В качестве апостольского делегата Франц. Африки Л. представлял Папский престол от лица 26 апостольских вик-ств и 17 апостольских префектур в странах Франц. Зап. Африки, Франц. Экваториальной Африки, а также в Марокко, в странах Сахары и на Мадагаскаре. Согласно данным папой Пием XII директивам, Л. поручалось развивать структуры католич. Церкви в Африке путем реорганизации католич. миссий в самостоятельные диоцезы, на кафедры в к-рых он должен был подобрать кандидатуры из числа клириков, принадлежавших к коренному населению стран, поощрять развитие миссионерства и деятельность светских католич. орг-ций. Стараниями Л. были созданы апостольские вик-ства и префектуры (всего - 21), а также учреждены 11 архиеп-ств и 30 еп-ств, рекомендованы к назначению в качестве правящих епископов 37 кандидатур, в основном из числа местного населения. Л. способствовал учреждению 3 епископских ассамблей (Мадагаскара, Франц. Зап. Африки и Франц. Экваториальной Африки), однако настаивал на вспомогательном и координационном характере их деятельности, подчеркивая, что правящий епископ диоцеза обладает властью и независим по отношению к структурам епископских ассамблей. Успешная деятельность Л. была отмечена папой Пием XII, который привлек его в качестве советника при подготовке энциклики «Fidei donum» от 21 апр. 1957 г., посвященной католич. миссиям в Африке. В нач. 1959 г. Л. выразил желание оставить один из своих постов, и 22 июля 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII освободил его от должности апостольского делегата Франц. Африки, оставив правящим архиепископом Дакара. 15 нояб. 1960 г. Иоанн XXIII сделал его ассистентом папского трона. Как представитель франкоязычных стран Зап. Африки, Л. был назначен в Центральную подготовительную комиссию II Ватиканского Собора, созданную в соответствии с motu proprio «Superno Dei nutu» от 5 июня 1960 г. Во время сессий комиссии Л. выступал с критикой отдельных проектов документов (схем), в т. ч. о реформе литургии (с т. зр. Л., введение в богослужение народных языков вместо латыни разрушило бы символ единства в католич. вере разных народов), об апостольстве мирян (архиепископ высказался против предоставления светским католич. орг-циям большей автономии от церковных властей), а также о религ. свободе (в этом проекте документа Л. видел противоречие с социальным учением Римских пап со времен Пия IX , осуждавших принципы религ. либерализма, свободы совести и светского гос-ва). Уже на 1-й сессии комиссии 15 июня 1961 г. Л. указал на недопустимость включения в состав подготовительных комиссий Собора в качестве консультантов тех теологов, чьи работы были подвергнуты церковной цензуре за несоответствие католич. вероучению, прежде всего подразумевая доминиканца пресв. Ива Конгара и иезуитов Анри де Любака и Карла Ранера .

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Достоинство и служение св. апостолов, как знавших Христа во плоти и им Самим призванных, не передаваемо, и епископат отнюдь не имеет полноты даров апостольства и в этом смысле н е есть апостольское служение. Последнее гораздо выше епископства, которое входит в апостольство как один из частных его даров, и даже не должно быть сравниваемо с ним. Можно считать, что вдуновение Духа Св., которым подавалась апостолам власть отпущения грехов в явлении Воскресшего Христа ( Ин. 20, 22–3 ), было для них как бы епископским рукоположением, и оно получило силу для себя в Пятидесятнице. Однако самое призвание в апостольство, совершенное Христом, вовсе не было связано с каким-либо частным даром и не было приурочено только к нему одному. И то, что св. апостолы в Пятидесятницу восприняли в огненных языках Духа Св., было гораздо большим, нежели только епископство, – именно все их пророческие и харизматические дары. Церковь называется апостольской не в смысле «апостольского преемства» епископского рукоположения, или, по крайней мере, не в одном только этом смысле, но в отношении всей полноты апостольского предания. И апостольское преемство в этом смысле свойственно всей церкви, а не одной лишь иерархии, как и дары Пятидесятницы в образе огненных языков даны не одной лишь апостольской иерархии, но и всему народу церковному. Католическое и католизирующее истолкование Пятидесятницы хочет придать ей то значение, что в Сионской горнице были собраны лишь первоиерархи – апостолы, и лишь через них эти дары далее передаются остальным членам Церкви. Но такое тенденциозное истолкование противоречить фактам, ибо по книге Деян. при сошествии Св. Духа присутствовали не одни апостолы, но и Мария, Матерь Божия, и многие другие (Ср. Деян. 1, 14 и 2, 1, 4). Но даже если бы и не было этого, нельзя думать, что апостолы в Пятидесятницу представляли собой только иерархию, «учащую и правящую церковь », при отсутствии мирян. Правильнее считать в таком случае, что 12-рица апостолов фактически представляла собой все тел о церкви со всеми ее членами, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

