать традиц. благочестивые практики, обязательные для мирян-католиков (регулярные молитва и медитация, испытание совести, исповедь, участие в мессе). Для объединения христиан, желавших посвятить жизнь служению Богу и ближнему, Эскрива де Балагер организовал общины «O. D.». Сначала их членами могли быть только мужчины, но с февр. 1930 г. стали допускать и женщин.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ОПТАТАМ ТОТИУС» Декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании (лат. de institutione sacerdotali). Утвержден 28 окт. 1965 г. папой Римским Павлом VI . По значению нередко сравнивается с декретом Тридентского Собора о семинариях «Cum adolescentium aetas» от 3 дек. 1563 г. ( Mansi. T. 33. Col. 146-149), 400-летие принятия которого совпало с 3-м периодом заседаний II Ватиканского Собора. Если для тридентского декрета определяющим являлся дух контрреформации , то «O. t.» должен был соответствовать духу открытости миру, «aggiornamento» , чтобы подготовленные т. о. священники отвечали нуждам совр. людей. Наряду с соборным декретом о служении и жизни пресвитеров «Presbyterorum ordinis» «O. t.» определил структуру и содержание всех документов, регламентирующих католическое духовно-пастырское образование во 2-й пол. XX в., став основой реформ в этой области. Главные его положения были развиты в документе Конгрегации католич. образования «Ratio fundamentalis institutionis sacerdotalis» (Основная программа подготовки священников) от 6 янв. 1970 г. История составления Вопрос о подготовке священников был одним из центральных на II Ватиканском Соборе и вызвал широкую дискуссию уже на этапе подготовки «O. t.». Мн. участники обсуждений высказывали обеспокоенность трудным положением, в к-ром оказались католич. священники в совр. мире, а также неспособностью существующей системы духовного образования предложить адекватные ответы на вызовы современности. Попытки найти решение отражены в разных документах Собора, в частности в декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и в догматической конституции о Церкви «Lumen gentium» , содержащей новые для католической экклезиологии акценты. Доминирующей стала позиция группы иерархов и теологов, выступавших за миссионерскую концепцию священства и переосмысление церковных должностей, исходя из принципов евангелизации и открытости к совр. проблемам. Именно эти идеи лежат в основе семинарской реформы, обозначенной в «O. t.». Декрет обусловлен соборным учением о сущности священнического призвания и должен рассматриваться в контексте др. документов. Во введении сказано, что, поскольку «обновление (renovationem) всей Церкви в значительной мере зависит от служения священников, вдохновляемого духом Христовым», то на основе проверенных веками законов в основополагающие принципы духовного образования вводятся «определенные новшества, отвечающие конституциям и декретам настоящего святого Собора, а также изменившимся условиям времени» (CVatII. OT. Prooem.).

http://pravenc.ru/text/2581447.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСЕЛЬ [франц. Ancel] Альфред (22.10.1898, Лион - 11.09.1984, там же), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса. Род. в семье верующих буржуа. Участвовал в первой мировой войне, был дважды ранен, награжден Военным крестом и орденом Почетного легиона. В 1918 г. поступил в семинарию, рукоположен во священника в 1923 г. Уже в 1924 г. получил степень д-ра теологии в Риме из рук папы Пия XI . Затем вступил в число священников лионского ин-та Прадо (орг-ция, обеспечивавшая помощь священникам в проповеднической деятельности). С 1928 по 1942 г. вел активную деятельность по воспитанию и обучению в христ. духе детей из рабочих семей. С 1942 по 1971 г. генеральный настоятель ин-та Прадо. 17 февр. 1947 г. рукоположен в сан епископа, с 1947 по 1973 г. помощник архиепископа Лиона, в течение 6 лет возглавлял комиссию, к-рая направляла деятельность «Христианской рабочей молодежи» и «Католического рабочего действия», входивших во Французский комитет апостольства мирян . А. представляет социально-политическое направление франц. социологии религии. В своих работах он заявлял о «религиозном характере» марксизма и возможности диалога христиан с коммунистами. А.- участник антикапиталистического миссионерского движения священников-рабочих , к-рое было запрещено Ватиканом в 1953 г. В течение 5 лет он жил в среде рабочих и был против прекращения деятельности миссии, вступив в конфликт с церковными властями. На Ватиканском II Соборе А.- член комиссии «De Doctrina fidei et morum» (Об учении веры и нравов). До конца жизни продолжал поддерживать тесные связи с рабочей средой, изучал проблемы рабочего класса, прежде всего социальные, много писал. Опубликовал большое количество статей, брошюр, книг. Соч.: Dogmas et moral communistes. P., 1936; 5 ans avec les ouvriers. P., 1963; Evangile, amour, fécondité. P., 1970; Pauvreté de l " Eglise en l " an 2000. Lyon, 1973; Pour une lecture chrétienne de la lutte des classes. P., 1975; Croire aujourd " hui: la rencontre de Jésus-Christ. P., 1978; Dialogue en vérité: Chrétiens et communistes dans la France d " aujourd " hui. P., 1979; Le Prado: La spiritualité apostolique du Père Chevier. P., 1982; Jacquet J., Ancel A. Un militant ouvrier dialogue avec un évèque. P., 1982.

http://pravenc.ru/text/115682.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010