Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОСТОЛЬСТВО МИРЯН [апостолат мирян; лат. apostolatus laicorum], понятие, к-рое оформилось на Ватиканском II Соборе и определило обязательное участие верующих католиков-мирян в жизни об-ва, чтобы «насыщать и совершенствовать порядок преходящих дел евангельским духом» (CIC can. 225. § 2). Понятие «А. м.» появилось во 2-й пол. XIX в., когда были созданы объединения мирян, гл. обр. в рабочей среде, стремившиеся с позиций католич. вероучения преодолеть социальные противоречия. Доктрина, в к-рой регламентируются цели и задачи А. м., формы и методы деятельности, раскрывается в документах II Ватиканского Собора ( Apostolicam actuositatem (далее - АА.), Ad gentes divinitus (2-3, 15-16, 21, 41), Lumen gentium (31, 33-35)), Кодексе канонического права 1983 г. (CIC can. 225-230, 298, 327), энцикликах и выступлениях пап, прежде всего в апостольском обращении Иоанна Павла II о призвании и миссии мирян в Церкви и миру от 30 дек. 1988 г. (Cristefideles laici//AAS. 1989. T. 81. P. 393-521). Целью А. м. является «искание Царства Божия посредством ведения мирских дел». Задачи католиков-мирян: участвовать в разъяснении, защите и верном применении христ. принципов в решении совр. проблем; поддерживать дела милосердия и начинания по социальной помощи, сотрудничая со всеми людьми доброй воли (АА. 5-8). А. м. должно осуществляться во всех областях общественной жизни, важнейшими из к-рых являются деятельность церковных общин, семья (к традиц. обязанностям супругов являть и доказывать нерасторжимость и святость брачных уз, по-христиански воспитывать своих детей добавляются др. дела семейного апостольства - усыновление брошенных детей, содействие в руководстве школами и в обучении вере, поддержка советом и делом молодежи и семей, испытывающих материальные и нравственные затруднения), молодежь, социальная, национальная и международная сферы. Участие мирян в политике рассматривается не столько как право, сколько как их обязанность, хотя формы, уровни, задачи и виды ответственности могут быть самыми разнообразными. Миряне не могут оставаться безразличными, чуждыми и бездеятельными по отношению ко всему тому, что отрицает и подрывает мир: к насилию и войне, к пыткам и терроризму, к концлагерям, к милитаризации политики и ядерной угрозе.

http://pravenc.ru/text/75764.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял историческое Положение о церковном суде. Предполагается, что судебная система Русской Православной Церкви будет включать епархиальные суды, Общецерковный суд и Суд Архиерейского Собора, а также высшие церковно-судебные инстанции Русской Православной Церкви Заграницей и Самоуправляемых Церквей. Напомним, что до настоящего времени функции епархиального  суда в Санкт-Петербургской митрополии выполнял Епархиальный совет. О том, зачем нужен суд в Церкви, и что означает создание полноценного церковного суда для Русской Православной Церкви сегодня, мы попросили рассказать секретаря Епархиального совета, а также преподавателя канонического права в Санкт-Петербургских Духовных школах протоиерея Владимира Сорокина. Отец Владимир отметил, что воссоздание полноценного церковного суда налагает большую ответственность на все нынешнее церковное сообщество: «При помощи института церковного суда можно будет повысить ответственность у наших клириков и мирян за единство, святость, соборность и апостольство Церкви. Суд нужен не для того, чтобы кого-то ранить и унижать, а для того, чтобы единство, святость, соборность и апостольство Церкви были защищены высоким нравственным авторитетом судей. Но создание суда сегодня может принести и ряд опасностей. Чтобы суд выполнял свое предназначение, нужны профессиональные судьи, нужен высокий уровень духовного образования в церковной среде и ответственное общество. А сегодня с этим есть определенные сложности. Особенно тревожна безответственность общества и журналистов. СМИ сегодня только и ищут незначительных фактов, из которых можно раздуть всероссийскую проблему. И при определенных обстоятельствах церковный суд может оказаться той «мусорной корзиной», откуда журналисты будут вытаскивать подобный «мусор».

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-27/8...

Печать апостольства в нашей жизни 15.03.2017 07:40:17 Сергей Комаров В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики - единство, святость, соборность и - обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни. Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего , Иисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник является переводом с греческого апостолос , что в других местах Писания переводится на русский как апостол . Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времени , Бог послал Сына Своего [ Единородного ] (Гал.4,4). Послал - по-гречески эксапестилен - образуется от того же корня, что и слово апостол . Таким образом, Христос является, если можно так  выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите , научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19).  Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам - но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении - он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

http://radonezh.ru/analytics/pechat-apos...