контроль за назначением епископов и священников на кафедры и приходы. 8 мая польск. епископат во главе с В. направил председателю Совета министров Польши Б. Беруту послание «Non possumus», в к-ром выражался протест против вмешательства властей во внутренние дела католич. Церкви и попыток гос. контроля за назначением на церковные должности. В ответ польск. правительство предприняло ряд репрессивных действий в отношении католич. духовенства и религ. изданий. 14-22 сент. был проведен показательный процесс над Келецким еп. Чеславом Качмареком, обвиненным в сотрудничестве с нацистами, шпионаже и антигос. деятельности и приговоренным к 12 годам заключения. 24 сент. В. направил правительству послание «В защиту папы и иерархии», в к-ром вступился за осужденного епископа. Поздним вечером 25 сент. примас был арестован и вывезен из Варшавы. С 26 сент. В. содержался под арестом в мон-рях в Рывалд-Крулевски, Сточеке, Пруднике и Команьче. После возвращения к власти В. Гомулки (окт. 1956) 26 окт. В. был освобожден и через 2 дня вернулся к исполнению своих обязанностей. 8 дек. 1956 г. было заключено новое соглашение между польск. епископатом и правительством, отменявшее декрет от 9 февр. 1953 г. и ряд ограничений на религ. деятельность. В 1957 г. с разрешения властей примас посетил Ватикан, где 18 мая папа Пий XII вручил ему знаки кардинальского достоинства и присвоил титул кардинала-пресвитера рим. ц. св. Марии за Тибром (S. Mariae trans Tiberim). В. участвовал в подготовке и проведении Ватиканского II Собора , являясь членом Центральной подготовительной комиссии (с февр. 1962), комиссии по апостольству мирян и адм. секретариата Собора (с окт. 1962) и Совета президиума Собора (с 24 авг. 1963). На Соборе В. занимал позицию принятия большинства соборных реформ, но выступал против изменения бревиария и подчеркивал важность сохранения лат. языка в богослужении. Во многом благодаря инициативе В. во время закрытия 3-й сессии Собора 21 нояб. 1964 г. папа Римский Павел VI провозгласил Пресв.

http://pravenc.ru/text/161131.html

Может быть, самая большая беда, которая со временем возгнездилась в жизни Церкви и в сознании мирян, — это мысль, что за Церковь несут ответственность архиереи, священники, в общем, священнослужители, а мое дело — прийти, в лучшем случае, раз в неделю, свечку купить, помолиться, причаститься, если есть возможность, Святых Христовых Таин и уйти до следующего раза. Но не для того Церковь Божия создавалась, чтобы время от времени люди приходили в храм для совершения богослужений. Церковь создавалась, чтобы мы все жили в этой крепости, а для того чтобы жить в крепости, нужно защищать ее стены. А когда происходят нападки на Церковь, — а мы живем сейчас именно в такое время, когда нападки становятся особенно изощренными, — защита Церкви становится делом не отдельно взятых людей, в том числе церковных чиновников, но делом каждого верующего. Мы все несем ответственность за стены, которые ограждают нас от сил зла и через защиту которых мы обретаем спасение, — в этом и заключается апостольство Церкви. То, что совершали апостолы, есть неотъемлемая часть жизни Церкви. Мы потому и называем Церковь Единой, Святой, Соборной и Апостольской, потому что деяния апостолов живут в Церкви. Предание, идущее от апостолов, живет в Церкви. Церковное устроение, идущее от апостолов, существует и в нашем многомятежном XXI веке непоколебимо, без всякого извращения и отклонения от истины. Пусть память о святых апостолах поможет нам актуализировать в нашем сознании тот великий подвиг, который они совершили, а сделать это можно через осознание нашей ответственности за Церковь и наше участие в великом апостольском служении, к которому каждый призывается через купель Крещения. Мы освятили сегодня храм, который построен по программе строительства новых храмов. Мне сообщали о том, что его возведение, одно из первых в рамках этой программы, сопровождалось очень большими трудностями. Все эти трудности были преодолены — прежде всего усилиями тех, кто несет ответственность как за строительство храма, так и за существование прихода; но ведь в преодолении всех этих трудностей участвовали и те, кто потом стал нашими прихожанами. И дай Бог, чтобы на этом единичном примере защиты Церкви, оказания помощи в строительстве храма мы могли бы выработать в себе навык постоянного активного участия в церковной жизни, каждый в меру своих сил. К этому мы призываемся подвигом святых апостолов и памятью об их подвиге, который особо торжественно чествуется сегодня, в день, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5470476.ht...