Αρχεο Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: «Миссионерская деятельность не заканчивается принятием Таинства Крещения» 26 Νοεμβρου 2014 τος 19:56 В интервью «Коммерсанту» председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн рассказал о V Всецерковном съезде епархиальных миссионеров . — Как часто собирается съезд? — Миссионерский съезд проводится раз в четыре года. Его значение определяется теми вопросами, которые Священноначалие ставит перед миссионерами. — Какова повестка дня съезда? — Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета . Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности Церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. — Где осуществляется миссионерская деятельность? — Прежде всего это развитие приходской миссии: неслучайно, что в июле 2014 года Священный Синод принял специальное постановление о приходах Русской Православной Церкви, где большое внимание уделялось внутриприходской миссии. Сегодня приход является для миссионеров одновременно и некоей задачей по созданию евхаристической, то есть приходской общины, и в то же время приход является местом воцерковления, воспитания. Миссионерская деятельность не заканчивается принятием Таинства Крещения. После Крещения христианин не перестает быть тем, к кому обращена миссия. Поэтому чувство общинности, ответственности за приход должны проходить в атмосфере как внутри приходской миссии, так и во внешней миссии прихода. Через составление карты миссионерского поля прихода организуется миссионерское служение. Эта карта включает в себя такие особенности, как демографические данные, сведения о религиозном и национальном составе населения, наличии и деятельности неправославных религиозных организаций и деструктивных культов и объектов миссии. Из этой приходской миссионерской карты формируется карта благочиния, затем из карты благочиния путем сложения возникает миссионерская карта епархии.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4531535...

Какой должна быть современная миссия? Отвечают миссионеры Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа. 26 ноября, 2014 Для нас важно, что в очередной раз люди пообщались, — встретились делатели. Те, кто занимается миссионерским служением по своему призванию и велению духа. В Москве прошел V Всецерковный съезд епархиальных миссионеров. О главных вопросах съезда и о современном миссионерском служении рассказали участники съезда. Миссионерская деятельность не заканчивается принятием таинства Крещения Митрополит Белгородский Иоанн: Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир О повестке дня Если на предыдущем съезде главным вопросом была миссионерская ответственность мирян, то нынешний съезд проходит в другой ситуации, когда Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл и священноначалие нашей Церкви разработали стратегию привлечения мирян к миссионерской деятельности, которая нашла свое отражение в Синодальных определениях, в определениях Высшего Церковного Совета. Сейчас работает целая система подготовки миссионеров из мирян, чего не было раньше. Сегодняшняя повестка съезда сформировалась на основании тех потребностей вызовов в развитии просветительской деятельности церкви и ее апостольства, которые стали очевидными в последнее время. Фото: beleparh.ru О трудностях в миссионерской работе Как строить миссию внутри прихода, как сделать каждый приход миссионерским, как воцерковлять людей — вот главные вопросы нашей миссионерской деятельности сегодня. Помимо этого важные вопросы стоят перед миссионерами в информационном пространстве: защита церкви перед лицом секулярного мира, деятельность представителей христианских и нехристианских проповедников. Задача миссионера — своевременно понять, объяснить и среагировать на изменившийся мир и подсказать людям возможность правильно действовать в условиях сегодняшнего дня. Есть острые проблемы миссионерской деятельности, касающиеся вновь созданных епархий. На предварительных конференциях, прошедших в преддверии съезда, мы обсудили данные проблемы, в частности организацию максимально эффективной и адресной миссии в таких епархиях. В период подготовки к съезду обсуждались вопросы культурной миссии среди мигрантов. Совместно с отделом по взаимодействию Церкви и общества, возглавляемым протоиереем Всеволодом Чаплиным, Синодальным миссионерским отделом была проделана большая работа по подготовке концепции культурной миссии среди мигрантов для предотвращения религиозного экстремизма и прозелитизма. Сегодня мы понимаем, что с 1 января 2015 года, когда в силу вступит закон об обязательном изучении русского, основ права, языка и культуры России мигрантами, необходимо сделать все, чтобы наша культурная миссия была направлена на созидание мирного добрососедства. Усилив миссионерскую работу, мы увидим ее реальные плоды

http://pravmir.ru/kakoy-dolzhna-byit-sov...