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации). Важнейшими из них следует признать : «Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире Из декретов наиболее важны : «Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян Из деклараций : Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религиям Какие же реформы произвел собор? Сразу оговорюсь, что за рамками сегодняшнего доклада я намеренно оставляю такие темы, как, к примеру, «теология освобождения», которая для некоторых (в основном «левых» политических кругов) вообще является главной темой собора, произведенная на соборе определенная ревизия принципа папской монархии, ранее окончательно провозглашенной Первым ватиканским собором и т.п. Мой интерес ко Второму Ватиканскому собору носит прикладной, инструментальный характер, мне интересны параллели, которые можно и нужно провести с сегодняшней ситуацией в нашей Православной Церкви, где церковный модернизм и реформаторство, а также отношение к нему также является насущной и актуальной проблемой. Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

Но это есть простое недоразумение, ибо православная догматика совершенно не знает идеи продолжения апостольского звания в их преемниках. Достоинство и служение святых апостолов, как знавших Христа во плоти и Им Самим призванных, не передаваемо, и епископат отнюдь не имеет полноты даров апостольства и в этом смысле не есть апостольское служение. Последнее гораздо выше епископства, которое входит в апостольство как один из частных его даров и даже не должно быть сравниваемо с ним. Можно считать, что вдуновение Духа Святого, которым подавалась апостолам власть отпущения грехов в явлении Воскресшего Христа ( Ин.20:22–23 ), было для них как бы епископским рукоположением, и оно получило силу для себя в Пятидесятнице. Однако самое призвание в апостольство, совершенное Христом, вовсе не было связано с каким-либо частным даром и не было приурочено только к нему одному. И то, что святые апостолы в Пятидесятницу восприняли в огненных языках Духа Святого, было гораздо большим, нежели только епископство, – именно все их пророческие и харизматические дары. Церковь называется апостольской не в смысле «апостольского преемства» епископского рукоположения, или, по крайней мере, не в одном только этом смысле, но в отношении всей полноты апостольского предания. И апостольское преемство в этом смысле свойственно всей Церкви, а не одной лишь иерархии, как и дары Пятидесятницы в образе огненных языков даны не одной лишь апостольской иерархии, но и всему народу церковному. Католическое и католизирующее истолкование Пятидесятницы хочет придать ей то значение, что в Сионской горнице были собраны лишь первоиерархи – апостолы, и лишь через них эти дары далее передаются остальным членам Церкви. Но такое тенденциозное истолкование противоречит фактам, ибо по книге Деяний Апостольских при сошествии Святого Духа присутствовали не одни апостолы, но и Мария, Матерь Божия, и многие другие (Ср. Деян.1:14 и Деян.2:1–4 ). Но даже если бы и не было этого, нельзя думать, что апостолы в Пятидесятницу представляли собой только иерархию, «учащую и правящую Церковь », при отсутствии мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Собранный вами в Константинополе Собор, не обратив внимания на указанный порядок, позволил себе нарушить установившуюся традицию: именно, собравшийся в Константинополе Собор (ibidem coetus conveniens) позволил себе без согласия Римского епископа лишит сана своего патриарха Игнатия. Как это достойно порицания, видно, между прочим, из того, какие против него выведены свидетели, которым по канонам неуместно быть допущенными к свидетельству. Что данные ими показания внушены пристрастием, ясно из того, что ни сам Игнатий не подтвердил их своим признанием, ни обвинители не представили доказательств на свои слова, требуемых канонами. И, несмотря на указанные нарушения, Собор допустил еще более постыдное, избрав из светского звания пастыря себе. Какое самонадеянное безрассудство поставить над божественным стадом такого пастыря, который не научился еще управлять собой. По уставу о светских науках, никто не может получить степень магистра прежде, чем, постепенно переходя разные степени дисциплин, не достигнет учености. А вот Фотий захватил степень доктора прежде, чем сделаться ученым, захотел сделаться магистром, не быв учеником; не проходя авдиторства, вышел в учителя. Незаконно заняв кафедру доктора, он предпочел прежде учительствовать, а потом учиться, прежде священствовать, а потом получить освящение, прежде просвещать, а потом самому просвещаться. Но это воспрещается правилами католической Церкви, и святая Римская Церковь чрез предшественников наших, учителей католической веры, всегда воспрещала подобные избрания... Предшественник наш на этой кафедре, святейший папа Адриан, в письме, отправленном в Константинополь по делу о святых иконах, постановил, чтобы из мирян впредь не посвящали в епископы в Константинопольской Церкви: текст этого письма вы можете найти в деяниях Собора, бывшего в то время в Константинополе. Ввиду этих обстоятельств, относящихся к посвящению Фотия, мы не можем дать соизволения нашего апостольства, пока через наших послов, к вам отправленных, мы не получим донесения о всем, что в вашем городе постановлено или что совершается по церковным делам. И дабы во всем соблюсти добрый порядок, мы изъявляем желание, чтобы Игнатий, который, как вы изволили написать, самовольно оставил управление патриаршим престолом и лишен власти на Соборе, чтобы он представился нашим послам и явился на собрание Собора и чтобы согласно вашим законам было расследовано, почему он пренебрег вверенной ему паствой и почему презрел постановление предшественников наших, пап Льва и Бенедикта. Все его показания тщательно будут проверены нашими легатами, дабы ясно было, соблюдены ли были канонические постановления в его деле или нет. Все дело в заключение должно быть представлено на наше благоусмотрение, дабы мы по апостольскому авторитету приняли такое решение, коим бы ваша Церковь , постоянно волнуемая смутами, предохранена была на будущее время в целости и непоколебимости».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Через духовный подвиг, который концентрируется в обителях, мы можем приобщаться к таким идеям, таким мыслям, такой практике жизни, которая может реально изменить жизнь всего народа, всей нашей страны к лучшему. Из проповеди после Литургии в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 11 июля 2018 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев Сила апостольского свидетельства Сила апостольского свидетельства дошла до наших дней, и в этом смысле мы все их преемники. А если так, то мы должны воспринимать не только то, чему научаемся через их послания, через их житие, но и воспринимать само их апостольское служение. Церковь именуется апостольской именно потому, что продолжает апостольское служение, продолжает свидетельствовать миру. Было бы большой ошибкой считать, что это свидетельство – дело лишь архиереев, священников. Вся Церковь свидетельствует миру – быть может, в первую очередь через апостольские труды мирян. И сегодня это служение очень значимо. Знаю много историй, которые до меня доносит и человеческая молва, и свидетели, о том, как простые верующие люди обращают к вере своих сограждан. Удивительная история апостольства нашей Церкви продолжается и в нынешнее время. Наверное, никогда в деталях невозможно будет обо всем этом рассказать, очень многое уйдет с теми, кто совершал и совершает это служение. Но я бы хотел, мои дорогие, поблагодарить за эти труды всех, кто обратил хотя бы одного своего соотечественника, привел его ко Христу, к купели крещения. А всех вас призываю помнить, что наш долг – не только самим молиться в храме, исповедовать веру, но и трудиться для того, чтобы вера Христова, как и во времена апостолов, через свидетельство членов Церкви укреплялась в народе нашем. Из слова после Литургии в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове 12 июля 2018 года, в день памяти апостолов Петра и Павла Она не могла оставить страну, которая стала для нее второй Родиной Размышляя об этой трагедии, я подумал: почему же палачи не расстреляли святую Елисавету? Ужасная казнь, но все-таки мгновенная смерть… Почему нужно было эту хрупкую женщину в монашеской одежде сбрасывать живой в эту глубокую яму? Почему нужно было сбрасывать живыми всех остальных? Почему нужно было бросать гранаты, даже не зная, погибнут ли от них люди или будут страдать, мучаясь от ран? Никаким революционным порывом, никаким стремлением к социальной справедливости, никакой борьбой с эксплуататорами – ничем, что декларировалось как причина революции, невозможно оправдать эту безумную диавольскую злобу.