Поздравительный адрес членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства 24 мая 2017 г. 12:00 24 мая 2017 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве,  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства и огласил адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш отец! В сей день отдания праздника Пасхи прославляя Победителя смерти и Подателя жизни Господа нашего Иисуса, обращаем к Вам радостотворные слова древнего приветствия: Христос Воскресе! От всех нас, членов Священного Синода, боголюбивого епископата, благоговейных пресвитеров и диаконов, честных иноков и инокинь и велия сонма богоспасаемых мирян Русской Православной Церкви сыновне просим Вас принять теплые сердечные поздравления с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, Вашим тезоименитством. Просвещаемый и укрепляемый Безначальным Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17), наставляемый и вразумляемый Единородным Его Божественным Сыном, через Которого мы получили благодать и апостольство (Рим. 1:5), вдохновляемый и оживотворяемый Утешителем, Духом истины, снишедшим некогда на учеников Христовых во Иерусалиме, Вы несете высокое и ответственное Предстоятельское служение. Стараясь с ревностию о деле Божием, с неоскудевающей заботой о пользе церковной совершать многопопечительные Первосвятительские труды, Вы черпаете силы в горячих молитвах ко Господу, наипаче же — в приобщении Его Пречистого Тела и Крови, в Таинстве Святой Евхаристии, Которое благоговейно совершаете в собрании верных. Особые прошения Вы возносите своему небесному покровителю равноапостольному Кириллу, а также его брату Мефодию, моля их вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии (тропарь святым), испрашивая у Солунских братьев помощи в Предстоятельском делании.

http://patriarchia.ru/db/text/4902736.ht...

Слово Кирила на XVII вручення фонду православних 24 травня 2017 р. 12:00 24 мая 2017 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства и огласил адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви. Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш отец! В сей день отдания праздника Пасхи прославляя Победителя смерти и Подателя жизни Господа нашего Иисуса, обращаем к Вам радостотворные слова древнего приветствия: Христос Воскресе! От всех нас, членов Священного Синода, боголюбивого епископата, благоговейных пресвитеров и диаконов, честных иноков и инокинь и велия сонма богоспасаемых мирян Русской Православной Церкви сыновне просим Вас принять теплые сердечные поздравления с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, Вашим тезоименитством. Просвещаемый и укрепляемый Безначальным Отцом светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17), наставляемый и вразумляемый Единородным Его Божественным Сыном, через Которого мы получили благодать и апостольство (Рим. 1:5), вдохновляемый и оживотворяемый Утешителем, Духом истины, снишедшим некогда на учеников Христовых во Иерусалиме, Вы несете высокое и ответственное Предстоятельское служение. Стараясь с ревностию о деле Божием, с неоскудевающей заботой о пользе церковной совершать многопопечительные Первосвятительские труды, Вы черпаете силы в горячих молитвах ко Господу, наипаче же — в приобщении Его Пречистого Тела и Крови, в Таинстве Святой Евхаристии, Которое благоговейно совершаете в собрании верных. Особые прошения Вы возносите своему небесному покровителю равноапостольному Кириллу, а также его брату Мефодию, моля их вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии (тропарь святым), испрашивая у Солунских братьев помощи в Предстоятельском делании.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4902738...

Американские католики совершат паломничество к Казанской иконе Божией Матери, возвращенной в Россию Папой Иоанном Павлом II 15 мая 2007 г. 14:35 В июне этого года в столицу Татарстана приедет из США большая группа паломников к Казанской иконе Божией Матери, переданной в августе 2004 года Папой Римским Иоанном Павлом II Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Организатором поездки, в которой примут участие 60 человек, выступило американское отделение Всемирного Фатимского апостольства, сообщил президент апостольства священник Марк Моретти в понедельник на заседании «круглого стола» в Москве. «У нас всегда был план добиться большего взаимопонимания между католиками, православными и вообще всеми христианами, и мы надеемся на помощь в этом Божией Матери», — сказал он. В случае массового интереса к данному мероприятию такие паломничества станут регулярными, и к участию в них будут приглашаться уже не только жители США, но и люди из других стран, где существуют католические общины. Список Казанской иконы, к которому предполагается устраивать паломничества, 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был доставлен в Москву в 2004 году главой Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером . 28 августа 2004 года святой образ был передан Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II по окончании литургии в Успенском соборе Кремля. Переданный образ — один из списков чудотворной Казанской иконы, обретенной в XVI веке, которая, как считается, помогла освободить Москву от польской интервенции. Во многих храмах по всему миру сегодня находятся копии той знаменитой иконы. В течение долгих лет икона, возвращенная в конце концов в Россию из Ватикана, находилась в частных руках в Соединенных Штатах. Православные верующие хотели выкупить ее, но собранных средств не хватило, и святыню приобрела католическая организация мирян «Голубая армия». Как показала экспертиза, список, хранившийся у папы, был создан в конце XVIII века в Москве или неподалеку от российской столицы. При этом до сих пор не установлено, где находился этот список до революции — в приходском храме или в частном доме. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/239950.htm...

Сеул, 14 августа. Папа Франциск находится в Корее, куда прибыл сегодня утром в 10 часов по местному времени, сообщает Радио Ватикана . В первый день своего третьего зарубежного апостольского визита понтифик совершил святую мессу в здании апостольской нунциатуры. После обеда состоялась церемония приветствия в садах президентского дворца «Blue House», резиденции президента Южной Кореи госпожи Пак Кын Хе, которой Папа нанёс визит вежливости. В салоне «Чхуньму» сеульского дворца Папа Франциск встретился с властями страны, а затем в помещениях Корейской епископской конференции пообщался с епископами.  Завтра, 15 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Папа отправится на вертолете в Тэджон, где совершит торжественную мессу на стадионе Кубка Мира. В полдень Святой Отец прочтет вместе с верующими молитву «Ангел Господень». После обеда с молодежью в помещениях Высшей духовной семинарии Папа  посетит святилище Сольме, где в 1821 году родился первый корейский священник Андрей Ким Тэгон. Там Папа встретится с участниками Азиатского дня молодежи, после чего вернется в Сеул. В субботу 16 августа Папа посетит святилище корейских мучеников в Сосомуне, где возглавит Божественную литургию с обрядом беатификации Павла Юн Чи Чхуна и 123 сподвижников. После мессы понтифик отправится на вертолете в Ккоттоннэ, где посетит центр реабилитации инвалидов «Дом надежды» и встретится с монашескими общинами страны в образовательном центре «Школа любви», а также с руководителями Апостольства мирян в центре духовности. Вечером Папа возвратится в Сеул, а в воскресенье отправится в Хэми, еще к одной святыне, связанной с мученичеством христиан. Здесь состоится заключительная месса Шестого Азиатского дня молодежи. Вечером Папа вернется в Сеул, где на следующий день, 18 августа, запланирована встреча с религиозными лидерами, а потом - Святая месса о мире и примирении в кафедральном соборе Сеула. После полудня пройдет церемония прощания в аэропорту, откуда Папа вылетит в Рим. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла APOSTOLICAM ACTUOSITATEM [лат.- апостольскую деятельность], декрет Ватиканского II Собора об апостольстве мирян , утвержден 18 нояб. 1965 г. папой Павлом VI . В его подготовке приняли участие руководители светских католич. орг-ций и движений. В декрете определяются цели, характер и основные принципы апостольства мирян, даются пастырские указания для более успешного его осуществления, т. к. «во многих странах, где священники пока еще малочисленны или лишены свободы, необходимой в их служении, без сотрудничества мирян Церковь почти не может присутствовать и действовать». От мирян, к-рые одновременно являются членами Града Божия и града человеческого, требуется служение, «чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом». Отмечается, что целесообразно развивать апостольство в организованной форме, совершенствуя международные объединения католиков. Особое значение в документе придается орг-циям Католического действия . Касаясь отношений мирян с высшей церковной иерархией, декрет утверждает, что никакая орг-ция не имеет права приписывать себе наименование «католическая» без согласия церковной власти. В задачу церковных иерархов входит направлять апостольство мирян, при этом «не лишая их необходимой свободы действий». Большое значение декрет придает подготовке мирян к апостольскому служению. Знания теологии, этики и философии должны сочетаться у мирянина с высоким культурным уровнем, умением жить по-братски, сотрудничать, вести диалог. Ист.: Enchiridion Vaticanum. Il Concilio Vaticano II: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970. p. 527-585; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 253-281. Лит.: Казанова А. Второй Ватиканский собор: Критика идеологии и практики совр. католицизма. М., 1973. С. 261-270. Н. Н. Поташинская Рубрики: Ключевые слова: GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором DEI VERBUM догматическая конституция о Божественном Откровении, принята Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/75710.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010