http://pravoslavie.ru/114449.html

Первостепенная и главная роль в христ. воспитании отводится родителям, в обязанность к-рым вменяется обучение вере детей с момента их рождения и крещения (GE. 3). Признавая, что родители должны обладать полной свободой в выборе школы для детей (GE. 6), Собор тем не менее напоминает, что родителикатолики обязаны по мере возможности отдавать предпочтение католич. школам (GE. 8). Декларация обязывает гражданское общество помогать родителям в сфере воспитания детей. Гражданское общество должно защищать права родителей и др. участвующих в воспитании лиц, учреждение школ и учебных заведений и финансирование их и др. (GE. 3). Гос-во должно обеспечить всеобщее школьное образование детям и контроль за его качеством (GE. 6), гражданские власти должны заботиться об осуществлении религ. свободы, учитывая плюрализм совр. общества, и об организации школьного воспитания детей согласно нравственным и религ. принципам их семей, в т. ч. и за счет гос-ва (GE. 7). В обязанности католич. Церкви входит не только воспитание принадлежащих к ней верующих, но и помощь всем в достижении «полного совершенства человеческой личности ради блага самого земного общества и для создания более гуманного мира» (GE. 3). Как средства религ. воспитания документ выделяет катехизацию (GE. 4), апостольство мирян (прежде всего преподавателей-католиков) в некатолич. школах (GE. 7). Особое значение в деле воспитания придает католич. школам, выпускники к-рых вместе с получением общего образования приучаются «к успешному труду на благо земного града» и к ведению «примерной и апостольской жизни»; преподаватели в таких школах должны обладать соответствующими знаниями в светских и религ. науках и необходимыми педагогическими навыками (GE. 8). Собор допускает и одобряет обучение в католич. школах учеников-некатоликов (особенно на территориях миссий), равно как и множественность форм обучения в зависимости от местных условий и потребностей совр. общества: напр., католич. школы профессионального и технического образования, учреждения для образования взрослых и др. (GE. 9).

http://pravenc.ru/text/546223.html

Мирянам следует активно участвовать в жизни прихода, им может быть доверено изложение христ. вероучения и осуществление под рук. церковного настоятеля отдельных богослужебных обрядов (АА. 24е). Мирянам в случае нехватки священников разрешается проповедовать, предстоятельствовать на литургических молитвах, крестить и причащать, исполнять обязанности чтеца , пономаря, звонаря, органиста, аколуфа , помогающего епископу или приходскому священнику. Миряне могут участвовать в советах по управлению церковным имуществом, создаваемых при епископе или приходском священнике, выполнять функции судей и экспертов на церковных судах (CIC can. 129. § 2, 228, 230, 1112, 1421. § 2). Сотрудничество священников и монашествующих с мирянами осуществляется в рамках епархиальных или приходских советов. Римско-католич. Церковь занимается организационным развитием А. м. в форме ассоциаций, групп, общин, движений, признавая свободу объединения мирян в Церкви. Как отмечает папа Иоанн Павел II, в наст. время «можно говорить о новой эре коллективных объединений верующих-мирян». В соответствии с решением II Ватиканского Собора в качестве международного координационного центра при Римской курии был образован Папский совет по делам мирян (в 1967 в порядке эксперимента, с 1976 постоянно), в наст. время возглавляемый кард. Дж. Ф. Стаффордом. Деятельность Папского совета связана с функционированием Фонда Пия XII для А. м. В 1968 г. в Папский совет по делам мирян была включена Конференция международных католич. орг-ций. Периодический характер носят фундаментальные Всемирные католич. конгрессы А. м., входящие в сферу ответственности их Постоянного комитета. Ист.: Иоанн Павел II, папа Римский. О призвании и миссии мирян в Церкви и мире. М., 1995; Каноническое право: О народе Божием/Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. С. 35-38; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998; Катехизис католической Церкви. М., 1998. C. 210-211; Ann. Pont. 1999. P. 1235-1238, 1859. Лит.: Ковальский Н. А. Международные католические организации. М., 1962; он же. Ватикан и мировая политика. М., 1964. С. 217-262; Поташинская Н. Н. Католический клерикализм и народные массы: (Система организаций Католического Действия). М., 1971; она же. Католическая Церковь и рабочее движение в Италии. М., 1979; Альдасабаль Х. Служение мирян в церковной общине. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/75764.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010